КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мелкобуржуазная историография
Наряду с либеральной и официальной историографией в эпоху империализма в России получило развитие мелкобуржуазное направление. Для этих направлений в трактовке исторических явлений характерна общая методологическая основа — неокантианский позитивизм с его отрицанием законов исторического развития, с признанием решающей роли надстройки в истории. Неокантианский позитивизм мирно уживался у мелкобуржуазных историков с вульгарным «экономическим материализмом», что еще раз подтверждало эклектичность их общетеоретических построений. Но было бы ошибочным полностью отождествлять либерально-буржуазных и мелкобуржуазных ученых. Во взглядах исследователей были и существенные различия, которые обусловливались прежде всего классовой основой мелкобуржуазной историографии. Мелкобуржуазные исследователи являлись выразителями интересов сельской и городской мелкой буржуазии, ее идеологии и политики. Историки из партии эсеров пытались доказать недоказуемое. По их мнению, через укрепление сельской общины в России и уравнительное землепользование можно было предотвратить массовую пролетаризацию деревни и увековечить мелкое крестьянское землевладение. Меньшевистские же историки, напротив, стремились доказать «великие блага», которые несет с собой «капиталистический прогресс». Различие между буржуазными и мелкобуржуазными учеными состояло и в том, что последние уделяли больше внимания изучению вопросов социально-экономических отношений, положению классов и классовой борьбе. Представители мелкобуржуазной историографии проявляли интерес к разработке истории освободительного движения, истории революции 1905—1907 гг., столыпинской реакции. В трудах по русской истории они пытались исследовать движение крестьян, осуждали произвол и угнетение со стороны царей идворянства, выказывали сочувствие народным массам в их многовековой борьбе против поработителей, хотя делали это без научного понимания классовой сущности общества и самих классов. Вместе с тем мелкобуржуазное направление являет пример бедности больших монографических изысканий, узости источниковой базы. Эсеровская историография. В начале XX в. под влиянием массового крестьянского движения возникла мелкобуржуазная партия социалистов-революционеров (эсеров). Руководящую роль в ней играли В. М. Чернов, Р. Гоц, Г. А. Гершуни, Е. К. Брешко-Брешковская, Б. Савинков, Н. Д. Авксентьев. Являясь писателями и публицистами, они в своих работах затрагивали вопросы отечественной истории. В 1906 г. от партии эсеров откололось ее правое крыло, и в результате возникла «Трудовая народно-социалистическая партия». Во главе этой полукадетской партии стояли публицисты и литераторы В. А. Мякотин, А. В. Пошехонов, Н. Ф. Анненский, В. Г. Богораз (Тан), уделявшие в своих произведениях внимание русской истории. Как уже отмечалось, методологической базой мелкобуржуазной, в частности, эсеровской историографии, являлась реакционная философия неокантианского позитивизма и вульгарного «экономического материализма». Публицисты-эсеры полностью восприняли субъективный идеализм П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского и опирались на него в борьбе с марксизмом. Идеолог эсеров В. Чернов выступал убежденным выразителем субъективного метода в социологии. По его утверждению, этот метод — «социологический субъективизм», «динамическая социология», «философия революционного действия». Во всех этих «модных» названиях сквозит неокантианский позитивизм, его фразеология. Эсеры не смогли выработать самостоятельной теории общественного развития, проявили в этом вопросе полную беспомощность. Пренебрежение к теории, уклончивость и влияние в отношении к социалистической идеологии на деле означали преклонение эсеров перед буржуазной методологией. В. Чернов вслед за Лавровым и Михайловским утверждал, что историю творят «критически мыслящие личности». Он начисто отвергал объективные законы истории. «Закономерность истории, — писал В. Чернов, — есть, прежде всего, закономерность наших чувств, нашего ума, нашей воли». Будучи типичным эклектиком, он выступал сторонником «синтетического» соединения самых различных систем. «Материалистическое понимание истории..., — утверждает В.Чернов, — не следует противопоставлять идеалистическому. Оба элемента слиты в одном нераздельном процессе развития». Не только один из виднейших идеологов эсеров, но и другие публицисты из этой партии защищали субъективный метод в социологии. Например, Л. Э. Шишко, опубликовавший в 1909 г. книгу «Очерки по вопросам истории и экономики», вслед за Черновым решительно отрицал материалистическое понимание истории, объективные законы исторического развития. Известный публицист, историк В. А. Мякотин защищал вместе с другими эсеровскими деятелями положения неокантианской субъективной социологии, разделял тезис о решающей роли «критически мыслящей личности» в истории, отрицал действие объективной исторической закономерности. Конкретные взгляды эсеровских историков и публицистов на русскую историю основывались на субъективно-идеалистической методологии. В «Лекциях по русской истории XVIII века» (1892) В. А. Мякотина, опубликованных и прочитанных автором в Александровском лицее, особое внимание уделялось вопросу о подготовке реформ Петра I. В 1902 г. были опубликованы отдельной книгой статьи того же автора, печатавшиеся, главным образом, в журнале «Русское богатство». Здесь помещены интересные с фактической стороны статьи: «Протопоп Аввакум», «Дворянский публицист Екатерининской эпохи (князь М. М. Щербатов)», «На заре русской общественности», «Профессор сороковых годов (Т. Н. Ерановский)», «К. Д. Кавелин как историк и публицист». В 1912—1915 гг. В. А. Мякотин издал в «Русском богатстве» ряд статей, основанных на богатом неизданном материале архивов, под названием «Очерки социальной истории Малороссии». В книге «Из истории русского общества» обращает на себя внимание вульгарно-социологическое изображение истории русской общественной мысли. В работе весьма отчетливо выступает правоэсеровская субъективная социология. Прошлое русского общества, рассуждает автор, знает немало «критически мыслящих личностей». В различные исторические эпохи звучал голос Щербатова, Радищева, Кавелина, Грановского. Историки призывали к борьбе за идеалы, за безбоязненные поиски «правды-истины», «правды-справедливости». Среди «критически мыслящих» обличителей общественной несправедливости в XVIII в. особенно интересна личность М. М. Щербатова. Известный дворянский историк и публицист, идеолог родовитого дворянства изображается Мякотиным как суровый и страстный «критик» своей эпохи. Деятельность А. Н. Радищева, основу мировоззрения которого, по мнению В. А. Мякотина, составляет западное просвещение, рассматривается автором в плане того, как «критически мыслящие личности» оказывают решающее воздействие «на стихийный ход истории». А. Н. Радищев, утверждает исследователь, «усвоил главные результаты теоретической мысли Запада», затем «переработал их самостоятельно и слил в одно органически целое» в своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву». Следовательно, по В. А. Мякотину, не русская крепостническая действительность, а «западное просвещение» определяет основу мировоззрения и практическую деятельность первого русского революционера. Противореча себе, историк далее заявляет, что книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» отражает в своем содержании положение закрепощенного крестьянства. В. А. Мякотин закрывал глаза на те революционные средства борьбы против крепостничества, которые предлагал А. Н. Радищев. Мякотин не связал деятельность автора «Путешествия...» с его требованием ликвидации крепостного права и самодержавия. Более того, Мякотин в книге показывает как раз то, что составляет слабые стороны в главном труде великого революционера, считая что «Путешествие...»— апелляция А. Н. Радищева к разуму помещиков. Призывы к «благоразумию» крепостников Мякотин называет проявлением замечательной широты и трезвости мысли. В статье о К. Д. Кавелине внимание В. А. Мякотина акцентируется на крестьянском вопросе. Весьма сочувственно рассуждает автор о «примирительном характере» известной кавелинской «Записки об освобождении крестьян в России», в которой выделяет те места, где доказывается необходимость и целесообразность освобождения крестьян путем выкупа не только земли, но и личности крестьянина. Одобрение Мякотина вызвала также защита Кавелиным общинного землевладения. Народническо-эсеровские взгляды на русскую историю характерны и для А. В. Пошехонова (1867—1934), другого видного лидера «Трудовой народно-социалистической партии». В годы реакции он, заодно с «веховцами», «разносил» на страницах легальной печати революцию 1905—1907 гг., идею вооруженного восстания. Русскую историю А. В. Пошехонов изображает с позиций эсеровского оппортунизма. Историк выступает преимущественно в роли одного из теоретиков аграрного вопроса и в узкой специальности статистика, однако в его произведениях затрагиваются и отдельные аспекты истории России. Типичной, выражающей взгляды Пошехонова, является работа «Великая реформа». Она проникнута кулацко-эсеровской идеей сохранения устойчивости мелкотоварного хозяйства в земледелии пореформенной России. Автор оказался бессильным дать научный анализ фактического материала о тяжелом экономическом положении крестьян в пореформенное время. Говоря о значении реформы 1861 г., исследователь обходит вопрос о ее грабительском характере. А. В. Пошехонов сетует на малоземелье, «оскудение» хозяйственного мужичка, на обременение его налогами, повинностями и т.д., но закрывает глаза на причины этого явления. Вслед за либералами исследователь «осуждает» самодержавие за то, что оно в первые пореформенные десятилетия «не только не содействовало расширению крестьянского землевладения, но и прямо этому препятствовало», и позже оказалось не в состоянии предотвратить нарастание земельной нужды крестьян. Пошехонов приводит богатый материал о «нуждах» деревни, дает ценные факты об «избыточной» рабочей силе, усилившемся отходничестве, но все это подается сквозь призму эсеровского сожаления о разорении «трудового хозяйства». Автор осуждает столыпинскую аграрную реформу, которая разрушает сельскую общину. Выход из этого, по его мнению, только один: земля должна принадлежать трудящимся. Этот лозунг в понятии А. В. Пошехонова означал, прежде всего, укрепление «трудового и предпринимательского хозяйства». В начале XX в. возникла «Аграрно-социалистическая лига», которая предприняла издание научно-популярных брошюр, где пропагандировала мелкобуржуазные теории особого аграрного, крестьянского социализма, возникшего на иной, непролетарской почве. Воззрения лиги — это смесь марксизма и европейского ревизионизма, проповедь идей «единого трудового класса» — рабочих, интеллигенции, крестьянства. К этому периоду относятся работы В. Чернова по аграрным и социологическим вопросам. Одновременно с трудами Чернова появляются статьи и брошюры Л. Э. Шишко, видного члена партии эсеров. Л. Э. Шишко (1852 — 1910) в прошлом народник, участник кружка чайковцев. Судился по «процессу 193-х». После бегства из ссылки жил за границей. В «Русском богатстве» (под псевдонимом Батин) публиковал статьи по истории крестьянского и общественного движения. Он сотрудничал в известном издании братьев Гранат «История России в XIX веке». В годы революции 1905—1907 гг. была опубликована книга Л. Э. Шишко «Популярная история России» в 3-х частях, освещающая события до реформы 1861 г. Книга пользовалась большим спросом. В простой и доступной форме в ней рассказывалось о прошлом русского народа, говорилось о том, как и почему появилась на Руси власть самодержавия, как дворяне-помещики закрепощали крестьян и зверски эксплуатировали их, истязали, издеваясь над личностью крепостного. Все это звучало свежо, по-новому в сравнении с официально-охранительными учебниками по русской истории Иловайского и др. Фактическая сторона «Рассказов из русской истории» не оригинальна. Большинство данных о тяжелом положении крестьян заимствовано из трудов В. И. Семевского. Примечательным в ней являлось то, что книга была написана преимущественно для крестьянского читателя. Ведущая тема исследования — дворяне и царь как угнетатели русского крестьянства. Почти не поднималась тема города, промышленных рабочих, их борьбы против царизма и буржуазии. Внушалась ложная мысль о том, что стоит лишь избавить трудовое крестьянство от произвола дворян, как оно прямой дорогой быстро пойдет по пути аграрного, крестьянского социализма. В книге Л. Э. Шишко наиболее отчетливо выступает неокантианская методология субъективной школы. Все несчастье крестьян заключается в кровожадности русских царей и дворян. В статьях и брошюрах эсеровских деятелей поднимались вопросы истории народнического движения. Чаще всего это были воспоминания эсеров, которые до этого были народниками. В работах порой содержался интересный фактический материал. Так, в брошюре Е. К. Брешко-Брешковской о Н. И. Кибальчиче упоминались факты о разработке народовольцем «теории воздушного двигателя». Историю промышленного развития России в XIX в. эсеровские историки рассматривали тоже в плане своей аграрной «теории». Они явно преуменьшали развитие капитализма в области промышленности. Отсюда эсеры делают вывод о беспочвенности марксистской теории крушения капитализма. «Величественное здание национальной промышленности», утверждают они, оказалось построенным на песке. Капиталистическая промышленность развивается в условиях отсталой крестьянской страны при политике протекционизма. Эсеры считали, что в России отсутствует возможность роста «индустриальных рабочих», что их «крайне мало». Социальную роль пролетариата играет здесь «трудовое крестьянство». Эсеровские историки и публицисты не понимали сущности общественных классов. Они отождествляли рабочих, крестьян и интеллигенцию с общим понятием «рабочий народ». Решающим признаком в определении классов Чернов и другие эсеры считали источник дохода. При изучении истории России периода капитализма эсеровские деятели выделяли общественное движение. В частности, этими сюжетами занимался Шишко. В трудах на эту тему, как и в других изысканиях, эсеры осуждали царизм, дворянство, противопоставляли им героев-одиночек из «Народной воли», кружка чайковцев и др. как решающую силу исторического процесса. Совершенно не понимали эсеровские исследователи классового содержания революции 1905—1907 гг. Они представляли ее как борьбу крестьянских масс за осуществление особого, аграрного крестьянского социализма, превозносили в годы подготовки революции народническую тактику индивидуального террора. Меньшевистская историография. Составной частью мелкобуржуазной историографии эпохи империализма были труды меньшевиков по русской истории, прежде всего, Н. А. Рожкова и Г. В. Плеханова. Н. А. Рожков (1868—1927). Николай Алексеевич Рожков был сыном учителя уездного училища, испытал на себе влияние П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, по трудам Зибера познакомился с марксизмом. Закончил историко-филологический факультет Московского университета, как историк сформировался в школе В. О. Ключевского. В 1899 г. защитил магистерскую диссертацию «Сельское хозяйство Московской Руси XVI в.», где рассматривал проблемы экономического развития. Затем Рожков написал работу «Город и деревня». Ученый стоял на позициях В. О. Ключевского и примыкал к государственной школе. В 1903—1905 гг. появился труд Рожкова «Обзор русской истории с социологической точки зрения», в котором автор доводит нас до XVI в. Социологическое направление указывало на позитивизм О. Конта и его учения. В этой работе автор пытается подкрепить психологическую концепцию марксизмом и, разумеется, искажает его. В 1906 г. Н. А. Рожков выпустил книгу «Происхождение самодержавия в России», в которой острая политическая тема решается в духе государственной школы. С марксизмом Н. А. Рожкова связывала деятельность в рядах РСДРП. В 1905—1910 гг. он был большевиком. После 1908 г. Рожков стал на позиции эмпириокритицизма. В 1910 г. был сослан в Восточную Сибирь, где примкнул к меньшевикам-ликвидаторам, в 1917—1922 гг. находился в партии меньшевиков. В годы Советской власти выпустил 12 томов «Русской истории в сравнительно-историческом освещении» (1919—1926). В этом труде историк признал учение К. Маркса о роли производственных отношений и классовой борьбе, но так и не воспринял марксистские положения об общественно-экономических формациях. Работы Н. А. Рожкова представляли собой отражение марксизма в мелкобуржуазных тенденциях. Называя себя марксистом, автор берет из марксистского учения только терминологию. В исторических исследованиях дореволюционного периода ученый смыкается с «легальным марксизмом» и богдановщиной. Рожков не поддерживает высказывание о классовой борьбе как движущей силе исторического процесса. В экономическом развитии историк главную роль отводит обмену, а не производству, вслед за П. Б. Струве он развивает теорию «торгового капитализма». В то же время Н. А. Рожков от позитивизма идет к признанию закономерности исторического развития, к причинному объяснению явлений. Под влиянием марксизма исследователь вырабатывает своеобразную материалистическую теорию. Учение Рожкова об обществе формируется в начале XX века. Он придает решающее значение государственному началу и выводит экономические процессы из юридических отношений поместного землевладения. Н. А. Рожков стоял на позициях экономического материализма, у него экономические явления выступают как первичные и определяющие. Но основа взгляда историка идет не от марксизма, а от буржуазного экономизма. На первый план Рожков выдвигает отрасли экономики: добывающая промышленность, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, торговля, считая, что не способ производства определяет исторический процесс, а отрасль хозяйства. Историк рассматривает систему хозяйства: а) технику; б) форму землевладения. В этом вопросе Н. А. Рожков приближается к проблеме производственных отношений, но рядом с трудом холопа и закупа автор ставит семью в качестве господствующей хозяйственной единицы, которая и характеризует форму хозяйства. Ученый смешивает социальные понятия и категории. Деление на классы Н. А. Рожков определяет по занятиям. Сословия ставятся историком выше классов. В последнем томе «Русской истории...» исследователь говорит об