КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 2
«ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ» ПЛАН: § 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых на воздушном транспорте. § 2. Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. § 3. Особенности взаимодействия следователя и служебной комиссии при расследовании преступлений, совершенных на воздушном транспорте. § 4. Организация и производство отдельных следственных действий первоначального этапа расследования преступлений, совершенных на воздушном транспорте. 1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых на воздушном транспорте.
Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта установлена ст. 263 УК РФ. Понятие «транспорт» (воздушный и т.д.) в юридической, технической литературе и в нормативных актах используется в различных значениях, а именно: а) производственно-технологический транспортный комплекс, с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения; б) транспортное средство, используемое для перевозки людей и грузов1. Именно транспортные средства, а не весь производственно-технологический транспортный комплекс представляют повышенную опасность для жизни и здоровья человека, имущества физических и юридических лиц, в связи, с чем объектом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, является безопасность движения и эксплуатации воздушных транспортных средств. Под воздушными транспортными средствами следует понимать воздушные суда1 гражданской2, государственной[3] и экспериментальной[4] авиации (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.) независимо от того, в чьем ведении или собственности они находятся, в том числе дельтапланы и мотодельтапланы Объединенной федерации сверхлегких летательных аппаратов России (ОФ СЛА России), воздушные шары Федерации воздухоплавания (ФВ), самодельные летательные аппараты Федерации любителей авиации России (ФЛА РФ), воздушные суда Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). Однако следует помнить, что военные летательные аппараты не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, если нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил их эксплуатации совершены военнослужащими, гражданами во время прохождения военных сборов и другими лицами, указанными в ст. 331 УК РФ. Действия этих лиц квалифицируются по ст. 351 УК РФ. Обязательными признаками объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, являются: а) общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении б) предусмотренные законом общественно опасные последствия в) причинная связь между нарушениями указанных правил и Безопасность движения и эксплуатации воздушных транспортных средств, а также порядок эксплуатации и требования к техническому состоянию других объектов воздушного транспорта (аэродромов, средств управления полетами воздушных судов и т.д.), обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, определены различными нормативными документами. Например, Воздушным кодексом Российской Федерации, Наставление по производству полетов в гражданской авиации (НПП), Наставление по службе движения (НСД), Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов (РЭГА), Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ), руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) и руководства по технической эксплуатации (РТЭ) конкретных типов воздушных судов, инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа (по типам воздушных судов), Правила и фразеология радиообмена между экипажами воздушных судов и диспетчерами службы движения гражданской авиации, регламенты технического обслуживания (РТО) по типам воздушных судов, а также принятые в соответствии с ними инструкции по производству полетов в районе конкретных аэропортов, должностные инструкции для работников наземных служб. Названные выше нормативные акты именуются в ст. 263 УК РФ правилами безопасности движения и эксплуатации железнодорожного и воздушного транспорта, поскольку эти акты содержат нормы, обеспечивающие безопасное функционирование данных транспортных средств. Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта могут выражаться как в форме действия (превышение скорости), так и в форме бездействия (невыдача предупреждения, неограждение места производства работ на территории взлетной полосы, несоблюдение техники пилотирования). Однако эти деяния являются уголовно наказуемыми только в том случае, если они противоречат конкретным нормам, установленным соответствующими нормативными актами: работник воздушного транспорта не может быть привлечен к уголовной ответственности только по тем основаниям, что он «не принял всех необходимых мер предосторожности для предотвращения аварии», «не проявил достаточной бдительности» и т.п. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо точно установить: какие конкретно статьи, пункты и каких именно правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта (инструкций, положений, наставлений, регламентов, правил и т.п.) нарушены работником, в чем конкретно эти нарушения выразились и обязан ли был работник требования этих правил выполнять. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта само по себе не образует объективной стороны состава рассматриваемого преступления, если это нарушение не повлекло предусмотренные законом последствия, даже если эти последствия были предотвращены, например, благодаря случайности или действиям других лиц, поскольку действующее законодательство не предусматривает уголовной ответственности за угрозу наступления таких последствий. К последствиям нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта законодатель относит: • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 263 УК РФ); • причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 263 УК РФ); • смерть людей (ч. 2 и 3 ст. 263 УК РФ). Понятие «крупный ущерб» в законе не раскрывается. Оно является оценочным и охватывает как причинение материального ущерба в результате уничтожения или повреждения транспортных средств или другого имущества физических или юридических лиц, загрязнения окружающей среды, гибели растительного и животного мира, так и расходы, связанные с ликвидацией последствий происшествия. Признание ущерба крупным - вопрос факта и зависит от конкретных обстоятельств дела. Между деяниями, выразившимися в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, и наступившими последствиями должна существовать причинная связь, в связи с чем в процессе расследования необходимо доказать, что, например, крушение поезда или авиационная катастрофа произошли именно в результате нарушения виновным лицом правил безопасности движения и эксплуатации, а не по каким-либо иным причинам. Причинная связь нередко имеет сложную структуру. Например, последствия могут быть обусловлены не одним нарушением правил, а несколькими, взаимосвязанными между собой, в том числе совершенными несколькими лицами. Возможны случаи, когда действиями одного лица создается опасная обстановка, а другое - неверно оценивает ее и само совершает деяние, посягающее на безопасность движения и эксплуатации транспорта. Зачастую эти нарушения отдалены друг от друга временем и местом совершения. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, по отношению к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины. Это означает, что работник, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта: а) или предвидит возможность наступления общественно опасных последствий в результате нарушения им правил безопасности, б) или не предвидит возможности наступления этих последствий, При наличии умысла виновного по отношению к последствиям его действия должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ (преступления против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка и т.п.). В диспозиции ст. 263 УК РФ не определено субъективное отношение лица к нарушению им правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Однако это не означает, что оно не имеет значение для квалификации действий лица. В силу ст. 5 УК РФ лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Как разъясняет ч. 1 ст. 28 УК РФ, деяния признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия). Таким образом, для квалификации деяния по ст. 263 УК РФ необходимо установить, что лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, осознавало, что действует вопреки им, либо не осознавало этого, хотя в силу своего служебного положения должно было и могло осознавать. Это относится и к лицам авиационного персонала, которые допускаются к деятельности по обеспечению безопасности полетов, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, только если они имеют специальную подготовку и сертификат (свидетельство) (ст. 52, 53 ВК РФ). Субъект рассматриваемого преступления - специальный. Этим субъектом может быть только работник воздушного транспорта, который в силу выполняемой работы либо занимаемой должности обязан соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного или воздушного транспорта. На воздушном транспорте - члены экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, штурман, бортинженер или бортмеханик, бортрадист) и работники наземных служб (авиационно-технических баз (комплексов), аэродромной службы и др.). К этим лицам предъявляются определенные требования. Так, они не могут быть моложе 18 лет, должны пройти медицинское освидетельствование и профессиональное обучение и выдержать испытания, в том числе по знанию соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а на воздушном транспорте - получить свидетельство (сертификат). Лица, принятые на работу с нарушением этих требований, не могут быть субъектом преступления. Следует иметь в виду, что они могут быть субъектом рассматриваемого состава только в том случае, если нарушили правила безопасности при исполнении своих служебных обязанностей, т.е. тогда, когда они выполняли или должны были выполнять работу по обеспечению безопасности функционирования транспорта или работу, непосредственно связанную с безопасностью его движения или эксплуатации. Как показывает анализ, причиной 69% всех авиационных происшествий явились недостатки в работе летного и командно-руководящего состава, из них 41% был результатом ошибок в технике пилотирования и неправильных решений экипажа в полете и 28% - результатом нарушений экипажами установленных правил выполнения полетов. Около 20% авиационных происшествий были вызваны отказами техники в полете1. Реже катастрофы происходят по вине работников наземных служб аэропортов (диспетчеров службы движения, работников авиационно-технических баз, аэродромной службы и т.д.). Многообразны и случаи авиапроисшествий, вызванных отказами техники. Как правило, к ним относятся отказы двигателей, пожары в различных отсеках воздушного судна, неправильная работа пилотажно-навигационных приборов, разрушение конструкции в полете. Редко, но встречаются катастрофы, вызванные отказами даже не самой авиационной техники, а систем, предназначенных для оповещения экипажей об отклонениях в работе техники. Таким образом, подводя итог вышесказанному следует отметить, что для успешного расследования уголовных дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта следователь должен обладать не только юридическими, но и техническими знаниями в области авиации и быть знакомым с методикой расследования дел данной категории.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |