![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек и биосфера: коэволюция или универсальный зволюционизм.
В работе мы не останавливались подробно на концепции универсального (глобального) эволюционизма (550), которая является общенаучным аналогом философской концепции единого закономерного мирового процесса, попыткой физикалистскими и математическими средствами описать развитие Вселенной как целостной многоуровневой система, создать формализованные модели ряда ключевых моментов эволюции (кооперативных -синергетических - эффектов, бифуркаций и катастроф, эволюционного компромисса как способа разрешения системных противоречий и т.п.). Имея собственные исходные понятия и принципы (диссипативной структуры, нелинейности эволюционных процессов, самоорганизации, гомеостаза и саморегуляции и т.д.) и будучи не во всем параллельным концепции единого мирового процесса, универсальный эволюционизм совпадает с ней в главном: наша Вселенная в силу связи всех ее составляющих есть некая единая система; ее эволюция - это рост разнообразия форм материальной организации, вводимого в определенные рамки и ограничиваемого тенденцией к их единству и кооперативности (551), т.е. - усложнение, как оно понимается в концепции единого мирового процесса; "в процессе своей естественной эволюции [как непротиворечивая гипотеза] суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека... способность не только познавать саму себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать иди ослабить возможные дестабилизирующие факторы" (552). Главным из них пока является сам социум: "возросшее могущество человеческого общества уже не позволяет рассматривать его в качества независимой...системы, вся история которой развивается на некоем фоне, называемом... окружающей средой" (553), и "если нагрузки на биосферу будут возрастать неконтролируемым образом... она сделается непригодной для обитания"(554), поэтому ближайшая "цель общественного развития... обеспечение коэволюции [Курсив мой. - О. Б] человека и биосферы" (555). Для ее достижения следует придерживаться определенного экологического императива, включающего "требование избегать любых бифуркационных состояний" (556): пока мы находимся внутри некоего эволюционного канала, берега которого ограничивают множество возможных вариантов дальнейшей эволюции, мы можем предвидеть последствия своих действий, но если эволюция выйдет на пересечение ряда каналов, в точку бифуркации, где выбор дальнейшего направления определяемся случайными обстоятельствами, это станет невозможным (557). Нам следует поэтому тем сознательнее держаться своего канала, чем более мы способны повредить его берега, и исход спора о его природе уже приобрел непосредственное практическое значение, необходимо, чтобы знание о ней "сделалось достоянием не отдельных ученых или философов, а всех жителей планеты" (558). Можно понять осторожность математика, предпочитающего избегать "каких-либо шкал сравнения - высшее, низшее..." (559) и не судить априори о балансе между возникновением новых форм и деструкцией старых (560) однако следует признать, что в целом "универсальный эволюционизм - это прогрессизм“ (561), и наш канал - интегральный прогресс. Движение по нему сопряжено с риском, но еще большим риском было бы неприятие универсального эволюционизма, к которому толкает серия "риторических", психологически убедительных аргументов, основанных, однако, на искажении его и концепции единого мирового процесса содержания, К ним относятся квалификации этих концепций как тоталицизма, как основания дурного коллективизма, подавляющего интересы индивида, игнорирующего природные свойства человека и вообще лишающего "домысленную", не преобразованную природу самостоятельности и самоценности; как сциентизма, который не признает никаких моральных, духовных, художественных ценностей, видя во всем, в том числе и в человеке, только низшее сырье, подлежащее обезличиванию высшим вплоть до устранения самого человека более высоким - технотронным и автотрофным разумом; как идеологии бездумной активности, внутри которой и зреет трагедия (562). В их свете универсальный эволюционизм является программой окончательной дегуманизации и даже физического самоустранения человека и должен быть заменен программой коэволюции (несмотря на то, что сама эта идея выдвинута и обоснована именно в концепции универсального эволюционизма), исходящей из представления, что "Универсум... как целое никуда на развивается, а меняется, пульсирует... [и] говорить надо не о развитии, а о движении материи, предполагая в нам... прогрессивные... и регрессивные ветви, моменты равновесия, периоды функционирования" (563) и понимая, в отличие от универсального эволюционизма, что наша Вселенная - "«плюралистическая» Вселенная" (564). На самом деле универсальный эволюционизм и концепция единого мирового процесса - о чем свидетельствует и наша работа - с большим, если можно так выразиться, уважением относятся к низшему, регрессу и функционированию, однако здесь, в отличие от взгляда, что Универсум никуда не развивается, это уважение основано не просто на факте их наличия, но на объективном понимании их места и значения в системе природы, без которого (понимания) коэволюция - длительное совместное развитие биосферы, техники и самого человека - остается только благим намерением. Универсальный эволюционизм и концепция развития как единого мирового процесса восхождения от низшего к высшему являются теоретической - общенаучной и философской - базой коэволюции как практики, и их противопоставление ей глубоко ошибочно. Избежать бифуркационных состояний и ужиться с природой можно лишь на пути (или в канале) сознательного усложнения системы, которой принадлежат природа и человек. "Если до появления человека развитие материи представляет собой непосредственный процесс движения «вверх», от простого к сложному, то с момента начала социальной эволюции оно представляет собой процесс, непрерывно опосредуемый своей собственной историей, оно есть бесконечное движение «вверх» посредством преобразования своего бесконечного основания «вниз»" (565), осуществления возможностей, оставленных предшествующим развитием природы без реализации. Эта история подчинена логике, следуя которой можно действовать в направлении более или менее гармоничного сочетания "дикой" и преобразованной человеком природ и, следовательно, коэволюции природного, в частности биосферы, и социального. Решающим условием такого сочетания выступает, по-видимому, сложность искусственного, сравнимая со сложностью естественного или превышающая ее, базой чего является основная полнота содержания, которой в этом случае должны обладать преобразованные человеком части физической, химической, живой материи. Можно предположить, что будущее преобразование каждой из них должно состоять в создании новых вариантов или форм существования их основного содержания. Поскольку количество особенных и единичных возможностей, "дремлющих" в природе, намного превосходит количество основных, более общих, базовых для них физических, химических, жизненных возможностей и число этих форм может быть, таким образом, практически неограниченным, дальнейший прогресс цивилизации, вероятно, должен был сопряжен с обогащением комплексных форм материи, которым она принадлежат в качестве элемента, искусственными "островами", обладающими основной полнотой физического, химического, апологического содержании. Такими островами и должны выступать технологии будущего в отличие от большинства современны: технологий, не достигающих этой полноты и поэтому угрожающих при их распространении и интенсификации естественно достигнутой полноте природы. Современная техника плоха тем, что недостаточно сложа в этом отношении, о чем свидетельствует, например, агро экология, видящая главный путь развития сельского хозяйства в переходе к адаптивным агросистемам, отличающимся большим разнообразием видов (включая и тех, что являются вредителями в монокультуре) и их симбиотических связей, способным к биологической самозащите и не требующим для своего поддержания огромных доз ядохимикатов, позволяющим перейти в основном на органические удобрения и существенно понизить долю минеральных, обойтись без неумеренного орошения и глубокой механической обработки почвы, т.е. отказаться от многого из того, что делает сельскохозяйственное производство в современных его масштабах несовместимым с сохранением естественной составляющей биосферы и все более обременительным экономически (566). Очевидно, и приближение внутреннего содержания химического производства к основной полноте химизма является условием коэволюции биосферы и социума (567). Об этом говорит прежде всего "опыт" предшествующих человеку ступеней развитии. Так, живое, во-первых, появляется и может существовать в условиях, когда эта полнота достигнута внешним ему химизмом, и не может существовать на базе каких-то ее фрагментов. Во-вторых, оно сохраняет себя, не растворяясь в среде, потому, что само обладает этой полнотой в особой биохимической форме и оказывается благодаря ей в известном смысле замкнутым сама на себя. В результате, в-третьих, действие, которое живое оказывает на окружающую природу, не ведет к потере ею основной полноты химического содержания и не делает ее принципиально непригодной для жизни. Аналогично этому химически полные технологии, вероятно, легче обособить и изолировать от среды, сделать безотходными, само регулируемыми и более экономичными, чем отдельные производства отдельных веществ - своеобразную химическую монокультуру. Создание химически, физически, биологически полных систем, конечно, не является самоцелью, однако эту цель, по-видимому, должна начать представлять разработка новых технологий. Её стратегией может в конечном счете стать, так сказать, бескорыстное - сложность ради сложности - конструирование таких систем с последующим определением возможностей и сфер применения их компонентов в качестве новых материалов, лекарств, пищевых продуктов и т.п. Внутреннее богатство этих систем, вероятно, гарантирует многообразие их компонентов и полезность некоторых из них при одновременном снижении экологического риска их производства. Нам не дано превзойти основную полноту возможного содержания тех форм материи, которые составляют природу, лишение их этой полноты в результате человеческой деятельности является главным моментом современного экологического кризиса, и двигаться вперед мы можем, лишь укрепляя берега своего канала все новыми блоками такой полноты, т.е. усложняя природу. Коэволюция в этом свете возможна только как совместное усложнение природного и социального.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |