КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Борисов А. Ф
Кандидатский стаж: Записки партизана / Предисл. А. Преснякова. — М.: Современник, 1985.— 192 с.— (Память). В пер.: 80 коп, Алексей Федорович Борисов повествует о событиях Великой Отечественной войны, вначале которой он служил в морской авиации. В ноябре 1941 года его самолет был сбит над Севастополем. Пройдя по тылам врага тысячи километров, летчик попал в партизанский отряд С. А. Ковпака. Автору удалось передать собственное восприятие героической личности легендарного командира, рассказать о его друзьях и соратниках, создать немало интересных, запоминающихся картин быта партизан и отважных действий защитников Родины.
© Издательство «Современник», 1985
Предисловие (Об авторе и его книге)
С автором книги «Кандидатский стаж» Алексеем Федоровичем Борисовым мы познакомились и подружились еще в 1936 году, в Школе морских летчиков полярной авиации Главсевморпути. Дружим и по сей день, хотя чаще всего в нашей жизни получается, как в известной песне: «На Север поехал один из нас, на Дальний Восток другой...» Но ни время, ни расстояния не отделяют нас друг от друга. По-прежнему мы делим радости и невзгоды. Название «Кандидатский стаж» для книги избрано не случайно. Перед самой войной А. Борисов вступил кандидатом в члены партии и во время прохождения кандидатского стажа, после того как его самолет был сбит фашистами, сражался в партизанском отряде. В книге рассказано лишь о нескольких месяцах жизни автора. Думается, читателю будет интересно узнать, как она складывалась до и после описываемых в «Кандидатском стаже» событий. Родился Алексей Борисов в 1917 году в Москве, а в 1919-м лишился отца — бойца Красной гвардии. Учился в средней школе, а затем в школе ФЗУ, откуда, как активист Осоавиахима, по путевке комсомола был направлен в школу инструкторов-планеристов. Будучи уже инструктором планеризма, Алексей Федорович продолжает учиться. Сначала в Центральном аэроклубе, а затем в Школе полярных летчиков в городе Николаеве. Известно, что Арктика требует от пилота высокой теоретической подготовки и, главное, исключительного летного мастерства. Школа, первым начальником которой был известный полярный летчик С. А. Леваневский, давала курсантам многое. Мы летали и днем, и ночью, на колесных самолетах У-2 и Р-5 и морских летающих лодках МП-1 и МБР-2. Обучали нас и технике пилотирования в слепом полете, когда летчик не видит ни земли, ни неба, ведет машину только по приборам. Однако летать в Арктике нам не довелось. Школа была преобразована в Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского, нас зачислили сразу на третий курс, и уже через год мы — молоденькие лейтенанты, разлетелись по разным флотам. Нам с Алексеем Борисовым довелось служить в одной из частей ВВС Краснознаменного Балтийского флота. С первого дня Великой Отечественной войны летчиц лейтенант Борисов летает на выполнение боевых заданий, успешно преодолевая опасности. Примером тому может служить запись в истории части от 13 июля 1941 года. «В ту ночь звено самолетов МБР-2 наносило бомбоудар по скоплению танков противника, прорывавшихся из района Пскова к Ленинграду. Полет к цели и бомбометание осложнялись низкой облачностью, не позволявшей набрать высоту более 400—500 метров. Маневрируя в лучах вражеских прожекторов, под непрерывным зенитным огнем, самолеты прорвались к цели и успешно выполнили боевую задачу, за что командование объявило благодарность всем экипажам. В этом полете самолет Борисова был буквально изрешечен пулями и осколками. Потом, на земле, насчитали более трехсот пробоин. Но, самое страшное случилось при отходе от цели. Вражеский снаряд, взорвавшийся в хвостовой части самолета, сорвал половину рулей управления, а взрывной волной машину бросило в отвесное пикирование. Казалось, на такой высоте катастрофа неизбежна. Но летчик не растерялся. Мастерски пилотируя израненную машину, он сумел вывести ее на горизонтальный полет. К счастью, это случилось не над лесом, сплошной стеной окружавшим небольшое озерко, а над водой, иначе высоты для выхода из пикирования не хватило бы. Долететь до своего аэродрома и посадить почти неуправляемый самолет ночью на воду оказалось не менее сложно, чем вывести его из пикирования. И все же летчик справился и с этой задачей. Экипаж и самолет были спасены». Уже в одном этом полете как бы сфокусирован весь Борисов: хладнокровный, смелый, решительный летчик, умеющий мгновенно и безошибочно реагировать на любое изменение обстановки, не прекращающий борьбы до конца... В октябре 1941 года Алексей Федорович получил новый самолет-штурмовик Ил-2 и в составе вновь сформированной части перелетел в героический Севастополь. Второго ноября при нанесении бомбо-штурмового удара самолет Борисова был сбит. Его мать получила извещение, что сын не вернулся с боевого задания, мне же сообщили, что самолет Алексея Борисова подбит фашистами. Но Алексей не погиб.
С этого момента и начинается повествование Борисова о пребывании в тылу врага и об участии в партизанской борьбе в составе легендарного соединения под командованием Сидора Артемьевича Ковпака. В суровые для Родины дни, когда наши войска отступали, и фашисты уже кричали на весь мир о своей «окончательной победе», Алексей Федорович Борисов вступил в ряды славных народных мстителей. Двадцатичетырехлетний летчик становится одним из организаторов Кролевецкого партизанского отряда и командиром его боевой группы. И легендарный Ковпак дает высокую оценку личным боевым заслугам Борисова, а после войны до последних лет своей жизни поддерживает с ним крепкую дружбу. Книга заканчивается рассказом о том, как в одну из августовских ночей 1942 года Борисов был вывезен самолетом из вражеского тыла для продолжения службы в авиации Военно-Морского Флота. —А что же было дальше? — спросит читатель. В Москве А. Борисову поручили перегонять новые боевые самолеты-штурмовики с авиационных заводов в действующие части морской авиации. Работа была сложной, ответственной, доступной лишь летчикам с высокой профессиональной выучкой. Фронт требовал бесперебойного пополнения боевыми машинами. Доставка самолетов на Балтийский, Черноморский и Северный флоты производилась по сложным, часто изменяющимся маршрутам. При этом летчик выполнял одновременно обязанности штурмана, радиста, стрелка, а иногда и техника. Десятки раз Борисову приходилось попадать в аварийные и катастрофические ситуации, но ему удавалось спасать боевую технику и своевременно доставлять ее к месту боя. После победы над фашистской Германией Алексей Федорович продолжает службу в авиации Военно-Морского флота, передавая свой богатый опыт молодым летчикам. Служит на Севере, затем на Балтике. В числе первых он осваивает новейшие по тому времени реактивные самолеты-разведчики. Однако скитания и мытарства с ночевками в скирдах и погребах, когда он пробирался к линии фронта, а также контузии, полученные в партизанских боях, не прошли бесследно. В возрасте сорока лет заместитель командира авиационного полка Алексей Федорович Борисов по состоянию здоровья был уволен в запас. Для такого замечательного летчика, каким был Борисов, расставание с любимым делом стало тяжелым испытанием. Но он не пал духом. Он не ушел на заслуженный отдых, а возвратившись в Москву, поступил в юридический институт, работая одновременно диспетчером в аэропорту Внуково. Уже дипломированным юристом Алексей Федорович служил в Управлении международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации, а когда Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО), стал представителем нашей страны в штаб-квартире этой организации в канадском городе Монреале. Там однажды произошел такой случай. Как-то по окончании рабочего дня Алексей Федорович выехал в пригород Монреаля, Выйдя из машины у водопада реки Ришелье, он увидел тонущего в водовороте мальчика. Дело было в начале апреля, и прыгнуть в ледяную воду никто не решался. Борисов же смело бросился в водоворот и с риском для собственной жизни спас ребенка. На следующий день местные газеты сообщили о том, что советский дипломат спас канадского мальчика. А было Борисову в то время 57 лет. В 1973 году к его военным наградам прибавился орден Октябрьской Революции, которым были отмечены заслуги Борисова в деле развития гражданской авиации СССР. Добавлю, что за свою жизнь Алексей Федорович Борисов освоил около двадцати типов самолетов. Не берусь судить о литературных достоинствах книги «Кандидатский стаж», но считаю, что появился еще один полный драматизма, оптимизма и веры в победу, волнующе-правдивый документ из истории Великой Отечественной войны. А. Пресняков, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |