Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие условия проведения следственных действий и меры безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта




Первичные признаки хищения, как правило, обнаруживаются в местах сортировки и хранения грузов, в пунктах коммерческого осмотра грузов и на станциях назначения. Однако сами по себе данные признаки не являются основаниями к возбуждению уголовного дела. Для принятия обоснованного решения требуется проведение предварительной проверки, в ходе которой собираются дополнительные обстоятельства. Анализ следственной практики показывает, что уголовные дела о хищениях грузов чаще всего возбуждаются при наличии следующих поводов и оснований:

- сообщение предприятий железных дорог и должностных лиц об обнаружении груза с признаками хищения;

- материалы о недостачи грузов, выявленных сравнением с документами;

- задержание подозреваемого на месте хищения;

- полученные органом дознания в ходе осуществления оперативно-разыскных мероприятий.

В случае непосредственного обнаружения технической неисправности вагона работниками железной дороги составляется акт о техническом состоянии вагона. Такой акт подписывает дежурный помощник начальника станции, вагонный мастер и осмотрщик вагонов. При обнаружении вагона без пломб, если в вагонном листе имеется отметка о наложении таковых, а также при повреждении пломб составляется акт общей формы, который подписывается не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. Особо отметим, что указанные акты составляются без проверки состояния груза. А в установленных случаях (о которых мы с Вами говорили чуть выше) дополнительно составляется коммерческий акт и проводится служебное расследование. После этого в 3-х дневный срок с момента оформления коммерческого акта начальник станции (отделения железной дороги) обязан направить материалы ведомственного служебного расследования соответствующему ОВД на транспорте.

В соответствие с приказом МВД РФ от 10.07.2008 г. № 598 «Об организации взаимодействия между ОВД на транспорте и МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, ОВД в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и разграничении объектов оперативного обслуживания» в перечень объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании ОВД на железнодорожном транспорте включены:

1. Пассажирские комплексы: станции в пределах их границ (границами станции являются входные и выходные светофоры и территория, ограниченная внешним ограждением. При отсутствии последнего границы станции определяются технической документацией ОАО «РЖД») со всеми находящимися на них объектами ОАО «Российские железные дороги», перегоны (в пределах верхнего строения железнодорожного пути) (верхнее строение железнодорожного пути – часть железнодорожного пути, включающая в себя рельсы, рельсовые скрепления и подрельсовое основание (шпалы).), подвижной состав, находящийся на участках оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте.

2. Вокзалы.

3. Остановочные пункты.

4. Платформы.

5. Пешеходные и переходные мосты, подземные переходы и тоннели, служащие для обеспечения пассажиропотоков в зоне остановочных пунктов железнодорожного транспорта.

6. Железнодорожные подъездные пути общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или до знака «Граница подъездного пути».

7. Объекты, обеспечивающие безопасность следования подвижного железнодорожного состава (светофоры, релейные шкафы, средства сигнализации, связи, блокировки, а также энергоснабжения).

8. Грузовые станции и дворы (при отсутствии ограждения границей следует считать периметр складирования грузов и размещения контейнеров) и контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения.

9. Станционные прирельсовые склады, сортировочные рампы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства ОАО «РЖД», находящиеся в границах станций.

Изучение следственной практики показывает, что первоначальными следственными действиями по делам о преступлениях, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, являются осмотр, допрос, обыск, выемка документов, назначение и производство экспертиз. Исходя из этого, полагаем целесообразным при рассмотрении указанных следственных действий особое внимание уделить тем аспектам, которые обусловлены в первую очередь спецификой таких составов преступлений как хищение грузов.

Осмотр места происшествия. Производство указанного следственного действия на объектах железнодорожного транспорта, как правило, происходит в сложной обстановке, особенно по делам о хищении грузов. Это объясняется тем, что место обнаружения похищенного груза часто не совпадает с местом его хищения, а специфика расследования такого рода преступлений предполагает осмотр множества различных стационарных и передвижных объектов, участков местности и предметов, которые территориально не связаны друг с другом. К тому же во избежание срыва движения поездов по утвержденному графику, а также частичной утраты следов преступления осмотр должен быть произведен безотлагательно и в кратчайшие сроки.

Если объектом осмотра является достаточно обширный участок местности (например, территория станции, полосы отвода, железнодорожного полотна и т.д.), то в зависимости от сложившейся следственной ситуации он может быть подвергнут сплошному или выборочному обследованию.

При сплошном осмотре исследуемую территорию условно разбивают на отдельные сектора, обозначая их флажками, колышками, ветками, веревками и т.д. Впоследствии каждый из выделенных секторов тщательно осматривается и если на территории любого из них в равной степени могут быть обнаружены похищенные вещи, следы или орудия преступления, следователь по своему усмотрению выбирает один из следующих способов осмотра: концентрический, когда движение в ходе осмотра осуществляется по воображаемой спирали от периферии к центру места происшествия и эксцентрический, предполагающий движение в обратном направлении, т.е. от центра к периферии.

Выборочное обследование места происшествия может производиться только тогда, когда следователю доподлинно известно, где локализуются следы преступления и вещественные доказательства. Такие участки осматриваются наиболее тщательно, в то время как другие могут быть подвергнуты лишь беглому осмотру.

Если обстановка места происшествия включает в себя передвижные объекты (вагон, контейнер и т.д.), то осмотр рекомендуется начинать именно с этих объектов. При этом осмотр должен производиться как внутри, так и снаружи исследуемого объекта.

При наружном осмотре подлежат обязательной фиксации: тип, грузоподъемность и обшивка вагона (платформы); трафаретные знаки, надписи, разметки и наклейки на стеклах и дверях исследуемого объекта; наличие повреждений в стенах, дверях, крыше, полу и люках вагона; состояние бортов платформы; степень исправности наружных запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и т.д.

При производстве внутреннего осмотра подвижного состава следует уделять внимание особенностям расположения груза в вагонах (на платформах); степени загруженности последних на предмет наличия в них свободного пространства для размещения недостающего количества груза; особенностям повреждений в таре и упаковке груза, если таковые имеются и т.д.

Кроме того, при производстве осмотров достаточно обширных территорий необходимо привлечение дополнительных сил и средств. Особое внимание следует обратить на использование помощи специалистов (медицинских работников, специалистов-криминалистов, кинологов со служебно-розыскной собакой и др.). Для повышения результативности осмотра целесообразно производить фотосъемку или аудио- и видеозапись.

Осмотр должен производиться с участием эксперта, в присутствии понятых, представителей станции. При этом в число понятых не рекомендуется включать должностных лиц станции и работников, связанных с обработкой данного груза.

В ходе проведения осмотра места происшествия сотрудникам запрещается:

- курить, принимать пищу в ходе осмотра грузов с ядохимикатами, токсичными веществами и минеральными удобрениями;

- в ходе осмотра поднятого контейнера стоять под ним;

- садиться на рельсы, становиться на жалоба стрелочного перевода;

При осмотре объекта подвижного состава необходимо:

- при переходе через пути убедиться в отсутствии на них движущихся подвижных составов;

- переход пути занятого подвижным составом осуществлять только через тормозную площадку или тамбур пассажирского вагона;

- переход через пути между расщепленными вагонами разрешается если расстояние между ними не менее 10 метров;

- на оба рельса должны быть уложены спаренные тормозные башмаки;

- при осмотре не отцеплённого вагона должен быть предупрежден машинист поезда.

На электрифицированном участке дороги при осмотре вагона запрещается:

- приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстоянии менее 2 метров;

- прикасаться к оборванным проводам контактной сети независимо касаются ли они почвы или заземленных конструкций;

- подниматься на крышу вагона, производить осмотр (открывать крышку цистерны и крытых вагонов). При необходимости осмотра крыши необходимо через работника пункта технического осмотра подать вагоны на неэлектрофицированные пути, дать заявку на отключение и заземление контактного провода, расположенного над неисправным подвижным составом;

- прикасаться непосредственно или через какие-либо предметы к оборудованию или к частям машин электроподвижного состава.1

По делам о хищении грузов, а также незаконной перевозке запрещенных веществ и предметов следует обращать внимание на особенности производства выемки и обыска.

Практика показывает, что при кражах грузов преступники из числа работников железной дороги нередко прячут похищенное имущество в пределах обслуживаемой станции: в служебных помещениях, подвижных составах, стоящих порожних вагонах и т.д. Использование подобного рода информации в расследовании зачастую приносит положительный результат, поскольку в зависимости от того, кем совершено преступление, определяется и место производства обыска. Так, при наличии оснований полагать, что в хищении участвовал, например, весовщик обыскивается помещение пакгауза, член локомотивной бригады – тепловоз или электровоз и т.д. При этом важно учесть то обстоятельство, что преступники нередко изменяют первоначальный вид похищенных предметов. Поэтому в ходе этого следственного действия необходимо уделять внимание обнаружению и изъятию ярлыков, этикеток, упаковок, тары из-под похищенного груза, различных мелких частиц.

По делам о хищениях грузов в местах проведения обыска могут быть обнаружены орудия совершения преступления (ломики, кусачки, буравы, другие предметы, используемые в целях реализации преступного умысла), а также различные документы (ведомости, накладные, учетные книги и т.д.), сохранившие следы преступления (подчистки, травления, исправления и т.д.) или позволяющие установить личность преступника и его связи (записные книжки с адресами и номерами телефонов, письма, конверты, различного рода квитанции (денежных переводов, посылок и пр.).

Следует помнить, что к участию в производстве обыска в служебном помещении должен быть приглашен представитель администрации железнодорожного транспорта, что в установленном законом порядке отражается в протоколе следственного действия.

Поскольку хищения на территории железнодорожных станций, как правило, совершаются организованными группами, возникает необходимость в производстве одновременных обысков у разных лиц и в различных местах.

При перевозке запрещенных к обороту веществ и предметов обыск производится в вагоне пассажирского поезда. В связи с этим следователь должен знать конструктивные особенности того или иного типа вагона, а также использовать различные поисковые средства для обеспечения наиболее эффективного поиска тайников.

Если следователь испытывает определенные затруднения в применении научно-технических средств, необходимо пригласить в качестве специалиста лицо, имеющее навыки обращения с поисковыми средствами. В ряде случаев к производству обыска по делу о хищении грузов или перевозке запрещенных веществ и предметов на объектах железнодорожного транспорта целесообразно привлекать кинолога со служебно-розыскной собакой.

Практика показывает, что по делам о преступлениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, нередко производится выемка.

При расследовании хищений грузов выемке чаще всего подлежат следующие документы: железнодорожная транспортная накладная; дорожная ведомость; квитанция о приеме груза; вагонный лист; лента самописца-скоростепера локомотива; книги приема груза к перевозке, выгрузки и выдачи груза, пломбирования вагонов (контейнеров); журнал учета коммерческих актов, составленных на несохраненные перевозки груза и багажа и т.д.

По этим документам могут быть установлены наименование груза, количество мест, вес, вид упаковки, наименования станций отправления и назначения, фамилии отправителей и получателей, время приема груза к отправлению (выгрузке), сроки хранения груза на железной дороге, время его выдачи получателю, иные сведения, относящиеся к делу.

Назначение и производство экспертизы. Значительный объем доказательственной информации в связи с расследованием преступлений на объектах железнодорожного транспорта может быть получен в результате назначения и производства различных видов экспертиз.

По делам о хищении грузов часто назначается трасологическая экспертиза запорно-пломбировочных устройств.

Для установления факта нарушения целостности запорно-пломбировочного устройства необходимо назначение экспертизы.

При необходимости определения подлинности нанесенной на ЗПУ информации на экспертизу рекомендуется направить также и документы, подтверждающие его происхождение.

С помощью этой экспертизы могут быть решены следующие вопросы:

- соответствует ли представленное ЗПУ установленным государственным стандартам, если нет, то каким способом оно изготовлено;

- вскрывалось ли ЗПУ, если да, то каким способом;

устанавливалось ли ЗПУ повторно;

каково содержание цифровых и буквенных обозначений на ЗПУ и т.д.

В ряде случаев по указанной категории уголовных дел назначается механоскопическая экспертиза следов орудий взлома и инструментов. Путем такого экспертного исследования можно установить способ взлома преграды, идентификационные особенности орудий преступления, последовательность действий, профессиональные навыки преступника и т.п.

Кроме того, при расследовании дел о хищении грузов на объектах железнодорожного транспорта в целях выявления подделок в перевозочных и иных документах, назначается технико-криминалистическая и почерковедческая экспертизы.

По делам о хищении имущества пассажиров часто назначается дактилоскопическая экспертиза пальцев рук, а также иные судебно-трасологические экспертизы (например, при изъятии с места происшествия следов ног и обуви).

Назначение товароведческой экспертизы целесообразно в тех случаях, когда необходимо выяснить наименование, сорт, артикул и другие признаки похищенных товарно-материальных ценностей; стоимость похищенного и размер причиненного преступлением имущественного вреда и т.д.

В том случае, когда есть основания полагать, что кража груза совершена в районе осмотра места происшествия, необходимо выполнить следующие действия:

- провести осмотр состава грузового поезда с целью выявления свидетелей из числа сопровождающих лиц;

- провести опросы лиц, причастных к обработке данного поезда (вагона);

- привлечь кинолога с собакой;

- в стационарном технологическом центре обработки поездной информации и перевозочных документов истребовать натурный лист поезда, в локомотивном депо – скоростемерную ленту локомотива;

- выяснить находились ли на станции другие составы с людьми для выявления свидетелей преступления.

Для первоначального этапа расследования тайных хищений грузов, совершенных в условиях деятельности железнодорожного транспорта, наиболее типичны следующие следственные ситуации:

1. Известны место кражи, наименование похищенного груза и лицо, совершившее противоправное деяние (оно задержано с поличным). Эта ситуация она может осложняться новыми эпизодами преступной деятельности.

2. Известны место совершения тайного хищения имущества, лицо, его совершившее, полностью (или частично) похищенное имущество, но неизвестно, из какого конкретно места (вагон, контейнер) оно похи­щено.

3. Известны вагон, контейнер; из которого совершена кража груза, но неизвестны место хищения и лица, его совершившие. Эта ситуация является наиболее сложной, именно она служит причиной того, что значительное количество преступлений остаются нераскрытыми.

Применительно к первым двум ситуациям возникает необходи­мость в проверке полученной информации, оптимальной организации проведения следственных действий в сочетании с оперативно-розыск­ными мероприятиями, направленными на сбор доказательств. При этом особое значение имеет установление соучастников преступления и всех эпизодов их преступной деятельности. Основные задачи следователя и следственно-оперативной группы применительно к третьей следственной ситуации состоят в установлении места совершения пре­ступления, свидетелей и преступников. Их разрешение в значительной степени связано с правильным определением направления деятельнос­ти следователя, решением комплекса организационных вопросов.1

Первоначальными следственными действиями при расследовании краж грузов на железнодорожном транспорте являются: осмотр места происшествия; осмотр (изучение) сопроводительных документов; до­прос свидетелей; назначение экспертиз; осуществление организационных мероприятий, направленных на установление места совершения преступления, и лиц, причастных к этому; задержание, личный обыск подозреваемого, обыск по месту жительства и работы, допрос подозре­ваемого и др.

Осмотр места происшествия применительно к условиям соверше­ния краж грузов на железнодорожном транспорте может включать осмотр: вагонов, цистерн, контейнеров, территории грузового двора, склада, железнодорожных путей, груза, его упаковок и др.

Как правило, осмотр сочетается с изучением перевозочных доку­ментов. Наиболее часто осмотру подвергаются вагоны. Осмотр крытых грузовых вагонов подразделяется на наружный и внутренний. При на­ружном осмотре устанавливаются и фиксируются трафаретные знаки, надписи, разметки и наклейки на стенах и дверях вагона. Их содержа­ние дает возможность определить характер маневровой работы и гру­зовых операций.

После изучения трафаретных знаков, транспортных знаков, подпи­сей, разметок, наклеек на стенах и дверях вагона устанавливается на­личие или отсутствие повреждений и проломов стенок, пола, крыши. Практика показывает, что чаще взламываются обшивка торцевых сте­нок со стороны тормозной площадки (если она имеется), а также крыша вагона; реже - боковые стенки и пол.

Взлом осуществляется с помощью различных орудий и инструмен­тов, рабочая часть которых оставляет следы. Иногда преступники с целью маскировки заделывают проломы досками, замазывают образо­вавшиеся щели различными растворами, а просверленные отверстия забивают деревянными пробками. Неестественная загрязненность стенки вагона, свежая покраска щелей указывают на место возможного взлома. В этих местах производится тщательный поиск различных сле­дов: разруба, надруба, сверления, резания, а также следов пальцев рук, волокон ткани, частиц орудий, отломившихся во время взлома, отщепов стружки и опилок, различных наслоений посторонних веществ.

Следы обуви преступника можно обнаружить на тормозной пло­щадке и даже крыше вагона. В процессе осмотра устанавливается на­личие или отсутствие повреждений в обшивке двери, следов открыва­ния без повреждения пломб. Внимательно осматриваются нижний (опорный) дверной рельс, державка ролика и прижимная планка, на которых могут быть различные царапины, свидетельствующие об от­жиме двери различными орудиями, а также следы наслоения посторон­них веществ. Выясняется, насколько плотно закрыты заслонка осыпного люка, ставни боковых или крышки потолочных загрузочных или вентиляционных люков, печных разделок. Осматриваются вскрытые или поврежденные люки и печные разделки, стенки вагона под вскры­тым люком с целью обнаружения на них повреждений и следов.

Осмотру подвергаются пломбы и закрутки, устанавливается после­довательность пломбирования и навешивания пломб на запорные уст­ройства дверей вагона, определяется и сравнивается форма и материал пломб, закруток на обеих дверях, соответствие содержания рельефных оттисков на пломбах данным, указанным в перевозочных документах. Осматривается видимая часть пломбировочной проволоки в местах ее прохода через отверстие дверной накладки и ушки стойки вагона. После этого пломба снимается путем перерезания пломбировочной проволоки в середине петли. Измеряются диаметр пломбировочной проволоки, длина ее концов от корпуса пломбы, осматриваются концы пломбировочной проволоки в месте разрыва.

При дальнейшем осмотре выявляются внешние повреждения пломбы: вмятины, выпуклости и царапины на боковых поверхностях, следы давления или ударов посторонними предметами, увеличенные размеры входных и выходных отверстий. При осмотре пломбу нельзя передвигать по проволоке, на которой она закреплена.

После пломб осматриваются проволочные закрутки на дверных накладках и ушки дверных стоек вагона, устанавливается диаметр про­волоки и количество витков, состояние закруток (следы ржавчины и загрязненности), а также наличие повреждений от ударов, разреза, раз­руба, перепиливания или раскручивания. После осмотра пломбы и за­крутки срезаются с обеих дверей, упаковываются, опечатываются и приобщаются к протоколу осмотра.

В процессе осмотра запирающих устройств, дверей вагонов уста­навливаются наличие или отсутствие повреждений на дверной наклад­ке и ушке стойки, обшивке дверей; наличие следов открывания без нарушения пломб.

При обнаружении пролома в обшивке стенок, крыши, пола вагона фиксируется место расположения, форма и размеры обнаруженного пролома, высота от пола вагона и грунта. Тщательно исследуется ха­рактер краев пролома с целью обнаружения следов разруба, надруба, сверления, скольжения, распила и разрезания, оставленных орудиями и инструментами взлома, а также пятен крови, лоскутов и нитей ткани, частиц наслоений посторонних веществ.

Части обшивки вагона, отщепы со следами взлома упаковываются отдельно в полиэтиленовые пакеты. Мелкие волокна древесины и ткани, частицы наслоения посторонних веществ помещаются в стек­лянные пробирки, конверты и опечатываются.

Внутренний осмотр вагона и находящегося в нем груза производит­ся одновременно с проверкой данных, указанных в перевозочных доку­ментах. При этом устанавливаются повреждения в стенах, дверях, по­толке и полу, фиксируются места их расположения, форма и размеры, исследуются их края с целью обнаружения следов орудий взлома, вы­являются, фиксируются и изымаются отщепы, опилки, струж­ки, различные наслоения посторонних веществ, следы обуви, пятна крови, волокна тканей. Параллельно проверяются исправность внут­ренних запирающих устройств дверей, состояние и положение крышек люков и деталей печных разделок с внутренней стороны, наличие или отсутствие ржавчины, загрязнения, следов взлома и их маскировки. При этом имеющиеся данные сопоставляются с результатами наруж­ного осмотра вагона.

При осмотре груза устанавливается полнота загруженности вагона, порядок расположения грузовых мест в дверном проеме, на левой и правой сторонах, наличие свободного пространства и количество гру­зовых мест, которое может на нем уместиться. Определяются род и наименование перевозимого груза, вид и характер тары, упаковки и маркировки, вес. и количество находящихся в вагоне грузовых мест. Устанавливаются и фиксируются наличие и количество поврежденных грузовых мест, характер повреждений тары и упаковки, места их на­хождения в вагоне относительно имеющихся проломов, местонахожде­ние разбросанного и рассыпанного груза и упаковочных материалов.

При осмотре грузового места с нарушенной упаковкой устанавли­вается и фиксируется вид тары (жесткая, полужесткая, мягкая, комби­нированная), выясняются и описываются ее соответствие стандарту, свойству и весу перевозимого в ней груза, имеющиеся отправительская и железнодорожная маркировки, трафаретные знаки и надписи, кото­рые сверяются с данными, указанными в накладной. Устанавливаются и фиксируются признаки, свидетельствующие о доступе к грузу: раз­рыв контрольных металлических лент, отрыв досок, пролом стенок; следы в виде вмятин и царапин на досках, фанере и металлических контрольных лентах от применяемых орудий взлома и инструментов; следы перебитых гвоздей, слабое крепление торцевых стенок в фанер­ных ящиках; вдавленные следы в виде углублений на торцевых внут­ренних гранях досок ящиков от проволоки, с помощью которой ранее выдавленные доски подтягивались и устанавливались на прежнее место.

Обследование картонных ящиков позволяет установить состояние крышек, которые, как правило, заклеиваются лентой из крафтбумаги, стенок, особенно под ярлыками (нередко разрывы и разрезы, через которые возможен доступ к грузу, заклеиваются ярлыком).

При осмотре груза, упакованного в мягкую тару, устанавливаются и фиксируются повреждения пломб, упаковочной проволоки (верев­ки), наружные швы и заплаты, размеры разрезов, цвет материала и толщина ниток, которые использовались для упаковки.

При осмотре поврежденного грузового места обязательно осматри­ваются груз и упаковочный материал, устанавливается, какой груз извлечен из тары и в каком количестве, выясняются наименование пред­метов (изделий), их вес, форма, фасон, размер, цвет, артикул, сорт. Для этого поврежденное грузовое место сопоставляется с аналогичным не­поврежденным и с данными, содержащимися в перевозочных докумен­тах. Обнаруженные посторонние предметы (старая одежда, камни, стружки, бумага), вложенные вместо похищенного груза, тщательно осматриваются и изымаются с целью последующего использования для установления личности преступника.

В процессе осмотра грузовых мест особенно внимательно исследу­ются предметы, поверхность которых по своим свойствам способна воспринимать и сохранять следы пальцев рук, обуви и различных мик­рообъектов.

При осмотре места происшествия все обнаруженное тщательно фиксируется. Осмотр всякий раз должен заканчиваться проведением предварительных исследований и обсуждением полученных результа­тов всем составом следственно-оперативной группы. Последнее поло­жительно сказывается на активизации разрешения следственной си­туации.

Для установления места совершения преступления, лиц, причаст­ных к этому, следователь осматривает (изучает) сопроводительные документы: накладные, вагонные листы, дорожные ведомости, марш­рутные листы поезда, справки об исполнении графика движения гру­зовых поездов (эти документы можно получить в отделе статистичес­кого учета и отчетности отделения дороги в пределах участка его об­служивания). Для наглядности весь маршрут проследования груза от станции отправления до станции назначения прослеживается по карте железных дорог.

В ряде регионов страны в целях установления пути и времени дви­жения груза используются специально разработанные таблицы, в графы которых заносятся сведения, начиная от станции отправления и по маршруту следования до станции обнаружения кражи, где доступ к грузу был устранен, и в дальнейшем совершение преступления исклю­чалось. Анализ такой таблицы позволяет установить станции, на кото­рых не исключено совершение преступления, и затем организовать здесь проведение следственных действий и оперативно-розыскных ме­роприятий по установлению конкретного места хищения груза и лиц, совершивших преступление.

При расследовании краж грузов в условиях деятельности железнодорожного транспорта в качестве свидетелей часто допрашиваются лица, знающие технологию грузооборота, дис­локацию рабочих мест, особенности деятельности, распорядок дня работающих, дислокацию различных организаций и т.п. Поэтому, для того чтобы обеспечить целенаправленность допроса, следователь дол­жен хорошо ориентироваться в профессиональной деятельности сви­детеля.

При допросе грузчиков, производивших выгрузку, необходимо вы­яснить: в каком состоянии прибыл груз; как производилась выгрузка; где находились лица, принимавшие участие в выгрузке; когда и кем было обнаружено повреждение вагона, контейнера, тары; не могли ли лица, принимавшие участие в выгрузке, совершить кражу; какие следы или предметы были оставлены (или уничтожены) преступниками или во время выгрузки и т.п.

При допросе крановщика, выгружавшего контейнеры, выясняют: как осуществлялась выгрузка контейнеров; не сильно ли раскачивался контейнер в воздухе (это может свидетельствовать о его неполной за­грузке); не наблюдал ли он выхода штырей из пазов контейнера; не наблюдал ли он Отжима дверей и образования доступа к грузу и т.п.

При допросе приемосдатчиков выясняется: кто и в каком порядке, с помощью каких средств разгружал вагон; кто и куда перевозил грузы; когда вагон был подан к месту выгрузки; о чем свидетельствовали ре­зультаты проверки запорных устройств, пломб, закруток; не было ли нарушений порядка размещения расположенного у двери груза; какие грузовые места и по каким документам были разгружены до обнаруже­ния груза с признаками кражи; в каком месте обнаружен груз со следа­ми кражи, что на это указывает; какие меры и кем были приняты после обнаружения кражи.

При допросе работников пункта технического осмотра (НТО), ох­раны, путевых рабочих и работников станции выясняют: когда, в каком состоянии и на какой путь станции прибыл конкретный вагон; сколько времени простоял па станции; кто его осматривал и с какой целью; не находились ли около вагона какие-нибудь подозрительные люди; что они делали, в каком направлении удалились; кто еще мог обязательно видеть происходящее и т.п.

При расследовании рассматриваемой категории преступлений наи­более часто проводятся трасологические экспертизы и экспертизы кон­трольных пломб и закруток. На разрешение первой ставятся следую­щие вопросы: имеются ли на поверхности объекта следы воздействия посторонними предметами; каков механизм образования этих следов; с какой стороны и в каком направлении произошло повреждение (раз­рыв, разлом, отжим, распил, сверление и пр.) данного объекта (двери, люка и т.д.); к какому виду или типу относится орудие (инструмент, механизм), которым оставлены следы; какое минимальное время необходимо для осуществления данного взлома; какими физическими свой­ствами должно было обладать лицо, совершившее взлом (большая фи­зическая сила, высокий рост и пр.); обладало ли лицо навыками поль­зования данными инструментом или механизмом (для решения диа­гностических задач); одним или несколькими орудиями оставлены данные следы; не образованы ли следы на нескольких объектах одним и тем же орудием; не образованы ли данные следы орудием (инстру­ментом), представленным на экспертизу (для решения идентификаци­онных задач).

На разрешение эксперта, исследующего контрольные пломбы и за­крутки, ставятся следующие вопросы: имеются ли на пломбе (закрут­ке) следы воздействия постороннего предмета; предметом какого типа, вида оставлены данные следы; вскрывалась ли пломба после ее перво­начального навешивания на объект (или после наложения на нее оттис­ков пломбировочными тисками); если вскрывалась, то каким способом; навешивалась ли пломба повторно; каким способом навешивалась пломба повторно; возможно ли извлечение проволоки (ленты) из кор­пуса пломбы без оставления следов; возможно ли извлечение проволо­ки (ленты) из корпуса пломбы без нарушения ее целостности; каково содержание цифровых и буквенных оттисков на пломбе; каково перво­начальное содержание поврежденных оттисков на пломбе; подверга­лась ли раскрутке и повторному скручиванию закрутка; каков элемент­ный состав материала, из которого изготовлена пломба (закрутка); ка­ков элементный состав посторонних веществ, имеющихся на пломбе (закрутке) (для решения диагностических задач); не образованы ли оттиски на пломбе плашками (матрицами) представленных пломбиро­вочных тисков; использовались ли представленные инструменты для вскрытия пломбы; принадлежат ли представленные закрутки одному источнику происхождения (одной партии, одному мотку проволоки); одинаковы ли по качественному элементному составу представленные закрутки; одинаков ли элементный состав частиц металла, обнаружен­ных на пломбе (закрутке), и металла, из которого изготовлен представ­ленный инструмент; одним ли режущим инструментом отделены кон­цы закруток (для решения идентификационных задач).

Следователю для установления места совершения преступления и причастных лиц необходимо провести комплекс организационных меро­приятий, среди которых важное значение имеют подготовка и направ­ление отдельных поручений в отделы внутренних дел на транспорте по маршруту следования груза (с изложением обстоятельств совершенно­го преступления), а также ориентировки в территориальные органы внутренних дел с указанием примет похищенного.

На первоначальном этапе расследования краж грузов на железно­дорожном транспорте необходимо реализовать и мероприятия по вы­явлению и проверке подозреваемых лиц, среди которых может нахо­диться лицо, совершившее преступление, а именно: проверить лиц, ранее совершавших аналогичные преступления; проверить безработ­ных; проверить несовершеннолетних, состоящих на учете; исполь­зовать возможности системы программно-технического комплекса (ПТК) «Розыск-Магистраль» и т.п.

Целенаправленная реализация комплекса следствен­ных и розыскных действий, организационных и оперативно-розыск­ных мероприятий позволяют установить и задержать преступников. После чего незамедлительно произвести личный обыск, а также осмотр одежды задержанных, что нередко позволяет обнаружить веществен­ные доказательства, изобличающие их в совершении преступлений. При расследовании рассматриваемых преступлений, в силу их специ­фики, важное значение должно придаваться обыскам по месту житель­ства и работы подозреваемых, которые являются эффективным средст­вом обнаружения вещественных доказательств. Обыскивая помеще­ние, следует обращать внимание на орудия, с помощью которых винов­ный мог совершать кражи (топоры, ломики, ножовки, стамески, пасса­тижи и пр.). Необходимо искать не только те предметы, по факту кражи которых возбуждено уголовное дело, но и те, о краже которых ранее не было известно. Обычно к ним относятся строительные материалы, сельскохозяйственная продукция, части от автотранспорта и сельско­хозяйственных машин, которые преступник не смог либо побоялся сбыть или намеревался использовать в личных целях. Иногда резуль­таты обыска позволяют раскрыть другие преступления.

При допросе подозреваемых выясняются обстоятельства задержания и обыска, происхождение следов, обнару­женных на их одежде, в жилище и т.п. Подозреваемый, как правило, не готов к продуманной защите, поэтому его первичные показания следу­ет тщательно фиксировать для последующей проверки и установления обстоятельств, связанных с ними. Очень часто, не успев продумать линию поведения и предупредить единомышленников, родственников и знакомых, подозреваемые дают ложные показания без ссылки на лиц, могущих их подтвердить. Тем не менее, и эти обстоятельства следует максимально детализировать и подробно фиксировать в протоколе для последующего использования при допросах.

К моменту допроса подозреваемого, как правило, проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий.

Поэтому их результаты (при наличии целенаправленного взаимодей­ствия следователя с оперативными уполномоченными) должны ис­пользоваться при проведении рассматриваемых следственных дейст­вий. Практика показывает, что правильное использование оперативно-разыскной информации способствует изобличению преступников, вы­нуждает их передать следователю значительный объем информации, характеризующий всю преступную деятельность, роль каждого из них в совершении конкретных краж грузов на железнодорожном транс­порте




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.