исторической закономерности и уже ссылается на учение К. Маркса, но при этом он остается чужд основному-принципу исторического материализма. Диалектический метод для Рожкова лишь логическое дополнение. Понимание развития в его работах остается не диалектическим, а эволюционным. Н. А. Рожков сводит проблему закономерности к простому констатированию повторяемости исторических явлений «в сравнительно-историческом освещении». Исторические законы он подменяет установлением «исторических типов», поэтому вместо пяти формаций, установленных марксизмом, историк выдвигает 9: 1) первобытное общество; 2) общество дикарей; 3) дофеодальное общество и общество варваров; 4) феодальная революция; 5) феодализм; 6) дворянская революция; 7) господство дворянства; 8) буржуазная революция; 9) капитализм. Позже Рожков доведет число формаций до 15. Причина этого кроется в том, что у него нет единого признака деления формаций. Ученый видит разницу в культурном развитии, а не в производительных силах и производственных отношениях. Признаками формаций у Рожкова служат: орудие производства — палеолит, неолит; формы родовой организации — матриархат, патриархат; превращение орды в расу; 5 и 7 формации вводят сословный и юридический признак. Лишь 4 и 6 формации исходят из системы производственных отношений. Смена формаций у Н. А. Рожкова была не результатом внутреннего переворота, скачка. Историк из марксистской теории брал только термин о формациях и вкладывал в него буржуазное понимание исторического процесса, и поэтому из его работ вытекала следующая схема русской истории: I период — до VI в., когда идет расселение славянских племен; II период — VI—IX вв. — древнейшая Русь, состояние варварства; III период — X—XII вв. — феодальная революция; IV период — XIII — первая половина XVI вв. — феодализм; V период — середина XVI — первая четверть XVIII вв. (1725 г.)— дворянская революция, продолжавшаяся от Ивана IV до Петра I; VI период — 1725—1825 гг. — господство дворянства; VII период — 1825—1860 гг. — буржуазная революция; VIII период-- 1861—1905 гг. — производственный капитализм; IX период — 1905—1917 гг. — революция в России. Принципиально новое состояло в признании феодализма в России как формации. Исходным пунктом в понимании феодализма был не политический строй, а экономика. Но под экономикой Рожков понимал эволюцию хозяйства по сменам отраслей хозяйственной деятельности. Переход к феодализму историк связывал с переходом от добывающих промыслов к земледелию. П. А. Рожков, в сущности, принимает схему В. О. Ключевского, у которого также выпадало земледелие и натуральное хозяйство. В сущности, научная мысль ученого в дореволюционное время осталась до конца на буржуазных позициях, он отражал марксизм лишь в своей исторической концепции. Г. В. Плеханов. Меньшевистское направление в отечественной историографии нашло также свое отражение и в трудах Г. В. Плеханова. Как известно, после разрыва с народническими иллюзиями, Плеханов выступал как талантливый пропагандист и теоретик марксизма, борец за философский материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, однако уже в произведениях марксистского периода наметились серьезные ошибки, давали о себе знать и остатки народнических воззрений: преувеличение роли либеральной буржуазии в русском революционном движении и принижение и недооценка революционной роли крестьянства как подлинного союзника пролетариата. Такого рода ошибочные положения оказались предвестниками меньшевизма Г. В. Плеханова. С течением времени историк стал все более определенно выражать внутреннюю сущность и основную тенденцию меньшевистской политики: замену самостоятельной роли рабочего класса приспособлением его к либеральной буржуазии. Эта тенденция нашла отчетливое выражение в его концепции русского исторического процесса. Не являясь профессиональным историком, Г. В. Плеханов, тем не менее, охватил своим творчеством все важнейшие проблемы истории России периода феодализма и капитализма. В древней русской истории его интересовали, прежде всего, особенности общественного строя Киевской Руси и Московского государства. Исследователь сделал много ценных наблюдений и замечаний по истории русской общественной мысли XVIII и первой половины XIX вв. В капиталистическом периоде русской истории Г. В. Плеханова интересовали вопросы общественного движения, многие свои работы он посвятил революции 1905—1907 гг., политическому строю России в годы реакции, предреволюционному этапу. Ряд фрагментов своих произведений он посвятил первой мировой войне. В некоторых трудах, освещающих первую русскую революцию, историк доказывал необходимость блока социал-демократов и кадетской партии, обосновывал общность интересов буржуазии и рабочего класса в борьбе против самодержавия. Тем самым Г. В. Плеханов разрывает с марксизмом по коренному вопросу революции. Отстаивая политику блока пролетариата с буржуазией, Г. В. Плеханов вместе с тем отрицал идею революционного союза рабочего класса с крестьянством. Проблемы феодального периода русской истории в наиболее концентрированном виде представлены в известном труде «История русской общественной мысли» (1914—1916). Незаконченный трехтомный труд (обрывается незавершенной главой о А. Н. Радищеве) написан им в предвоенные и военные годы по предложению книжного издательства «Мир». Работа создавалась в эмиграции в основном на основе опубликованных источников. Несмотря на это, в ней впервые в отечественной историографии сделана попытка обобщенного изложения истории русской общественной мысли. В этом положительное значение исследования, которое, однако, серьезно ограничивается тем, что в нем выражены меньшевистские взгляды автора по истории русской культуры и истории России в целом. Во введении к «Истории русской общественной мысли» Г. В. Плехановым сделана попытка дать общую концепцию русского исторического процесса. Концепция в своих основных чертах не была новой и оригинальной, а с различными изменениями повторяла либерально-буржуазные воззрения на русскую историю С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова и др. Собственно говоря, Г. В. Плеханов попал в сети буржуазных идеалистических построений. Он, например, утверждал, что в России исторический процесс протекал совершенно иначе, чем на Западе. Сама по себе эта идея не нова, ее выдвигали еще М. П. Погодин, славянофилы, а затем В. Н. Чичерин и П. Н. Милюков. Развитие русской истории, по мнению Г. В. Плеханова, напоминает собой «процесс развития великих восточных деспотий». Автор подчеркивал, что Россия в своем историческом развитии все более отдалялась от европейского Запада и все более сближалась с Востоком. Лишь с реформ Петра I начинается поворот в сторону Запада. Это обстоятельство обусловливалось внутренним развитием страны, которая, по мнению Г. В. Плеханова, отличалась однообразием, неразвитостью классов, городских сословий. Не общественные классы, а государство играет на Востоке решающую роль. Крайне переоценивая роль государства в русском историческом процессе, Плеханов становился на позиции государственной школы и «легальных марксистов», повторяя выводы Б. Н. Чичерина, П. Н. Милюкова, П. Б. Струве и др. В условиях «восточной деспотии», примером которой является Московская Русь, ничто не могло противостоять всесилию государства. Народные массы были обречены на безмолвие, считались «аморфной», «инертной» силой в историческом процессе. Иное положение было на Западе, где имелось вечно бунтующее «третье сословие», где огромна роль городов в борьбе против королевского абсолютизма. В России всего этого не было, поэтому государственная власть оказалась здесь всесильной. В таких условиях происходило не обострение классовых противоречий, а смягчение их. Классовые отношения в истории России, по его мнению, больше напоминали собой пример дружного сотрудничества, особенно во время защиты страны от внешних нападений. В этом рассуждении кроется в зародыше «теория сотрудничества классов», нашедшая впоследствии свое законченное выражение в плехановской газете «Единство». Идея Плеханова в своем логическом развитии «вылилась» в годы первой мировой войны, когда автор, по существу, встал на шовинистические позиции, как и социал-демократы Запада. В период Октябрьской революции и гражданской войны рассуждения Плеханова вылились в политику и практику ультрашовинизма, в антисоветский блок меньшевиков-оборонцев с кадетами и другими буржуазными партиями. В теоретическом отношении Г. В. Плеханов правильно решал такой важный вопрос, как влияние географической среды на развитие человеческого общества. В рецензии на книгу Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» он справедливо упрекал автора за то, что тот чрезмерно увлекался географическим фактором. Однако при анализе конкретно-исторических событий Г. В. Плеханов иногда сам впадал в противоречие со своими теоретическими положениями. В «Истории русской общественной мысли» автор соглашался с мнением С. М. Соловьева о решающем влиянии географических условий в истории России, безоговорочно заявляя: у Соловьева «встречаются совершенно правильные мысли о том, как влияла географическая среда на общественное развитие нашего отечества». Неоднократно Г. В. Плеханов соглашался с С. М. Соловьевым и относительно решающего значения колонизации в истории России, отмечая: «Соловьев был совершенно прав, говоря, что история России есть история колонизующейся страны». Колонизация, по его мнению, имела своим следствием однообразие и постоянную подвижность населения, «бродячий образ жизни» населения Древней Руси. Происходили непрерывные переходы населения на «новые места», освоение все новых и новых территорий. Это означало, что не было места углублению классовых различий, которые обычно растут и развиваются вследствие общественного разделения труда. Такого рода условия своеобразного исторического развития России неизбежно вели к смягчению классовых противоречий и классовой борьбы. Из всех этих рассуждений снова выступает идея Плеханова о классовом сотрудничестве. Общая концепция Г. В. Плеханова об историческом развитии России носит на себе печать буржуазного происхождения, она неоригинальна и в своей основе является идеалистической. Значительное влияние либеральной историографии на Г. В. Плеханова выразилось и в характеристике им конкретных проблем русской истории. Он принимал положение В. О. Ключевского о Руси «торговой» и «городовой» применительно к Киевской Руси, а Северо-Восточную Русь изображал с позиций «вотчинной теории» историка. Г. В. Плеханов не видел, что феодальный способ производства неизбежно сопровождался увеличением экономической зависимости ранее свободного общинника, что параллельно экономической власти феодала усиливалась личная зависимость крестьянина в форме «внеэкономического принуждения». Не понял Плеханов и исторически прогрессивного значения образования многонационального централизованного государства вокруг Москвы. Деятельность Ивана IV рассматривалась историком в плане укрепления «восточной деспотии». В связи с этим симпатии Плеханова на стороне князя Андрея Курбского, консерватизм которого «много симпатичнее, нежели новаторство Ивана IV». Исследователь правильно заметил, что «собирательство», проводимое московскими князьями, пользовалось горячим сочувствием со стороны русского народа, но в концепции Плеханова народ — «пассивная», «инертная» масса. С этим была связана недооценка роли крестьянских масс в событиях русской истории. Концепция Плеханова «грешила» и тогда, когда автор исповедовал марксизм. Разобщенное по мелким деревенским мирам крестьянство не могло стать исторически прогрессивной силой, что и подтверждается, по мнению Плеханова, историческим опытом крестьянских войн в России. Общий вывод историка о реакционности крестьянских движений объективно служил обоснованию политической линии меньшевизма и был направлен на отрицание возможности классового союза пролетариата с крестьянством в социалистической революции. Более ценными являются мысли Г. В. Плеханова по истории русской общественной мысли и освободительного движения в России. Со времени Петра I, считал Г. В. Плеханов, «неуклюже, неохотно, с огромным трудом, с тяжелыми вздохами поворачивалась к Западу старая московская Обломовка, однако все-таки поворачивалась». Размышляя над преобразованиями, как и раньше, историк заявляет: «Реформы Петра I являют собою пример «поворота к Западу», начало «европеизации», начало отхода России от строя «восточных деспотий». Первыми западниками и просветителями были А. И. Хворостинин, В. X. Ордын-Нащокин. К. Т. Котошихин, Ю. Крижанич, В. В. Голицын.. В «Истории русской общественной мысли» исследователем даны яркие образы убежденных сторонников просвещения — Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира, И. Т. Посошкова и др. Рассуждая над работами Кантемира, Сумарокова, Плеханов раскрывает классовое содержание русской литературы XVIII в., но почти всю ее он ошибочно зачисляет в разряд дворянской культуры. Исследования Фонвизина, Новикова. Радищева рассматриваются как труды типичных представителей французской просветительской философии. Таким образом, Плеханов идет на некую уступку идеализму. Известно, что передовые деятели русской науки и культуры XVIII—XIX вв. находились в тесной связи с западноевропейским просвещением, но при этом они не были только слепыми подражателями. Главным источником воззрений русских ученых являлись противоречия русской крепостнической действительности. Много ценного сделал Г. В. Плеханов по исследованию деятельности революционеров-демократов, о чем уже говорилось ранее. В последних работах были всесторонне рассмотрены теоретические взгляды В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Но при этом несколько в тени остались революционная и практическая деятельность названных исследователей.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |