Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 2




«ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ПЛАН:

§ 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых на воздушном транспорте.

§ 2. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта. Обстоятельства, подлежащие доказыванию.

§ 3. Особенности взаимодействия следователя и служебной комиссии при расследовании преступлений, совершенных на воздушном транспорте.

§ 4. Организация и производство отдельных следственных действий первоначального этапа расследования преступлений, совершенных на воздушном транспорте.

1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых на воздушном транспорте.

 

Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта установлена ст. 263 УК РФ.

Понятие «транспорт» (воздушный и т.д.) в юридической, технической литературе и в нормативных актах ис­пользуется в различных значениях, а именно:

а) производственно-технологический транспортный комплекс, с входящими в него пред­приятиями и учреждениями производственного и социального на­значения;

б) транспортное средство, используемое для перевозки людей и грузов1.

Именно транспортные средства, а не весь производственно-тех­нологический транспортный комплекс представляют повышенную опасность для жизни и здоровья человека, имущества физических и юридических лиц, в связи, с чем объектом преступления, преду­смотренного ст. 263 УК РФ, является безопасность движения и экс­плуатации воздушных транс­портных средств.

Под воздушными транспортными средствами следует понимать воздушные суда1 гражданской2, государственной[3] и эксперименталь­ной[4] авиации (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэроста­ты и т.п.) независимо от того, в чьем ведении или собственности они находятся, в том числе дельтапланы и мотодельтапланы Объе­диненной федерации сверхлегких летательных аппаратов России (ОФ СЛА России), воздушные шары Федерации воздухоплавания (ФВ), самодельные летательные аппараты Федерации любителей авиации России (ФЛА РФ), воздушные суда Российской оборонной спортив­но-технической организации (РОСТО). Однако следует помнить, что военные летательные аппараты не являются предметом преступле­ния, предусмотренного ст. 263 УК РФ, если нарушение правил по­летов или подготовки к ним либо иных правил их эксплуатации совершены военнослужащими, гражданами во время прохождения военных сборов и другими лицами, указанными в ст. 331 УК РФ. Действия этих лиц квалифицируются по ст. 351 УК РФ.

Обязательными признаками объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, являются:

а) общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении
правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта;

б) предусмотренные законом общественно опасные последствия
этих нарушений;

в) причинная связь между нарушениями указанных правил и
наступившими последствиями.

Безопасность движения и эксплуатации воз­душных транспортных средств, а также порядок эксплуатации и тре­бования к техническому состоянию других объектов воздушного транспорта (аэродромов, средств управления полетами воздушных судов и т.д.), обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, определены различными нормативными документами. Например, Воздушным кодексом Российской Федерации, Наставление по производству полетов в граждан­ской авиации (НПП), Наставление по службе движения (НСД), Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов (РЭГА), Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ), руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) и руководства по технической эксплуатации (РТЭ) конкретных ти­пов воздушных судов, инструкции по взаимодействию и техноло­гии работы членов экипажа (по типам воздушных судов), Правила и фразеология радиообмена между экипажами воздушных судов и диспетчерами службы движения гражданской авиации, регламенты технического обслуживания (РТО) по типам воздушных судов, а также принятые в соответствии с ними инструкции по производ­ству полетов в районе конкретных аэропортов, должностные инст­рукции для работников наземных служб.

Названные выше нормативные акты именуются в ст. 263 УК РФ правилами безопасности движения и эксплуатации железнодорож­ного и воздушного транспорта, поскольку эти акты содержат нор­мы, обеспечивающие безопасное функционирование данных транс­портных средств.

Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта могут выражаться как в форме действия (превышение скорости), так и в форме бездействия (невыдача предупрежде­ния, неограждение места производства работ на территории взлетной полосы, несоблюдение тех­ники пилотирования). Однако эти деяния являются уголовно нака­зуемыми только в том случае, если они противоречат конкретным нормам, установленным соответствующими нормативными акта­ми: работник воздушного транспорта не может быть привлечен к уголовной ответственности только по тем основаниям, что он «не принял всех необходимых мер предосто­рожности для предотвращения аварии», «не проявил достаточной бдительности» и т.п. Для привлечения к уголовной ответственнос­ти необходимо точно установить: какие конкретно статьи, пункты и каких именно правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта (инструкций, положений, наставле­ний, регламентов, правил и т.п.) нарушены работником, в чем конк­ретно эти нарушения выразились и обязан ли был работник требова­ния этих правил выполнять.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта само по себе не обра­зует объективной стороны состава рассматриваемого преступления, если это нарушение не повлекло предусмотренные законом послед­ствия, даже если эти последствия были предотвращены, например, благодаря случайности или действиям других лиц, поскольку дей­ствующее законодательство не предусматривает уголовной ответ­ственности за угрозу наступления таких последствий.

К последствиям нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта законо­датель относит:

• причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 263 УК РФ);

• причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 263 УК РФ);

• смерть людей (ч. 2 и 3 ст. 263 УК РФ).

Понятие «крупный ущерб» в законе не раскрывается. Оно явля­ется оценочным и охватывает как причинение материального ущер­ба в результате уничтожения или повреждения транспортных средств или другого имущества физических или юридических лиц, загряз­нения окружающей среды, гибели растительного и животного мира, так и расходы, связанные с ликвидацией последствий происше­ствия. Признание ущерба крупным - вопрос факта и зависит от конкретных обстоятельств дела.

Между деяниями, выразившимися в нарушении правил безо­пасности движения и эксплуатации воздушно­го транспорта, и наступившими последствиями должна существо­вать причинная связь, в связи с чем в процессе расследования необ­ходимо доказать, что, например, крушение поезда или авиацион­ная катастрофа произошли именно в результате нарушения винов­ным лицом правил безопасности движения и эксплуатации, а не по каким-либо иным причинам.

Причинная связь нередко имеет сложную структуру. Напри­мер, последствия могут быть обусловлены не одним нарушением правил, а несколькими, взаимосвязанными между собой, в том числе совершенными несколькими лицами. Возможны случаи, когда действиями одного лица создается опасная обстановка, а другое - неверно оценивает ее и само совершает деяние, посяга­ющее на безопасность движения и эксплуатации транспорта. За­частую эти нарушения отдалены друг от друга временем и местом совершения.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, по отношению к наступившим последствиям характеризу­ется неосторожной формой вины. Это означает, что работник, на­рушая правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта:

а) или предвидит возможность наступления общественно опасных последствий в результате нарушения им правил безопасности,
но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает
на их предотвращение (легкомыслие);

б) или не предвидит возможности наступления этих последствий,
хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности дол­
жен был и мог их предвидеть (небрежность).

При наличии умысла виновного по отношению к последствиям его действия должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ (преступления против личности, собственности, общественной бе­зопасности и общественного порядка и т.п.).

В диспозиции ст. 263 УК РФ не определено субъективное отно­шение лица к нарушению им правил безопасности движения и эк­сплуатации воздушного транспорта. Однако это не означает, что оно не имеет значение для квалификации дей­ствий лица.

В силу ст. 5 УК РФ лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и насту­пившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Как разъясняет ч. 1 ст. 28 УК РФ, деяния признается совершен­ным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия).

Таким образом, для квалификации деяния по ст. 263 УК РФ не­обходимо установить, что лицо, нарушая правила безопасности дви­жения и эксплуатации воздушного транс­порта, осознавало, что действует вопреки им, либо не осознавало этого, хотя в силу своего служебного положения должно было и могло осознавать.

Это относится и к лицам авиационного персонала, которые до­пускаются к деятельности по обеспечению безопасности полетов, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воз­душных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, только если они имеют специальную подготовку и сертификат (свидетельство) (ст. 52, 53 ВК РФ).

Субъект рассматриваемого преступления - специальный. Этим субъектом может быть только работник воз­душного транспорта, который в силу выполняемой работы либо за­нимаемой должности обязан соблюдать правила безопасности дви­жения и эксплуатации железнодорожного или воздушного транс­порта.

На воздушном транспорте - члены экипажа (командир воздуш­ного судна, второй пилот, штурман, бортинженер или бортмеха­ник, бортрадист) и работники наземных служб (авиационно-технических баз (комплексов), аэродромной службы и др.).

К этим лицам предъявляются определенные требования. Так, они не могут быть моложе 18 лет, должны пройти медицинское освиде­тельствование и профессиональное обучение и выдержать испыта­ния, в том числе по знанию соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а на воздушном транспорте - получить свидетельство (сертификат). Лица, принятые на работу с нарушением этих требований, не могут быть субъектом преступле­ния.

Следует иметь в виду, что они могут быть субъектом рассматри­ваемого состава только в том случае, если нарушили правила безо­пасности при исполнении своих служебных обязанностей, т.е. тог­да, когда они выполняли или должны были выполнять работу по обеспечению безопасности функционирования транспорта или ра­боту, непосредственно связанную с безопасностью его движения или эксплуатации.

Как показывает анализ, причиной 69% всех авиацион­ных происшествий явились недостатки в работе летного и команд­но-руководящего состава, из них 41% был результатом ошибок в технике пилотирования и неправильных решений экипажа в полете и 28% - результатом нарушений экипажами установленных правил выполнения полетов. Около 20% авиационных происшествий были вызваны отказами техники в полете1.

Реже катастрофы происходят по вине работников наземных служб аэропортов (диспетчеров службы движения, работников авиационно-технических баз, аэродромной службы и т.д.).

Многообразны и случаи авиапроисшествий, вызванных отказа­ми техники. Как правило, к ним относятся отказы двигателей, по­жары в различных отсеках воздушного судна, неправильная работа пилотажно-навигационных приборов, разрушение конструкции в полете.

Редко, но встречаются катастрофы, вызванные отказами даже не самой авиационной техники, а систем, предназначенных для оповещения экипажей об отклонениях в работе техники.

Таким образом, подводя итог вышесказанному следует отметить, что для успешного расследования уголовных дел о нарушении пра­вил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта следователь должен обладать не только юридическими, но и техни­ческими знаниями в области авиации и быть знакомым с методи­кой расследования дел данной категории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.