Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сказка «О ланях», или




Какой лучше быть самооценке?

Стабильность нормальной самооценки, по-другому говоря, чувства собственного достоинства в большой степени зависит от успехов человека. Она надежна, если у него хорошее образование, любимая семья и работа, приносящие моральное и материальное удовлетворение.

Самооценка в большой степени определяет настроение и здоровье человека. В любой момент личность имеет реальную и воображаемую самооценку. Реальная самооценка — это оценка с точки зрения: «Как я ощущаю, чего я реально в жизни достиг?!» Воображаемая самооценка — это оценка себя, своего достоинства, которая пока реально не подтверждена, но интуитивно ощущается человеком как то, для чего он предназначен. Она формируется под влиянием наследственности и воспитания. Когда воображаемая самооценка повышена, то окружающие ставят человека на место вопросами: «Что ты из себя воображаешь?» — и действиями. Если воображаемая, субъективная самооценка выше реальной, то это соответствует сглазу.

Если субъективная самооценка ниже реальной, то это соответствует подавленности.

Чем лучше в каждый момент соответствие реальной самооценки и воображаемой, тем лучше душевное состояние, здоровье. Но, на мой взгляд, в обыденной жизни они не должны быть равны. Разница между слегка завышенной воображаемой самооценкой и реальной, является мотивацией к активности, к действиям, которые направлены на подтверждение воображаемой самооценки: чем больше воображаемая самооценка, тем больше необходимость творить, развиваться, хотя и больше вероятность разочарований. Мы растем, стремясь стать реальным воплощением образа достижения.

 

«Что хорошего делают для нас негодяи?»

В бескрайней морской дали, где-то там, где не бывает холодов, есть чудесный остров. На этом острове все цветет и буйствует красота. Климат способствует тому, чтобы здесь был настоящий рай. Ночью идет дождь, а утром встает солнце, давая всему живому свет и тепло.

Однако только внешне кажется, что все живое просто блаженствует и нежится, потому что каждая травинка, каждый кустик, каждое дерево здесь борются за жизнь под солнцем. И в этой борьбе выживают сильнейшие, способные для процветания острова противостоять всем.

Маленькие деревца, выросшие из семян большого, старого дерева, были еще не выше травы, и им было трудно. Они жаловались на свою судьбу дереву, породившему их: «Как это ужасно, всю свою жизнь мы мучаемся с этой негодной травой. Она забирает себе воду, а те, кто выше нас, забирают у нас свет. Как это ужасно!» И вот однажды большое, мудрое дерево, услышав раздраженный писк внизу, рассказало им такую историю: «Давным–давно, как и сейчас, на этом острове жили лани.

Они всегда были сильными, быстрыми, гордыми красавцами. Они бегали, как ветер. Их шкура блестела и переливалась каждой ворсинкой меха в лучах солнца всеми цветами радуги. Они были добрыми, любящими существами. На острове их было всего несколько десятков. Самки регулярно приносили приплод. Все вместе они всячески заботились о своем потомстве. Но их количество было постоянным, потому что на этом же острове жили волки. Для ланей это были самые ужасные существа на свете. Их злые, голодные глаза часто подкарауливали тех, кто невнимателен, отбился от стада, для того, чтобы съесть. Удивительно было то, что в своей стае волки уважали и любили друг друга. Это были заботливейшие родители, воспитатели и верные супруги. Они учили волчат охоте, выживанию в постоянном голоде, учили лечиться. Волк, нашедший себе спутницу жизни, оставался ей верным до смерти. Были среди них и очень мудрые, очень много знающие о жизни. На первый взгляд, их шкура была серого цвета, но если приглядеться, то можно было видеть, что она тоже переливается всеми цветами радуги в лучах солнца. Во всем чувствовалась сила и здоровье. И в жизни волчьей стаи были иногда праздники, когда у них была крупная добыча, например, лань.

И вот однажды на этом острове родились две мудрые лани. Они отличались тем, что когда они просили что-нибудь у Бога, Он им все давал. Они росли, развивались. Но вот однажды они заигрались и не заметили, что остались без защиты стада. И в этот момент на них напали волки. Не помня себя, не чуя ног, лани бросились к стаду, в душе прося у Бога силу: «Господи, помоги!» Чудом волки не съели их, — может потому, что они были быстрые, а может быть потому, что их было двое. А как говорится: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Лани, прибежав в стадо, спрятались в кустах. Их тела била нервная дрожь, а душу переполнял гнев и возмущение. И первое, что они сделали после того, как спаслись, — обратились к Богу и просили: «Господи! Избавь нас от этих негодяев — волков! Ведь это — ужас!..»

Но Бог спросил их: «А этого ли вам надо? Подумайте! Просите лучше другого!» Но лани просили пуще прежнего: «Господи! Неужели ты совсем слеп? Неужели ты не видишь, что если не будет этих негодяев, то все будет прекрасно!»

Бог снова попытался их вразумить, но лани не понимали Его. Тогда, из любви к ним, Он уступил. И все волки с острова исчезли так, как будто их никогда не было.

Наступила райская жизнь. Никто на ланей не охотился и даже не пугал. И старых, и малых ланей стало видимо-невидимо. Но вот однажды проплывал корабль, и люди увидели их. И из-за того, что лани стали беспечны, невнимательны, люди легко наловили их, сколько хотели, и увезли на большую землю. А потом караваны судов поплыли на этот остров. Ланей ловили сетями, петлями, убивали копьями, стрелами. Сколько убивали, не считали. Осталось их всего несколько десятков.

Израненные, чувствуя нервную дрожь, гнев и возмущение, переполняющие душу, они обратились к Богу и стали просить пуще прежнего: «Господи! Избавь нас от этих негодяев — охотников!»

Но Бог спросил их: «А этого ли вам надо? Подумайте! Просите лучше другого!» Но лани просили пуще прежнего: «Господи! Неужели ты совсем слеп? Неужели ты не видишь, что если не будет этих негодяев, то все будет прекрасно!»

Бог снова попытался их вразумить, но лани не понимали Его. Тогда, из любви к ним, Он уступил. И все охотники с острова исчезли так, как будто их и не было.

Опять наступила райская жизнь. Прошло несколько лет, и ланей на острове стало так много, что они съели всю траву, все кусты, обглодали кору деревьев, и остров сначала перестал быть цветущим. А потом ланей стало так много, что для того, чтобы выжить, стали они биться друг с другом, брат с братом, сестра с сестрой — ради земли, ради травы, ради жизни.

Наступил кромешный АД. Трудно стало и мудрым ланям. И так их забили свои же братья, что взмолились они к Богу пуще прежнего: «Господи! Избавь нас от этих негодяев — братьев и сестер, которые моложе и сильнее нас!»

Но Бог спросил их: «А этого ли вам надо? Подумайте! Просите лучше другого!» Но лани просили пуще прежнего: «Господи! Неужели ты совсем слеп? Неужели ты не видишь, что если не будет этих негодяев, то все будет прекрасно!»

Бог снова попытался их вразумить, но лани не понимали. Тогда, из любви к ним, Он уступил.

И в тот же день нашел на остров мор чумы. Тысячами умирали ослабленные голодом и бойней лани. И мудрые лани тоже заболели этой чумой. И стало им так плохо, что не было ни на что сил, кроме того, что бы думать над тем, что произошло. И когда поняли, обратились они снова к Богу и стали каяться: «Прости нас, Господи! Да будет воля Твоя! Не знали мы, что делали! И слов твоих не смогли сразу понять! Признаемся мы, что сами виноваты в том, что произошло из-за наивности нашей! Ничего просить у тебя не будем, кроме силы и совершенства! Дай нам это!»

И тогда Бог дал силы тридцати трем ланям, которые выжили, а остальные умерли. Превратился некогда цветущий остров в кладбище. То тут, то там валялись трупы ланей, умерших от чумы, голода и битв. На всем острове не было ни одного цветочка, ни одного зеленого кустика. Воздух был такой, что становилось дурно.

Те, кто остались живы, чувствовали себя ужасно. Некогда блестевшая шкура стала матовой, грязной, облезлой, висела клочками. Ребра на похудевших телах торчали так, что были видны издалека, головы висели понуро, а в глазах была тоска и мука. Ветер пошатывал их, и казалось, что они сейчас упадут.

И вдруг что-то резко изменилось в ланях. Они встрепенулись, головы их поднялись, в глазах блеснула жизнь. Это появились волки.

Лани бросились бежать. Откуда-то появились силы. Но волки были сильнее этих израненных, переболевших ланей. Они быстро настигали стадо. И тогда один из мудрых братьев подумал: «Это я виноват в том, что произошло с нашим стадом, и хочу искупить свою вину».

Он повернул назад и врезался в стаю волков, смешал их ряд и бился с ними, сколько было сил. Он отдал свою жизнь ради будущего своего стада.

А другой брат остался жить. И последующим поколениям молодых ланей рассказывал эту историю, случившуюся на острове, для того, чтобы подобного не повторилось. Он доказывал, что у Бога можно просить только святое и силу. Все остальное — это искушение.

Он убеждал всех, что негодяи совершенно необходимы в этом мире, что без них мир утратит красоту, что негодяи — это то, вокруг чего в борьбе сплачиваются добрые силы. Что негодяи нужны специально для того, чтобы бороться и побеждать их, совершенствоваться душой и телом; Что нет сказки без негодяя; Что чем больше в нас Бога, т. е. силы, совершенства тела и духа, тем меньше негодяйства; Получается так, что каждый негодяй — несчастный учитель, благодаря которому мы внимательны, а не беспечны., сильны, а не слабы., активны и деятельны, а не вялы., смелы, а не трусливы., благородны, а не подлы. Он утверждал также, что крест негодяя тяжелее, чем крест хорошеньких, добродушненьких созданий; Что быть негодяем — это не прихоть, а наказание; Что, увидев перед собой негодяя, нельзя просить Бога о том, чтобы этот негодяй исчез, но надо просить те силы, которые нужны для того, чтобы быть сильнее этого негодяйства, победить его и в стремлении к счастью служить Богу. Он говорил: «Негодяями можем мы стать сами, преступая законы, иногда не желая этого. При этом стремитесь вновь стать благородными и великодушными».

Вот такую историю о ланях рассказало большое дерево подрастающим деревцам, уча их беречь и множить красоту. И они успокоились».

А сейчас оцените, от чего лани страдали больше: от обид или от сглаза?

Вы благодарный ученик? После прочитанной первой части ответьте себе, кто ваш главный учитель?

— Конечно, ваша душа. Как только в вашей жизни появляется непорядок, так она с помощью страданий сразу заставляет думать, развиваться и находить силы привести себя в порядок.

Но, кроме этого, есть и другие учителя — негодяи. Они научили нас многому. Сравните, кто в жизни вас научил больше: хорошие люди или плохие? Негодяи заставляют нас развиваться настолько, насколько это необходимо. Они сплачивают все добрые силы для победы над собой. Они создают героев, которые их побеждают. Негодяи для красоты нашей души — то же самое, что навоз для цветов. Когда этого навоза в меру, то красота просто расцветает. Помните! Негодяи — это тот «навоз», на котором расцветает культура, сознание, человечность и все самое прекрасное.

Слабости нашей души или души негодяя вызывают в нас страдания, которые осеняют наш дух светом стремления к счастью. Негодяи заставляют обрести силы, убеждения, важные для превращения слабых частей духа и души в светлые, сильные и прекрасные.

Однако, как обычно люди относятся к своим главным учителям — негодяям? Люди, борясь с ними, привыкли их ненавидеть. Но не лучше ли воспринимать их объективно, не только с отрицательных, но и с положительных сторон. Оцените их, как людей значимых для вашей жизни и успехов.

Итак, на межличностном уровне порядок, во-первых, определяется принятием тех отношений, которые есть, чтобы сделать из них что-то лучшее, и во-вторых, определяется тем, что я уважаю ближних, так же, как себя. Другие проявление порядка межличностного уровня может проявляться в понимании положительных намерений ближних и в способности обретать всем нам одинаковые силы в одинаковом количестве.

На межличностном уровне непорядок проявляется непринятием людей такими, какими их создал Мир: «Я-то умнее и совершеннее, чем Мир! Я-то лучше знаю, какими должны быть здесь и теперь люди: такими, как я хочу!» Причины этого неприятия находятся на более высоких уровнях, их много. Некоторые, наиболее частые причины неприятия людей описаны в примерах ниже.

Первый пример: Если в семье родителей не ясной была иерархия, то это способствует непониманию социальных отношений и в своей семье, и на работе. А это ведет к нарушению социальных и межличностных отношений и к нестабильности самооценки. А от этого то, вдруг, кажется, что я лучше, умнее всех, то, вдруг, кажется, что я хуже, глупее всех.

Второй пример: Если родителями в человеке слабо развит «Взрослый», и он не осознает и не выбирает социальные роли, то следствием может быть то, что у меня забирают силы те, кому не лень, если соглашаюсь с ними, сочувствую им, но не помогаю им. Например: «Пришла начальница, наорала, и мне плохо стало»; или «Соседка пришла, поплакалась и ушла, а я сразу заболела».

Третий пример: Если психологические типы между двумя людьми имеют плохой информационный метаболизм, то закономерно ожидать между людьми непонимание, неприятие, конфликты. Отсюда непорядок и в отношении с миром, и в семейной иерархии, и в межличностных отношениях.

Четвертый пример: Если в семье родитель плохо помогает ребенку, как «Взрослый» но оказывает постоянное запредельное давление, то организм ребенка бессознательно порождает «спасительное» расстройство или болезнь. Эта болезнь выполняет функцию «предохранителя», который позволяет выйти из-под давления и «не перегореть». Для лучшего понимания вам предлагается вспомнить метафору о короле Ричарде и Робин гуде.

История о Петре. Однажды бабушка, рассказывая о прошлом, перекрестилась, вспоминая сына Петра. Тогда я, зная, что его нет, спросил ее, что с ним случилось? И тогда она поведала: «Умер от сглаза». Я с ней заговорил: «Бабушка, сглаза на самом деле нет, это все – предрассудки». На что она возразила: «Это, по-твоему, его нет. А, по-моему, он есть! Мы с Петром собрались до рассвета, отправили скотину в стадо, взяли все для покоса, серпы (тогда литовок еще не было), и пошли. Соседка увидела нас и говорит: «Везет тебе, Пелагея, — Петр-то у тебя уже мужик!» Это она имела ввиду то, что мужики-то все на фронте. Я и внимания не обратила на это. Пока шли, разогрелись. До покоса было далеко, потому, что колхоз близкие земли себе взял, а нам намерили далеко. И тут Петр говорит: «Я пить хочу». Я ему отвечаю: «Сейчас дойдем до родника, в крынку воды наберем, чай вскипятим в котелке, там и попьем. А он убежал вперед. Подхожу я к роднику, а он ртом воду из родника пьет. Я ему говорю: «Ты что делаешь-то?!» Стала я его оттаскивать за воротник (почти: «Не пей из копытца, — а то козленочком станешь!»). А он оттолкнул меня так, что я в орешник свалилась, со словами: «Отстань, дура! Я сам знаю, что можно, а что нельзя!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.