КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ прироста прибыли
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТАПА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА Классифицировать товары, так же, как и Другие результативные области, не очень трудно. Но этого недостаточно для постановки точного диагноза. Мы должны уметь предвидеть изменения в поведении товара, особенно неблагоприятные. Как мы можем сказать, на каком этапе «завтрашний кормилец» превращается в «сегодняшнего кормильца» и продолжает свои превращения, чтобы стать «вчерашним кормильцем»? Как мы можем сказать, что вчерашний «развивающийся товар» находится на пути к тому, чтобы стать «вложением в управленческое эго» и т. д.? Вот два простых правила, справедливых для всех видов классификаций во всех результативных областях (кроме явных «неудачников», которые заботятся о себе сами): 1. Любое значительное отклонение в поведении товара на рынке от ожидаемого является сигналом, свидетельствующим об изменении положения товара в классификации. Это требует, по крайней мере, повторного анализа. 2. У каждого товара (рынка, канала сбыта) существует свой жизненный цикл. Анализ затрат на дальнейший прирост прибыли показывает, на каком этапе своего жизненного цикла находится товар и каковы его перспективы. Первое правило требует, чтобы ожидаемое поведение товара было оценено и зафиксировано в виде документа до того, как оно проявится в виде определенных событий. Человеческая память отличается удивительной гибкостью. Через три года никто и не вспомнит, что от товара, который едва оправдывает затраты на его производство, ожидали, что он станет революцией в промышленности. Вероятнее всего, все вспомнят, что «мы запускали этот товар в качестве небольшого дополнения к нашему ассортименту, и он довольно хорошо себя ведет». Вот почему свои ожидания необходимо фиксировать на бумаге. Сравнивая действительное положение вещей с ожиданиями, мы можем по отдельности рассматривать два круга проблем: пагубная болезнь вложений в управленческое эго и упущенные возможности товара-«сони». Сохранение товаром своих позиций на рынке вопреки ожиданиям – это лучший признак того, что товар является «необоснованной специализацией». Ведь обычно новый товар выпускается в надежде на то, что он даст исключительно высокие прибыли, или создаст новый большой рынок сбыта, или, по крайней мере, привлечет новых крупных потребителей основного товара фирмы.
Идея жизненного цикла товара делает анализ прироста прибыли новым типом анализа для большинства бизнесменов и поэтому требует объяснения. Товары настолько различаются по продолжительности своей жизни, что здесь невозможно делать какие-либо обобщения. Некоторые товары живут всего несколько месяцев, другие – много лет. Например аспирин, являющийся продуктом промышленности, известной своими быстрыми изменениями и высоким уровнем инноваций, существует почти без изменений уже более семидесяти лет и не выказывает заметных признаков старения. Но нет такого товара, который живет вечно. И модель его жизненного цикла всегда одинакова. В «детстве» товар требует больших вложений ресурсов и не дает никакой отдачи. Фактически это стадия, при которой он еще не является настоящим товаром, а только «развивающимся товаром». Когда он входит в период «молодости», каждый дополнительный доллар новых вложений должен принести отдачу в виде многих долларов – даются ли эти дополнительные вложения в виде капитала, или технического усовершенствования, или ключевых ресурсов. Когда товар достигает зрелости и становится «сегодняшним кормильцем», прирост прибыли, обеспечиваемый за счет дополнительных вложений, резко снижается. Когда затраты на прирост прибыли достигают размера получаемой дополнительной прибыли или превышают ее, товар становится «вчерашним кормильцем». Однако товар, который является «вложением в управленческое эго», от ранней молодости переходит сразу в период дряхлости и упадка, характеризующийся более высоким уровнем дополнительных вложений по сравнению с отдачей. Математически этот процесс выражается кривой, знакомой каждому инженеру. В определенной точке этой кривой прирост дохода начинает быстро снижаться. До этой точки, например, прирост дохода на каждую дополнительную единицу вложения средств снижался в арифметической прогрессии, с десяти до девяти, с девяти до восьми и т. д. Внезапно величина прироста начинает снижаться в геометрической прогрессии. На каждую дополнительную единицу вложений, например, получается половина или меньше того прироста, который приходился на предыдущую единицу вложений. В этой точке вложения оказываются уже непродуктивными. Прибыль снижается слишком быстро. В этой точке дальнейшие вложения прекращаются. В действительности дополнительные вложения следует прекратить до того, как прибыль на каждую единицу дополнительных вложений начнет снижаться. Это именно та точка, где товар становится «сегодняшним кормильцем». Это точка оптимума. Она соответствует оптимальной скорости автомобиля или самолета, при которой достигается наиболее рациональный расход топлива, это точка, где имеет место наибольшая отдача от вложения ресурсов. Концепция затрат на прирост прибыли справедлива не только для отдельных товаров или услуг, рынков или потребителей. Стремительный рост затрат на получение дополнительной прибыли обычно является первым и самым серьезным сигналом опасности для всего бизнеса или отрасли промышленности. Например, свидетельством того, что в начале 50-х годов с изданием массовых журналов в Америке было не все благополучно, явился резкий рост затрат на получение дополнительных подписчиков. Чтобы поднять тиражи, журналам приходилось тратить больше, чем они получали от дополнительных подписчиков. В то время казалось, что массовые журналы находятся на пути к увеличению доходов. Хотя уже тогда можно было предвидеть наступление кризиса, который в течение нескольких лет уничтожил многие из них. Будучи не в состоянии дать задний ход тенденции роста затрат, вкладываемых в увеличение тиражей, массовые журналы попали в критическое положение. С помощью этого анализа можно исследовать продажи, рекламу и другие средства продвижения товаров на рынок. Какой дополнительный доход дает каждый дополнительный миллион долларов, потраченный на рекламу? На самом деле реклама, отдача от которой не растет с той же скоростью, как затраты на нее, по всей вероятности, является неэкономичной рекламой. Недостаточно, чтобы прирост прибыли оставался стабильным. Он должен продолжать идти вверх. Это просто еще один способ выразить то, что известно каждому рекламисту: реклама или необычайно эффективна, или это лишняя трата денег и сил. Обсуждение важности и возможностей применения концепции затрат на прирост прибыли выходит далеко за рамки этой главы. Эта концепция применяется не только в целях обеспечения эффективности бизнеса, но и для решения многих других его задач. Она действительно является одним из самых важных средств диагностики, находящихся в нашем распоряжении. Тот факт, что современный бухгалтерский учет быстро осознает это и старается обеспечить руководство данными, необходимыми для этого вида анализа, является важным шагом вперед к повышению эффективности управленческой работы. Анализ прироста прибыли превращает ориентировочную диагностику товара из средства проверки прошлого в средство прогнозирования будущего и предотвращения неудач.
Глава 5. ЦЕНТРЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ЗАТРАТ И СТРУКТУРА ЗАТРАТ
Затраты – их идентификация, измерение и контроль – являются наиболее тщательно проработанной областью и бизнесе, и самые трудоемкие работы в этой области выполняют бухгалтеры, инженеры-производственники, методисты-аналитики, специалисты в области операционных исследований и т. д. Теоретиков английской, американской и немецкой экономики прежде всего интересуют вопросы, связанные с характером затрат и их контролем. Огромное количество работы уходит на контроль затрат, и очень много времени тратится на анализ затрат. В этой области нет недостатка в средствах, методах, техническом оснащении специалистов и литературе, посвященной этому предмету. Сокращение затрат, проводящееся ежегодно в каждом бизнесе, так же предсказуемо, как простуда весной. Это почти забавно. Но через шесть месяцев затраты снова возвращаются на прежний уровень и бизнес снова готовится к проведению следующего мероприятия по снижению затрат. Одним важным исключением из этого правила явилось «чудо», которое произошло после прихода в одну разваливающуюся компанию нового руководства и проведенных им мероприятий по снижению затрат. При прежней администрации, которая придерживалась политики жесткого руководства, компания занимала лидирующую, почти.монопольную позицию на своем рынке. Преемники этой администрации оказались слабыми руководителями, и компания некоторое время плыла по течению, пока не оказалась лицом к лицу с полным крахом. Новое руководство смогло урезать затраты на одну треть или наполовину, сделав очевидную вещь – закрыв старый завод, который уже в течение многих лет не давал ни продукции, ни прибылей. Но можно сказать, что одновременно этот шаг означал, что такое чудо снижения затрат в лучшем случае обеспечивает передышку, в течение которой новое руководство может начать перестройку всего бизнеса. Наилучшим и самым эффективным средством контроля над затратами является полное сосредоточение всех ресурсов на достижении результатов. В конце концов, затраты ведь не существуют сами по себе. Они всегда появляются, когда есть стремление достичь результата. Поэтому важен не абсолютный уровень затрат, но соотношение между усилиями и полученными результатами. Не важно, насколько дешево обходится работа или насколько квалифицированно выполняется – она будет пустой тратой сил, если не приносит результатов. Поэтому максимизация благоприятных возможностей является прямой дорогой к достижению высокого соотношения усилий и результатов, а с ним и к контролю над затратами и достижению их низкого уровня. Это нужно усвоить в первую очередь; остальные усилия по контролю над затратами являются скорее второстепенными, чем главными. Даже при систематическом направлении усилий и ресурсов на поиск благоприятных возможностей и достижение результатов анализ затрат и контроль за затратами необходим. Ни один бизнес не может функционировать без того, чтобы растрачивать по мелочам свои усилия – так же, как машина не может работать без потерь на трение. Но эффективность затрат в бизнесе можно значительно повысить, подобно тому как можно уменьшить трение. Вот некоторые необходимые условия для эффективного контроля над затратами: 1. Следует концентрироваться на контроле затрат в местах их возникновения. Для того чтобы сократить на 10% статью затрат в 50 тыс. долларов, требуется приблизительно столько же усилий, как и на сокращение на 10% статьи затрат в 5 млн. долларов. Другими словами, затраты – социальное явление, когда 90% затрат образуются в результате первых 10% действий. 2. Данные по разным затратам должны обрабатываться по-разному. Затраты, как и товары, имеют бесконечное множество характеристик. 3. Единственный эффективный путь к сокращению затрат – это сокращение деятельности. Попытка сократить дополнительные затраты редко оказывается эффективной. Мало смысла в том, чтобы пытаться сделать задешево то, что не нужно было делать вовсе. Однако обычно кампания по сокращению затрат начинается с заявления руководства о том, что никакая деятельность или отдел не будут сокращены. Это обрекает все мероприятие на провал и может привести только к тому, что важным видам деятельности будет нанесен ущерб, а неважные через несколько месяцев все равно окажутся на прежнем уровне затрат, что будет совершенно очевидно. 4. Эффективный контроль над затратами требует, чтобы бизнес оценивался в целом, как и для понимания бизнеса в целом требуется иметь представление обо всех его результативных областях. В противном случае затраты будут снижены в одной области путем простого передвигания их в другую. Это выглядит как великая победа в борьбе за снижение затрат – до получения несколькими месяцами позже окончательных результатов, где общие затраты будут такими же высокими, как всегда Иногда, например, снижение заводской себестоимости достигается путем возложения всего бремени снижения затрат; на отдел экспедиции и склад. Есть пример снижения затрат на содержание товарно-материальных запасов, когда затраты на неконтролируемые перемещения товаров относятся на заводскую себестоимость. Есть пример очень большого снижения затрат, достигаемого путем закупки более дешевого сырья, которое, однако, приводит к тому, что оборудование дольше, медленнее и в результате с большими затратами обрабатывает материал-заменитель не очень хорошего качества. Каждый менеджер знает, что такие примеры можно приводить до бесконечности. 5. Стоимость – это термин экономики. Следовательно, система затрат, которую необходимо анализировать, это вся экономическая деятельность, которая производит экономические ценности. Стоимость следует определять как сумму, которую платит потребитель, чтобы получить товары или услуги и извлечь из них всю пользу полностью- Однако стоимость определяется скорее в юридических терминах, чем в экономических, т. е. как расходы, образующиеся в рамках отдельного бизнеса как юридического лица. Такое определение оставляет за рамками бизнеса массу действительных затрат. Две трети стоимости каждого отдельного товара лежат за пределами одного отдельного бизнеса. На долю производителя приходится максимум четверть стоимости, которую платит потребитель, – оставшаяся часть приходится на приобретенные производителем материалы, расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования, и, конечно, на затраты на распространение товара, которые обычно возникают у юридически самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли. Продавец – универсальный магазин, например, – также отвечает только за небольшую часть общих затрат: основные затраты – это затраты на товары, которые он покупает для продажи, и т. д. Однако то, что является значимым для покупателя, и что определяет, будет ли он покупать или нет, это общие затраты. Ему совершенно неинтересно, как распределяются затраты между всеми участниками экономической цепочки, осуществляющими производство и реализацию от исходного сырья до готового товара. Все, что его интересует, это сколько он платит за то, что получает. При контроле только над затратами, образующимися в пределах одного отдельного бизнеса в экономической цепочке, нельзя сказать, что затраты действительно находятся под контролем. Контроль над затратами требует, по меньшей мере, чтобы все затраты были известны и процесс их образования был ясен. В действительности, определение стоимости может выходить за пределы понятия «товар, приобретаемый покупателем». Никто не покупает вещь. Покупатель приобретает удовлетворение и пользу, которую он из нее извлекает. Поэтому истинные экономические затраты должны включать все, на что покупателю приходится тратить деньги, чтобы полностью извлечь пользу из своей покупки – на эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и т. д. Из этого не следует, что товар должен продаваться по более высокой цене, если затраты на его техническое обслуживание очень невелики. Возможно, покупатель руководствуется своими причинами, рассматривая цену на данный товар как начальные затраты и не думая о затратах на содержание этого товара. В Соединенных Штатах и Англии, например, муниципалитеты имеют строгие ограничения на возможность получения займов, но довольно большие возможности для взимания налогов. Поэтому они могут позволить себе иметь более высокий уровень текущих затрат, которые оплачиваются из налогов, при условии, что капитальные затраты, обычно обеспечиваемые не на условиях займа, остаются низкими. В результате муниципалитеты в этих двух странах неохотно покупают алюминиевые столбы для фонарей уличного освещения, которые через двадцать пять лет становятся дешевле стальных, но стоят дороже при приобретении. И не имеет значения, каковы экономические реалии, ими будут пренебрегать до тех пор, пока законодательно установленные правила, в соответствии с которыми действуют эти покупатели, будут заставлять их поступать неразумно с экономической точки зрения. Поэтому анализ затрат не будет по-настоящему значимым и надежным средством контроля, пока его данные не будут сопоставлены с данными маркетингового анализа, который смотрит на бизнес со стороны. Взятые отдельно данные анализа затрат – это только субъективная точка зрения. Для многих наиболее заметных и успешных компаний контроль над внешними затратами – реальный ключ к успеху. Примерам тому является деятельность двух гигантов торговли: «Сирс Роубак» в Америке и «Маркс энд Спенсер» в Англии. Обе эти компании объясняют свой успех прежде всего тем, что они находят производителей-поставщиков товаров, разрабатывают для них новые, более совершенные производственные процессы и точно определяют их затраты на производство. Обе эти компании несут ответственность за затраты, образующиеся у их поставщиков в процессе производства, что далеко выходит за рамки контроля над ними с юридической точки зрения. Точно так же успех «Дженерал Моторс» во многом объясняется работой, которую эта компания ведет по контролю над структурой затрат своих независимых дилеров. Таким образом, для того чтобы контролировать затраты, бизнесу необходимо проводить анализ, который: · определяет центры сосредоточения затрат – области бизнеса, где накапливаются значительные затраты и где эффективное их снижение может принести реальные результаты; · находит важные пункты затрат в пределах каждого центра их сосредоточения; · рассматривает бизнес в целом как один поток затрат; · рассматривает стоимость скорее как сумму, которую платит потребитель, чем как сумму затрат, которая возникает в пределах компании как юридического лица или объекта налогового учета; · классифицирует затраты в соответствии с их основными характеристиками и таким образом осуществляет диагностику затрат.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |