![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие с семьей
Шщ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребенка и группы в целом. Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате детского сада определенных специалистов. Медицинские работники ДОУ проводят мониторинг здоровья. Педагоги получают от медиков следующую информацию по каждому ребенку: • физкультурную группу; • различные ограничения (по физической нагрузке, посещению некоторых занятий (например, в бассейне), закаливанию, питанию). Информация по ограничениям может поступать, уточняться в течение года. Это связано с тем, что данная информация более мобильна и изменяема, так как связана с перенесенными заболеваниями и текущим состоянием здоровья ребенка (см. таблицу в приложении). Учитывая то, что по медицинской этике часть информации (диагнозы) остается закрытой для педагогов, последним необходимо проводить индивидуальный опрос родителей в рамках взаимодействия с семьями воспитанников. Это могут быть индивидуальные беседы, опросники, анкеты. Важно помнить, что степень откровенности ответов на поставленные вопросы определяют только сами родители. Следует особо подчеркнуть, что данные медицинских осмотров, проводимых в рамках диспансеризации или других обследований, непременно доводятся в индивидуальной форме до родителей ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений от нормы администрация ДОУ имеет право направлять ребенка на дополнительное консультирование к специалистам. Воспитатели по физической культуре (воспитатели) дважды в год (в сентябре и мае) на учетно-контрольных
• определить технику овладения детьми основными двигательными умениями; • определить индивидуальную нагрузку; • наметить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия; • выявить и своевременно устранить недостатки в работе по физическому воспитанию. Участие в обследовании принимают старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатели ДОУ. Педагоги. Воспитатели осуществляют мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений два раза в год (как минимум): в начале и конце учебного года. Длительность проведения — две недели. Педагогические наблюдения проводятся по следующим направлениям развития ребенка: познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному. В каждом возрасте существуют свои нюансы проведения мониторинга, которые описаны в частных методиках программы. Психолог. Мониторинг общего психического развития детей требует участия в обследованиях специально подготовленных специалистов, владеющих методиками проведения и интерпретации результатов психологических методик. Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признаются моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение (А. Анастази, 1982, Й. Шванцара, 1978 и др.) (см. приложение). Логопед детского сада проводит диагностические методики в рамках коррекционных программ, используемых специалистом. Старший воспитатель анализирует и обобщает данные мониторинга. На основании полученных данных проводится коллективное обсуждение каждой группы с педагогами и специалистами, работающими с детьми конкретной группы, согласовываются действия воспитателей и специалистов, осуществляется (при необходимости) корректировка воспитательно-образовательной работы с детьми. Данные итогового мониторинга являются результатом освоения программы. • ■. ■■.'.'■ ■ ' ■..., ' ■(. а. ..<.*:':■ м., '. '. 'и;.:.ч'.;-.,:•.,::■; очг-'Л.; Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста. Расширяется спектр доступных педагогам форм взаимодействия с семьей — разнообразные консультации, семейные клубы (кружки), совместный досуг, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные мероприятия, праздники, традиции и пр. Они объединяют учреждение и семью в единое воспитательно-образовательное пространство развития ребенка-дошкольника. По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.), в отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком. Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку: • чувство психологической защищенности; • доверие к миру; • эмоциональное благополучие; • формирование базиса личностной культуры; • развитие его индивидуальности1. Этот результат может быть достигнут только при условии взаимодействия детского сада и семьи. Гармоничное взаимодействие не подразумевает равнодо-левого участия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе. Если в вопросах обучения, образования приоритетная роль принадлежит детскому саду, располагающему профессиональными кадрами, а в вопросах развития в среднем ситуация пятьдесят на пятьдесят, то в вопросах воспитания ведущая роль принадлежит семье. Однако процесс взаимодействия практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным будет этот процесс, настолько эффективным будет и результат. Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости. По целевым установкам можно выделить три основных направления: 1 См.: Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, М. Л. Кларина и др. — М., 1993. • • мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники и досуги, совместные мероприятия, экскурсии, традиции («Встречи с интересными людьми» и т. п.); • мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике («Снеговики» и т. п.), дидактические альбомы («Моя семья», «Домашние любимцы» и т. п.), домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п. Результат взаимодействия оценивается не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по охвату родителей, их активности и заинтересованности, по переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали ходить на выставки, в бассейн и т. п., собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции и т. д.); по направленности данных мероприятий и усилий на развитие и воспитание ребенка.
(составитель Г. В. Глушкова) Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности у детей физических качеств (сила, ско-ростно-силовые качества, быстрота, гибкость), координационных способностей (равновесие) и степенью сформированности двигательных навыков. После обследования ннализируются показатели каждого ребенка и полученные данные сопоставляются с общепринятыми нормами. В физкультурном зале проводятся обследования таких физических способностей, как скоростно-силовые качества: бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4—7 лет); прыжок в длину с места (4—7 лет); гибкость — отодвигание кубика как можно дальше от пяток, сидя на полу (5—7 лет); удержание равновесия (5—7 лет). На физкультурной площадке обследуются такие качества, как: быстрота — бег на 10 или 30 м (4—7 лет); скоростно-силовые качества — метание мешочка с песком весом 150—200 г правой и левой рукой (4—7 лет). Внимание! Оценка показателей физической подготовленности проводится в соответствии с возрастом ребенка. Определение возраста осуществляется по методике, принятой в медицинской практике. К пятилетним детям относят детей от 4 лет 6 месяцев до 5 лет 5 месяцев 29 дней, к шестилетним — от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев 29 дней и т. д. Поэтому среди детей одной возрастной группы будут встречаться дети двух, а то и трех различных возрастов и оценивать их физическую подготовленность нужно по разным оценочным таблицам. При оценке данных мы рекомендуем воспользоваться методическим пособием «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (под ред. академика Г. Н. Сердюковской. — М., 1993). МЕТОДИКИ Бег на 10 м с ходу или на 30 м со старта Тесты проводятся на беговой дорожке длиной 50 м, шириной 2—3 м, с асфальтовым покрытием двумя взрослыми (воспитателем по физкультуре и воспитателем группы). Для первого теста размечается дистанция 30 м. На линии 10 м отрезка (т. е. старта) и линии финиша делаются две отметки. Ребенок разгоняется от метки «старт» (0 м) до метки 10 м так, чтобы он набрал к ней максимальную скорость. Воспитатель стоит на метке 10 м. В тот момент, ко-
Второе тестирование также проводится двумя взрослыми: один с флажком находится на линии старта, второй с секундомером — на линии финиша. По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и принимают стартовую позу стоя, так называемый высокий старт. По команде «Марш!» и отмашке флажком начинают бег. Одновременно взрослый, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время пересечения финишной линии секундомер выключается. Время фиксируется взрослым, стоящим на линии финиша.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |