КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 30 страница
стей,.также в значительной мере определяется соотношением дли- ны световых волн со средними размерами воспринимаемых макро- объектов. Поскольку длины световых волн охватывают диапазон при- мерно от 320 до 700 миллимикрон, ясно, что здесь соотношения с размерами макрообъектов совершенно иные, чем в области слуха. Здесь длина волны в миллионы раз меньше сантиметрово-метро- вого интервала, к которому относится средний размер поверхности макрообъектов. Поэтому световой поток, испытывая воздействие практически от каждой точки воспринимаемой макроповерхности, несет информацию о ее структурных характеристиках. В силу этих соотношений и их специфики по сравнению со звуковыми волнами уже на уровне физических и технических, а не только психических сигналов существует оптическое изображение формы и других геометрических характеристик объектов, но не существует (в ана- логичном диапазоне) соответствующих акустических изображений. Зрительное психическое изображение внутренней метрики объ- екта именно на основе этих физико-геометрических соотношений оптических стимулов может быть доведено до метрического инва- рианта как самого частного уровня в иерархическом перечне форм изоморфизма. Но эти же самые физико-геометрические соотноше- ния длины световых волн со средними размерами макроповерхно- стей, с другой стороны, ограничивают возможности воспроизведе- ния как общей структуры пространственного фона, так и трехмер- ной структуры (<фигуры>) самого объекта. Именно в силу малости длины волны по сравнению с величиной макротела волна в этом случае не может его огибать (не дифрагирует). Поэтому границы объема зрительного сенсорно-перцептивного поля детерминирова-
ны прямолинейностью распространения световых волн, и не может быть сформировано зрительное изображение ни <спинной> части пространственного фона, ни тех компонентов внутренней метрики (фигуры), которые составляют <спины вещей>. Тем самым интегральная метрическая инвариантность зритель- ного перцепта, воспроизводящего как внешнюю, так и внутреннюю метрику своего объекта, включает только ту часть пространства и те компоненты поверхностей расположенных в нем отдельных предметов, которые охватываются данным ракурсом и как бы среза- ются тем сегментом всей пространственной сферы, который входит в перцептивное поле и соответственно расчленяется в нем на фон
и <фигуры>. Исходя из этого зрительный перцепт, будучи конгруэнтным своему объекту только в границах сеУмна, охваченного зритель- ным полем, соответственно является интегральным метрическим Инвариантом лишь в данных пределах. Пределы эти зависят от по-; ражения глаза, которое определяет данный конкретный ракурс 11<очку зрения>) и непрерывно изменяется при относительных пе- ремещениях, последовательно срезая перцептивным полем разные Йрасти (сегменты) общей пространственной сферы. 1: Таким образом, интегральность зрительного перцепта как мет- Цйческого инварианта не является предельной и максимально пол-. по своему объему. Она менее полна, чем интегральная метри- Насекая инвариантность осязательного перцепта, который при мень- jllaeM радиусе гаптического поля может, однако, охватить все триста Кйестьдесят градусов его сферы. 1;" Поскольку соответствующие сегменты-ракурсы вырезаются дарительным полем из общей сферы пространства прямолинейным 111аспроетранением световых волн, пределы интегральности зри- тельного перцепта как метрического инварианта физически ограни-
Цчсны именно упоминавшимся выше отношением длины световых 1зволн к средним размерам макрообъектов. И,: Таковы в.самых общих чертах те основные различия в поло- Щжении образов разиых.м.одальностей 1вира1рхической информацио-н- ЛЦйой матрице, которые определяют предельный этап, или уровень, сен- Щйсорно-перцептивного- перехода, достигаемый данной модальностью,
в заключение общей характеристики образов сенсорно-перцептивного диа- пазона целесообразно вернуться к элементарным сенсорным процессам как ис-... ходному пункту анализа с тем, чтобы поставить вопрос, который диктуется ана- логией, открывающейся лишь по ходу этого анализа и на его завершающем ..этапе. Рассмотренная в главе об ощущениях парциальная метрическая инвариант- ность сенсорного сигнала,.как и интегральная метрическая инвариантность пер- цепта, является лкшъ-предельной структурной формой, отвечающей диапазону .сенсорной константности отображения локализации или координаты объекта (т. е. ,:его внешней метрики). Объем этого диапазона и степень точности его констант в разных модальностйх различны. Как было показано, структурная форма ощущения, воспроизводящая метрику внешнего пространства, которая в общем случае выходит за рамки метрики но- сителя сигнала, не является изначально готовой. Она организуется и строится на основе воспроизведения взаимных перемещений объекта и органа и симуль- танировавия сукцессивных компонентов отображения движения. Этот процесс построения инвариантного образа метрики внешнего пространства, реализующий переход через границу, которая разделяет нервные и сенсорные сигналы, вклю- чает в себя резкий скачок через все промежуточные уровни иерархии форм изо- морфизма к самому частному, метрическому уровню (содержащему здесь, однако, лишь метрику фона при свернутости метрики фигуры). Структурная, сущность этого скачкообразного прорыва через <психофизиоло- гическое сечение> теоретически следует из организации иерархической матрицы форм упорядоченности сигналов. С фактической же стороны за этим скачком стоит реальный генезис как каждого отдельного сенсорного акта так и возрастной ге- незис ощущений разных модальностей. Постольку этот сенсогенез формируется
на очень ранних стадиях развития организма и чрезвычайно быстро, его дина- мика остается скрытой. Поэтому анализу подвергается именно его предельная
форма - парциальная метрическая инвариантность сенсорного сигнала. Однако после проведенного анализа поуровневой динамики перцептогенеза, завершающей- ся также предельной формой - интегральной метрической инвариантностью пер- цепта (а этот процесс легче поддается исследованию благодаря большей развер- нутости и растянутости во времени), появляется экспериментальная модель, ко- торая естественно наталкивает на сопоставление процессов перцептогенеза и сенсогенеза. Возникает вопрос, как связана предельная сенсорная форма парциального метрического инварианта с переходными этапами быстро совершающегося и скры- того сенсогенеза и каковы здесь соотношения с промежуточными уровнями иерар- хической матрицы? Нет ли при построении сенсорного образа внешней метрики такой же последовательности фактического прохождения этапов от топологи- ческого инварианта к метрическому, как и при формировании образа внутренней метрики? И, наконец, не связаны ли различия -диапазона парциальной метриче- ской инвариантности в разных модальностях с их разными возможностями скачкообразного прорыва сквозь все промежуточные уровни информационной матрицы? Уже априори ясно, что в этом отношении существенно разными возможностя- ми обладают дистантные и контактные анализаторы. Имеющая здесь место раз- ница объема и меры точности сенсорной константности (парциальной метри- ческой инвариантности), по-видимому, существенно связана, как и в случае пер- цептивных образов, с различиями физики раздражения разных анализаторов и вместе с тем с различиями их психофизиологических механизмов, в разной мере обеспеченных врожденными компонентами и по-разному определяемых про- цессом сенсорного обучения. Однако сколько-нибудь конкретно ответить на сформулированные выше воп- росы о внутренней иерархической структуре, стадиальной динамике и вытекаю-
щих отсюда различиях возможностей разных модальностей элементарных сен- сорных сигналов (ощущений) современная экспериментальная психология не мо- жет. Здесь необходим специально направленный экспериментально-теоретический поиск, который был бы связан с продвижением общего фронта психологической теории. Задача же экспериментального исследования генетически исходных пси- хических явлений, стоящих у самой нейропсихологической границы, возникает именно в порядке обратной связи от результатов анализа к его отправному пунк- ту, Поэтому все эти вопросы здесь выдвинуты в качестве задач дальнейшего ис- следования.
" Вопрос о связи формирования образов с сенсорцо-перцептивным обуче- нием специально (хотя и кратко) будет затронут в гл. VII данной части.
ГЛАВА VI
ВТОРИЧНЫЕ ОБРАЗЫ (ПРЕДСТАВЛЕНИЯ) 1. Об эмпирических характеристиках представлений
В конце предшествующей главы мы вернулись от перцептив- ных процессов назад-к элементарным формам первичных обра- зов, чтобы поставить новые вопросы об этом исходном уровне. Следующий же шаг продвижения от перцептивных процессов впе- ред ведет от первичных (сенсорно-перцептивных) образов к обра- зам вторичным, т. е. к извлеченным из памяти <первым сигналам>,
Поскольку представления воплощают в себе один из видов. памяти, к ним необходимо будет вернуться в соответствующей главе 2-го тома, по- священной общему анализу процессов памяти. В данной же главе рассматри- ваются лишь те аспекты, которые составляют необходимую предпосылку для последующего анализа.
которые воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не воздействующие на ре- цепторную поверхность анализатора. Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением вторичных образов в системе пси- хических процессов. Представления есть необходимое посредствую- . щее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, ор- ганизованные в форму образов различных видов, и второсигналь- < ные мыслительные или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже <специально человеческий> уровень психической информации. Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных об- разов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и является <сквозным> па- раметром всех психических процессов, привело -к вопросу о необ- ходимой взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщен- ность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, т. е. в данный момент совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является, как упоми- :- налось, включенность апперцепции, т.е. образов, сформированных f--в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт. /\ Такие эталоны и есть вторичные образы, или представления, v аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится <портрет класса объектов>, и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно- образного к понятийно-логическому отображений структуры клас- са предметов, однородных по какой-либо совокупности своих при- знаков. Исследование вторичных образов сталкивается с существенны- ми.трудностями как в исходном пункте анализа-при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теорети- : ческого поиска закономерностей, определяющих организацию дан- ной категории <первых сигналов>. Эти методические трудности вы- званы в первую очередь отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фикси- рованию <летучей> структурой. В связи с этим экспериментально-психологическое исследова- ние вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сен- сорно-перцептивных образов. Здесь очень мало <устоявшегося> эмпирического материала, а имеющиеся данные чрезвычайно фраг- ментарны и разрозненны. В качестве необходимой эмпирической базы теоретического поиска мы приведем лишь суммированные результаты системати-
зации этих эмпирических данных, представленные не в виде их детального описания, а в виде перечня основных характеристик вторичных образов (схема 6), сопровождаемого лишь минимумом необходимых пояснений и ссылок на литературу,
Схем а 6 Эмпирические характеристики вторииных образов
Первичные свойства
пространственно- временная структура
сдвиги в воспроизведении модальности
сдвиги в воспроизведении интенсивности
Производные свойства
неустойчивость
фрагментарность
обобщенность
Этот минимум дополнений к каждой из характеристик сво- дится к следующему: .1. Особенности пространственно-временной структуры вторич- ных образов целесообразно вначале перечислить (схема 7), а за- тем дать краткие пояснения.
Схема? Пространственно-временная структура вторичных образов
Пространственные компоненты
панорамность
взаимообособ- ление фигуры и фона
выпадение абсолютных величин
преобразование геометрич. формы в топологич. схему
Временные компоненты
симультанность
сдвиги в отображе- нии длительности
большая прочность в отображении последо- вательности
; 1. Пространственная панорамность, выявленная в исследо- Цаниях Ф. Н. Шемякина и впервые обозначенная этим термином щЦработах Б. Ф. Ломова, заключается в том, что целостное воспро- ЦЙэведение пространственной структуры объекта во вторичном об- не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит его пределы. Так, пространственный массив, охватываемый еди- ным топографическим представлением (<карта-обозрение> Ф. Н. Ше- рякина), превосходит по угловым размерам объем перцептивного цоля, а представление об отдельном объекте может охватывать компоненты или стороны, последнего (например, те стены комна- и те грани куба), которые при Непосредственном восприятии Цаходятся за пределами поля зрения 1 2. В отличие от перцептивного образа, существенной особен- Щяостью которого является выделение фигуры из фона, не допус- 11кающее, однако, их взаимного отделения, в представлении фигура-, <эЦржет не.соотноситься с определенной координатой пространствеН- ЩЮго фона, а фон может быть отделен от фигуры (<пустое прост- ЦДранство>).. Ц- 3. Выпадение абсолютных"величин проявляется в двухмоен- Цгах: 1) в несохранении числа однородных элементов (например, 1 числа колонн в представлении об Исаакиевском или Казанском со- 1 боре, как это показано в работах Б. Г. Ананьева); 2) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространст- ренного- массива -и в особенности размеров отдельного объ-
- 4. Преобразование геометрической _ формы в топологическую
цхему во вторичном образе имеет разнообразные проявления, ЩЦрОсрытые в различных исследованиях. Оно выражается в схемати- Щзации образа, описанной Б. ф. Ломовым В связи с вопросом влиянии структуры представления на процесс узнавания и.на организацию моторного акта доминирование-топологической схемы над геометрической формой выявлено и описано Н. А..Бернштей- ном. Поэтапность и многоуровневый характер такой <топологиза- ции формы> в представлении выявлен в экспериментах М. В. Ле- щинского. Такого рода акцент топологической схемы, патологи- чески усиленный расстройствами памяти, вскрыт также в иссле-
См.: Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве.-В кн.: Психоло- гическая наука в СССР, т. 1. М., 1959; Ломов Б. Ф. Человек и техника, гл. 4, М" 1966.. Несохранение пространственной величины отчетливо выявлено, например, в исследовании П. А. Сорокуна <Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся> (автореф. докт. дисс. Л., 1968). См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. °,.См.: Бернштейн Н. А..Топология и метрика движений.-В кн.: Очерки по физиологии движения ифизиолопт активности. М., 1966. ° См.: Веккер Л. М. и Лещинский М. В. Современная теория памя- ти и обобщенность представлений.-В кн.: Материалы симпозиума по памяти. Харьков, 1970.
дованиях нарушений памяти и наглядно представлен в соответст- вующих рисунках больных/ 5. Симультанность, или <временная панорамность>, представ- лений заключается в том, что компоненты временной и двигатель- ной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру, в которой эта по- следовательная динамика очень затушевана или не воспроизводит- ся совсем. По отношению к слуховым музыкальным представлени- ям, которые воспроизводят не последовательное развертывание, а одновременно-целостную структуру музыкального произведения, это показано Б. М. Тепловым и подчеркнуто Ж. Адама- ром. В области осязательных представлений такое преобразование последовательно-двигательных компонентов в одновременную структуру выявлено в ряде исследований 6. Совершающиеся во вторичном образе сдвиги в воспроизве- дении длительности установлены в многочисленных исследованиях, данные которых обобщены С. Л. Рубинштейном в виде эмпириче- ского закона заполненного временного отрезка. Закон этот состоит в том, что <чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более дли- тельным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени>." 7. Что касается третьей временной характеристики-большей прочности сохранения образа временной последов.ательности по сравнению с временной длительностью,-то она в скрытом виде содержится в тех же фактах, которые обобщены в законе запол- ненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оцен- ки интервала касаются именно его длительности, а временная по- следовательность сохраняется гораздо полнее. II. Особенности модальных характеристик вторичного образа (очень мало изученные и выявленные преимущественно для зри- тельных цветовых представлений) состоят в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам вос- приятия цвета в затрудненных условиях: образ смещается в сто- рону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из
" Си., например., Тонконогий И. М. и Цуккермаи И. И. Клиника нарушений зрительного-осприятия и опознания образов.- В кн.: Бионика. М., 1965. См.: Т епл о в Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947; Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области мате- матики. М., 1970. " См., например: ВеккерЛ. М, Об осязательных представлениях. Труды Вильнюсского гос. пед. ин-та, 1951; Ананьев Б. Г., ВеккерЛ. М., Ло- мов Б. Ф" Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М" 1959.-Аналогичная перестройка и симультанирование кинестетических представ- лений выявлены в упоминавшихся исследованиях Ф. Н. Шемякина, посвящен- ных формированию <карты пути> и <карты обозрения>, Р убин штейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 218.
"< йЙ
образа выпадают в тем большей мере, чем более длительным явля- ется срок хранения образа," III. Сдвиги интенсивностных характеристик представления, от- меченные и образно описанные еще Эббингаузом, заключаются в том, что, хотя степень яркости вторичного образа может быть очень различной, в среднем представление по сравнению с сенсор- но-перцептивным образом отличается значительно меньшей яр- костью. По сути дела эти изменения интенсивностной характери- стики имеют ту же самую тенденцию, что и сдвиги модальных ха- рактеристик,- и те и другие преобразуются в том же направлении, что и соответствующие характеристики первичных образов в за- трудненных условиях их формирования, при наложении помех. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как лее бледными. Этим заканчивается первая подгруппа перечня основных эм- пирических характеристик вторичного образа, охватывающая его пространственно-временную структуру, модальность и интенсив- ность. За этой подгруппой первичных характеристик, как и в случае перцептивных образов, следует вторая подгруппа эмпирических ха- рактеристик вторичных образов. В нее входят характеристики, представляющие собой результат перестройки и специфическую модификацию первичных и в своей основе общих для всякого об- раза параметров соответственно его данной конкретной форме. IV. Первой из вторичных характеристик представления, кото- рая, как и бледность, упоминалась еще Эббингаузом, является не- устойчивость. Будучи по самой своей сущности (как проявление непостоянства) отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу, не- устойчивость представления, хорошо известная каждому по собст- венному опыту, заключается в колеблемости и текучести его ком- понентов. Эта текучесть, по удачному выражению С. Л. Рубинштейна, <как бы вводит в представление ряд переменных>. Не случайно поэтому экспериментальные исследования (например, работы Е. И. Тютюник) обнаруживают во вторичных образах феномен, аналогичный <мерцанию формы>, свойственному перцептивным об- разам при затрудненных условиях их формирования на первых фазах становления. V. Фрагментарность представлений, также отмеченная еще . Эббингаузом и подтвержденная многочисленными более поздними и современными исследованиями (Рубинштейн, Ананьев, Зотов, Веккер, Лещинский, Тютюник, Безбородко), состоит в том, что
" См" например: Карпенко Н. М. К проблеме зрительных представле- ний. Труды Института мозга им. Бехтерева, т. XVIII. Л., 1940. "Им.: Эббингауз Г. Основы психологии. Спб., 1890. " Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, с. 242.
<при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены>. Продолжая сопоставление с эмпирическими характеристиками перцептивных образов, легко увидеть, что если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагмен- тарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприя- тием. VI. Параметр обобщенности, будучи общей характеристикой не толькййсеХридов образов, но и вообще всех психических про- цессов, имеет во вторичных образах свою отчетливо выраженную специфичность по сравнению с обобщенностью первичных образов. Если первичный образ, какова бы ни была степень его генерализо- ванности, всегда является обобщенным изображением того кон- кретного единичного объекта, который воздействует на анализатор, то вторичный образ, в силу того, что представляемый объект не воздействует на органы чувств, может быть не только единичным, но и общим. Это означает, что, воплощая в себе целый ряд сту- пеней обобщенности образа, на высших из этих ступеней представ- ление освобождается от <прикованности> к единичному объекту и <может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предме- тов>." Производный характер второй подгруппы характеристик по от- ношению к первичным эмпирическим характеристикам представле- ния выражается в том, что неустойчивость, фрагментарность и обобщенность, как и их перцептивные гомологи - константность, целостность и обобщенность, охватывают все три первичных пара- метра вторичного образа: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Неустойчивость выражается в колеб- лемости не только пространственных компонентов образа, относя- щихся к форме, величине и т.д., но и его модальных характеристик, например цветотоновых (<мерцание цвет> в представлении) иин- тенсивностных (колебание яркости). Фрагментарность также про- является в выпадении как пространственно-временных компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона); так и его модально- интенсивностных характеристик (оттенков цвета, тембра или спе- цифических особенностей воспроизведения механических свойств в осязательном представлении). Такой же тройственный состав имеет и обобщенность представлений, которая обнаруживает себя как <портрет> не только класса фигур, но и класса свойств качествен- но-модальных (цветов, тонов, проявления упругости и т. д.) и- ин- тенсивностно-энергетических (яркость, сила).
Там же, > Там же,
24L 242.
1 Все эти три характеристики-неустойчивость, фрагментарность III обобщенность-являются, таким образом, действительно выра- Йсёнием модификаций первичных параметров представления.
2. Теоретический представлений
анализ эмпирических характеристик
После дополнений к суммированному в схеме 6 перечню эм- ЦИрических характеристик можно обратиться к его теоретическому рассмотрению. Продолжая стратегию, примененную к теоретическо- ЙЙйу поиску закономерностей организации всех остальных видов об- Цазов-первых сигналов, и опираясь на наиболее информативные нехарактеристики, в которых максимально прозрачно проступает фор- ума упорядоченности вторичного образа, нужно сделать предвари- щЦельное умозаключение о расположении данной формы сигнала иерархии уровней его.упорядоченности относительно объекта- Дйэдсточника. Затем нужно проверить выдвинутую.гипотезу сначала д1)яокритерию...ее.объяснительной силы по отношению ко всем ос- Цйальным характеристикам перечня, а в,дальнейшем-по критерию ЩрёсГпрогностичности по отношению к новым.фактам, которые выте- Шкают из нее в качестве следствий. Наиболее информативной эмпирической характеристикой (в си- ее наибольшей общности), как и для всех предшествующих ви- образов, является пространственно-временная структура. ЕсЛи тщательно рассмотреть пространственную и временную подгруппы этой суммарной характеристики, то под ее феномено- логическим фасадом легко увидеть достаточно прозрачно просту- йающую форму пространственно-временной организации вторич- ного образа. В качестве первого прикиДочного шага такого рас-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |