Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 25 страница




ния>

Мы, таким образом, имеем здесь дело не с элементарно-сен-

сорной и не с мыслительной, а действительно с собственно перцеп-

тивной обобщенностью. То обстоятельство, что зона обобщенности

не совпадает с областью, находящейся между двумя порогами раз-

личения, дополнительно свидетельствует, что при переходе от од-

ного представителя класса к другому соответствующие перцептив-

 

Рис. 17. Зона обобщенности образа

Н, Н. Волкову).

 

> Там же, с. 374.

 

ные образы, изменяясь со сменой экземпляров данного класса,

вместе с тем сохраняют (в обычных условиях восприятия приведен-

ных рисунков) максимальную адекватность своим объектам. При

обычных условиях восприятия рисунков перцептивные образы по-

следних находятся внутри диапазона полной константности, и по-

этому каждый из образов является и остается по своей структуре

метрическим инвариантом своего объекта. В качестве метрического

" инварианта все эти перцепты конгруэнтны своим объектам и тем

самым воспроизводят всю индивидуальную специфичность струк-

туры каждого из них. Поэтому объем класса, ко всем представите-

лям которого может быть отнесена пространственная структура

образа, взятая целиком, во всем ее единичном своеобразии, прак-

.тически равен одному объекту-именно тому, который в данном

образе отображен:

Исходя из этого, обобщенность перцепта, измеренная объемом

класса, ко всем представителям которого целостная структура пер-

цепта может быть полностью отнесена, внутри диапазона полной

константности, или метрической инвариантности, является мини-

шльной из возможных (поскольку для целостной структуры обра-

за объем класса равен единице). Однако благодаря наличию об-

щих компонентов в различных целостных структурах метрически

инвариантных образов разных представителей данного класса (на-

пример, класса <косых фигур>) обобщенность, будучи минималь-

ной, не является нулевой. Она имеет место, и объект каждого из

рассматриваемых перцептов воспринимается как представитель

класса всех экземпляров, которым соответствуют общие компонен-

- ты целостной структуры различных единичных образов.

 

Приведенные выше феномены относятся к проявлению обобщенности образа

по характеристикам его пространственной структуры. Но свойство обобщенности

проявляется и в модальных характеристиках образа.

Типичным примером обобщенности модальных характеристик образа

Н. Н. Волков справедливо считает особенности восприятия цветового спектра.

Вопреки непрерывному изменению физических характеристик света в спектре

(по длинам волн) соответствующий ряд образов распадается на несколько от-

носительно обособленных отрезков, получающих словесное воплощение в назва-

нии цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Внутри каждого из отрезков располагается наиболее типичный представитель-дан-

ного цвета, по краям - переходные качества. Но это и есть тот самый феномен

обобщенности (заключающийся в восприятии данного единичного объекта

в качестве представителя класса), проявляющейся, однако, здесь, в отличие от

приведенных выше фактов, не в отношении пространственной структуры образа,

а в отношении его качественной, модальной характеристики. Здесь также имеет-

ся промежуток изменений, в котором уже не форма, а воспринимаемый цвет

остается носителем одного и того же качества (<красное>, <зеленое> и т, д.),

общего для всех представителей данного класса. Этот промежуток вариации

и есть зона обобщенною и модальной характеристики.

Принимая во внимание, что в данном контексте рассматривается диапазон

максимальной адекватности образа и, следовательно, полной константности цвето-

восприятия, можно сказать, что, как и в случае пространственных компонентов,

модальные компоненты образа, меняясь от одного представителя данного класса

к другому (внутри зоны), остаются, однако, адекватными каждому из своих

объектов во всей его специфичности, выражающейся здесь в особенностях кон-

кретного оттенка данного цвета. Поэтому и здесь обобщенность является мини-

 

 

мальной (так как воспроизводится единичная специфичность оттенка цвета)

и осуществляется за счет наличия именно общих компонентов в разных цвето-

вых образах.

 

Как в области пространственно-временных, так и в области

модальных характеристик перцепта сохраняется отнесенностъ вос-

принимаемых объектов к общему для них классу, несмотря на

изменения образов, остающихся адекватными, полностью констант-

ными по отношению к своим объектам--разным единичным пред-

ставителям одного класса. Эта сохраняющаяся внутри зоны обоб-

щенности образа отнесенность к одному и тому же классу пред-

ставляет собой прямой аналог константности; но в отличие от

собственно константности, реализующей внутрииндивидуальное по-,

стоянство образа, обобщенность представляет межиндивидуальную

или внутриклассовую константность.

Подчеркнем еще раз, что обобщенность, как и константность,

предметность и целостность, проявляется и в пространственно-

структурных и в модально-интенсивностных характеристиках обра-

за. Поскольку на этом сквозном свойстве, проходящем через раз-

ные психические процессы, заканчивается данный перечень основ-

ных эмпирических характеристик перцептивного образа, можно

сделать заключение, что этот перечень самим ходом рассмотре-

ния входящих в него параметров оказался по существу расчленен-

ным на две подгруппы. В первую из них входят первичные, ос-

новные свойства образа, составляющие, так сказать, его фактуру

или <ткань> --пространственно-временные и модально-интенсив-

ностные характеристики. Без них вообще не существует сенсорно-

перцептивного образа как частной психической формы сигнала ин-

формации. Во вторую подгруппу входят свойства, представляющие

специфические особенности первичных свойств и поэтомуобозна-

 

Схема 5

 

Эмпирические характеристики перцептивного образа

 

Первичные свойства

 

пространственно-временная

структура

 

модальность

 

интенсивность

 

Производные свойства

 

константность 1 1 предметность \ \ целостность j \ обобщенность

 

носятся константность, предметность, целостность и обобщенность,

каждая из которых действительно проявляет себя во всех первич-

ных (и пространственно-временных и модально-интенсивностных)

характеристиках.

Чтобы сделать этот последовательно представленный набор ха-

рактеристик одновременно обозримым для целей следующего этапа

анализа-задачи теоретического истолкования этого перечня пара-

-метров, сведем его воедино (схема 5).

Представленный в схеме 5 набор основных характеристик,

прежде всего подлежащих объяснению, и послужит исходным пунк-

"гом для попытки в первом приближении это объяснение осущест-

вить.

 

2. Теоретический анализ основных эмпирических харак-

теристик перцептивного образа

 

.: Принятая основная стратегия теоретического анализа ведет

;;к следующему шагу исследования - попытке вывести описанные,

основные феномены, и параметры перцептивного образа как первого

сйЕнала в качестве частных следствий общих принципов организа-

ции сигнала Прежде всего это означает, что нужно соотнести вы-

шеперечисленные характеристики как эмпирические индикаторы

формы организации данного процесса с иерархической <этажер-

кой>уровней упорядоченности сигналов и определить в ней <этаж>,

занимаемый максимально адекватным перцептивным образом.

В описанном выше эмпирическом перечне отчетливо выделяют-

ся, как упоминалось, первичные и производные характеристики.

Есть основания ожидать, что местоположение перцепта в иерархии

форм изоморфизма может быть подсказано в первую очередь пер-

вичными характеристиками, а параметры второго порядка, именно

в качестве производных,.окажукя затем следствиями местополо-

жения в шкале уровней, определяющего способ организации дан-

ного частного вида сигналов. Ориентировка на исходные характе-

ристики перцепта тем более оправдана, что входящие, в эту под-

группу пространственно-временные и модально-интенсивностные

параметры являются основными определителями всякого сигнала,

прямо выражающими конкретное содержание двух основных усло-

- вий изоморфизма. Исходя из этого произведем необходимые соот-

несения.

Сделать это в данном случае значительно легче, чем при ре-

шении аналогичной задачи применительно элементарным сен-

сорным сигналам. Само по себе эмпирическое описание простран-

ственно-временных и модальных характеристик ощущений в экспе-

риментальной психологии было сформулировано на таком языке,

что не содержало прямых и явных указаний на их принадлежность

-к определенному уровню изоморфизм.а. Поэтому при попытке опре-

делить местоположение сенсорного сигнала на шкале уровней изо-

морфизма в качестве посредствующего этапа поиска необходим

 

 

был перевод феноменологического описания на язык-посредник. По

понятным причинам (это следует из всего контекста настоящей

работы) таким посредником между экспериментальной психологией

и общей теорией сигналов не случайно оказался математический

язык теории множеств и теории инвариантов.

В данном случае, т. е. при определении места перцептивного

образа в иерархии уровней изоморфизма, такое предварительное

переформулирование феноменологического описания на язык-по-

средник оказывается ненужным. Поиск существенно облегчается

тем, что такой перевод на язык теории групп и теории инвариантов

произведен здесь самой экспериментальной психологией под давле-

нием ее внутренней логики и к тому же совершенно независимо от

задачи последующего соотнесения с системой понятий общей тео-

рии сигналов.

В предшествующем контексте уже несколько раз упоминалось,

а в приведенном выше эмпирическом описании было специально

показано, что все характеристики пространственно-временной струк-

туры перцепта, ранее разрозненно представленные в зпксперимен-

тальной психологии,-охватываются емким эмпирическим заключе-

нием И. Акишиге о том, что внутри диапазона полной констант-

ности перцепт является метрическим инвариантом. Этот вывод

Акишиге, продиктованный потребностью систематизировать и мини-

мизировать феноменологическое описание, заключив различные ха-

рактеристики пространственной структуры перцепта в рамки еди-

ного понятия и являясь типичным эмпирическим обобщением, со-

держит в себе прямое, терминологически оформленное указание

на место перцепта в матрице уровней изоморфизма.

Метрическая инвариантность сигнала, теоретически представ-

ленная в качестве свойства самого частного уровня в матрице форм

изоморфизма, и метрическая инвариантность интегрального пер-

.цептивного образа, эмпирически полученная как обобщение фено-

менологической картины, сомкнулись в одном и том же пункте.

Это совпадение эмпирической констатации с теоретической дедук-

цией подкрепляется еще одйой линией анализа. Акишиге к выводу

о метрической инвариантности образа привели исследования пол-

ной константности, охватывающей разные параметры пространст-

венной структуры перцепта. Но, как было показано в предшествую-

щей главе, эмпирический анализ фаз актуального перцептогенеза

и стадий онтогенеза пространственного восприятия привел к такому

же заключению. Вывод о метрической инвариантности максималь-

но зрелого и адекватного перцептивного образа был также сфор-

мулирован Ж. Пиаже по существу почти в тех же терминах, что

и у Акишиге, и опять-таки безотносительно к языку и понятийно-

му аппарату общей теории сигналов. Таким образом, результаты

теоретической дедукции сошлись здесь не с одной, а с тремя ли-

ниями эмпирического анализа - исследованием фаз актуального

 

Если не считать упомянутого выше неадекватного терминологического

отождествления метрической и эвклидовой геометрий.

 

перцептогенеза, стадий возрастного перцепциогенеза и структуры

зрелого уровня наиболее адекватной перцепции.

Обоснованность итогового заключения о принадлежности мак-

симально полного перцепта к метрическому уровню иерархии форм

упорядоченности сигналов подкрепляется еще и взаимной незави-

симостью всех этих четырех путей (одного теоретико-кибернетиче-

ского и трехэкспериментально-психологических), приведших к об-

щему результату.

К этому надо добавить, что внутри диапазона полной констант-

ности перцептивного образа.имеет место максимальная адекват-

ность воспроизведения не только пространственно-временных, но

и модальцо-интенсивностных характеристик образа. Поэтому пер-

цептивный образ занимает в информационном спектре уровней упо-

рядоченности сигналов самое частное и крайнее место метрического

.автоморфизма, на котором к адекватному воспроизведению в мно-

жестве-сигнале пространственной структуры множества-источника

добавляется еще и различение модально-интенсивностных харак-

теристик элементов этого множества (см. схему на стр. 103).

Поскольку этой же строке шкалы соответствует и положение

элементарного сенсорного сигнала, подчеркнем еще раз, что здесь

речь идет именно об интегральном метрическом автоморфизме и ин-

тегральном метрическом инварианте (пространственно-временном

и модально-интенсивностном), определяющем специфичность мак-

симально полного и адекватного перцептивного образа по сравне-

нию с образом элементарно-сенсорным. На сенсорном уровне пар-

циального метрического инварианта, сохраняющего в сигнале лишь

метрику пространственно-временйой <арены> предмета или собы-

тия, нет не только инвариантного воспроизведения внутренней мет-

рики данного предмета-источника информации, но и адекватного

воспроизведения его модально-интенсивностных характеристик

(цвет и светлота на большой дистанции или при краткой экспози-

ции отображаются очень неточно и с большими флуктуациями).

Так, первичные характеристики образа уже структурой своих

параметров достаточно надежно, хотя все еще предварительно, ука-

зывают на общую отнесенность сенсорного и перцептивного обра-

зов к уровню метрического изоморфизма, а в рамках- этой общно-

сти-на резкие различия в воспроизведении внутренних характе-

ристик конкретного объекта. Именно по этим различиям между

элементарно-сенсорным и максимально адекватным перцептивным

уровнями пролегают все промежуточные слои матрицы форм изо-

морфизма, поскольку, как было показано, и актуальный перцепто-

генез, и возрастной перцепциогенез поэтапно проходят все горизон-

тали этой матрицы - от топологии до метрики.

Однако окончательная проверка заключения о местоположении

перцептивного сигнала-образа в информационной шкале требует

 

Под перцептогейезом понимается развитие образа данного актуально дей-

ствующего на рецептор объекта, под перцепциогенезом - возрастное раз-

витие форм, уровней и механизмов перцепций.

 

 

испытания его объяснительной силы по отношению ко всем осталь-

ным входящим в эмпирический перечень характеристикам, а за-

тем и испытания этого заключения по критерию возможности про-

гнозировать новые экспериментальные факты и феномены. По по-

воду самих первичных характеристик перечня, подсказывающих

место перцептивного сигнала в шкале, нужно сказать следующее.

Метрическая инвариантность образа, выступающая в экспери-

ментальной психологии как эмпирический результат, здесь, исходя

из места перцепта на шкале, может быть теоретически получена

из общего принципа изоморфизма путем наложения на него сово-

купности ограничений, последовательно ведущих ко все более част-

ным строкам этой иерархии. А из метрической инвариантности,

представленной как частный случай изоморфизма, в качестве ее

- следствий в свою очередь вытекают все те конкретные параметры

пространственно-временной структуры, которые входят в ее сум-

марную характеристику (воспроизведение движения, локализация,

отражение рельефа, формы и величины). Таким образом, все те па-

раметры, которые разрозненно и в значительной мере независимо

друг от друга были получены в экспериментальной психологии

и эмпирически обобщены в понятии метрической инвариантности,

могли бы быть теоретически предсказаны как частные следствия

общего принципа изоморфизма. Поскольку же такого прогноза не

было, а имел место обратный процесс эмпирического обобщения,

сейчас эта возможность теоретического выведения является, ко-

нечно, выражением не прогностической, но именно объясняющей

силы сделанного заключения о месте перцепта на шкале. Это

заключение проверяется типичным приемом обратной операции.

В отношении пространственно-временной структуры перцепта,

как и в отношении сенсорного образа, важно еще раз подчеркнуть,

что для получения специфики метрической инвариантности психи-

ческого сигнала ко всем упомянутым ограничениям общих условий

изоморфизма нужно добавить еще одно, самое парадоксальное - не-

зависимость метрической инвариантности образа от собственной

метрики носителя изображения (см. гл. II данной части). Эта сово-

купность ограничений позволяет представить всю ультрапарадок-

сальную специфичность психического воспроизведения в перцепте

внешней (фоновой) и внутренней (предметной) метрики объекта

в качестве частного конкретного следствия условий изоморфизма

как общего принципа упорядоченности сигнала. Но <узаконить>

парадокс, т. е. вывести его как следствие общей закономерности,

это и означает снять его или продвинуться на пути к его снятию

(поскольку в конечном счете необходимо вывести всю эту-специ-

фику из реального механизма формирования сигнала-образа).

Что касается модальной и интенсивностной характеристик пер-

цептивного образа, входящих наряду с пространственно-временны-

ми в подгруппу свойств <первого порядка>, то дело обстоит в прин-

ципе аналогично (сообразно специфике этих параметров). Как и по

отношению к элементарному сенсорному образу, где эти параметры

уже представлены, здесь они могут быть теоретически выведены из

 

 

общих условий изоморфизма путем наложения на них соответст-

вующего ограничения. Однако, в отличие от пространственно-вре-

менных характеристик, здесь это ограничение касается не второго

условия, относящегося к соответствию отношений между парами

элементов в обоих изоморфных множествах, а первого условия,

требующего взаимной однозначности самих элементов. Само по

себе первое условие в его общем виде не требует воспроизведения

в сигнале качественных и количественных характеристик элемен-

тов источника. Здесь же эмпирическое наличие этих характеристик

представляет тот частный случай сигнала-кода, который следует

из общего принципа при наложении на его первое условие как раз

именно такого дополнительного требования-сохранения в сиг-

нале качественной и количественной специфичности элементов ис-

точника. Однако это дополнительное условие, само взятое в его

общем виде, детерминирует модальные и интенсивностные харак-

теристики образа, относящегося к любому уровню сенсорно-пер-

цептивного диапазона.

Чтобы теоретически получить специфику этих параметров, фак-.

тически имеющую место на уровне максимально полного и адекват-

ного перцептивного образа, нужно наложить на первое условие

изоморфизма второе дополнительное ограничение--кроме самого

факта различения модально-интенсивностных характеристик эле-

ментов источника потребовать еще и сохранения в сигнале-образе

максимальной адекватности и неизменности этих характеристик

в определенном диапазоне изменения условий восприятия. По. от-

ношению к модальной характеристике это приведет, например,

к феномену сохранения видимого цвета в определенном интервале

изменений спектрального состава освещения. По отношению к ин-

тенсивностной характеристике это приведет к предельному и отно-

сительно неизменному значению показателя степени в формуле Сти-

венса, например к постоянству интенсивностного компонента вос-

приятия светлоты в определенном диапазоне изменений интенсив-

йости освещения.

Таким образом, модальная и интенсивностная характеристики

перцептивного сигнала в. их специфике, будучи следствиями гипо-

тезы о принадлежности образа к уровню метрического автомор-

физма, могли бы быть теоретически предсказаны исходя из этой

гипотезы (как и параметры пространственно-временной структуры

перцепта).

Этим заканчивается пока лишь схематически представленный

общий смысл взаимной проверки эмпирических констатаций и тео-

ретической дедукции в области первичных характеристик перцеп-

тивного образа.

Первой из производных характеристик перцептивного образа

является его константность. Именно в силу того, что в качестве

производной, сквозной характеристики константность охватывает

пространственно-временные и модально-интенсивностные парамет-

ры образа, вышеприведенный теоретический анализ последних по

необходимости уже коснулся и свойства константности (поскольку

 

 

максимальная адекватность пространственно-временной структуры

модальности и интенсивности образа совпадает с его полной кон-

стантностью).

Константность максимально полного и адекватного перцептив-

ного образа представляет собой наиболее непосредственное и явно

выраженное проявление его принадлежности к уровню метрическо-

го автоморфизма. Что касается константы пространственно-времен-

ной структуры образа, то вопреки кажущейся идентичности этой

константы с метрической инвариантностью образа здесь имеется

субординация этих понятий. Не всякая пространственно-временная

константность является выражением метрической инвариантности.

Но всякий метрический инвариант по необходимости заключает

в себе свойство пространственно-временной константности (посколь-

ку он инвариант) и именно полной константности (поскольку он

метрический). Сохранение в образе метрики его объекта автомати-

чески включает в себя сохранение и всех отдельных пространствен-

но-временных параметров.

Границы диапазона, в котором перцептивный образ остается

метрическим инвариантом по отношению к своему объекту, опре-

деляют собой тот интервал изменения условий восприятия, внутри

которого сохраняется полная константность пространственно-вре-

менной структуры перцепта. Таким образом, эмпирически фикси-

.руемое свойство константности теоретически может быть представ-

лено как следствие принадлежности перцепта к уровню метриче-

ского изоморфизма. Сама метрическая инвариантность простран-

ственно-временной структуры перцепта есть непосредственное,

первичное проявление его принадлежности к самой частной строке

матрицы форм изоморфизма, а полная константность как свойство

<второго порядка> есть следствие метрической инвариантности.

Аналогичным образом дело обстоит и с константой модально-

сти. Поскольку шкала форм изоморфизма представляет собой

иерархию уровней инвариантов, каждому из этих уровней соответ-

ствует инвариантность не только пространственно-временных, но

и модальных характеристик сигнала. Эта инвариантность модаль-

ной характеристики определяется тем дополнительным ограничением

к первому условию изоморфизма, о которо.м речь шла в связи со

свойством модальности и которое выражается в требовании качест-

венной дифференциации элементов множества-сигнала в соответст-

вии с качествами элементов источника.

Поскольку же уровень метрического автоморфизма, к которому

относится максимально адекватный перцептивный образ, является

самым крайним в шкале, параметры инвариантности модальной

характеристики образа (например, цветовосприятия) приобретают

предельные значения. Это соответствует второму дополнительному

ограничению к первому условию изоморфизма. Здесь предел воз-

можной адекватности модальной характеристики совпадает с пре-

делом полноты и адекватности пространственно-временных пара-

метров, выраженным в конгруэнтности метрического инварианта

своему прообразу. Это совпадение максимальной точности воспро-

 

 

изведения пространственно-временной структуры с максимальной

точностью, полнотой и инвариантностью модальной характеристики

не является здесь случайным, поскольку полнота и точность вос-

произведения пространственной структуры всех элементов поверхно-

сти способствует дифференцированному отражению ее модальных

характеристик. Адекватность отражения пространственно-времен-

ной структуры и модальности взаимно подкрепляют друг друга.

Такая максимальная точность и инвариантность модальной харак-

теристики и есть ее полная константность, которая тем самым

также является частным выражением принадлежности перцептив-

ного сигнала к уровню метрического автоморфизма.

В принципе совершенно так же дело обстоит и с интенсивност-

ной характеристикой. Максимальная адекватность последней, вы-

текающая из необходимости сохранить в сигнале соответствующие

параметры воспринимаемого объекта (например, отражательные

свойства поверхности, выраженные коэффициентом отражения) не-

зависимо от меняющихся условий восприятия (например, от су-

точных изменений освещенности), и есть константа количественно-

интенсивностной характеристики, в частности константа светлоты

(ее интенсивностного аспекта).

Полная константа интенсивностной характеристики также яв-

ляется частным выражением упорядоченности перцептивного сиг-

нала в соответствии с требованиями метрического автоморфизма,

в котором до конгруэнтности объекту-источнику доведена не толь-

ко пространственно-временная структура сигнала, но и качествен-

ные и количественные параметры его элементов. По отношению ко

всем трем первичным характеристикам этот доведенный <до упора>

уровень организации получает свое выражение в их полной кон-

стантности.

Числовым воплощением этой полной константности как след-

ствия отнесенности перцепта к крайней строке матрицы форм изо-

морфизма являются предельные значения индекса константности,

введенного Таулессом (Thouless, 1931) и выражающего отношение

разности между психологической величиной (Р) и физиологиче-

ской величиной (5) к разности между физической (R) и физио-

логической (5) величинами:

 

_ log P-log

log/?- log S

 

Предельный характер значения этого индекса определяется

равенством психологической и физической величин (Р и R).

Поскольку интенсивностная характеристика вместе с тем под-

чиняется прежде всего закону Стивенса, числовым выражением

такой полной интенсивностной константы (например, светлоты) яв-

ляется также и предельное значение показателя степени п в фор-

муле Стивенса.

Существенно подчеркнуть, что по отношению ко всем трем

основным характеристикам эти предельные значения констант вы-

ражают специфику интегральной метрической инвариантности пер-

 

 

цептивного образа по сравнению с парциальной метрической инва-

риантностью сенсорного образа. В области пространственно-вре-

менной структуры предельные значения константности определя-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.