Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корень sdq в формах глагола, существительного и прилагательного употребляется в культовых средах, то есть в связи со святилищем и его обрядами




Это особенно характерно для Псалтири. Тут мы должны помнить, что большая часть псалмов написана в культовом контексте. Весьма вероятно, что большинство из них были сочинены с целью использовать их в особых обрядах и на религиозных праздниках (393). Принято считать, что между псалмами и богослужением в святилище существует тесная взаимосвязь. Следовательно, вполне естественно, что корень sdq употребляется в псалмах с отчетливыми культовыми ассоциациями и выражает культовую идеологию".

Возможно, псалмы, наиболее ясно выражающие культовую связь sdq, принадлежат к разряду, известному как "Песни восхождения" или "Тора восхождения" (394). Эти псалмы устанавливают условия, исполнение которых требуется от тех, кто хочет получить доступ в святилище. Псалом 23:3-6 служит тому прекрасной иллюстрацией, в нем мы можем обнаружить некое подобие разговора между священником и верующим:

Верующий: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

Священник: Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно, - тот получит благословение от Господа и милость [праведность, sedaqah] от Бога, Спасителя своего.

Верующий: Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! (395)

Эти требования предполагают завет. Верующий должен заявить о преданности завету, верности явленной воле Яхве (396). Хотя цитированный псалом делает ударение на этических требованиях завета, подобное признание преданности включает также и то, что можно назвать "обрядовыми заповедями" (Втор. 26:13 -/5) (397).

Дабы получить доступ в святилище, от человека требовалась верность завету в целом. Тот, кто мог сделать такое признание, был, несомненно, праведен (398).

Исходя из псалма 14:1, 2, становится ясно: для того чтобы его культовое участие было узаконено, израильтянин должен был обладать "праведностью" (sec/eg) (399). "Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно [tamim] и делает правду [sedeq, буквально "проявляет праведность"].

Соблюдение непорочности, требуемое от жертвенного животного (Лее. 1:3, tamim), теперь требуется от израильтянина. Здесь термин "безупречный" приравнен к термину "праведность". Однако эта праведность не является результатом человеческих усилий. Скорее это дар Божьей спасающей благодати человеку (Пс. 4:2; 16:1; 34:24; 3Цар. 8:58, 61). "Праведность" (sedeq), требуемая от верующего, неотделима от искупления и прощения (400).

Человек, желавший войти в святилище, должен был не только признать свою верность завету, но также исповедовать свои нарушения завета. Человек со смиренным духом и сокрушенным сердцем исповедовавший свой грех, также становился праведным.

Псалом 31:1 - "Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!"

31:5 - "Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои"".

31:11 - "Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные" [saddiqim].

Праведные, упомянутые в стихе 11, это те, которые исповедали свои грехи, свои нарушения завета и были прощены Господом (401). Мы встречаемся здесь с новой мыслью: верующий не приносил с собой праведность в храм, но обретал ее в храме как дар (402). Там он получал "благословение от Господа [священническое благословение] и милость [священническое объявление о праведности] от Бога, Спасителя своего" (Пс. 23:5).

Общепризнано, что одна из функций священника, являющегося Божьим представителем, состояла в оглашении культовых объявлений после выполненного культового исследования (403). Когда израильтянин приносил в святилище жертвенное животное, священник должен был осмотреть его. Такие выражения как "это всесожжение"/ 'olah hu' (Лев. 1:13), "это приношение хлебное"/minhah hu' (Лев. 2:6), "это жертва за грех"/hatta't hu' (Лев. 4:21), "он нечист"/ tame' hu' (Лев. 13:11), "он чист"/ tahor hu' (Лев. 13:13, 1 7), являются священническими объявлениями, оглашающими результаты его культового исследования.

Священник должен был объявлять, приятна или нет жертва Господу. Если жертва объявлялась неприемлемой, то она не вменялась приносящему ее (ср. Лев. 7:18). "Суждение о культовом животном всегда отождествлялось с суждением о самом приносящем ее" (404). С отвержением жертвы отвергался и приносящий ее.

Согласно Псалтири, когда верующий приходил в храм, он получал праведность от Бога через священническое объявление. Книга Иезекииля 18:5-9 разъясняет, что такое объявление о праведности было известно в рамках культа. Здесь мы встречаемся с так называемым "катехизическим рядом заповедей" (405) того же самого рода, что и в "Песнях восхождения" (406).

После этого перечня заповедей мы встречаем утверждение "он - праведник"/ saddiq hu'. С точки зрения грамматики выражение saddiq hu' эквивалентно выражениям, упомянутым нами выше. Все они представляют собой именные предложения (без сказуемого), используемые как части сложного предложения, построенные на местоименном третьем лице единственного числа в функции сказуемого. "Он - праведник" - это священническое объявление (407).

Мы предположили, что Господь через священника объявляет человека праведником, верным завету. Этот человек мог стать и тем, чьи грехи прощены. Он также получал праведность в святилище. Иногда объявление о праведности было актом оправдания. В "Псалмах порочности" можно встретить утверждения, подобные следующему:

Суди меня, Господи, по правде моей [ sedeq ] и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника [saddiq] подкрепи (Пс. 7:9, 10; ср. 34:24, 25).

По-видимому, псалмопевец был ложно обвинен в преступлении. Он идет в святилище, ища встречи с Богом. Он хочет, чтобы его объявили праведным. Таким образом он будет оправдан.

Псалтирь указывает, что человек, посетивший святилище в поисках праведности/оправдания, получал их через священническое объявление о праведности. Человек, объявленный праведным, получал доступ в храм.

Интересно и очень важно отметить, что, согласно Книге Левит, дабы иметь доступ в святилище, было необходимо "очищение" (tahor). Это очищение достигалось посредством священнического труда. Например, прокаженный, однажды объявленный нечистым, не мог пойти в святилище (Лев. 13:46). Только после того, как священник объявит его "чистым" (tahor), доступ в святилище становился для него возможным (Лев. 14:1 - 10}. То, что в Книге Левит было объявлением о чистоте, в Псалтири является объявлением о праведности. Быть объявленным чистым (ритуально), значило то же самое, что и быть объявленным праведным (нравственно).

Два эти понятия - праведный/чистый - встречаются вместе в одном из самых значимых мест Ветхого Завета, а именно в Книге Исайи 52:13-53:12. Повсюду в этой поэме мы находим культовую терминологию (408). Происходящее с Рабом Господним истолковывается там в культовых категориях. Раб является и жертвой, и священником. Эти две функции соединены в главе 53:11 - "Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, [объявит многих праведными] и грехи их на Себе понесет".

Заметьте, что как священник Раб обладает определенным знанием, которое позволяет Ему делать культовое объявление ("чрез познание Его"). Но Он также и жертва. Будучи ею, Он объявляется праведным ("Праведник") и может объявить как священник "многих" праведными (yasdiq, "объявлять праведным"). Суд, произведенный над жертвой, производится над многими.

Заметьте также, что за объявлением о праведности следует утверждение: "И грехи их на Себе понесет". Выражение "нести грех" - это культовое выражение, отражающее идею прощения и очищения (409). Многие объявляются праведными не потому, что они праведные, но потому, что Раб очистил их. Культовое объявление о праведности и очищение от греха - это одно и то же.

Таким образом, существует, видимо, теологическая связь между праведностью и чистотой; связь, означающая, что оба понятия практически стали синонимами, по крайней мере в культовых контекстах. Последние исследования корня sdq показали: он действительно употребляется в синонимическом параллелизме с формами корня thr, "быть ясным, чистым" (Иов 4:17,17:9), и bor, "чистота" (Пс. 17:21}. В других местах он является синонимом zakah, "быть чистым, непорочным" (Пс. 50:6; Иов 15:14; 25:4) (410 ). Совершенно ясно, что семантический диапазон корня sdq включает идеи чистоты и очищения. Более того, связь корня sdq с культовыми терминами и понятиями ясно указывает на то, что он играет значительную роль в самом культе.

Исследования Псалтири показывают, что корень sdq находился в самом сердце культа. Культ в целом, похоже, вращается вокруг понятия sdq:верующий входит в храм через "врата правды" (Пс. 117:19) (411 ), он приносит "жертву правды" (Пс. 4:6; 50:21; Мал. 3:3), и священник, "облеченный правдою" (Пс. 131:9), ходатайствует от имени приносящего жертву перед Яхве, Богом правды (Пс. 10: Т). В результате верующий получает в храме "милость [праведность] от Бога" (Пс. 23:5). Через священника Бог объявляет человека праведным. Поскольку верующий был объявлен праведным/очищенным/оправданным, он может в полной мере участвовать в культе и возрадоваться перед Господом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.