КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второго ноября 1941 года
Часть I
С ЗАДАНИЯ НЕ ВЕРНУЛСЯ
После полудня с командного пункта 18-го штурмового авиаполка, расположенного на аэродроме Херсонесский Маяк у берега Черного моря под Севастополем, взвились в воздух две ракеты, обозначавшие немедленную готовность к очередному боевому вылету. Летный состав второй эскадрильи построился у стоянки самолетов. Приняв короткий рапорт командира эскадрильи капитана Кичигина, комполка майор Алексей Антонович Губрий обратился к нам: - Товарищи летчики! Пятьдесят четвертая батарея береговой обороны Черноморского флота в Николаевке, прикрывающая с севера подходы к Севастополю, оказалась в тылу гитлеровских войск и ведет кровопролитный бой. Связь с батареей прервана. Истинную обстановку и линию соприкосновения батарейцев с противником установить не удалось. Ваша задача: оценить обстановку с воздуха и поддержать наших батарейцев штурмовым ударом. Но если не удастся определить, где свои, а где враг, то ударить по колоннам противника, двигающимся на Севастополь. Сегодня вечером к Николаевке подойдет группа боевых катеров для эвакуации в Севастополь батарейцев. Наши истребители заняты сейчас отражением ударов вражеской авиации, поэтому прикрытия в воздухе у вас не будет. ...Через несколько минут девятка новейших по тому времени самолетов-штурмовиков Ил-2 взяла курс на Николаевку. Линию соприкосновения наших батарейцев с противником определить не удалось, и комэск, дав условный сигнал: «Идем на запасную цель», начал разворот в сторону дороги Саки—Симферополь. На окраине Николаевки я заметил хорошо замаскированную большую немецкую грузовую машину и, спикировав, ударил по ней из пушек и пулеметов. Машина загорелась, и я снова занял свое место в боевом строю эскадрильи. Развернувшись в сторону дороги Саки — Симферополь, мы вскоре увидели растянувшуюся на несколько километров вражескую автоколонну. Перестроив все ведомые самолеты в правый пеленг, левым разворотом комэск вывел девятку на голову колонны и первым ринулся в пике, сначала открыл огонь по врагу из пушек и пулеметов, а затем выпустил все восемь реактивных снарядов. Видно было, как гитлеровцы в панике выскакивали из машин и разбегались по сторонам, падали в канавы и кюветы. Но те, кому положено было прикрывать колонну, разворачивали и готовили к бою зенитные пушки и пулеметные установки. Вторым за комэском в боевом порядке был мой самолет. Войдя в пике и поймав в прицел две самые крупные автоцистерны, я выпустил по ним залп из восьми реактивных снарядов. Увидев вспышку пламени на обеих цистернах, я перенес прицел на скопление машин и техники, вокруг которых копошились солдаты и офицеры, и ударил по ним из пушек и пулеметов. На высоте около двадцати метров с отворотом влево от колонны перевел самолет на бреющий полет и, удалившись на безопасное расстояние, боевым разворотом с набором высоты, последовал за комэском на повторный заход. Сбросив бомбы на скопление техники, продолжал обстрел колонны из пушек и пулеметов. По очагам пожаров, нагромождению машин и техники было видно, что эскадрилья поработала неплохо. В воздухе появилась завеса белых облачков от разрывов зенитных снарядов, видны стали, несмотря на ясный солнечный день, «светлячки» от трассирующих пуль. Прорываясь сквозь зенитное сопротивление врага, комэск пошел на третий заход. Длинными очередями из пушек и пулеметов, перенося прицел с одной огневой точки на другую, я старался облегчить положение Кичигина. Наконец, он благополучно вышел из атаки, а я с левым отворотом от колонны пошел на бреющий полет. За спиной раздался резкий металлический звук и взрыв. Оглянувшись, я увидел языки пламени на бензобаке. Через несколько секунд кабина уже была объята пламенем. Загорелся комбинезон. Жгло спину, лицо, руки. «Высота десять метров. Парашют не спасет. Бензобак же в любой момент может взорваться. Единственный выход — посадка. Вне аэродрома положено садиться «на живот», но впереди ровное поле, — привычней сесть на колеса». Эти мысли проносились в доли секунды, а руки делали свое дело: левая убирала обороты мотора, ставила рычаги шасси и щитков навыпуск, а правая, движением штурвала на себя, уменьшала скорость перед посадкой. Пламя в кабине усиливалось. Секунды казались вечностью. «Держаться и не терять сознания! Еще немножко — и посадка», — приказывал я себе. Скорость... 300, 200, 180... наконец 150! Можно сажать. Привычным движением ручки управления я начал выводить штурмовик в посадочное положение. Наконец самолет мягко приземлился на три точки. Я рывком откинул назад крышку фонаря кабины. Но свежий воздух не приглушил пламени, наоборот, резко усилил горение. Для торможения и остановки самолета требовалось около минуты, но предел человеческого терпения уже наступил. Было ясно, что оставаться в самолете, значит, сгореть заживо. Сорвав с головы тлеющий шлемофон, я резким толчком на скорости сто двадцать километров выбросился из кабины. Ударившись обо что-то головой, боком, спиной и, сделав несколько кульбитов по земле, вскочил на ноги. Неуправляемый самолет на большой скорости резко развернулся и, сделав полукапот, встал на нос. От носа до хвоста он был весь в огне. Не более чем в трех километрах видны были клубы дыма от побитой нами вражеской колонны. Из-за неровностей местности машин и фашистов не было видно. «Значит, и фашистам не видно меня с дороги». Сбросив парашют, я упал на землю и, катаясь по ней, старался погасить горящий комбинезон. Затем, схватив парашют, бросил его в объятую пламенем кабину. Я понимал, что если парашют не сгорит и гитлеровцы обнаружат его, им станет ясно, что я жив и надо меня искать. Однако нужно было уходить от самолета, так как в любую секунду могли взорваться бензобаки. Но куда бежать? Где укрыться? Осмотревшись, заметил картофельное поле. Выхватил из кобуры пистолет, загнал патрон в патронник и устремился к полю. Отбежав метров на пятьдесят, услышал за спиной взрыв, а за ним другой. Взорвались бензобаки. Одновременно раздавались звуки выстрелов. Это рвались остатки снарядов и патронов — небольшой запас на случай встречи с истребителями противника. Упав в картошку, пополз по-пластунски. Когда сил ползти уже не хватало, лег на спину, чтобы загасить еще тлеющий и обжигающий тело комбинезон. Немного отдышавшись, снова перевернулся на живот, сорвал пучок ботвы и, прикрываясь им, высунулся, чтобы осмотреться. От дороги, где мы штурмовали гитлеровцев, прямо в мою сторону мчалась легковая немецкая машина. «Спокойней, и не дрожать! Бить нужно только без промаха, чтобы не дать фашистам опомниться...», Я извлек из кобуры запасную обойму, зажал ее в левой руке, держа правой пистолет. Но, посмотрев на него, пришел в ужас: ствол был забит землей. «Растяпа!» — мысленно выругал я себя, Обидно было. Ведь более двух лет я исправно чистил пистолет, чтобы в нужный момент он был готов к бою... Нашел какой-то длинный стебель и стал им вместо шомпола чистить оружие. Наконец пистолет в боевой готовности, я выглянул из укрытия. Фашистская машина остановилась в сотне метров от горящего штурмовика, три гитлеровских офицера довольно долго осматривали все вокруг него. Один из них несколько раз выстрелил по кабине горящего самолета, затем все трое сели в машину. Я не сомневался, что они направятся в мою сторону. «Главное — подпустить фашистов вплотную и в упор без промаха расстрелять!» О том, что случится дальше, я не думал, но машина повернула к дороге. Видимо, немцы решили, что я сгорел в кабине самолета. Некоторое время я лежал в каком-то забытьи. Очнулся, как мне показалось, от сильного желания закурить. Ощупав карманы комбинезона, с радостью обнаружил в них две пачки «Беломора» ленинградской фабрики имени Урицкого. Нашлась и коробка спичек. Прикуривая одну от другой, я выкурил подряд три папиросы. С каждой затяжкой напряжение постепенно спадало, а на его место пришла боль и тяжесть во всем теле. Было трудно дышать. «Видимо, разбил нос», — подумал я и ощупал лицо. Вместо носа — непонятная масса, переносица свернута. Лоб сильно опух, и малейшее прикосновение к нему вызывало боль. Над правой бровью — рана. Кожа подбородка рассечена до кости. «Красив», — подумал я. При вдохе резкая боль отдавала в ребра, ныло правое бедро и колено. Хотелось пить. Часы на руке разбиты, стрелок на них не оказалось. По положению солнца определил примерно время: было около пяти часов вечера. До наступления темноты оставалось немного времени, но лежать на земле в ноябре, даже в Крыму, холодновато. Надо уходить. Но куда? Приподнявшись, я осмотрелся. Было тихо. Только со стороны Николаевки доносились слабые звуки пулеметных и автоматных очередей. Там еще шел бой. В полукилометре я увидел что-то, похожее на копну сена, и, чтобы не промерзнуть окончательно, решил ползти туда. Уже наступила темнота, когда я с большим трудом добрался до этого сооружения. Это оказался шалаш, сложенный из снопов. Внутри, как по заказу, была постелена мягкая солома. Видимо, колхозники укрывались здесь от дождей и палящего южного солнца. Выкурив еще две папиросы, я не заметил, как заснул. Проснулся от холода, сильной боли во всем теле и от жажды. Темнота, хоть глаз выколи. Сил не было, но сознание подсказывало: «Нужно действовать, любыми способами пробираться к своим». Несколько часов назад я был среди друзей, состоял на всех видах летного воинского довольствия. Теперь же я внезапно оказался один в тылу врага. Один, потому что первые штурмовики Ил-2 выпускались одноместными. Еще на авиационном заводе, получая новенькие самолеты, мы сожалели о том, что самолет с мощным огнем вперед не был защищен стрелком сзади. Броня при атаках не могла полностью заменить стрелка. Я знал, что враг уже занял все подступы к Севастополю, но насколько далеко он продвинулся в сторону Керчи после прорыва перекопских укреплений? Крым был мне знаком только по полетной карте, правда, в 1934 году мне посчастливилось полетать на планерах с горы Клементьева под Коктебелем. Но карта моя сгорела вместе с планшетом в самолете. К полетам в Крыму я и мои друзья специально не готовились. Войну начали на Балтике в морской разведывательной авиации. В сентябре сорок первого года нас командировали в Воронеж за новыми штурмовиками. По приказу из Москвы вылетели в Крым, где сразу же включились в боевые действия... Поразмыслив, я решил выходить к берегу моря, понимая, что береговая черта уж точно выведет меня к Севастополю. «Хорошо бы найти лодку и уйти подальше от берега», — размышлял я. Но до Севастополя — километров семьдесят пять. Грести не меньше трех суток, к тому же нужен запас пресной воды и продуктов, да и где найдешь лодку? Превозмогая боль, я шел напрямик по полю и всматривался в темноту. Часа через два до меня донесся шум морского прибоя. Сильно хотелось пить, и плеск воды манил быстрей утолить жажду. Я ускорил шаг и вдруг внезапно полетел куда-то вниз. Перепугался, откровенно говоря, куда больше, чем при посадке на горящем самолете, но это был совсем другой страх. Тогда успел мысленно пережить и взрыв, и огонь, и посадку, и прыжок из кабины... Здесь же все произошло внезапно, и страх внезапный, неосмысленный, инстинктивный. Летел, казалось, в какую-то бездну. Ударился обо что-то мягкое и покатился кубарем еще ниже. Наконец остановился, нащупал под собой песок и увидел поблескивающие морские волны. Позже я разобрался, что берег в этом месте заканчивался обрывом высотой с трехэтажный дом, переходившем внизу в более пологий песчаный склон, который и самортизировал удар. Вода была совсем близко. Я встал на колени и, черпая ее ладонью, попытался пить. Но горько-соленый вкус ее вызывал приступ тошноты. Пополоскав рот, стал отмачивать засохшие на лице корки от ожогов и запекшейся крови. Холодная вода освежала, но соль саднила раны. Между обрывом и кромкой воды тянулась песчаная полоса, образующая естественный пляж. По ней я и решил идти к Севастополю. Вскоре, однако, наткнулся на изуродованное проволочное ограждение, спускавшееся к самой воде. Это насторожило. За проволокой мог быть какой-то военный объект. Пришлось карабкаться наверх. На мое счастье, берег в этом месте оказался более пологим. С трудом выбравшись, я долго шел. Вдалеке послышался лай собак. Вдруг передо мной из темноты выросло что-то напоминающее сарай. Вынув пистолет, я осторожно подошел к нему. Скирда соломы! Вот уж действительно как по щучьему велению! Одна сторона скирды была разобрана и разбросана. По этой стороне, превозмогая боль от ушибов, я взобрался на самый верх, вырыл в соломе яму и залез в нее. Запах был гниловатый, скирда старая, и мышей в ней оказалось видимо-невидимо. Сжавшись в комок, я не заметил, как заснул.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |