Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрации в тексте 27 страница




В психологическом анализе, когда разрешение жизненного конфликта ищут в собственной психике индивида, мы обязаны придерживаться тех же требований, и не согласно какому-либо произвольному стандарту аналитика, а из-за характера естественного раскрытия глубинных слоев бессознательного, конструктивное изучение которых невозможно без разрешения, в основном, проблем личной жизни и личностного бессознательного на предшествующих стадиях работы. Эта фаза соответствует процессу, названному алхимиками «простой магистерии» или «малая работа». Он заканчивается получением «белого камня» или «белой королевы». Это означает, что «черная субстанция» или «черная земля» очищена или промыта и стала белой — что соответствует присовокуплению к сознанию личного бессознательного и тени. Ибо только придя к согласию с эготизмом и стремлением к власти, алчностью и вожделением, леностью и внутренними регрессивными тенденциями, индивид будет готов взяться за самое трудоемкое и серьезное предприятие «великий магистерии», за великую работу алхимиков; у современного человека эта стадия дает о себе знать в сновидениях и других продуктах деятельности бессознательного в виде символа целостности. В какой бы форме он ни появился, этот символ представляет целью работы не формирование более достойной или совершенной личности, а развитие целостного индивида61.

Если человек сможет достичь целостности, то он, предположительно, станет тем, кем ему предназначалось быть. В этом смысле он будет «идеальным» и совершенным, но не в силу своего соответствия предвзятому мнению или общепринятому образцу, а потому, что полностью реализует все потенциальные возможности собственного развития. Такой человек будет поистине целостным индивидом. Каждый шаг, пройденный им к целостности,


М.Э. Хардинг

будет убеждать в том, что он именно такой, каким и должен быть, не только его самого, но и окружающих. Ибо ему присущи манера поведения и достоинство интегрированной личности. Такой способ поведения можно постоянно наблюдать у животных, которые одним своим видом убеждают нас в том, что всецело являются самими собой. Иногда эта черта проявляется у людей, унаследовавших ее, так сказать, естественным образом. Она присуща поистине выдающимся представителям человечества, а иногда и совершенно простым людям — рыбаку или крестьянке, например, — которые не претендуют ни на исключительную добродетель, ни на особую значимость, но тем не менее настолько являются самими собой, что одно лишь чувство собственного достоинства в занимаемом ими положении говорит о психологической зрелости и впечатляет больше, чем какие-либо свершения.

Для того чтобы индивид стал целостным, безличная часть его психики должна быть объединена под символом самости. Это требует трансформации демонической энергии, связанной с архетипами и инстинктивными влечениями бессознательного. Ибо если эта энергия не будет трансформирована, ее активация либо полностью подавит индивида так, что в сокрушительном потоке из бессознательного исчезнут все его цивилизованнью черты, либо же он идентифицируется с архетипом и отдаст свою личность во власть нечеловеческому и коллективному. Самость может сформироваться лишь в результате трансформации безличного духа или энергии, выделенных из prima materia, черной субстанции, признание существования которой в себе так болезненно и тревожно для добропорядочного человека. Алхимики справедливо называли эту часть работы magnum opus, ибо это поистине великий труд.

Данное переживание, естественно, изменяет характер индивида, так же, как и простой магистерий, работа над сознательным характером и личным бессознательным. Изменение, происходящее в индивиде в результате «большой работы», описать словами сложнее, чем перемену, наблюдающуюся в нем по завершении «малой работы». Это объясняется тем, что первое представляет собой трансформацию самой природы мотивирующих индивида инстинктивных импульсов, тогда как малая работа затрагивает лишь реакции, которые он сознательно приемлет, и позиции, которые он занимает намеренно.

Если либидо находится на стадии развития, которую символизирует свернувшаяся кольцом спящая змея, то импульсы, спонтан-


ШШШШШЯШШШШШШШЙШШШ

Трансформация психической энергии 455

но возникающие в индивиде в ответ на брошенный вызов одной из его основных ценностей или какому-либо из его фундаментальных интересов, будут характеризоваться эгоистичностью и эгоцен-тричностью, одним только бесчувственным желанием и полным пренебрежением к другим людям и их нуждам. Благовоспитанный и приличный человек, в такой мере управляемый инстинктом, должен постоянно находиться настороже, чтобы не оказаться захваченным врасплох и не совершить какой-нибудь антиобщественный или жестокий поступок, идущий вразрез с его сознательной позицией и характером, о чем он будет горько сожалеть и тщетно раскаиваться в содеянном. Ибо нет никакой гарантии, что в следующий раз он снова не совершит подобный faux pas* или грех. Он вынужден непрестанно уравновешивать собственные инстинктивные импульсы сознательно выбранным способом и тщательно планировать свою манеру поведения, результатом чего, естественно, является сдержанная, скованная и нередко притворная позиция. Такой человек абсолютно не создает впечатления целостного. Он внутренне разобщен, и именно таким его видят окружающие, ибо он не может позволить себе действовать согласно собственному импульсу, и то, что он фактически говорит или делает, отражает лишь одну его сторону.

И тем не менее это единственный путь, по которому обычно подходят к проблеме не трансформированного либидо те, кто руководствуется существующими позициями Западной цивилизации и христианскими идеалами. Я, конечно же, имею в виду лишь общественную этику и мораль, действенность которых основывается на дисциплинированности сознательного индивида. Христианство Павла и Евангелие в своем более глубоком аспекте опирается на трансформацию либидо в результате внутреннего нуминозного переживания, которое по своему характеру и влиянию совершенно отличается от сознательного воспитания.

Но когда эти культурные сдерживающие и не вполне адекватные по причине своей ненадежной основы рамки отбрасываются или устаревают и перестают препятствовать инстинктивным импульсам, все необузданные желания и страсти, ранее дремавшие в бессознательном, выплескиваются прямо на арену жизни. Когда это случается с индивидом, он забывается и впадает в исступление. Данное явление может быть временным, вызывающим

"Ложный шаг (фр.). — Прим. перев.


М.Э. Хардинг

приступ гнева или какой-нибудь иной неуправляемой эмоции; но результатом большей его продолжительности может явиться склонность к преступности или безумие. Когда оно затрагивает большое число людей, группа добропорядочных граждан превращается в неудержимую и ни на что не обращающую внимания толпу. Когда такие инстинктивные силы овладевают целой нацией, многие с готовностью покоряются несущему их урагану. Но в объятиях стихии оказываются и те, кто в сознании противится происходящему. Однако несогласие последних очень часто выступает всего лишь протестом беспомощного личного эго, ибо в их бессознательном также неистовствует ураган, и поэтому они совершенно неспособны сдержать безумие своих собратьев или противиться безрассудному движению масс, которое может завершиться лишь всеобщей катастрофой.

Сегодня мир, несомненно, остро нуждается в трансформации этих динамических инстинктивных сил. Восстановить спокойствие недостаточно. Если внутренний бессознательный дух человека не будет наставлен на путь истинный, вполне может случиться так, что человечество полностью уничтожит себя. Мой опыт врача-психиатра охватывает лишь процесс трансформации в индивидах, который я попыталась здесь описать. Этот процесс — обособленное индивидуальное предприятие, наподобие великого труда алхимика или нуминозного переживания истинно верующего человека. Оно требует немало времени и усилий и оказывается еще более сложным в виду полного отсутствия понимания его значения и ценности со стороны совокупной социальной группы.

Вероятно, наиболее важное требование для участия в «Великом Делании» состоит в позиции полной отдачи и в серьезности намерений в поисках понимания полного значения жизни, в исключительном стремлении высвободить из мрака бессознательного высшую ценность, называемую Самостью, — как драгоценное золото философов, сокрытое в черноте нигредо, которая в «Aurora consurgens» сравнивается с «ужасной тьмой нашего ума»62 — чтобы она взяла в свои руки бразды правления всей жизнью. Наши праотцы назвали бы это поиском Бога; психологи употребляют более скромный термин, ибо им ничего не известно о том, что собой представляет Бог на самом деле. Но в то же самое время установку, необходимую для выполнения этой работы, можно описать только как позицию религиозного рвения.


Трансформация психической энергии 457

Когда человек соберет в своем сосуде, т.е. в собственной психике, бесчувственные коварные силы бессознательного, разогреет их волевой интроверсией или, как говорят буддисты, посредством тапас или медитации, и они трансформируются в ходе точно направленных процессов великой работы, изменится сама сущность его инстинктивных реакций. Он перестанет говорить и действовать эгоистично, не будет жаждать возмездия за личные страдания, не будет урывать все ценное для себя и безжалостно сметать со своего пути всех, чьи интересы противоречат его собственным. Интересы и точка зрения других людей будут им осознаваться так же, как и его собственные, и казаться в равной мере значимыми, поэтому ему не придется делать сознательных усилий, чтобы быть тактичным или внимательным; в действительности он может даже не осознавать, что ведет себя подобным образом. Ему необходимо только следовать своим импульсам, и его действия будут адекватно соответствовать вовлеченной в ситуацию ценности, его собственной или другого человека.

Когда такое изменение, даже незначительное, происходит в индивиде, который, возможно, годами сознательно старался жить согласно общепринятым стандартам, которым ему довольно часто не удавалось соответствовать, он испытывает огромное облегчение и ощущение свободы; жизнь лишается многих своих сложностей, ибо теперь, для того чтобы все шло хорошо, ему необходимо лишь действовать естественно. Перестает существовать потребность постоянно следить за недопущением эгоистичного или бездумного пренебрежения другими. Индивид, в котором произошла такая трансформация, становится поистине культурной личностью: тело и дух уже больше не противостоят в нем.

Подобная перемена у большинства искателей целостности происходит лишь маленькими порциями, тем не менее время от времени процессу трансформации становится доступной новая часть либидо. В виду нынешнего состояния всего мира работа над внутренними безличными силами индивида приобретает новое значение. Усилие, которое отдельный человек может предпринять для решения мировых проблем, поистине очень мало; однако, когда в одном человеке происходит действительное изменение сущности функционирующих в нем инстинктивных сил, то это является подлинным вкладом в развитие цивилизации и мира.

Планы остановить силы зла, которые вырвались на мировой простор, попытки компенсировать злодеяния добрыми делами


М.Э. Хардинг

или сочувствием к пострадавшим, усилия сохранить мир или найти идеальные решения всех запутанных материальных проблем могут изменить характер ситуации лишь незначительно. Реальная проблема, а именно: что можно сделать для цивилизации перед лицом нечеловеческих сил, восстающих из бессознательного тысяч или, скорее, миллионов отдельных личностей — остается незатронутой. Однако если хотя бы один человек возьмется за эту проблему и разрешит ее в себе, он послужит живой демонстрацией решения. Такой индивид несет в себе зачаток возрождения духовных ценностей человечества.

1. Это элементы, которые Юнг позднее назвал психоидными, т.е. явлениями, протекающими на границе сознания и представляющими области, где психические процессы соприкасаются со своим физическим субстратом. См. Юнг К.Г. О природе психе, М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002.

2. В годы войны, 1939—1945, у меня не было никакой возможности следить за работой доктора Юнга, хотя личный контакт с ним я поддерживав. Однако часть из это материала он обсуждал со мной еще до 1939 года, а мой друг перевел для меня некоторые из его статей на немецком языке, затрагивающих эту тему. В то время, когда была написана эта глава, единственной статьей Юнга на эту тему, опубликованной на английском языке, была «The Idea of Redemption in Alchemy», в The Inegration of the Personality, (1939). С того времени большинство его основных работ по этому вопросу было издано в Собрании Сочинений: Psychology and Alchemy, vol.12, (1953); «Psychology of the Transference» vol. 16, (1954); Aion, vol. 9, i, (1959); Mysterium Coniunctionis, vol. 14, (1963).

3. M.Berthelot, Collection des anciens alchemistes Grecs, Vol.2, Traductions, p. 21 (перевод мой).

4. Tanac, обозначающее в индусской йоге генерацию тепла посредством творческой медитации для осуществления психологической трансформации, в буквальном переводе означает «высиживать как курица».

5. Splendor solis, p. 19.

6. Из Geber, «Summa perfectionis», ed. Holmyard, p. 43.

7. Splendor solis, p. 17.

8. J. Read, Prelude to Chemistry, pp. 82 f. См. вкладную иллюстрацию XVI-II, на которой дракон оберегает центральное сокровище.

9. Цитируемые здесь отрывки взяты из этой книги. В А.Е. Waite, The Hermetic Museum, vol. II, art. 1, pp. 12—24.


Трансформация психической энергии 459

10. Trismosin's Alchemical Wanderings and Adventures in Search of the Philosopher's Stone, in Splendor so/is, p. 88. Юнг цитирует Дорна: «Что еще вы ищете, страждущие смертные? Зачем, несчастные, вы утруждаете себя бесконечными заботами? Что за безумие, скажите, ослепляет вас? Ведь все, что вы ищете вне себя, а не в себе, есть в вас самих, а не вне вас». (Jung, Mysterium Coniunctionis [Swiss edn.], II, 21, § 25, f.n. 69.)

11. Приложение к Manget's Bibliotheca chemica curiosa, 1702. См. Read, op. cit., pp. 155 f.

12. См. вкладную иллюстрацию XX и с. 442—443.

13. Read. op. cit, pp. 149 f.

14. Ibid., p. 150.

15. См. Юнг К.Г. Психология переноса, где подробно обсуждается тема coniunctio в связи с рядом рисунков в «Rosarium philosophorum». К сожалению у меня не было возможности ознакомиться с этой книгой, когда я готовила оригинальный вариант настоящей главы.

16. Это, несомненно, инцестуальное взаимоотношение, которое в действительности совершенно незаконно, хотя и считалось нормальным для богов, а в древние времена и для царственных особ (как, например, для фараонов). Юнг объясняет его значение в алхимических фантазиях следующим образом: «Кровосмешение выражает единение элементов, родственных друг другу или обладающих одной и той же природой; т.е. противной стороной Солнца является его собственный женский хтонический аспект, о котором он забыл». {Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. §506, с. 369.)

17. См. Wilhelm and Jung, The Secret of the Golden Flower.

18. A.E. Waite, (tr.), Turba philosophorum, p.140.

19. Ibid., p. 109.

20. Юнг КГ. Mysterium Coniunctionis. §203, с 170.

21. Там же, § 306-307, С. 222-223.

22. Splendor solis.,

23. Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. §50, с. 69. См. также, Jung, «On the Nature of the Psyche» (C.W., 8), pp. 190 ff. [Рус. пер. Юнг К.Г. О природе психе. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. —414 С]

24. Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. §46, с. 67. 25.Там же, §48.

26. Юнг К.Г. Психология и алхимия, с. 349 слл.; Aion.

27. Там же, с 305.

28. В отношении других, легко доступных примеров, см.: Tripus aureus, 1677 (cf. Jung, «The Integration of the Personality», p.225, pl.VI); Трисмо-зин, «Splendor solis», 1582, вкл. ил.XV (воспроизводится на вкладной иллюстрации XIX настоящей книги); Манже, «Bibliotheca chemica curiosa», 1702; Стольций, «Viridarium chymicum», 1624 (cf. Read, «Prelude to Chemistry», pp. 263,318); «Rosarium philosophorum» в Юнг К.Г. Психология переноса. См. также вкладные иллюстрации XVII и XVIII.


М.Э. Хардинг

29. Waite, «Turba philosophorum», pp. 63 f.

30. Ibid., p. 58.

31 См. выше с. 408

32. Waite, «Turba philosophorum», p. 109.

33. Cm. Waite, «The Hermetic Museum», II, pp. 247, 249.

34. Read, «Prelude to Chemistry», p. 139.

35. Очень древний текст. Точное время написания неизвестно. Возможно, относится к десятому столетию или более раннему периоду. Известен в латинском (вероятно, переведенном с греческого) и искаженном арабском вариантах под названием «Вторая Книга Основания». См. Read, op. cit., pp. 51 ff.

36. Стольций, «Viridarium chymicum». См. Read, «Prelude to Chemistry», p.115.

37. В отношении инцестуального союза Бейи и Габриция См. Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis; см. также § 64, где Юнг цитирует из второго варианта «Видения Арислея»: «Бейя обняла Габриция с такой любовью, что полностью впитала его в свою природу и растворила его на неделимые части». — С. 68.

38. «The Integration of the Personality», p. 242; Юнг К.Г. Психология и алхимия, §436.

39. Read, op. cit., p. 107.

40. Юнг К.Г. Психология и алхимия, рис. 169.

41. Дельфин, Книга Ламбспирнка, в Waite, «The Hermetic Museum», vol. I, art. X, pp. 301, 303.

42. Read, op. cit, p. 139.

43. Ibid, p. 258 и вкл.ил. 2.

44. «Rosarium philosophorum»; См. Юнг К.Г. Психология переноса.

45. См. Read, op. cit, p. 61.

46. Eirenaeus Orandus, Nicholas Flammel (1624). См. Read, op. cit, p. 101.

47. В отношении детального описания этой и других вкладных иллюстраций из «Mutus liber», воспроизведенных в «Bibliotheca chemica cu-riosa», см. Read, op. cit.

48. Michael Maier, «Atalanta fugiens» (1618). Cf. Read, op. cit, pl.14.

49. См. Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis, гл. VI, где он подробно описывает три стадии coniunctio и интерпретирует тексты с психологической точки зрения.

50.Waite, «The Hermetic Museum», I, 271,280.

51. См. Юнг К.Г. Психология переноса. Фонтан Меркурия — С. 147 слл. и Юнг К.Г., Aion, гл. XIV.

52. Юнг К.Г. Психология и алхимия, §560, 562.

53. Waite, «Turba philosophorum», pp. 83f.

54. Ibid. p. 84. 55.1bid., pp. 109 f.


Трансформация психической энергии

56. Michael Maier, «Scrutinium chymicum». Возможностью ознакомиться с этим текстом я обязана доктору Юнгу и цитирую с его любезного разрешения.

57. «Божественная комедия» и «Vita nuova» — по причине замужества и смерти Беатриче, а в случае Колонна.58. 58. Francesco Colonna «Le Songe de Poliphile»; cf. Fierz-David, «The Dream of Poliphilo».

59. Norton, "The 'New Life" of Dante», p. 6.

60. Юнг К.Г. Психология переноса.

61. См. выше с. 307 и далее.

62. Юнг К.Г. Психология и алхимия, с. 284.


БИБЛИОГРАФИЯ

Aureum Vellus, oder Guldin Schatz und Kunstkammer... von... Salomo-ne Trismosino. Rorschach, 1598. (Trismosin's Splendor solis, pp. 3-59.)

Aurora consurgens. See jung, C.G., and marie-louise von franz.

avalon, Arthur, pseud. (Sir John Woodroffe), ed. and tr. The Serpent Power. Madras and London, 1935.

_____. Shiva and Shakti. Madras and London, 1929.

baynes, H.G. Mythology of the Soul. London and Baltimore, 1940.

berthelot, marcellin, ed. Collection des anciens alchimistes grecs. Paris, 1887-88. 3 vols.: Introduction; Textes; Traductions.

bertine, Eleanor. Human Relationships: in the Family, in Friendship, in Love. New York, 1958.

Bhagavad-Gita, The. Ed. and tr. by S. Radhakrishnan. London and New York, 1948.

brainard, D.L. The Outpost of the Lost. Indianapolis, 1929.

briffault, Robert. The Mothers. New York and London, 1927. 3 vols.

budge, sir ernest A.T. wallis. The Gods of the Egyptians; or, Studies in Egyptian Mythology. London and Chicago, 1904. 2 vols.

colonna, Francesco. Hypnerotomachia Poliphili. Venice, 1499. For French tr., see: (i) Le Songe de Polipbile. An anonymous tr. adapted by Jean Martin. Paris, 1546; another edn., Paris, 1926. (2) Le Songe de Poliphile. Tr. by Claude Popelin. Paris, 1883. See also fierz-da-VtD, LINDA.

DANTE alighieri. The Divine Comedy. Tr. by John Aitken Carlyle, Thomas Okey, and Philip H. Wicksteed. New York (JV ern Library), 1932.

_____. See also Norton, charles eliot.

david-neel, Alexandra. With Mystics and Magicians in Tibet. London, 1931.

delphinas, Nicholas barnaud. "The Book of Lambspring." wai-ТЕ, tr., The Hermetic Museum, I, 271-306.

eliot, T. S. The Family Reunion. London and New York, 1939.


Библиография

Eranos-Jahrbuch 1938. "Vortrage liber Gestalt und Kult der Gros-sen Mutter". Ed. by Olga Frobe-Kapteyn, Zurich, 1939.

evans-wentz, W. Y. The Tibetan Book of the Dead; or, The After-Death Experiences on the "Bar do" Plane. London, 19 3rd edn., 1957, with a psychological commentary by C.G. Jung.

____. Tibetan Yoga and Secret Doctrines, or, Seven Books ofH dom

of the Great Path, According to the late Lama Kazi Dawa Samdup's Engz lish Rendering. London, 1935.

[Рус. пер.: Эванс-Венц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. В 2-х тт. — М.: Преса Украши, 1993.]

____. Tibet's Great Yogi, Milarepa: a Biography from the Tibet, Lon;

don, 1928.

[fierz-david, Linda.] The Dream ofPoliphilo. Related and interpreted by Linda Fierz-David. Tr. by Mary Hottinger. NY (Bollingen Series XXV) and London, 1950.

FRAZER, SIR JAMES george. The Golden Bough. Abridged ec London and New York, 1922.

freuchen, peter. Arctic Adventure: My Life in the Frozen Nor New York, 1935.

frobenius, leo. Das Zeitalter des Sonnengottes. Vol. I (no more published). Berlin, 1904.

geber (Jabir ibn Hayyan). See holmyard, E. J.

graham, gabriela cunninghame, tr. The Dark Night of the Soul of San Juan of the Cross. London, 1922.

GRAY, L. H., ed. Mythology of All Races. Boston, 1916-28. 12 vc (III, Celtic; VI, Indian.)

GUEST, charlotte, tr. The Mabinpgion. New York and London (Everyman's Library), 1906.

haggard, sir henry rider. She, King Solomon's Mines. Ne York (1st Modern Library edn.), 1957.

Harding, mary Esther. The Way of All Women. New York, 1932.

____. Woman's Mysteries, Ancient and Modern. New York and London, 1935; new edn., 1955.

Harrison, jane ellen. Prolegomena to the Study of Greek Religion. London, 1908.

Hastings, james, ed. Encyclopaedia of Religion and Ethics. Edinburgh and New York, 1908-26. 13 vols.


М.Э. Хардинг

hesiod. Hesiod, The Homeric Hymns, and Homerica. With an English tr. by Hugh G. Evelyn-White. London and New York (Loeb Library), 1920.

HIPPOLYTUS. Philosophumena, or, The Refutation of All Heresies. Tr. by F. Legge. London and New York, 1921. 2 vols.

holmyard, E. J., ed. The Works of Geber. Englished by Richard Russell, 1678. New edn., London and New York, 1928. ("Summa Per-fectionis, or The Sum of Perfection," pp. 23-197.)

hope, Laurence, pseud. (Mrs. Adela Florence [Cory] Nicolson). Indians Love Lyrics, including The Garden of Kama. New York, 1912.

/ Ching. The German tr. by Richard Wilhelm rendered into English by Cary F. Baynes. Princeton (Bollingen Series XLX) and London, 3rd edn., 1967.

jacobi, jolande. Complex/'Archetype/'Symbol in the Psychology of C.G. Jung. Tr. by Ralph Manheim. New York (Bollingen Series LVII) and London, 1959. (Paperback edn., Princeton, 1971.)

john of the cross, st. See graham, G. С

johnson, richard. The Famous Historic of the Seaven Champions of Cbristendome. London, 1616.

jung, carl gustav. Aion. CW, 9, ii.

[Рус. пер.: Юнг К.Г. Aion. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. — 336 с].

_____. "Analytical Psychology and Weltanschauung." In CW, 8.

_____. "Anima and Animus." In CW, 7.

_____. "Archetypes of the Collective Unconscious." In CW, 9, i.

[Рус. пер.: Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного. /Юнг К.Г. Структура психики и поцесс индивидуании — М.: Наука, 1966, С. 139-154].

_____. "The Dual Mother" In CW, 5.

_____. The Integration of the Personality. Tr. by Stanley M. Dell.

New York and London, 1939.

_____. The Mana Personality." In CW, 7.

[Рус. пер.: — Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., Канон, 1994.]

_____. 'Marriage as a Psychological Relationship." In CW, 17.

_____. "Mind and Earth." In CW, 10.

[Рус. пер.: Душа и земля//Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс, 1994, с. 84-112].

_____. Mysterium Coniunctionis. CW, 14.


Библиография

[Рус. пер.: Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. - 688 с].

_____. "On Psychic Energy." In CW, 8.

_____. "On the Psychogenesis of Schizophrenia." In CW, 3.

_____. "Problems of Modern Psychotherapy." In CW, 16.

____. "Psychological Aspects of the Mother Archetype." In CW,

9, i.

_____. "Psychological Factors Determining Human Behaviour "

In CW,8.

_____. Psychological Types. CW, 6.

[Рус. пер.: Юнг К.Г. Психологические типы. —М, СПб.: Прог-ресс-Универс, 1995].

_____. Psychology and Alchemy. CW, 12.

[Рус. пер.: Юнг К.Г. Психология и алхимия — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. - 592 с].

_____. Psychology and Religion." In CW,

[Рус. пер.: Юнг. К.Г. Психология и религия. В кн.: Юнг К.Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991.]

_____. "Psychology of the Transference." In CW, 16.

[Рус. пер.: Юнг К.Г. О Психология переноса /Юнг К.Г. Психология переноса. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — С. 99— 281.]

_____. Psychology of the Unconscious. Tr. by Beatrice M. Hinkle.

New York, 1919; London, 1921. (Cf. Symbols of Transformation, a revision of this work.)

[Рус. пер.: — Юнг.К.Г. Психология бессознательного. — М., Канон, 1994.]

_____. "The Spirit Mercurius." In CW, 13.

[Рус. пер.: — Юнг К.Г. Дух Меркурий.// Юнг.К.Г. Дух Меркурий. - М., Канон, 1996. - С. 7-70.]

_____. "A Study in the Process of Individuation." In CW, 9, i.

[Рус. пер.: Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации// Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. —М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1998. - С. 211-258.]

_____. Symbols of Transformation. CW, 5.

_____. "Woman in Europe." In CW, 10.

____. The Collected Works. Tr. by R. F. С Hull. Princeton (Bol-

lingen Series XX) and London. The vols, referred to above are:

3. The Psychogenesis of Mental Disease. 1960. 5. Symbols of Transformation. 1956.


М.Э. Хардинг

7. Two Essays on Analytical Psychology. 1953.

8. The Structure and Dynamics of the Psyche. 1960.

9. parti. The Archetypes and the Collective Unconscious. 1959. 9, part ii. Aion. 1959. Ю. Civilization in Transition. 1964.

11. Psychology and Religion: West and East. 1958.

12. Psychology and Alchemy. 1953. i4. Mysterium Coniunctionis. 1963.

16. The Practice of Psychotherapy. 1954.

17. The Development of Personality. 1954.

_____. and marie-louise von franz. Mysterium Coniunctionis.

Zurich, 1955-57. з vols. (Vols. I-II, by С G. Jung = CW, 14. Vol. Ill, by M.-L. von Franz = Aurora Consurgens. Tr. by R. F. C. Hull and A. S. B. Glover. New York and London, 1966.)

_____, and karl kerenyi. Essays on a Science of Mythology. New

York (Bollingen Series XXII), 1949. (Also pub. as Introduction to a Sciz ence of Mythology, London, 1950.) (Paperback edn., Princeton, 1969.)

KEITH, A. berriedale. Indian Mythology. See gray, L.H.

khunrath, heinrich conrad. Amphitheatrum sapientiae aetemae. Hanau, 1604.

lanier, Sidney. Hymns of the Marshes. New York, 1907.

LAYARD, iohn. "The Incest Taboo and the Virgin Archetype," Era-nos-Jahrbuch XII (Zurich, 1945), pp. 254-307.

leaf, munro. The Story of Ferdinand. New York, 1936.

linderman, frank bird. American: the Life Story of a Great Indian, Plenty-Coups, Chief of the Crows. New York and London, 1930.

Mabinogion, The. See guest, charlotte.

macculloch, J.A. "The Abode of the Blest", Hastings, Encyclopaedia of Religion and Ethics (q.v.), II, 680-710.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.