Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера услуг и вступление в ВТО




Показатели прогнозируемого прироста ВРП и числа создаваемых новых рабочих мест за счет импортозамещающего роста в промышленности и сельском хозяйстве при вступлении России в ВТО, в разрезе субъектов РФ, испытывающих наибольшее влияние тарифной политики

Результаты предварительной оценки влияния вступления России в ВТО на экономику субъектов федерации

Алгоритм расчета прироста продукции отраслей, ВРП и рабочих мест, прироста доходов территориальных бюджетов, инвестиций и доходов населения за счет изменения импортных тарифов и развития импортозамещающих производств

Методика оценки влияния вступления России в ВТО на экономику субъектов федерации

Оценка возможного воздействия тарифной политики на экономику регионов

 

Незначительное Небольшое Умеренное Повышенное Высокое
Астраханская область Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Ставропольский край Кемеровская область Томская область Республика Бурятия Республика Саха (Якутия) Еврейская авт. область Амурская область Республика Адыгея Брянская область Новосибирская область Саратовская область Ивановская область Курская область Камчатская область Республика Башкортостан Республика Мордовия Ульяновская область Челябинская область Тюменская область Курганская область Костромская область Пензенская область Удмуртская область Воронежская область Омская область Алтайский край Республика Марий Эл Кировская область Тамбовская область Псковская область Республика Калмыкия Ингушская Республика Республика Северная Осетия Краснодарский край Оренбургская область Республика Алтай Республика Тыва Республика Хакасия Читинская область Магаданская область Красноярский край Липецкая область Волгоградская область Сахалинская область Смоленская область Республика Коми Свердловская область Ростовская область Чувашская Республика Рязанская область Тверская область Новгородская область Самарская область Владимирская область Нижегородская область Вологодская область Тульская область Мурманская область Республика Татарстан Архангельская область Хабаровский край Пермская область Калининградская область Орловская область Белгородская область г. Санкт-Петербург Ленинградская область Московская область г. Москва Республика Карелия Приморский край Калужская область Иркутская область Ярославская область

 


Результаты отбора субъектов федерации на основе оценки факторов интенсивности внешнеэкономических связей и потенциала импортозамещения являются основой для более детального и конструктивного анализа региональных последствий вступления России в ВТО, который может быть в полной мере осуществлен при условии:

получения информации об изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары;

наличия информации об импорте в регионы соответствующих групп товаров;

выделения оптово-межрегиональных функций отдельных субъектов федерации, а также исключения фактора формального отнесения импорта к регионам, реально слабо участвующим во внешнеэкономической деятельности.

По завершении подготовки необходимой информационной базы оцениваются следующие региональные последствия присоединения России к ВТО:

размеры роста (сокращения) импортозамещающих производств в регионах;

рост (снижение) ВРП;

увеличение (уменьшение) количества новых рабочих мест;

рост (уменьшение) бюджетных доходов;

влияние на уровень жизни населения (разница между приростом денежных доходов и потерями населения в связи с изменением цен);

рост (уменьшение) инвестиций в основной капитал в связи с изменениями емкости внутреннего рынка отечественной продукции.

Для оценки указанных региональных последствий используются соответствующие расчетные параметры, включая: степень зависимости (коэффициенты эластичности) изменения размеров импорта и объемов импортозамещающего производства от изменения величины таможенных тарифов по основным товарным группам (на основании анализа данных за репрезентативный ретроспективный период); оценки влияния величины тарифов на уровень цен реализации по товарным группам (по РФ и по отдельным регионам-представителям); оценки влияния изменения цен на емкость товарного рынка (платежеспособный спрос) по товарным группам в разрезе групп субъектов федерации с различным уровнем доходов населения; оценки изменения размеров рынка отечественной продукции, связанных с изменениями таможенных тарифов.

Алгоритм расчета результирующих параметров на данном этапе исследования включает комплекс последовательных вычислительных итераций на основе базовой и расчетной информации по субъектам РФ с использованием ряда необходимых методических допущений, в том числе с учетом следующих предположений:

о жестком (фиксированном) соответствии величины изменения импортного тарифа и уровня изменения доли импортируемой продукции на российском рынке;

о 100%-ом замещении сокращаемого импорта соответствующей отечественной продукцией на российском рынке;

о полном соответствии (стыковке) состава товарных групп по импорту продукции и учитываемой Госкомстатом РФ номенклатуры важнейших видов продукции (в натуральном выражении), производимой в субъектах РФ;

об одинаковой реакции товаропроизводителей каждого региона на изменение величины таможенного тарифа;

о едином (стандартном) относительном уровне регионального мультипликативного эффекта для всех учитываемых видов продукции и всех субъектов РФ;

о пропорциональности в течение расчетного периода соотношения прироста рабочих мест и прироста ВРП по каждому субъекту РФ;

об одинаковом влиянии на динамику ВРП изменения уровня использования действующих производственных мощностей по каждому субъекту РФ;

о неизменности в течение расчетного периода для всех субъектов РФ соотношения размеров налоговых поступлений в бюджетную систему (в т.ч. в региональные бюджеты), инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, с одной стороны, и величины ВРП, с другой;

о неизменности в течение расчетного периода доли федеральных трансфертов субъектам РФ в суммарных объемах доходов региональных бюджетов.

I этап. Определение темпов импортозамещающего роста (темпов прироста) производства отдельного вида продукции.

Для оценки возможного импортозамещающего роста производства по конкретным видам товаров и товарным группам используются коэффициенты эластичности импорта данных товаров по величине пошлины и объемов их выпуска по импорту, рассчитанные на основе метода, предложенного в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН (методика Узякова М.Н.).

С учетом сделанных допущений, величина ожидаемого процентного прироста производства соответствующего вида продукции условно принимается одинаковой для каждого из ранее выделенных субъектов федерации.

Указанный прирост определяется путем перемножения значений указанных коэффициентов эластичности, а также величины намечаемого изменения (в процентных пунктах) импортной пошлины по данному товару или товарной группе.

II этап. Определение для каждого субъекта РФ динамики производства базовой отрасли, по которой учитывается данная продукция.

Расчет производится по формуле:

,

где tотр, ti – темпы роста в регионе соответственно базовой отрасли и производства продукции i-го вида (в процентах);

kкор – корректирующий (поправочный) коэффициент (принимается экспертно дифференцированным в зависимости от особенностей региональных отраслевых структур).

III этап. Определение темпа роста (темпа прироста) ВРП в субъектах РФ за счет импортозамещающего роста объемов продукции по каждой отдельной отрасли.

Расчет производится по формуле:

,

где tВРП – темп роста ВРП в регионе (в процентах);

n – доля базовой отрасли в структуре ВРП региона за базисный год;

Км – значение территориального коэффициента мультипликативности (задается экспертно единым для всех учитываемых регионов и отраслей на уровне 1,4).

Если в конкретном регионе профилирующими являются две или несколько отраслей промышленности, то указанный расчет производится отдельно для каждой отрасли, а затем определяется итоговый индекс роста ВРП региона как средневзвешенный показатель исходя из отраслевой структуры базисного года.

IV этап.Определение по субъектам РФ прироста новых рабочих мест за счет фактора импортозамещения.

Расчет производится по формуле:

,

где ΔTM – прирост новых рабочих мест в регионе;

tВРП – прирост ВРП в регионе (в процентах);

L – численность занятых в экономике региона за базисный год;

q – доля влияния в приросте ВРП фактора, отражающего повышение уровня использования действующих производственных мощностей (принимается экспертно единой для всех учитываемых регионов и отраслей на уровне 0,3 или 30%).

V этап. Определение темпов роста (темпов прироста) бюджетных доходов субъектов РФ за счет эффекта импортозамещения и изменения таможенных тарифов.

Бюджетные доходы регионов могут возрасти за счет:

а) импортозамещающего роста производства в соответствующих отраслях;

б) пропорционального роста федеральных трансфертов исходя из соответствующего увеличения объемов федерального бюджета.

По пункту «а» рост собственных доходов региональных бюджетов (в реальном исчислении) может быть принят на уровне, соответствующему росту ВРП.

По пункту «б» рост доходов региональных бюджетов пропорционален росту федерального бюджета за счет изменения величины таможенных тарифов, объемов импорта и доле трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов региональных бюджетов за базисный год.

Рост доходов федерального бюджета (и аналогичный рост федеральных трансфертов) за счет рассматриваемого фактора может быть рассчитан по формуле:

,

где r – темпы роста доходов федерального бюджета за счет изменения импортных тарифов (в процентах);

s – доля поступлений от импортных пошлин в доходах федерального бюджета за базисный год;

b – рост средневзвешенного тарифа к концу расчетного периода (в процентах);

f – индекс прогнозируемого изменения общего объема импорта по РФ.

Сводный индекс роста бюджетных доходов региона определяется как средневзвешенный индекс из темпов роста соответственно собственных доходов и федеральных трансфертов по доле этих составляющих в доходах регионального бюджета за базисный год.

VI этап. Определение по субъектам РФ темпов роста (темпов прироста) объема инвестиций в основной капитал и реальных доходов населения за счет фактора импортозамещения.

Исходя из априори принятой неизменности соотношения объемов инвестиций в основной капитал и ВРП по каждому субъекту РФ за рассматриваемый период, темп роста данных инвестиций в регионах за счет указанного фактора принимается равным расчетному темпу роста в них ВРП за счет фактора импортозамещения (см. результаты расчетов по III этапу).

Аналогичным образом (по отношению к приросту ВРП) оценивается динамика реальных денежных доходов населения в регионах.

 

Расчеты по оценке влияния на экономику регионов возможных изменений таможенных пошлин в результате вступления России в ВТО проведены в соответствии с методическими подходами, изложенными в Приложении 1.

Отбор субъектов федерации для проведения данной оценки осуществлен на основании результатов их группировки, учитывающей совокупное воздействие факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности и потенциала импортозамещения в обрабатывающей промышленности. В числе их представлены регионы четвертой и пятой классификационных групп, а также ряд наиболее значимых (по степени влияния на них таможенной политики) регионов из состава второй и третьей групп.

В основе расчетов лежат предварительные тарифные предложения Российской Федерации на переговорах по вступлению в ВТО (по состоянию на начало 2002г.) в разрезе отдельных товаров и товарных групп.

Динамика таможенных пошлин оценивалась в рамках сценария их постепенного изменения, т.е. исходя из фактически действовавшей ставки тарифа на январь 2001г. и их прогнозируемого размера по конечному уровню связывания. При оценке использовались также данные о динамике производства в разрезе товарных групп, рассчитанные на базе вышеуказанных коэффициентов эластичности импорта продукции по пошлине и объемов производства по импорту.

Результирующие оценки региональных последствий вступления России в ВТО на данном этапе исследования представлены показателями процентного прироста валового регионального продукта и количества создаваемых новых рабочих мест.

Оценка величины прироста ВРП по субъектам федерации за счет импортозамещающего роста осуществлялась на основе данных об отраслевой структуре в регионах промышленного производства, удельном весе в них сельского хозяйства, а также на основе экспертной оценке доли отдельных товарных групп в общем объеме производства соответствующих профилирующих отраслей за базисный год. Влияние мультипликативного эффекта на рост ВРП в регионах учитывалось посредством корректирующего территориального коэффициента мультипликативности, принятого в расчетах на уровне 1,4.

При оценке числа создаваемых новых рабочих мест учитывались параметры прогнозируемого прироста ВРП, базисной численности занятых в экономике регионов, а также средней по отраслям доли прироста производства за счет улучшения использования действующих мощностей, оцениваемой на уровне 30%.

Выходные данные расчетов по выделенным субъектам федерации представлены в таблице 4.

Как видно из полученных результатов, основанных на усредненных по отраслям оценках эластичности, значения физического прироста ВРП по всем отмеченным регионам не превысят 0,6-0,7% по отношению к его уровню в базисном 2000 году. При этом его наибольшие оценки прогнозируются по Санкт-Петербургу, Приморскому и Краснодарскому краям, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Самарской и Белгородской областям.

Наиболее существенным фактором, влияющим на перспективы импортозамещающего роста в российских регионах, может стать относительно большое увеличение импортной пошлины по большинству товаров пищевой промышленности. Немаловажное значение имеет также достаточно высокий удельный вес этой отрасли в экономике преобладающей части субъектов федерации.

С другой стороны, по продукции химической промышленности, машиностроения и металлообработки, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ожидается в среднем некоторое снижение импортных пошлин, что может сократить долю отечественной продукции этих отраслей на российском рынке.

По показателю ожидаемого количества новых рабочих мест, создаваемых в результате импортозамещающего роста в регионах, выделяются гг. Москва и Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. В этих субъектах федерации прогнозируемый прирост рабочих мест может составить от 5 до 10 тысяч, преимущественно в различных подотраслях пищевой промышленности.

Таблица 5.4

  Прирост ВРП, в % Число новых рабочих мест, чел.-мест
Республика Карелия 0,13  
Архангельская область 0,14  
Вологодская область 0,18  
Мурманская область 0,42  
Ленинградская область 0,47  
г. Санкт-Петербург 0,48  
Новгородская область 0,46  
Владимирская область 0,38  
Калужская область 0,41  
Московская область 0,43  
г. Москва 0,19  
Орловская область 0,30  
Тульская область 0,29  
Ярославская область 0,44  
Нижегородская область 0,31  
Белгородская область 0,52  
Воронежская область 0,38  
Республика Татарстан 0,16  
Волгоградская область 0,29  
Самарская область 0,46  
Саратовская область 0,27  
Краснодарский край 0,60  
Ростовская область 0,39  
Республика Башкортостан 0,15  
Пермская область 0,18  
Свердловская область 0,23  
Алтайский край 0,32  
Новосибирская область 0,31  
Омская область 0,40  
Иркутская область 0,15  
Приморский край 0,67  
Хабаровский край 0,13  
Калининградская область 0,40  

 

Полученные в результате исследования региональные оценки экономических последствий вступления в ВТО, ввиду ограниченности информационной базы, носят предварительный характер. Уточнение выходных параметров и расширение круга учитываемых характеристик регионального развития могут быть осуществлены на последующих этапах работы, в т.ч. с привлечением данных по регионам за базисный период о фактической доле отдельных товаров и товарных групп в структуре производства конкретных, профилирующих для соответствующих субъектов РФ отраслей промышленности.

В числе выходных параметров, после оценки изменений ценовых характеристик региональных потребительских рынков, могут быть по субъектам федерации просчитаны возможные потери населения от роста цен на импортируемую и аналогичную отечественную продукцию.

 

 

 

Россия, присоединяясь к ВТО, должна согласовать перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок, в том числе в форме коммерческого присутствия. Такие обязательства могут быть общими для всех услуг и конкретными, затрагивающими только определённые сектора.

В отличие от торговли товарами, любая количественная оценка последствий присоединения к ВТО для российской индустрии услуг вряд ли может считаться корректной. Тем более, что согласовывать обязательства России приходится по десяткам видам услуг совершенно разных по своему характеру, степени вовлечённости в систему международной конкуренции, особенностям национального контроля и регулирования.

Мировой рынок услуг развивается в условиях интенсивной конкуренции и сильного влияния неценовых факторов. Рыночные позиции многих услуг критически зависят от их научно-технического уровня и качества: фирменный знак производителя, его профессиональный опыт и деловая репутация обычно служат главными критериями при выборе услуг потребителями.

Отрасли услуг в России находятся на начальной стадии становления и испытывают явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Объём производимых услуг на душу населения в России (в сопоставимых ценах) не превышает 3 тыс. долл. в год, в то время как в США он равен 25, в Западной Европе и Японии – 15-16 тыс. долл. Без ускоренного развития этой сферы создать в России цивилизованный рынок и повысить эффективность экономики не удастся. Интеграция в мировое хозяйственное пространство (в том числе через присоединение к ВТО) расширит возможности для использования мирового опыта, приобщения к высокой рыночной деловой культуре, перехода на новейшие технологии и методики, международные стандарты и нормы обслуживания.

Не менее важно и то обстоятельство, что конкурентное давление со стороны иностранных провайдеров оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры. Это принесет непосредственные выгоды потребителям и будет, в свою очередь, стимулировать расширение спроса как основу для дальнейшего прогресса рассматриваемых отраслей, оздоровление бизнес-среды, способствовать устранению многочисленных искажений рыночных отношений, улучшению инвестиционного климата, общей модернизации экономики.

В более отдалённой перспективе можно ожидать и улучшения ситуации во внешней торговле рассматриваемыми услугами. Сейчас дефицит в торговле услугами составляет у России 7-8 млрд. долл. Используя предоставляемые ГАТС возможности доступа и деятельности на рынках других стран и ряд конкурентных преимуществ, российские поставщики услуг могут осваивать зарубежные рынки прежде всего в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы и ряде развивающихся стран.

Принятие наработанных ВТО нормативов в секторе услуг поможет ликвидировать множество пробелов в правовом обеспечении этого сегмента российского рынка, формированию правовой системы, сопоставимой с западным и международным законодательством.

Интеграция России в мировой рынок услуг, как и любое новое значимое событие, имеет в то же время негативные стороны и сопряжена с целым рядом неизбежных издержек. При сложившемся в рассматриваемой сфере довольно либеральном внешнеторговом режиме возможно проникновение на российский рынок фирм-однодневок и недобросовестных производителей, разнообразные злоупотребления с их стороны. Наибольшие опасения вызывает угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, их утверждение в самых выгодных секторах, использование наиболее квалифицированной части российской рабочей силы. И действительно, практически все российские рынки слабы по любому критерию, и опасения относительно потери контроля над ними вполне обоснованы. Но, оценивая степень опасности рыночной экспансии иностранных конкурентов, следует принимать во внимание целый ряд моментов, касающихся особенностей российского рынка, а также потенциала конкурентоспособности российских производителей.

Во-первых, следует оценить реальность захвата иностранными конкурентами большей части российских рынков. В сложившихся условиях захват конкурентами рынков услуг и до вступления в ВТО не представлял бы большого труда. Однако этого не произошло. Иностранных конкурентов отпугивают как чрезвычайно неблагоприятный общий инвестиционный климат в стране, так и невостребованность рассматриваемых услуг хозяйством из-за неразвитости рыночных отношений и конкуренции. Исключение составляют лишь аудиторско - консультационные и бухгалтерские услуги, где ведущая пятерка транснациональных компаний занимает 60% российского рынка, а также связь (свыше 40%).

Доля инофирм, работающих в России, в общих продажах на российском внутреннем рынке (%)1)

  1998 г. 1999 г. 2000 г.
Связь 24,3 43,2 43,8
Транспорт 2,5 4,2 7,1
Розничная торговля и общепит   4,4   4,0   4,2
Оптовая торговля   0,5   0,7   0,3
Наука и научное обслуживание   3,6   4,7   4,0
Услуги рынку (реклама, аудит, менеджмент)   17,2   22,8   49,0

1) экспертная оценка Л.С. Демидовой

С присоединением России к ГАТС сколько-нибудь существенное изменение этого положения маловероятно. Скорее надо бояться не слишком большого присутствия иностранного капитала в российской индустрии услуг, а того, что и после принятия страны в ВТО, приток иностранного капитала в этот сектор будет ограниченным.

Тем не менее, алармистские точки зрения среди российских провайдеров достаточно распространены. И с этим, наверное, надо считаться.

Наиболее конфликтная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной протекционистской защиты. Действительно, по своей капитализации все российские банки уступают одному «Ситибэнк», а все страховые компании – швейцарской «Цюрих». Однако этот аргумент можно с равным успехом использовать как для обоснования необходимости протекционистской защиты, так и мер по стимулированию притока иностранного капитала для развития этого сектора.

В этом отношении характерна ситуация в банковском секторе. В соответствии с соглашением о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, Россия предоставляет дочерним банкам ЕС (с долей нерезидентов в уставных капиталах до 100%) национальный режим, т.е. тот же, что и российским банкам Однако присутствие иностранного банковского капитала на российском рынке остаётся довольно ограниченным (по сравнению, например, с аналогичным показателем для стран Восточной и Центральной Европы) не из-за существующих барьеров, а в силу достаточно высоких рисков и непредсказуемости ситуации на рынке. В Москве, где традиционно осуществляется 85% финансовых операций, на долю банков с участием иностранного капитала приходится около 12% операций по вкладам населения, 10% операций по покупке ценных бумаг и 15% кредитования корпоративных клиентов.

В целом банки с иностранным капиталом представляют собой на сегодняшний день сравнительно замкнутое сообщество, члены которого охотнее контактируют друг с другом, нежели с российскими банковскими институтами. Из-за этого позитивное влияние иностранных банков на российскую банковскую систему крайне ограничено.

Крупные российские коммерческие банки видят в банках с иностранным капиталом скорее потенциальную, нежели реальную угрозу. Они рассуждают о гипотетической экспансии иностранного банковского капитала в Россию, требуя при этом более активной государственной поддержки частных отечественных банков, которые до сих пор демонстрировали свою полную несостоятельность в вопросах эффективного финансового посредничества в экономике.

В целом лояльны к иностранному банковскому капиталу мелкие банки. Угрозу своим интересам они видят в усилении позиций банков, пользующихся государственной поддержкой: как федеральной, так и региональной.

Разрабатывая перспективы политики в отношении иностранного банковского капитала, необходимо принимать во внимание то, что со временем ситуация на российском рынке финансовых услуг стабилизируется. Если к тому же в стране улучшится инвестиционный климат, присутствие иностранного банковского капитала будет расширяться, а его активность на российском рынке повышаться. Для российских банков это будет означать усиление конкуренции. А для промышленности и сельского хозяйства — улучшение доступа к кредитным ресурсам. Однако такая ситуация, по-видимому, наступит ещё не скоро.

В обозримой перспективе успешно противодействовать конкуренции со стороны иностранных банков могут банки с государственным участием - Сбербанк и Внешторгбанк.

Страхование. В России критически высокая степень рисков по сравнению с большинством стран мира. Однако национальная система страхования не выполняет своих основных функций по защите потенциальных рисков. Во многом деятельность отечественных страховых компаний связана с реализацией «зарплатных схем» для ухода предприятий от налогов. Система страхования в отличие от других стран не осуществляет функций по инвестированию долгосрочных ресурсов в экономику. Через систему перестрахования российские страховщики держат основные денежные средства за рубежом. Серьёзных иностранных инвестиций в страховой бизнес не поступает, несмотря на снятие 49% лимита для иностранных провайдеров в капитале российских компаний. Доля иностранцев на российском страховом рынке - порядка 7%.

Российские потребители страховых услуг (особенно по страхованию рисков в хозяйственной деятельности) объективно заинтересованы в расширении иностранного присутствия в этом секторе. Присоединение к ВТО может активизировать этот процесс. Его масштабы будут зависеть не столько от условий такого присоединения, а прежде всего от того, насколько улучшится общий климат в экономике. При любых вариантах уничтожение национального страхового рынка не произойдёт. Ведущие отечественные компании имеют свою нишу рынка (особенно в регионах), основанную на «неформальных» отношениях с губернаторами и директорами заводов. За национальными компаниями останутся также обязательные виды страхования.

В целом по финансовым услугам позиция на переговорах с будущими партнёрами по ВТО по доступу иностранных компаний на российский рынок под давлением банковского и страхового лобби выглядит чересчур протекционистской. Вряд ли это оправдано. Если и надо кого-то защищать в российской экономике при присоединении к ВТО, то это в первую очередь сельское хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность, часть машиностроения.

В маловероятном случае стремительного наступления иностранного капитала после присоединения к ГАТС вряд ли можно ожидать пассивного рыночного поведения российского бизнеса. Он уже накопил определённый потенциал конкурентоспособности, способен его мобилизовать и противостоять угрозе потери рынков. Многие российские производители быстро освоили западный опыт, совершенствуют профессионализм и предлагают рынку достаточно широкий набор услуг должного качества.

В качестве примера можно привести аудиторско-консалтинговые услуги. За 10 лет отрасль была практически создана с «чистого листа». Благодаря комбинации сравнительно низких цен, растущего качества услуг, профессионализма и предприимчивости российские производители сумели, несмотря на наплыв мощных иностранных конкурентов закрепиться на рынках. После кризиса 1998 г. российские компании развиваются даже более высокими темпами и серьёзно теснят иностранных конкурентов. Доля российских производителей на рынке рассматриваемых услуг выросла с 20% в 1999 г. до 28% в 2000 г. и до 40% в 2001 г. В этом году аудит Центрального Банка впервые выполняет российская фирма «ЮНИКОН».

По оценкам российских профессионалов, они имеют на рынке аудита и консалтинговых услуг ряд существенных конкурентных преимуществ перед иностранцами: по цене, качеству, исчерпывающему знанию российской действительности. Компании разрабатывают собственные аудиторские методики.

Конкурентные позиции российских производителей в последнее время укрепляются за счёт укрупнения, слияний и поглощений фирм.

Сходная ситуация складывается в секторе компьютерных услуг. Отрасль разработки программного обеспечения также сформировалась под воздействием и при участии ТНК. Отечественные фирмы в целом рентабельны и развиваются высокими темпами. Значительная часть отечественной продукции конкурентоспособна на внутреннем рынке (программы по автоматизации и управлению корпоративных систем, бухгалтерские и по налогообложению, образовательные программы, поисковые системы и т.п.) Ряд продуктов успешно конкурирует на мировом рынке (электронные игры, антивирусные программы).

Предприниматели в своем большинстве не бояться иностранной конкуренции, полагая, что конкурировать с западниками «мозгов» у них достаточно. Что касается поддержки со стороны правительства, то она нужна, но должна ограничиваться следующими мерами: содействие выходу на мировые рынки (не оправданы жёсткие барьеры по лицензированию ФАПСИ и ФАПРИД); создание благоприятного климата для мелкого и среднего бизнеса, содействие образовательной подготовке специалистов и т.п.

По некоторым другим секторам услуг ситуация складывается следующим образом.

Торговля. Российский капитал почти монополен (99,7%) в оптовом звене, однако в рознице его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро», ИКЕА» и т.п.). Эти процессы будут продолжаться, по крайней мере, в крупных городах, в т. ч. под влиянием ВТО. В 2002 г. доля иностранных провайдеров в общих инвестициях в отрасль ожидается на уровне 50-60%. Иностранные инвестиции до последнего времени оседают преимущественно в Москве и Петербурге и к тому же работают в сегментах, обслуживающих состоятельную часть населения.

Значение иностранного капитала для развития российской торговли представляется очевидным, поскольку несмотря на прогресс за годы реформ, она продолжает серьёзно уступать западным странам и по количественным параметрам, и по качеству обслуживания. С приходом иностранных компаний модернизация отрасли значительно ускоряется, под воздействием конкуренции распространяются эффективные и новые для страны модели и формы дистрибуции, усиливается её влияние на производство. Значительно снижаются и издержки обращения. Так, оптово-розничная германская сеть «Метро», открывающая в крупных городах свои предприятия, устанавливает торговую наценку на уровне 2-5% против 8% в российском опте в среднем и 12-15% для мелких и средних магазинов.

Российский капитал упрочивает свои конкурентные позиции, устремляясь на периферию и в более «дешёвые» сектора торговли. В этой отрасли, прежде всего в крупных городах, где конкуренция иностранного капитала особенно сильна, наблюдается активный процесс укрупнения фирм, рост слияний и поглощений и других форм совместной деятельности. Мнения торговцев относительно вступления страны в ВТО разделяются. Одни опасаются экспансии иностранного капитала и требуют от правительства защиты, другие считают, что рынок торговых услуг огромен и на нем места хватит всем. Выигрыш для потребителей от такой экспансии сомнений не вызывает.

Туризм. Зарубежный туризм – высокоприбыльная сфера ми служит во многих странах крупным источником дохода. В 1999 г., например, выручка от приёма зарубежных туристов составила в США около 90 млрд. долл., Испании – 32, Франции – 31, Италии – 27, Англии – 23 млрд. долл. Россия от зарубежного туризма получила только 3,7 млрд. долл., что составило всего 0,9% мирового экспорта туристских услуг. Между тем потенциал страны в развитии этого вида услуг огромен, учитывая множество природных достопримечательностей, исторических и культурных памятников и других туристских объектов. В то же время для использования этого потенциала страна не располагает необходимыми ресурсами и потому максимально заинтересована в притоке иностранного капитала для развития этой высоко капиталоемкой сферы. Сотрудничество с иностранцами с этой сфере уже принесло плоды: бум строительства гостиниц в Москве в начале 90-х годов финансировался в основном за счёт капитала гостиничных ТНК. Такое сотрудничество очевидно продолжится независимо от ВТО, распространяясь на другие города и на строительство гостиниц среднего класса, но с высоким стандартом обслуживания, которых в стране практически нет и которые служили бы материальной базой для массового притока зарубежных туристов.

Связь. Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях – в связи и в информатике. Их развитие поддерживается притоком иностранного капитала, который контролирует 44% объёма услуг связи, и присоединение России к ВТО лишь будет стимулировать такой приток. Можно ожидать от ВТО более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в т.ч. в целях связи.

В науке и научном обслуживании при доле иностранного капитала всего в 4% главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж присоединение к ВТО мало что изменит

Особое значение для России имеют транспортные услуги. Однако и здесь вряд ли стоит идти на излишне протекционистские меры. Морской транспорт и авиаперевозки и без вступления в ВТО функционируют в условиях жёсткой международной конкуренции. Что касается водного и автомобильного транспорта, то меры, направленные против зарубежных перевозчиков по территории РФ, будут невыгодны для российской стороны. Потеря транзитных перевозок будет означать упущенную выгоду, удорожание транспортных расходов для российских отправителей и получателей грузов, т.е. негативно скажется на российской экономике. Что касается железных дорог, то они не обеспечивают должного качества перевозок, сохранности грузов, сжатых сроков доставки. При вхождении в ВТО и введении свободного режима для транзитных грузов российские железные дороги упустят новые возможности выгодных транзитных операций, если положение кардинальным образом не изменится.

Сильная сторона российских производителей услуг - детальное знание общих хозяйственных условий и конкретных проблем бизнеса в России. Западные специалисты, привязанные к стандартным подходам и схемам, сталкиваясь с нетипичными российскими условиями и ситуациями, часто проигрывают российским производителям в способности принимать адекватные решения.

Рыночная устойчивость российских поставщиков услуг основывается пока на ценовых преимуществах. Дешевый труд высокой квалификации определяет более низкие (иногда до пяти и более раз) цены на аналогичные услуги, чем у зарубежных конкурентов. Присутствие на рынке иностранных конкурентов будет способствовать повышению оплаты труда российских специалистов (причём не только в сфере услуг).

Зарубежные провайдеры специализируются преимущественно на обслуживании иностранных компаний и в меньшей степени крупного российского бизнеса. За пределами этого сегмента остается обширное и малоосвоенное рыночное пространство. «Белые пятна» на рынках услуг особенно велики в регионах, за пределами Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких крупных городов. Если наметившаяся тенденция к нормализации хозяйственной среды сохранится, а конкурентное давление будет усиливаться, то перед российскими поставщиками будут открываться благоприятные перспективы утвердиться в новых рыночных нишах.

В целом угроза захвата зарубежными конкурентами российского рынка услуг явно преувеличена и выгоды для страны от интеграции в ВТО будут превосходить возможные минусы. Протекционизм нанес бы больший ущерб национальным интересам, так как затормозил бы развитие отраслей, насущно необходимых для развития страны и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Выход из этой ситуации - нахождение разумного баланса интересов страны и производителей.

При вступлении в ВТО целесообразно, на наш взгляд, сохраняя в общем сложившийся либеральный внешнеторговый режим в рассматриваемом секторе, скорректировать его в деталях. Учитывая мировой опыт и опираясь на правила, сформулированные ГАТС, возможно установить ряд стандартных для ВТО ограничений в доступе иностранных поставщиков услуг на отдельные российские рынки и в предоставлении им национального режима. При этом, во-первых, барьеры для доступа не должны быть высокими и не должны включать количественные ограничения, обойти которые, как показывает опыт России и других стран, при современных технологиях и известном умении не представляет трудности. Возможно введение тех или иных ограничений для иностранных поставщиков по соображениям национальной безопасности.

Естественно, необходимо использовать и допускаемую правилами ГАТС возможность поэтапного снятия ограничений по доступу и национальному режиму. Это позволит сохранить в ряде услуг в той или иной степени защитные меры, и производители смогут воспользоваться этой отсрочкой для наращивания сил в дальнейшей борьбе за рынки.

Оптимальное сочетание конкуренции и регулирования требует полноценного законодательства и соответствующей нормативной базы. Здесь проблемы особенно остры - до последнего времени не приняты основополагающие законы об аудиторской деятельности (она регламентируется устаревшим Указом Президента от 1993 г.), о частной медицине и т.д. В свете вступления страны в ВТО крайне необходима отработка важнейшего регулятора в рассматриваемых отраслях - системы регистрации, лицензирования, сертификации, аккредитации и т.п. Эти процедуры должны быть транспарентными, проводиться по объективным критериям, что поставило бы заслон проникновению на рынок недобросовестных иностранных компаний.

В интересах ускорения развития рассматриваемых отраслей крайне важно переломить утвердившееся со времен плановой экономики отношение к услугам, как к второстепенному виду деятельности. Необходимо ликвидировать пробелы в информационном обеспечении индустрии услуг. Без подробной и достоверной статистики эффективно регулировать эту сферу вряд ли возможно.

В центре внимания правительства и самих российских производителей должны быть такие решающие с точки зрения конкурентоспособности на рынках услуг и крайне уязвимые для них факторы неценовой конкуренции, как качество и технологический уровень услуг, комплексное обслуживание клиентуры и т.д.

Наступлению мощного и интегрированного зарубежного бизнеса будет легче противостоять на основе консолидации отечественного капитала путём слияний и поглощений действующих российских компаний. Конкурентоспособность можно повышать и объединяя ресурсы и усилия самостоятельных производителей на временной основе для реализации тех или иных сложных и крупных проектов. На современном этапе ключевым условием конкурентоспособности российского бизнеса является расширение взаимодействия с зарубежными поставщиками услуг.

В целом выгоды для страны в сфере услуг от присоединения к ВТО превосходят, по нашему мнению, возможные потери. Вместе с тем, очевидно, что для снижения последних необходимо применение защитных мер и механизмов при активизации внутренних источников и стимулов повышения конкурентоспособности российских производителей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.