Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борисов А. Ф




Кандидатский стаж: Записки партизана / Предисл. А. Преснякова. — М.: Современник, 1985.— 192 с.— (Память).

В пер.: 80 коп,

Алексей Федорович Борисов повествует о событиях Великой Отече­ственной войны, вначале которой он служил в морской авиации. В ноябре 1941 года его самолет был сбит над Севастополем. Пройдя по ты­лам врага тысячи километров, летчик попал в партизанский отряд С. А. Ковпака.

Автору удалось передать собственное восприятие героической лично­сти легендарного командира, рассказать о его друзьях и соратниках, со­здать немало интересных, запоминающихся картин быта партизан и от­важных действий защитников Родины.

 

© Издательство «Современник», 1985

 

Предисловие

(Об авторе и его книге)

 

С автором книги «Кандидатский стаж» Алексеем Федорови­чем Борисовым мы познакомились и подружились еще в 1936 го­ду, в Школе морских летчиков полярной авиации Главсевморпути. Дружим и по сей день, хотя чаще всего в нашей жизни по­лучается, как в известной песне: «На Север поехал один из нас, на Дальний Восток другой...» Но ни время, ни расстояния не отде­ляют нас друг от друга. По-прежнему мы делим радости и невзгоды.

Название «Кандидатский стаж» для книги избрано не слу­чайно. Перед самой войной А. Борисов вступил кандидатом в члены партии и во время прохождения кандидатского стажа, после того как его самолет был сбит фашистами, сражался в партизанском отряде.

В книге рассказано лишь о нескольких месяцах жизни авто­ра. Думается, читателю будет интересно узнать, как она склады­валась до и после описываемых в «Кандидатском стаже» со­бытий.

Родился Алексей Борисов в 1917 году в Москве, а в 1919-м лишился отца — бойца Красной гвардии. Учился в средней шко­ле, а затем в школе ФЗУ, откуда, как активист Осоавиахима, по путевке комсомола был направлен в школу инструкторов-планеристов. Будучи уже инструктором планеризма, Алексей Федоро­вич продолжает учиться. Сначала в Центральном аэроклубе, а затем в Школе полярных летчиков в городе Николаеве.

Известно, что Арктика требует от пилота высокой теорети­ческой подготовки и, главное, исключительного летного мастерст­ва. Школа, первым начальником которой был известный поляр­ный летчик С. А. Леваневский, давала курсантам многое. Мы ле­тали и днем, и ночью, на колесных самолетах У-2 и Р-5 и мор­ских летающих лодках МП-1 и МБР-2. Обучали нас и технике пилотирования в слепом полете, когда летчик не видит ни земли, ни неба, ведет машину только по приборам. Однако летать в Арктике нам не довелось. Школа была преобразована в Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского, нас за­числили сразу на третий курс, и уже через год мы — молодень­кие лейтенанты, разлетелись по разным флотам. Нам с Алексеем Борисовым довелось служить в одной из частей ВВС Краснозна­менного Балтийского флота.

С первого дня Великой Отечественной войны летчиц лейте­нант Борисов летает на выполнение боевых заданий, успешно пре­одолевая опасности. Примером тому может служить запись в ис­тории части от 13 июля 1941 года.

«В ту ночь звено самолетов МБР-2 наносило бомбоудар по скоплению танков противника, прорывавшихся из района Пскова к Ленинграду. Полет к цели и бомбометание осложнялись низкой облачностью, не позволявшей набрать высоту более 400—500 мет­ров. Маневрируя в лучах вражеских прожекторов, под непрерыв­ным зенитным огнем, самолеты прорвались к цели и успешно выполнили боевую задачу, за что командование объявило благо­дарность всем экипажам. В этом полете самолет Борисова был буквально изрешечен пулями и осколками. Потом, на земле, насчитали более трехсот пробоин. Но, самое страшное случилось при отходе от цели. Вражеский снаряд, взорвавшийся в хвосто­вой части самолета, сорвал половину рулей управления, а взрыв­ной волной машину бросило в отвесное пикирование. Казалось, на такой высоте катастрофа неизбежна. Но летчик не растерялся. Мастерски пилотируя израненную машину, он сумел вывести ее на горизонтальный полет. К счастью, это случилось не над лесом, сплошной стеной окружавшим небольшое озерко, а над водой, иначе высоты для выхода из пикирования не хватило бы. Доле­теть до своего аэродрома и посадить почти неуправляемый са­молет ночью на воду оказалось не менее сложно, чем вывести его из пикирования. И все же летчик справился и с этой задачей. Экипаж и самолет были спасены».

Уже в одном этом полете как бы сфокусирован весь Борисов: хладнокровный, смелый, решительный летчик, умеющий мгновен­но и безошибочно реагировать на любое изменение обстановки, не прекращающий борьбы до конца...

В октябре 1941 года Алексей Федорович получил новый само­лет-штурмовик Ил-2 и в составе вновь сформированной части перелетел в героический Севастополь. Второго ноября при нане­сении бомбо-штурмового удара самолет Борисова был сбит.

Его мать получила извещение, что сын не вернулся с боево­го задания, мне же сообщили, что самолет Алексея Борисова подбит фашистами.

Но Алексей не погиб.

 

 

С этого момента и начинается повествование Борисова о пребывании в тылу врага и об участии в партизанской борьбе в составе легендарного соединения под командованием Сидора Ар­темьевича Ковпака.

В суровые для Родины дни, когда наши войска отступали, и фашисты уже кричали на весь мир о своей «окончательной побе­де», Алексей Федорович Борисов вступил в ряды славных народ­ных мстителей. Двадцатичетырехлетний летчик становится одним из организаторов Кролевецкого партизанского отряда и коман­диром его боевой группы. И легендарный Ковпак дает высокую оценку личным боевым заслугам Борисова, а после войны до последних лет своей жизни поддерживает с ним крепкую дружбу.

Книга заканчивается рассказом о том, как в одну из авгус­товских ночей 1942 года Борисов был вывезен самолетом из вра­жеского тыла для продолжения службы в авиации Военно-Морского Флота.

—А что же было дальше? — спросит читатель.

В Москве А. Борисову поручили перегонять новые боевые са­молеты-штурмовики с авиационных заводов в действующие части морской авиации. Работа была сложной, ответственной, доступ­ной лишь летчикам с высокой профессиональной выучкой. Фронт требовал бесперебойного пополнения боевыми машинами. Достав­ка самолетов на Балтийский, Черноморский и Северный флоты производилась по сложным, часто изменяющимся маршрутам. При этом летчик выполнял одновременно обязанности штурмана, радиста, стрелка, а иногда и техника. Десятки раз Борисову при­ходилось попадать в аварийные и катастрофические ситуации, но ему удавалось спасать боевую технику и своевременно достав­лять ее к месту боя.

После победы над фашистской Германией Алексей Федорович продолжает службу в авиации Военно-Морского флота, переда­вая свой богатый опыт молодым летчикам. Служит на Севере, затем на Балтике. В числе первых он осваивает новейшие по то­му времени реактивные самолеты-разведчики.

Однако скитания и мытарства с ночевками в скирдах и по­гребах, когда он пробирался к линии фронта, а также контузии, полученные в партизанских боях, не прошли бесследно. В возрас­те сорока лет заместитель командира авиационного полка Алек­сей Федорович Борисов по состоянию здоровья был уволен в запас.

Для такого замечательного летчика, каким был Борисов, рас­ставание с любимым делом стало тяжелым испытанием. Но он не пал духом. Он не ушел на заслуженный отдых, а возвратив­шись в Москву, поступил в юридический институт, работая од­новременно диспетчером в аэропорту Внуково. Уже дипломированным юристом Алексей Федорович служил в Управлении международных воздушных сообщений Министер­ства гражданской авиации, а когда Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО), стал представителем нашей страны в штаб-квартире этой организации в канадском городе Монреале.

Там однажды произошел такой случай. Как-то по окончании рабочего дня Алексей Федорович выехал в пригород Монреаля, Выйдя из машины у водопада реки Ришелье, он увидел тонущего в водовороте мальчика. Дело было в начале апреля, и прыгнуть в ледяную воду никто не решался. Борисов же смело бросился в водоворот и с риском для собственной жизни спас ребенка. На следующий день местные газеты сообщили о том, что советский дипломат спас канадского мальчика. А было Борисову в то вре­мя 57 лет.

В 1973 году к его военным наградам прибавился орден Ок­тябрьской Революции, которым были отмечены заслуги Борисова в деле развития гражданской авиации СССР.

Добавлю, что за свою жизнь Алексей Федорович Борисов освоил около двадцати типов самолетов.

Не берусь судить о литературных достоинствах книги «Кан­дидатский стаж», но считаю, что появился еще один полный дра­матизма, оптимизма и веры в победу, волнующе-правдивый до­кумент из истории Великой Отечественной войны.

А. Пресняков,

генерал-майор авиации,

Герой Советского Союза

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.