КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 24 страница
ратно пропорциональная ей величина чувствительности входят в ка- честве одной из детерминант именно в интенсивностную характе- ристику образа и тем самым так или иначе обусловливают послед- нюю, не нуждается в дополнительных пояснениях. Самый факт различия величины порога на предмете и на фоне является по своему существу в такой же мере прямым выражением сенсорно-перцептивной <двуслойности> интегрального образа в об- ласти интенсивностной характеристики, в какой исходный феномен выделения предмета из фона воплощает наличие этих двух плас- тов> в области пространственно-временной структуры образа. Об- щий пространственный фон представлен уже на сенсорном уровне и поэтому является более первичным компонентом образа, обеспе- чивающим возможность отнесенности образа к определенной коор- динате внешнего пространства. Естественным выражением исходной роли сенсорного фона или поля является, по-видимому, и факт более низкой величины порога и соответственно более высокой чувствительности именно на фоне. Выделение и различение элементов внутри объекта имеет значение вторичного фактора по сравнению с обнаружением самого объекта и его локализацией на фоне, т. е. во внешнем пространстве. Таким образом, эти факты обнаруживают органическую взаи- мосвязь пространственно-временных и интенсивностных характе-
Лурия А. Р. Высшие корковые функции. М., 1962, с. 121,
ристик в рамках общего свойства предметности сенсорно-перцеп- гивного процесса. Поскольку выделение предмета из фона как исходное выра- жение свойства предметности по существу заключает в себе их противопоставление, т. е. определенного рода контрастирование, естественно ожидать, что проявления свойства предметности в об- ласти модальных характеристик зрительного образа могут быть обнаружены в области феноменов цветового контраста. И соответ- ствующие факты в этой области психофизиологии действительно имеются. К их числу нужно прежде всего отнести распространение цветового одновременного контраста на всю воспринимаемую фи- гуру. Контрастный цвет как бы <разливается> (С.Л.Рубинштейн) по всему пространству фигуры, если она не расчленена. Но <доста- точно разбить эту фигуру на какие-либо две части,-пишет С. Л. Рубинштейн,- чтобы линия, разделяющая фигуру на две фи- гуры, явилась преградой для распространения контраста. Целый
.27
ряд опытов подтверждает это положение>." Такая линия раздела между двумя фигурами является грани- цей сопротивляющихся цветовых полей, у которой действие конт- раста является максимальным и выражается в феномене так на- зываемого краевого контраста. На внутренние же части предметно обособленных полей контраст распространяется слабее. Если ин- дуцирующая цветовая поверхность сама является лишь частью определенной предметной структуры, то действие контраста возра- стает. Эти результаты подтверждаются не только многосторон- ними исследованиями Б. Н. Компанейского, проанализированны- ми затем С. Л. Рубинштейном, но и обширным эксперимен- тальным материалом, обобщение которого содержится в работе Д. Б. Джадда Все эти экспериментальные факты ясно показывают, что мо- дальные характеристики, как и интенсивностнЬте, ведут себя резко по-разному, в зависимости от того, взаимодействуют ли компонен- ты сенсорно-перцептивного поля внутри образа предмета или меж- ду образом предмета и образом внешнего по отношению к данному предмету фонового пространства. Внутрипредметная структура об- раза, или структура, воспроизводящая внутреннюю метрику его объекта, проявляет себя во взаимосвязях модальных характеристик перцепта таким же обособленным и единым образованием, как и во взаимоотношениях его интенсивностных и. пространственно-времен- ных характеристик. Во всех этих трех основных характеристиках образ предмета противостоит образу фона, что и выражается в раз- личиях величин соответствующих параметров (локализация, поро- ги, цветовой тон).
См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 194. " Там же. " См.: Компанейский Б. Н. Автоиндукция от полного светового пото- ка-Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. XVIII. Л., 1939. См.: Джадд Д. Б. Указ. соч.
Последний момент, на который важно указать в контексте данного опи- сания эмпирических проявлений свойства предметности, не получил своего вы- ражения в каком-либо специальном показателе или отдельном эксперименталь- ном факте, а вытекает в качестве общего итога из упомянутой выше органиче- ской взаимосвязи пространственно-временных, интенсивностных и модальных характеристик перцепта как психического изображения объекта. Момент этот заключается в том, что, в отличие от в.сех существующих ныне физических или технических форм сигналов-изображений (механический отпечаток, фото-, теле- или киноизображение), в которых пространственные характеристики (например, величина или форма) могут быть обособлены от модальных и интенсивностных и представлены независимо от последних, в перцепте пространственно-временные, модальные и интенсивностные характеристики необособимы друг от друга. В зри- тельном образе форма необособима от цвета и светлоты, в осязательном-от твердости, гладкости, упругости и т. д. Это создает специфику предметности психического изображения, благодаря которой внешний предмет представлен. в образе в такой полноте своих объективно взаимосвязанных свойств, что воз- никает иллюзия Отождествления предмета и образа.
Целостность перцептивного образа
Уже в рамках описания свойства предметности по существу был затронут ряд феноменов, непосредственно примыкающих к фе- номенологическому выражению свойства целостности перцептив- ного образа. И такое взаимопроникновение не случайно, поскольку предметность и целостность органически взаимосвязаны. Поэтому воплощающие их эмпирические факты получены в контексте иссле- дований одного и того же экспериментально-психологического на- правления-гештальтпсихологии. Если предметность характеризует различие в типе связи меж- ду элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с од- ной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внеш- нефоновыми-с другой, то целостность выражает общую специфи- ку соотношения между любыми элементами перцепта и его инте- гральной структурой. Целостность относится, таким образом, не к различиям во взаимосвязях разных частей друг с другом, а имен- но к отношениям этих разных частей к целому. Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных ес- тественно вычленяющихся здесь аспекта - влияние целого на вос- приятие частей и факторы объединения частей в целое. Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целост- ности перцептивного образа относится к первому аспекту и заклю- чается в доминировании целостной структуры перцепта над воспри- ятием его отдельных элементов. Экспериментальный материал сви- детельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования. Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по- разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений (рис. 14). Так, один и тот же элемент на рис. 14, никак не меняя собст- венных пространственных характеристик, воспринимается в струк-
туре лица молодой женщины как очертание нижней части щеки, а в структуре лица старой женщины - как крыло носа. Другой элемент, воспринимаемый как часть лица молодой женщины, видится как ухо, а в качестве части лица старой женщины-как глаз. В этих феноменах изменения характера вос- приятия отдельных элементов определяющее влияние той структу-
Рис. 14. Различия в восприятии одних и тех же элементов. Лицо в двойственном изображении.
ры, в состав которой данный элемент входит, столь отчетливо пред- ставлено, что не нуждается ни в каком дополнительном описании и пояснении.
В указанном случае доминирует пространственная характеристика целостной структуры, в частности форма объекта, что выражается в изменении восприятия пространственной же характеристики элемента. Однако такого рода детермини- рующее влияние целого проявляет себя в области модальных характеристик пер- цепта. Так, по данным Фукса, один и тот же средний желто-зеленый кружок ви- дится как зеленый, если он воспринимается в окружении сине-зеленых кружков, и как желтый, если он воспринимается в структуре из желтых кружков.
Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заме- нить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной. Так, еще Эренфельс подчерк-
оооо о о о>в> < >; нул, что при проигрывании одной о оч и той же мелодии на разных ин- о о>: струментах или в разных регист- оо е pax она воспринимается как та же ° ° самая. Между тем, в каждом из ° °. таких вариантов проигрывания все звуки изменяются по характе- ристикам высоты и тембра. Эта независимость восприятия всей структуры от изменения характе- ристик ее отдельных элементов и выражает вторую форму прима- та целого над частями. В области зрительной перцеп- ции эта форма доминирования отчетливо демонстрируется таким, например, фактом, как сохране- ние общей структуры восприятия изображения при замене прост- ранственных характеристик его отдельных элементов, которые мо- гут быть представлены точками, черточками, кружками, крестика- ми и т.д. (рис. 15). Автономность целостного гештальта здесь про- является столь же отчетливо, как и в первой форме его доминиро- вания. Наконец, третья форма преоб- ладания целого над частями по- лучает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения ин- тегральной структуры при выпа- дении ее частей. Так, в штриховых
Рис. 15. Доминирование целого над частями при замене элементов образа.
Рис. 16. Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура.
изображениях воспроизведения нескольких точек контура челове- ческого лица все же достаточно для его целостного восприятия (рис. 16). Известны также факты помехоустойчивости восприятия строки печатного текста при наложении помех на. 85% ее площади. Общий смысл эмпирических фактов, воплощающих в себе все перечисленные формы доминирования, заключается в том, что кон- кретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в собственных степенях свободы и детерминируются и даже пред- определяются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Поэтому одни и те же элементы в разных гештальтах воспринимаются по-разному, а различие элементов в одном и том же гештальте не меняет восприятия общей структу- ры. В обоих случаях эффект определяется не самими по себе харак- теристиками данного элемента, а именно его местом в общей струк- туре, что и выражает эмпирическое существо первого из аспектов соотношения целого и частей. Хотя гештальтпсихология в своих теоретических позициях ис- ходила из изначальности и первичности целого по отношению к элементам, в ее экспериментальном материале-в полном соот- ветствии с несомненным общенаучным положением о том, что целое состоит из элементов и поэтому в каких-то своих характери- стиках неизбежно от них зависит - содержатся факты, воплощаю- щие второй аспект этого соотношения-зависимость способов группировки элементов в целое от характеристик самих элемен- тов. Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Фак- торы эти следующие: {.Фактор близости. При прочих равных условиях в це- лостную структуру объединяются элементы по признаку наимень- шего расстояния между ними. 2. Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность. 3. Фактор хорошей формы. Объединению подверга- ются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т. е. тел или фигур, обладающих свойством сим- метричности, периодичности, ритма и т. д. 4. Фактор коллективного движения.К объедине- нию в группу тяготеют элементы, совершающие совместное пере- мещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т. д.). 5. Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие про- странственные или модальные характеристики; в единую группи- ровку входят компоненты одной формы, одного цвета и т. д. Эти факторы представлены в экспериментальной психологии и приведены в настоящем перечне лишь в виде простого рядопо-
ложного феноменологического описания, но уже самое предвари- тельное и поверхностное эмпирическое обобщение сразу же позво- ляет выделить их общие черты, в рамках которых проявляется спе- цифика каждого из них.По.сути дела все они воплощают в себе модификации фактора однородности или общности элементов по различным признакам. Так, фактор близости представляет общность элементов по по- ложению в одной и той же <окрестности> пространства. Фактор замкнутости очевидным образом выражает общую принадлежность элементов к одной и той же предметно обособленной, вещной структуре. Фактор хорошей формы, наиболее неопределенный в от- ношении критериев объединения (что значит <хорошая> форма?), по существу заключает в себе проявление геометрической однород- ности или общности - окружность есть линия, все точки которой обладают общим свойством одной и той же -удаленности от центра. Прямая есть совокупность отрезков с одинаковой (нулевой) кри- визной. Ритмичность, периодичность, симметричность также за- ключают в себе проявление таких признаков общности по опреде- ленным пространственным или временным признакам. Таким об- разом, принадлежность к классу <хороших> форм действительно, как это явствует из самого эмпирического материала, опреде- ляется однородностью элементов данной формы по какому-либо из их геометрических признаков. Фактор коллективного движения представляет проявление од- нородности по кинематическим признакам--общей величине и на- правлению вектора скорости. Наконец, фактор, который фигурирует в экспериментальной психологии под именем однородности, выра- жает действительно однородность или общность, но по наиболее зримым и очевидным пространственным или модальным характе- ристикам объединяемых элементов (форма, цвет). Таким образом, все выделенные факторы, на основе которых элементы связываются в целостную структуру, суть не что иное, как разные частные формы общего объединяющего их начала- однородности по какому-либо из пространственно-временных или модальных признаков. Но однородность есть выражение ограни- ченности разнообразия. Связывание элементов в группы по их од- нородным признакам реализует, тем самым, тенденцию ограниче- ния разнообразия формирующихся структур или тенденцию умень- шения числа степеней свободы отдельных элементов. Организация группировок частей в целое осуществляется в таком направлении, чтобы количество степеней свободы частей оказалось минимизиро- ванным. Так, результат уже самого предварительного эмпирического обобщения приводит к заключению, что в обоих аспектах феномена целостности-доминировании целостной структуры перцепта над ее отдельными элементами и факторах объединения элементов в целое-в разных модификациях проявляет себя одна и та же общая тенденция, состоящая в минимизации количества степеней свободы отдельных элементов. Но это и есть по самому своему су-
ществу выражение природы целостности. Всякая форма целостно- ста какой-либо структуры-физического тела как совокупности молекул, организма как совокупности клеток, тканей и органов или сигнала как совокупности элементарных состояний своего но- сителя - есть не что иное, как связанность компонентов этой струк- . туры, физически выражающаяся в ограничении взаимной незави- симости компонентов или в уменьшении количества их степеней свободы. За разнообразием фактического материала, представляющего оба аспекта организации перцептивного гештальта, стоит, таким образом, единая феноменологическая закономерность, легко обна- руживаемая уже в контексте эмпирического описания, как бы не- посредственно под самой его поверхностью. Последний момент, который целесообразно в этом описании подчеркнуть, заключается в том, что в обоих рассмотренных аспек- тах феномена целостности реализующая ее тенденция минимиза- ции количества степеней свободы элементов проявляется и в прост- ранственно-временных, и в модально-интенсивностных их характе- ристиках. Так, доминирование интегральной структуры перцепта выражается в изменении восприятия формы, цвета или светлоты отдельного компонента, а группировка элементов в целое совер- шается по признакам геометрической, кинематической или модаль- но-интенсивностной однородности. В перечне факторов объединения элементов модальные и интен- сивностные характеристики представлены меньше по той простой причине, что в силу трехмерности пространства количество кон- кретных признаков, в которых выражена однородность элементов, значительно больше, чем соответствующее количество конкретных модальных и интенсивностных характеристик. В итоге есть основания заключить, что целостность, как и кон- стантность и предметность, является свойством <второго порядка>, т. е. свойством основных первичных характеристик образа - про- странственно-временных и модально-интенсивностных.
Обобщенность перцептивного образа
Обобщенность занимает особое место в перечне свойств пер- цептивного образа и в общей совокупности основных эмпирических характеристик психических процессов. Не случайно в данном опи- сании это свойство представлено последним. Заключая рассматри- ваемый здесь перечень свойств восприятия, она входит затем во все последующие списки основных эмпирических характеристик пси- хических процессов разных уровней организации в качестве <сквоз- ного> свойства, обладающего в рамках структурной общности спе- цифическими чертами в каждом из процессов. В дальнейшем анализе перестройка этой специфики обобщен- ности будет служить одним из важнейших показателей особенно- стей организации каждого из процессов. В данном контексте рас- сматривается первая из форм этого сквозного свойства - обобщен- ность максимально адекватного перцептивного образа, которая, как
это будет видно из дальнейшего анализа, не является, однако, про- стейшей и исходной. С точки зрения взаимосвязей характеристик внутри данного пе- речня описание обобщенности именно в его заключении вытекает из нижеследующих оснований. Все предшествующие характеристи- ки определяются, по крайней мере в основных своих проявлениях, внутренними связями компонентов данного конкретного перцепта в его непосредственном отношении к объекту. И хотя, конечно, прошлый опыт так или иначе включается в формирование любого перцепта и воздействует на него, однако по отношению к вышерас- смотренным характеристикам такое влияние является вторичным и обратным, а не главным и определяющим (поскольку эти харак- теристики выражают именно внутренние взаимосвязи элементов данного перцепта в его отношении к объекту). Даже такое свойство образа, как сохранение его интегральной структуры при выпадении ее элементов, несомненно связанное с участием прошлого опыта, облегчающего заполнение пустот, в основном определяется все же внутренними связями наличных компонентов перцепта, которые, ограничивая степени свободы каж- дого из отдельных элементов, предопределяют тем самым характер заполнения пустых мест. Именно исходя из первичного характера всех описанных выше свойств, определяемых непосредственным от- ношением данного перцепта к его объекту, они и создают исходную основу того перцептивного материала, который образует состав прошлого опыта, оказывающего в качестве апперцепции обратное влияние на структуру каждого последующего отдельного пер- цепта. Принципиально иным характером обладает соотношение внут- ренних связей элементов данного конкретного перцепта и внешних связей этого же перцепта с <апперцепирующей массой> или прош- лым опытом в области свойства обобщенности. Обобщенность первичного, и в частности перцептивного, образа заключается в. том, что отображаемый единичный объект-раздра- житель, выступая в адекватном перцептивном образе во всей своей индивидуальной специфичности, вместе с тем воспринимается в ка- честве представителя класса объектов, однородных с данным по каким-либо признаком. Эта отнесенность к классу, составляющая существо свойства обобщенности перцептивного образа, получает свое объективное выражение в однородных испол-нятельных реак- циях в ответ на действие разных экземпляров данного класса, а на специфически человеческом уровне-в однородных и адекватных словесных реакциях, обозначающих разные единичные представи- тели данного класса одним и тем же словом. Но содержанием данного актуального перцепта может быть только конкретный еди- ничный объект, Бездействующий на рецепторный аппарат. Ни дру- гие представители данного класса, ни класс в целом в содержании актуального образа данного объекта представлены быть не могут. Отдельные образы других представителей класса (<столов>, <де- ревьев> или <человеческих лиц>) или интегративный общий <порт-
.рет класса> могут лишь входить в содержание прошлого опыта, апперцепируюш,его данный актуальный перцепт., Поэтому тот факт, что воспринимаемый единичный объект представляет класс, неизбежно выводит свойство обобщенности за пределы внутренних связей элементов данного перцепта в его не- посредственном отношении к объекту и вводит в сферу внешних, .межобразных связей или связей актуального восприятия с прош- лым опытом, В этом пункте берет свое начало вопрос о связи вос- приятий (первичных образов) с представлениями (вторичными об- фразами), которые будут предметом специального рассмотрения ни- жe, Вместе с тем, так как класс представлен в опыте образами Щййругих своих экземпляров или эталонным суммарным портретом, <Поэтом же пункте возникает вопрос об операционном составе узна- йния представителя данного класса в индивидуальном образце, т е. вопрос о структуре и механизмах операции сличения с эта- лоном. Поскольку, однако, обобщенность здесь рассматривается как ойство перцептивного образа, т. е. как самый факт отнесенности :1.данного воспринимаемого единичного представителя к классу, в настоящем исходном эмпирическом описании свойств перцепта /в-ееэти вопросы оставлены за пределами анализа, а представлены "лишь эмпирические свидетельства самого наличия обобщенности, : т.,ё. феномена представленности класса в перцептивном образе. В экспериментальной психологии выявлены виды и зоны вариа- ций свойств тест-объекта, в пределах которых, несмотря на измене- ния, отдельных характеристик тест-объектов и на воспроизведение этих изменений в адекватном перцепте,. сохраняется отнесенность воспринимаемого образа к одному и тому же классу, т. е. обоб- щенность образа остается без изменений. Возможны два способа экспериментального варьирования свойств перцепируемых тест-объектов. Первый из них заключа- ется в изменении параметров индивидуального тест-объекта до пределов, за которыми этот объект перестает восприниматься как представитель того же самого класса. Так, Н. Н. Волков описы- . вает методический прием изменения геометрических характеристик архитектурных форм или внутренних пространств и прослеживания соответствующей динамики перцептивных образов. Если такое внутреннее пространство, имеющее обычный формат Комнаты, под- , вергнуть вытягиванию в длину, то <после какой-то обычной формы, : близкой по контуру основания к квадрату, мы долго еще будем воспринимать одно и то же качество, качество <комнатности>, пока, наконец, комната не вытянется настолько, что мы увидим не ком- нату, а коридор. Начнем сужать коридор-долго еще будет, кори- дор, пока не увидим щель. Вернемся к нашей комнате и будем поднимать потолок. Настанет момент, когда мы увидим себя в ко- лодце>.
"" Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950, с. 372.
Промежуток изменений индивидуального тест-объекта, в кото- ром он продолжает восприниматься как носитель одного качества и тем самым как представитель одного и того же класса, и есть зона обобщенности перцептивного образа. Н. Н. Волков справедливо подчеркивает, что хотя такого рода обобщенность, несомненно связана со словом и понятием, в своей исходной основе это есть именно перцептивная обобщенность, по- скольку она определяется структурой наглядного образа и не со- впадает с обобщенностью понятия. Если рассмотренный выше первый способ выявления границ зоны обобщенности основан на мнт/заиндивидуальном изменении свойств данного тест-объек- та, то второй способ заклю- чается в мяге/жндивидуаль- ном изменении этих свойств, г. е. в экспонировании разных индивидуальных представите- лей одного и того же класса. В этом случае ряд различных единичных экземпляров стати- чески представляет вариа- ции общего свойства класса в (по разных принадлежащих ему объектах. Так, Н. Н. Волков приводит данные по восприятию ряда четырехугольников с различными ве- личинами углов и длиной сторон (рис. 17, а) и ряда треугольников с различной величиной сторон и со срезанными углами (рис. 17, б). Учащиеся при восприятии четырехугольников (см. рис. 17, а) отнесли к группе параллелограммов трапецию и исключили из нее прямоугольник. Такой характер восприятия свидетельствует о том, что наглядная зона обобщенности <косых> фигур не совпа- дает с объемом понятия <параллелограмм>. Факты отнесения всех фигур (рис. 17, б) к классу треугольни- ков вопреки явно надпороговой величине срезанных углов и, сле- довательно, вопреки принадлежности двух из этих фигур к классу шестиугольников ясно показывают, что структура перцептивной обобщенности не определяется и порогами различения. Н. Н. Вол- ков делает обоснованный вывод о том, что <зона не есть объем понятия, зона не есть и область между двумя порогами различе-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |