КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
Ни у кого не вызывает сомнения то, обстоятельство, что целенаправленная борьба с преступными посягательствами на железнодорожном транспорте, особенно с хищениями грузов, находится в прямой зависимости от соблюдения ряда условий, среди которых немаловажное значение имеет осведомленность следственных и оперативных работников о специфике грузовых перевозок. Необходимость подобной осведомленности обусловлена ещё и тем, что совершаемые на железнодорожном транспорте преступления нередко сопряжены с использованием особенностей его функционирования и отступлением от технических норм и правил, обеспечивающих сохранность перевозимых грузов. Таким образом сущность криминалистической характеристики хищений грузов на железнодорожном транспорте определяется совокупностью взаимосвязанных общих и индивидуальных признаков данного вида преступлений, проявляющихся главным образом в предмете преступного посягательства, объективной обстановке и способах их совершения, а также в особенностях личности преступников. Как правило, непосредственным предметом посягательства рассматриваемых преступлений являются: наливные грузы, транспортируемые в цистернах; тарные грузы, перевозимые в упаковках; табачные и галантерейные изделия, в коробках; насыпные грузы, перевозимые в крытых вагонах; навалочные грузы, перевозимые в полувагонах; штучные грузы; багаж и почтовые отправления пассажиров, перевозимые в вагонах специального типа.1 Способ совершения преступления это основной элемент рассматриваемой криминалистической характеристики. Как мы уже знаем он представляет собой определённый образ действия лица, метод его поведения во время совершения хищения. Анализ следственной практики, приведенный в юридической литературе показывает, что наиболее распространенными способами хищений товарно-материальных ценностейв сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспортеявляются следующие2: -хищения, маскируемые подложными коммерческими актами о недостаче грузов; -хищения, совершаемые путем разъединения перевозочных документов от грузов; -хищения, связанные с переадресовкой грузов; -хищения, совершаемые со снятием пломб с вагонов (контейнеров); -хищения, совершаемые с нарушением правил пломбирования; -хищения, совершаемые путем вскрытия тары и упаковки груза; -хищения, совершаемые путем взлома (повреждения) вагона; -хищения, совершаемые путем взлома (повреждения) контейнера; -хищения денег с подлогом в документах при оплате грузовых перевозок на станции отправления; -хищения денег, совершаемые путем оформления к отправке груженых вагонов под видом порожних, фиктивных отправок грузов, взыскания с грузополучателя под видом погашения недобора платы за перевозку груза; -хищения денег, совершаемые путем подлога документов при оплате перевозок багажа, и другие. Кроме этого, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что транспорт является многоотраслевым хозяйством, а поэтому к нему можно отнести наличие всех разновидностей злоупотреблений и хищений, имеющихся на предприятиях, в организациях и учреждениях различных отраслей народного хозяйства, Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные (и достаточно подробно описанные в специальной юридической литературе) способы и приемы указанных злоупотреблений и хищений, а также методику их выявления, которая может быть полезной при организации работы правоохранительных органов, проведении внутреннего и внешнего аудиторского контроля и документальной ревизии. На железнодорожном транспорте имеется большое количество разновидностей приемов сокрытия хищений коммерческими актами. При исследовании данной группы злоупотреблений и хищений необходимо иметь в виду, что коммерческий актслужит основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров. Данный вид хищения совершается, как правило, на станциях отправления и назначения, а также на промежуточных станциях, при хранении в складских помещениях. Участниками данных хищений могут быть приёмосдатчики, а соучастниками – представители грузоотправителя и грузополучателя. При исследовании данного вопроса необходимо проверить: где, кем и в какие сроки составлен коммерческий акт. Он должен быть составлен на станции назначения, на станции отправления, в пути следования в зависимости от обстоятельств и в установленные сроки. При проверке коммерческого акта обращается внимание на то, чтобы он был заполнен в трех экземплярах на бланках типовой формы на пишущей машинке, компьютере или чернилами четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. На нем должен быть штемпель станции, подписи начальника станции, заведующего грузовым двором (соответствующего должностного лица), приёмосдатчика станции, а также грузополучателя, если он на месте участвовал в проверке. При необходимости к проверке груза могут быть привлечены и другие работники железной дороги (дежурные по станции, товарный кассир). Первый экземпляр акта должен быть направлен в соответствующую службу дороги, второй - выдан грузополучателю по его требованию, а третий - подшит в дело станции. В этой связи методом встречной проверки представляется возможность сопоставить между собой различные экземпляры акта. Если коммерческий акт составляется на станции отправителя или на попутной станции, то необходимо проверить, приложен ли второй экземпляр акта к накладной или багажной дорожной ведомости и поступили ли эти документы на станцию назначения. Проверяется наличие отметки на оборотной стороне накладной и дорожной ведомости о составлении коммерческого акта. Правоприменительная деятельность показывает, что исследование правильности и достоверности составления коммерческого акта в комплексе с вагонными листами, железнодорожными накладными и другими товарно-транспортными (перевозочными) документами, а также использованием необходимых розыскных мероприятий работниками ОВДТ и ревизорами позволяет выявить хищения материальных ценностей. В таких хищениях, как правило, принимают участие и другие лица, нередко организованной группой, в которую, помимо весовщиков, входят и иные работники станции, в чьи обязанности входит составление коммерческих актов или участие в погрузочно-разгрузочных работах с данным грузом. Весовщик по сговору с заведующим грузовым двором и бригадиром грузчиков намечает вагон с целью хищения из него груза. Весовщик снимает пломбу с дверей вагона, открывает вагон и с участием бригадира грузчиков похищает часть груза, о чем ставили в известность заведующего грузовым двором. Затем расхитители составляют коммерческий акт о недостаче груза.1 Часто хищения совершаются организованной группой, в состав которой входят (кроме работников станции) также служащие предприятия-получателя. При этом составляется коммерческий акт о том, что в прибывшем в адрес предприятия вагоне с исправными пломбами обнаружена недостача по причине недогруза товара отправителем. Разновидностями приемов маскировки хищений коммерческими актами могут быть следующие: а) при хищении товарно-штучных грузов, перевозимых счетом мест, подложные коммерческие акты составляются на недостачу мест (ящиков, вещей в ящике); б) при хищении грузов, перевозимых насыпью, внавалку или наливом, подложные акты составляются на недостачу веса груза. Хищения вина, масла растительного и других жидких грузов, перевозимых в стеклянной таре, вуалируются составлением подложного акты на бой тары и утечку; в) при хищениях скоропортящихся грузов (овощей, фруктов, прочих) составляется подложный коммерческий акт на мнимую порчу груза и подложный акт на уничтожение якобы испорченного груза; г) при хищениях со срывом пломбы кражи маскируются подложным коммерческим актом о якобы происшедшей краже груза посторонними лицами. Предварительно инсценируется кража, якобы совершенная путем вскрытия дверей вагона и срывом пломб, взлома кузова, пролома люка вагона, вскрытием тары и упаковки груза и др.; д) при хищении грузов, прибывших в исправных вагонах за исправными пломбами грузоотправителя, подложный акт составляется на недогруз отправителем против количества груза, указанного в перевозочных документах; е) при обнаружении в вагоне излишка груза против количества или веса его, указанного в перевозочных документах, коммерческий акт в целях хищения излишков или не составляется, или в нем показывается излишки груза в меньшем количестве, чем было в действительности. Проверяя качество составления коммерческого акта, необходимо обращать внимание на точность и подробность описания обстоятельств, при которых обнаружена не сохранность грузов. В нем должно быть указано: для какой цели был вскрыт вагон (контейнер) и сняты пломбы. Если снятые с вагона пломбы имеют неисправности, то в разделе «Д» акта должно быть указано, в каком состоянии были пломбы и проволочные закрутки. При составлении актов на грузы, прибывшие за пломбами иностранных дорог и отправителей, а также на порчу импортных грузов пломбы прикладываются к актам. В коммерческом акте подробно должно быть описано умышленное повреждение вагона, контейнера, нарушения в размещении и креплении груза, повреждение или вскрытие тары, упаковочных лент, проволоки и др. Целесообразно сопоставить данные коммерческого акта с данными накладных на перевозку грузов: каким способом определялся вес (по стандарту, по бартеру, по обмеру, условно); на каких весах взвешивался груз (вагонных, товарных, элеваторных), кем фактически произведено взвешивание груза на станции отправителя (отправителем или железной дорогой); «вес брутто», «тара вагона с брутто», «вес нетто груза»; кем был погружен груз в вагон (железной дорогой, грузоотправителем) и т, д. При проверке правильности и достоверности составленных коммерческих актов по международным перевозкам необходимо руководствоваться соглашениями о международных прямых железнодорожных сообщениях и служебными инструкциями к ним. Обращается внимание на то, чтобы вскрытие на пограничных станциях груженых вагонов или контейнеров со снятием пломб для таможенного и пограничного досмотра было оформлено актом вскрытия, который должен быть подписан представителями железнодорожной станции, таможни и контрольно-пропускного пункта. В случаях затруднений в определении причин не сохранности грузов по инициативе работников ОВДТ, ревизоров или аудиторов может быть назначена экспертиза. При этом перед экспертом целесообразно поставить следующие вопросы: - степень повреждения или порчи груза; - может ли поврежденный груз быть исправен; - от чего произошло повреждение груза; - от каких причин произошла течь жидких грузов; - достаточно ли выдержана клепка при сборке бочки, углубления упоров, были ли укреплены обручи; - соответствует ли тара своему назначению и установленному стандарту и т. п. Достоверность информации, содержащейся в коммерческом акте, проверяется также путем сопоставления ее с данными, изложенными в обязательных приложениях к акту, высылаемому на исследование: подлинного вагонного листа; акта о техническом состоянии вагона (контейнера); копии коммерческого акта попутной станции; копии фактур, счетов или других документов, по которым производилась проверка груза; акта экспертизы, если он был составлен; копий отвесов при перевеске на товарных весах; натурного листа поезда. На основе изучения коммерческих актов и приложений к ним, а также данных их учета на станциях и в актово-претензионных отделах грузовых служб работники ОВДТ, ревизоры и аудиторы могут прийти к выводу о наличии обстоятельств, указывающих на необоснованность или подложность акта. В этих целях тщательному анализу подвергаются записи в книге учета коммерческих актов, которая ведется на станции. Учет актов и регистрацию их в книге учета станции обязаны вести под теми номерами, которые отмечены на актах, с указанием от руки порядкового номера записи акта в книге. Этот порядковый номер должен быть указан на самом акте в виде знаменателя к печатному номеру акта. В эту же книгу записываются акты попутных станций, а порядковый номер записи проставляется второй дробью на акте. В книгу «Для записей актов, поступивших от других станций» записываются все коммерческие акты, поступающие на станцию для расследования. Грузовая служба регистрирует поступившие коммерческие акты в специальной книге под порядковым номером, который проставляется на акте с указанием даты поступления. Одновременно составляется регистрационная карта. Состояние учета несохранных перевозок проверяется по видам не сохранности, а также по основным родам грузов, который ведется грузовыми службами в соответствии с «Отчетом о не сохранности перевозок». К выводу о необоснованности или подложности актов или их признаков можно прийти в результате анализа указанной учетной информации о: систематическом массовом составлении коммерческих актов на отдельных станциях и поездных путях; проверке веса груза при выгрузке не установленным способом; составлении акта с нарушением сроков; несоответствии пломб, приложенных к акту, данным вагонного листа, если такое несоответствие не было оформлено актом общей формы (в пути следования или на станции назначения). Соответствующие службы ОВДТ по результатам анализа несохранных перевозок на конкретных станциях, оперативных донесений или коммерческих актов должны организовать тщательную проверку работы этих станций, установить причины (возникновения не сохранности грузов, а также провести необходимые профилактические мероприятия по устранению потерь товарно-материальных ценностей. В последнее время получили распространение факты составления подложных коммерческих актов с целью незаконного получения страховых сумм. Поэтому их систематическое получение должно представлять определенный интерес как для сотрудников ОВДТ, так и ревизоров (аудиторов). Хищения грузов, совершаемые путем разъединения перевозочных документов от товаров, осуществляются на станции при операциях по формированию состава вагонов грузового поезда, сортировке грузов и подборе перевозочных документов. Расхитители из числа работников, производящих эти операции (заведующие товарными, техническими конторами, диспетчеры, весовщики, операторы, дежурные по станции и др.), наметив вагон с ценным грузом, разъединяют груз от сопровождающих его документов (накладных, дорожной ведомости, фактур, счетов и др.) и похищают часть груза из вагона. Затем преступники отправляют этот вагон в одном направлении, а документы - в другом. Такой прием применяется обычно в расчете на то, что место разъединения грузов от документов не будет установлено и что железнодорожная администрация после безрезультатного поиска пропавшего груза ограничится удовлетворением претензии грузовладельца на возмещение стоимости утраченного груза (страховой суммой). Разъединение груза от документов расхитители обычно объясняют ошибкой, халатностью. При проверке таких злоупотреблений, а зависимости от складывающихся обстоятельств, необходимо обратить внимание на следующее: а) время поступления без документного вагона на станцию конвертования документов, обнаружено ли отсутствие документов при прибытии поезда и имеется ли об этом акт общей формы, составленный надлежащим образом; б) если бездокументный вагон обнаружен в парках станции, необходимо установить, когда, как, при каких обстоятельствах засланы или утрачены документы, какие меры приняты для установления принадлежности груза и его досылки по назначению; в) при обнаружении документов без вагона должно быть установлено: когда, откуда поступили документы, прибывал ли вагон на станцию, кем, когда и при каких обстоятельствах он отправлен без документов, не был ли вагон разгружен или погружен на данной станции, не имеется ли запросов о розыске или принадлежности этого вагона; г) при обнаружении груза без документов необходимо выяснить: из какого вагона, когда, кем и при каких обстоятельствах он выгружен, поступил ли он на станцию при документах или без документов, не были ли утрачены или засланы документы работниками станции, а также по чьей вине бездокументный груз своевременно не был обнаружен и не оформлен в установленном порядке коммерческим актом. Используя то обстоятельство, что по Правилам перевозки грузов порожние вагоны отправляются без соответствующих перевозочных документов, расхитители иногда с целью затруднить розыск груза и вагона прицепляют этот вагон, из которого похищен груз, к составу поезда, перевозящего только порожняк. Разъединение документов от груза и хищение его происходит при операциях с грузами, перевозимыми не повагонными отправками, а мелкими отправками. Расхитители при сортировке мелких отправок до погрузки в вагон отбирают и похищают некоторые из них. Перевозочные документы на похищенные отправки они якобы «по ошибке» вкладывают в шкаф сортировки документов поезда, не соответствующего станции назначения этого груза, куда они затем и засылаются. Значительное распространение на железнодорожном и других видах транспорта получили хищения, связанные с переадресовкой грузов. Дело в том, что работники станций, имеющие отношение к обработке перевозочных документов (заведующие товарными конторами, заместители начальника станции по грузовой работе, операторы и др.), вступают в сговор с экспедиторами иногородних коммерческих структур, заготовителями и другими лицами и совершают хищение путем переадресовки определенной категории грузов, транспортируемых через данную станцию. В этих целях изымаются и уничтожаются подлинные перевозочные документы (накладные дорожные ведомости и др.) и изготавливаются новые, в которых, в соответствии с договоренностью между расхитителями, изменяются наименование станции назначения груза и грузополучателя. По прибытии груза на «подставную» станцию назначения преступники получают и изымают его. Похищенные грузы сбываются в зависимости от их функционального назначения. Разновидностью приемов переадресовки грузов могут быть: - подделки подлинных документов, подчистки, подтирки в них и др. Переадресовывая грузы с целью их хищения, преступники обычно в тех экземплярах, которые предназначены для учета и отчетности, проставляют действительное наименование грузополучателя; - указание в квитанциях, а также в корешках дорожных ведомостей вымышленного номера вагона, в котором следовал груз. В этой связи тщательной проверке необходимо подвергнуть перевозочные документы. Одним из основных таких документов является накладная, которая сопровождает груз на всем пути его следования до станции назначения, где она вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная заполняется грузоотправителем на бланках типовой формы и им подписывается. Все требуемые бланком накладной сведения должны быть внесены в соответствующие графы без подчисток и помарок. При этом целесообразно обратить внимание на наличие на накладной у грузоотправителя календарного штемпеля с указанием даты приема груза к перевозке, а также проверить правильность заполнения квитанции, которая должна быть выдана грузоотправителю в подтверждение приема груза к перевозке. В накладной должны быть представлены коды станций и дороги назначения и виды груза согласно Тарифному руководству (разработка кодов преследовала также цель сохранность грузов). Другим основным документом, подлежащим тщательной проверке, является дорожная ведомость, которая вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения. Бланк дорожной ведомости состоит их трех листов: дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости, и квитанции в приеме груза к перевозке. Все три листа имеют одинаковый номер, соответствующий номеру накладной. В работе по выяснению причин злоупотреблений и хищений грузов, особенно невостребованных товаров, имеет ценность еще один перевозочный документ - вагонный лист. Он должен быть составлен станцией отправления грузов на каждый вагон и содержать перечень всех отправок, погруженных в данный вагон. При перевозке маршрутов или группы вагонов по одной накладной составляется один вагонный лист на весь маршрут или группу вагонов с перечнем всех вагонов по одной накладной. Вагонные листы, составленные на контейнерные отправки, содержат перечень всех контейнеров, погруженных в вагон (на платформу). Из вагонного листа также можно получить информацию о пломбах, наложенных на вагон, о времени подачи под погрузку и выгрузку и времени окончания отгрузки или выгрузки. При перегрузке, грузов в другой вагон или при частичной выгрузке груза в пути следования вагонный лист пересоставляется. Следовательно, путем анализа указанных перевозочных документов можно установить признаки злоупотреблений. Анализ причин хищений и злоупотреблений по невостребованным и бездокументным грузам показывает, что в нарушение установленного порядка такие грузы, особенно дефицитные, путем различных манипуляций с перевозочными документами, в том числе и путем умышленной переадресовки, накапливаются работниками железных дорог на отдельных, заранее определенных станциях, простаивают там длительное время, а затем по сговору с клиентами грузы реализуются. Во многих случаях оценку производят работники железных дорог по умышленно заниженным ценам и реализуют товар коммерческим структурам, которые возглавляют родственники, или по сговору с ними, разницу в стоимости товара получают наличными деньгами. Как правило, такие грузы продаются одним и тем же предприятиям. Значительную информацию по бездокументным и невостребованным грузам можно получить на складе их реализации. В необходимых случаях работник ОВДТ может организовать комплексную ревизию с участием ревизора, представителей службы или отделов перевозок и коммерческой работы в складах реализации. При проверке склада реализации невостребованных грузов проверяющий закрывает своей подписью последнюю запись в книге учета поступивших для реализации грузов. Затем переписываются в отдельную ведомость все имеющиеся на складе документы, с которыми грузы прибыли на склад (накладные, коммерческие акты, акты общей формы, дорожные багажные ведомости). В отдельную ведомость записывается наличие грузов, подлежащих реализации. Ведомость наличия грузов сличается с ведомостью наличия документов, а на грузы, оказавшиеся без документов, составляется отдельная ведомость. В целях установления факта полной регистрации и учета всех грузов и документов, поступивших на склад за определенный период времени, целесообразно сопоставить книгу учета грузов, поступивших для реализации, с документами (по которым грузы были переданы на склад), находящимися как на складе, так и в товарной конторе станции, а также с книгой сдачи документов из товарной конторы на склад. Кроме того, путем сопоставления проверенной книги учета грузов, поступивших для реализации с копиями отчетов о реализованных грузах устанавливается остаток нереализованных грузов. При этом обращается внимание на отправки, оказавшиеся не отмеченными в книге учета грузов. Следует также сопоставить их с ведомостью наличия документов, а также с актами оценки невостребованного и бездокументного груза и документами на реализованный груз, еще не проведенный складами по отчетам реализованных грузов и не отосланными в службу бухгалтерского учета и финансов. Подобная проверка дает возможность установить полноту предъявленных документов на грузы, которые должны находиться на складе. Далее путем сопоставления выверенной ведомости наличия документов с ведомостью фактического наличия следует установить полноту наличия грузов, подлежащих реализации. На все выявленные случаи полной или частичной недостачи грузов без документов составляется ведомость, которая используется обычно при проведении розыскных и ревизионных мероприятий. Одновременно целесообразно проверить порядок размещения и сохранности грузов, а также путем встречной проверки проверить правильность составления и достоверность данных актов оценки невостребованных и бездокументных грузов в сопоставлении с актами, находящихся в отдельных организациях, принявших груз, и в складе реализации. Признаки хищения можно также установить по расчетным операциям по указанным грузам. В этих целях целесообразно стоимость грузов по актам оценки сопоставить с суммами, отраженными в платежных и расчетных документах, кассовых документах, выписках со счетов учреждений банка, регистрах бухгалтерского учета. Такая методика проверки позволяет установить присвоение, части стоимости товарно-материальной ценности. Значительную информацию о признаках хищений грузов можно получить из информации розыскного дела: насколько целенаправленно велся розыск грузов, каковы причины невостребования грузов (имеется название получателя, но нет места нахождения его и наоборот). При планировании поисковых мероприятий необходимо иметь в виду, что иногда оплату груза совершает не та организация, которая приобрела груз. При этом обращается внимание, не оформлены ли в эти коммерческие структуры, руководящие работники железной дороги или их родственники, не приобретали ли они в этих организациях дорогостоящие предметы и т. д. Достаточно широкое распространение получили случаи хищений товарно-материальных ценностей на железнодорожном транспорте, совершаемых со снятием пломбу с вагонов и контейнеров. При исследовании хищений такими приемами целесообразно руководствоваться Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте (приказ МПС РФ от 17.06.2003 г. № 24 «Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте»). В правилах сказано, что навешиваемые на вагоны и контейнеры пломбы по своей конструкции не должны допускать снятия их с вагона или контейнера без нарушения целостности. Загруженные крытые вагоны (в том числе изотермические) и цистерны должны быть опломбированы пломбами железной дороги (когда груз погружен железной дорогой) и пломбами грузоотправителя (когда груз им погружен). Не допускается отправка в вагонах (цистернах) без пломб грузов, следующих на экспорт через пограничные станции. Правилами предусматривается подробная технология пломбирования и применения закруток из проволоки различного вида вагонов и контейнеров. В правоприменительной деятельности органов внутренних дел на транспорте встречаются следующие основные способы снятия пломб. 1. Работники, обслуживающие грузовые поезда на станции (весовщики, составители поездов, кондукторы, дежурные по парку и др.) выясняют по документам, в каком вагоне находится ценный груз. Они снимают пломбу вместе с закруткой с дверей вагона и совершают хищение груза. Затем вновь навешивают пломбу, принимая меры к тому, чтобы нарушение пломбы было замечено, как можно позже или вовсе не замечено. Аналогичным способом совершаются хищения грузов со снятием пломб из контейнеров, находящихся на контейнерных площадках станции или в поездах. 2. Разновидностью приемов маскировки снятия пломб может быть обрез пломбировочной проволоки или выдергивание конца проволоки из пломбы с последующей вставкой концов проволоки в пломбу и сжатия пломбы пломбировочными тисками, плоскозубцами или другими предметами. Срезанная или выдернутая проволока иногда заменяется новой. При невозможности вновь навесить снятую при хищении с вагона или контейнера пломбу из-за ее значительного повреждения преступники навешивают добытую или исправную пломбу из числа снятых при выгрузке с других вагонов (контейнеров) с иными контрольными знаками. При этом они рассчитывают на то, что в пути следования вагоны (контейнеры) будут проверяться только на предмет исправности пломб, без сличения контрольных знаков. 3. Практикуется снятие пломбы без ее повреждения путем пропилки ушек дверных накладок. Через образованный прорез проволочная петля пломбы снимается, а после хищения вновь надевается на каждую накладку. Место прорезки ушки накладки заделывается мазутом или иными способами. Работники, ответственные за опломбирование вагона (контейнера), после погрузки груза в вагон умышленно слабо сжимают пломбу пломбировочными тисками, чтобы она свободно передвигалась по проволоке, причем петлю и концы проволоки оставляют длиннее положенного размера. Затем они передвигают пломбу по проволоке так, чтобы можно было приоткрывать дверь вагона, и совершают хищение груза. После этого расхитители пломбу переставляют в первоначальное положение, а концы проволоки обрезают. 4. Чтобы выполнить намерение похитить из цистерны наливной груз (спирт, вино, масло растительное и т.п.), преступники при пломбировании крышки верхнего люка незначительно удлиняют проволоку пломбы, затем отвинчивают болты крышки, сдвигают крышку по проволоке без нарушения пломбы, вставляют в емкость цистерны шланг, с помощью которого перекачивают похищаемое в заранее подготовленную тару. 5. Стремясь совершить хищение в наиболее благоприятных условиях, весовщики, пломбировщики несвоевременно опломбировывают вагоны после окончания погрузки в них грузов. Это делается с целью дать возможность своим соучастникам похитить часть грузов из вагона, когда с места погрузки уйдут представители грузоотправителя. Пломбировщики, опломбировав в присутствии весовщика вагон после погрузки в него груза, пользуясь отсутствием контроля со стороны весовщика, снимают эту пломбу, совершают хищение груза из вагона, после чего навешивают новую пломбу, оттиснув на ней пломбировочными тисками те же контрольные знаки. К числу основных способов данного вида краж, как правило, относят следующие: 1. Хищения, совершаемые путем взлома (повреждения) вагона или контейнера, обычно совершают составители поездов, осмотрщики вагонов, кондукторы и другие работники, которые, выполняя производственные операции с гружеными вагонами, входящие в круг их служебных обязанностей, с целью хищения груза без срыва пломб с вагона взламывают (повреждают) части (детали) вагона, что дает им возможность доступа к грузу. Совершив хищение, они стремятся замаскировать поврежденные места так, чтобы при обычном осмотре вагона в пути его следования неисправность не была обнаружена. Так, в целях хищения груза из вагона преступники прорубают или пропиливают отверстия в лобовых стенках вагона со стороны тормозной площадки, а затем вырубленные или выпиленные щелевки (доски) вставляют в отверстие и замаскировывают. 2. В некоторых случаях хищения из вагонов совершаются путем прорубания (взлома) деревянных решеток вентиляционных, боковых люков вагонов, решеток карманов для льда у вагонов-ледников, верхних люков вагонов с последующей заделкой повреждений. 3. Используя некоторые недостатки в конструкции вагонов, преступники проникают в вагон через двери путем их отжима без срыва пломб. Повреждения, причиненные при этом вагону, мало заметны, в связи, с чем грузополучатели обычно претензии о недостаче груза предъявляют грузоотправителю. 4. Весьма оригинальные приемы для хищений применяют лица из числа обслуживающего персонала рефрижераторных поездов. Они отвинчивают болты вентиляционного блока, находящегося в потолочной секции поезда, снимают вентиляционный блок, через образовавшееся отверстие совершают хищения груза, а затем блок ставят на прежнее место. 5. Расхитители из числа работников вагонной службы, наметив вагон с ценным грузом, подают заявку об его отцепке под предлогом обнаружения у него технической неисправности, устранение которой якобы невозможно в условиях стоянки поезда. Затем под видом ремонта вскрывают вагон и совершают хищение. Хищение груза из вагона совершается путем его повреждения с последующей заделкой поврежденных мест. При этом расхитители совершают действия, внешне представляющиеся небрежным исполнением производственных операций, в то время как фактически они являются подготовительным элементом способа хищения. Так, при сцепке вагонов в процессе формирования составов, пропуска вагонов с горок, при маневровой работе и других операциях расхитители умышленно допускают превышение скорости движения вагонов, в результате чего происходит бой вагонов и открывается доступ к грузам, которые затем расхищаются. 6. При нахождении тарно-штучных грузов в пакгаузе (складе) работники, ответственные за их сохранность (весовщики, кладовщики, заведующие грузовым двором и др.) по документам и маркировочным данным на таре (упаковке) содержание груза, аккуратно вскрывают тару и похищают часть груза. Поскольку нарушение целостности тары (упаковки) может повлечь за собой обязательное исполнение требований получателя о выдаче груза с проверкой его состояния и веса, в результате чего хищение может быть обнаружено, преступники тщательно заделывают повреждения тары с тем, чтобы груз был выдан получателю без претензий. При этом для сохранения веса и размера груза расхитители нередко вкладывают в тару (упаковку) различные посторонние предметы. Такие же приемы применяются багажными раздатчиками при нахождении грузов в сборных багажных вагонах. 7. Встречаются значительные разновидности приемов по вскрытию тары, изъятию груза и последующей заделкой повреждений. Так, хищение груза из картонных коробок, ящиков совершаются нередко путем выреза части картона под маркировочной наклейкой, которую предварительно отделяют или проделывают отверстия по линии под окантовочными лентами, а после совершения хищения отверстия вновь заделывают. 8. Для хищения груза из деревянных ящиков, окантованных металлической контрольной лентой, преступники с помощью гвоздодера и других инструментов вынимают гвозди, которыми одновременно крепятся и крышки ящиков. После изъятия части содержимого контрольную ленту вновь прибивают к ящику. Ящик может быть вскрыт и без нарушения металлических контрольных лент, для чего преступники выдавливают одну из торцовых досок и отодвигают ее в сторону. После хищения доску ставят на место, затем с помощью бечевки или проволоки ее притягивают к планке и вновь прибивают. Если деревянный ящик не окантован металлической контрольной лентой, а имеет только металлические скобы по углам и при некоторых других конструкциях ящиков, преступники применяют так называемый «пенальный» способ вскрытия. При ударе или нажиме в торец доски концы металлической скобы разгибаются и доски разъединяются с дополнительными планками. Отверткой или стамеской или иными инструментами приподнимают концы доски, отчего шляпки гвоздей приподнимаются над плоскостью доски. Тогда гвозди вынимают и сдвигают доску в сторону (как в пенале). После хищения груза доску ставят на место и восстанавливают прежний вид ящика. Вскрытие неокантованных ящиков иногда производят тупым предметом, вдавливая лобовую стенку ящика вовнутрь и через образовавшееся отверстие рукой или крючком извлекают часть груза. После этого ящик поворачивают поврежденной частью вниз, отчего лобовая стенка под действием тяжести оставшегося груза возвращается на прежнее место. 9. Хищения из деревянных бочек жидких грузов (вина, масла растительного и др.) часто совершаются путем сдвига обруча и просверливания на его месте отверстия. После хищения отверстие заделывают, обруч передвигают в первоначальное положение. Для хищения из бочек таких грузов, как рыба, икра, животное масло, мед и т. п., преступники снимают обручи, что дает возможность вынуть доску дна. 10. Груз из мягкой тары похищается путем распарывания ткани по шву с последующей зашивкой. Для зашивки упаковки расхитители нередко заранее приобретают разноцветные нитки и используют их в зависимости от цвета и толщины ниток, которыми первоначально была зашита упаковка. 11. Для хищения тканей из рулонов, стянутых упаковочными шинами или обручами, преступники сжимают шины тяжелыми предметами, отчего концы ослабляются. Это дает возможность вскрыть обшивку и отрезать часть ткани. Затем для маскировки обшивка зашивается, а упаковочные шины в связи с уменьшением объема рулона укорачиваются и их концы соединяются. В хищениях, совершаемых путем взлома (повреждения) контейнеров, могут принимать участие работники, ответственные за сохранность грузов в контейнерах или имеющие доступ к ним по роду своей работы. Преступники обычно выбирают для этой цели универсальные контейнеры, зная, что в них перевозятся различные ценные штучные грузы: ткани, обувь, трикотажные изделия и т. п. Наметив контейнер, они прорезают, порубают, взламывают стенки, крышу или дверь контейнера, а затем, совершив хищение, заделывают или маскируют поврежденные места. Таким способом хищение из контейнеров совершается при нахождении их в составе поездов, на контейнерной площадке станции, на полувагонах в составе поездов. В случаях, когда расхитителям по каким-либо причинам не удается заделать следы повреждения контейнера, они ставят его в полувагоне, на платформе, на погрузочной площадке так чтобы поврежденное место было закрыто контейнерами или иными предметами. Для хищения груза из контейнеров преступники используют конструктивные недостатки запирающих устройств, особенно дверей. Если дверцы дверей слегка разблочены, то преступники открывают их с помощью ломика, путем сжима двери в верхней ее части, а затем вновь прижимают дверцы. В целях хищения груза перед отправкой контейнера иногда вносят изменения в запорные устройства дверей. До загрузки контейнера преступники срубают заклепки с оси, на которой крепятся ручки опоры, вывинчивают ось и вместо нее ставят заранее заготовленную нарезную ось. После загрузки, опломбирования и сдачи контейнера к отправке преступники вывинчивают ось и, не нарушая пломбы, вскрывают контейнер. Похитив груз, они закрывают контейнер и ось ручки устанавливают на прежнее место. Для открытия дверей контейнера и хищения груза практикуется неправильный их подъем или опускание контейнера с его перекосом. В результате перекосов штыри дверного запора выходят из гнезд и без нарушения пломбы преступники открывают дверь, похищают груз, а затем заделывают повреждения. Таким образом, подводя итог рассмотренному нами вопросу, можно отметить, что перечень перечисленных способов совершения хищений материальных ценностей из подвижного состава на железнодорожном транспорте отнюдь не является исчерпывающим. Тем не менее, они являются основными и наиболее распространёнными, а поэтому их знание имеет существенное значение для раскрытия и расследования преступлений данной категории, особенно на первоначальном этапе.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |