КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 28 страница
Очень показательно, что в том же направлении идут данные возрастного обратного генеза цветовосприятия, в котором в роли внутренних помех выступают процессы, связанные со старением психофизиологических функций. В этих условиях чувствительность к тонам, относящимся к ередней части спектра, снижается очень слабо, а к крайним -длинноволновым и коротковолновым тонам- падает очень сильно. Срезание краев в ходе возрастной инволю- ции перцепции явно представляет собой онтогенетический эквива- лент аналогичных сдвигов цветочувствительности в <обратном пер- .цептогенезе> при усилении внещних помех (феномен Пуркинье). Вся эта совокупность данных, касающаяся прямого и обрат- ного перцептогенеза в их актуальном и возрастном вариантах, до- статочно определенно свидетельствует об упомянутой выше реци- прокности отношений обобщенности и константности в области модальных характеристик образа на разных этапах сенсорно-пер- цептивного перехода и соответственно на разных уровнях иерархи- ческой шкалы форм изоморфизма.
Существенно, однако, подчеркнуть, что этот вывод не является универсаль- ным. Конкретное сочетание и соотношение константности и обобщенности модаль- ных характеристик образа, взятое в динамике его переходных форм, относится именно к отражению устойчивых качественных особенностей внутренней струк- туры предмета (например, собственного цвета поверхности), которые объективно независимы ot изменяющихся условий восприятия (например, от цвета освещения). Что касается отображения качественных характеристик тех непосредственных раздражителей, которые реализуют это изменение условий, внешних по отноше- . нию к собственным свойствам отображаемого предмета (например, хроматический состав освещения), то это отображение, чтобы быть адекватным, должно не ос- таваться неизменным, а, наоборот, возможно полнее следовать за объективными изменениями непосредственного раздражения. В таком случае константность мо- дальной характеристики, как упоминалось, также возможна, но она выражает : не постоянство, неизменности этой характеристики, а постоянство ее изменении соответственно изменению свойств раздражения. В данном варианте соотношения константности и обобщенности также оста- ются реципрокными - чем выше константность, тем полнее воспроизводится инди- видуальная специфичность непосредственного раздражения и тем, следовательно, меньше обобщенность. В этом смысле сделанный выше вывод распространяется и на отражение качественных характеристик фоновых, внешних условий вос- приятия. Однако для такого распространения этого вывода требуется предварительно расширить само понятие константности и включить в него тот более общий ва- риант, который реализует постоянство изменения. Экспериментальное обоснова- ние этого варианта соотношений константности и обобщенности можно считать одной из существенных задач дальнейших исследований. Рассмотренные же выше соотношения, опирающиеся на наличный эмпирический материал и касающиеся
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания, гл. Ill, 5. Л.,
обычных классических феноменов константности, выражающих постоянство неиз- менности образа, относятся прежде всего к поуровневой динамике тех модальных характеристик, которые связаны с отр.ажением внутренней метрики объекта- источ- ника информации. Именно в этих рамках поэтапная динамика соотношений кон- стантности и обобщенности модальных характеристик параллельна проанализи- рованным выше фазам перцептогенеза.
Что касается соотношения константности и обобщенности по- следней из трех первичных характеристик образа-его интенсив- ности, то здесь еще меньше не только прямого, но и косвенного экспериментального материала, чем в области модальности. Как упоминалось, это связано с тем, что исследования интенсивностной характеристики развертывались в рамках психофизики сенсорных процессов, а изучение константности и обобщенности-в контек- сте анализа процессов перцептивных. Поэтому константность ин- тенсивностной характеристики, в отличие от константности цвета, по существу специальному исследованию не подвергалась. Однако если не в отдельных феноменах и фактах, то в харак- тере существенных эмпирических обобщений, относящихся к кон- стантности и интенсивности образа, существует аналогия, ведущая к некоторым гипотезам по поводу сдвигов параметра интенсив- ности в поэтапной динамике перцептогенеза. Прежде всего здесь бросается в глаза некоторая аналогия с модальностью. Из того, что было сказано в предшествующей главе об интенсивностном аспекте константы светлоты, ясно, что здесь, как и в области кон- станты цвета, радикально различаются отражение интенсивности непосредственно раздражающего сетчатку светового потока (ин- тенсивность освещения) и светлоты освещаемой им поверхности предмета. Если прямым объектом отображения является интенсивность самого светового потока, то ясно, что такое отражение изменяю- щейся интенсивности может обладать лишь той более общей фор- мой константности, которая является постоянством изменения об- раза, следующего за изменениями объекта. Интенсивностная же характеристика образа отражательных свойств поверхности пред- мета (ее коэффициент отражения) может обладать и обычным свойством константности, т. е. неизменностью образа при изменяю- щихся условиях освещения (поскольку отражательные свойства по- верхности объективно не зависят от меняющегося освещения). И именно эта константа (константа светлоты) достигает своего максимального значения, как было показано, на завершающей фазе перцептогенеза. Соответственно обобщенность этой характеристики здесь достигает минимума.
Аналогии, касающиеся данных соотношений на промежуточных этапах пер- цептогенеза, носят значительно более общий характер. Выявление этих аналогий опирается на ряд соотнесений, в свою очередь вытекающих из стратегии и ло- гики всего хода анализа. Если сравнение специфики интенсивностной характеристики ощущения как простейшего психического сигнала с интенсивностной характеристикой нерв- ного сигнала требует сопоставления психофизического закона Стивенса с психо- физическим законом Фехнера, то выявление общности в динамике характеристик
интенсивности и константности внутри сенсорно-перцептивного диапазона дикту- ет сопоставление уравнения Стивенса с уравнением Акишиге, выражающим общую закономерность динамики константности образа. Для целей такого сопо- ставления приведем эти уравнения. Формула Стивенса:
.E=k(f-W,
где Е - психологическая величина, т. е. интенсивностная характеристика образа; k - константа, / - интенсивность стимула; /о - абсолютный порог, действующий в данных условиях; п - показатель степени. Формула Акишиге:
p=-.R. Q"(°\
где Р-психологическая величина эталонного объекта; R-физическая вели- чина эталонного объекта; О - отношение расстояния до стандартного объекта к расстоянию до сравниваемых объектов. Прежде всего обращает на себя внимание принципиальный факт формаль- ной общности, заключающийся в том, что соотношение психологических и физи- ческих величин как в случае константности, так и в случае интенсивности выра- жено степенной функцией. Возникает естественный вопрос о том, стоит ли за этой формальной общностью реальная общность закономерностей обеих харак- теристик и может ли эта закономерность быть истолкована как выражение ана- . лизируемой в данном контексте динамики этапов перцептогенеза. Рассмотрим с этой точки зрения функциональные зависимости, выраженные обеими формулами. Независимые переменные, входящие в правую часть уравнения Стивенса, изменяются с изменением внешних и внутренних условий восприятия в ходе его динамики. Так, величина абсолютного порога, или <физиологического нуля>, мо- жет изменяться в процессе адаптации и сенсибилизации, В зависимости от этих же факторов подвергаются изменению и величина константы k и, что необходимо особенно подчеркнуть, значение показателя степени, п. Как отмечает Б. Ф. Ломов, <в экспериментах было показано, что при адап- тации глаза в темноте показатель степени равен 0,33, но при адаптации к свету он возрастает до 0,45>, Все эти величины могут претерпевать изменения и не- посредственно в течение каждого отдельного актуального сенсорно-перцептивного акта в ходе изменения его условий (например, при переменах дистанции до тест- объекта или при изменении времени экспозиции). С точки зрения такой зависимости интенсивностной характеристики образа от параметров, определяющих течение сенсорно-перцептивного акта, очень показа- тельно введенное В. Вальтером понятие динамического порога дифференциальной чувствительности. Обоснованность этого понятия определяется экспериментально установленным фактом существенной зависимости дифференциального порога от скорости изменения интенсивности раздражителя. Сама же интенсивность воздействия раздражителя на рецептор в свою очередь явно зависит от измене- ния пространственных И временных условий этого воздействия - дистанции и вре- мени экспозиции. Введенное Вальтером понятие динамического порога относит- ся к дифференциальной чувствительности. Поскольку, однако, абсолютный порог по существу представляет собой тот частный случай дифференциального порога, при котором исходная ощущаемая величина обращается в нуль, есть основания считать, что понятие динамического порога в принципе распространяется и на абсолютную чувствительность. Приведенные выше факты и обобщения свидетельствуют о том, что все па- раметры, входящие в правую часть уравнения Стивенса, изменяются в ходе пространственно-временной динамики взаимодействия с объектом отражения, совершающейся в ходе перцептогенеза. Соответственно изменится и стоящая в левой части уравнения психологическая величина интенсивностной характе- ристики образа. Происходит становление этой интенсивностной характеристики
(аналогичное генезу пространственно-временной структуры и модальности), до- стигающей своих предельных, максимально адекватных значений на завершающей фазе перцептогенеза. Рассмотрим теперь переменные, входящие в правую часть формулы Акишиге. Кроме физической величины R, которая сама по себе может и не зависеть от динамики условий восприятия, сюда входит величина О, которая выражает от- ношение расстояний до стандартного и сравниваемого объекта. Расстояния же эти по самому смыслу процедуры измерения константности претерпевают изме- нения, вполне аналогичные тем, которые совершаются в ходе фазовой динамики становления образа при изменении расстояния между тест-объектом и анализа- тором. Вторая существенная переменная, входящая в правую часть формулы,- показатель степени - является функцией изменяющегося отношения расстояний. Тем самым обе величины, являющиеся переменными и при постоянстве физи- ческой величины Д. изменяются в ходе стадиальной динамики процесса перцеп- тогенеза, продвигающего образ по шкале уровней изоморфизма. Соответственно этим изменениям будет изменяться в ходе такой динамики и входящая в пра- вую часть уравнения в качестве зависимой переменной психологическая величина константности. Внутри этого диапазона изменений соотношения расстояний до тест-объектов (G), в котором показатель степени, в общем случае являющийся функцией величины О, остается постоянным, реализуется частный случай функ- циональной зависимости,
P=R.G, приводящий к значению показателя степени Z, равному индексу Таулесса:
log Р- logS ~ ~ log R - logS
Своего уже далее не изменяющегося предельного значения величина показа- теля степени Z достигает внутри диапазона полной константности. Этот диапа- зон представляет собой тот самый частный случай постоянства показателя сте-; пени в степенной функции Акишиге, в котором психологическая величина соот- ветствующей константы доведена до максимальной адекватности объекту. Это есть как раз тот частный случай, который отвечает уровню метрического инва- рианта, доводящего образ до конгруэнтности своему объекту. Итак, рассмотрение реальных психофизических зависимостей, скрытых за сте- пенной функцией Акишиге, показывает, что эти зависимости выражают не просто статический <мгновенный> срез соотношения соответствующих переменных, но и их временное становление в динамике сенсорно-перцептвдного перехода. Именно такая общая интерпретация уравнения константности содержится в лаконичном, но емком положении самого И. Акишиге о том, что <з зависи- мости 01 сформированности инварианта получаются стабильные и константные перцепты вместо- непрерывно изменяющихся сенсорных впечатлений>. Это за- ключение Акишиге, непосредственно предпосланное им рассматриваемому урав- нению," содержит совершенно явное указание на динамику формирования соот- ветствующей инвариантной психологической величины, реализующую именно сен- сорно-перцептивный переход, т. е. процесс перцептогенеза (переход от изменяю- щихся сенсорных впечатлений к стабильным и константным перцептам). Приведенное рассмотрение фактических взаимоотношений психофизических и психофизиологических переменных, входящих в формулы Стивенса и Акишиге, показывает, что имеется нетолько формальная, но и содержательная аналогия между обеими степенными функциями, В обоих случаях в ходе пространственно- временной динамики становления образа изменяются и величина, возводимая в степень, и самый показатель степени, соответственно определяющие значения параметров интенсивности и константности. Но уравнение Акишиге и описываемая им динамика константности носят более общий характер в том смысле, что константность охватывает разнообраз-
иые характеристики, относящиеся ко всем трем первичным параметрам образа- ространственно-временной структуре, модальности.и интенсивности. Уравнение Стивенса в его прямом психофизическом содержании, продолжающем и обоб- щающем фехнеровскую психофизику, прежде всего относится к интенсивностной характеристике. Логика всего произведенного сопоставления и выявленная им аналогия дает ЙУ;основания предполагать, что степенная функция Акишиге, как более общая, ох- рйрватывает и закономерности динамики интенсивностной константности, а степен- ая функция Стивенса составляет тот соответственно модифицированный частный ГНелучай, который относится к интенсивностной характеристике, подчиняющейся 1; общим законам динамики константности в процессе сенсорно-перцептивного пе- рехода. В такой интерпретации степенная функция Стивенса представляется резуль-. татом конкретизации степенной функции Акишиге. К тому же предположительному заключению именно о таком соотношении уровней общности зависимостей, выражающих динамику этих двух параметров, .можно подойти и с противоположной стороны. Дело в том, что у Стивенса психофизические соотношения представляют собой частный случай общей про- блемы измерения стимулов и составления шкал соответствующих измерений. При этом Стивене в анализе способов измерения стимулов особое значение придает поискам параметров, остающихся инвариантными при соответствующих преобра- зованиях измеряемых величин, и перцептивной константности как частной форме l.v этой инвариантности,". Исходя из логики этого более общего контекста, в котором собственно пси- хофизические соотношения занимают лишь частное место, в степенной функции Стивенса можно усматривать общий смысл, выходящий за рамки динамики ин- тенсивностной характеристики. И с этой точки зрения есть основания полагать, что степенная функция Акишиге, выражающая общие закономерности констант- ности, может быть представлена как результат обобщения уравнения Стивенса.
Как бы то ни было, общий вывод из рассмотренных аналогий со- йтоит в том, что в ходе перцептогенеза интенсивностная характе- ристика образа в ее соотношении с константностью претерпевает . перестройку, подчиняющуюся тем же закономерностям, что и со- ответствующие преобразования параметров пространственно-вре- менной структуры и модальности. Предельных значений эта пере- стройка достигает на завершающем этапе перцептогенеза, где ин- тенсивностная характеристика доходит до полной константности. Эта полная константность относится к интенсивностной характери- стике прежде всего тех компонентов образа, которые воспроизводят неизменные <собственные> свойства поверхностей макрообъектов (константа светлоты). Соотношение этой <классической> констант- -ности как постоянства неизменности с более общей формой кон- стантности как постоянством изменений образа в соответствии с изменениями раздражающего объекта здесь вполне аналогичны рассмотренному выше соотношению форм константности в области модальных характеристик. И обе эти формы константности нахо- дятся в реципрокных отношениях с обобщенностью (генерализо- ванностью) образа. В итоге можно сделать заключение, что в области всех трех первичных характеристик (пространственно-временной- структуры, модальности и интенсивности) при поэтапной динамике сенсорно-
Акишиге И. Перцептивное пространство и закон сохранения перцеп- тивной информации.-В кн.: Восприятие пространства и времени. Л., 1969, с. 25. (Курсив наш.-Л. В.)
См.: Стивене С. С. Математика, измерение и психофизика.- В кн.: Экспериментальная психология, т. 1. Ред. Стивене. М" 1960.
перцептивного перехода образ продвигается от максимально гене- рализованной и минимально константной сенсорной структуры к минимально генерализованной и максимально константной пер- цептивной структуре. В ходе <обратного перцептогенеза>, в котором происходит про- цесс деструкции, также захватывающий все три первичные харак- теристики образа, процесс идет от максимально константной и ми- нимально генерализованной перцептивной структуры, соответст- вующей уровню интегрального метрического инварианта, к макси- мально генерализованной и минимально константной сенсорной структуре, соответствующей уровню топологического инварианта, в пределе достигающего надпороговой точечной свернутости внут- ренней метрики. Реципрокные соотношения константности и обобщенности рас- смотрены здесь в их связях с тремя основными первичными харак- теристиками образа в динамике поэтапного сенсорно-перцептивно- го перехода или-статически-на разных уровнях сенсорно-пер- цептивного диапазона. Константность и обобщенность выступают в этих сопоставлениях не как самостоятельные объекты рассмотре- ния, а как индикаторы преобразований первичных характеристик в ходе перцептогенеза. Естественным продолжением анализа является рассмотрение соотношений константности и обобщенности как вторичных харак- теристик образа с остальными вторичными же его характеристика- ми на разных уровнях всего диапазона первичных образов и, соот,- ветственно, на разных этапах сенсорно-перцептивного перехода,
2. О соотношении константности, предметности, целост- ности и обобщенности образов всего сенсорно-перцептив- ного диапазона
Вопреки традиционной трактовке, приписывающей свойство константности перцептивным образам и в общем виде противопо- ставляющей аконстантную сенсорику константной перцепции, весь произведенный выше анализ показывает, что константность в раз- ных формах и на разных уровнях ее выраженности является общей характеристикой всего сенсорно-перцептивного диапазона первич- ных образов. Парциальный сенсорный образ, как и интегральный перцепт, на разных этапах или в разных диапазонах его сформированности обладает разной степенью константности. Как было показано в гла- ве II, уже простейший сенсорный сигнал, в отличие от сигнала нервного, воспроизводит трехмерную метрику внешнего пространст- ва и меняющееся или стабильное положение ощущаемого объекта в определенной точке. Предельной формой воспроизведения внешней метрики (т. е. расстояний данного объекта от начала координат, связанного с внешней средой) при отсутствии воспроизведения внутренней мет-
рики и является парциальная метрическая инвариантность элемен- тарного сенсорного образа. Такое инвариантное воспроизведение внешней метрики, будучи предельным случаем, соответствует полной константности ее образа и осуществляется, естественно, как и в других вариантах полной константности, лишь в определенном диа- пазоне. Исходя из этого, диапазон полной константности ощущения как парциального образа может быть определен как инвариантное воспроизведение внешней метрики при максимальной свернутости йнутренней метрики, в пределе отображаемой лишь в виде точки. За границами этого диапазона сенсорный образ метрики внешнего пространства утрачивает свою инвариантность, или полную кон- стантность, но сохраняет константность с соответственно убываю- щей величиной ее коэффициента. В этом отношении сенсорная кон- стантность вполне аналогична перцептивной константности, кото- рая за пределами диапазона интегральной метрической инвариант- ности также не утрачивается полностью, но уменьшает свою сте- пень. Весь этот здесь лишь намеченный круг вопросов сенсорной константности, воплощающей воспроизведение внешней метрики при свернутости метрики внутренней, должен в дальнейшем ходе исследований получить свою экспериментальную проверку и более полное эмпирическое обоснование. Однако само наличие сенсорной константности (неполной и полной) вытекает в качестве неизбеж- ного следствия из того вполне эмпирически обоснованного положе- ния, что в предельном случае сенсорный образ, адекватно воспро- изводя меняющееся и стабильное положение ощущаемого объекта в метрической сетке внешнего пространства, представляет собой парциальный метрический инвариант по отношению к своему объ- екту-источнику. К этой исходной форме сенсорной константности в процессе сенсорно-перцептивного перехода (актуального или онтогенетиче- ского) добавляются различные константы, относящиеся к внут- ренней метрике отображаемого объекта. Каждому из уровней изо- морфизма, последовательно проходимых стадиально формирую- щимся перцептом, соответствует своя форма инвариантности и, тем . самым, максимально выраженной константности определенного параметра образа (соседство точек, прямолинейность, параллель- ность, форма, величина). Внутри диапазона изменений образа, не выходящих за межуровневые границы, соответствующая константа в пределе является полной. И переходу с уровня на уровень соот- ветствуют свои пороги, которые в первом приближении можно со- отнести с порогами, описанными Б. Ф. Ломовым при анализе фазо- вой динамики становления перцептивного образа. За границами диапазона полной константности соответствующего параметра, по- видимому, логично предположить существование интервала ухуд- шающихся условий восприятия, в котором константность данного
1" См.: Л омов Б. Ф. Человек и техника, а также гл. Ill данной части мо- нографии.
параметра не является полной, т. е. ее коэффициент все более уменьшается по мере усиления помех. Такое стадиальное пополнение перечня констант в процессе сенсорно-перцептивного перехода на завершающей фазе перцепто- генеза (соответствующей уровню метрического автоморфизма) за- канчивается полной суммарной константностью компонентов образа, относящихся как к внешней, так и к внутреней метрике объекта. Метрический инвариант становится здесь интегральным, соответст- венно перцепт во всей полноте своих пространственно-временных и модально-интенсивностных характеристик доводится до макси- мальной адекватности, или конгруэнтности, своему объекту. Это движение по уровням константности соответствует смене уровней помехоустойчивости образа. Чем более частной формой изоморфизма определяется упорядоченность данного образа и, сле- довательно, чем более высокой является константность, тем меньше помехоустойчивость соответствующей константы - констан- та метрики является самой лабильной. Наоборот, на уровне топо- логического инварианта прочность соответствующей константы (со- седство точек) является наиболее высокой, и вместе с тем наиболь- шим оказывается диапазон допустимых колебаний, не выводящих образ за пределы инварианта данного уровня. Так, мерцание фор- мы не нарушает константы соседства точек и, тем самым, тополо- гической инвариантности мерцающих видимых форм-квадрата, круга, треугольника и т. д. Степень константности находится в реципрокных отношениях с уровнем.помехоустойчивости: поэтапное достраивание образа внутренней метрики, повышая его суммарную константность и по- нижая генерализованность, уменьшает вместе с тем его помехо- устойчивость и объем <разрешенных> вариаций. Этот процесс по- этапного нарастания константности и падения помехоустойчивости является вместе с тем и структурированием свойства предметности. Как было показано выше, предметность перцептивного образа свя- зана с выделенностью <фигуры> или предмета из фона. Образ же фигуры, воспроизводящий внутреннюю метрику объекта, претер- певает поэтапное развертывание, проходя по уровням матрицы форм изоморфизма в процессе перцептогенеза. Поэтому фазы пер- цептогенеза, будучи ступенями становления полной константности, являются вместе с тем и этапами нарастания предметности, до- перцепта, где образ <фигуры> достигает конгруэнтности своему объекту-оригиналу, а следовательно, и предельной развернутости и выделенности из фона. Аналогичную динамику поэтапного нарастания при продвиже- нии образа по уровням изоморфизма в ходе перцептогенеза претер- певает и целостность. Традиционно трактуемая именно как пер- щтивная характеристика, целостность, как и константность, в деи- твительности в той или иной мере имеет место на всех фазах пер- Цптогенеза или на всех уровнях сенсорно-перцептивного диапа- зона.
Свойство сверхконстантности образа не рассматривается при анализе этой динамики, поскольку мы полагаем, что оно является не собственно перцеп- тивной характеристикой, а результатом взаимодействия восприятия и мысли.
Уже переход от нервных кодов к элементарным сигналам - ощущениям связан с резким скачкообразным нарастанием целост- ности, поскольку здесь воспроизводится метрика трехмерной струк- туры общего пространственного фона, которая, сохраняясь инва-. эйантной, не допускает уже перекодирования и этим резко 1аграничивает степени свободы элементов образа, относящихся "внешней метрике. В процессе сенсорно-перцептивного перехода, при котором 1йтруктура образа <фигуры> поэтапно достраивается от топологиче- Щких до метрических ее свойств, каждый скачок на следующий уровень инвариантности, накладывая соответствующие ограничения 1яна упорядоченность сигнала, <срезает> все те степени свободы, ко- торые нарушают структуру данного инварианта. Так, например, 1-цереходот топологического инварианта к проективному исключает
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |