КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в пассажирских поездах
Криминалистическая характеристика преступлений представляет собой систему взаимосвязанных типичных криминалистические значимых сведений, используемых в целях предупреждения, выявления и раскрытия этих преступлений, а также оптимизации процесса расследования. К основным элементам структуры криминалистической характеристики относятся данные: об обстановке совершения преступления; о способе совершения преступления; о непосредственном объекте (предмете) преступного посягательства; о личности преступника, а в необходимых случаях и личности потерпевшего. К структурным образованиям меньшего объема, имеющим производный характер, можно отнести условия охраны непосредственного объекта (предмета) преступления от посягательства, цель и мотив преступления, механизм следообразования и некоторые другие. Важным элементом криминалистической характеристики краж является обстановка совершения преступления. Под обстановкой совершения преступления понимается система взаимодействующих объектов, явлений и процессов, характеризующих условия места и времени, вещественные, метеорологические, иные условия окружающей среды, производственные факторы и другие обстоятельства объективной реальности, влияющие на способ совершения преступления и проявляющиеся в следах. Из многообразия частей, составляющих обстановку совершения преступления, выделим, в первую очередь, место и время преступного события, ибо они дают наиболее существенную криминалистическую информацию для выбора верного направления и эффективных методов расследования. Результаты отдельных исследований, проведенных ВНИИ МВД России, показывают, что, как правило, 48% преступлений в поездах совершаются от 0 до 8 часов и только 24% - от 16 до 20 часов.[1] Зарубежная практика борьбы с кражами также свидетельствует о том, что эти преступления совершаются преимущественно в ночные часы, когда пассажиры спят или находятся в вагонах-ресторанах, оставив свой багаж без присмотра. Если говорить о времени года, то наибольшее количество краж приходится на период сезонных летних перевозок: июнь – сентябрь. Активность преступников объясняется резким увеличением пассажиропотока и введением дополнительных поездов. В сфере пригородного сообщения количество краж возрастает в пятницу и субботу. Следует отметить, что на железнодорожном транспорте в Российской Федерации совершается около 30% краж чужого имущества от общего количества преступлений, регистрируемых в сфере пассажирских перевозок. В остатке нераскрытых преступлений они дают более 70%. Более половины краж (55%) совершенно в пассажирских поездах дальнего следования, 26,2% - в скорых поездах, 29,2% - в пассажирских поездах местного сообщения, 14,6% - в электропоездах. В 38,6% случаев преступники посягали на личное имущество пассажиров в купейных вагонах, в 37% - в плацкартных, в 3,6% - в общих. Кражи в основном совершаются из вещевых рундуков, с вешалок или из карманов одежды, с полок и столиков купе, иногда из служебных купе проводников. Незначительное количество краж регистрируется в вагонах класса «СВ» и в вагонах–ресторанах. Обстановка совершения краж на железнодорожном транспорте во многом специфична. Она обусловлена, прежде всего, особенностями функционирования железнодорожного транспорта, которые используют преступники, и в ряде случаев усложняют процедуру раскрытия и расследования краж чужого имущества, выявление лиц, их совершивших, установление свидетелей и очевидцев, затрудняют проведение мер по обеспечению возмещения причиняемого материального ущерба. При этом к основным особенностям режима функционирования железнодорожного транспорта, как правило, относятся следующие:[2] - высокую динамичность перевозок, что в значительной мере увеличивает маневренность преступников, позволяет им быстро скрываться с места совершения преступлении, затрудняет поиск предметов и орудий преступления, свидетелей и очевидцев, осложняет проведение оперативно-разыскных мероприятий; - наличие возможности в любое время суток посещать вокзалы, станции, багажные отделения, камеры хранения, что способствует высокой концентрации преступников, в том числе из числа гастролеров, мошенников, наркоманов, бродяг, находящихся в розыске, несовершеннолетних, пьяниц и других лиц, склонных к совершению преступлений на объектах транспорта; - свободный доступ преступников к передвижным объектам транспорта, где сосредоточено большое количество разнообразных грузов, багажа, ручной клади и иных вещей пассажиров; - возможность временно укрыться на транспортных объектах, либо быстро «раствориться» после совершения преступления в толпе пассажиров; - возможность перепрятать на временное хранение украденное имущество, орудия преступления и другие предметы, сдавая их в багажные отделения или в помещения автоматической камеры хранения самообслуживания. С учётом изложенного и практики работы следственных подразделений линейных органов внутренних дел большое значение должно придаваться изучению следователем характерных мест совершения краж чужого имущества на различных объектах железнодорожного транспорта. Такими объектами являются: вокзалы, поезда дальнего следования и пригородного сообщения, автоматические камеры хранения и т.д. Применительно к рассматриваемой категории преступлений место их совершения следует рассматривать в двух аспектах: - с одной стороны, это определенный объект железнодорожного транспорта или участок пассажирского поезда; - с другой стороны это определенный отрезок железнодорожного пути, во время движения по которому поезда было совершено преступление. 1. В поездах дальнего следования, как правило, выделяют следующие типичные места совершения краж: - место пассажира в общем, плацкартном или купейном вагоне; - служебное помещение и купе отдыха дежурных проводников; - вагон-ресторан; - тамбур или коридор вагона. В пути следования потерпевшие обычно прячут свои наиболее ценные вещи (деньги, ювелирные украшения, документы) в чемоданах, сумках, карманах верхней одежды, в спальных принадлежностях (подушках, матрасах). Зная логику таких потерпевших, преступники могут без особого труда и подготовки похищать их имущество, как во время движения поезда, так и во время стоянки. В первом случае преступники используют неравномерности движения поезда (толчки, ускорения и др.), что обеспечивает относительную безопасность и скрытность их действий. Во втором случае, чтобы остаться незамеченными, преступники используют те моменты, когда потерпевший спит либо когда он вышел на какое-то время из поезда. На совершение кражи из одежды спящих пассажиров преступник решается лишь в тех случаях, когда рассчитывает похитить значительную сумму денег или наиболее ценные предметы. Обычно преступник следует в том же поезде, вагоне и даже купе, что и пассажир. В процессе предварительного наблюдения или общения он добывает информацию о месте непосредственного хранения ценностей и лишь после этого совершает кражу. Типичным местом, где преступник вступает в первоначальный контакт с будущим потерпевшим и выясняет его материальное благосостояние, а также завязывает знакомство в целях облегчения последующего совершения преступления, является вагон-ресторан. В самом же вагоне- ресторане совершаются в основном карманные кражи и кражи имущества, оставленного пассажирами без присмотра. В летний период времени пассажиры плацкартных и купейных вагонов нередко оставляют открытыми окна и двери в целях проветривания помещений, а сами спят либо во время остановки выходят на перрон. Последнее обстоятельство создаёт благоприятные условия для совершения краж лицами, не проезжающими в поезде (провожающими или встречающими гражданами, продавцами продуктов питания и т.п.). 2. Определение места совершения кражи во втором указанном нами аспекте (географическо-временном) связано с установлением точного отрезка железнодорожного пути и времени совершения преступления. Всё дело в том, что поезд движется по расписанию в строго определённом направлении и с различной скоростью, следовательно, с течением времени постоянно удаляется от того места, где произошло преступление. Таким образом, чем точнее на начальном этапе расследования будет установлено время совершения преступления, тем меньший отрезок пути следования поезда придётся исследовать в качестве места происшествия. В противном случае границы места происшествия необоснованно расширяются, что значительно затрудняет работу по выявлению и задержанию покинувшего поезд подозреваемого, поиску орудий и предметов преступления, установлению свидетелей по делу. Необходимо помнить, что место совершения преступления в пути следования поезда часто не совпадает с местом обнаружения момента самого преступления. Применительно к географическо-временному параметру выделяют два основных места совершения краж имущества пассажиров:1 1. железнодорожная станция (во время стоянки или остановки); 2. участок железнодорожного пути (на ходу поезда). При этом во время посадки и высадки пассажиров совершается значительно меньше краж, чем во время стоянки поезда на станциях, расположенных по пути следования пассажира. Данный факт объясняется тем, что во время посадки и высадки пассажиры очень внимательно следят за своим имуществом, в то время как в пути следования многие ослабляют контроль за сохранностью своих вещей и допускают халатность. В пути следования потерпевшие нередко оставляют свои вещи без присмотра или под присмотром случайных знакомых. В таких случаях кражи могут совершать воспользовавшись ситуацией пассажиры, а также посторонние лица, специально проникнувшие в вагон под видом провожающих. Завладев чужим имуществом, эти лица сразу же покидают поезд. Во время стоянки преступнику гораздо проще покинуть поезд, в котором им была совершена кража и скрыться. На ходу преступники обычно совершают кражи незадолго до прибытия поезда на станцию назначения с тем расчетом, чтобы иметь возможность покинуть поезд на ближайшей станции. Следует заметить, что такие кражи хорошо продумываются и заранее подготавливаются. Значительно реже встречаются случаи, когда преступник, совершив кражу, следует дальше в одном поезде с потерпевшим. Такое может происходить тогда, когда преступник считает, что он предпринял все необходимые, по его мнению, меры предосторожности либо обеспечил себе надежное алиби, например, избавился от похищенного. Наиболее информативное значение для частной криминалистической методики имеет способ совершения преступления, поскольку самым эффективным путем расследования, как известно, считается путь от установления способа совершения преступления к его раскрытию. Напомним, что под способом совершения преступления, как правило,понимается система взаимообусловленных подвижно детерминированных действий, направленных на подготовку, совершение и сокрытие преступления, связанных с использованием соответствующих орудий и средств, а также времени, места и других способствующих обстоятельств объективной обстановки совершения преступления. Результаты изучения следственной и оперативно-розыскной практики, предложенные в юридической литературе, показывают, что способы краж личного имущества пассажиров в поездах отличаются большим разнообразием. В 33,5% краж преступниками предпринимаются подготовительные действия. При этом выбирается наиболее безопасный способ совершения преступления, включающий в себя меры по сокрытию следов посягательства уже на подготовительной стадии. Каждый пятый обвиняемый осуществлял выбор подходящего объекта кражи, устанавливал за ним наблюдение. Выбор потерпевшего или предмета кражи ворами-профессионалами осуществляется, как правило, по внешнему виду потерпевшего или его багажа. При совершении краж в поездах дальнего следования выбор потерпевшего может осуществляться через наводчика: проводника вагона, официанта вагона-ресторана. Эти лица при денежных расчетах и иных служебных контактах с пассажирами имеют возможность узнать о содержимом их кошелька или наличии при них ценных вещей. В 6,5% и 8,5% случаях соответственно преступники изучали и выбирали маршруты поездов определенного направления, а также вагоны определенного класса. Для 21,8% похитителей имело значение время совершения кражи. В каждом десятом случае, прежде чем совершить кражу, воры осуществляли сговор с сообщниками и устанавливали доверительные, приятельские отношения с потерпевшим. В 4,5% случаев роли между сообщниками распределялись. При установлении доверительных контактов преступники нередко наряду с правдивыми сообщают о себе вымышленные сведения. Чаще всего сообщают ложные данные о своей фамилии, месте проживания, профессии, маршруте и цели поездки.1 Зачастую будущей жертве показывают проездной билет, ранее использованный. В отдельных случаях воры приобретают чужие или изготовляют подложные документы для их показа объекту кражи. Известны случаи, когда воры заранее изучали работу той или иной поездной бригады и конкретных проводников с точки зрения добросовестного исполнения ими своих обязанностей, проверяли регулярность сопровождения определенного поезда нарядами милиции. С целью беспрепятственного проникновения в вагоны и купе преступники зачастую изготавливают специальные вагонные ключи либо похищают, выкупают или выменивают их у проводников. Часто лицо, намеревающееся совершить преступление, садясь в поезд, имеют при седее чемодан, сумку или сверток, наполненные ненужным тряпьем или бумагой. Это делается, во-первых, для того, чтобы не отличаться от других пассажиров, и, во-вторых, чтобы при необходимости оставить свои вещи на месте кражи при отходе с места преступления. В правоприменительной деятельности имеют место немало случаев заблаговременной подготовки ворами технических, иных средств для облегчения совершения кражи. Когда завладение чужим имуществом связано со вскрытием чемоданов, используются подборные ключи, отмычки. Иногда замки просто взламываются. При отсутствии у преступника вагонных ключей двери купе отжимаются стамесками, отвертками, монтировками и другими приспособленными средствами. Отмечены факты извлечения предметов краж с крыш вагонов или поверхности платформы через открытые окна с помощью специально изготовленных для этого крючков. Для приведения потерпевшего в беспомощное состояние используются сильнодействующие снотворные средства, которыми запасаются заранее. В некоторых государствах дальнего зарубежья «поездные» воры для приведение жертвы в бессознательное состояние используют в отдельных случаях усыпляющий газы. Практика свидетельствует, что преступники все активнее стремятся к объединению в группы. Изучение уголовных дел показало, что 20% обвиняемых совершили кражи по предварительному сговору. Весьма примечательно, что упомянутым случаям, в частности, подготовительным действиям похитителей, присуще отвлечение внимания потерпевшего. Соучастники заговаривают с потерпевшим, различными способами побуждают его к тому, чтобы он оставил свои вещи без присмотра (например, вышел в тамбур покурить или проститься с провожающим, посетить вагон-ресторан или обратиться с вопросом к проводнику), создают давку в тамбуре и проходе вагона. В пригородных поездах днем, когда бывает большое скопление людей в салонах и тамбурах, пассажиры и их вещи из-за создавшейся давки оказываются в разных местах вагона, чем пользуются воры. Чаще всего это происходит в предвыходные и предпраздничные, выходные и праздничные дни, а также в часы «пик» на крупных остановочных пунктах, где входит и выходит много пассажиров. Наиболее полно механизм способа кражи раскрывается на ее кульминационном этапе – изъятие предмета посягательства. Здесь образуется наибольшее количество следов, обусловленных приемами завладения личным имуществом пассажиров. Способы совершения непосредственного посягательства объединяют в три группы: а) кражи вещей свободным доступом; б) кражи с проникновением в закрытое купе; в) кражи, совершаемые комбинированными способами. В 42% случаев кражи совершались с использованием свободного доступа к вещам, оставленным без присмотра, в 32,6% - у спящих пассажиров. Иногда отдельные пассажиры, соблазненные доступностью чужих вещей, выходя на своей станции, чаще всего ночью, «прихватывают» их. Проводник, не зная принадлежности имущества, не препятствуют преступникам и они свободно покидают вагон. Нередко люди, имеющие много ручной клади, начинают заблаговременно выносить все в тамбур. Когда они возвращаются в купе за очередным чемоданом или сумкой, воры похищают вещи и скрываются в соседних вагонах. К группе способов краж, совершаемых путем проникновения в закрытое купе, следует отнести: - кражи из купе, двери которых открываются с помощью специальных ключей; - кражи из купе путем отжима двери или применения специальных приспособлений; - кражи из закрытого купе, когда его дверь открывается лишь на величину зазора, допускаемого защелкой ограничителя. В этих случаях вор просовывает руку в образовавшуюся щель и похищает либо одежду, висящую на вешалке с левой стороны от преступника, либо деньги и другие ценности из ее карманов. Указанным способом совершают кражи лица, имеющие тонкие руки (как правило, женщины или несовершеннолетние). Важно отметить, что 17,4% краж совершено у лиц, находившихся в состоянии опьянения. При этом каждой второй кражи предшествовало совместное распитие спиртных напитков подозреваемым и потерпевшим. В 4,6% преступниками использовались клофелин, этаминал натрия и другие сильнодействующие снотворные средства, способные вызвать тяжкие последствия: отравление и даже летальный исход. 6,4% преступлений совершены посредством злоупотреблением доверия потерпевшего – «подсидки». Суть способа в том, что вор, имитируя доверчивость, просит попутчика присмотреть за его вещами на время посещения, например, ресторан. Возвратившись, преступник ждет, когда преступник обратится к нему с аналогичной просьбой или сам побуждает его к этому. Выбрав момент, вор, скрывается с чужими вещами. Следует отметить, что с проникновением в вагон во время стоянки поезда совершается лишь 3,2% краж. Чтобы замаскировать свои действия от окружающих, преступники иногда переставляют свои вещи к вещам потерпевшего, а затем похищают их, нередко оставляя собственные. Выявлены факты совершения краж в ситуациях, когда преступники предлагали помощь потерпевшему в «подноске» вещей, представлялись работниками транспорта, вырывали чемоданы и сумки у пассажиров в момент посадки или высадки. Структурным элементом криминалистической характеристики краж являются данные о предмете преступного посягательства: в 44,0 % - изученных случаев им оказались чемоданы и сумки с вещами; в 37,2 % - деньги и мобильные средства связи; в 27,5 % - одежда; в 8,7 % - меховые головные уборы; в 5,0 % - обувь; в 2,3 % - кольца, цепочки, иные драгоценные украшения. На выбор преступником конкретного предмета кражи оказывают влияние три обстоятельства: - предположительное имущественное положение владельца собственности; - внешний вид и возможная стоимость предмета посягательства (хорошее состояние, высокое качество); - отсутствие должного контроля за сохранностью данного имущества. Не меньшее значение для борьбы с кражами представляют данные, характеризующие личность преступника. Каждый второй из преступников - неработающий, каждый пятый – без определенного места жительства и рода занятий, в 8,3 % случаев кражи совершаются женщинами, в 6,2 % - несовершеннолетними преступниками. 7,7 % воров – «гастролеры», 15,8 % - алкоголики, 0,4 % - наркоманы. Более половины обвиняемых совершили кражи под влиянием спиртного, 5,0 % - в состоянии наркотического опьянения. 38,1 % воров следовали в поезде, не имея проездного билета. 38,1 % похитителей ранее судимы, 3,3 % - за преступления на объектах железнодорожного транспорта. В 22,3 % случаев преступники следовали в поезде с целью совершения кражи, в 9,8 % - направлялись в командировку или возвращались из нее, в 2,1% - совершали поездку из-за вынужденной миграции (беженцы, вынужденные переселенцы). По возрасту самую многочисленную группу преступников составляют лица от 30 до 49 лет (42,5%). 27,9% похитителей составляют обвиняемые в возрасте от 18 до 24 лет, 22,3% - от 25 до 29 лет. 60,3% обвиняемых имеют общее среднее образование, 19,0% - неполное среднее, 15,4% - среднее специальное, 3,6% - начальное, 1,6% - высшее. Каждый пятый похититель - рабочий, 3,6% - служащие, 3,2% - сельские жители. В составе преступников 7,7% - рабочие железнодорожного транспорта, 6,5% - работники коммерческих предприятий и фирм, 9,3% - учащиеся и студенты.1 Преступники чаще всего совершают кражи в одиночку. Однако 19,4% воров посягали на имущество пассажиров в составе группы. Необходимо отметить, что когда кража совершается преступником-одиночкой, в большинстве случаев в последствие выясняется его зависимость от алкоголя. В таких ситуациях мотивом кражи является заинтересованность в приобретение спиртного.2 Данные о личности потерпевших свидетельствуют о том, что в 64,5% краж жертвами воров оказывались мужчины и в 35,5% - женщины. В преобладающей части преступлений в момент их совершения потерпевшие спали или находились в нетрезвом состоянии. Наиболее подходящие жертвы – лихорадочно возбужденные, опаздывающие пассажиры. Нередко преступники пользуются беспомощностью пожилых людей. Немаловажным элементом криминалистической характеристики краж, совершаемых в пассажирских поездах являются сведения о характерных следах преступления. В большинстве случаев характер и легализация следов зависит от места кражи, предмета посягательства и способов совершения преступления. При совершении краж, связанных с проникновением в купейное или служебное помещение, могут оставаться: следы применения средств преодоления преград (бытовых и самодельных инструментов, стеклорезов, ножей, отвёрток и т.п.); следы пальцев рук, обуви, грязи, красящих веществ и микрочастиц одежды). При этом по форме и расположению обнаруженных следов и предметов можно предположительно судить о личности преступника (его преступном опыте, профессиональных навыках, возрасте и физической силе). В самом пассажирском вагоне можно выделить следующие места наиболее вероятного оставления следов преступником: преграды и запирающие устройства, различные следовоспринимающие поверхности вагона в районе совершения преступления (пол, коврики, стол, спальные места, откидные сидения, поручни и другие выступающие поверхности). Важным элементом криминалистической характеристики являются обстоятельства, способствующие совершению преступлений. Что касается краж личного имущества граждан, совершаемых на транспорте, то их совершение обусловлено следующими факторами: 1. Недостатками в организации пассажирских перевозок и обслуживании пассажиров (здесь преобладающую роль играют нарушения и злоупотребления, допускаемые работниками поездных бригад, прежде всего проводниками вагонов). 2. Виктимным, зачастую неосторожным, провоцирующим, а в отдельных случаях и неправомерным поведением пассажиров; 3. Упущениями в деятельности органов внутренних дел на транспорте. К причинам, по которым рассматриваемые преступления не раскрываются по «горячим» следам, как правило, относят: - несвоевременное обращение потерпевшего в ОВД; - несвоевременный выход, подсадка в пассажирский поезд следственно-оперативной группы; - несвоевременное проведение заградительных мероприятий; - профессиональная некомпетентность сотрудников милиции; - некачественный осмотр места происшествия, непривлечение к участию в нем специалистов (инженера-механика, кинолога и др.); - отсутствие в данном поезде наряда сопровождения или ОПГ; - неприменение криминалистической и специальной техники (широкие возможности имеют при расследовании данной категории преступлений мобильные комплексы «Терминал - ТМ-1», в которых аккумулируются сведения о лицах, находящихся в розыске, и т. д.); - отсутствие свидетельской базы или отказ проводников, пассажиров выступать в роли свидетелей. Вывод: с учетом всего вышеизложенного можно констатировать, что тщательное изучение криминалистической характеристики краж, совершаемых в пассажирских поездах, а также всей совокупности обнаруженных на месте происшествия следов позволяет выяснить механизм кражи и последовательность действия лица, её совершившего, что имеет весьма, важное значение для раскрытия и расследования преступления. Сущность криминалистической характеристики краж имущества на железнодорожном транспорте определяется совокупностью взаимосвязанных общих и индивидуальных признаков данного вида преступлений, проявляющихся главным образом в предмете посягательства, объективной обстановке и способах совершения, а также в особенностях личности субъектов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |