КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допонятийного и понятийного мышления 3 страница
расчленить родовые и видовые признаки, согласовать инвари- антные и вариативные компоненты и скоординировать содер- жание и объем операндов мысли, воплощенных в предпоня- тийных структурах), является описанный Выготским и Пиаже феномен нечувствительности к противоречию.
Так, испытуемый-ребенок, сочетающий рассмотренные выше суждения <птицы - животные> и <птиц больше, чем животных>, как и взрослый, сочетающий суждения <живые системы явля- ются физическими телами> и <живых систем больше, чем физи- ческих тел>, допускают явное противоречие, которое не осозна- ется ребенком, находящимся на уровне допонятийного мышле- ния, но может не осознаваться и взрослым в том случае, если он оперирует не имеющимися уже у него понятийными, а пред- понятийными структурами. Тем самым вместе с нарушением согласованности объема и содержания создается и существенный .дефект понимания-субъект не фиксирует допущенной ошиб- ки, не может ее исправить и поэтому закономерно ее повто- ряет. Совершенно аналогичная нечувствительность к противо- речию и соответствующий ей дефект понимания воплощен в со- четании суждений ребенка, о том, что <лодки плавают, потому что они легкие>, а большие суда-<потому, что они тяжелые>.42 Достаточно очевидна связь обеих этих ошибок, вытекающих из непонимания противоречий, с неумением использовать кванторы <все> и <некоторые> и с соответствующей неразведенностью более общих и более частных компонентов предпонятийных структур. Поэтому Ж. Пиаже вполне обоснованно связывает нечувствительность к противоречию с трансдуктивным харак- тером и неполнотой обратимости предпонятийного рассуждения. Заключая рассмотрение указанных феноменов, Пиаже конста- тирует, что трансдуктивное рассуждение <остается необрати- мым и, следовательно, неспособным вскрыть противоречие>.43
Гомологичные этому дефекты понимания выражены в опи- санных экспериментальной и клинической психологией феноме- нах нечувствительности к переносному смыслу. Они заключа- ются в том, что образные сравнения и вообще метафорические выражения типа <железная рука>, <стальной характер>, так же как пословицы и поговорки, субъект, оперирующий предпо- нятийными структурами (ребенок, взрослый с низким уровнем
42 См.: Пиаже Ж. Речь 11 мышление ребенка, с. 399.
43 Там же.
интеллекта или с интеллектуальными нарушениями) понимает лишь в буквальном смысле.44 Гомологичность обоих этих дефек- тов понимания (нечувствительности к противоречию и к пере- носному смыслу) определяется тем, что адекватность понимания в обоих случаях требует соотнесения общих и частных призна- ков и тем самым правильного использования кванторов общно- сти. Чтобы осмыслить противоречие или понять переносный смысл, нужно от одних <некоторых> представителей класса под- няться к универсальным свойствам <всех> его представителей и спуститься к свойствам других <некоторых>. Исходя из этого отсутствие адекватности таких координации, как и отсутствие полноты инвариантности операндов и обратимости операции, имеет свои неизбежные эквиваленты в дефектах понимания.
По другую сторону сечения, разделяющего предпонятийнос и собственно понятийное мышление, вместе с возникновением согласованности содержания и объема, а также полноты инва- риантности и обратимости устраняются дефекты понимания (в частности, нечувствительность к противоречию и к перенос- ному смыслу). Полноте инвариантности понятийных операндов и обратимости операций соответствует полнота понимания. На наличие такого специфического, высшего уровня понимания, свя- занного именно с адекватным соотношением более универсаль- ных и более частных компонентов понятийной мысли, указывал еще К. Дункер, писавший, что <,,понятность" часто означает но что иное, как зависимость, выводимость из достаточно элемен- тарных и универсальных причинных отношений. Сведение к общим законам действительно влечет за собой определенный тип,, понимания", даже и тогда, когда сами эти общие законы еще,,непонятны">.45 И если мысль взрослого человека, не всег- да удерживаясь на высоте собственно понятийного уровня и спускаясь в сферу оперирования предпонятиями, допускает ошибки, ведущие к рассмотренным выше дискоординациям, то на основе наличия потенциальной полноты понимания, выра- женной чувствительностью к противоречиям, сразу же возникает понимание ошибочности, которое ведет к ее устранению. Такое восстановление адекватности операндных структур мысли и ее операционного состава на основе понимания возникающих оши- бок в содержании и в ходах мысли влечет за собой превраще- ние мыслительных операндов и операций в самостоятельный объект мысли. Этим достигается высший уровень мыслитель- ного процесса, обозначаемый Пиаже как уровень формальных
44 См., напр.; Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М. 1968;
Семенова А. П. Некоторые вопросы понимания школьниками аллегории. Учен. зап. пед. ин-та им. Герцена, 1954, т. 96; Блейхер В. М. Экспе- риментально-психологическое исследование психических больных. Ташкент, 1971; Зейгариик Б. В. Введение в патопсихологию. М., 1969.
45 Д у и к е р К. Психология продуктивного мышления.-В кн.: Психо- логия мышления. М., 1965, с. 94.
операций, на котором осмысливается уже не только мысли- тельно отображенная реальность, но собственная структура и операционный состав мышления.
Вместе с тем такое превращение операндов и операции в самостоятельный объект мысли создает и новые возможности регуляции и саморегуляции, поскольку адекватное управление любым рабочим эффектом системы опирается как на сигналы об объектах действия, так и на сигналы о самих действиях (адекватная регуляция предметных действий невозможна как без сигналов о предметах, на которые действие направлено, так и без кинестетических сигналов о самих действиях).
Таким образом, полнота инвариантности, обратимости и по- нимания влекут за собой осознанность и высшую ступень про- извольности на уровне собственно понятийного мышления. Эту связь обратимости с произвольностью регуляции подчеркивал, основываясь на большом эмпирическом материале, Ж. Пиаже, указывая, что <обратимость может стать полной при произ- вольном регулировании мысли>.46 Л. С. Выготский также под- черкивал, что <осознание понятий приводит к их произвольно- сти>47 и считал осознанность и произвольность высшими свой- ствами понятий.48
Итак, полнота понимания, превращение мысли в свой соб- ственный объект (как это происходит на стадии формальных операций), осознанность и произвольность по ею сторону гра- ницы понятийного мышления оказываются стянутыми в еди- ный узел. Исходя из этого они в данном кратком и схемати- ческом перечне рассматриваются в контексте описания одной общей характеристики, центральным стержнем которой явля- ется полнота понимания содержания и хода мыслительного процесса, выраженная в ее субъективных и объективных инди- каторах. Вместе с тем эта полнота выраженности феномена понимания через характеристики обратимости операций, адек- ватное соотношение инвариантных и вариативных компонентов понятийных структур и согласованность их содержания с объ- емом, их иерархическую упорядоченность и индуктивно-дедук- тивный строй связана с исходной характеристикой понятийной мысли-интеллектуальной децентрацией. Тем самым все ха- рактеристики рассмотренного перечня оказываются органиче- ски связанными друг с другом.
Однако этот перечень, представляя набор взаимосвязанных эмпирических проявлений предпонятийной и понятийной мысли, оставляет открытым вопрос о той закономерности организации соответствующих познавательных структур, которая лежит
46 П и а ж е Ж. Роль действия в формировании мышления. - <Вопросы
психологии>, 1965, № 6, с. 46.
w Выготский Л. С. Избранные психологические исследования, с. 250.
48 См. там же, с. 289.
в основе органической связи всех этих характеристик, и тем самым о том дополнительном принципе организации, отсутст- вие которого на предпонятийном уровне ведет ко всем рассмот- ренным дефицитам допонятийной мысли и наличие которого на собственно понятийном уровне определяет полноту выражен- ности и меру адекватности всех соответствующих характери- стик последнего. Попытка раскрыть эту структурную законо- мерность составляет задачу следующего шага анализа.
ГЛАВА V ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. Схематический анализ некоторых теоретических концепций развития понятийного мышления
Даже самое схематическое сопоставление общетеоретиче- ского состояния проблемы понятийного мышления с >рассмот- ренным перечнем характеристик предпонятийной и понятий- ной мысли ясно показывает, что существует резкое рассогласо- вание между неопределенностью теоретических представлений о структурной специфичности понятия как отдельной единицы мыслительного процесса на высшем уровне его организации и гораздо большей определенностью и относительной ясностью той границы между предпонятийной и понятийной мыслью, ко- торая эмпирически прочерчивается совокупностью основных характеристик мышления, располагающихся по обе стороны этой демаркационной линии. Такая отчетливость различий в фе- номенологической картине особенностей мышления на обоих пограничных уровнях еще резче подчеркивает отсутствие ясного ответа на теоретический вопрос о том, какой закономерностью организации самого понятия эти явные различия определяются. Ибо если понятие действительно является специфическим эле- ментом и отдельной структурной единицей мышления на выс- шем его уровне, то все эти различия должны вытекать из единого принципа организации понятия как психической струк- туры.
Следовательно, очередная задача теоретического анализа состоит в том, чтобы выявить этот единый принцип и затем на его основе представить рассмотренные эмпирические различия характеристик обоих смежных уровней как его следствия. При этом существенно подчеркнуть, что основная стратегия теоре- тического анализа ведет к необходимости раскрыть специфику закономерности межуровневых различий в рамках изложенного в третьей главе более общего принципа организации мыслитель- ного процесса как межъязыкового перевода, который, в свою
очередь, есть частное проявление еще более общего принципа организации всех познавательных информационно-психических
структур.
Прежде чем приступить к теоретическому поиску гипотезы, относящейся к специфическому принципу организации психи- ческой структуры понятийных единиц, естественно поставить во- прос о том, каково соотношение этого поиска с концептуаль- ным аппаратом и общими выводами некоторых современных теоретических направлений.
Прежде всего это касается концепции Пиаже, которая наи- более полно охватывает разные уровни и этапы развития познавательных процессов и из которой было взято большинство рассмотренных выше эмпирических характеристик предпоня- тийного и собственно понятийного мышления. В данном контек- сте можно лишь самым схематическим образом указать на основные моменты соотношения реализуемого здесь подхода с теоретической интерпретацией понятийного мышления в кон- цепции Пиаже.
Прежде всего следует отметить, что специального вопроса о психической структуре, лежащей в основе отдельного понятия как операнда или оперативной единицы понятийного мышле- ния, Пиаже вообще не ставит. И это не случайно. Хотя, как уже упоминалось в первом томе, Пиаже наиболее полно связывает разные аспекты психических процессов (их структуру, функции, операционный состав и т. д.), в его концепции на всех уровнях операнды или оперативные структурные единицы этих процес- сов в конечном счете поглощаются самими операциями. Основ- ной характеристикой операций оказывается их обратимость, достижение полноты которой приводит систему интеллекта к внутреннему равновесию. А следствиями уравновешенности обратимых операций являются инвариантность отображения, согласованность его содержания и объема и т. д.
Таким образом, внутренние собственные характеристики операционного состава оказываются основой и источником инва- риантности психических понятийных структур. Между тем, как было показано в первом томе, парадоксальная специфичность всех психических структур, органически связанная с <тканью>, из которой они сформированы, заключена в их отнесенноеT к свойствам и пространству объекта и в их неформулируемости в терминах внутренних характеристик носителя этих структур. Операции же как интериоризованные действия исходят от субъ- екта. Поэтому специфику психической ткани и самих психиче- ских структур, выраженную прежде всего парадоксальностью их пространственных характеристик, далеко выходящих за пре- делы собственной метрики носителя и не теряющих, а даже уси- ливающих эту парадоксальность в сфере мышления, сам по себе операционный состав, по-видимому, объяснить не может. Поэто- му совершенно не случайно богатый эмпирический материал,
сконденсированный в системе Пиаже, как бы изнутри сопротив- ляется поглощению структурных операндов понятийной мысли ее операционным составом, что ведет к некоторым существен- ным противоречиям в теоретической схеме Пиаже.
Так, он утверждает, что бесконечное увеличение простран- ственных расстояний между субъектом и объектом, или расши- рение пространственного поля мысли, органически связанное с интеллектуальной децентрацией, составляет <то особое могу- щество, которое делает понятийный интеллект способным порож- дать операции>.1 Здесь специфичность операционного состава понятийного интеллекта, и, следовательно, прежде всего его обратимость, трактуется как порождение или следствие специ- фичности пространственной структуры мыслительного поля, свя- занной с. его децентрированностью.
В другом же месте Пиаже утверждает, что координация действий, <интериоризованных в стройные операции, ведет к децентрации и объективности, достаточной для того, чтобы преодолеть фигуративную видимость>.2 Здесь, таким образом, наоборот, специфическая децентрированность и объективиро- ванность структуры, освобожденной от эгоцентризма, истолко- вывается как порождение или следствие обратимости и скоор- динированности операционного состава.
Можно полагать, что эта же неоднозначность трактовки соотношений между инвариантностью операндных структур по- нятийной мысли с обратимостью ее операционного состава при- водит Пиаже в конечном счете к расщеплению единства интел- лектуального опыта субъекта на опыт физический и опыт логико-математический, законы которого <вытекают из законов организма>. Не случайно поэтому такое искусственное, кореня- щееся в кантианских позициях расщепление приводит Пиаже к заключению о том, что физический опыт подчиняется психо- логическим законам, а логико-математический-законам био- логии. <На вопрос, почему математика приспосабливается к физической реальности, если она не является абстракцией физического опыта, а абстракцией общих координации дейст- вий, можно получить ответ в биологии; в области, касающейся самих основ нашего познания, биология изменений и эволю- ции дает ответ скорее, чем психология ребенка>.3
Как упоминалось, Пиаже не ставит специального вопроса о специфике психических структур понятийных операндов. Одна- ко несколько продолженная объективная логика его анализа ведет к последовательности заключений: структура операндов
Пиаже Ж. Избранные психологические труды, М., 1969, с. 175 (кур- сив наш.-Л. В.).
2 Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления.- <Вопросы психологии>, 1965, № 6, с. 44 (курсив наш.-Л. Д.).
3 Там же, с. 51 (курсив наш-Л. В.).
детерминируется координацией операций, а последняя опреде- ляется в конечном счете не законами инвариантного воспроиз- ведения физической реальности (которая является и объектом математики), а законами организма.
И хотя Пиаже, заключая свои выводы, делает существен- ную оговорку о том, что сам организм <является одним из объектов среды>, ею все же невозможно снять противоречие между этими заключениями и осознанным еще Спенсером и затем отчетливо сформулированным И. М. Сеченовым поло- жением о том, что специфику психических структур нельзя вывести из законов организма, поскольку эти структуры не поддаются описанию и объяснению в терминах внутренней ди- намики протекающих в организме процессов. И этим опреде- ляется исходная роль физических состояний взаимодействия организма с отображаемым объектом в формировании того первичного <материала>, из которого строятся психические познавательные структуры.
Можно предполагать, что.противоречие в трактовке соот- ношений операндных структур и операционного состава, доста- точно ясно обнаруживающееся на <верхнем этаже> рассматри- ваемой теоретической системы Пиаже, естьнеизбежное следст- вие и оборотная сторона того принципа психофизиологического параллелизма, который заложен в ее фундаменте.4
Психологическая концепция мышления, развиваемая науч- ной школой Д. Брунера, продолжая основное направление исследований Пиаже, отличается меньшим богатством и разно- образием эмпирического материала, но большим единством исходных теоретических предпосылок и большей последователь- ностью их реализации. С точки зрения исходных позиций и основной стратегии настоящего исследования существенно подчеркнуть, что в основании концепции Брунера об основных формах презентации действительности в информационных струк- турах познавательных процессов лежит представление о фунда- ментальной роли сетки пространственных координат, состав- ляющей базальный компонент психической информации.5 Эта большая концептуальная монолитность в теоретической конст- рукции фундамента интеллекта создает предпосылки для боль- шей прочности и связности трактовки его высших уровней. Мо- жет быть, именно такой более жестко проводимый с <самого низу> информационный подход, влекущий за собой пристальное внимание к формам и способам презентации физической реаль- ности в психических структурах, ведет к несогласию с позицией
4 См.: П и;i ж г Ж. Характер объяснения в психологии и психофизио- логический параллелизм.- В кн.: Экспериментальная психология. Ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М" 1966.
6 См.: Б р у н е р Д. О познавательном развитии.-В кн.: Исследования развития познавательной деятельности. Ред. Д. Брунер и др. М., 1971.
Пиаже по поводу исходной роли логических операций и внут- реннего равновесия их систем в формировании понятийных структур. <Подобно Инельдер и Пиаже,- пишут Д. Брунер и X. Кении,-и мы интересуемся тем, каким образом ребенок научается решать логические проблемы, но в отличие от них мы полагаем, что логические операции вырастают из психоло- гических процессов и на их основе. Нам представляется, что сводить психологическую проблему классификации к вопросу о трудностях координации интенсивной и экстенсивной дефини- ций класса-значит обеднять ее>.6
Иными словами, согласно Брунеру, специфика операцион- ного состава понятийного мышления определяется своеобра- зием психической структуры самого понятия, а последняя ухо- дит своими корнями в соотношение основных форм презентации реальности в познавательной информации. Если продолжить еще на один шаг эту логику сопоставления позиций Брунера и Пиаже, то можно заключить, что, согласно исходным пред- посылкам Брунера, специфика операционального состава поня- тийной мысли детерминируется формой инвариантности поня- тийных операндов: обратимость операций следует из инвариант- ности операндов, а не инвариантность операндных структур из обратимости операций. Естественно, что такая позиция неиз- бежно ведет к поиску специфики психической структуры поня- тийных операндов.
Отправляясь от более общих положений о роли соотноше- ния образной и символической презентации реальности в мыш- лении (близких к развиваемой здесь трактовке двуязычной природы мышления), Брунер и его сотрудники делают сущест- сти понятийных структур. Продолжая и углубляя хорошо изве- стное в психологии мышления положение о том, что специфика понятийной структуры связана с особенностями той формы обобщенности, которая в этой структуре воплощена, они делают важное эмпирико-теоретическое заключение, состоящее в том, что специфика формы обобщенности <истинного> понятия состоит в ее иерархизованпости.7 Если несколько продолжить логику и этого положения, то получается, что, в отличие от вы- водов Пиаже, иерархичность операций включения является следствием иерархизованности структур понятийных операндов, а не наоборот, т. е. опять-таки, при всем учете органических взаимодействий и обратных связей между операндами и опе- раторами, исходной детерминантой является психическая струк- тура операндов, уходящая корнями в глубинные и, как счи- тает Брунер, в значительной своей части врожденные
6 Брунер Д. и Кении X. О множественном упорядочивании.-В кн.:
Исследования развития познавательной деятельности, с. 194.
7 См. там же, с. 333.
механизмы основных форм информационной презентации ре- альности.
Само по себе положение об иерархической структуре систе- мы понятий не ново. Оно вытекает из логической природы поня- тий, и его подчеркивали многие психологи (в частности, напри- мер, Фогель и Выготский). Новизна шага, который делает Брунер, состоит в том, что-насколько можно судить по несколь- ко отрывочным и недостаточно развернутым формулировкам авторов8-речь здесь идет об иерархичности психической струк- туры, воплощающей в себе отдельную понятийную единицу мысли. Однако интересующий нас здесь вопрос о том, какова специфика конкретной формы инвариантности понятийной струк- туры, дополнительная к более общей инвариантности любой мыс- ли как результата межъязыкового перевода, остается в концепции Д. Брунера, как и в концепции Пиаже, все же открытым.
Близкую к концепции Д. Брунера теоретическую позицию в проблеме соотношения операций и операндов в мышлении вообще и понятийной мысли в частности занимает Л. С. Вы- готский, получивший свои эмпирические и теоретические резуль- таты гораздо раньше и тем самым значительно опередивший
свое время.
Критикуя тенденцию к обособлению материала и структур
мышления от его операционного состава, Л. С. Выготский на- стаивает на необходимости органически связать оба эти неотде- лимых аспекта и выяснить, какой из них является ведущим. <Становится ясно,- пишет он,- что функции мышления зави- сят от строения мыслей, которые функционируют. Ведь всякое мышление устанавливает связь между каким-то образом, пред- ставленным в сознании частями действительности. Следователь- но, то, каким образом эта действительность представлена в со- знании, не может быть безразличным для возможных операций мышления. Иначе говоря, различные функции мышления не могут не зависеть от того, что функционирует, что движется, что является основой этого процесса. Еще проще: функция мыш- ления зависит от структуры самой мысли -от того, как построе- на сама мысль, которая функционирует, зависит характер опе- раций, доступных для данного интеллекта>.9
Конкретизируя далее это соотношение, охватывающее все уровни мышления, применительно уже специально к понятий- ным структурам и справедливо ища специфику этих структур в особенностях реализуемого ими обобщения, Выготский пишет:
<Различная структура этих обобщений означает различный спо- соб отражения действительности в мысли. Это, в свою очередь, не может уже не означать различных отношений общности меж-
8 См. там же. Выготский Л. С. Избранные психологические труды. М., 1956, с.
314 (курсив наш.-Л. В.).
ду понятиями. Наконец, различные отношения общности опре- деляют и различные типы возможных для данного мышления операций>.10
Совершенно явно, таким образом, что в соотношении опера- ций и операндных понятийных структур ведущей детерминан- той Л. С. Выготский, как и Брунер, в отличие от позднего Пиа- же, считает структуру понятийных операндов. Любопытно, однако, что, имея в то время возможность опираться лишь на ранние исследования Пиаже и настаивая на необходимости объ- ективного учета обоих <партнеров> соотношения операции и опе- рандов, Выготский, в отличие от Брунера, критикует Пиаже за доведенный до крайности <односторонний интерес к струк- туре>.11 Последующий ход теоретической эволюции привел Пиаже к противоположной крайности, не лишенной все же, как было показано, некоторой неоднозначности и противоречи- вости.
Пытаясь адекватно соотнести оба аспекта мышления (опе- раторный и операндный) и усматривая исходную детерминан- ту в операндной структуре, которая презентирует содержание мысли и поэтому зависит от объекта, Л. С. Выготский находит специфику понятийных структур в мере общности. Продуктив- ные выводы Л. С. Выготского о местоположении понятий в ко- ординатной сетке меридианов и параллелей в зависимости от различий в мере их общности очень близки к положениям Бру- нера об иерархической структуре <истинных понятий>. И это составляет существенное объективное продвижение к решению вопроса в обеих концепциях.
Однако, поскольку прямым и главным объектом исследова- ний Л. С. Выготского являются <высшие психические функции>, он идет к выявлению специфики психических, и в частности понятийных, структур <сверху>, через анализ развивающихся значений слов. Такой путь, конечно, возможен и в определенном диапазоне очень продуктивен. Но поскольку понятие <значение;;
является более частным и неопределенным, чем понятие <пси- хическая структура>, для смыкания теоретических концов здесь необходим анализ более общих закономерностей организации психических структур, идущий <снизу>. Эти общие закономер-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |