КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности взаимодействия следователя и служебной комиссии при расследовании преступлений, совершенных на воздушном транспорте
Тема взаимоотношений следователя и комиссии, проводящей служебное расследование преступлений совершенных на воздушном транспорте (далее мы будем именовать ее служебной комиссией или комиссией), заслуживает отдельного разговора. В своей работе она руководствуется Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 609 (ПРАПИ-98). Хотя задачи у следователя и комиссии различны - первый ищет как причины, так и виновных, а вторая - только причины, однако их сотрудничество зачастую определяет успешное расследование уголовного дела1. Надо иметь в виду, что комиссия - это налаженный, быстро и четко работающий механизм, состоящий из высококвалифицированных специалистов в самых различных областях авиации. Пункт 2.1.1 ПРАПИ-98 определяет срок расследования в 30 дней, если не требуется проведения дополнительных исследований. Поэтому следователю не надо мешать работе комиссии путем, например, собирания важных документов, записей средств объективного контроля (самописцев и бортового магнитофона) и их выдачи членам комиссии с проволочками. Наоборот, нужно стремиться всемерно облегчить их работу, свести к минимуму различные формальные моменты. Если, например, стало известно, что кто-то нашел на месте происшествия аварийный самописец, то не следует пытаться опередить членов комиссии и самому изъять его. Кроме вреда, это ничего больше дать не может (при попытке вскрыть бронеконтейнер самописца может быть утрачена бесценная информация). Правильнее прибыть на место происшествия вместе с членами служебной комиссии и параллельно составить протокол осмотра, в котором описать расположение и состояние самописца, порядок его изъятия, а в конце сделать отметку, что он для исследований передан в комиссию. Протокол заверяется подписями следователя и понятых, поэтому даже расписку от членов комиссии о получении самописца брать не нужно. Не следует на месте происшествия производить действия без ведома и согласования с членами служебной комиссии. Например, изменять положение отдельных частей самолета, брать отборы топлива. Члены комиссии хорошо знают правила поведения на месте происшествия, соблюдают очередность статического и динамического методов осмотра, у них есть наработанные методики выполнения ряда операций. В соответствии с п. 2.4.7 ПРАПИ-98 действия членов комиссии, подкомиссий и рабочих групп, имеющие одновременно уголовно-процессуальный характер, т.е. направленные на сбор доказательственных материалов (изъятие и передача на хранение записей бортовых и наземных самописцев и их носителей, опознание и т.д.), а также связанные с захоронением или кремацией погибших, должны проводиться с ведома органа следствия. Все элементы воздушного судна, его техническая документация (в том числе детали узлов и агрегатов, прошедшие лабораторные исследования, и документы на них) хранятся до письменного разрешения от органов следствия или суда на их уничтожение (п 2 4 8 ПРАПИ-98). Материалы расследования авиационного происшествия (окончательный отчет с приложением отчетов подкомиссий, рабочих групп и прилагаемых к ним материалов) в 10-дневный срок с момента утверждения отчета в подлинникенаправляются в правоохранительный орган, проводящий предварительное следствие (п. 2.4.16 ПРАПИ-98). Только по решению правоохранительного органа, осуществляющего предварительное следствие по факту авиационного происшествия, может быть предана гласности информация, содержащая любые заявления лиц, полученные в процессе расследования; любую переписку между лицами, имеющими отношение к эксплуатации воздушного судна; медицинские или конфиденциальные сведения, касающиеся лиц - участников авиационного происшествия; записи бортовых речевых самописцев и расшифровку таких записей; мнения, высказываемые при анализе информации, включая записи бортовых самописцев (п. 2.6.2 ПРАПИ-98). В первые же дни работы служебной комиссии создаются летная, инженерно-техническая и административная подкомиссии, а в них, в свою очередь — рабочие группы. Среди них наибольший интерес для следователя представляют группа по составлению схемы (кроков) места происшествия и группа опроса, которые включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии либо работают самостоятельно под руководством председателя комиссии или его заместителя, а также группа расчета и анализа, которая в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно председателю комиссии (п. 2.4.3 ПРАПИ-98)1. Основными задачами летной подкомиссии являются: • установление уровня профессиональной подготовки экипажа, качества организации, обеспечения полета и управления воздушным движением с учетом влияния всех имеющихся факторов; • оценка правильности действий экипажа и должностных лиц в ходе возникновения и развития особой ситуации с учетом данных средств объективного контроля; • выявление отклонений (ошибок, нарушений и неправильных действий) от действующих норм подготовки, обеспечения и выполнения полетов. Инженерно-техническая подкомиссия: • определяет состояние авиационной техники до и после авиационного происшествия; • изучает характер ее эксплуатации, качество технического обслуживания и ремонта; • выявляет возможные недостатки в конструкции, технологии изготовления и ремонта, устанавливает наличие отказов авиационной техники и их причины; • проводит специальные исследования и испытания с целью установить причины отказа авиационной техники. Административная подкомиссиясоздается для: • определения причин гибели, травм и других нарушений здоровья находившихся на борту воздушного судна пассажиров; • установления количества и характера коммерческой загрузки на борту воздушного судна, правильности ее размещения, упаковки и крепления, выявления отклонений от норм загрузки, центровки и крепления; • выявления наличия на борту воздушного судна опасных грузов (с характеристикой их свойств), веществ и предметов, запрещенных к перевозке, установления нарушений правил до смотра вещей, находящихся при пассажирах, багажа и личного досмотра пассажиров (совместно с органами внутренних дел); • установления личности пассажиров, погибших при авиационном происшествии (совместно с органами внутренних дел); • проведения мероприятий по оказанию помощи пострадавшим и их родственникам, удовлетворения заявленных претензий (совместно с группой материально-технического обеспечения); • установления ущерба от авиационного происшествия; • ликвидации последствий происшествия.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |