КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 25 страница
ния> Мы, таким образом, имеем здесь дело не с элементарно-сен- сорной и не с мыслительной, а действительно с собственно перцеп- тивной обобщенностью. То обстоятельство, что зона обобщенности не совпадает с областью, находящейся между двумя порогами раз- личения, дополнительно свидетельствует, что при переходе от од- ного представителя класса к другому соответствующие перцептив-
Рис. 17. Зона обобщенности образа Н, Н. Волкову).
> Там же, с. 374.
ные образы, изменяясь со сменой экземпляров данного класса, вместе с тем сохраняют (в обычных условиях восприятия приведен- ных рисунков) максимальную адекватность своим объектам. При обычных условиях восприятия рисунков перцептивные образы по- следних находятся внутри диапазона полной константности, и по- этому каждый из образов является и остается по своей структуре метрическим инвариантом своего объекта. В качестве метрического " инварианта все эти перцепты конгруэнтны своим объектам и тем самым воспроизводят всю индивидуальную специфичность струк- туры каждого из них. Поэтому объем класса, ко всем представите- лям которого может быть отнесена пространственная структура образа, взятая целиком, во всем ее единичном своеобразии, прак- .тически равен одному объекту-именно тому, который в данном образе отображен: Исходя из этого, обобщенность перцепта, измеренная объемом класса, ко всем представителям которого целостная структура пер- цепта может быть полностью отнесена, внутри диапазона полной константности, или метрической инвариантности, является мини- шльной из возможных (поскольку для целостной структуры обра- за объем класса равен единице). Однако благодаря наличию об-
щих компонентов в различных целостных структурах метрически инвариантных образов разных представителей данного класса (на- пример, класса <косых фигур>) обобщенность, будучи минималь- ной, не является нулевой. Она имеет место, и объект каждого из рассматриваемых перцептов воспринимается как представитель класса всех экземпляров, которым соответствуют общие компонен- - ты целостной структуры различных единичных образов.
Приведенные выше феномены относятся к проявлению обобщенности образа по характеристикам его пространственной структуры. Но свойство обобщенности проявляется и в модальных характеристиках образа. Типичным примером обобщенности модальных характеристик образа Н. Н. Волков справедливо считает особенности восприятия цветового спектра. Вопреки непрерывному изменению физических характеристик света в спектре (по длинам волн) соответствующий ряд образов распадается на несколько от- носительно обособленных отрезков, получающих словесное воплощение в назва- нии цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Внутри каждого из отрезков располагается наиболее типичный представитель-дан- ного цвета, по краям - переходные качества. Но это и есть тот самый феномен обобщенности (заключающийся в восприятии данного единичного объекта в качестве представителя класса), проявляющейся, однако, здесь, в отличие от приведенных выше фактов, не в отношении пространственной структуры образа, а в отношении его качественной, модальной характеристики. Здесь также имеет- ся промежуток изменений, в котором уже не форма, а воспринимаемый цвет остается носителем одного и того же качества (<красное>, <зеленое> и т, д.), общего для всех представителей данного класса. Этот промежуток вариации и есть зона обобщенною и модальной характеристики.
Принимая во внимание, что в данном контексте рассматривается диапазон максимальной адекватности образа и, следовательно, полной константности цвето- восприятия, можно сказать, что, как и в случае пространственных компонентов, модальные компоненты образа, меняясь от одного представителя данного класса к другому (внутри зоны), остаются, однако, адекватными каждому из своих объектов во всей его специфичности, выражающейся здесь в особенностях кон- кретного оттенка данного цвета. Поэтому и здесь обобщенность является мини-
мальной (так как воспроизводится единичная специфичность оттенка цвета) и осуществляется за счет наличия именно общих компонентов в разных цвето- вых образах.
Как в области пространственно-временных, так и в области модальных характеристик перцепта сохраняется отнесенностъ вос- принимаемых объектов к общему для них классу, несмотря на изменения образов, остающихся адекватными, полностью констант- ными по отношению к своим объектам--разным единичным пред- ставителям одного класса. Эта сохраняющаяся внутри зоны обоб- щенности образа отнесенность к одному и тому же классу пред- ставляет собой прямой аналог константности; но в отличие от собственно константности, реализующей внутрииндивидуальное по-, стоянство образа, обобщенность представляет межиндивидуальную или внутриклассовую константность. Подчеркнем еще раз, что обобщенность, как и константность, предметность и целостность, проявляется и в пространственно- структурных и в модально-интенсивностных характеристиках обра- за. Поскольку на этом сквозном свойстве, проходящем через раз- ные психические процессы, заканчивается данный перечень основ- ных эмпирических характеристик перцептивного образа, можно сделать заключение, что этот перечень самим ходом рассмотре- ния входящих в него параметров оказался по существу расчленен- ным на две подгруппы. В первую из них входят первичные, ос- новные свойства образа, составляющие, так сказать, его фактуру или <ткань> --пространственно-временные и модально-интенсив- ностные характеристики. Без них вообще не существует сенсорно- перцептивного образа как частной психической формы сигнала ин-
формации. Во вторую подгруппу входят свойства, представляющие специфические особенности первичных свойств и поэтомуобозна-
Схема 5
Эмпирические характеристики перцептивного образа
Первичные свойства
пространственно-временная структура
модальность
интенсивность
Производные свойства
константность 1 1 предметность \ \ целостность j \ обобщенность
носятся константность, предметность, целостность и обобщенность, каждая из которых действительно проявляет себя во всех первич- ных (и пространственно-временных и модально-интенсивностных) характеристиках. Чтобы сделать этот последовательно представленный набор ха- рактеристик одновременно обозримым для целей следующего этапа анализа-задачи теоретического истолкования этого перечня пара- -метров, сведем его воедино (схема 5). Представленный в схеме 5 набор основных характеристик, прежде всего подлежащих объяснению, и послужит исходным пунк- "гом для попытки в первом приближении это объяснение осущест- вить.
2. Теоретический анализ основных эмпирических харак- теристик перцептивного образа
.: Принятая основная стратегия теоретического анализа ведет ;;к следующему шагу исследования - попытке вывести описанные, основные феномены, и параметры перцептивного образа как первого сйЕнала в качестве частных следствий общих принципов организа- ции сигнала Прежде всего это означает, что нужно соотнести вы- шеперечисленные характеристики как эмпирические индикаторы формы организации данного процесса с иерархической <этажер- кой>уровней упорядоченности сигналов и определить в ней <этаж>, занимаемый максимально адекватным перцептивным образом. В описанном выше эмпирическом перечне отчетливо выделяют- ся, как упоминалось, первичные и производные характеристики. Есть основания ожидать, что местоположение перцепта в иерархии форм изоморфизма может быть подсказано в первую очередь пер- вичными характеристиками, а параметры второго порядка, именно
в качестве производных,.окажукя затем следствиями местополо- жения в шкале уровней, определяющего способ организации дан- ного частного вида сигналов. Ориентировка на исходные характе- ристики перцепта тем более оправдана, что входящие, в эту под- группу пространственно-временные и модально-интенсивностные параметры являются основными определителями всякого сигнала, прямо выражающими конкретное содержание двух основных усло- - вий изоморфизма. Исходя из этого произведем необходимые соот- несения. Сделать это в данном случае значительно легче, чем при ре- шении аналогичной задачи применительно элементарным сен- сорным сигналам. Само по себе эмпирическое описание простран- ственно-временных и модальных характеристик ощущений в экспе- риментальной психологии было сформулировано на таком языке, что не содержало прямых и явных указаний на их принадлежность -к определенному уровню изоморфизм.а. Поэтому при попытке опре- делить местоположение сенсорного сигнала на шкале уровней изо- морфизма в качестве посредствующего этапа поиска необходим
был перевод феноменологического описания на язык-посредник. По понятным причинам (это следует из всего контекста настоящей работы) таким посредником между экспериментальной психологией и общей теорией сигналов не случайно оказался математический язык теории множеств и теории инвариантов. В данном случае, т. е. при определении места перцептивного образа в иерархии уровней изоморфизма, такое предварительное переформулирование феноменологического описания на язык-по- средник оказывается ненужным. Поиск существенно облегчается тем, что такой перевод на язык теории групп и теории инвариантов произведен здесь самой экспериментальной психологией под давле- нием ее внутренней логики и к тому же совершенно независимо от задачи последующего соотнесения с системой понятий общей тео- рии сигналов. В предшествующем контексте уже несколько раз упоминалось, а в приведенном выше эмпирическом описании было специально показано, что все характеристики пространственно-временной струк- туры перцепта, ранее разрозненно представленные в зпксперимен- тальной психологии,-охватываются емким эмпирическим заключе- нием И. Акишиге о том, что внутри диапазона полной констант- ности перцепт является метрическим инвариантом. Этот вывод Акишиге, продиктованный потребностью систематизировать и мини- мизировать феноменологическое описание, заключив различные ха- рактеристики пространственной структуры перцепта в рамки еди- ного понятия и являясь типичным эмпирическим обобщением, со- держит в себе прямое, терминологически оформленное указание на место перцепта в матрице уровней изоморфизма. Метрическая инвариантность сигнала, теоретически представ- ленная в качестве свойства самого частного уровня в матрице форм изоморфизма, и метрическая инвариантность интегрального пер- .цептивного образа, эмпирически полученная как обобщение фено- менологической картины, сомкнулись в одном и том же пункте. Это совпадение эмпирической констатации с теоретической дедук- цией подкрепляется еще одйой линией анализа. Акишиге к выводу о метрической инвариантности образа привели исследования пол- ной константности, охватывающей разные параметры пространст- венной структуры перцепта. Но, как было показано в предшествую- щей главе, эмпирический анализ фаз актуального перцептогенеза и стадий онтогенеза пространственного восприятия привел к такому же заключению. Вывод о метрической инвариантности максималь- но зрелого и адекватного перцептивного образа был также сфор- мулирован Ж. Пиаже по существу почти в тех же терминах, что и у Акишиге, и опять-таки безотносительно к языку и понятийно- му аппарату общей теории сигналов. Таким образом, результаты теоретической дедукции сошлись здесь не с одной, а с тремя ли- ниями эмпирического анализа - исследованием фаз актуального
Если не считать упомянутого выше неадекватного терминологического отождествления метрической и эвклидовой геометрий.
перцептогенеза, стадий возрастного перцепциогенеза и структуры зрелого уровня наиболее адекватной перцепции. Обоснованность итогового заключения о принадлежности мак- симально полного перцепта к метрическому уровню иерархии форм упорядоченности сигналов подкрепляется еще и взаимной незави- симостью всех этих четырех путей (одного теоретико-кибернетиче- ского и трехэкспериментально-психологических), приведших к об- щему результату. К этому надо добавить, что внутри диапазона полной констант- ности перцептивного образа.имеет место максимальная адекват- ность воспроизведения не только пространственно-временных, но и модальцо-интенсивностных характеристик образа. Поэтому пер- цептивный образ занимает в информационном спектре уровней упо- рядоченности сигналов самое частное и крайнее место метрического .автоморфизма, на котором к адекватному воспроизведению в мно- жестве-сигнале пространственной структуры множества-источника добавляется еще и различение модально-интенсивностных харак- теристик элементов этого множества (см. схему на стр. 103). Поскольку этой же строке шкалы соответствует и положение элементарного сенсорного сигнала, подчеркнем еще раз, что здесь речь идет именно об интегральном метрическом автоморфизме и ин- тегральном метрическом инварианте (пространственно-временном и модально-интенсивностном), определяющем специфичность мак- симально полного и адекватного перцептивного образа по сравне- нию с образом элементарно-сенсорным. На сенсорном уровне пар- циального метрического инварианта, сохраняющего в сигнале лишь метрику пространственно-временйой <арены> предмета или собы- тия, нет не только инвариантного воспроизведения внутренней мет- рики данного предмета-источника информации, но и адекватного воспроизведения его модально-интенсивностных характеристик (цвет и светлота на большой дистанции или при краткой экспози- ции отображаются очень неточно и с большими флуктуациями). Так, первичные характеристики образа уже структурой своих параметров достаточно надежно, хотя все еще предварительно, ука- зывают на общую отнесенность сенсорного и перцептивного обра- зов к уровню метрического изоморфизма, а в рамках- этой общно- сти-на резкие различия в воспроизведении внутренних характе- ристик конкретного объекта. Именно по этим различиям между элементарно-сенсорным и максимально адекватным перцептивным уровнями пролегают все промежуточные слои матрицы форм изо- морфизма, поскольку, как было показано, и актуальный перцепто- генез, и возрастной перцепциогенез поэтапно проходят все горизон- тали этой матрицы - от топологии до метрики. Однако окончательная проверка заключения о местоположении перцептивного сигнала-образа в информационной шкале требует
Под перцептогейезом понимается развитие образа данного актуально дей- ствующего на рецептор объекта, под перцепциогенезом - возрастное раз- витие форм, уровней и механизмов перцепций.
испытания его объяснительной силы по отношению ко всем осталь- ным входящим в эмпирический перечень характеристикам, а за- тем и испытания этого заключения по критерию возможности про- гнозировать новые экспериментальные факты и феномены. По по- воду самих первичных характеристик перечня, подсказывающих место перцептивного сигнала в шкале, нужно сказать следующее. Метрическая инвариантность образа, выступающая в экспери- ментальной психологии как эмпирический результат, здесь, исходя из места перцепта на шкале, может быть теоретически получена из общего принципа изоморфизма путем наложения на него сово- купности ограничений, последовательно ведущих ко все более част- ным строкам этой иерархии. А из метрической инвариантности, представленной как частный случай изоморфизма, в качестве ее - следствий в свою очередь вытекают все те конкретные параметры пространственно-временной структуры, которые входят в ее сум- марную характеристику (воспроизведение движения, локализация, отражение рельефа, формы и величины). Таким образом, все те па- раметры, которые разрозненно и в значительной мере независимо друг от друга были получены в экспериментальной психологии и эмпирически обобщены в понятии метрической инвариантности, могли бы быть теоретически предсказаны как частные следствия общего принципа изоморфизма. Поскольку же такого прогноза не было, а имел место обратный процесс эмпирического обобщения, сейчас эта возможность теоретического выведения является, ко- нечно, выражением не прогностической, но именно объясняющей силы сделанного заключения о месте перцепта на шкале. Это заключение проверяется типичным приемом обратной операции. В отношении пространственно-временной структуры перцепта, как и в отношении сенсорного образа, важно еще раз подчеркнуть, что для получения специфики метрической инвариантности психи- ческого сигнала ко всем упомянутым ограничениям общих условий изоморфизма нужно добавить еще одно, самое парадоксальное - не- зависимость метрической инвариантности образа от собственной метрики носителя изображения (см. гл. II данной части). Эта сово- купность ограничений позволяет представить всю ультрапарадок- сальную специфичность психического воспроизведения в перцепте внешней (фоновой) и внутренней (предметной) метрики объекта в качестве частного конкретного следствия условий изоморфизма как общего принципа упорядоченности сигнала. Но <узаконить> парадокс, т. е. вывести его как следствие общей закономерности, это и означает снять его или продвинуться на пути к его снятию (поскольку в конечном счете необходимо вывести всю эту-специ- фику из реального механизма формирования сигнала-образа). Что касается модальной и интенсивностной характеристик пер- цептивного образа, входящих наряду с пространственно-временны- ми в подгруппу свойств <первого порядка>, то дело обстоит в прин- ципе аналогично (сообразно специфике этих параметров). Как и по отношению к элементарному сенсорному образу, где эти параметры уже представлены, здесь они могут быть теоретически выведены из
общих условий изоморфизма путем наложения на них соответст- вующего ограничения. Однако, в отличие от пространственно-вре- менных характеристик, здесь это ограничение касается не второго условия, относящегося к соответствию отношений между парами элементов в обоих изоморфных множествах, а первого условия, требующего взаимной однозначности самих элементов. Само по себе первое условие в его общем виде не требует воспроизведения в сигнале качественных и количественных характеристик элемен- тов источника. Здесь же эмпирическое наличие этих характеристик представляет тот частный случай сигнала-кода, который следует из общего принципа при наложении на его первое условие как раз именно такого дополнительного требования-сохранения в сиг- нале качественной и количественной специфичности элементов ис- точника. Однако это дополнительное условие, само взятое в его общем виде, детерминирует модальные и интенсивностные харак- теристики образа, относящегося к любому уровню сенсорно-пер- цептивного диапазона. Чтобы теоретически получить специфику этих параметров, фак-. тически имеющую место на уровне максимально полного и адекват- ного перцептивного образа, нужно наложить на первое условие изоморфизма второе дополнительное ограничение--кроме самого факта различения модально-интенсивностных характеристик эле- ментов источника потребовать еще и сохранения в сигнале-образе максимальной адекватности и неизменности этих характеристик в определенном диапазоне изменения условий восприятия. По. от- ношению к модальной характеристике это приведет, например, к феномену сохранения видимого цвета в определенном интервале изменений спектрального состава освещения. По отношению к ин- тенсивностной характеристике это приведет к предельному и отно- сительно неизменному значению показателя степени в формуле Сти- венса, например к постоянству интенсивностного компонента вос- приятия светлоты в определенном диапазоне изменений интенсив- йости освещения. Таким образом, модальная и интенсивностная характеристики перцептивного сигнала в. их специфике, будучи следствиями гипо- тезы о принадлежности образа к уровню метрического автомор- физма, могли бы быть теоретически предсказаны исходя из этой гипотезы (как и параметры пространственно-временной структуры перцепта). Этим заканчивается пока лишь схематически представленный общий смысл взаимной проверки эмпирических констатаций и тео- ретической дедукции в области первичных характеристик перцеп- тивного образа. Первой из производных характеристик перцептивного образа является его константность. Именно в силу того, что в качестве производной, сквозной характеристики константность охватывает пространственно-временные и модально-интенсивностные парамет- ры образа, вышеприведенный теоретический анализ последних по необходимости уже коснулся и свойства константности (поскольку
максимальная адекватность пространственно-временной структуры модальности и интенсивности образа совпадает с его полной кон- стантностью). Константность максимально полного и адекватного перцептив- ного образа представляет собой наиболее непосредственное и явно выраженное проявление его принадлежности к уровню метрическо- го автоморфизма. Что касается константы пространственно-времен- ной структуры образа, то вопреки кажущейся идентичности этой константы с метрической инвариантностью образа здесь имеется субординация этих понятий. Не всякая пространственно-временная константность является выражением метрической инвариантности. Но всякий метрический инвариант по необходимости заключает в себе свойство пространственно-временной константности (посколь- ку он инвариант) и именно полной константности (поскольку он метрический). Сохранение в образе метрики его объекта автомати- чески включает в себя сохранение и всех отдельных пространствен- но-временных параметров. Границы диапазона, в котором перцептивный образ остается метрическим инвариантом по отношению к своему объекту, опре- деляют собой тот интервал изменения условий восприятия, внутри которого сохраняется полная константность пространственно-вре- менной структуры перцепта. Таким образом, эмпирически фикси- .руемое свойство константности теоретически может быть представ- лено как следствие принадлежности перцепта к уровню метриче- ского изоморфизма. Сама метрическая инвариантность простран- ственно-временной структуры перцепта есть непосредственное, первичное проявление его принадлежности к самой частной строке матрицы форм изоморфизма, а полная константность как свойство <второго порядка> есть следствие метрической инвариантности. Аналогичным образом дело обстоит и с константой модально- сти. Поскольку шкала форм изоморфизма представляет собой иерархию уровней инвариантов, каждому из этих уровней соответ- ствует инвариантность не только пространственно-временных, но и модальных характеристик сигнала. Эта инвариантность модаль- ной характеристики определяется тем дополнительным ограничением к первому условию изоморфизма, о которо.м речь шла в связи со свойством модальности и которое выражается в требовании качест- венной дифференциации элементов множества-сигнала в соответст- вии с качествами элементов источника. Поскольку же уровень метрического автоморфизма, к которому относится максимально адекватный перцептивный образ, является самым крайним в шкале, параметры инвариантности модальной характеристики образа (например, цветовосприятия) приобретают предельные значения. Это соответствует второму дополнительному ограничению к первому условию изоморфизма. Здесь предел воз- можной адекватности модальной характеристики совпадает с пре- делом полноты и адекватности пространственно-временных пара- метров, выраженным в конгруэнтности метрического инварианта своему прообразу. Это совпадение максимальной точности воспро-
изведения пространственно-временной структуры с максимальной точностью, полнотой и инвариантностью модальной характеристики не является здесь случайным, поскольку полнота и точность вос- произведения пространственной структуры всех элементов поверхно- сти способствует дифференцированному отражению ее модальных характеристик. Адекватность отражения пространственно-времен- ной структуры и модальности взаимно подкрепляют друг друга. Такая максимальная точность и инвариантность модальной харак- теристики и есть ее полная константность, которая тем самым также является частным выражением принадлежности перцептив- ного сигнала к уровню метрического автоморфизма. В принципе совершенно так же дело обстоит и с интенсивност- ной характеристикой. Максимальная адекватность последней, вы- текающая из необходимости сохранить в сигнале соответствующие параметры воспринимаемого объекта (например, отражательные свойства поверхности, выраженные коэффициентом отражения) не- зависимо от меняющихся условий восприятия (например, от су- точных изменений освещенности), и есть константа количественно- интенсивностной характеристики, в частности константа светлоты (ее интенсивностного аспекта). Полная константа интенсивностной характеристики также яв- ляется частным выражением упорядоченности перцептивного сиг- нала в соответствии с требованиями метрического автоморфизма, в котором до конгруэнтности объекту-источнику доведена не толь- ко пространственно-временная структура сигнала, но и качествен- ные и количественные параметры его элементов. По отношению ко всем трем первичным характеристикам этот доведенный <до упора> уровень организации получает свое выражение в их полной кон- стантности. Числовым воплощением этой полной константности как след- ствия отнесенности перцепта к крайней строке матрицы форм изо- морфизма являются предельные значения индекса константности, введенного Таулессом (Thouless, 1931) и выражающего отношение разности между психологической величиной (Р) и физиологиче- ской величиной (5) к разности между физической (R) и физио- логической (5) величинами:
_ log P-log log/?- log S
Предельный характер значения этого индекса определяется равенством психологической и физической величин (Р и R). Поскольку интенсивностная характеристика вместе с тем под- чиняется прежде всего закону Стивенса, числовым выражением такой полной интенсивностной константы (например, светлоты) яв- ляется также и предельное значение показателя степени п в фор- муле Стивенса. Существенно подчеркнуть, что по отношению ко всем трем основным характеристикам эти предельные значения констант вы- ражают специфику интегральной метрической инвариантности пер-
цептивного образа по сравнению с парциальной метрической инва- риантностью сенсорного образа. В области пространственно-вре- менной структуры предельные значения константности определя-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |