КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Буржуазная историография
В. О.Ключевский (1841 — 1911). Либеральная историческая наука России во второй половине XIX в. представлена в творчестве Василия Осиповича Ключевского, который испытывал влияние буржуазных реформ 60—70-х годов, общественного движения тех лет, что отразилось на его исторических взглядах. Именно 70—80-е годы являются вершиной творчества ученого, хотя позже историк переживет и второй, более сложный рубеж в истории России, — период вступления ее в империализм. Родился В. О. Ключевский 16 января 1841 г. в семье бедного приходского священника. Местом рождения принято считать с. Воскресенское Пензенского уезда Пензенской губернии на том основании, что так было записано в метрической записке. Однако близкий к семье Ключевских И. А. Артоболевский (позже профессор Духовной академии) писал, что он родился в Пензе в доме отца матери Анны Федоровны. Первые 4 года детства Василия Осиповича прошли в с. Воскресенском. В 1845 г. отец переводится в другое место — в Городище, а через год — в с. Можаровку, где семья прожила 5 лет. В детстве В. О. Ключевский очень любил сказки, которые моментально запоминал. Обучением мальчика занимался отец. Сохранилось свидетельство, что интерес к истории был пробужден у него еще в детстве отцом, которого он лишился рано — в 9 лет. Погиб отец в возрасте 34 лет. Смерть одного из родителей вызвала потрясение у мальчика. Последствием душевной травмы было небольшое заикание, которое проявлялось только в том случае, когда Ключевский нервничал. Трагическое событие заставляет семью переехать в Пензу к родственникам. Пережитое, хлопоты о переезде в город и новом устройстве семьи задержали начало обучения В. О. Ключевского. Лишь в сентябре 1851 г. он поступил сразу во второй класс Пензенского духовного приходского училища, где провел всего год. С 1852 по 1856 гг. Василий Осипович находился в Пензенском уездном духовном училище, а в 1856—1869 гг. — в духовной семинарии. Учебные заведения, среда, в которой находился будущий историк, оказали влияние на формирование его воззрений. Для Ключевского годы обучения были весьма насыщенные, особенно в отношении общественных воздействий на молодого семинариста. Однако перспектива стать священнослужителем не привлекала В. О. Ключевского. Увлечение с детства историей стало для него определяющим в дальнейшей судьбе. Мотивировав невозможность быть священнослужителем по состоянию здоровья, В. О. Ключевский сумел уйти из духовной семинарии и осенью 1861 г. стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. В 1862 г. Ключевский высказывает свое сочувствие статьям Н. Г. Чернышевского в «Современнике». Василий Осипович знал А. П. Щапова по его выступлению по бездненскому делу, одно время входил в ишутинский кружок. Однако все это не оставило глубокого следа в воззрениях историка. В. О. Ключевский встал на либеральные позиции и всецело сформировался в рамках буржуазной историографии, под влиянием ее ведущих представителей. Годы же научной зрелости ученого приходятся на период нарастания новых противоречий, на период усиления борьбы пролетариата и, в целом, революционного движения. Будучи студентом, Ключевский учился у великого знатока классической древности Леонтьева, ведущего специалиста по древнерусской словесности Ф. И. Буслаева, крупного знатока языков Иванова. Но главными учителями Ключевского были С. М. Соловьев и Б. Н. Чичерин. Василий Осипович принял общий взгляд своих предшественников на исторический процесс и стремился его углублять, дополнять, исправлять и перерабатывать. В сущности, В. О. Ключевский продолжал дело развития либеральной историографии, начатое с таким успехом С. М. Соловьевым у истоков капиталистической эпохи в России, и отразил новые явления, присущие взглядам буржуазных ученых в конце XIX — начале XX вв. В мае 1865 г. В. О. Ключевский окончил Московский университет со степенью кандидата и, по предложению С. М. Соловьева, был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. В период подготовки к магистерским экзаменам он вел исследовательские работы, написал статью «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае», где нарисовал яркую картину истории заселения и хозяйственной жизни русского севера. Источниками были жития святых Зосимы и Савватия и рукописный сборник соловецких грамот. Это исследование определило и тему магистерской диссертации: «Древнерусские жития святых как исторический источник». В. О. Ключевский проделал огромную работу над этими источниками, прочитал и обработал много списков житий святых (около 5 тыс.). Уже в ранних публикациях виден талантливый исследователь и тонкий знаток исторических источников. В исторических изысканиях ученого значительное внимание уделяется истории церкви. Так, в магистерской диссертации В. О. Ключевский освещает участие монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси, хозяйственную деятельность церкви и пытается показать социально-экономическую функцию духовенства как сословия. Такая трактовка темы отличает исторические взгляды исследователя от воззрений представителей государственной школы, С. М. Соловьева. В своих трудах Ключевский дает и внутреннюю критику житий как источника. Труд историка является методологическим достижением в научно-исследовательской работе. Что же касается содержания магистерской диссертации, то она сохраняет теорию С. М. Соловьева — Б. Н. Чичерина за основу русского исторического процесса. 8 июня 1871 г. В. О. Ключевский защитил магистерскую диссертацию и был избран советом Московской духовной академии на должность приват-доцента. В Московской духовной академии он проработал без перерыва 36 лет, то есть до 1906 г. Научная работа Ключевского определила и в дальнейшем основное направление исследовательской деятельности ученого. Две диссертации (магистерская и докторская), 4 части курса по русской истории и большая часть монографий и статей В. О. Ключевского были посвящены древней допетровской истории Руси и истории времен Петра I. Защита диссертации имела важные последствия для служебной карьеры В. О. Ключевского, потому что держать в репетиторах магистра было неудобно, и пожилой С. М. Соловьев, давно подумывающий о своей разгрузке, уступил ему кафедру в Александровском военном училище, тем более что фактически с 1871 г. Ключевский его заменял, читая курс лекций по всеобщей истории. В военном училище историк преподавал 16 лет. Летом 1872 г. В. О. Ключевский дал согласие своему другу В. И. Герье взять на себя чтение лекций на Московских высших женских курсах, где проработал 15 лет. Таким образом, Василий Осипович в начале 70-х годов стал читать лекционные курсы в трех высших учебных заведениях Москвы. Впервые открылся для всех его изумительный дар лектора, началось накопление знаний и научных выводов, которые позже легли в основу знаменитого «Курса русской истории». На очереди у историка теперь было другое — докторская диссертация о Боярской думе, над которой он работал 10 лет. Незадолго до завершения научного исследования Ключевского, в октябре 1879 г., умер его учитель С. М. Соловьев, и В. О. Ключевский, по праву, стал его преемником на кафедре русской истории Московского университета. Защита докторской диссертации состоялась в сентябре 1882 г. в МГУ. В ноябре Ключевский стал профессором кафедры. В плане научной проблематики В. О. Ключевский занимался теми же вопросами, что и С. М. Соловьев, но он отошел от своего наставника по ряду положений. Общественное движение 70—80-х годов усилило социальные мотивы в исследованиях ученого. Он обращается к социально-экономической истории, но весьма своеобразно, рассматривая эту тему сквозь призму политической истории. Так, в «Боярской думе» исследователь поставил своей задачей изучить «социальный состав управления, общественные классы и интересы, которые за ними скрывались и через них действовали». Таким образом, В. О. Ключевский в это время ввел новое в либеральную историографию — поставил социальные проблемы, вопросы по истории классов и сословий, в то время как представители государственной школы сводили все только к государству. Социально-экономическая проблематика отчетливо видна в работах ученого 80-х годов: «Боярская дума Древней Руси» (1881), «Русский рубль XVI—XVIII вв. и его отношение к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885). Работы Ключевского этого периода говорят о расцвете научной деятельности историка. Позже за 20 лет от не издаст ни одной монографии, и его работа над «Курсом русской истории» сведется во многом к литературной обработке текстов 80-х годов. В трудах Ключевского начинает проявляться реакция против социальных мотивов «Боярской думы» и экономической тематики. Не случайно сам историк назвал свой труд «сделкой с совестью». В 90-е годы XIX в. на арену политической борьбы выступил пролетариат, появляется новое марксистское направление в отечественной историографии, а В. О. Ключевский резко поворачивает назад, к старой буржуазной схеме. Ученый окончательно отказывается от научного синтеза, тем самым, завершая поступательное развитие либеральной историографии, в которой появляются черты противоречивости и кризисные явления. В 1894 г. ученый опубликовал «Похвальное слово Александру III», которое глубоко возмутило передовое студенчество. В период контрреформ, временного оживления буржуазного либерализма Ключевский делает попытку исторически обосновать дальнейшие буржуазные реформы, примирить создававшиеся противоречия, и это определяет противоречивость его взглядов, о которых речь будет идти дальше. В 1906 г. историк баллотировался в I Государственную думу по списку кадетской партии, но неудачно. Умер В. О. Ключевский 12 мая 1911 г. и был похоронен на кладбище Донского монастыря. Как и С. М. Соловьев, В. О. Ключевский начинал научные занятия с осмысления общих принципов познания прошлого. Теоретическими основами его воззрений был позитивизм. Позитивизм — широко разветвленное течение в буржуазной философии. Представители его выступили с претензией подняться выше материализма и идеализма, найти «третью линию» в философии, объявляли все важнейшие проблемы философии (отношение мышления к бытию и др.) надуманными, бессмысленными. По мнению представителей данного направления, философия не должна выходить за рамки «позитивного», положительного знания, то есть опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, их последовательность, но не законы развития. Тем самым позитивисты отрицали возможность познания законов истории общества. Для них был характерен эклектизм в воззрениях. В конечном итоге, позитивисты остались на позициях философского идеализма в понимании истории. Основателем позитивизма во второй половине XIX в. был О. Конт (Франция). Большую роль в разработке идей позитивизма сыграли также Милль, Спенсер и Бокль. В. О. Ключевский так характеризовал свое понимание истории: «Человеческая личность, людское общество и природа страны — вот три основные исторические силы, которые строят людское общежитие». Именно позитивизм приводит исследователя к выделению природного фактора, значению географической среды в историческом развитии, в признании которого Ключевский идет дальше С. М. Соловьева. И политика, и экономика для историка — равнозначные функции духовного развития общества, развития идей, лежащих в основе исторической жизни. Но, располагая в рамках идеализма теорией, которая могла бы связать воедино многообразие реально установленных наукой факторов исторической жизни общества, буржуазная наука пошла по пути соединения «разных факторов» плюрализма, позитивизма... Определяющими факторами исторического развития у В. О. Ключевского являются в «Курсе русской истории» географический и государственный. В. О. Ключевский — позитивист. Однако в 80-е годы, под влиянием общественного движения, он сочетает позитивизм с элементами экономического материализма и приходит к новой проблематике и новым выводам, в отличие от своих предшественников, хотя во многом и остается на их позициях. Экономизм ученого явился новым шагом в плане методологических позиций либеральной историографии. Экономизм его заключается в том, что он пытается подойти к изучению народной жизни с ее материальной стороны, от ее экономического содержания. В «Боярской думе» и других работах 80-х годов В. О. Ключеский исследует историю хозяйственного быта: рассматривает род занятий людей, свойства капитала, стремится раскрыть характер и содержание общественной жизни, определить положение и роль общественных классов и сословий в русском обществе. В «Боярской думе» историк пытается проблемы русского исторического процесса связать с историей общества. Отходя от государственной школы, В. О. Ключевский стремится подойти теперь не от правовой нормы, не от закона, а исследует реальные отношения. Докторская диссертация ученого посвящена социальной природе деятельности Боярской думы. В связи с этим проанализирована история боярства, экономической основой которого объявлялась «древнерусская боярская вотчина». В. О. Ключевский в освещении боярства и боярской вотчины открыл новые моменты в истории России XVI—XVIII вв.: а) изменение состава боярства в итоге опричнины и «смуты»; б) им отмечен и впервые сформулирован экономический кризис конца XVI в. Непоследовательность, противоречивость взглядов В. О. Ключевского как позитивиста состоит в том, что экономический материал рассматривается им не как определяющий историческое развитие общества, а лишь как один из факторов этого развития. Кроме того, фактические отношения между людьми превращаются Ключевским в норму поведения людей, то есть, в сущности, правовое начало поддерживается им с другой стороны, а экономическая тематика ученого все-таки была подчинена государственной схеме. Другой узловой темой исследований В. О. Ключевского в 80-е годы было происхождение крепостного права в России. В вопросе о закрепощении и раскрепощении сословий силой государственной власти автор расходится с теорией государственной школы. Закрепощение крестьян, по его мнению, не было делом государственным, и. напрасно искать пресловутый закон 1592 г. В. О. Ключевский пытается найти экономическое объяснение закрепощения и разорения крестьян, говорит о том, что необходимость ссуды приводила крестьян к кабале. В такой' постановке вопроса была положительная сторона. Ученый обратил внимание на реальные условия, на то, как складываются отношения крестьян с помещиками. Но Ключевский подменил внеэкономические стороны принуждения, присущие феодализму, экономическими факторами зависимости. Ошибочность этого взгляда состояла в ошибочности самого экономического истолкования. Историк смешивал фактический строй крепостничества как социально-экономическую систему с системой правовых отношений. Он, вслед за государственной школой, считал крестьян до XVII в. свободной бродячей массой, а крепостная зависимость возникла в XVII в. одновременно с крепостным правом. Ключевский социальные отношения отождествляет с правовыми нормами. В. О. Ключевский экономические причины превращает в правовой акт, только место закона занимает частная сделка — ссудная запись, кабала. Ученый публичное право переносит в область частноправовых отношений. Завершающим этапом в научном творчестве В. О. Ключевского было написание в 1904—1911 гг. «Курса русской истории». В этой работе историк, в сущности, дальше развивает основные положения государственной школы, дополняя новым материалом. Во многом он отходит от своих выводов 80-х годов, Процесс исторического развития у Ключевского состоит в непрерывном росте государства, последнее опирается на распространение великорусского народа — «поглощение встречных инородцев». Схема истории России В. О. Ключевского возникла из попытки соблюсти принцип всесторонней характеристики каждого этапа по территориальному, социально-экономическому, политическому или государственному признаку. Но основным остается географический- фактор, как главная предпосылка и государственный строй, как результат развития. Начало русской истории связано у Ключевского с призванием варягов и образованием Киевской Руси. Дальнейшая периодизация выглядит следующим образом: 1. Русь днепровская, торговая, городовая (VIII—XII вв.); 2. Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII — первая половина XV вв.); 3. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (вторая половина XV — 20-е гг. XVIII вв.); 4. Период Всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.). В этой периодизации отчетливо выступает влияние государственной школы. Экономическая характеристика на деле подменяется правовым признаком «владения», социальная характеристика сводится к сословной, к государственно-правовой. В «Курсе русской истории» В. О. Ключевский освещает, главным образом, историю государства и идейную жизнь, а народ, как ведущую силу истории, практически не видит. С. М. Соловьев считает народ движением анархии против государства, но, будучи верным историзму ученым он сохранил конкретное содержание места народа в историческом развитии. В работах В. О. Ключевского говорится лишь о крестьянском движении «смутного времени»: «Настоящим царем этого люда был вор тушинский, олицетворение всякого беззакония в глазах благонамеренных граждан». О восстаниях С. Разина и Е. Пугачева историк умалчивает, а восстание декабристов рассматривает как последнее военно-дворянское движение. По его мнению, восстание декабристов — это историческая случайность, обросшая литературой. Ученый не находит в истории места движению народных масс России. И все же историографическое значение трудов В. О. Ключевского было заметным. Работа «Курс русской истории» явилась новым итогом развития исторической мысли конца XIX в. Особое научное значение имеют монографии Ключевского, посвященные народной жизни и экономической тематике. Несомненно, В. О. Ключевский занимает ведущее место в историографии в силу его таланта, творческого характера научного мышления. В своих работах он ярко излагал идеи и факты, образно раскрывал страницы прошлого. Талант Ключевского заключался в художественном чутье народной жизни. Отличительной чертой «Курса русской истории» было то, что историк не загонял содержание материала в заранее разработанную схему, а рассматривал этот материал в динамике. Все перечисленное выше придавало лекциям Ключевского логическую стройность и последовательность. В устах В. О. Ключевского история «живет, горит, дышит». У него действующим лицом является и природа, о которой он не мог не говорить в силу выделения им географического фактора. Одна из увлекательных сторон «Курса русской истории» — это художественное отображение того, как сама природа России созидала ее историю. В. О. Ключевский любил сравнения, и даже схизмы: «Государство пухло, а народ хирел», «Петр отлился односторонне, но рельефно, вышел тяжелым и вместе с тем вечно-подвижным, холодным, но ежеминутно готовым к шумным взрывам — точь-в-точь как чугунная пушка его петрозаводской отливки». Остроумно В. О. Ключевский обыгрывает налоговую политику петровского времени: «Дивиться надо, как могли прожекторы и прибыльщики проглядеть налог на похороны. Свадебная пошлина была уже изобретена древнерусской администрацией и сама по себе еще понятна: женитьба — все-таки маленькая роскошь, но обложить русского человека пошлиной за решимость родиться и позволить ему умирать беспошлинно — это финансовая несправедливость, впрочем, исправленная духовенством». Вполне понятно, что историк метким словом выражал мысли либерального идеолога и опровергал крепостничество, чтобы доказать преимущества капитализма. Итак, мы видим, что историческая концепция В. О. Ключевского — не застывшее, а динамическое, объективно развивающееся явление. Несмотря на это, он все же не вырвался из рамок буржуазного либерализма. Ученый бился в замкнутом кругу идеалистической системы, временами надламывал стены, его теснившие, совершал прорывы, искал выходы и снова прятался в старое убежище. Историческая концепция В. О. Ключевского не смогла вместить того нового, к изучению которого пришел он сам, и интерес к чему пробудил у тысяч своих читателей и слушателей. Ключевского, как истинного исследователя, влекли социальный строй России, его отражение в государственных учреждениях, взаимоотношения общественных классов, сословий и групп, но попытка заново пересмотреть устаревшую методологию исследования закончилась неудачей. Вклад В. О. Ключевского в науку велик. Он дал историографии одну из самых ярких концепций русской истории — противоречивую, недосказанную, но полную проблем. В этом заключается научное завоевание историка и его вклад в отечественную историографию. О так называемой «научной школе» В. О. Ключевского можно говорить условно, она не была единой, потому что часть учеников ученого, порвав с идеалистической методологией, встала на марксистские позиции и после 1917 г. стояла у истоков советской исторической науки (М. Н. Покровский, С. В. Бахрушин и др.). Другая группа, во главе с П. Н. Милюковым, продолжала развивать идеи буржуазной историографии в период империализма, отражая в своих трудах черты противоречивости и кризисности в новых исторических условиях. Н. И. Костомаров (1817 — 1885). Видным представителем либеральной исторической науки в России в пореформенное время, пользовавшимся популярностью среди либерально настроенной интеллигенции вследствие критического изображения прошлого самодержавия, был Николай Иванович Костомаров. С юности ученый проявил интерес к истории народного творчества и быта, особенно украинского. Историк вошел в Кирилло-мефодиевское общество, был арестован, но, в отличие от жестоко репрессированного Т. Шевченко, как либерал, был сослан лишь в Саратов. Там Н. И. Костомаров познакомился с Н. Г. Чернышевским. Знакомство продолжалось после возвращения из ссылки в Петербурге. В начале 60-х годов Костомаров создал журнал «Основа», посвященный литературно-фольклорным 'изысканиям. Он написал труды, составившие 21 том его «Исторических монографий», а также издал 12 томов документов, участвовал в работах этнографов и археологов. Н. И. Костомаров отрицательно относился к современной ему официально-либеральной историографии, хотя заимствовал многое у нее и в принципе не вышел из ее идейно-методологических рамок, основав лишь новое течение в русле уже имевшегося течения. Один из организаторов Кирилло-мефодиевского общества, Н. И. Костомаров в составленном им вместе с Н. И. Гулаком и В. М. Белозерским «Законе божьем» — программном документе — сформулировал основы своего понимания общественной жизни и значения Московского государства в исторических судьбах славянских народов. По мнению Н. И. Костомарова, основой идеального общества является христианский демократизм, достичь которого в силах только славянские народы, сохранившие в чистоте христианскую идею, в отличие от католиков, признавших папу наместником Христа на земле. Характеризуя философские и политические воззрения созданного Костомаровым и другими членами Общества, П. А. Зайончковский отметил, что «в области философии, истории Общество стояло на позициях идеализма: бог — демиург истории, христианская религия — движущая сила ее... Социально-политические идеалы Общества заключались в стремлении к уничтожению крепостного права, отмене сословных привилегий и созданию славянской федеративной демократической республики, ведущая роль в которой должна принадлежать Украине». В «Законе божьем» эти идеи выражены вполне отчетливо: «Московщина состояла из великороссиян, и была у них великая речь посполитая новгородская, вольная и равная, хотя не без господ, и погиб Новгород за то, что и там завелись господа, и возвысился над всеми Великороссиянами царь московский, а возвысился он, кланяясь татарам, и ноги целовал хану.., чтоб помогал ему держать в неключимой неволе христианский народ великороссийский... И обезумел народ великороссийский и в идолопоклонство впал, ибо царя своего называл земным богом, и все, что царь Иван в Новгороде душил и топил по десятку тысяч в день народу, то летописец, рассказывая об этом, называет его Христолюбивым... Украина пристала к Московщине и соединилась с нею, как один народ славянский с другим народом славянским, нераздельно и несмесимо, как некогда соединятся между собою все народы славянские... Но скоро увидела Украина, что она попалась в неволю... И Славянщина хотя терпела и терпит неволю, но не сама сотворила неволю, ибо царь и дворянство не славянского духа изобретение, а немецкого и татарского». Достоинство исторической концепции Н. И. Костомарова — в ее максимально популярном изложении. Критика Московского государства и крепостничества ведется с религиозно-националистических позиций, здесь нет и грамма историзма в оценке сложных исторических явлений, попытке найти определенные исторические закономерности, зато есть открытый возврат к давним построениям Н. М. Карамзина о роли монголо-татарского ига в образовании Русского централизованного государства. Споря с М. П. Погодиным по поводу начала русской истории, Костомаров доказывал, что история России есть прежде всего борьба вечевого и единодержавного начал, причем до образования Московского государства вообще не было государства — князья лишь собирали время от времени дань, «могли быть только вроде атаманов разбойничьей шайки, называемой дружиною, и более ничем». По мнению историка, государство явилось искусственно, без всяких внутренних предпосылок, в прямом противоречии с исконными началами народного характера. Одним из важнейших факторов появления государства стал татарский разгром, который погубил вольные порядки: свободные земли стали собственностью князей, ханы возвеличили своего приказчика — московского великого князя, следствием всего этого стало рабство народа — «в этом-то рабстве Русь нашла свое единство, до которого не додумались в период свободы». Н. И. Костомаров считал, что московское самодержавие возникло из татарской власти, так как общие главные начала были переданы русским князьям, которые их унаследовали. «Единодержавие, — писал Костомаров, — зародилось во времена татарского завоевания как неизбежное последствие покорения страны и обращения в собственность завоевателя». Естественно, что в силу своих взглядов он отрицательно оценил присоединение Новгорода к Москве, как и всю деятельность Ивана III, не говоря уже об Иване IV. Как ни привлекательна была для прогрессивных современников Н. И. Костомарова его резкая критика московских самодержавно-крепостнических порядков, нельзя не отметить явную отсталость методологии историка даже для его времени. В лекции «Об отношении русской истории к географии и этнографии» автор обрушился на исследователей XVIII в., на С. М. Соловьева, на славянофилов, но критика велась с весьма отсталых философских позиций, воскрешавших шеллингианские идеи. В основе исторических судеб народов лежит, по мнению Костомарова, «народный дух» какой-либо этнической группы. У великоруса «дух» проявляется в созидательном начале, дисциплине, государственности, любой русский — крепостной и любит своего барина. В отличие от русского украинец вольнолюбив, привык к самоуправлению, пример тому — казачество, но государство крепкое создать не способен. В этих суждениях проявляются зачатки буржуазно-националистической тенденции, неразрывно связанной с тезисами о якобы «бесклассовом» развитии украинской нации. Социальные противоречия в трудах Н. И. Костомарова подменяются этническими, национальными противоречиями, а история народа определяется внеисторическими категориями, будто бы предрасположенными в судьбе каждого народа с самой отдаленной древности, еще в период его формирования. Костомаров был одним из первых, кто уделил специальное внимание народному движению и проявлению «народоправства» в истории. В монографии «Северно-русские народоправства» историк доказывает, что новгородцы, унаследовав черты южнорусского языка, переняли черты украинской народности, и отсюда явился вечевой строй Новгорода, а уничтожение вечевого строя связано с распадом «новгородской народности». В работах «Смутное время» и «Бунт Стеньки Разина» содержится впервые использованный в исторической литературе богатый фактический материал. Однако общая оценка народных движений у Костомарова отрицательна. Историк считал народные волнения проявлением анархического начала, безрезультатными, «блестящими и бесплодными, как метеор», «кровавым знаменем переворота русской земли вверх дном». Отношение историка к народным выступлениям характеризуется его стремлением развенчать и дискредитировать руководителей и героев борьбы народа (И. Болотникова, К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина) против внутренних и внешних поработителей. Такая постановка проблемы привела Н. И. Костомарова к положительной оценке московского самодержавства, хотя он в своих изысканиях, особенно в написанных им биографиях московских правителей, продолжал рисовать картины жестокого произвола и деспотизма, царивших при Иване Грозном и других царях. Ученый занимался также вопросами истории торговли, выступая в этой области собирателем материала. Сочинения Н. И. Костомарова по истории Украины и, в частности, посвященные казачеству и освободительной борьбе украинского народа в XVII в., носят черты внутренней противоречивости в понимании роли казачества, которое одновременно выступает и как выразитель народных чаяний, и как анархическая, разрушительная сила, неспособная организовать собственную государственность. Трудам историка свойственна художественно-литературная форма, отказ от строгого следования фактам, публицистичность. Непоследовательные, внутренне противоречивые исследования Костомарова сыграли двоякую роль в развитии историографии: с одной стороны, они познакомили широкий круг читателей с массой исторических материалов, с другой — придали им совершенно произвольную трактовку. Важно в высказываниях Н. И. Костомарова и то, что он стоит у истоков националистических взглядов на историю Украины, несмотря на либеральную оппозицию по отношению к царизму. К демократическому направлению в историографии Костомарова не относят, несмотря на исследования, посвященные народным движениям, истории народного быта и творчества. 4. Исторические взгляды революционеров-демократов Основную роль в разработке революционно-демократической концепции сыграли Н. Г. Чернышевский (1828— 1889) и Н. А. Добролюбов (1836—1861). Н. Г. Чернышевский занимался обоснованием теоретико-методологических принципов исторической науки. Он уделял внимание кризисам, революционным событиям, особенно французским революциям 1830 и 1848 гг. В отечественной истории Н. Г. Чернышевского интересовали проблемы народных движений, реформы 1861 г., история перспективы развития капитализма в России. Основными его работами стали: «Сочинение Грановского» (1856), «Экономическая деятельность и государство» (1859), «Чичерин как публицист» (1859), «О причинах падения Рима» (1861) и др. Ряд публикаций по теоретико-методологическим и конкретно-историческим вопросам осуществил Н. А. Добролюбов: «Жизнь Магомета», «Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ», «От Москвы до Лейпцига». Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, как А. И. Герцен и В. Г. Белинский, видели в исторической науке важное средство обоснования своей революционной программы. Они были уверены в победе народной революции, которая, по их мнению, была исторической неизбежностью. Разработка революционной программы повышала интерес Чернышевского, Добролюбова, Герцена к истории. Для теоретического обоснования новой программы нужна была демократическая концепция в области истории. Ее авторами стали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, определив задачи демократической исторической науки и подвергнув критике дворянско-буржуазную историографию. Н. Г. Чернышевский считал важнейшей коренной наукой науку о человеке, а главным разделом ее — историю. Следовательно, историческая наука должна быть фундаментом образования. Революционеры-демократы отметили успехи исторической науки за целые века в области накопления фактов, выявления источников и развития методов исторического исследования. Они подчеркивали рост интереса к истории в народе, но, по их мнению, официальная и либеральная историография была бессильна раскрыть законы исторического развития и удовлетворить запросы масс. Слабость современной им историографии они видели в том, что та служила интересам господствующих классов. Игнорирование роли народных масс в истории приводило всех предыдущих историков к фантастическим представлениям, а подлинную задачу истории Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов видели в изучении роли народных масс в процессе исторического развития. Оба понимают сложность разработки исторических проблем, но считают, что исторические законы для всех народов одинаковы, поэтому деление народов на «низшие» и «высшие» не имеет научного значения. В своих трудах Н. Г. Чернышевский пытается установить периодизацию всемирной истории по признакам «экономического быта»: в первобытном обществе в основе лежало совместное владение землей; в рабовладельческих государствах земля и личность трудящегося принадлежали рабовладельцу; в средние века собственность на землю давала политическую власть феодалу: в новое время экономическое господство буржуазии давало ей господство в политике. Таким образом, II. Г. Чернышевский близко подходит к той периодизации, которая была выработана марксизмом. На наш взгляд, Николай Гаврилович не понимал сущности общественно-экономического строя и нередко делал ошибочные выводы. Например, в статье «О причинах падения Рима» революционер-демократ отмечает, что установление феодализма было шагом назад по сравнению с античным строем, а русские демократы видели в историческом развитии прогресс и были уверены в торжестве народной революции, считая, что Россия пойдет к социализму, минуя капитализм. Ценно в трудах Н. Г. Чернышевского то, что он понимал, что историю России можно изучать только в связи с историей Запада. Критикуя С. М. Соловьева, Б. Н. Чичерина и других, Н. Г. Чернышевский обращает внимание на необходимость разработки отечественной истории с иных позиций — революционных. Революционные демократы многое сделали для исследования истории России. Считая своей задачей, изучение истории народа, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов начинали освещение русской истории задолго до так называемого прихода варягов. Прослеживая исторические судьбы восточных славян до образования Киевской Руси, характеризуя общественные отношения, распад их родового строя в результате появления частной собственности, революционные демократы решительно разоблачали антинаучную «норманнскую теорию». Раскрывая самостоятельность исторического развития русского народа, революционеры-демократы подчеркивали решающую роль внутренних факторов в процессе образования государства. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, борясь с идеализацией самодержавия и преувеличением значения государства официальными и либеральными историками, подчеркивают роль народных масс как решающей силы на всех этапах исторического развития России. Роль народа они видят в том, что еще в древние времена происходила борьба за сохранение национальной независимости Киевской Руси от притязаний Византии, печенегов и половцев. Характеризуя внутренний строй Киевского государства, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов проницательно подмечают социальное неравенство в древнерусском обществе. Н. Г. Чернышевский замечает, что обогащение дружины «вело к разорению смердов». Указание революционеров-демократов на социальное неравенство в Киевской Руси отличает их исторические взгляды от воззрений А. И. Герцена, ошибочно отрицавшего это неравенство в рассматриваемый период. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в оценке так называемого удельного периода высказывают новые суждения по сравнению с идеями В. Г. Белинского и А. И. Герцена, которые «допетровский период» в истории России переоценивают, говоря о различии исторического развития России в этот многовековой период и развития западноевропейских государств. Противопоставление русского исторического процесса западноевропейскому было чуждо Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Революционеры-демократы подчеркивают принципиальную общность истории России и Западной Европы, следовательно, более последовательно проводят принцип закономерности в истолковании русского исторического процесса. Н. Г. Чернышевский склоняется к признанию существования феодальных отношений в России. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов указывают на то, что последствия распрей между удельными князьями явились причиной ослабления сил русского народа в период монголо-татарских завоеваний. Революционеры-демократы отмечают решающую роль народных масс в процессе образования единого Русского государства и констатируют прогрессивный характер этого процесса в России, успешное завершение которого Н. Г. Чернышевский целиком связывал с активной деятельностью народных масс. По мнению революционеров-демократов, московские князья в своих стремлениях к созданию централизованного государства руководствовались своекорыстными мотивами. Если представление об укрепляющемся централизованном государстве как антинародной силе обнаруживало глубину демократических исторических воззрений Н. Г. Чернышевского, то его стремление совершенно отрицать положительную роль московских князей в упорядочении национального единства ошибочно. Подобная крайность в воззрениях революционеров-демократов являлась реакцией на переоценку роли государства в истории России либеральными историками, а также была результатом стремления развенчать авторитет само-, державной власти не только в настоящем, но и в прошлом. Н. Г. Чернышевский правильно утверждает, что поместная система в России представляет собой «иерархию более или менее крупных поземельных владельцев — иерархию чисто феодальную», а в крепостнических отношениях он справедливо усматривает признак феодализма в России, но то и другое — поместную систему и крепостничество — Н. Г. Чернышевский, как и Н. А. Добролюбов, ошибочно считал созданием «централизации» — самодержавного государства, которое защищало интересы боярства и дворянства. В отличие от В. Г. Белинского и А. И. Герцена, полагавших, что крепостное право было установлено только в конце XVI в. при Борисе Годунове, они относили начало закрепощения крестьян к более раннему времени. Революционеры-демократы впервые указали на усиление в XVII в. самодержавно-крепостнического гнета, подчеркнули социально-политическую и культурную отсталость Русского государства в отличие от передовых стран Западной Европы. Вместе с тем революционеры-демократы видели и ростки нового в этот период, которые являлись предпосылками реформ. В исторических построениях И. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова содержались свежие мысли в трактовке реформ Петра I. В 50—60-е годы XIX в. разработка этой исторической проблемы приобрела еще большую политическую и практическую актуальность, нежели в 40-х годах. В петровских реформах революционеры-демократы, в отличие от славянофилов, видели прогрессивное содержание. Вместе с тем, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов сумели преодолеть известную идеализацию реформ Петра I, свойственную В. Г. Белинскому и. А. И. Герцену в начальный период их революционной деятельности. Рассматривая петровские преобразования с демократических позиций, Н. А. Добролюбов отмечал тяжесть реформ для народных масс, страдавших от налогового гнета, рекрутских наборов, каторжного труда на строительстве крепостей, городов, заводов и каналов. В оценке этой стороны преобразований первой четверти XVIII в. содержались элементы понимания социальной обусловленности политики правительства Петра I, связанной с укреплением самодержавно-крепостнического строя, господства дворянства в России. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов развили взгляды декабристов, А. И. Герцена и В. Г. Белинского на Отечественную войну 1812 г. как войну освободительную, народную, подчеркнув историческое значение борьбы русского народа против нашествия Наполеона в мировой истории. Они указывали, что русский народ явился спасителем народов Европы от наполеоновского гнета. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, в противовес дворянским и буржуазным историкам, идеализировавшим реформу 1861 г. в России, дали ее оценку с революционно-демократических позиций, с точки зрения интересов народных масс, вскрыв крепостнический характер реформы, которая проводилась помещиками и привела к ограблению основной массы крестьянства, к ее обезземеливанию. Чернышевский и Добролюбов в своих произведениях призвали крестьян к революционной борьбе за свержение самодержавия и власти помещиков, выступив сторонниками народной революции. Н. Г. Чернышевский дал глубокую критику капитализма, считая социализм итогом, обусловленным всем развитием человечества, но, как утопист, полагал возможным для России переход к социализму через общину. Высокую оценку исторических взглядов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Ф. Энгельс в письме русской эмигрантке Е. Паприц писал об исторической и критической школе в русской литературе, которая «стоит бесконечно выше всего того, что создано в Германии и Франции официальной исторической наукой». А. П. Щапов. Афанасий Прокофьевич Щапов (1831—1876) принадлежал к числу историков-демократов. Он родился в 1831 г. в глухом сибирском с. Анга Иркутской губернии в семье дьячка. Мать его была крестьянкой из бурят. Учился А. П. Щапов в Иркутской духовной семинарии, а затем в Казанской духовной академии, которую окончил в 1856 г. и был оставлен при ней в качестве преподавателя русской истории. В 1858 г. он получил степень бакалавра (соответствовала магистерской) после защиты диссертации «Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и первой половине XVIII века». Историк испытывал влияние передовой общественной мысли середины XIX в., в частности, воздействие революционно-демократических идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Влияние революционно-демократических идей отразилось в лекционном курсе Щапова, прочитанном в Казанском университете, в который тот был приглашен для преподавания осенью 1860 г. В апреле 1861 г. А. П. Щапов выступил с речью на панихиде жертвам расстрела волнения крестьян села Бездна, которую закончил призывом: «Да здравствует демократическая конституция!» За это он был лишен права преподавания, вызван в Петербург и по дороге арестован. Однако на этот раз, благодаря коллективному выступлению видных петербургских ученых и писателей, ему удалось спастись от расправы. В Петербурге развернулась интенсивная научная и литературная деятельность А. П. Щапова и были написаны лучшие работы. В городе на Неве он сошелся с кругом сотрудников демократического журнала «Русское слово», испытав влияние воззрений Д. И. Писарева. В 1864 г. историк, в связи с усилением политической реакции в России, был снова арестован, на этот раз по обвинению в сношениях с А. И. Герценом, и выслан на жительство в Иркутск. Находясь в Сибири, А. П. Щапов продолжал свою научную деятельность, сотрудничая в различных изданиях. Его работа в этот период протекала в крайне тяжелых условиях. Бедственное положение и болезнь привели его к преждевременной смерти в 1876 г. В отличие от других демократических деятелей, изучение истории было для Щапова специальностью. Свои передовые исторические построения он излагал не только в печатных трудах, но и в лекциях. В развитии мировоззрения и в научной биографии историка следует выделить три этапа: время формирования взглядов (примерно до 1859 г.), период высшего подъема общественно-политической и научной деятельности (1860— 1863), когда наиболее четко выявилась демократическая основа его воззрений и, наконец, последний этап в идейном развитии и научной работе А. П. Щапова (1864—1876), связанный с поисками более глубоких основ исторического процесса, приведшими, однако, ученого лишь к вульгарному материализму. Демократическое происхождение А. П. Щапова дало ему возможность рано узнать тяжелое положение народа; общение с казанскими студентами-разночинцами и влияние передовых общественных идей содействовали оформлению демократических воззрений молодого историка. Но эти позиции были первоначально недостаточно определены и противоречиво сочетались с традиционными, в том числе и клерикальными, представлениями по вопросам истории и современности. Взгляды Щапова нашли отражение в его диссертации «Русский раскол старообрядства». Стремясь порвать с официальной трактовкой раскола как обычной религиозной «ересью», исследователь показывает раскол как народное движение, как «смелый протест против подушных переписей, податей и «даней многих», против рекрутства, крепостного права, областного начальства и т.п.». В таком истолковании раскола отразились демократические тенденции исторических взглядов А. П. Щапова, но, наряду с ними, он обнаружил неопределенность официального понимания раскола, как результата «невежества масс», неспособность народа понять суть церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном. Исследование А. П. Щапова вызвало разноречивую оценку в печати. Среди ученых оно получило положительные отзывы; но одновременно в «Современнике» напечатана критическая статья М. А. Антоновича, в которой раскрывалась противоречивость установок автора в оценке раскола. Критика «Современника» оказала существенное влияние на Щапова и содействовала завершению становления демократических исторических воззрений. Преподавание А. П. Щапова в Казанском университете открывает наиболее зрелый период в его идейном развитии и в научной деятельности. Уже в первой лекции историк отчетливо и ярко обозначил демократические принципы, положенные в основу читавшегося им курса: «...Не с мыслею о государственности, не с идеей централизации, — заявлял ученый, — ас идеей народности и областности я вступаю на университетскую кафедру русской истории». Эту идею о первостепенном значении народных масс в истории Щапов раскрывал во всех последующих публикациях. Демократические принципы в истолковании русской истории получили дальнейшее развитие и в других работах А. П. Щапова, написанных в Петербурге. В статье «Великорусские области и Смутное время (1606—1613)», появившейся в 1861 г., историк в общих чертах раскрывает так называемую «земско-областную теорию». Согласно представлениям Щапова, складывание русской народности и государства в России совершилось в результате деятельности народных масс, которые, расселяясь по течению наиболее крупных рек, постепенно колонизовали территорию Поволжья, Урала и Сибири и создали здесь областные общины. Своеобразие географических условий каждой из областей приводило к образованию местных особенностей в обычаях и правах населения. Областные общины были самоуправляющимися единицами, слабо связанными между собой до XVII в. Польско-шведская интервенция, угрожавшая русскому народу утратой национальной независимости, привела к объединению областей, к созданию народного ополчения, которое спасло независимость страны и создало условия для упрочения ослабленного государства. В результате открылся новый этап в истории России, который А. П. Щапов называл «союзно-областным». Исходя из приведенных соображений, он заявлял: «Русская история в самой основе своей есть по преимуществу история областей, разнообразных ассоциаций провинциальных масс, народа — до централизации и после централизации. С этой точки зрения даже вся русская история не что иное, как историческое развитие и видоизменение разнообразных областных общин в двух последовательно преемственных формах». В статьях «Земство», «Сельский мир и мирской сход», «Сельская община», «Городские мирские сходы», а также в двух статьях, посвященных истории земских соборов, историк показывал деятельное участие народных масс в организации и укреплении органов самоуправления — сельских, городских и областных; влияние народа на внутреннюю и внешнюю политику правительства через земские соборы. Наконец, в одной из известных работ «Земство и раскол» (1862) Щапов, преодолевая свою прежнюю непоследовательность в истолковании причин и характера раскола, которая была подвергнута критике в «Современнике», показал, что угнетенные массы, протестуя против усиления крепостничества и произвола правительственной администрации, выразили протест против церковной реформы Никона. Раскол рассматривается в исследовании А. П. Щапова как «могучая, страшная общинная оппозиция податного земства, массы народной против всего государственного строя — церковного и гражданского». Историк - показывает связь раскола с антикрепостническими крестьянскими движениями XVII в., раскрывая социальный смысл борьбы народных масс за свое освобождение. Итак, Щапов в 1860—1863 гг. разносторонне осветил деятельность народных масс в истории России, показав их решающую роль в освоении новых пространств страны, активное участие в общинных и областных органах самоуправления, первостепенное значение в борьбе с внешними врагами, в создании прочной основы для государственного единства после объединения областей в начале XVII в., а также их борьбу за социальное освобождение. Все эти особенности демократических воззрений А. П. Щапова противопоставляли его буржуазным историкам, которые видели в народных массах лишь консервативную силу, тормозившую своими анархическими действиями историческое развитие России, направляемое, по их мнению, только деятельностью государства. Превосходство ученого над либеральной историографией не исключало, однако, слабых сторон в его построениях. В отличие от Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, объективно оценивавших тот или иной период в истории России, он идеализировал областное самоуправление и земские соборы допетровской Руси, в которых ошибочно усматривал органы всенародного представительства и даже видел прообраз будущего государственного строя. Указывая на роль народных масс в истории России, А. П. Щапов не был последователен в признании народа как силы, способной осуществить революционное преобразование страны в настоящем, иногда он проявлял колебания в сторону либерализма, наивно-монархических иллюзий. Следует также отметить отсутствие в работах историка сочувственного отношения к социалистическим идеям. Все это говорит о непоследовательности его демократических убеждений. В воззрениях А. П. Щапова незадолго до отъезда из Петербурга наметился перелом, сказавшийся и в его понимании исторического процесса. Под воздействием идей Д. И. Писарева ученый стал переоценивать роль естественных, природных факторов в общественном развитии. По мнению историка, природные условия, в которых протекают процессы складывания этноса, вырабатывают в народе определенные физиологические свойства. Физиология людей определяет степень их умственного развития, которая становится основным фактором общественного прогресса. В этой новой «антрополого-социалистической» теории вульгарный материализм в понимании истории соединился у А. П. Щапова с явно выраженным идеализмом. Применяя свою натуралистическую теорию к объяснению русской истории, историк, например, главную причину отставания России от передовых стран Запада видел в порожденных суровым климатом физиологических особенностях русского человека, в замедленности его психических реакций и. вызванной этим, заторможенности интеллектуального развития. Эта теория, крайне упрощавшая общественное развитие и создававшая, наверное, своеобразное представление о русской истории, обосновывалась ученым в ряде статей, написанных в Сибири. Ошибочные позиции затушевывают в этот период демократизм воззрений А. П. Щапова. Наконец, в сибирский период деятельности, исследователь преувеличивает роль интеллигенции в преодолении отсталости России, вслед за народниками, подменяя просветительской деятельностью интеллигенции борьбу народных масс за свое социальное и политическое освобождение. Историк, находясь в Сибири, не сумел остаться на той высоте, которой он достиг в лучший период своей научной и общественной деятельности. Искания более совершенной теории общественного развития и стремление обнаружить материальные основы этого развития были знаменательны для А. П. Щапова. В то же время исследования Щапова показывают воздействие на его взгляды теории позитивизма.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |