КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия теории антагонистических игр
Итак, теория игр есть теория математических (формальных) моделей принятия решений в условиях конфликта (см., например [2, 7, 8]). Это – сравнительно молодой раздел математики и история теории игр, по существу, началась с работ фон Неймана и Моргенштерна в 1944 г. Сейчас теоретико-игровые методы находят широкое практическое применение в различных областях – от техники и экономики до медицины. Классификация игровых моделей, рассматриваемых современной теорией игр, весьма разнообразна. Наиболее разработанной является теория антагонистических игр: два игрока выбирают независимо друг от друга свои стратегии (возможные действия), после чего игрок I получает от игрока II некоторый выигрыш, зависящий от пары выбранных стратегий (от ситуации). Антагонистической игрой называется система: c , , , (1) где X, Y – множества стратегий I и II игроков, соответственно; – функция выигрыша игрока I (то есть функция потерь игрока II). Это – так называемая нормальная форма игры. Естественный принцип оптимальности для антагонистической игры – принцип максимина (минимакса). Оптимальные стратегии , соответствуют седловым точкам функции выигрыша : для , . (2) Таким образом, решение игры (седловая точка ) соответствует ситуации равновесия, отклонение от которой невыгодно для любого игрока. Теорема 1. Для того, чтобы функция выигрыша имела седловые точки на , необходимо и достаточно, чтобы выполнялось равенство минимаксов , (3) где внешние экстремумы достигаются на седловой точке . Заметим, что для , определённой на , имеет место неравенство (4) Даже в простейших случаях функция выигрыша может не иметь седловых точек и принцип максимина оказывается нереализуемым. Тогда можно использовать смешанное расширение игры . Если , это чистые стратегии игроков, то смешанные стратегии - это вероятностные меры (распределения вероятностей) , заданные на , соответственно. Теперь вместо рассматривается математическое ожидание (5) и мы получаем расширенную игру: c , , . (6) Если имеет место равенство , (7) то общее значение этих смешанных экстремумов называют значением (ценой) игры . Если в (7) внешние экстремумы достигаются, то , (8) где - седловая точка функции выигрыша . При выполнении (7) принцип максимина называется реализуемым. Если в (7) внешние экстремумы не достигаются, то при существует -седловая точка такая, что для , . (9) В современной теории антагонистических игр показано, что при достаточно слабых условиях на , расширенная игра имеет значение и существуют оптимальные (или -оптимальные) решения в смешанных стратегиях (теоремы о минимаксах). Если в антагонистической игре каждый игрок располагает конечным множеством чистых стратегий, то мы имеем матричную игру (m n) с матрицей выигрыша I-го игрока A: . (10) Смешанные стратегии здесь – вектора: (11) Математическое ожидание функции выигрыша I-го игрока теперь равно . (12) Для любой матричной игры справедлива теорема о минимаксах. Теорема 2. Какова бы ни была матрица игры A, имеют место равенства , (13) или, что эквивалентно – существует седловая точка : . (14)
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |