Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте




 

Ни у кого не вызывает сомнения то, обстоятельство, что целенаправленная борьба с преступными посягательствами на железнодорожном транспорте, особенно с хищениями грузов, находится в прямой зависимости от соблюдения ряда условий, среди которых немаловажное значение имеет осведомленность следственных и оперативных работников о специфике грузовых перевозок. Необходимость подобной осведомленности обусловлена ещё и тем, что совершаемые на железнодорожном транспорте преступления нередко сопряжены с использованием особенностей его функционирования и отступлением от технических норм и правил, обеспечивающих сохранность перевозимых грузов.

Таким образом сущность криминалистической характеристики хищений грузов на железнодорожном транспорте определяется совокупностью взаимосвязанных общих и индивидуальных признаков данного вида преступлений, проявляющихся главным образом в предмете преступного посягательства, объективной обстановке и способах их совершения, а также в особенностях личности преступников.

Как правило, непосредственным предметом посягательства рассматриваемых преступлений являются: наливные грузы, транспортируемые в цистернах; тарные грузы, перевозимые в упаковках; табачные и галантерейные изделия, в коробках; насыпные грузы, перевозимые в крытых вагонах; навалочные грузы, перевозимые в полувагонах; штучные грузы; багаж и почтовые отправления пассажиров, перевозимые в вагонах специального типа.1

Способ совершения преступления это основной элемент рассматриваемой криминалистической характеристики. Как мы уже знаем он представляет собой определённый образ действия лица, метод его поведения во время совершения хищения.

Анализ следственной практики, приведенный в юридической литературе показывает, что наиболее распространенны­ми способами хищений товарно-материальных ценностейв сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспортеявляются следующие2:

-хищения, маскируемые подложными коммерческими актами о недостаче грузов;

-хищения, совершаемые путем разъединения перевозочных документов от грузов;

-хищения, связанные с переадресовкой грузов;

-хищения, совершаемые со снятием пломб с вагонов (контейнеров);

-хище­ния, совершаемые с нарушением правил пломбирования;

-хище­ния, совершаемые путем вскрытия тары и упаковки груза;

-хище­ния, совершаемые путем взлома (повреждения) вагона;

-хищения, совершаемые путем взлома (повреждения) контейнера;

-хи­щения денег с подлогом в документах при оплате грузовых пе­ревозок на станции отправления;

-хищения денег, совершаемые путем оформления к отправке груженых вагонов под видом по­рожних, фиктивных отправок грузов, взыскания с грузополучателя под видом погашения недобора платы за перевозку груза;

-хищения денег, совершаемые путем подлога документов при оп­лате перевозок багажа, и другие.

Кроме этого, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что транспорт является многоотраслевым хозяйством, а поэтому к нему можно отнести наличие всех разновидностей злоупотребле­ний и хищений, имеющихся на предприятиях, в организациях и уч­реждениях различных отраслей народного хозяйства,

Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные (и достаточно подробно описанные в специальной юридической литературе) способы и приемы указанных злоупотреблений и хищений, а также методи­ку их выявления, которая может быть полезной при организации работы правоохранительных органов, проведении внутреннего и внешнего аудиторского контроля и документальной ревизии.

На железнодорожном транспорте имеется большое количест­во разновидностей приемов сокрытия хищений коммерческими актами. При исследовании данной группы злоупотреблений и хи­щений необходимо иметь в виду, что коммерческий актслужит основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотпра­вителей, грузополучателей и пассажиров.

Данный вид хищения совершается, как правило, на станциях отправления и назначения, а также на промежуточных станциях, при хранении в складских помещениях. Участниками данных хищений могут быть приёмосдатчики, а соучастниками – представители грузоотправителя и грузополучателя.

При исследовании данного вопроса необходимо проверить: где, кем и в какие сроки составлен коммерческий акт. Он должен быть составлен на станции назначения, на станции отправления, в пути следования в зависимости от обстоятельств и в установлен­ные сроки.

При проверке коммерческого акта обращается внимание на то, чтобы он был заполнен в трех экземплярах на бланках типо­вой формы на пишущей машинке, компьютере или чернилами четко, без по­марок, подчисток и каких-либо исправлений. На нем должен быть штемпель станции, подписи начальника станции, заведующего грузовым двором (соответствующего должностного лица), приёмосдатчика станции, а также грузополучателя, если он на месте участвовал в проверке. При необходимости к проверке груза мо­гут быть привлечены и другие работники железной дороги (де­журные по станции, товарный кассир). Первый экземпляр акта должен быть направлен в соответствующую службу дороги, вто­рой - выдан грузополучателю по его требованию, а третий - подшит в дело станции. В этой связи методом встречной про­верки представляется возможность сопоставить между собой различные экземпляры акта.

Если коммерческий акт составляется на станции отправителя или на попутной станции, то необходимо проверить, приложен ли второй экземпляр акта к накладной или багажной дорожной ведомости и поступили ли эти документы на станцию назначения. Проверяется наличие отметки на оборотной стороне накладной и дорожной ведомости о составлении коммерческого акта.

Правоприменительная деятельность показывает, что исследование правильности и дос­товерности составления коммерческого акта в комплексе с вагон­ными листами, железнодорожными накладными и другими товар­но-транспортными (перевозочными) документами, а также использованием необ­ходимых розыскных мероприятий работниками ОВДТ и ревизорами позволяет выявить хищения материальных ценностей.

В таких хищениях, как правило, принимают участие и другие лица, нередко организованной группой, в которую, помимо весовщиков, входят и иные работники станции, в чьи обязанности входит составление коммерческих актов или участие в погрузочно-разгрузочных ра­ботах с данным грузом. Весовщик по сговору с заведующим гру­зовым двором и бригадиром грузчиков намечает вагон с целью хищения из него груза. Весовщик снимает пломбу с дверей вагона, открывает вагон и с участием бригадира грузчиков похищает часть груза, о чем ставили в известность заведующего грузовым дво­ром. Затем расхитители составляют коммерческий акт о недоста­че груза.1

Часто хищения совершаются организованной группой, в состав которой входят (кроме работников станции) также служащие предприятия-получателя. При этом составляется коммерческий акт о том, что в прибывшем в адрес предприятия вагоне с ис­правными пломбами обнаружена недостача по причине недогру­за товара отправителем.

Разновидностями приемов маскировки хищений коммерчески­ми актами могут быть следующие:

а) при хищении товарно-штучных грузов, перевозимых счетом мест, подложные коммерческие акты составляются на недостачу мест (ящиков, вещей в ящике);

б) при хищении грузов, перевозимых насыпью, внавалку или наливом, подложные акты составляются на недостачу веса груза. Хищения вина, масла растительного и других жидких грузов, пе­ревозимых в стеклянной таре, вуалируются составлением подлож­ного акты на бой тары и утечку;

в) при хищениях скоропортящихся грузов (овощей, фруктов, прочих) составляется подложный коммерческий акт на мнимую порчу груза и подложный акт на уничтожение якобы испорченно­го груза;

г) при хищениях со срывом пломбы кражи маскируются под­ложным коммерческим актом о якобы происшедшей краже гру­за посторонними лицами. Предварительно инсценируется кража, якобы совершенная путем вскрытия дверей вагона и срывом пломб, взлома кузова, пролома люка вагона, вскрытием тары и упаковки груза и др.;

д) при хищении грузов, прибывших в исправных вагонах за исправными пломбами грузоотправителя, подложный акт состав­ляется на недогруз отправителем против количества груза, ука­занного в перевозочных документах;

е) при обнаружении в вагоне излишка груза против количест­ва или веса его, указанного в перевозочных документах, коммер­ческий акт в целях хищения излишков или не составляется, или в нем показывается излишки груза в меньшем количестве, чем бы­ло в действительности.

Проверяя качество составления коммерческого акта, необхо­димо обращать внимание на точность и подробность описания обстоятельств, при которых обнаружена не сохранность грузов. В нем должно быть указано: для какой цели был вскрыт вагон (контейнер) и сняты пломбы. Если снятые с вагона пломбы имеют не­исправности, то в разделе «Д» акта должно быть указано, в каком состоянии были пломбы и проволочные закрутки. При составле­нии актов на грузы, прибывшие за пломбами иностранных дорог и отправителей, а также на порчу импортных грузов пломбы при­кладываются к актам.

В коммерческом акте подробно должно быть описано умыш­ленное повреждение вагона, контейнера, нарушения в размеще­нии и креплении груза, повреждение или вскрытие тары, упако­вочных лент, проволоки и др. Целесообразно со­поставить данные коммерческого акта с данными накладных на перевозку грузов: каким способом определялся вес (по стандар­ту, по бартеру, по обмеру, условно); на каких весах взвешивался груз (вагонных, товарных, элеваторных), кем фактически произ­ведено взвешивание груза на станции отправителя (отправителем или железной дорогой); «вес брутто», «тара вагона с брутто», «вес нетто груза»; кем был погружен груз в вагон (железной до­рогой, грузоотправителем) и т, д.

При проверке правильности и достоверности составленных коммерческих актов по международным перевозкам необходимо руководствоваться соглашениями о международных прямых же­лезнодорожных сообщениях и служебными инструкциями к ним. Обращается внимание на то, чтобы вскрытие на пограничных стан­циях груженых вагонов или контейнеров со снятием пломб для таможенного и пограничного досмотра было оформлено актом вскрытия, который должен быть подписан представителями же­лезнодорожной станции, таможни и контрольно-пропускного пункта.

В случаях затруднений в определении причин не сохранности грузов по инициативе работников ОВДТ, ревизоров или аудиторов может быть назначена экспертиза. При этом перед экспертом це­лесообразно поставить следующие вопросы:

- степень повреждения или порчи груза;

- может ли поврежденный груз быть исправен;

- от чего произошло повреждение груза;

- от каких причин произошла течь жидких грузов;

- достаточно ли выдержана клепка при сборке бочки, углуб­ления упоров, были ли укреплены обручи;

- соответствует ли тара своему назначению и установленному стандарту и т. п.

Достоверность информации, содержащейся в коммерческом акте, проверяется также путем сопоставления ее с данными, из­ложенными в обязательных приложениях к акту, высылаемому на исследование: подлинного вагонного листа; акта о техническом состоянии вагона (контейнера); копии коммерческого акта по­путной станции; копии фактур, счетов или других документов, по которым производилась проверка груза; акта экспертизы, если он был составлен; копий отвесов при перевеске на товарных ве­сах; натурного листа поезда.

На основе изучения коммерческих актов и приложений к ним, а также данных их учета на станциях и в актово-претензионных отделах грузовых служб работники ОВДТ, ревизоры и аудиторы могут прийти к выводу о наличии обстоятельств, указывающих на необоснованность или подложность акта. В этих целях тщательно­му анализу подвергаются записи в книге учета коммерческих ак­тов, которая ведется на станции. Учет актов и регистрацию их в книге учета станции обязаны вести под теми номерами, которые отмечены на актах, с указанием от руки порядкового номера за­писи акта в книге. Этот порядковый номер должен быть указан на самом акте в виде знаменателя к печатному номеру акта. В эту же книгу записываются акты попутных станций, а порядковый номер записи проставляется второй дробью на акте. В книгу «Для записей актов, поступивших от других станций» записываются все коммерческие акты, поступающие на станцию для расследования. Грузовая служба регистрирует поступившие коммерческие акты в специальной книге под порядковым номером, который простав­ляется на акте с указанием даты поступления. Одновременно сос­тавляется регистрационная карта.

Состояние учета несохранных перевозок проверяется по видам не сохранности, а также по основным родам грузов, который ве­дется грузовыми службами в соответствии с «Отчетом о не сохранности перевозок». К выводу о необоснованности или подлож­ности актов или их признаков можно прийти в результате анализа указанной учетной информации о: систематическом массовом составлении коммерческих актов на отдельных станциях и поезд­ных путях; проверке веса груза при выгрузке не установленным способом; составлении акта с нарушением сроков; несоответст­вии пломб, приложенных к акту, данным вагонного листа, если та­кое несоответствие не было оформлено актом общей формы (в пути следования или на станции назначения).

Соответствующие службы ОВДТ по результатам анализа несохранных перевозок на конкретных станциях, оперативных донесений или коммерческих актов должны организовать тщательную проверку работы этих станций, установить причины (возникновения не сохранности грузов, а также провести необходимые профилак­тические мероприятия по устранению потерь товарно-материаль­ных ценностей.

В последнее время получили распространение факты состав­ления подложных коммерческих актов с целью незаконного по­лучения страховых сумм. Поэтому их систематическое получение должно представлять определенный интерес как для сотрудников ОВДТ, так и ревизоров (аудиторов).

Хищения грузов, совершаемые путем разъединения перево­зочных документов от товаров, осуществляются на станции при операциях по формированию состава вагонов грузового поезда, сортировке грузов и подборе перевозочных документов.

Расхитители из числа работников, производящих эти опера­ции (заведующие товарными, техническими конторами, диспетче­ры, весовщики, операторы, дежурные по станции и др.), наметив вагон с ценным грузом, разъединяют груз от сопровождающих его документов (накладных, дорожной ведомости, фактур, сче­тов и др.) и похищают часть груза из вагона. Затем преступники отправляют этот вагон в одном направлении, а документы - в другом.

Такой прием применяется обычно в расчете на то, что место разъединения грузов от документов не будет установлено и что железнодорожная администрация после безрезультатного поиска пропавшего груза ограничится удовлетворением претен­зии грузовладельца на возмещение стоимости утраченного груза (страховой суммой).

Разъединение груза от документов расхитители обычно объяс­няют ошибкой, халатностью.

При проверке таких злоупотреблений, а зависимости от скла­дывающихся обстоятельств, необходимо обратить внимание на следующее:

а) время поступления без документного вагона на станцию конвертования документов, обнаружено ли отсутствие документов при прибытии поезда и имеется ли об этом акт общей формы, составленный надлежащим образом;

б) если бездокументный вагон обнаружен в парках станции, необходимо установить, когда, как, при каких обстоятельствах засланы или утрачены документы, какие меры приняты для уста­новления принадлежности груза и его досылки по назначению;

в) при обнаружении документов без вагона должно быть ус­тановлено: когда, откуда поступили документы, прибывал ли ва­гон на станцию, кем, когда и при каких обстоятельствах он от­правлен без документов, не был ли вагон разгружен или погру­жен на данной станции, не имеется ли запросов о розыске или принадлежности этого вагона;

г) при обнаружении груза без документов необходимо выяс­нить: из какого вагона, когда, кем и при каких обстоятельствах он выгружен, поступил ли он на станцию при документах или без документов, не были ли утрачены или засланы документы ра­ботниками станции, а также по чьей вине бездокументный груз своевременно не был обнаружен и не оформлен в установлен­ном порядке коммерческим актом.

Используя то обстоятельство, что по Правилам перевозки гру­зов порожние вагоны отправляются без соответствующих пере­возочных документов, расхитители иногда с целью затруднить розыск груза и вагона прицепляют этот вагон, из которого по­хищен груз, к составу поезда, перевозящего только порожняк.

Разъединение документов от груза и хищение его происходит при операциях с грузами, перевозимыми не повагонными отправ­ками, а мелкими отправками. Расхитители при сортировке мелких отправок до погрузки в вагон отбирают и похищают некоторые из них. Перевозочные документы на похищенные отправки они яко­бы «по ошибке» вкладывают в шкаф сортировки документов по­езда, не соответствующего станции назначения этого груза, куда они затем и засылаются.

Значительное распространение на железнодорожном и других видах транспорта получили хищения, связанные с переадресовкой грузов.

Дело в том, что работники станций, имеющие отношение к обработке пере­возочных документов (заведующие товарными конторами, за­местители начальника станции по грузовой работе, операторы и др.), вступают в сговор с экспедиторами иногородних коммер­ческих структур, заготовителями и другими лицами и совершают хищение путем переадресовки определенной категории грузов, транспортируемых через данную станцию. В этих целях изымаются и уничтожаются подлинные перевозочные документы (наклад­ные дорожные ведомости и др.) и изготавливаются новые, в ко­торых, в соответствии с договоренностью между расхитителями, изменяются наименование станции назначения груза и грузополу­чателя. По прибытии груза на «подставную» станцию назначения преступники получают и изымают его. Похищенные грузы сбыва­ются в зависимости от их функционального назначения.

Разновидностью приемов переадресовки грузов могут быть:

- подделки подлинных документов, подчистки, подтирки в них и др. Переадресовывая грузы с целью их хищения, преступники обычно в тех экземплярах, которые предназначены для учета и отчетности, проставляют действительное наименование грузопо­лучателя;

- указание в квитанциях, а также в корешках дорожных ве­домостей вымышленного номера вагона, в котором следовал груз.

В этой связи тщательной проверке необходимо подвергнуть перевозочные документы. Одним из основных таких документов является накладная, которая сопровождает груз на всем пути его следования до станции назначения, где она вместе с грузом вы­дается грузополучателю. Накладная заполняется грузоотправите­лем на бланках типовой формы и им подписывается. Все требу­емые бланком накладной сведения должны быть внесены в со­ответствующие графы без подчисток и помарок. При этом целе­сообразно обратить внимание на наличие на накладной у грузоот­правителя календарного штемпеля с указанием даты приема груза к перевозке, а также проверить правильность заполнения квитанции, которая должна быть выдана грузоотправителю в подтверждение приема груза к перевозке. В накладной должны быть представлены коды станций и дороги назначения и виды груза согласно Тарифному руководству (разработка кодов пре­следовала также цель сохранность грузов).

Другим основным документом, подлежащим тщательной про­верке, является дорожная ведомость, которая вместе с наклад­ной сопровождает груз до станции назначения. Бланк дорожной ведомости состоит их трех листов: дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости, и квитанции в приеме груза к перевозке. Все три листа имеют одинаковый номер, соответствующий номе­ру накладной.

В работе по выяснению причин злоупотреблений и хищений грузов, особенно невостребованных товаров, имеет ценность еще один перевозочный документ - вагонный лист. Он должен быть составлен станцией отправления грузов на каждый вагон и со­держать перечень всех отправок, погруженных в данный вагон. При перевозке маршрутов или группы вагонов по одной наклад­ной составляется один вагонный лист на весь маршрут или груп­пу вагонов с перечнем всех вагонов по одной накладной. Вагон­ные листы, составленные на контейнерные отправки, содержат перечень всех контейнеров, погруженных в вагон (на платфор­му). Из вагонного листа также можно получить информацию о пломбах, наложенных на вагон, о времени подачи под погрузку и выгрузку и времени окончания отгрузки или выгрузки. При пе­регрузке, грузов в другой вагон или при частичной выгрузке гру­за в пути следования вагонный лист пересоставляется.

Следовательно, путем анализа указанных перевозочных доку­ментов можно установить признаки зло­употреблений.

Анализ причин хищений и злоупотреблений по невостребо­ванным и бездокументным грузам показывает, что в нарушение установленного порядка такие грузы, особенно дефицитные, пу­тем различных манипуляций с перевозочными документами, в том числе и путем умышленной переадресовки, накапливаются работниками железных дорог на отдельных, заранее определен­ных станциях, простаивают там длительное время, а затем по сговору с клиентами грузы реализуются. Во многих случаях оцен­ку производят работники железных дорог по умышленно зани­женным ценам и реализуют товар коммерческим структурам, ко­торые возглавляют родственники, или по сговору с ними, разницу в стоимости товара получают наличными деньгами. Как правило, такие грузы продаются одним и тем же предприятиям.

Значительную информацию по бездокументным и невостребо­ванным грузам можно получить на складе их реализации. В не­обходимых случаях работник ОВДТ может организовать комплек­сную ревизию с участием ревизора, представителей службы или отделов перевозок и коммерческой работы в складах реализа­ции. При проверке склада реализации невостребованных грузов проверяющий закрывает своей подписью последнюю запись в книге учета поступивших для реализации грузов. Затем перепи­сываются в отдельную ведомость все имеющиеся на складе документы, с которыми грузы прибыли на склад (накладные, ком­мерческие акты, акты общей формы, дорожные багажные ведомости). В отдельную ведомость записывается наличие грузов, подлежащих реализации. Ведомость наличия грузов сличается с ведомостью наличия документов, а на грузы, оказавшиеся без документов, составляется отдельная ведомость.

В целях установления факта полной регистрации и учета всех грузов и документов, поступивших на склад за определенный пе­риод времени, целесообразно сопоставить книгу учета грузов, поступивших для реализации, с документами (по которым грузы были переданы на склад), находящимися как на складе, так и в товарной конторе станции, а также с книгой сдачи документов из товарной конторы на склад. Кроме того, путем сопоставления проверенной книги учета грузов, поступивших для реализации с копиями отчетов о реализованных грузах устанавливается остаток нереализованных грузов. При этом обращается внимание на от­правки, оказавшиеся не отмеченными в книге учета грузов.

Следует также сопоставить их с ведомостью наличия доку­ментов, а также с актами оценки невостребованного и бездоку­ментного груза и документами на реализованный груз, еще не проведенный складами по отчетам реализованных грузов и не отосланными в службу бухгалтерского учета и финансов. Подоб­ная проверка дает возможность установить полноту предъявлен­ных документов на грузы, которые должны находиться на складе. Далее путем сопоставления выверенной ведомости наличия до­кументов с ведомостью фактического наличия следует устано­вить полноту наличия грузов, подлежащих реализации.

На все выявленные случаи полной или частичной недостачи грузов без документов составляется ведомость, которая исполь­зуется обычно при проведении розыскных и ревизионных меро­приятий. Одновременно целесообразно проверить порядок раз­мещения и сохранности грузов, а также путем встречной провер­ки проверить правильность составления и достоверность данных актов оценки невостребованных и бездокументных грузов в со­поставлении с актами, находящихся в отдельных организациях, принявших груз, и в складе реализации.

Признаки хищения можно также установить по расчетным операциям по указанным грузам. В этих целях целесообразно стоимость грузов по актам оценки сопоставить с суммами, отра­женными в платежных и расчетных документах, кассовых докумен­тах, выписках со счетов учреждений банка, регистрах бухгалтер­ского учета. Такая методика проверки позволяет установить при­своение, части стоимости товарно-материальной ценности.

Значительную информацию о признаках хищений грузов мож­но получить из информации розыскного дела: насколько целена­правленно велся розыск грузов, каковы причины невостребования грузов (имеется название получателя, но нет места нахождения его и наоборот).

При планировании поисковых мероприятий необходимо иметь в виду, что иногда оплату груза совершает не та организация, ко­торая приобрела груз. При этом обращается внимание, не оформ­лены ли в эти коммерческие структуры, руководящие работники железной дороги или их родственники, не приобретали ли они в этих организациях дорогостоящие предметы и т. д.

Достаточно широкое распространение получили случаи хищений товарно-материальных ценностей на железнодорожном транспорте, совершаемых со снятием пломбу с вагонов и контей­неров. При исследовании хищений такими приемами целесооб­разно руководствоваться Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте (приказ МПС РФ от 17.06.2003 г. № 24 «Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте»).

В правилах сказано, что навешиваемые на вагоны и контейне­ры пломбы по своей конструкции не должны допускать снятия их с вагона или контейнера без нарушения целостности. Загружен­ные крытые вагоны (в том числе изотермические) и цистерны должны быть опломбированы пломбами железной дороги (когда груз погружен железной дорогой) и пломбами грузоотправителя (когда груз им погружен).

Не допускается отправка в вагонах (цистернах) без пломб грузов, следующих на экспорт через пограничные станции. Пра­вилами предусматривается подробная технология пломбирования и применения закруток из проволоки различного вида вагонов и контейнеров.

В правоприменительной деятельности органов внутренних дел на транспорте встречаются следующие основные способы снятия пломб.

1. Работники, обслуживающие грузовые поезда на станции (ве­совщики, составители поездов, кондукторы, дежурные по парку и др.) выясняют по документам, в каком вагоне находится ценный груз. Они снимают пломбу вместе с закруткой с дверей вагона и совершают хищение груза. Затем вновь навешивают пломбу, при­нимая меры к тому, чтобы нарушение пломбы было замечено, как можно позже или вовсе не замечено. Аналогичным способом со­вершаются хищения грузов со снятием пломб из контейнеров, находящихся на контейнерных площадках станции или в поездах.

2. Разновидностью приемов маскировки снятия пломб может быть обрез пломбировочной проволоки или выдергивание конца проволоки из пломбы с последующей вставкой концов проволоки в пломбу и сжатия пломбы пломбировочными тисками, плоско­зубцами или другими предметами. Срезанная или выдернутая проволока иногда заменяется новой. При невозможности вновь навесить снятую при хищении с вагона или контейнера пломбу из-за ее значительного повреждения преступники навешивают до­бытую или исправную пломбу из числа снятых при выгрузке с других вагонов (контейнеров) с иными контрольными знаками. При этом они рассчитывают на то, что в пути следования вагоны (контейнеры) будут проверяться только на предмет исправности пломб, без сличения контрольных знаков.

3. Практикуется снятие пломбы без ее повреждения путем про­пилки ушек дверных накладок. Через образованный прорез про­волочная петля пломбы снимается, а после хищения вновь наде­вается на каждую накладку. Место прорезки ушки накладки за­делывается мазутом или иными способами. Работники, ответствен­ные за опломбирование вагона (контейнера), после погрузки гру­за в вагон умышленно слабо сжимают пломбу пломбировочными тисками, чтобы она свободно передвигалась по проволоке, причем петлю и концы проволоки оставляют длиннее положенного раз­мера. Затем они передвигают пломбу по проволоке так, чтобы можно было приоткрывать дверь вагона, и совершают хищение груза. После этого расхитители пломбу переставляют в перво­начальное положение, а концы проволоки обрезают.

4. Чтобы выполнить намерение похитить из цистерны наливной груз (спирт, вино, масло растительное и т.п.), преступники при пломбировании крышки верхнего люка незначительно удлиняют проволоку пломбы, затем отвинчивают болты крышки, сдвигают крышку по проволоке без нарушения пломбы, вставляют в ем­кость цистерны шланг, с помощью которого перекачивают похи­щаемое в заранее подготовленную тару.

5. Стремясь совершить хищение в наиболее благоприятных условиях, весовщики, пломбировщики несвоевременно опломби­ровывают вагоны после окончания погрузки в них грузов. Это де­лается с целью дать возможность своим соучастникам похитить часть грузов из вагона, когда с места погрузки уйдут представи­тели грузоотправителя. Пломбировщики, опломбировав в присут­ствии весовщика вагон после погрузки в него груза, пользуясь от­сутствием контроля со стороны весовщика, снимают эту пломбу, совершают хищение груза из вагона, после чего навешивают но­вую пломбу, оттиснув на ней пломбировочными тисками те же контрольные знаки.

К числу основных способов данного вида краж, как правило, относят следующие:

1. Хищения, совершаемые путем взлома (повреждения) ваго­на или контейнера, обычно совершают составители поездов, ос­мотрщики вагонов, кондукторы и другие работники, которые, выполняя производственные операции с гружеными вагонами, вхо­дящие в круг их служебных обязанностей, с целью хищения груза без срыва пломб с вагона взламывают (повреждают) части (де­тали) вагона, что дает им возможность доступа к грузу. Совершив хищение, они стремятся замаскировать поврежденные места так, чтобы при обычном осмотре вагона в пути его следования неис­правность не была обнаружена. Так, в целях хищения груза из вагона преступники прорубают или пропиливают отверстия в ло­бовых стенках вагона со стороны тормозной площадки, а затем вырубленные или выпиленные щелевки (доски) вставляют в от­верстие и замаскировывают.

2. В некоторых случаях хищения из вагонов совершаются пу­тем прорубания (взлома) деревянных решеток вентиляционных, боковых люков вагонов, решеток карманов для льда у вагонов-ледников, верхних люков вагонов с последующей заделкой по­вреждений.

3. Используя некоторые недостатки в конструкции вагонов, преступники проникают в вагон через двери путем их отжима без срыва пломб. Повреждения, причиненные при этом вагону, мало заметны, в связи, с чем грузополучатели обычно претензии о не­достаче груза предъявляют грузоотправителю.

4. Весьма оригинальные приемы для хищений применяют лица из числа обслуживающего персонала рефрижераторных поездов. Они отвинчивают болты вентиляционного блока, находящегося в потолочной секции поезда, снимают вентиляционный блок, через образовавшееся отверстие совершают хищения груза, а затем блок ставят на прежнее место.

5. Расхитители из числа работников вагонной службы, наметив вагон с ценным грузом, подают заявку об его отцепке под пред­логом обнаружения у него технической неисправности, устране­ние которой якобы невозможно в условиях стоянки поезда. Затем под видом ремонта вскрывают вагон и совершают хищение. Хищение груза из вагона совершается путем его повреждения с последующей заделкой поврежденных мест. При этом расхитите­ли совершают действия, внешне представляющиеся небрежным исполнением производственных операций, в то время как фак­тически они являются подготовительным элементом способа хи­щения. Так, при сцепке вагонов в процессе формирования соста­вов, пропуска вагонов с горок, при маневровой работе и других операциях расхитители умышленно допускают превышение ско­рости движения вагонов, в результате чего происходит бой ваго­нов и открывается доступ к грузам, которые затем расхищаются.

6. При нахождении тарно-штучных грузов в пакгаузе (складе) работники, ответственные за их сохранность (весовщики, кладов­щики, заведующие грузовым двором и др.) по документам и маркировочным данным на таре (упаковке) содержание груза, аккуратно вскрывают тару и похищают часть груза. Поскольку нарушение целостности тары (упаковки) может повлечь за собой обязательное исполнение требований получателя о выдаче груза с проверкой его состояния и веса, в результате чего хищение может быть обнаружено, преступники тщательно заделывают повреждения тары с тем, чтобы груз был выдан получателю без претензий. При этом для сохранения веса и размера груза расхитители нередко вкладывают в тару (упа­ковку) различные посторонние предметы. Такие же приемы при­меняются багажными раздатчиками при нахождении грузов в сборных багажных вагонах.

7. Встречаются значительные разновидности при­емов по вскрытию тары, изъятию груза и последующей заделкой повреждений. Так, хищение груза из картонных коробок, ящиков совершаются нередко путем выреза части картона под маркиро­вочной наклейкой, которую предварительно отделяют или про­делывают отверстия по линии под окантовочными лентами, а после совершения хищения отверстия вновь заделывают.

8. Для хищения груза из деревянных ящиков, окантованных металлической контрольной лентой, преступники с помощью гвоздодера и других инструментов вынимают гвозди, которыми одновременно крепятся и крышки ящиков. После изъятия части содержимого контрольную ленту вновь прибивают к ящику. Ящик может быть вскрыт и без нарушения металлических контрольных лент, для чего преступники выдавливают одну из торцовых досок и отодвигают ее в сторону. После хищения доску ставят на место, затем с помощью бечевки или проволоки ее притягивают к план­ке и вновь прибивают.

Если деревянный ящик не окантован металлической конт­рольной лентой, а имеет только металлические скобы по углам и при некоторых других конструкциях ящиков, преступники приме­няют так называемый «пенальный» способ вскрытия. При ударе или нажиме в торец доски концы металлической скобы разгиба­ются и доски разъединяются с дополнительными планками. От­верткой или стамеской или иными инструментами приподнимают концы доски, отчего шляпки гвоздей приподнимаются над плос­костью доски. Тогда гвозди вынимают и сдвигают доску в сто­рону (как в пенале). После хищения груза доску ставят на место и восстанавливают прежний вид ящика. Вскрытие неокантованных ящиков иногда производят тупым предметом, вдавливая лобовую стенку ящика вовнутрь и через образовавшееся отверстие рукой или крючком извлекают часть груза. После этого ящик повора­чивают поврежденной частью вниз, отчего лобовая стенка под действием тяжести оставшегося груза возвращается на прежнее место.

9. Хищения из деревянных бочек жидких грузов (вина, масла растительного и др.) часто совершаются путем сдвига обруча и просверливания на его месте отверстия. После хищения отверстие заделывают, обруч передвигают в первоначальное положение. Для хищения из бочек таких грузов, как рыба, икра, животное масло, мед и т. п., преступники снимают обручи, что дает возмож­ность вынуть доску дна.

10. Груз из мягкой тары похищается путем распарывания тка­ни по шву с последующей зашивкой. Для зашивки упаковки рас­хитители нередко заранее приобретают разноцветные нитки и используют их в зависимости от цвета и толщины ниток, которы­ми первоначально была зашита упаковка.

11. Для хищения тканей из рулонов, стянутых упаковочными шинами или обручами, преступники сжимают шины тяжелыми предметами, отчего концы ослабляются. Это дает возможность вскрыть обшивку и отрезать часть ткани. Затем для маскировки обшивка зашивается, а упаковочные шины в связи с уменьшением объема рулона укорачиваются и их концы соединяются.

В хищениях, совершаемых путем взлома (повреждения) кон­тейнеров, могут принимать участие работники, ответственные за сохранность грузов в контейнерах или имеющие доступ к ним по роду своей работы. Преступники обычно выбирают для этой цели универсальные контейнеры, зная, что в них перевозятся различные ценные штучные грузы: ткани, обувь, трикотажные изделия и т. п. Наметив контейнер, они прорезают, порубают, взламывают стен­ки, крышу или дверь контейнера, а затем, совершив хищение, за­делывают или маскируют поврежденные места. Таким способом хищение из контейнеров совершается при нахождении их в сос­таве поездов, на контейнерной площадке станции, на полуваго­нах в составе поездов.

В случаях, когда расхитителям по каким-либо причинам не удается заделать следы повреждения контейнера, они ставят его в полувагоне, на платформе, на погрузочной площадке так чтобы поврежденное место было закрыто контейнерами или иными предметами.

Для хищения груза из контейнеров преступники используют конструктивные недостатки запирающих устройств, особенно две­рей. Если дверцы дверей слегка разблочены, то преступники от­крывают их с помощью ломика, путем сжима двери в верхней ее части, а затем вновь прижимают дверцы.

В целях хищения груза перед отправкой контейнера иногда вносят изменения в запорные устройства дверей. До загрузки контейнера преступники срубают заклепки с оси, на которой кре­пятся ручки опоры, вывинчивают ось и вместо нее ставят заранее заготовленную нарезную ось. После загрузки, опломбирования и сдачи контейнера к отправке преступники вывинчивают ось и, не нарушая пломбы, вскрывают контейнер. Похитив груз, они закрывают контейнер и ось ручки устанавливают на прежнее место.

Для открытия дверей контейнера и хищения груза практикует­ся неправильный их подъем или опускание контейнера с его пере­косом. В результате перекосов штыри дверного запора выходят из гнезд и без нарушения пломбы преступники открывают дверь, похищают груз, а затем заделывают повреждения.

Таким образом, подводя итог рассмотренному нами вопросу, можно отметить, что перечень перечисленных способов совершения хищений материальных ценностей из подвижного состава на железнодорожном транспорте отнюдь не является исчерпывающим. Тем не менее, они являются основными и наиболее распространёнными, а поэтому их знание имеет существенное значение для раскрытия и расследования преступлений данной категории, особенно на первоначальном этапе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.