КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические взгляды П. Н. Милюкова
Видное место в исторической науке конца XIX — начала XX вв. заняли труды Павла Николаевича Милюкова (1859— 1943), который был старшим представителем последнего поколения либеральной историографии в России. П. Н. Милюков родился 28 января 1859 г. в Москве. Отец Милюкова служил городским архитектором, был инспектором художественных училищ и преподавал в Московской школе зодчества и ваяния, в конце жизни работал оценщиком в банке. Мать происходила из рода Султановых, владела имением в Ярославской губернии. Павел Николаевич с детства увлекался музыкой. В 1877 г., после окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. С. М. Соловьева студент Милюков застал в последний год его профессорской деятельности и как ученый сложился уже в школе В. О. Ключевского. После окончания в 1882 г. Московского университета Милюков был оставлен на кафедре В. О. Ключевского для подготовки к профессорскому званию. С 1883 по 1885 гг. П. Н. Милюков сдал магистерские экзамены и после пробных лекций остался в МГУ в качестве приват-доцента. Он читал спецкурсы по историографии, исторической географии и истории колонизации в России. Историк стал членом многих московских научных обществ. 17 мая 1892 г. в актовом зале Московского университета он защищал свою магистерскую диссертацию «Государственное хозяйство России первой четверти XVIII в. и реформы Петра Великого». Защита проходила по вышедшей книге. В 1897—1899 гг. П. Н. Милюков был в Болгарии и Македонии, читал лекции в Софии в высшем училище, в 1903—1904 гг. выступал с лекциями по русской истории в США и Англии. В начале XX в. П. Н. Милюков становится идеологом империалистической буржуазии, бессменным лидером кадетской партии. Милюков был не только политиком, но и ведущим буржуазным историком периода империализма. Его научная деятельность падает на 90-е годы XIX в. Именно в это время выходят наиболее значительные и ценные работы Милюкова: «Государственное хозяйство России первой четверти XVIII в. и реформы Петра Великого» (1892), «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства» (1892), «Главные течения русской исторической мысли» (1897), «Очерки по истории русской культуры» (1896), «Из истории русской интеллигенции». Первые две публикации опираются на богатый фактический материал, впервые вводимый в научный оборот. Автор показал себя тонким исследователем и занял видное место среди буржуазных ученых. К сожалению, в этих изысканиях буржуазная идеология и схема довлели над научным материалом и его анализом. В начале XX в. первое место в трудах Милюкова занижают вопросы политики, проблемы исторической науки переводятся им в плоскость политико-публицистической оценки современных событий, материалы истории используются для обоснования политических позиций кадетской партии. После победы Октябрьской революции 1917 г. в России П. Н. Милюков некоторое время был одним из лидеров «белого» движения, в 1920 г. эмигрировал в Англию, где издавал журнал «Новая Россия», в конце двадцатого года перебрался в Париж. В эмиграции Милюков пытался подвести итоги своих научных изысканий. В 1927 г. издал книгу «Россия на переломе» в 2-х томах. В последние годы жизни работал над «Воспоминаниями», которые не закончил. Милюков, являясь патриотом России, осудил нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 г. Умер П. Н. Милюков в 1943 г. во Франции. П. Н. Милюков выступил как приверженец «новой» науки, пришедшей на смену «государственной школе». Неудовлетворенность основанной на гегельянстве старой схемой исторического процесса, желание ввести экономический фактор в круг исторических закономерностей и познать их — все это было свойственно для молодого либерала П. Н. Милюкова. Стремление отойти от идеализма у историка было, но в том-то и состоял методологический кризис либеральной историографии, что критика идеализма с либеральных позиций не могла привести к замене идеализма материализмом в понимании истории, дело доходило лишь до большего или меньшего учета роли экономических явлений в истории. Выступив проповедником «чистой науки», П. Н. Милюков оказался одним из самых тенденциозных историков начала XX в. Стремление к уяснению исторической закономерности обернулось отрицанием самой возможности познать закономерности общественного развития. В «Очерках по истории русской культуры» Милюков пытался «дать научное объяснение истории», в основе которой «должна лежать... идея закономерности исторического процесса», но оговаривал, что «признать историческую закономерность несравненно легче, чем открыть законы истории». Еще не так давно в основу исторического процесса историки полагали развитие духовного начала, а в начале XX века господствовало противоположное мнение о том, что материальные условия производства определяют все содержание истории. Оба эти взгляда представляются одинаково односторонними. Перед нами — ярко выраженный позитивизм в понимании истории. «Если бы, — писал П. Н. Милюков, — все человеческие общества проходили одни и те же ступени развития в одном и том же порядке», то «тогда было бы нетрудно по известным признакам определить, на какой ступени стоит Россия и какие предстоит ей пройти в будущем». Если так, то тогда рано или поздно Россия должна пройти те стадии, которые уже пройдены Западной Европой, и тогда настанет очередь буржуазных революций и утверждения нового порядка. Однако историк отрицательно относится к революции, и в подкрепление надежд на безреволюционный переход России к западноевропейскому общественному строю, он разрабатывает концепцию, которая получает название «теория контрастов». Согласно ей «Россия... пережила моменты развития, пережитые и Европой, но по-своему. Так, образование государства есть ступень, одинаково пережитая и Россией, и Европой, но происходило это при совершенно различных условиях» и с «разнообразными результатами». П. Н. Милюков, с одной стороны, воевал с националистами, с другой — до предела доводил мысль о различии между историей России и Запада, говоря уже не о своеобразии русской истории, а об организации российского общества по восточному образцу. Вместе с тем Милюков отрицательно относился к идее прямой преемственности между Россией XIX в. и Московской Русью. Ученый, глубоко убежденный в превосходстве Запада над Русью, заявлял, что прошлое связано с настоящим «только как балласт, мешающий идее осуществиться и тянущий нас книзу, хотя с каждым днем слабее и слабее». В своих работах по истории исторической мысли историк доказывает, что все прогрессивное, и передовое в русскую науку и культуру пришло только с Запада. П. Н. Милюков в понимании истории России отбросил идею С. М. Соловьева о единстве исторического процесса и выдвинутые В. О. Ключевским проблемы социально-экономической истории. Милюков придерживался схемы Б. Н. Чичерина — К. Д. Кавелина, которую он взял из буржуазной историографии. Ученый в противовес марксизму противопоставил проблеме роста производительных сил проблему роста народонаселения. П. Н. Милюков составляет свою схему истории, положив в ее основу теорию колонизации России. Он включает в эту схему присоединение Заволжья в первой половине XVIII в. (башкиры, калмыки), присоединение Кавказа. Проблема колонизации выдвигается им как доказательство причин отсталости страны. Колонизация, по его мнению, распыляла народные силы, не содействовала процветанию России. Исследователь устанавливает три этапа в русской истории: I — племенной быт (VIII—XII вв.); II — феодальный строй (XII—XVI вв.); III — национально-военное государство. В работах Милюкова феодальный строй выпадает у Северо-Восточной Руси, только Юго-Западная Русь знала феодализм, получив его из Польши и Литвы, к которым была присоединена после распада Киевской Руси. Московская Русь была связана с Востоком, а не с Западом, поэтому она после затяжного периода племенного строя перешла сразу к системе военно-национального государства под давлением «борьбы со степью». На первое место Милюков выдвигает не насилие одного класса над другим, а нужды обороны, которыми и была рождена военная организация государства. Военные нужды вызвали налоговую систему. Финансовые потребности определили всю систему государственных учреждений. Именно с этих позиций П. Н. Милюков рассматривал петровскую эпоху. В центре его внимания — финансовая история начала XVIII в., практически вырванная из общего «контекста» времени. В результате историк делает пессимистический вывод о бесплановости и искусственности преобразований Петра I, движущей силой которых были лишь военные потребности. «Ценой разорения, — писал историк, — Россия была возведена в ранг европейской державы». Критическое отношение к Петру I характерно для большинства буржуазных ученых начала XX в. Теперь петровские реформы историкам казались уже не идеалом, а вызывали опасение своей революционностью, пугали идеологов буржуазии в условиях подъема революционного движения. Отрицание исторической закономерности, «теория контрастов» привели П. Н. Милюкова к утверждению того, что якобы промышленность в России была насаждена искусственными мерами: «У нас... мануфактура и фабрика не успели развиться органически из домашнего производства под влиянием роста внутренних потребностей населения. Она создана была впервые правительством». Теория искусственного насаждения капитализма в России перешла от П. Н. Милюкова к другим исследователям. В своих работах Милюков делает вывод об искусственном проведении реформы 1861 г. в результате вмешательства правительства. Ученый развивает концепцию о закрепощении и раскрепощении сословий силой государственной власти, причем подкрепляет свою теорию экономическим обоснованием: «Все наше экономическое прошлое есть время господства не менового, а натурального хозяйства, в классе землевладельческом только освобождение крестьян вызвало окончательный переход к меновому хозяйству». В классе же крестьянском, по его мнению, этот процесс еще только совершается, главным образом, под влиянием фискальных требовании государства. Эта оценка реформы и русского капитализма расходилась с марксистской концепцией и противостояла «Теория контрастов» лежит в основе понимания П. Н. Милюковым истории русской культуры, которая трактуется как сплошная цепь заимствований с Запада, начиная с Киевской Руси.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |