КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Марксистская историография в России
Исторические взгляды В. И. Ленина (1870 — 1924). Марксистское направление в отечественной историографии, возникшее в 80-х годах XIX в. и связанное с творчеством Г. В. Плеханова, получило свое дальнейшее развитие в работахВ. И. Ленина. Еще в гимназические годы Владимир Ильич проявил большой интерес к истории, о чем говорят его многочисленные рефераты, посвященные истории России и базирующиеся на трудах ведущих русских историков. Обращение В. И. Ленина к истории было связано, в первую очередь, с его общественно-политической деятельностью, с практикой революционной борьбы, с потребностями выработки теории, стратегии и тактики революционной социал-демократии в освободительном движении России. Владимир Ильич не был профессиональным историком, однако, тем не менее, в его произведениях нашли отражение важнейшие проблемы истории страны эпохи феодализма и капитализма. В них получили дальнейшее развитие идеи Г. В. Плеханова по отечественной истории. В то же время В. И. Ленин выдвинул в объяснении истории России ряд новых положений и оценок, которые опирались на изучение самых разнообразных исторических источников (официальная и земская статистика, публицистика, мемуары, периодика, художественные произведения и др.) и сочинения представителей демократической историографии. В 1894 г. вышла работа В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Исследование положило начало новому этапу в развитии марксистского направления в отечественной исторической науке. Ленин не ограничился изложением основ материалистической философии, а широко применил основные философские концепции в разработке истории России, охарактеризовал содержание и развитие русского феодализма, проанализировал законы феодальной и капиталистической России. В 90-х годах XIX в. В. И. Ленин выступил с капитальным трудом «Развитие капитализма в России», в котором подчеркнул сходство России и Запада с точки зрения социально-экономического развития. Рассматривая вопрос о переходе землевладельцев от барщинного хозяйства к капиталистическому, Владимир Ильич исследует всю историю русского феодализма вплоть до утверждения капитализма.- В. И. Ленин писал, что феодальное землевладение и феодальная эксплуатация существовали с древнейших времен: «Землевладельцы кабалили смердов еще во времена «Русской правды». «Русская правда» явилась для Владимира Ильича отправной точкой для суждения об историческом развитии страны. Замечания Ленина по поводу «Русской правды» дают ключ к пониманию развития феодальных отношений у восточных славян и важных проблем истории Киевской Руси. Более того, В. И. Ленин, отталкиваясь от источника, занимает научные позиции по вопросу о происхождении русского феодализма. Исследование этого вопроса имело принципиальное значение для выработки аграрной программы революционной социал-демократии. В. И. Ленин в своей работе определяет основные черты, характеризующие феодальную систему хозяйства, которые и сегодня сохраняют свое значение: 1) господство натурального хозяйства; 2) наделение крестьянина средствами производства, в частности, прикрепление его к земле; 3) личная зависимость крестьянина от помещика, дающая ему возможность внеэкономического принуждения; 4) крайне низкое, рутинное состояние техники. Оценку барщинного хозяйства Ленин взял за исходный пункт, от которого происходит процесс эволюции в сторону капитализма. Апологеты общины, особенно народники, пытались доказать исконность и незыблемость именно такого устройства русского общества, видя в общине противоядие против появления пролетариата как класса. Ленин видел отрицательные стороны капитализма, но одновременно подчеркивал и прогресс, поскольку именно с развитием капитализма создавались условия для перехода к социализму. Владимир Ильич отмечал, что уже в средневековой Руси общинные порядки становятся пережитками старины и не играют решающей роли в истории страны. Характерно это и для периода капитализма. Велико значение труда В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», который применительно к России можно поставить в один ряд с «Капиталом» К. Маркса. В этой работе Владимир Ильич доказал, что в стране после отмены крепостного права идет процесс перехода от феодальной системы хозяйства к капиталистической. Во второй главе труда «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин анализирует процесс разложения крестьянства. Он на фактах показывает, что русское крестьянство идет по пути капитализма и в общине, и вне ее. В. И. Ленин доказал разложение крестьянства: появление «новых типов сельского населения» при капитализме, это — сельская буржуазия; сельский пролетариат и полупролетарий — класс наемных рабочих с наделом; промежуточные слои — среднее крестьянство, которое размывалось частью в кулачество и частью в бедноту. Вывод В. И. Ленина о классовом расслоении крестьянства — это значительное завоевание марксистской историографии, важное научное открытие. Исходя из выдвинутого Владимиром Ильичом положения, можно было дать правильную оценку классовой природы крестьянства и наметить политическую линию в предстоящей революции. Следующим важным этапом исследования аграрной эволюции пореформенной России был анализ остатков крепостничества: помещичьего землевладения и самодержавия, которые задерживали развитие капитализма. В. И. Ленин рассмотрел переход землевладельцев от барщинного к капиталистическому хозяйству. Он констатировал, что сложилась переходная система, «соединяющая в себе черты и барщинной, и капиталистической системы», потому что в результате незаконченности реформы 1861 г. капиталистическая система не могла сразу проявиться в помещичьем хозяйстве. В. И. Ленин сравнивает пореформенное помещичье хозяйство с положением в текстильной промышленности, которое преобладало до капитализма. Степень капиталистического развития в сельском хозяйстве, дифференциация крестьянства с особой силой выявились в ходе революции 1905—1907 гг. Однако проверка революцией позволила В. И. Ленину внести некоторые уточнения в свои наблюдения о развитии капитализма, практика революционной борьбы масс показала, что остатки крепостничества «оказались гораздо сильнее, чем мы думали, они вызвали общенациональное движение крестьянства». В связи с этим партия большевиков пересмотрела свою аграрную программу 1903 г. и выдвинула лозунг конфискации всех помещичьих земель вместо требования возвращения отрезков. В. И. Ленин дополняет свой труд «Развитие капитализма в России» такими произведениями, как «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 гг.» и «Аграрный вопрос к концу XIX в.». В этих работах Владимир Ильич обращает особое внимание на такие вопросы развития русского землевладения, разработка которых в 90-е годы была еще невозможной: 1) анализ землевладения крестьянского и дворянского, 2) вопрос о двух типах аграрной революции. В. И. Ленин указывает, что крупные помещики составляли 699 владений и имели по 30 тыс. дес. каждый. 28 тыс. собственников имели 62 млн. дес, то есть по 2227 дес. на каждого. Свыше 70% всей земли было под помещичьими латифундиями. У 10 млн. крестьян было 73 млн. дес. Ленин подчеркивает, что гвоздем борьбы были крепостнические латифундии, остатки крепостничества. Развитие капитализма и борьба за его более быстрое развитие кладет конец этим остаткам. Таким образом, В. И. Ленин очертил экономическое развитие русского землевладения, определил силы революции и контрреволюции, отметил главные задачи революции — борьба против помещичьего землевладения и самодержавия. Владимир Ильич подтвердил, что и в XX в. шла борьба за прусский и американский путь развития земледелия. Ленинский анализ аграрных отношений в России вооружил большевистскую партию в тех условиях ясным пониманием объективных причин революционности всего крестьянства на этапе буржуазно-демократической революции. Несмотря на классовое расслоение, крестьянство в целом было заинтересовано в ликвидации помещичьего землевладения и его политической опоры — царизма. Благодаря этому рабочий класс приобретал в лице крестьянства могучего союзника. С другой стороны, внутри самого крестьянства назревала «вторая социальная война» — против кулачества, делавшая деревенскую бедноту и батраков прочной опорой пролетариата за переход от буржуазно-демократической к социалистической революции. В ленинском труде «Развитие капитализма в России» с исключительной глубиной разработана проблема генезиса и развития капитализма и создания промышленного пролетариата в России. В. И. Ленин разбил вульгарно-народнические представления о капиталистической промышленности и взгляды «легальных марксистов». Он по-марксистски дал анализ различных форм промышленности в России. Все эти формы существовали в пореформенное время, но они возникли в различные периоды истории. В. И. Ленин рассматривает три стадии развития капитализма: мелкотоварное производство, мануфактура, фабрика. Владимир Ильич делает вывод о том, что «экономический строй мелких крестьянских промыслов — типичный мелкобуржуазный строй», что дальнейшее развитие промыслов ведет к выделению меньшинства мелких капиталистов и большинства наемных рабочих. В мелких промыслах были налицо зачатки капитализма, ибо из раздробленного мелкотоварного производства вырастает капиталистическая кооперация, потому что именно мелкие товаропроизводители выделяют из своей среды скупщиков-торговцев. В. И. Ленин определил сущность и место мануфактуры в процессе генезиса и развития капитализма в России. Под мануфактурой принято понимать кооперацию, основанную на разделении труда. Она вырастает из простой капиталистической кооперации, при активной роли скупщика и с превращением кустарей в наемных рабочих. В. И. Ленин подробно рассматривает развитие мануфактуры в текстильной, сундучной, кожевенной и других отраслях промышленности. Владимир Ильич подчеркивает, что капиталистическая мануфактура получила свое развитие в текстильной промышленности, где отдельные владельцы пройми все три стадии развития капитализма. Одновременно В. И. Ленин обратил внимание на суконное производство, которое является примером того самобытного явления в русской истории, которое состоит в применении крепостного труда в промышленности. В этой связи он отметил также «оригинальный строй» уральской металлургии. Однако в центре внимания В. И. Ленина было развитие машинной индустрии. Он проанализировал прогрессивную роль перехода от мануфактуры к фабрике. Владимиром Ильичом подчеркнуто, что в это время (вторая половина XIX в.) совершается «полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера», а вслед за ним и происходит «самая крутая ломка общественных отношений производства». Эта ломка общественных отношений ведет к образованию буржуазии и пролетариата. Таким образом, работа В. И. Ленина имела практическое значение для дела революции, ибо она выяснила расстановку классовых сил в России. Проблема промышленного переворота в стране и в советской историографии решалась на основе ленинских оценок и выводов. Исключительно важное значение для исторической науки и объяснения закономерностей исторического процесса имеет разработка В. И. Лениным вопросов истории революционного освободительного движения в России. Ему принадлежит заслуга научного определения революционной ситуации. Это определение создало научную основу для изучения истории освободительной борьбы народа против господствующих классов, выяснения условий, необходимых для победы революции. В работе «Из прошлого рабочей печати в России» В. И. Ленин обосновал периодизацию революционного освободительного движения в России, которое, по его мнению, прошло три главных этапа, соответствующих трем главным классам русского общества, налагавшим свой отпечаток на движение: I период — дворянский, примерно с 1825 по 1861 г.; II период — разночинский, или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 гг.; III период — пролетарский, начавшийся с 1895 г. Следовательно, для каждого этапа характерен свой состав участников революционного освободительного движения. Первый период соответствует феодально-крепостнической эпохе, когда еще не созрели объективные условия для обращения передовых деятелей с революционным призывом к народным массам, эти возможности стали создаваться во втором, разночинском, или буржуазно-демократическом, периоде, когда на первый план выходят Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов как борцы за крестьянскую революцию в России. По мнению В. И. Ленина, деятельность их — громадный шаг вперед в развитии революционно-демократического движения. Он подчеркивал, что Н. Г. Чернышевский был более последовательным демократом, чем А. И. Герцен, поскольку неуклонно проводил идею классовой борьбы, от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Но Николай Гаврилович мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную сельскую общину, не понимая того, что только развитие капитализма и пролетариата способно создать материальные и общественные условия для победы социализма. В отличие от либерально-буржуазных историков, В. И. Ленин, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, видел в Н. Г. Чернышевском вождя революционной демократии и великого мыслителя, последовательно отстаивающего основные принципы философского материализма. Только из-за отсталости условий русской жизни Чернышевский не смог подняться в своих исследованиях до диалектического материализма. Вместе с Н. Г. Чернышевским боролся в рядах революционной демократии против самодержавия Н. А. Добролюбов, страстный публицист, ненавидевший произвол и ждавший народного восстания. Даже в реакционной России Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский сумели высказать свое отрицательное отношение к манифесту 19 февраля 1861 г., указывал В. И. Ленин. Владимир Ильич определяет историческую роль революционных демократов как предшественников русской социал-демократии. К концу 70-х годов XIX в. бедственное положение крестьянства обострилось, тяжелым было и положение рабочих, поэтому росли крестьянские движения против помещиков, усиливались рабочие выступления. В результате в России сложилась вторая революционная ситуация. Массовое недовольство крестьян реформой 1861 г. ускорило появление нового общественного движения — народничества. Народничество по-разному оценивалось различными партиями и течениями. Мелкобуржуазные и буржуазные историки исказили сущность народнического движения. Одни из них считали движение социалистическим, другие — сближали народников 70-х годов с либералами. Г. В. Плеханов, первым из русских марксистов подвергший критике несостоятельность народнической идеологии, не смог правильно определить классовую сущность народничества, преувеличил влияние на движение славянофилов и западноевропейского утопического социализма. Только в трудах В. И. Ленина революционное народничество 70-х годов и позднейшая его эволюция в либеральное нашло свое законченное истолкование. В произведениях В. И. Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве», «От какого наследства мы отказываемся?», «Гонители земства и аннибалы либерализма», «Из прошлого рабочей печати в России» и других содержится подробный анализ народничества. Народничество, писал В. И. Ленин, — громадная полоса в общественной мысли, которая господствовала в русском революционном движении между 60-ми и 80-ми гг. XIX в. На смену народничеству пришел марксизм. В работе «От какого наследства мы отказываемся?» дано следующее определение народничества: «1) признание капитализма в России упадком, регрессом... 2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т.п., в частности... 3) игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами определенных... классов». Сущность народничества заключается в отражении интересов крестьянства с точки зрения мелкого производителя, мелкого буржуа. Источник народничества — преобладание класса мелких производителей в пореформенной капиталистической России. Слабые стороны идеологии народничества выражались в субъективно-идеалистической трактовке исторического процесса. В среде народников постепенно утверждалось мнение, что не народные массы, а «личности» творят историю. В воззрениях народников содержались и прогрессивные моменты — они боролись против самодержавия и остатков крепостничества. После неудачи «хождения в народ» революционные народники поставили своей целью осуществление политического террора. Но средства осуществления этого переворота через террор были ошибочными. И это явилось одной из причин неудачи народников: «...революционеры исчерпали себя первого марта, в рабочем классе не было ни широкого движения, ни твердой организации...». В. И. Ленин указывал на революционное, исторически прогрессивное значение борьбы народников за свободу и демократию. Владимир Ильич высоко оценил героическую борьбу революционеров 70-х — начала 80-х годов, особо выделив деятельность таких выдающихся революционеров-народников, как П. Алексеев, С. Халтурин, И. Н. Мышкин, героев «Народной воли» А. Желябова, С. Перовскую и др. Революционные народники проявили величайшее самопожертвование и своей борьбой с самодержавием вызвали удивление всего мира. «Несомненно, — писал он, — эти жертвы пали не напрасно, несомненно, они способствовали прямо или косвенно последующему революционному воспитанию русского народа». В 80—90-е годы народничество утратило свои революционные черты и перешло на либеральные позиции. Причина этой эволюции кроется в непонимании и игнорировании народниками развития капитализма в сельском хозяйстве, усилении расслоения деревни. Вместе с расколом деревни раскололся и старый русский крестьянский социализм, который уступил место, с одной стороны, рабочему социализму, с другой — выродился в мещанский радикализм.. Вопрос о развитии пролетарского этапа в революционно-освободительном движении В. И. Ленин разрабатывал в тесной связи с изучением проблем капитализма и империализма и их особенностей в России. Важнейшие его работы исследуют пути развития российского капитализма, особенности социально-экономического и политического строя страны и на этом фоне раскрывают и обосновывают роль пролетариата как руководителя освободительной борьбы. В. И. Ленин определил и важнейшие этапы рабочего движения в России: стихийные выступления 1870—1885 гг., затем организованная экономическая борьба 1885—1895 гг. и, наконец, политическая борьба 1895—1896 гг. С 1895 г. начались массовые стачки рабочих. Происходит процесс соединения социализма с рабочим движением. Социал-демократические группы, кружки и организации объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», а в 1896 г. была основана Российская социал-демократическая рабочая партия. Начало XX в. открывается новыми выступлениями пролетариата. В обстановке нараставшего массового рабочего движения В. И. Ленин выдвинул и обосновал задачу создания общерусской нелегальной марксистской газеты партии рабочего класса. В первой половине 1916 г. В. И. Ленин закончил в эмиграции работу над известной книгой «Империализм, как высшая стадия капитализма». Труд основан на изучении огромного количества самых разнообразных источников. В результате тщательного анализа колоссального документального материала исследованы новые явления в развитии мирового капитализма и сделан вывод о том, что капитализм вступил в последнюю, высшую фазу своего развития — империализм. Главными экономическими признаками империализма, по определению В. И. Ленина, являлись: высшая степень концентрации производства в форме монополий, играющих решающую роль в экономике страны; слияние банкового капитала с промышленным и создание на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии; вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, как особо важное явление хозяйственной жизни; образование международных монополий, делящих мир, и, наконец, завершение территориального раздела мира крупнейшими капиталистическими державами. В. И. Ленин установил, что Россия вслед за передовыми странами Запада на рубеже XIX—XX вв. вступила в стадию империализма. Он вскрыл особенности империализма в России, назвав его феодально-военным, имея в виду то, что здесь новейший монополистический капитализм сочетался с сохранением в социально-экономическом и политическом строе страны многочисленных пережитков крепостничества, главными из которых были самодержавие и помещичье землевладение. В. И. Ленин дал всестороннюю оценку сущности внутренней и внешней политики русского царизма в период империализма. Внешняя политика царской России являлась реакционной. Царизм вместе с ведущими империалистическими державами встал на путь авантюр и грабежа в Маньчжурии, Корее, Монголии, включив Россию в число трех великих держав (Германия, Англия, Россия). Владимир Ильич называет эти державы тремя «великими разбойниками» на большой дороге, главными величинами в империалистической войне 1914—1916 гг., хотя по отношению к западноевропейскому империализму царская Россия выступила в роли не вполне самостоятельного партнера. Внутренняя политика царизма характеризовалась стремлением к блоку с монополистическим капиталом, обусловленным, прежде всего общими для них интересами подавления нараставшего революционного освободительного движения. На основе анализа новейших данных о капиталистическом развитии стран Запада В. И. Ленин пришел к выводу, что империализм — это канун социалистической революции. Он сформулировал положение о возможности победы социализма первоначально в одной отдельно взятой стране капитализма и невозможности одновременной победы его во всех государствах. Это ленинское положение было выдвинуто в работах «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915) и «Военная программа пролетарской революции» (1916). В этой исторической перспективе В. И. Ленин оценивал и опыт революции 1905—1907 гг. Придавая революции самостоятельное значение, видя в ней порождение неразрешенных в России со времен реформы 1861 г. социально-политических противоречий, подчеркивая историческое значение этой революции, нанесшей могучий удар по царизму, В. И. Ленин вместе с тем рассматривал революцию 1905—1907 гг. как пролог грядущей социалистической революции. Вопросы истории революции 1905—1907 гг. наиболее полно и всесторонне разработаны в таких произведениях В. И. Ленина, как «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 гг.», «Аграрный вопрос в России к концу ХТХ в.», «Самодержавие и пролетариат», «Падение Порт-Артура», «Доклад о революции 1905 г.» и др. Ленин дает классическое определение социально-экономических предпосылок первой русской революции, ее характера и движущих сил, ее особенностей и исторического значения. Ленинские труды о революции 1905—1907 гг. наносят удар по буржуазным и мелкобуржуазным концепциям. В. И. Ленин выдвинул и обосновал тезис о буржуазно-демократическом характере революции 1905—1907 гг., в которой руководящая роль принадлежала, по его мнению, пролетариату, как последовательно революционному классу. Вместе с тем на борьбу против самодержавия и помещиков выступило крестьянство. Глубокий и всесторонний анализ либерально-буржуазного движения, позиций русской буржуазии, социальных корней умеренности, узости земско-либерального движения в период первой русской революции содержится в работах Ленина «Гонители земства и аннибалы либерализма», «Победа кадетов и задачи рабочей партии», «Опыт классификации русских политических партий», «Кадеты и октябристы», «Начало разоблачений о переговорах партии к.-д. с министрами», «Политические партии за 5 лет третьей думы» и др. Владимир Ильич показал, что в ходе революции русская буржуазия превратилась в контрреволюционную силу потому, что она тысячами экономических нитей связана с дворянством, царской бюрократией. Русскую буржуазию толкал на союз с царизмом и страх перед революцией. История России между революциями 1905—1907 гг. и 1917 г. была насыщена событиями. Из множества проблем истории этого периода Ленин выделил наиболее существенные: третьеиюньский режим и дальнейшая эволюция царской монархии на путях конституционализма; наступление нового революционного подъема и его содержание; характер первой мировой войны и назревание непосредственно революционной ситуации; перерастание революционной ситуации в революционный кризис. Таким образом, В. И. Ленин на основе материалистической философии исследовал все коренные проблемы отечественной истории, начиная с древнейших времен и вплоть до начала XX в. Владимир Ильич тщательно проследил роль народных масс в истории России, исходя из признания их творческой силой на всех этапах общественного развития, на всем протяжении истории. Как и Г. В. Плеханов, В. И. Ленин не только дал научное объяснение историческому прошлому России, но и политически остро, в соответствии с объективным ходом истории осветил возникшие в его время проблемы империалистической эпохи. Тем самым Ленин создал стройную, законченную, последовательную концепцию русского исторического процесса. Творческий путь М. Н. Покровского до 1917 г. Михаил Николаевич Покровский (1868--1932) — известный русский историк. Научная деятельность его началась в конце XIX в. Особенно значительную роль он сыграл как руководитель исторической науки после 1917 года. В настоящей лекции дается характеристика научной работы и исторических взглядов М. Н. Покровского в досоветский период. М. Н. Покровский как ученый сложился в борьбе против идеалистических воззрений дворянско-буржуазной и мелкобуржуазной историографии. Процесс формирования исторических представлений Покровского необходимо рассматривать соответственно эволюции его мировоззрения от позитивизма и экономического материализма в сторону марксизма. Путь историка к марксизму был сложен и противоречив. После окончания в 1891 г. историко-филологического факультета Московского университета М. Н. Покровский был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. Одновременно он начал свою преподавательскую деятельность на женских педагогических курсах. Будучи учеником таких популярных в то время либеральных профессоров, как В. О. Ключевский и П. Г. Виноградов, М. Н. Покровский получил от них хорошую научную подготовку и заимствовал интерес к вопросам социально-экономической истории. В середине 90-х годов ученый попал под влияние «легальных марксистов», методология которых — «экономический материализм» — стала основой его исторических взглядов. Первые публикации автора, появившиеся во второй половине 90-х годов в «Книге для чтения по истории средних веков», обнаруживают широкий кругозор и значительную эрудицию автора в вопросах средневековой истории. Из них же следует, что в области методологии истории М. Покровский еще находился на идеалистических позициях. Но уже в статье для этого же издания «Хозяйственная жизнь Западной Европы в конце средних веков», а также в статье «Отражение экономического быта в «Русской Правде», написанной им для сборника «Русская история с древнейших времен до Смутного времени», вышедшего под редакцией В. Сторожева, историк становится на почву «экономического материализма», признав хозяйственную деятельность людей за основу исторического развития, однако главным для автора является не изменение в способе производстве, а развитие обмена. Именно с этой точки зрения Покровский попытался рассмотреть историю Киевской Руси, резко преувеличив значение торговли, особенно внешней, которая якобы вызвала «целый экономический переворот» в хозяйстве восточных славян. Таким образом обозначилась его будущая концепция «торгового капитализма». В начале XX в. на Покровского оказали сильное влияние русские махисты-богдановцы, ревизовавшие марксизм под видом его развития и популяризации. При активном участии Д. А. Богданова в 1904 г. стал издаваться журнал «Правда», в числе активных сотрудников которого был и М. Н. Покровский. В 1904 г. он выступил в нем со статьей «Идеализм и законы истории», направленной против Риккерта. Но критика Риккерта ученым велась не с позиций марксизма, а с позиций Маха и Авенариуса. Покровский отрицал объективность законов природы и общества, а, следовательно, и существование объективной науки, раскрывающей эти законы. Задача исторической науки для автора ограничивалась систематизацией фактов, отобранных при помощи критерия «целесообразности», согласно которому научно то, что быстрее и вернее ведет к поставленной цели. Из этого идеалистического взгляда на историю впоследствии выросло ошибочное положение историка о том, что «история есть политика, опрокинутая в прошлое». В 1903—1904 гг. М. Н. Покровский был еще связан с либеральной историографией и либеральным движением, но уже в конце 1904 г. он разошелся с либералами по вопросу о демократизации России, придерживаясь более радикальных позиций. Одновременно ученый начал постепенно отходить от буржуазной исторической науки и сделал попытку критиковать воззрения буржуазных историков. В журнале «Правда» М. Н. Покровский выступил с рецензией на вышедшую тогда первую часть «Курса русской истории» В. О. Ключевского, в которой критиковал идеалистические установки этой книги и ее явный методологический эклектизм. В условиях нарастания революционного движения в России М. Н. Покровский, разочаровавшись в буржуазном либерализме, в 1905 г. вступил в ряды РСДРП. Покровский считал, что это единственная партия, которая способна развернуть решительную борьбу за действительные демократические преобразования. Вступление Покровского в ряды большевистской партии и активная политическая деятельность в период революции 1905—1907 гг. были важнейшим этапом в его жизни и сыграли большую роль в развитии его исторических воззрений. В 1905 г. М. Н. Покровский принимал активное участие в лекторской группе Московского большевистского комитета и сотрудничал в большевистских органах печати, он являлся одним из редакторов газеты «Борьба». В это время историк написал ряд публицистических статей и фельетонов, разоблачавших контрреволюционную сущность кадетов и мелкобуржуазное мещанство, напугавшееся революции. Во время декабрьского вооруженного восстания М. Н. Покровский находился в одном из забаррикадированных районов Москвы — Сущевском, поддерживая связь с местной дружиной. В квартире Покровского помещался перевязочный пункт. Зимой 1906—1907 г. М. Н. Покровский был избран членом МК большевиков и в 1907 г. был делегирован на V съезд РСДРП в Лондон, где был избран членом большевистского центра. По возвращении в Россию Покровский перешел на нелегальное положение «профессионального революционера», некоторое время жил в Финляндии, а затем эмигрировал во Францию, где пробыл с 1909 по 1917 г. Но, придя в партию, историк не сумел до конца пересмотреть свои методологические взгляды на историю. Об этом свидетельствовала опубликованная им в 1906 г. работа «Экономический материализм». В исследовании автор критиковал ряд положений ученых, стоящих на позициях идеализма. Покровский признал классовую борьбу движущей силой исторического развития, и это являлось шагом к марксизму в идейном развитии историка. Однако ученый не отказался от теории «экономического материализма», что подтверждалось самим наименованием его произведения. Покровский ошибочно отождествил «экономический материализм» с историческим материализмом Маркса, не увидел между ними принципиального различия. Его воззрения на роль экономического фактора в историческом развитии были механистическими, а не диалектическими. Само понимание экономического фактора у Покровского не марксистское, а вульгарно-экономическое: способ производства, как основу общественной жизни, историк подменяет «хозяйственной деятельностью», «материальными условиями», в которых определяющее место занимает обмен, торговля. Отсюда вытекает полное непонимание М. Н. Покровским сущности учения Маркса об общественно-экономических формациях, составляющее важнейший элемент теории исторического материализма. В 1907 г. М. Н. Покровский отошел от большевиков и оказался в рядах отзовистов, а затем троцкистов, вступив на путь прямой борьбы с партией. В Париже ученый примкнул к созданной в 1909 г. Богдановым антипартийной группе «Вперед». В 1910 г. историк читал лекции по истории России в организованных этой группой партийных школах на острове Капри и Болонье, где готовились кадры для борьбы с марксизмом-ленинизмом. М. Н. Покровским было прочитано 7 лекций по русской истории, которые легли в основу его «Очерка истории русской культуры». Весной 1911 г. историк сблизился с Л. Троцким, который вел ожесточенную борьбу с В. И. Лениным. В журнале «Борьба» Покровский регулярно печатал свои статьи «Из истории общественных классов в России». Во время первой мировой войны М. Н. Покровский принимал активное участие вместе с Троцким в газете «Наше слово» и в издательстве «Парус». В период пребывания ученого за границей им были написаны основные труды по русской истории: статьи для издания Граната «История России в XIX в.», «Русская история с древнейших времен», «Очерк истории русской культуры». Эти работы, особенно две последние, писались в эмиграции, в отрыве от архивов, и базировались целиком на опубликованных источниках и работах официальных и либеральных исследователей. Несмотря на то, что эти изыскания содержали много немарксистских положений, они были все же шагом вперед по сравнению с дворянско-буржуазной историографией. М. Н. Покровский раскритиковал ряд положений и выводов по русской истории дворянских и буржуазных историков. В противовес им, сводившим историю России к истории деятельности царей или к политической истории государства, он в своих исследованиях главное внимание уделил социально-экономическому развитию страны, положению народа и его борьбе за социальное освобождение. Новая тематика, попытка дать экономическое обоснование историческим событиям и стремление раскрыть классовое содержание исторического процесса — все это являлось положительным в произведениях М. Н. Покровского. Однако полностью преодолеть методологические принципы буржуазной историографии М. Н. Покровский не смог. Оставаясь на позициях «экономического материализма», не восприняв учения об общественно-экономических формациях, он дал схему развития русской истории, целиком, основанную на теории вульгарного материалиста К. Бюхера. В своей «Русской истории с древнейших времен» историк выдвинул следующую периодизацию: с VIII по XI вв. — «дворищное землевладение»; с XI по XVI вв. — «феодализм»; с XVI по XIX вв. — «торговый капитализм»; с XIX в. — «промышленный капитализм». Создавая свою периодизацию истории России, Покровский продолжал считать основным не определенный способ производства, а обмен. Так, еще в истории Киевской Руси ученый, вслед за В. О. Ключевским, преувеличил роль торговли и городской жизни. Это преувеличение значения торговли имело место и при рассмотрении им дальнейшего развития русской истории. Все изменения, происходившие в стране, он связывал исключительно с развитием торговли, в частности, с развитием хлебного рынка. Торговый капитал, по мнению историка, является основой и движущей силой русского исторического процесса. Отсюда автором предложена теория господства «торгового капитализма» в XVI— XIX вв. — целой эпохи, лежащей между феодализмом и промышленным капитализмом. Исходя из своей концепции, М. Н. Покровский отверг утверждения официальной и либеральной историографии о решающей роли московских князей и царей в образовании единого централизованного государства. Создателем его, собирателем Руси он сделал торговый капитал, которому якобы для своего развития необходима была обширная государственная территория. Из этой позиции выросла у ученого оценка самодержавия как выразителя интересов торгового капитала, что противоречило ленинской оценке русского самодержавия как диктатуры помещиков-крепостников. Создание Иваном IV опричнины исследователь объясняет только экономическими причинами: борьбой за землю между дворянством и боярством, причем за спиной первого стоял торговый капитал. Начало XVII в. М. Н. Покровский характеризовал как возрождение феодализма, неправильно оценивая преемников Ивана IV. Так, крепостническая политика Бориса Годунова оценивалась им как демократическая, историк писал «о чрезвычайной, невиданной прежде в России заботливости этого государя о массе населения». Правление Василия Шуйского рассматривалось историком как «своего рода брак по расчету между торговым капиталом и боярской вотчиной, где обе стороны ненавидели и презирали друг друга, но разорвать союза не решались, пока не вынудил к этому внешний толчок». М. Н. Покровский считал, что в XVII в. торговый капитал одержал победу в гражданской войне и создал монархию Романовых, которая представляла собой форму политического господства торгового капитала, поэтому он не уделил достаточного внимания национально-освободительному движению против польско-шведских интервентов, не понял патриотического характера деятельности Минина и Пожарского. .Чтобы доказать свой вывод о господстве торгового капитала в XVII в., ученый рисовал экономическое развитие России того времени как капиталистическое. Не считаясь с реальностью, он утверждал, например, что крестьянское хозяйство в XVII в. в центральных областях России переживало некоторый подъем, освещал его как самостоятельную экономическую силу, складывавшуюся вне крепостнического гнета. Крестьянское хозяйство, по М. Н. Покровскому, было экономически господствующим в стране, оно сумело пережить кризис начала XVII в., «который погубил помещика-предпринимателя. Брошенная последним барская запашка не оставалась втуне — она находила себе съемщика в лице крестьянина». Историк не видел роста угнетения в XVII в. и упустил в своей книге анализ такого важного акта, как Судебник 1649 г., которым полностью отменялось право крестьянского выхода и было юридически завершено крестьянское закрепощение. Характерно и то, что он не придал самостоятельного значения в «Русской истории» такому важному событию, каким была крестьянская война под руководством С. Разина, служившая убедительным доказательством массового протеста крестьянства против закрепощения. Все реформы первой четверти XVIII в. М. Н. Покровский рассматривает лишь как результат развития в России «торгового капитализма». Оценивая политику Петра I только как буржуазную, историк не понял, что она, в первую очередь, отвечала интересам дворянства. Описывая действия преемников Петра I, М. Н. Покровский утверждает, что наступила «агония буржуазной политики» и настал расцвет дворянства. Время правления Екатерины II ученый освещает односторонне, только как время нового подъема денежного хозяйства, вызвавшего дальнейшее расширение сферы крепостного хозяйства и строительство мануфактур. Потребность в деньгах заставила помещиков усилить эксплуатацию крестьян, а это вызвало выступление под руководством Е. Пугачева. Большое внимание М. Н. Покровский уделял реформе 1861 г. Основной причиной ее он считал аграрный кризис, вызванный падением хлебных цен и хлебной торговли в первой половине XIX в., который, по его мнению, и привел к кризису барщинного хозяйства. Исследователь подробно проанализировал борьбу различных групп дворянства в период подготовки и проведения реформы и показал ее грабительский характер по отношению к крестьянству. Но историк отметил и положительную сторону отмены крепостного права, потому что именно это событие толкнуло экономику России вперед. М. Н. Покровский крайне преувеличил значение буржуазных реформ, делая вывод, что Россия в XIX в. превратилась уже в «буржуазную монархию». В действительности же можно было говорить лишь о первых шагах русского самодержавия в сторону буржуазной монархии. В освещении русской истории у М. Н. Покровского наблюдается некоторый нигилизм в отношении прошлого русского народа и его борьбы за национальную независимость. Это можно видеть на примере оценки историком борьбы русского народа против татарского ига, польско-шведской интервенции, а также против нашествия Наполеона. Тем не менее, ученый уже в дореволюционных работах уделял внимание положению народных масс на различных этапах исторического развития. Имеются в работах исследователя и описания борьбы крестьянства против эксплуатации и угнетения. В изысканиях Покровского освещены наиболее крупные народные движения 1068 и 1113 гг. в Киевской Руси, факты массовой борьбы в Новгороде, восстания И. Болотникова, Е. Пугачева и др., однако в их понимании автором были допущены серьезные ошибки. Выступления народных масс в Киевской Руси, вызванные усилением феодальной эксплуатации, историк оценил как восстания против ростовщического капитала. В восстании И. Болотникова ведущую роль Покровский отводил служилым людям и казакам, а восстания под руководством С. Разина и Е. Пугачева определил как «казацко-крестьянские», отодвинув, таким образом, на второй план роль крестьянских масс в этих восстаниях. М. Н. Покровский подчеркивал сходство этих двух «казацко-крестьянских» восстаний не только по признаку тождества движущих сил, но и по тому, что оба они будто бы были порождением развивающегося торгового капитализма, утверждавшегося на окраине России и столкнувшегося с центральным московским торговым капиталом. Но вместе с тем историк устанавливает различия между восстаниями Разина и Пугачева. Если первое не оказало «непосредственного влияния... на судьбу собственно московских дел», то второе — восстание под предводительством Е. Пугачева — имело важное историческое последствие: «Пугачевщина нанесла удар, глубоко проникший в самую сердцевину крепостного хозяйства», и потому имела не окраинное, а общерусское значение. Кроме того, восстание Пугачева было в большей мере крестьянским, чем восстание Разина. В своих ранних работах М. Н. Покровский затрагивает и историю освободительного движения в России, в частности, оценивая выступление декабристов. Так, в совместной с К. Левиным статье, помещенной в «Истории России в XIX в.», Покровский отрицал революционность декабристов. Историк рассматривает их как корыстных дворян, выступивших во имя собственных выгод. Декабристы, по его мнению, выражали интересы тех дворян, привилегии которых были ограничены самодержавием на протяжении ХУШ и XIX вв. М. Н. Покровский полностью отрицал буржуазное содержание декабристской идеологии, не связывал движение декабристов с новым этапом в истории человечества, открытым буржуазной революцией во Франции в конце XVIII в. Декабристы у него обращены лицом к прошлому, а не к будущему. Свою оценку декабристов ученый сохранил и в «Русской истории...». Он не сумел правильно понять стремление декабристов к освобождению крестьян, а также их республиканские лозунги, отнесясь в целом пренебрежительно к исходному этапу освободительного движения в России. Не смог историк дать правильной характеристики в «Русской истории...» и последующим этапам революционного освободительного движения в России. Во главе революционно-демократического движения 60—70-х гг. XIX в. Покровский поставил студенчество и считал это движение чисто интеллигентским, не понимая его глубокой связи с борьбой крестьянских масс против крепостничества и его пережитков. М. Н. Покровский дает искаженную характеристику виднейшим революционерам-демократам.. Так, он отмечает либеральные стороны воззрений Н. Г. Чернышевского, считая А. И. Герцена типичным народником. С другой стороны, в народническом движении 70-х — начала 80-х годов историк подчеркивает преимущественно положительные черты, не удерживаясь от идеализации народничества, в частности, деятельности народовольцев. Революционным народникам исследователь приписывает авангардную роль в развитии рабочего движения. Не подверг Покровский научной критике и несостоятельные теоретические выкладки народников. В трудах дореволюционного периода М. Н. Покровский много места уделяет вопросам внешней политики России. Но и здесь проявилось значительное влияние идей и теорий II Интернационала. В предисловии к сборнику статей «Дипломатия и войны царской России в XIX столетии» ученый и сам признавал, что «устарелость статей заключается в том, что они, в общем и целом, стоят на классической позиции II Интернационала». Всю внешнюю политику России М. Н. Покровский рассматривал как борьбу за торговые пути, борьбу за расширение русской торговли. Исследователь не понял ленинских высказываний о сущности империализма и его признаков. Ученый видел империализм во все времена и у всех народов.Так, в статье «Русский империализм в прошлом и настоящем» освещение русского империализма историк начинает с дореформенной эпохи Николая I, когда Россия вела борьбу за персидские, а затем и турецкие рынки, делая вывод, что «России первой половины XIX в. был знаком империализм в самом подлинном его виде». Основными признаками империализма у Покровского были высокие таможенные пошлины, дававшие «отечественной» индустрии монополию внутри страны, расширение хозяйственной территории до необъятных размеров путем ряда завоевательных войн и экспедиций и образование сильной централизованной и могущественной власти. М. Н. Покровский сводит понятие империализма к протекционизму, таможенным барьерам и стремлению к захватам и расширению территорий. Понимая империализм в том смысле, как это отмечено, историк обнаруживает зависимость от теорий Гильфердинга и Каутского, хотя и пытается их иногда безуспешно критиковать. Неправильное определение империализма привело М. Н. Покровского к отрицанию империалистического характера русско-японской войны и к тому, что он не понял подлинной сущности первой мировой войны. Историк не смог показать, что война 1914—1918 гг. подготовлялась еще задолго до ее начала всеми странами капитализма. В исторической схеме М. Н. Покровского не нашлось места истории отдельных народов России. В этом плане «Русская история...» и остальные труды ученого не внесли ничего нового по сравнению с либеральной историографией XIX в. в лице С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, которые рассматривали историю нерусских народов лишь в связи с колонизацией страны. Подводя итоги характеристике исторических взглядов М. Н. Покровского в дореволюционный период, можно признать, что он, несмотря на немарксистскую методологию и серьезные ошибки в понимании отдельных этапов и проблем русской истории, все же сыграл положительную роль в развитии исторической науки, что особенно проявилось в борьбе ученого против официальной и либеральной историографии по вопросу о характере и роли самодержавия в истории России.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Лекция 1
1. Добролюбов Н. А. Первые годы царствования Петра Великого // Полное собр. соч. - Т.3. - М., 1936. 2. Берви-Флерковский В. В. Положение рабочего класса в России. – СПб., 1869. 3. Замлинский В. А. Жизнь и творчество Н. И. Костомарова // Вопросы истории. 1991. №1. 4. Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. – М., 1971. 5. Историография истории СССР. Вып.1. – М., 1982. 6. Иллерицкий В. Е. Революционная историческая мысль в России. – М., 1974. 7. Кабанов П. И. Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова. – М., 1954. 8. Киреева Р. А. В. О, Ключевский как историк русской исторической науки. – М., 1960. 9. Киреева Р. А. К. Н. Бестужев-Рюмин и историческая наука второй половины XIX в. – М., 1990. 10. Киреева Р. А. «Русская история» К. Н. Бестужева-Рюмина: размышления об истории как науке // История СССР. 1992. №1. 11. Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. - М., 1987-1990. 12. Комиссарова Л. Л., Ольховский Е. Р. У истоков марксистской исторической мысли в России. - М., 1986. 13. Лавров П. Л. Исторические письма. - СПб., 1906. 14. Михайловский Н. К. В. О. Ключевский. – М., 1974. 15. Очерки истории исторической науки в СССР. – Т.2. – М., 1960. 16. Сахаров А. М, Историография истории СССР. Досоветский период. – М., 1978. 17. Семевский В. И. Крестьяне в царствование Екатерины II. – Т.1-2. – СПб., 1901-1903. 18. Плеханов Г. В. Соч. Т.1-7. Разл. изд. 19. Федосеев Н. Е. Статьи и письма. -М., 1958. 20. Чернышевский Н. Г. Полное собр. соч. Т.1-15. Разл изд. 21. Щапов А. П. Соч. – Т.1-3. – СПб., 1906-1908.
Лекция 2
1. Вандалковская М. Г. Павел Николаевич Милюков // П. Н. Милюков. Воспоминания. – М., 1990. 2. Вандалковская М. Г. П. Н. Милюков, А. А. Кизеветтер: история и политика. – М., 1992. 3. Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. – М., 1971. 4. Историография истории СССР. - Вып.2. – М., 1982. 5. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. -. Вып. 1-11. – СПб., 1910-1913. 6. Ленин В. И. Полное собр. соч. 5-е изд. Т.1, 3, 9, 17, 18, 19, 20, 21, 22. 7. Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого. – СПб., 1892. 8. Мякотин В. А. Из истории русского общества. – СПб, 1906. 9. Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. – М., 1988. 10. Платонов С. Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. – СПб., 1909. 11. Плеханов Г. В. История русской общественной мысли // Соч. - Т. XX – XXII. – М., 1925. 12. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. – М., 1933. – Т. 1-4. 13. Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении. – М., 1928. 14. Сахаров А. М. Историография истории СССР. Досоветский период. – М., 1978. 15. Струве П. Б. Крестьянское хозяйство: Исследования по экономической истории России в XVIII и XIX вв. – СПб., 1913. 16. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. – М., 1926. – Т.1. 17. Шапиро А. Л. Русская историография в период империализма. – Л., 1962. 18. Очерки истории исторической науки в СССР. – Т.3. – М., 1963.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |