Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности взаимодействия следователя и служебной комиссии при расследовании преступлений, совершенных на воздушном транспорте




Тема взаимоотношений следователя и комиссии, проводящей служебное расследование преступлений совершенных на воздушном транспорте (далее мы будем име­новать ее служебной комиссией или комиссией), заслуживает от­дельного разговора. В своей работе она руководствуется Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с граж­данскими воздушными судами в Российской Федерации, утверж­денными постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 609 (ПРАПИ-98). Хотя задачи у следователя и комиссии различ­ны - первый ищет как причины, так и виновных, а вторая - толь­ко причины, однако их сотрудничество зачастую определяет ус­пешное расследование уголовного дела1. Надо иметь в виду, что ко­миссия - это налаженный, быстро и четко работающий механизм, состоящий из высококвалифицированных специалистов в самых раз­личных областях авиации. Пункт 2.1.1 ПРАПИ-98 определяет срок расследования в 30 дней, если не требуется проведения дополнительных исследований. Поэтому следователю не надо мешать работе комиссии путем, например, собирания важных документов, запи­сей средств объективного контроля (самописцев и бортового магни­тофона) и их выдачи членам комиссии с проволочками. Наоборот, нужно стремиться всемерно облегчить их работу, свести к миниму­му различные формальные моменты. Если, например, стало извест­но, что кто-то нашел на месте происшествия аварийный самопи­сец, то не следует пытаться опередить членов комиссии и самому изъять его. Кроме вреда, это ничего больше дать не может (при по­пытке вскрыть бронеконтейнер самописца может быть утрачена бес­ценная информация). Правильнее прибыть на место происшествия вместе с членами служебной комиссии и параллельно составить про­токол осмотра, в котором описать расположение и состояние само­писца, порядок его изъятия, а в конце сделать отметку, что он для исследований передан в комиссию. Протокол заверяется подписями следователя и понятых, поэтому даже расписку от членов комиссии о получении самописца брать не нужно. Не следует на месте проис­шествия производить действия без ведома и согласования с члена­ми служебной комиссии. Например, изменять положение отдельных частей самолета, брать отборы топлива. Члены комиссии хорошо знают правила поведения на месте происшествия, соблюдают оче­редность статического и динамического методов осмотра, у них есть наработанные методики выполнения ряда операций.

В соответствии с п. 2.4.7 ПРАПИ-98 действия членов комиссии, подкомиссий и рабочих групп, имеющие одновременно уголовно-процессуальный характер, т.е. направленные на сбор доказательствен­ных материалов (изъятие и передача на хранение записей бортовых и наземных самописцев и их носителей, опознание и т.д.), а также связанные с захоронением или кремацией погибших, должны про­водиться с ведома органа следствия.

Все элементы воздушного судна, его техническая документация (в том числе детали узлов и агрегатов, прошедшие лабораторные исследования, и документы на них) хранятся до письменного раз­решения от органов следствия или суда на их уничтожение (п 2 4 8 ПРАПИ-98).

Материалы расследования авиационного происшествия (окон­чательный отчет с приложением отчетов подкомиссий, рабочих групп и прилагаемых к ним материалов) в 10-дневный срок с момента утверждения отчета в подлинникенаправляются в правоохрани­тельный орган, проводящий предварительное следствие (п. 2.4.16 ПРАПИ-98).

Только по решению правоохранительного органа, осуществляю­щего предварительное следствие по факту авиационного происше­ствия, может быть предана гласности информация, содержащая любые заявления лиц, полученные в процессе расследования; лю­бую переписку между лицами, имеющими отношение к эксплуатации воздушного судна; медицинские или конфиденциальные сведе­ния, касающиеся лиц - участников авиационного происшествия; записи бортовых речевых самописцев и расшифровку таких запи­сей; мнения, высказываемые при анализе информации, включая записи бортовых самописцев (п. 2.6.2 ПРАПИ-98).

В первые же дни работы служебной комиссии создаются летная, инженерно-техническая и административная подкомиссии, а в них, в свою очередь — рабочие группы. Среди них наибольший интерес для следователя представляют группа по составлению схемы (кроков) места происшествия и группа опроса, которые включаются в состав летной или инженерно-технической подкомиссии либо ра­ботают самостоятельно под руководством председателя комиссии или его заместителя, а также группа расчета и анализа, которая в состав подкомиссий не входит и подчиняется непосредственно пред­седателю комиссии (п. 2.4.3 ПРАПИ-98)1.

Основными задачами летной подкомиссии являются:

• установление уровня профессиональной подготовки эки­пажа, качества организации, обеспечения полета и управ­ления воздушным движением с учетом влияния всех имею­щихся факторов;

• оценка правильности действий экипажа и должностных лиц в ходе возникновения и развития особой ситуации с учетом данных средств объективного контроля;

• выявление отклонений (ошибок, нарушений и неправильных действий) от действующих норм подготовки, обеспе­чения и выполнения полетов.

Инженерно-техническая подкомиссия:

• определяет состояние авиационной техники до и после авиа­ционного происшествия;

• изучает характер ее эксплуатации, качество технического обслуживания и ремонта;

• выявляет возможные недостатки в конструкции, техноло­гии изготовления и ремонта, устанавливает наличие отка­зов авиационной техники и их причины;

• проводит специальные исследования и испытания с целью установить причины отказа авиационной техники.

Административная подкомиссиясоздается для:

• определения причин гибели, травм и других нарушений здоровья находившихся на борту воздушного судна пасса­жиров;

• установления количества и характера коммерческой загрузки на борту воздушного судна, правильности ее размещения, упаковки и крепления, выявления отклонений от норм загрузки, центровки и крепления;

• выявления наличия на борту воздушного судна опасных грузов (с характеристикой их свойств), веществ и предметов, зап­рещенных к перевозке, установления нарушений правил до­ смотра вещей, находящихся при пассажирах, багажа и лич­ного досмотра пассажиров (совместно с органами внутрен­них дел);

• установления личности пассажиров, погибших при авиационном происшествии (совместно с органами внутренних дел);

• проведения мероприятий по оказанию помощи пострадав­шим и их родственникам, удовлетворения заявленных пре­тензий (совместно с группой материально-технического обеспечения);

• установления ущерба от авиационного происшествия;

• ликвидации последствий происшествия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.