Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 35 страница




таких ограничений в слуховом поле следует из того, что звуковые

волны могут дифрагировать и поэтому подходить к рецептору со

всех сторон. Но так или иначе, в конечном счете именно конструк-

ция носителя ставит пределы возможностям инвариантного вос-

(произведения пространственно-временной структуры объекта.

Что касается степени полноты этой инвариантности в границах

конструктивных возможностей, то здесь предел продвижения образа

сквозь иерархию уровней изоморфизма может быть поставлен на-

личным энергетическим запасом носителя сигнала. Последний так-

 

 

же, конечно, представляет собой явно выраженную функциональ-

ную характеристику.

Следовательно, функциональные характеристики образа, отно-

сящиеся к его пространственно-временной структуре, в явной форме

представляют предельный случай его информационных компонен-

тов, т. е. тот частный случай, специфика которого определяется

конструктивными и энергетическими границами возможностей ин-

вариантного воспроизведения пространственных и временных

свойств источника информаций.

Итак, можно сделать вывод, что в области всех трех основных

общих свойств образа-его модальности, интенсивности и прост-

ранственно-временной структуры-функциональные характеристи-

ки подчиняются основным принципам организации информацион-

ных процессов и представляют собой тот частный их случай, в ко-

тором явно выражена детерминация не источником, а носителем

информации.

Место функциональных характеристик в общем объеме дейст-

вия информационных принципов определяется тем, что информация

представляет собой упорядоченность множества состояний носите-

ля по отношению к множеству состояний ее источника. Уже из этого

самого общего положения следует, что характеристики обоих этих

множеств состояний могут быть в разной мере и в разных соотно-

шениях друг с другом представлены в различных конкретных ва-

риантах и на разных уровнях их взаимной упорядоченности.

Вместе с тем специфика функциональных характеристик, по-

скольку они детерминированы особенностями не объекта, а суб-

страта, выражена тем сильнее, чем меньше удельный вес компонен-

тов образа, инвариантно воспроизводящих свойства объекта. Так

как в иерархической матрице уровней организации сигналов коли-

чество инвариантно воспроизводимых компонентов падает по мере

продвижения от уровня метрической инвариантности к общекодо-

вой форме, то из всего предшествующего рассмотрения следует, что

строки этой матрицы представляют собой не только градиенты

структурных, статистических. Энергетических и операционных ком-

понентов образа, но и уровни или степени выраженности его функ-

циональных характеристик, детерминируемых особенностями но-

сителя информации.

Здесь этот вывод является эмпирическим заключением, осно-

ванным на факте предельного характера функциональных парамет-

ров образа. С другой стороны, это заключение может быть получе-

но дедуктивно-теоретически, в виде гипотезы, являющейся следст-

вием расположения сигналов нервного возбуждения на общекодо-

вом уровне иерархической матрицы форм упорядоченности сигна-

лов. Естественно ожидать, что чем ближе форма организации обра-

за к допсихическому уровню нервных сигналов, тем более выражен-

ными должны быть характеристики,..детерминированные не объ-

ектом-источником, а особенностями самого нервного субстрата

и конструктивными и энергетическими ограничениями механизма

его функционирования.

 

 

Поскольку сделанные заключения носят пока очень прибли-

женный характер, можно лишь считать, что теоретический прогноз

и эмпирическое обобщение особенностей функциональных харак-

теристик идут здесь навстречу друг другу.

 

6. О сенсорно-перцептивной обучаемости

 

Весь ход предшествующего анализа и его обобщенные резуль-

таты подводят к принципиальному вопросу о соотношении рассмот-

ренных выше характеристик образа с закономерностями сенсор-

но-перцептивного обучения. Здесь этот вопрос может быть постав-

лен лишь в самой общей форме в качестве задачи дальнейшего

специального исследования.

Хорошо известно, что проблема обучения и обучаемости ста-

вилась в самых различных контекстах и разными научными направ-

лениями, но каждое из них исследовало, как правило, лишь один

из ее аспектов.

Так, стохастическая теория обучения, исследуя вероятностные

характеристики психических процессов (например, восприятия) или

аспект меры их упорядоченности, обособляет этот количественный

аспект от анализа структуры данного процесса или формы его орга-

низации и воплощает в себе тем самым бихевиористское направле-

ние исследований процессов обучения.

Алгоритмическая теория обучения в ее исходных вариантах

рассматривает формирование жестко фиксированной последова-

тельности операций, сопряженной с использованием сигналов в об-

щекодовой форме. Поэтому данное направление, будучи прямо свя-

занным с созданием программ для машинной обработки информа-

ции, воплощает в себе - при всем его важном значении - все же

не общепсихологический принцип обучения, а его частный вариант.

В ряде исследований перцептивных процессов изучению под-

вергается преимущественно операционный состав перцепции в е,го

связях с ходом обучения.

В настоящем контексте ставится общая задача - соотнести

характеристики сенсорно-перцептивной обучаемости с поуровневой

организацией рассмотренных выще етруктурныХд статистических,

/энергетических, операционных и функциональных параметров обра-

за как~""сйгнала......

При первичной постановке этой задачи яснее всего проступает

возможность такой взаимосвязи характеристик обучаемости преж-

де всего со статистическими, операционными и функциональными

характеристиками сигнала.

Накопление статистики поступления сигнала по самой своей су-

JU воплощает в себе процесс обучения.. Но статистические характе-

ристики образа, связанные с его структурными характеристиками

отнесенностью к определенному уровню обобщенности в иерархи-

ческой матрице форм изоморфизма, соответственно изменяются при

 

"См.: ВенгерЛ.А._Восприятие и обучение. М" 1969.

 

переходе образа с одного уровня этой иерархии на другой. При

продвижении от топологического изоморфизма к метрическому со-

вершенствуется форма упорядоченности и увеличивается ее мера.

Частота встречаемости конкретных компонентов образа уменьшает-

ся при приближении к уровню метрической инвариантности, на ко-

тором воспроизводится вся индивидуальная специфичностьобъекта..-

Соответственно этому увеличивается длина алфавита индивидуаль-

ных признаков и растет количество информации в сигналах, ото-.

бражающих эти признаки.

В силу этого при продвижении от более общих уровней иерар-

хической матрицы к более частным растет новизна сигнала и тем

самым понижается степень обученности, но повышается необходи-

мость повторения и обучения. Вместе с тем следует ожидать, что.

понижение степени обученности имеет своей оборотной стороной

повышение обучаемости, ибо чем более индивидуально-специфична

форма и мера упорядоченности сигнала, тем в большей мере про-

цесс его построения опирается на заново складывающееся и инди-

видуально протекающее обучение и соответственно тем большей

обучаемости этот процесс требует. Именно такое предполагаемое

направление изменения степени обучаемости при приближении

к частным уровням изоморфизма вытекает и из удаления этих част-

ных форм от общекодового уровня изоморфизма, т.. от уровня

организации нервных сигналов.

О таком же направлении поуровневых изменений сенсорно-пер-

цептивной обучаемости говорит и ее соотношение с операционными

характеристиками образа.

В силу прямой зависимости операционных компонентов образа

от управляющих сигналов обучаёйость получает в моторных ком-

понентах свое явное выражение. Поэтому естественно ожидать, что

степень сенсорно-перцептивной обучаемости дблжна зависеть от

развернутости моторных компонентов образа. Развернутость же

моторных компонентов увеличивается по мере продвижения образа

сквозь иерархию уровней обобщенности от топологического к мет-

рическому изоморфизму. При этом приближении к частным формам

изоморфизма должна, по-видимому, соответственно расти и степень

сенсорно-перцептивной обучаемости.

Если в отношении связи обучаемости с развернутостью мотор-

ных компонентов образа следует ожидать прямых корреляций меж-

ду ними, то в отношении связи обучаемости с функциональными

характеристиками образа дело обстоит наоборот. Поскольку функ-

циональные характеристики образа детерминированы не источни-

ком информации, а ееносителем,1ественно ожидать, что чем бо-

лее выражены функциональные характеристики образа, тем меньше

степень сенсорно-перцептивной обучаемости. Но выраженность

функциональных характеристик образа падает по мере его удале-

ния от общекодового нервного уровня и приближения к более спе-

цифическим, частным формам организации сигнала. Соответствен-

но, такое падение выраженности функциональных характеристик

образа должно, по-видимому, иметь сбоей оборотной стороной по-

 

 

вышение сенсорно-перцептивной обучаемости по мере приближения

перцепта к диапазону полной константности и метрической инвари-

антности.

Таков схематически сформулированный теоретический прогноз

ожидаемых соотношений между операционными и функциональны-

ми параметрами образа и характеристиками сенсорно-перцептивной

обучаемости, с одной стороны, и структурными, статистическими

и энергетическими характеристиками образа--с другой.

Если относительно последних трех характеристик были уже

приведены некоторые экспериментальные результаты, проверка ис-

\ ходных положений и сформулированных гипотез, то относительно

операционных и функциональных характеристик образа и меры сен-

сорно-перцептивной обучаемости здесь сформулирован лишь пред-

варительный прогноз, требующий экспериментальной проверки.

Наконец, весь предшествующий анализ с неизбежностью под-

водит к проблеме механизмов формирования образа, которая будет

специально рассмотрена в следующих разделах настоящей работы.

Здесь он затрагивается лишь в самом общем виде, именно в свя-

зи с вопросом о взаимоотношениях между всеми рассмотренными

выше компонентами сенсорно-перцептивных актов и общими прин-

ципами организации информационных процессов.

 

7. О механизме сенсорно-перцептивных процессов

 

Рассмотренные выше характеристики образа в их совместной

динамике воплощают в себе скачок через <психофизиологическое

сечение>, разделяющее исходный уровень нервных сигналов, орга-

низованных в общекодовую форму, и сферу психических сигналов,

соответствующих различным частным уровням их упорядоченности

относительно объекта. Суть скачка через границу между нервными

и простейшими нервно-психическими, т. е. сенсорными, сигналами

заключается в резком нарастании полноты инвариантного воспро-

изведения пространственно-временной структуры объекта (его

внешней метрики, т. е. его положения в координатной системе сен-

сорного поля) и его модальных и интенсивностных характеристик.

Дальнейший же процесс сенсорно-перцептивного перехода вопло-

щает в себе продвигающееся от топологического к метрическому

изоморфизму пополнение перечня инвариантно воспроизводимых

компонентов внутренней метрики объекта, достигающее своего

предела в конгруэнтности перцепта как интегрального метрического

инварианта по отношению к своему объекту.

Поскольку исходный общекодовый уровень нервных сигналов

содержит в себе лишь необходимый информационный минимум про-

странственно-временной инвариантности, совершающееся при пере-

ходе через нервно-психическую границу поуровневое достраивание

полноты инвариантного воспроизведения до его максимума по само-

му своему существу воплощает в себе операцию декодирования.

Рассмотренные выше уровни структурных, статистических,

энергетических, операционных характеристик образа оказываются

 

по своему механизму уровнями полноты реализации акта деко-

дирования.

Поскольку, однако, в настоящее время конкретные механизмы

декодирования, необходимость которых становится все более оче-

видной, известны все же далеко не достаточно, фактический ход

исследования оказывается перед жесткой альтернативой: либо от-

казаться включать в схему механизма построения образа соответ-

ствующие декодирующие звенья и тем самым отождествить образ

как психический сигнал с общекодовой формой сигналов нервного

возбуждения, либо признать специфичность сенсорно-перцептивных

сигналов, организация которых соответствует упорядоченности их

частных форм, а следовательно, признать неизбежность скрытого

механизма декодирования, на активный поиск которого должно

быть направлено дальнейшее исследование.

Поскольку специфические характеристики образа как психиче-

ского сигнала-его константность, целостность, метрическая инва-

риантность и т. д.-выявлены эмпирически и вместе с тем они сле-

дуют из формы упорядоченности соответствующих частных уров-

ней изоморфизма, первый полюс альтернативы явно отпадает. Сле-

довательно, остается принять вторую ее часть и искать механизм

декодирования образа. Принципы организации психической струк-

туры образа, формируемые его механизмом, подсказывают, в ка-

ком направлении следует искать его неизвестные звенья, поскольку

мы ложем исходить из знания о том, <что они делают>. Функцио-.

нальная схема механизма нервных сигналов, организованных в об-

щекодовую форму, нам известна из нейрофизиологии и кибернети-

ки. Она определяется общими условиями изоморфизма сигнала

и источника. Поэтому искомая схема декодирующих блоков, обес-

печивающих полноту инвариантного воспроизведения характерис-

тик объекта, должна быть сформулирована в терминах тех допол-

нительных ограничений, которые нужно добавить к общим усло-

виям изоморфизма, чтобы получить соответствующую частную фор-

му, т. е. именно декодировать код.

Ограничения эти касаются обоих основных условий изоморфиз-

ма. Дополнения к первому его условию должны обеспечивать адек-

ватность воспроизведения отдельных элементов того множества со-

стояний носителя, которое в своей синтетической совокупности со-

ставляет сигнал. Дополнения ко второму условию изоморфизма

должны обеспечивать инвариантность воспроизведения пространст-

венно-временной структуры сигнала как множества состояний но-

сителя. Эти оба аспекта декодирования и реализуются искомыми

блоками механизма декодирования.

Механизм декодирования по самому своему существу есть вос-

произведение исходных состояний на выходе. Входные состояния

механизма построения образа-это состояния раздражения или

состояния взаимодействия с объектом-источником информации-

Поэтому операция декодирования с необходимостью требует об-

 

См.: Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования, с. 130-145.

 

 

ратного выхода за пределы центральных внутримозговых звеньев

механизма построения образа, в сферу исходного взаимодействия

с объектом, которое здесь должно быть воспроизведено как конеч-

ный эффект акта.

Невозможность обособления центрального звена акта от его

<естественного начала и конца> понимал, как известно, еще

И. М. Сеченов. Этим и определялась для него необходимость це-

лостного кольцевого механизма, эффектом которого является пси-

хический акт. Так конкретизация общих принципов теории сигналов

<сверху> приходит к тому же рефлекторному принципу механизма

построения образа, к которому И. М. Сеченова привела логика еще

предшествующего этапа научного обобщения.

Вместе с тем тот же рефлекторный кольцевой принцип искомо-

го механизма декодирования возвращает анализ к тем исходным

состояниям взаимодействия с объектом, к тому <физическому от-

j ношению между физическими вещами> (Маркс), которое, будучи

j воспроизведено на выходе функциональной схемы, обеспечивает

1 адекватный <материал> для построения психической структуры об-

1 раза, Инвариантно воспроизводящего характеристики его объекта.

V-Так последовательный ход анализа и конкретизации общих прин-

ципов приводит в заключительном пункте к тому сочетанию струк-

туры, механизма и материала, которое обеспечивает организацию

<внутреннего мира> по образу и подобию мира внешнего, т. е.

к сочетанию, послужившему исходной точкой эмпирических обоб-

щений.

Вместе с тем здесь, в завершающем разделе исследования

представлено закономерное сочетание тех структурных, статистиче-

ских, энергетических, функциональных и операционных аспектов

психического процесса в связи с его механизмом, которые в абстра-

гированной друг от друга форме составляли предмет рассмотрения

классических психологических концепций, а тут вытекают из еди-

ных принципов организации информационных процессов. Обобще-

ние и конкретизация встречаются в этом пункте анализа и ставят

задачи дальнейшего исследования, которое должно пойти в обоих

этих направлениях.

Ближайшей задачей, к которой подвел предпринятый здесь

анализ, является исследование перехода через следующую принци-

пиальную границу, разделяющую две психические структуры, су-

щественно различные по уровню сложности и способу детермина-

ции,-образ и мысль.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

Введение

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ЭМПИРИЧЕСКИБ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ...

Глава I

Об общей эмпирической характеристике психических процессов

и теоретических путях их изучения.",.........

 

1. Основные специфические характеристики психических процессов

2. О теоретических путях психологического познания и их гносео-

логической специфичности..............

 

Глава II. Схематический анализ понятийного состава классических пси-

хологических концепций...............

 

1. Ассоциативная психология..,...........

2. Структурализм и гештальтизм.............

3. Функциональная психология.............

4. Бихевиоризм......

5. Психологический энергетизм

6. Психология деятельности.

 

Глава III. Основные положения рефлекторной теории психических процес-

сов......................

 

1. Эмпирико-теоретические предпосылки обобщения понятия <реф-

лекс>......................

2. О логической структуре сеченовской рефлекторной концепции

психических процессов...............

3. О понятийном составе павловской рефлекторной концепции

психических процессов...............

 

Глава IV. Основные положения общей теории сигналов как концептуаль-

ный аппарат теории психических процессов.......

 

1. Об общей структурной, схеме контура управления.....

2. Природа информации...............

3. Количество информации как мера упорядоченности сигнала.

4, Форма упорядоченности сигнала............

5. Шкала уровней изоморфизма.............

6. Соотношение категориального аппарата информационной теории

с основными понятиями классических психологических концеп-

ций.......................

7. Теория сигналов, объективный метод психологического исследо-

вания и общая стратегия построения теории психических

процессов..............,..-...

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБРАЗЫ(ОЩУЩЕНИЯ,ВОСПРИЯТИЯ,ПРЕДСТАВЛЕНИЯ). 125

Глава 1. Информационная структура нервных процессов...... -

 

1. К постановке проблемы............... -

2. Общая характеристика нервных сигналов.........126

3. Местоположение нервного сигнала на шкале уровней изомор-

физма....................... 133

 

Глава II. Информационная структура сенсорных процессов..... 142

 

1. Основные эмпирические характеристики ощущений.... -

2. Местоположение сенсорного сигнала на шкале уровней изомор-

физма...................... 159

 

Глава III. Переходные формы сенсорио-перцептивного диапазона психи-

ческих процессов.................. 175

 

1. Теоретические предпосылки анализа

 

2. Эмпирические закономерности перехода от сенсорных процес-

сов к перцептивным................ 178

3. Информационная сущность переходных форм сигналов сенсор-

но-перцептивного диапазона.............186

 

Глава IV. Перцептивные образы в диапазоне их максимальной адекват-

ности.......196

 

 

1. Основные эмпирические характеристики перцептивного образа

в диапазоне его максимальной адекватности.......

2. Теоретический анализ основных эмпирических характеристик

перцептивного образа................

 

Глава V. Общая характеристика первичных образов всего сенсорно-пер-

цептивного диапазона................

 

1. Еще раз о переходных формах сенсорно-перцептивного диапазона -

2. О соотношении константности, предметности, целостности и обоб-

щенности образов всего сенсорно-перцептивного диапазона.. 264

, 3. Местоположение образов разных модальностей в иерархии эта-

пов сенсорно-перцептивного перехода.......... 269

 

глава VI

 

1. Об эмпирических характеристиках представлений..... -

2. Теоретический анализ эмпирических характеристик представ-

лений...................,.. 285

 

Глава VII. О взаимосвязи структурных, статистических, энергетических,

функциональных и операционных характеристик образа и их

отношении к механизму его построения........ 295

 

1. Предварительные замечания............. -

2. Соотношение структурных и статистических характеристик

образа...............,...., 297

3, Соотношение информационных и энергетических характери-

стик образа................... 304

4. Соотношение информационно-энергетических и операционных

характеристик образа............... 310

5. О функциональных характеристиках образа......319

6. О сенсорно-перцептивной обучаемости......... 328

7. О механизме сенсорно-перцептивных процессов..... 330

 

ВЕККЕР ЛЕВ МАРКОВИЧ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Том 1

 

Редактор Г. К. Ламагина

Техн. редактор?. Г. Учаева

Переплет художников Е. 3. Глазомицкого

и Б. А. Быкова

Корректоры С. И. Сорила, И. П. Губерер

 

М-57215. Сдано в набор 21/111 1973 г. Подписано

к печати 29/Х11 1973 г. формат бумаги 60X90/i<-

Бумага тип. № 3. Уч.-изд. л. 23,54. Печ. л. 21. Бум.

л. 10,5. Тираж II 000 экз. Заказ 516. Цена 1 р. 51 к.

 

Издательство ЛГУ имени А. А. Жданова

199164. Ленинград, Университетская наб., 7/9.

 

Сортавальская книжная типография Управления по

делам издательств, полиграфии и книжной торговли

Совета Министров Карельской АССР.

Сортавала, Карельская, 42.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.