КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 33 страница
термодинамики: поскольку в общем случае упорядоченность дез- lf-организуется, для ее поддержания требуется специально направ- ленныи антиэнтропийный фактор, препятствующий рассеянию энерт Ййй и понижению организации. Таким компенсирующим энергети- ческим фактором и является векторизационный потенциал, о кото- ром говорит Н. И. Кобозев. Однако в рассматриваемом нами случае прохождения образа по уровням изоморфизма упорядоченность сигнала относительно его источника не только поддерживается, но и растет. Поэтому в данном случае в качестве энергетических эквивалентов информа- ционных преобразований нужен не постоянный векторизационный потенциал, а его сдвиги, обеспечивающие антиэнтропийный процесс возрастания меры и формы упорядоченности сигнала. Дальнейший анализ предполагает экспериментальную проверку этих теоретиче- ски ожидаемых соотношений между информационными преобразо- ваниями структур первичного и вторичного образов и их энергети- ческими эквивалентами. Такая проверка в области первичных образов была осуществле- на в экспериментах В. В. Лоскутова. Он исследовал три варианта динамики перцептогенеза - становление образа при перемещении тест-объекта по горизонтали поля зрения, при тахистоскопическом предъявлении тест-объекта и при сукцессивном предъявлении эле- ментов контура путем их кинопроекции с нарастающей скоростью. В качестве индикатора изменений энергетического потенциала, лежащих в основе антиэнтропийных преобразований структуры образа, были использованы сдвиги кожного сопротивления (КГР), которые являются испытанным физиологическим показателем <уровня активации> или <степени энергетической мобилизации ор- ганизма>_Существенно отметить, что при. использовании этого по- казателя в качестве энергетического эквивалента сдвигов меры и формы упорядоченности образа главная трудность состоит в том, чтобы найти оптимальный диапазон структурной сложности тест- объектов (и соответствующих им сигналов), внутри которого кож- ное сопротивление достаточно чувствительно к <информационным перепадам> структуры образа. Так, эксперименты В. В. Лоскутова показали, что структурные перепады, происходящие в ходе фазовой динамики образа шести- элементной фигуры, вызывают незначительные сдвиги кожного со- противления, что не дает возможности получить четкую картину
"Кобозев Н. И. Исследование в области термодинамики процессов ин- формации и мышления. М" 1971. ° См.: Пайяр Ж. Применение физиологических показателей в психолр- EiffL---.В кн.: Экспериментальная психология. Вып. III. Ред. П.Фресс и Ж.Пиа- же, М" 1970; Блок А. Уровни бодрствования и внимание. Там же.
энергоинформационных соотношений. Если же увеличить число эле- ментов контура тест-объекта до 12 или 14, то характер энергоин- формационной взаимосвязи выявляется достаточно определенно (рис. 25, а и б).
Графики, приведенные на рис. 25, ясно показывают, что если для шестиэлементных фигур динамика сдвигов К.ГР не носит век- торизованного характера и за ней при столь незначительных коле- баниях могут скрываться и случайные флуктуации, то для двенад- цати- и четырнадцатиэлементных фигур функциональная зависи- мость изменений кожного сопротивления от преобразований меры и формы упорядоченности образа выражена вполне четко.
О 1 7 3 <> Ранги
J
.110
0 123 Ранги
Рис. 25. Зависимость сдвигов индексов К.ГР от фаз восприятия (по В. В. Лос- кутову).
Существенно отметить два момента, характеризующих специ- фику этой энергоинформационной взаимозависимости. Первый из них состоит в том, что зависимость между величиной КГР и фазой становления образа или соответствующим ей уровнем изоморфизма (во всяком случае в рассматриваемом диапазоне сложности тест-объектов) является линейной, т. е. такой же, как и взаимозависимость структурных и статистических характеристик образа. Этот фактический результат подтверждает и конкретизиру- ет теоретическое предположение, согласно которому изменение ко- личественно-информационных и структурно-информационных харак- теристик образа (меры и формы его упорядоченности) и их энер- гетических эквивалентов детерминируется одной и той же законо- мерностью продвижения сигнала-образа по иерархической шкале уровней пространственно-временного изоморфизма. Второй существенный момент заключается в том, что выражен- ная индексом сдвига КТР величина энергетических затрат на по- вышение упорядоченности образа относительно объекта зависит от конкретных условий перцептогенеза. Коэффициенты пропорцио-
нальности в этой линейной зависимости для всех трех методических вариантов динамики становления образа (кривые 1, 2 п 3 на рис. 25, б) разные. Наименьшая величина сдвигов КГР относится к становлению образа в условиях продвижения тест-объекта от периферии поля зрения к его центру (кривая 7). Эти сдвиги более значительны, когда увеличивается времГ тахистоскопической экс- позиции тест-объекта (кривая 2). Максимальной величины сдвиги КГР достигают при сукцессивном предъявлении элементов вос- принимаемого контура (кривая 3). Все рассмотренные выше закономерности пространственно-вре- менной организации психических сигналов-образов дают основание полагать, что величина информационной работы построения образа достигает максимума именно при сукцессивном предъявлении эле- ментов контура, потому что энергия здесь уходит не только на со вершенствование пространственной структуры образа, но на самое построение симультанной пространственной структуры из сукцес- сивного временного ряда. В этих условиях пространственная струк- тура, не заданная симультанностью предъявления, должна быть прежде всего симультанирована для того, чтобы стало возможным дальнейшее изменение меры и формы собственно пространственной упорядоченности образа относительно объекта. При тахистоскопической экспозиции имеет место симультанно- пространственное предъявление контура. Здесь могут работать па- раллельные звенья механизма построения образа, но их возмож- ности ограничены дефицитом времени. Исходя из этого энергети- ческая нагрузка, падающая на симультанирование сукцессивного ряда, здесь меньше, чем в предшествующем варианте. Соответст- венно этому меньше и градиент кожного сопротивления. Наконец, при перемещении тест-объекта от периферии к центру поля зрения структура тест-объекта предъявляется симультанно и без временных ограничений. Фазовая динамика становления об- раза детерминируется здесь изменением пороговых характеристик. Диапазон изменений этих характеристик и их энергетических экви- валентов существенно ограничен, поскольку пределы изменения по- роговых величин фиксированы конструкцией анализаторного меха- низма. Соответственно этому, как можно полагать, градиент сдвига КГР в ходе поэтапной динамики становления образа в данных ус- ловиях является наименьшим. Такова полученная в экспериментах основная картина энерго- информационных взаимосвязей в области первичных образов. Эта картина как в ее предсказанных, так и в дополнительных по от- ношению к прогнозу элементах целиком укладывается в рамки тех исходных закономерностей, следствия которых подвергались экс- периментальной проверке. Аналогичной проверке были подвергнуты теоретически же вы- веденные следствия, относящиеся к вторичным образам (представ- лениям). Такая проверка была произведена Е. И. Тютюник и В. В. Лоскутовым. Поскольку задача их исследований теоретиче- ски и методически соответствует аналогичной задаче в области пер-
вичных образов и вместе с тем продолжает изучение взаимосвязи структурных и статистических характеристик представлений, мы приведем здесь лишь графически обобщенные конечные результаты экспериментов по изучению энергоинформационных соотношений в области вторичных образов (рис. 26). Как ясно показывают эти графики, общая картина функцио- нальной зависимости сдвигов КГР от структурной сложности вос- произведенного вторичного образа.и тем самым от меры и формы его упорядоченности относительно объекта значительно более раз- нообразна, чем в области первичных образов. Вместе с тем, эта
S
И-
2 3 Ранги вторичных образов
Рис. 26. Зависимость сдвигов индексов КГР от времен- ной динамики вторичных образов (по Е. И. Тютюник). /- кратковременная память; 2- долговременная память,
картина содержит и больше существенных дополнений к теоретиче- скому предсказанию о функциональной зависимости величины энер- гетических эквивалентов сигнала от формы и меры его упорядочен- ности относительно источника. Специфика картины, представленной на рис. 26, заключается в двух основных моментах. Первый из них состоит в том, что характер энергоинформаци- онной функции при воспроизведении образа сразу же после его предъявления существенно отличается от характера той же функ- ции при воспроизведении образа через определенный, интервал вре- мени. В первом случае зависимость величины сдвигов КГР от пол- ноты воспроизведения и, следовательно, от меры и формы упорядо- .ченности образа ближе к линейной. Во втором же случае она яв- ляется явно нелинейной. Другая особенность--это специфический характер нелиней- ности энергоинформационной функции при отставленном воспроиз- ведении, а именно ее периодическая криволинейность внутри иссле- дованного интервала изменений структуры образа от топологиче- ского до метрического изоморфизма. При этом существенно, что один из пиков кривой совпадает с теоретически ожидаемым, поскольку он приходится на уровень
tnn
метрического инварианта или инварианта подобия, где степень вос- произведения упорядоченности объекта, т. е. негэнтропия сигнала, приближается к своему пределу, что, соответственно, требует мак- симальных энергетических трат. Второй же максимум величины энергетических сдвигов, вопреки ожиданию, приходится на уровень топологического изоморфизма структур образа и объекта. Несоот- ветствие этого результата теоретически ожидавшемуся определяет- ся тем, что на уровне топологической инвариантности мера и форма упорядоченности сигнала по отношению к источнику по сравнению с промежуточным уровнем понижаются, а их энергетический экви- валент-странным образом-повышается. Возникает естественный вопрос: выходит ли многообразие этой картины за рамки лишь тех следствий из общих закономерно- стей, которые были теоретически прогнозированы, или оно вообще выходит за пределы сферы действия общих информационных зако- номерностей, рассматриваемых здесь в качестве исходных? Есть эмпирические и теоретические основания предположить, что за различием линейного и криволинейно-периодического харак- тера энергоинформационной функции при- непосредственном и от- ставленном воспроизведении представлений скрывается та разница между первичной обобщенностью (генерализованностью) и собст- венно обобщенностью вторичного образа, о которой шла речь в кон- це предшествующей главы. В самом деле, при воспроизведении представлений сразу же после экспозиции объекта характер энергоинформационных связей оказался тем же, что и в динамике перцептогенеза. Это, по-види- мому, не случайно. Воспроизведение образу в условиях нулевого отставления от момента экспозиции непосредственно примыкает к процессу восприятия. Здесь работа <апперцепирующей массы> образов или, иначе говоря, участие долговременной памяти осу- ществляется в том же (или почти в том же) объеме, что и в услови- ях восприятия. Поэтому можно думать, что и обоих этих случаях рисунок испытуемого объективирует образ (первичный или вторич- ный), воплощающий определенный уровень первичной обобщенно- сти (генерализованности), которая является негативом недостаточ- ной полноты структуры данного конкретного, отдельного сигнала относительно его источника. Здесь осуществляются принципы внут- риобразной упорядоченности, и именно на нее расходуется энергия. И если на топологическом уровне высокая генерализованность яв- ляется оборотной стороной воспроизведения лишь самых общих свойств пространственной непрерывности объекта, то энергетиче- ский эквивалент этого антиэнтропийного процесса упорядочения сигнала здесь минимален. Дальнейшее же возрастание меры и со- вершенствование формы упорядоченности при продвижении от то- пологического к метрическому изоморфизму требует увеличения энергетических затрат. И энергоинформационная зависимость, со- ответственно, является здесь линейной. Совершенно иная ситуация складывается при отставленном воспроизведении. Поскольку здесь образ извлекается из долговре-
менной памяти, естественно предположить, что в данном случае в процесс воспроизведения активно включается вся совокупность сигналов, входящих в состав прошлого опыта субъекта. Тем самым здесь актуализация представления, в отличие от первого варианта, опирается на межобразные соотнесения. Но тогда неизбежно всту- пает в силу собственно обобщенность вторичных образов, являю- щаяся результатом этих межобразных соотнесений и интеграции образов разных уровней. Но такое соотнесение и интеграция уров- ней есть работа, которая неизбежно требует соответствующих энер- гетических затрат. Максимальные затраты энергии могут, таким образом, опреде- ляться в одном случае высокой степенью полноты воспроизведения структуры данного объекта (портрет индивида на уровне метриче- ского инварианта), в другом же случае-большим объемом рабо- ты интегрирования различных образов (портрет класса на уровне топологического инварианта). В промежуток между этими двумя максимумами должны тогда лечь точки кривой энергоинформаци- онной функции, которые соответствуют структурным уровням, рас- положенным между топологическим и метрическим изоморфизмом. На этих промежуточных уровнях и полнота <портрета индивида> и объем <портрета класса> имеют средние значения, меньшие, чем на краях рассматриваемого интервала функции. Именно такой вид имеет энергоинформационная функция при отставленном воспро- изведении вторичного образа (см. рис. 26). Поскольку в характере энергоинформационных соотношений проявляются, как можно думать, особенности двух форм обобщенно- сти образа, а различие этих двух вариантов обобщенно- сти само, в свою очередь, обусловлено внутрисигнальными и меж- сигнальными взаимосвязями в структуре иерархической матрицы уровней изоморфизма, есть, по-видимому, основания утверждать, что выявленное многообразие энергоинформационных отношений и в области вторичных образов укладывается в рамки основных принципов информационной теории и может быть получено из них
в качестве их следствия. t l
4. Соотношение информационно-энергетических и опера- ционных характеристик образа
Если взаимосвязь информационных и энергетических характе- ристик образа в общих чертах была теоретически прогнозирована и приведенные исследования лишь экспериментально проверили и существенно конкретизировали прогноз, то о взаимосвязи ин- формационных и операционных компонентов этого сказать нельзя.
Термин <операционные характеристики> употребляется здесь не в обще- математическом или общекибернетическом смысле понятия <операция>, т. е. не в смысле всякого преобразования операндов-сигналов, а в конкретном психо- физиологическом смысле, т. е. как сенсорно-перцептивные действия с раздра- жителем-объектом, реализуемые средствами моторных компонентов работы анализатора.
Хотя общие принципы информационной теории объективно и со- держат основания для соответствующего прогноза, он не был сде- лан. Это объясняется тем, что как бы ни были существенны опера- ционные компоненты образа, они не могут в настоящем контексте быть первичным объектом анализа, поскольку специфика психиче- ского процесса состоит в формулируемости его конечных характе- ристик в терминах свойств внешних объектов, а характеристики операционных компонентов формулируются в терминах состояний рабочих аппаратов носителя психики. Иначе говоря, исходные пси- хические структуры в каком-то первоначальном своем объеме и со- ставе детерминируются объектом, а действие, будучи необходимым условием дальнейшего структурирования информации, носит все же по отношению к этой исходной детерминации производный ха- рактер. Оно строит информационную структуру, но не является исходным материалом ее построения. Оно охватывает именно опе- раторный, но не операндный состав информации. Анализ же был начат с самих операндов. Теперь необходимо продолжить его. Экспериментальные и теоретические результаты, приведенные в данной главе и взятые в контексте всей совокупности фактов и выводов данного исследования, приводят к гипотезе о том, что информационные и операционные компоненты образа объединены теми же общими рамками иерархии уровней изоморфизма как об- щего принципа упорядоченности сигнала, из которых вытекают в качестве их следствий и вышерассмотренные соотношения инфор- мационных и энергетических характеристик. Чтобы проверить эту гипотезу, необходимо, во-первых, соотнести ее с наличным экспери- ментальным материалом, выходящим за пределы тех фактов, кото- рые легли в основу ее выдвижения, и, во-вторых, получить специ- альные экспериментальные факты, прогнозируемые в качестве ее следствий. В настоящем контексте может быть осуществлен лишь первый из указанных способов проверки, и то лишь частично ив первом приближении. Предшествующий анализ показал, что парадоксальная специ- фичность ощущения как простейшего психического процесса опре- деляется прежде всего его пространственно-временной организаци- ей - инвариантным воспроизведением метрики внешнего простран- ства. Необходимым исходным условием такого воспроизведения является взаимное перемещение сенсорного аппарата и объекта ото- бражения. Воплощенное в его траектории, такое взаимное переме- щение реализует развертку структуры пространственного поля, в котором оно происходит. Благодаря воспроизведению движения (перемещения) как непрерывной смены координаты объекта и стро- ится метрически инвариантная (в определенных пределах) схема той пространственной области, в которой располагается данная тра- ектория. Поскольку же движение обладает свойством относительности, первичное построение метрически инвариантной структуры сенсор- ного поля может опираться на движение самого объекта отражения
относительно покоящегося органа (например, кожи или сетчатки) и, следовательно, мокет обходиться без специальных сенсорных: операций, осуществляющих пространственную развертку. Такая развертка осуществляется здесь в ходе самого движения: если по- следовательность сменяющих друг друга состояний объекта воз- действует на сенсорный вход носителя сигнала, то сенсорному ме- ханизму для воспроизведения метрики внешнего пространства не нужен аппарат развертки, но необходимо устройство для фиксации сукцессивной последовательности сменяющихся состояний, для сохранения этой последовательности и преобразования сукцессив- ного ряда в симультанную структуру. Такая симультанная структу- ра и будет-в определенных пределах--метрически инвариантной по отношению к данной области внешнего пространства. С другой стороны, в меру той же относительности движения, когда внешний объект покоится, развертка пространственной схе- мы, естественно, производится за счет перемещения самих сенсор- ных аппаратов. Такое перемещение может осуществляться за счет движения всего организма (локомоции), которое также не является собственно сенсорной операцией, поскольку перемещение организ- ма в общем случае не подчинено задаче обслуживания сенсорных функции. Если же и внещний объект, и организм в целом покоятся, то тогда развертывающее перемещение, необходимое для построения пространственной схемы, должно осуществляться за счет движений 1 самих сенсорных аппаратов. И только в этом случае необходимым 1 условием построения пространственной схемы являются специ- ,альные сенсорные операции в виде собственно моторных ком- 1 понентов работы анализатора, обеспечивающих построение элемен- тарного сенсорного образа (ощущения) как парциального метриче- ского инварианта. Но и в этом частном случае моторные компонен- ты акта, реализующие сенсорные действия, заменяют здесь пере- мещение самого отображаемого объекта относительно рецепторной поверхности. В итоге есть основания заключить, что на элементарно-сенсор- ном уровне, где простейший психический сигнал - ощущение вос- производит не внутреннюю метрику самого объекта, а лишь его внешнюю метрику, т. е. локализацию его как <материальной точки> в сенсорном поле, собственно операционные компоненты могут от- сутствовать, а если они и приводятся в действие, то в качестве эквивалентов движения самого отображаемого объекта. Поэтому сенсорное действие на данном уровне не является необходимым условием формирования простейших сенсорных сигналов, или во всяком случае оно производно по отношению к детерминирующей роли непосредственного воздействия самого отображаемого объек- та и его перемещения относительно воспринимающего аппарата, который сам может оставаться неподвижным. Однако такое соотношение структурных и операционных ком- понентов образа относится именно и только к тому уровню, на ко- тором воспроизводится лишь общая структура пространственного
поля, где объект отображается действительно лишь в виде <мате- риальной точки>, занимающей определенное положение. Только по отношению к этой задаче движение объекта и движение органа эквивалентны, поскольку они в одинаковой мере развертывают тра- екторию движения, а ее воспроизведение уже само по себе содер- жит структуру пространственной схемы, включающей в себя эту траекторию. По отношению же к задаче воспроизведения внутренней мет- рики объекта (кривизны линий, величин углов, контура, размеров и т. д.) движение объекта и моторные компоненты сенсорных ак- тов не эквивалентны. Перемещение объекта, воплощенное в траек- тории, не заключает в себе поэлементной развертки его внутренней. структуры. Только в том частном и очень искусственном случае, когда траектория движения прочерчивает контур объекта (как, например, в экспериментах по пассивному осязанию или формиро- ванию зрительного образа при сукцессивном предъявлении элемен- тов контура), т. е. когда траектория движения совпадает с конту- ром, образ внутренней структуры объекта может сформироваться на основе фиксации перемещения самого объекта. Но ведь вещи сами по себе не перемещаются относительно субъекта восприятия, как вращающиеся модели в витринах, последовательно подстав- ляющие взгляду разные части своей поверхности. Поэтому движе- ние объекта в общем случае и не содержит в себе возможностей для развертывания его внутренней метрики. Для такой развертки. в общем случае необходимы специальные операционные компонен- ты, осуществляющие поэлементный охват поверхности или контура. Дискуссионный вопрос заключается, однако, в том, как соот- носятся эти здесь уже необходимые операционные компоненты с теми структурными компонентами образа, которые задаютсяиде- терминируются непосредственным воздействием объекта, т. е. как соотносятся операторы и операнды (или структуры, над которыми совершается действие). Являются ли операционные компоненты производными по отношению к исходным инвариантным компонен- там, детерминированным непосредственными воздействиями объек- та, или они от этих исходных операндов не зависят, а сами являют- ся первичным инструментом дальнейшего формирования операнд- ных (структурных) компонентов образа? . Если операционные компоненты детерминируются исходными операндами, то естественно предполагать, что степень развернуто- сти состава сенсорно-перцептивных операций Должна обнаружить определенную зависимость от уровня изоморфизма исходных опе- рандных компонентов образа по отношению к его объекту. В этом случае на первичных этапах сенсорно-перцептивного перехода, где имеет место опора на собственное движение объекта, операции могут быть редуцированы и мало упорядочены-соответственно аморфной структуре исходных операндов (фаза <аморфного пятна> и мерцания формы), а по мере продвижения сквозь матрицу уров- ней изоморфизма от топологического к метрическому инварианту
развернутость сенсорно-перцептивных действий неизбежно должна расти. Исходя из этого, на первых этапах актуального перцептогенеза или возрастного генеза восприятия нет оснований ожидать развер- нутых сенсорно-перцептивных действий, воплощенных в движениях глаза или руки по контуру объекта, ибо форма и ее контур, будучи инвариантом преобразований подобия, соответствуют уровню изо- морфизма, который примыкает к метрическому инварианту как пределу конгруэнтности образа и объекта. В силу этого адекватное воспроизведение контура должно относиться к заключительным этапам сенсорно-перцептивного развития. Имеющийся в общей и генетической психологии восприятия экспериментальный материал свидетельствует в пользу именно та- кого направления динамики перцептивного развития. Так, в иссле- дованиях В. П. Зинченко, посвященных генезису зрительного и ося- зательного восприятия у ребенка, отчетливо показано, что детьми до трех лет контур и форма воспринимаются плохо, и соответст- венно этому, как ясно показывают траектории движения глаза и руки, следящие движения по контуру здесь практически почти от- сутствуют." Этот результат указывает на связь построения образа формы с собственно операционными компонентами данного процесса и по- тому может быть истолкован, как подтверждение концепции исход- ной роли перцептивных действий. Однако экспериментальный материал того же исследования В. П. Зинченко показывает, что и в том возрасте, когда развертка формы, реализуемая путем собственно перцептивных операций про- слеживания контура покоящегося объекта, еще невозможна, форма уже может отображаться, но только в той исходной и более общей ситуации, когда траектория движения внешнего объекта воспроиз- водит определенный контур. Так, если указка экспериментатора пе- ремещается по контуру тест-объекта, движение глаз воспроизво- дит этот контур." Но здесь он воспроизводится не как граница формы основного тест-объекта, т. е. не как инвариант преобразова- ний подобия, а как маршрут движения другого внешнего объекта - указки. Это означает, что на раннем базальном уровне реализуемость или нереализуемость соответствующих сенсорно-перцептивных опе- раций прослеживания маршрута определяется не собственными ха-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |