Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. символы и идеалы американской нации и государственности 3 страница




В настоящее время его имя носят один американский штат семь гор, восемь рек, десять озер, девять американских колледжей, сто двадцать один город и деревни. Его изображение красуется на монетах и банкнотах, а также почтовых марках, а портрет висит в бесчисленных коридорах и оффисах.

За Вашингтоном следует Б. Франклин, который прошел путь от ученика печатника до крупного государственного и общественного деятеля. Обладая исключительным трудолюбием и целеустремленностью, Франклин с. с детства проявил сметливость, любознательность и умение найти быстрые и простые решения возникающих перед ним задач. Обосновавшись в Филадельфии, он основал собственное печатное и издательское дело, где обнаружил недюжинные организаторские способности. Одновременно он испытывал живейший интерес к естественным наукам и для содействия их развитию в колониях основал «Американское философское общество». В 1748 г. Франклин начал проводить эксперименты в области электричества, которые в течение последующих нескольких лет принесли ему международную известность. Учитывая его заслуги в этой области, он в 1756 г. был избран членом Английского Королевского общества, а затем членом Французской академии наук. Это имело огромное значение не только для самого Франклина, по и для Америки в целом, поскольку он приобрел хорошую репутацию и влияние среди кругов, определявших отношения Великобритании с североамериканскими колониями.

К 50м годам XVIII в. оформился «многоликий Франклин», способный играть различные роли не только в Пенсильвании, но и на всеамериканской и более широкой международной арене, на которой разрешилась судьба Северной Америки. О масштабах деятельности Франклина в этой области свидетельствует, например, тот факт, что он 8 раз пересек Атлантический океан. Франклин — бизнесмен и ученый, втянутый в политику перипетиями и потребностями эпохи, в условиях постепенного ухудшения отношений между колониями и метрополией был вынужден поновому оценить эти события. Горячий патриот колониальной Америки, он вплоть до начала войны североамериканских колоний против Великобритании продолжал считать последнюю «родинойматерью» и предпринимал усилия к их примирению. В то же время он выступил одним из первых инициаторов объединения североамериканских колоний. Такой план был представлен на конгресс представителей колоний в Олбэни в 1754 г. Однако он имел в виду объединение колоний в рамках единой англоязычной империи.

Когда неизбежность войны за независимость стала очевидной, Франклин отбросил «имперский подход» и принял деятельное участие в деле создания новой нации и нового государства. Вместе с Т. Джефферсоном, Дж. Адамсом, Р. Шерманом и Р. Ливингстоном он внес свою лепту в составление текста Декларации Независимости, возвестившей о разрыве североамериканских колоний с Великобританией и создании нового государства США. В развернувшейся войне за независимость на Франклина была возложена задача ее дипломатического обеспечения. Он был назначен в так называемый «комитет секретных сношений», который позже был переименован в «комитет иностранных дел», ставший предтечей нынешнего государственного департамента. Франклин, назначенный в 1776 г. представителем только что образовавшегося государства во Францию, сыграл выдающуюся роль в привлечении последней к военно-политическому союзу с Америкой. После окончания войны он принял активное участие в формировании государственно-политической системы и составлении Конституции США. Франклин обладал недюжинным «талантом добиваться успеха». Во многих начинаниях колониальной Америки своего периода он был первым или одним из первых. Он первым открыл электричество, стал первым представителем колоний в Великобритании, первым послом США во Франции. Начиная с 30х годов он основал разные общества, библиотека, школы, госпиталя, которые способствовали превращению Филадельфии в процветающий город. Много дел и профессий испробовал Франклин и всюду добивался успеха. Показательно, что он довольно быстро усвоил максиму, согласно которой «финансовый успех составляет одну из самых важных вещей в мире». Уже будучи издателем газеты, памфлетистом, журналистом в Филадельфии, он организовал книжную торговлю. Более того, в книжном магазине он продавал также свечи, мыло и другие товары. В бытность представителем колоний в Англии последовательно отстаивал их интересы перед парламентом и королевским правительством, Франклин как истинный буржуа не забывал и собственные интересы. Так, он попутно вел переговоры с должностными лицами о предоставлении ему и ого семье крупных земельных концессий.

Другими словами, социально-философские и идейно-политические воззрения Франклина питались и оттачивались социально-экономическими, политическими и идейными процессами восхождения молодой американской буржуазии, становления системы буржуазных ценностей и жизненных ориентаций. Сам Франклин как типичный представитель своего класса также многое сделал для развития и утверждения этих ценностей и ориентаций. Как выше говорилось, издававшийся с 1733 г. Франклином «Альманах бедного Ричарда» стал своего рода учебником для подрастающего буржуа. О его широкой популярности говорит хотя бы то, что он выдержал 70 изданий на английском языке. Идеи, высказанные в нем, находили отклик не только у жителей колоний и Британских островов, но и в других странах. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что он был издан 56 раз на французском, 11 раз — на немецком, 9 раз — на испанском языке. Он был переведен также па голландский, шведский, русский, китайский и др. языки. Когда Франклин прибыл в Париж в качестве представителя США в 1776 г., тысячи французов знали его как автора «Пути к богатству». Устами «бедного Ричарда» Франклин говорил молодому буржуа то, что он хотел слышать то, что находило понимание и живой отклик в его сознании. Иначе говоря, сам Франклин был порождением эпохи и типичным представителем молодой, напористой нации.

Когда «бедный Ричард» казался слишком скучным и банальным, то рядом оказывался зажигательный Патрик Генри, с пафосом и соответствующими жестами провозглашающий: «Дайте мне свободу или дайте мне смерть».

Особое место в пантеоне героев отведено Т. Джефферсону — «отцу демократии». Для многих американцев именно автор Декларации Независимости Т. Джефферсон — «первый американец и величайший мыслитель своего времени». Американцы, да и не только они, совершенно справедливо видят в нем само воплощение американского демократического идеализма. Небезынтересно, что другой великий президент США А. Линкольн называл принципы Джефферсона «определениями и аксиомами свободного общества». В отличие от Дж. Вашингтона, которого подавляющее большинство американцев, независимо от политических ориентаций, считают «отцом нации», Джефферсон был одновременно объектом ненависти и враждебности со стороны одних и объектом любви и глубокого почитания со стороны других. «Один из наиболее

горячо ненавидимых и любимых людей того времени, когда любовь и ненависть проявлялись с большой силой,— писал известный историк В. Л. Паррингтон,— он выступил глашатаем нового порядка в период перехода от зависимой колонии монархического государства к независимому республиканскому строю. За фигурой Джефферсона, мыслителя с головой аристократа на плечах плебея, стояли философия новой эпохи и молодого народа — эпохи и народа, которые еще не достигли зрелости, но уже нащупывали путь от первого опыта к прочным достижениям. В Джефферсоне идеалы великой революции — вера в человека, экономический индивидуализм, убеждение, что именно здесь, в Америке, политической демократии суждено изменить к лучшему долю простого человека, — воплотились полнее, чем во всех других представителях его поколения»6.

Джефферсон — один из тех немногих президентов США, которые причисляются к сонму великих. Однако он больше известен не как президент, а как автор Декларации независимости и воплощение демократизма, выразителя чаяний простого человека, прототипа «среднего американца» (несмотря на то, что он выделялся глубиной ума, широтой эрудиции, высочайшим уровнем интеллекта).

Именно Джефферсон провозгласил в Декларации независимости неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Он был последовательным и решительным защитником свободы, самоуправления, человеческого достоинства. Когда во время предвыборной кампании 1800 года он сказал: «Я поклялся перед алтарем божьим быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека»,— Джефферсон повторял свое кредо.

В других случаях он высказывался на этот счет еще более радикально. «Древо свободы,— говорил он, например,— каждые 20 лет необходимо поливать кровью тиранов».

Поразительно широк был круг интересов Джефферсона. Он был топографом, математиком, скрипачом, архитектором, геологом, этнологом, астрономом, агрономом, юристом, изобретателем, инженером, проектировщиком мебели.

С этой точки зрения, он как бы синтезировал в себе характеристики пионера — первопроходца, покорителя девственной природы, жителя пограничья, предста

вителя и наиболее яркого выразителя духа новой восходящей нации. Не случайно, что известный историк С. К. Па донор в книге, посвященной Джефферсону, дал ему название «Душа Америки». Показательно, что, хотя Джефферсон в разное время занимал такие посты, как член конгресса, губернатор, посол, государственный секретарь. вицепрезидент и президент США оп завещал начертать на своем надгробном камне следующие слова:

Здесь похоронен Томас Джефферсон — автор Декларации независимости и статуса об установлении религиозной свободы в Вирджинии, основатель Вирджинского университета.

Героизированные, часто мифологизированные образы отцов-основателей, легенда об основании республики постепенно вошли составной частью в ткань американского сознания, заняв важное место и в политической сфере. Как пишет историк У. Петерсон, политики взяли в привычку обращаться к оракулам и «маякам», внося тем самым легендарное прошлое в современный миф. «Почитаемые принципы,— пишет Петерсон,— стали оружием в борьбе за власть. Патриархи стали символом партий и интересов» 7.

Сегодня, как и в прежние времена, консерваторы обосновывают необходимость сохранения статускво, прибегая к идеям и даже буквально к словам отцов-основателей. Либералы же в обоснование своих доводов в пользу реформ, призванных внести те или иные изменения в существующий порядок, также используют аргументы, заимствованные из разнородного идейного багажа отцов-основателей. Как считает американский историк К. Росситер, в общественном сознании Америки можно выделить, например, 7 образов Джефферсона, которого разные категории населения в зависимости от своих социально-политических ориентаций и установок трактуют каждая посвоему: Джефферсон — приверженец прав штатов; изоляционист; приверженец аграрной демократии; рационалист; сторонник гражданских прав; конституционный демократ.

Другими словами из образов патриархов каждая социальная группа брала лишь то, что в данный момент подходило, а то, что не подходило, либо игнорировалось, либо подвергалось «исправлению». В этом отношении характерна деятельность историка начала XIX в. в П. Уимса, который, приступив к написанию биографии Дж. Вашингтона, ставил перед собой задачу «сконструировать» героя, призванного стать моделью идеального, образованного американца; «редактируя» высказывания Вашингтона, он вычеркивал из его лексикона все сколько-нибудь «нехорошие» слова, которые, по мнению Уимса, в устах героя «не звучали». Любой намек, ставивший под сомнение мотивы отцов-основателей, рассматривается как непатриотичная и даже антиамериканская позиция. Поэтому неудивительно, что большинство их биографий было представлено как жизнеописания святых отцов церкви в глазах католиков или же жизнеописания богов и богинь в глазах древних греков.

Следует отметить, что отцы-основатели в большинстве своем были высокообразованными и широко эрудированными для своего времени людьми. Они заимствовали аргументы из самых разных источников: библейских, античных, вигских и т. д., переводя их на язык Просвещения. Задуманный ими «американский эксперимент» был призван вопервых, показать совместимость индивидуальной свободы и общественного порядка, и, вовторых, продемонстрировать, что отдельный индивид может реализовать свои возможности лишь в обществе, которое предоставляет ему необходимые для этого возможности. Таким они считали общество автономных индивидов, основанное на принципах laissez faire в сфере экономики и представительной демократии в политической сфере с соответствующими правилами игры. «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными, что они наделены их создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью», писал Т. Джефферсон в Декларации Независимости. Исходя из подобного постулата «отцы-основатели» сформулировали и положили начало реализации комплекса прав и свобод человека, которые были зафиксированы в Билле о правах. В основе важнейших из этих прав и свобод лежит идея о самоценности отдельного индивида, о его разумной природе и недопустимости вмешательства в его дела каких бы то ни было внешних сил, в том числе и государства, до тех пор пока они не нарушают права и свободы других членов общества.

Пантеон американских героев кроме образов отцов основателей пополняет целая галерея и других: Дж. Смит,спасенный прекрасной Покахонтас, Р. Уильяме, совершающий переход в суровую зиму в Наррагансет Бей, и т. д. Все они проложили дорогу А. Линкольну — апофеозу американского типа.

Интересно, что по данным некоторых опросов, для американцев в качестве политического символа А. Линкольн более важен, даже нежели Дж. Вашингтон. Великий государственный и политический деятель, выходец из среды простого народа, всегда державшийся без претензий, герой и трагический мученик, павший от руки убийцы, А. Линкольн продолжает жить в сознании большинства' американцев в виде мифа и иконы. Как пишет Дж. Меллон, «в лице Линкольна и в его биографии каждый американец видит частицу общего труда Америки... ибо Линкольн остается непревзойденным примером идеального характера, каким он представлялся американцам и который они всегда стремились выработать»8. Не менее проникновенные слова о Линкольне написал известный поэт и автор монументального труда о великом американце К.Сэндберг: «Есть человек,— говорил он,— в чьих словах, будь они сказаны или написаны, Запад с его обширными просторами и Восток со многими народами предстают как единое целое. И не случайно вокруг имени и личности Авраама Линкольна возник легендарный ореол, подобно тому как ранее такой же ореол возник вокруг личности Джорджа Вашингтона. В Линькольне народ Соединенных Штатов смог наконец увидеть себя — каждого в отдельности и всех вместе» 9.

А. Линкольн — шестнадцатый президент США ассоциируется с сохранением единства страны от раскола во время Гражданской войны между Севером и Югом. Как представляется, на второй президентский срок в 1864 г. он был избран скорее не как кандидат республиканской партии, нежели как кандидат, стоящий на страже союза, сохранения единства союза. За все время пребывания в Белом доме он настойчиво подчеркивал, что Соединенные Штаты представляют собой сугубо федеральное сообщество, что для этого сообщества штаты так же важны, как и центральное правительство и что он борется не для достижения господства Севера над Югом и не для централизации государства за счет штатов. Не в меньшей мере имя Линкольна ассоциируется с уничтожением рабства. Его Геттисбергская речь, в которой было провозглашено решение об освобождении рабов, часто упоминается наряду с Декларацией независимости, Биллем о правах и другими выдающимися документами американской истории.

Притягательность личности Линкольна в глазах простых людей во многом объяснялась также тем, что, несмотря на занимаемый им высший государственный пост, он был кладезем множества шуток и анекдотов, ставших весьма популярными в народе. Показательно, что среди дешевых книжек, опубликованных при втором сроке президентства Линкольна, одна книга была озаглавлена «Старик Эйб шутит», а другая — «Новые шутки старика Эйба, услышанные из его уст»10.

В глазах американцев Вашингтон— отец нации, воплощение ее независимости, суверенитета и единства; Джефферсон — символ свободы и демократии; Франклин — носитель здравого смысла, изобретательности, житейской мудрости, трудолюбия; Патрик Генринеистовый борец за свободу; А. Линкольн спаситель единства и демократии, само воплощение американской простоты с ним ассоциируется освобождение от рабства негров.

Облик Соединенных Штатов трудно себе представить без оборотистых и предприимчивых, а порой и не брезгующих средствами для достижения цели бизнесменов, дельцов, миллионеров, мистеровмиллиардов. Зачастую именно их таланту и стараниям приписываются достижения Америки в материальной сфере, рассматривая их как живое воплощение американской мечты и доказательства наличия в США неограниченных возможностей. Это Рокфеллеры, морганы, ханты, гетти и многие другие семейства или одиночки, которые действительно придали Америке присущий ей колорит и наложили своей отпечаток на национальное самосознание. Есть среди них своеобразные «постоянные величины», вроде рокфеллеров, которые, начиная с конца XIX в. занимают прочные позиции в экономической и политической жизни страны. Вместе с тем каждое поколение выдвигает на экономический Олимп своих представителей. В наши дни речь идет, например, о современных, прямотаки легендарных бизнесменах, как М. К. Эш (косметика), Дж. О'Нил (системы спутников), Ф. Пердью (империя по производству кур) и т. д. Наиболее типичным представителем нынешнего поколения, стремительно прорвавшимся на экономический небосклон, можно считать Ли Якокку — новую американскую легенду, решительного бизнесмена, который буквально спас гигантскую автомобильную корпорацию «Крайслер», стоявшую на грани банкротства, попутно став героем средств массовой информации.

Paзyмеется облик Америки трудно представить себе и без «Дженерал моторс», «Дженерал электрик», «Дженерал дайнемикс», ИТТ, ИБМ, радиотелевизионных корпораций «Сибиэс». «Энбисн», «Эйбиси» и других экономических гигантов, сопоставимых но своему размаху разве что с самыми грандиозными небоскребами — этими американскими пирамидами XX в.

В то же время символом американской нации является также Гарлем — в настоящее время всемирно известный негритянский в основном бедный городской раион НьюЙорка. Как показывает журналист Дж. Андерсон, раньше этот район был населен одними только белыми и в некотором роде являлся символом американской мечты. С начала XX в. Гарлем стал заселяться неграми. В период так называемого Гарлемского возрождения в 20х годах здесь создавали свои произведения талантливые и новаторские американские писатели, музыканты, актеры п художники как JI. Хьюз, К. Маккей, Д. Эллингтон, Л. Армстронг, М. У. Фуллер, А. Даглас, П. Хейден и др. Они заявили о себе как талантливая группа творческой интеллигенции, которая составляет животворную, часть американской культуры, выразившей в своем искусстве американский негритянский опыт. Вместе с тем Гарлем в наши дни представляет собой воплощение всех проблем чернокожего населения от бедности, и преступности до сохраняющихся у значительной части белых расовых предрассудков.

Наряду с угнетенными национальными меньшинствами, которые в наиболее ярко выраженной форме представлены негритянским населением, в США насчитываются миллионы бедняков и обездоленных. По данным частных агентств в настоящее время в Америке только число бездомных достигает 3 млн. человек, хотя Федеральное правительство утверждает, что их всего 250 тыс. Основные причины бездомности — это отсутствие доступного по цене жилья, финансовые затруднения, проблемы эмоционального и психологического характера. Они вынуждены полагаться на благотворительные кухни и ночлежки, организуемые либо государством, либо общественными и церковными организациями.

Очевидно, что символический облик США имеет как свои светлые, так и теневые стороны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.