КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решить психологические задачи
Заполнить таблицу. Теоретическая часть. Практическое занятие № 5.
Тема: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте (2 часа). Цель: Рассмотреть особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Основные понятия по теме: младший школьный возраст, учебная деятельность, учебная задача, рефлексия, произвольность и осознанность, мотив, мотивация, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, мнемонические приемы, статус, тревожность, эмпатия. 1. Социальная ситуация развития младшего школьника. 2. Характеристика учебной деятельности как ведущей деятельности младшeгo школьника. 3. Мотивы учения младших школьников. 4. Значение игровой и трудовой деятельности в развитии психики младшего школьника. 5. Развитие восприятия, мышления и речи младшего школьника. 6. Развитие внимания, памяти и воображения младшего школьника. 7. Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. 8. Особенности личности младшего школьника. 9. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте. Задания для самостоятельной работы:
I. Приводится выдержка из работы Л. И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе». ...В ранние периоды развития (до 6—7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление ее изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, тогда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кризисах одного года и трех лет. В отличие от этого у детей 5—7-летнего возраста в связи с продвижением в их психическом развитии появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Конечно, иногда это стремление имеет и другое конкретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д. Но психологическая сущность этих стремлений остается той же самой — старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности. (Возрастная и педагогическая психология / сост. М. О. Шуаре. М., 1992. С. 201—202.) Какие еще факторы определяют социальную ситуацию развития в младшем школьном возрасте? В какой деятельности разрешаются основные противоречия этого возраста? II. В отечественной психологии широкую популярность получила позиция, согласно которой психическое развитие происходит в процессе осуществления ведущей деятельности. На это также указывает в своей работе А. В. Запорожец. ...В разные периоды детства психологические новообразования, новые психофизиологические новообразования, новые психофизиологические уровни, новые планы отражения действительности складываются на основе деятельности, приобретающей ведущее значение в данном возрасте. Хотя необходимым условием перехода от одного вида ведущей деятельности к другому являются процессы созревания организма ребенка, а также накопления ими известного индивидуального опыта, однако не это составляет основную причину подобного рода переходов. ... При анализе закономерностей возрастного развития психики, связанного с переходом от одного вида ведущей деятельности к другой, обнаруживается важное значение усвоения общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями. В связи с этим психика детей одного и того же возраста, живущих в различных социально-исторических условиях и подвергающихся различным воспитательным воздействиям, сохраняя некоторые общие возрастные черты, может приобретать весьма различное конкретное содержание и разные структурные особенности. (Хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 307.) Каковы ведущая деятельность и основные новообразования младшего школьника? Как процессы, происходящие в современном обществе, влияют на психическое развитие детей? III. Приведены суждения о роли мотивов в деятельности человека. (Приводится по: Тара-тунский, Ф. С. Задачи и упражнения по общей психологии / Ф. С. Таратунский, Н. Ф. Таратунская. Мн., 1988. С. 88—89.) а) В центре внимания современной психологии — мотивация поведения человека. Известно ведь, что в зависимости от цели деятельности (мотива) меняется и человеческая активность. б) Что важнее всего — поступок человека или предшествующие ему мотивы? Ведь перед совершением поступков в каждом из нас происходит воистину громадная душевная работа. Поступок всего-навсего результат ее. Мотивы, ассоциации, мысли, проявления чувств — тут зачастую такая внутренняя борьба... в) Нередко наблюдаются случаи, когда школьник проявляет активность, старательно выполняет задания учителя, поручения общественных организаций, но при этом, как оказывается, руководствуется престижными, себялюбивыми устремлениями или другими сугубо личными мотивами и целями. г) От сочетания мотивов и целей зависит многое; деятельность периода «врабатываемости», степень работоспособности, интенсивность той стадии, которую психологи называют «конечный порыв». д) Одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса — упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека. Оцените данные суждения. Какие можно выделить мотивы учебной деятельности младших школьников? IV. По результатам исследования интеллектуального развития детей П. Я. Гальперин делает вывод: Таким образом, все приобретения в процессе учения можно разделить на две неравные части: одну составляют новые общие схемы вещей, которые обусловливают новое их видение и новое мышление о них, другую — конкретные факты и законы изучаемой области, конкретный материал науки. По общей массе вторая часть намного превышает первую, но в такой же мере уступает ей в значении для развития мышления. И только при третьем типе ориентировки в предмете отношение между общими схемами вещей и научными знаниями о них, а вместе с тем и отношение между обучением и развитием мышления становится явным и понятным потому, что лишь при этом типе в программу обучения включается формирование тех обобщенных схем действительности, которые в процессе ее изучения становятся объединяющими схемами отдельных действий, новыми структурами мышления... В настоящее время только организация поэтапного формирования умственных действий и понятий (характерных для интересующего нас периода развития) по третьему типу ориентировки в предмете открывает возможность изучать интеллектуальное развитие в динамике, в работе его движущих сил и складывающихся механизмов. (Возрастная и педагогическая психология / сост. М. О. Шуаре. М., 1992. С. 108—109.) Как данные идеи перекликаются с теорией Ж. Пиаже? В чем различаются подходы П. Я. Гальперина и Ж. Пиаже к проблеме развития мышления детей? V. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся на уроке, и ответьте на вопросы. Ученик сидит на уроке и смотрит в окно. Учитель это видит и призывает: «Петя, прекрати смотреть в окно. Слушай внимательно!». Правомерны ли такие призывы учителя? Что может стать причиной отвлечения внимания младшего школьника на уроке? VI. Определите, о какой мотивации учения Вани идет речь. К Ване пришел Миша позвать его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!». «Но я должен сделать сейчас, — ответил Ваня. — Иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор». VII. Чем можно объяснить описанный ниже эпизод? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. Родительница обратила внимание на то, что ее сын Витя (8 лет) совсем не хочет играть с девочками, считая их плаксами. Сам он играет в супергероев. В играх с риском он самый сильный, VIII. Младшие школьники, которые хорошо учатся, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие. Учеба для младшего школьника имеет ключевое значение. И на ее основе формируется самоутверждение ребенка. Чтобы вселить уверенность в школьника, поднять его самоуважение, взрослые прибегают к похвале пусть небольшого какого-то достижения. Если самооценка и самоуверенность ребенка в учебной деятельности низкие и не удается повысить успехи ребенка в учебе, то каким образом может быть откорректирована самооценка родителями ребенка? IX. У младших школьников достаточно хорошая память. И многие без особого труда заучивают учебные тексты механически. Но будучи в средних классах, когда материал становится сложным и большим по объему, они начинают испытывать трудности. Как предупредить возможные трудности обучения в средних классах? Какими приемами можно воспользоваться для совершенствования памяти? Каким рациональным способам запоминания вы можете научить младших школьников? X. Мама очень хотела помочь сыну Пете (6 лет 8 мес.) выполнять домашнее задание. Но, к удивлению мамы, никакие советы сын не принимает, говоря, что надо делать так, как велела учительница. (Задачи V—X приводятся по: Волков, В. С. Психология младшего школьника / В. С. Волков. М., 2002. 128 с.) Почему сложилась такая ситуация? Каким образом это характеризует социальную ситуацию развития младшего школьника?
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |