Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика грузовых перевозок на железнодорожном транспорте




 

Железнодорожный транспорт России, являясь одной из важ­нейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает, наряду с другими видами транспорта, нормальное производство и обраще­ние в стране продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Транспорт представляет собой самостоятельную отрасль мате­риального производства. Экономическая особенность транспорта заключается в том, что он не создает каких-либо материальных объектов, а обеспечивает их перемещение в пространстве. Он связывает в единое целое все отрасли общественного производ­ства и продолжает процесс производства продукции в сфере об­ращения, доставляя ее к местам потребления. Единая транспортная система России состоит из трубопроводного, железнодорож­ного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта.

По объему перевозок железнодорожный транспорт занимает первое место среди других видов транспорта. Он является уни­версальным видом транспорта для перевозки всех видов грузов.

Деятельность железнодорожного транспорта определяется Уставом железных дорог. В нем предусмотрены обязанности, права и ответственность железных дорог, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодо­рожным транспортом. Устав регулирует перевозочную деятель­ность железнодорожного транспорта, он обязателен для всех его органов и структурных подразделений. Правом юридического ли­ца обладают многие предприятия железнодорожного транспор­та, такие, как отделения железных дорог, хозрасчетные железно­дорожные станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути и другие.

Главными задачами железных дорог являются полное удовлет­ворение потребностей народного хозяйства и населения в пере­возке грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевози­мых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения. При перемещении материальных ценностей должно быть сохране­но их количество и качество. Обеспечение сохранности перевозимых грузов достигается проведением мероприятий по предот­вращению их утраты, порчи и повреждения. В этих целях желез­ными дорогами осуществляется комплекс мер по обеспечению сохранности грузов: изменены правила пломбирования вагонов и контейнеров; предусмотрено применение металлических плашек при укреплении дверных накладок проволочными закрутками; введены правила пломбирования вагонов металлопластмассовой пломбой; утверждена новая форма дорожной ведомости, исклю­чающая доступ посторонних лиц к сведениям о наименовании гру­за; внесены изменения в форму коммерческого акта и другие. Несмотря на принимаемые меры по сохранности грузов, злоупот­ребления и хищения материальных ценностей на железнодорож­ном транспорте не сокращаются. Преступные группы (сформированные, как правило, из числа работников транспорта, лиц, ранее судимых и несовершеннолетних) используют весьма изощренные способы и приемы по хищению грузов, а иногда эти способы носят вероломный характер.

В структуре преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, кражи грузов составляют одну треть (стабильно самое распространенное преступление).

Расследование краж грузов в условиях деятельности железнодорожного транспорта осуществляет­ся в особой среде, которая обусловлена негативным и позитивным фак­торами. Анализ юридической литературы позволяет выделить следующие обстоятельства, затрудняющие расследование обозначенных преступлений:

1. Круглосуточный цикл работы железнодорожного транспорта и обслуживающих его предприятий отрицательно сказывается на обще­ственной безопасности, создает повышенную уязвимость перевозимых материальных ценностей, особенно в вечернее и ночное время, способ­ствует сокрытию преступлений.

2. Динамичность, значительная протяженность маршрутов транс­порта, высокий темп отдельных технологических операций по обработ­ке транспорта и перевозимого груза приводят к скоротечности меха­низма совершения преступлений, затрудняют своевременное обнару­жение преступлений, способствуют перемещению самого места проис­шествия и свидетелей на значительные расстояния и т.п. Все это явля­ется причиной несовпадения места обнаружения преступления и места его совершения.

3. Несвоевременность получения правоохранительными органами информации о совершенном преступлении приводит к утрате как ма­териальных следов (обуви, транспортных средств, рук, орудий взлома, микрообъектов), так и идеальных следов преступления (по истечении времени свидетели забывают об обстоятельствах совершения преступ­ления).

4. Повышенная общественная опасность транспорта нередко при­водит, с одной стороны, к совершению преступлений, связанных с дея­тельностью самого транспорта, с другой, к использованию транспорта как средства совершения преступления. Все это затрудняет производ­ство отдельных следственных действий, таких, например, как осмотр места происшествия, проверка показаний на месте, и предъявляет по­вышенные требования по соблюдению мер безопасности участниками расследования.

5. Сосредоточение на относительно малых территориях (площа­дях) значительного числа пассажиров и материальных ценностей. Характеризуя сосредоточе­ние на объектах транспорта значительного количества материальных ценностей, необходимо сказать о том, что неэффективность охраны упрощает доступ посторонних граждан к находящимся в пути вагонам, контейнерам и грузу, перевозимому навалом. Это создает предпосыл­ки для краж груза в пути следования и затрудняет установление места совершения преступления.

6. Многочисленность и разнообразие технологических операций по обработке перевозимого груза, включающих множество различных операций, выполняемых значительным числом работников транспор­та, клиентских организаций, затрудняют установление, как места совер­шения преступления, так и причастных к нему лиц.

7. Динамичность оперативной обстановки на транспорте. Специ­фика деятельности транспорта, своеобразие условий совершения пре­ступлений и их расследование влекут за собой динамичность оператив­ной обстановки. В отдельных случаях это не позволяет задействовать необходимое количество сил и средств и обеспечить своевременную их деятельность по осуществлению расследования преступлений.

При расследовании тайных хищений грузов, совершенных в условиях деятельности железнодорожного транспорта, особое значение имеет первоначальный этап расследования, так как от качества его проведения будет зависеть дальнейших ход расследования уголовного дела.

Стоит отметить, что расследование преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, в ряде случаев является сложной задачей для следователей. В большинстве случаев работники следственных органов не знают специфики и условий функционирования подвижного состава железных дорог, технико-организационных правил его эксплуатации и обслуживания. Таким образом, для того, чтобы успешно произвести расследование по уголовному делу о преступлении, совершенном на объектах железнодорожного транспорта, следователь должен уметь правильно ориентироваться и разбираться в сложившейся ситуации.

С учетом вышесказанного, нам с вами следует более подробно остановиться на основных понятиях, используемых в железнодорожно-транспортном комплексе. Итак, в соответствие с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ) в оборот введены следующие основные понятия:

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;

грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа;

груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;

опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде;

перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция);

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;

места не общего пользования - железнодорожные пути не общего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта;

перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта - перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

перевозки в прямом международном сообщении - перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

перевозки в непрямом международном сообщении - перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

перевозки в прямом железнодорожном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;

перевозки в прямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования;

перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида;

специальные железнодорожные перевозки - железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

воинские железнодорожные перевозки - железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности;

В зависимости от количества перевозимого груза различают следующие партии (отправки):

Мелкая – партия груза, для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона. Так, мелкими отправками перевозятся товары массового спроса, мелкое оборудование, металлоизделия, запасные части, химикаты, домашние вещи и др. При этом каждая мелкая отправка транспортируется по одной накладной. Общая масса предъявляемого к перевозке груза мелкой отправкой должна быть не менее 20 кг, но не более 20 тонн. При этом масса одного грузового места (непакетированного и пакетированного, размещаемого на поддоне или на подкладках) должна составлять:

для грузов, перевозимых в крытом вагоне, - не менее 20 кг и не более 1500 кг;

для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе, - не менее 1500 кг и не более 10 тонн;

для грузов, перевозимых в крупнотоннажном универсальном контейнере, - не менее 20 кг и не более 1500 кг, в среднетоннажном универсальном контейнере, - не менее 20 кг и не более 1000 кг.

Длина одного грузового места, предъявляемого к перевозке мелкой отправкой, должна составлять:

для грузов, перевозимых в крытых вагонах, - не более 2 м;

для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе, - в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 33 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками».

Малотоннажная – партия груза массой от 10 до 20 тонн и объёмом не более половины вагона, предъявляемого по одной накладной.

Повагонная отправка – партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной, для перевозки которой требуется предоставление отдельного вагона.

Групповая отправка – партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной, для которой требуется предоставление более одного вагона.

Маршрутная отправка – партия груза, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, соответствующей установленной массе маршрута.

Кроме этого, в зависимости от способов погрузки и перевозки грузы подразделяются на следующие виды:

Штучные – без тары транспортируемые отдельными местами (например, оборудование, машины и т.п.).

Тарно-штучные – во внешней упаковке (в мешках, ящиках, бочках и др.).

Навалочные – без счёта мест в открытом или закрытом подвижном составе (уголь, руда, лес, соль, цемент и др.).

Насыпные – транспортируемые без тары, но в закрытом подвижном составе (например, зерно, комбикорм и др.).

Наливные – в наливном специальном вагоне-цистерне (керосин, спирт, нефть, бензин и др.).

Перевозимые с соблюдением особых условий (негабаритные, скоропортящие и др.).

На железных дорогах Российской Федерации установлена единая нумерация вагонов грузового парка, которая позволяет определить род каждого вагона, наличие люков и запоров, тормозной площадки и других технических характеристик. При этом номер каждого вагона состоит из семи цифр:

Первая цифра номера обозначает род вагона:

2 – крытый вагон;

3 – прочие;

4 – платформа;

6 – полувагон;

7 – цистерна;

8 – изотермический вагон;

9 – прочие.

Вторая цифра номера характеризует осность и основную характеристику (четырехосный, восьмиостный и др.).

Третья цифра номера указывает на дополнительные характеристики вагона.

Четвёртая, пятая, шеста я и седьмая цифры вместе с первыми тремя образуют номер вагона. Кроме того, седьмой знак говорит об отсутствии у вагона тормозной площадки (цифры 0-8) либо наличии у него таковой (цифра 9).1

В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеров и обеспечения сохранности перевозимых грузов применяются запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ), которые не должны допускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения целостности либо несанкционированного проникновения внутрь.

На железнодорожном транспорте применяются следующие виды ЗПУ «Спрут-Универсал» и «ЛаВР-Гарант-М», которыми пломбируется почти весь подвижной состав, находящийся в обороте. При этом ЗПУ «ЛаВР» применяется для пломбирования крытых вагонов и контейнеров; ЗПУ «Клещ-БОСЦ» - для пломбирования только контейнеров; ЗПУ «Скат» - для пломбирования специализированных цистерн, загруженных сжиженными газами и другими жидкими химическими грузами.

Снятие ЗПУ производится клещами-кусачками, специальными съёмниками, а также не искрящими инструментами, рабочие поверхности которых должны быть смазаны солидолом или другой смазкой.

Следует особо отметить (и это имеет весьма важное значение при проведении такого следственного действия как осмотр места происшествия при расследовании хищений, совершенных из подвижного состава), что в соответствие с приказом МПС РФ от 17.06.2003 г. № 24 «Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте» ЗПУ устанавливаются:

на универсальном крытом вагоне - на накладках дверей с каждой стороны вагона - по одному ЗПУ;

на специализированном изотермическом вагоне (рефрижераторном или вагоне-термосе):

- постройки Германии (завод Дессау) - на дверях, оборудованных нажимной плитой и рычагом запорного устройства, с каждой стороны вагона - по одному ЗПУ;

- постройки Брянского машиностроительного завода - на дверях, оборудованных нижними ушками для пломбирования с каждой стороны вагона - по одному ЗПУ;

на цистерне - на крышке верхнего загрузочного люка - по одному ЗПУ, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен правилами перевозок отдельных видов грузов или установлен федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

на крытом вагоне-хоппере для зерна - на узел каждого штурвала разгрузочного люка и штанги, фиксирующей загрузочные люки - по одному ЗПУ;

на крытом вагоне-хоппере для минеральных удобрений - на узел каждого разгрузочного устройства и штанги, фиксирующей загрузочные люки - по одному ЗПУ;

на крытом вагоне-хоппере для цемента - на узел каждого штурвала разгрузочного люка и на каждый загрузочный люк - по одному ЗПУ.

на крытом вагоне для перевозки легковых автомобилей - на узлах дверей каждой торцевой площадки и переездной площадки - по одному ЗПУ;

на контейнерах - по одному ЗПУ на рукоятку, расположенную слева на правой створке двери, закрывающейся последней.

На вагонах других типов установка ЗПУ производится на места или узлы, специально предусмотренные для их пломбирования.

Места и схемы установки ЗПУ и закруток на вагоны и контейнеры устанавливаются перевозчиком.

Установленные ЗПУ должны иметь следующие знаки:

· буквенное сокращенное наименование перевозчика;

· индивидуальный контрольный знак из семи цифр;

· товарный знак предприятия-изготовителя;

· последнюю цифру года выпуска ЗПУ,

· название ЗПУ.

Правила нумерации запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 3 мая 2007 г. № 785р.

ЗПУ, с нанесенными на них контрольными знаками, подлежат строгому учету изготовителем, перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем.

Кроме этого, приказ МПС РФ от 17.06.2003 г. № 24 определяет и перечень грузов, перевозка которых в контейнерах, цистернах, крытых и специализированных вагонах допускается без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательным использованием закрутки.

При подготовке будущих сотрудников транспортной милиции особое внимание следует уделять и изучению документов, имеющих обращение в железнодорожных подразделениях и службах, а также комплекту перевозочных документов и сведений, указываемых в них. Следует отметить, что в соответствие с приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» в число основных перевозочных документов входят:

- комплект перевозочных документов (форма ГУ-29-0) перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:

лист 1 - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

лист 2 - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры: один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);

лист 3 - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

лист 4 - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

- транспортная железнодорожная накладная (форма ГУ – 27) сопровождает груз на всём пути следования. Этот документ составляется отправителем груза. В накладной указываются вид перевозки груза, род груза, количество мест, характер упаковки, наименование отправителя и получателя. Важно помнить, что, сравнивая все и количество мест в вагоне с записями в накладной, можно определить род и количество недостающего груза. Кроме этого, в накладной имеются штемпельные отметки станций по пути проследования, а также отметки о составлении попутных актов общей формы и попутных коммерческих актов.

- дорожная ведомость (форма ГУ-29-0) составляется на основании транспортной железнодорожной накладной и вместе с ней следует с грузом до станции назначения. На оборотной стороне ведомости указываются пункты и даты перегрузки или сортировки груза. Из содержания дорожной ведомости можно установить маршруты и время транспортировки груза, а также работников транспорта, имевших доступ к грузу при его обработке. Важно помнить, что дорожная ведомость следует вместе с грузом и не подлежит изъятию (её следует осмотреть и откопировать).

- вагонный лист на повагонную отправку (форма ГУ-38а) является, своего рода описью груза, перевозимого в данном вагоне. Из содержания вагонного листа можно установить номер вагона, номер контейнера, перевозимого на платформе, время погрузки и выгрузки; наименование груза, станции отправления и назначения; сведения о пломбах, о перегрузке груза в другой вагон; номера накладных, на основании которых произведена загрузка, фамилии работников, обрабатывавших груз. Вагонный лист пересоставляется при сортировке груза в вагоне, частичной выгрузке или догрузке. Изымается подлинник вагонного листа.

- натурный лист поезда (форма ДУ-1) представляет собой основной технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог. В натурном листе поезда содержится схема состава с нумерацией вагонов, указывается вес груза, станция назначения, станция формирования состава, отметки о пломбах, номер поезда, время отправления, наличие вагона с людьми, наличие тормозных площадок. Используя данные этого документа можно точно установить время стоянки на территории грузового парка. Натурный лист поезда находится в станционном технологическом центре обработки поездной информации и перевозочных документов. При расследовании хищений груза, сопоставляя натурные листы, можно проследить изменения в составе поезда (отцепку или прицепку вагонов, их перестановку), а также точно установить место стоянки вагона на территории станции.

- маршрут машиниста (форма ТУ-3) заполняется машинистом в пути следования поезда. В нём фиксируется время и место всех стоянок и остановок на маршруте. Данный документ является документом финансовой отчетности. По прибытии он сдаётся диспетчеру локомотивного депо и хранится в течении 3-х лет. Маршрутный лист не изымается.

Показания ленты скоростемера локомотива могут дать полную картину движения поезда по определённому участку дороги (скорость на перегонах, время, все остановки грузового состава с указанием времени и километра дороги). Лента скоростемера локомотива находится в отделе эксплуатации локомотивного депо и хранится в течение 2-х месяцев. Результаты расшифровки ленты скоростемера отражаются в справке, которая приобщается к уголовному делу вместе с изъятой лентой.1

Коммерческий акт (форма ГУ-22) (Приказ МПС РФ от 18.06.2003 г. № 45 «Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом) составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

- несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная);

- повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;

- обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

- возвращение перевозчику похищенного груза;

- непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется в день выгрузки или в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. В нём отражаются:

Дата составления; наименование станции; наличие попутных коммерческих актов (или актов общей формы); обстоятельства составления; сведения о ЗПУ; данные о роде груза и упаковке; объём недостачи материалов против сопроводительных документов; повреждения упаковки; места обнаружения коммерческого брака; лица, принимавшие участие в осмотре груза.

Данные акты составляются в 3-х экземплярах, один из которых находится в бюро розыска груза станции. После осмотра и изучения ПК материалом уголовного дела приобщаются их копии.

Акт общей формы (форма ГУ-23) составляются работниками железнодорожного транспорта немедленно в случае возникновения следующих обстоятельств:

- утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;

- задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования;

- задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути не общего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения;

- задержки груженых вагонов, контейнеров на станции в случаях превышения фактической массы груза сверх допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров;

- задержки подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования;

- задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров;

- неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);

- неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

- подачи перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

- отсутствия ЗПУ на вагоне, контейнере, несоответствия ЗПУ данным, указанным в накладной, неисправности, повреждения или замены ЗПУ, обнаружения в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией;

- задержки по вине грузоотправителя, грузополучателя владельца железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;

- задержки груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;

- задержки груза в пути следования в случае замены проводников грузоотправителей, грузополучателей;

- обнаружения в пути следования неисправности вагонов, контейнеров (неисправное состояние ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера), угрожающей безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;

- повреждения вагона, контейнера;

- самовольного занятия перевозчиком вагонов, контейнеров принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими;

- самовольного использования грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику;

- неподачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей;

- простоя локомотива, принадлежащего перевозчику, в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций;

- отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).

Акты общей формы дают возможность установить где, когда и кто именно обнаружил коммерческую неисправность. Составленные акты в пути следования находятся вместе с перевозочными документами, а их копии остаются в станционном технологическом центре обработки поездной информации и перевозочных документов вместе с натурным листом поезда. К материалам дела приобщаются их копии.

Книга приёма груза к отправлению (форма ГУ-34) ведётся приёмосдатчиками груза и багажа складов и товарных дворов. По записям в книге можно установить род груза, состояние упаковки, фамилии представителей клиента, время отправления груза.

Книга выгрузки груза (форма ГУ- 44) ведётся приемосдатчиками. В книге указывается, кто и когда выдал и получил груз, по каким документам груз был вывезен с территории станции (товарного двора).

Книга предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию (форма ГУ – 14) в ней отражается работа с транзитным грузом. По записям, содержащимся в ней можно установить: на каком пути находился поезд, когда он был предъявлен к осмотру, сколько бригад обрабатывало данный поезд, какие вагоны обрабатывала та или иная бригада приемщиков поездов, кто обрабатывал левую сторону, а кто правую. Книга хранится у дежурного по станции.

Книга пломбирования вагонов и контейнеров (форма ГУ – 37) ведётся старшими приёмосдатчиками складов и грузовых дворов. По записям можно установить: кем, когда и на какой вагон навешивалось ЗПУ или пломба; какие индивидуальные заводские номера имеются на ЗПУ, какие контрольные оттиски наложены на пломбу пломбировочными тисками.

Ведомость подачи и уборки вагона составляется приёмосдатчиками. В ней отражается учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути. Документ хранится в товарной конторе станции.

Справка из графика исполненного движения поездов заполняется диспетчером участка, по которому следовал поезд. В ней отражаются наименование станций и время стоянки поезда на станциях.1

Маркировка груза представляют собой наносимые железной дорогой цифровые обозначения в виде дроби, числитель которой обозначает порядковый номер записи в книге приёма грузов к отправлению и через тире общее количество мест по накладной, а знаменатель номер дороги и через тире номер станции отправления. Следует отметить, что в соответствие с Межгосударственным стандартом ГОСТ 14192-96 «Маркировка груза», введённого в действие с 18.06.1997 г., все тарные и штучные грузы подлежат обязательной отправительской маркировке. На маркировке указывают: манипуляционные знаки (предупредительные надписи); количество мест в партии, порядковый номер внутри партии; наименование грузополучателя и пункта назначения; наименование пункта перегрузки; объём грузового места; габаритные размеры грузового места; поставщик; наименование пункта отправления; наименование грузоотправителя. Маркировка наносится на каждое место, если груз перевозится мелкими и малотоннажными отправками. При перевозке грузов повагонными отправками маркируют не менее 4-х мест, причём у каждой двери располагают по два маркировочных места. Важно помнить, что сведения, содержащиеся в маркировке, могут быть использованы следователем при обнаружении грузов без документов или упаковке грузов при обыске либо при осмотре места происшествия с целью установления принадлежности груза.

Таким образом, необходимо отметить, что, во - многом, качество расследования хищений грузов, совершенных на железнодорожном транспорте, зависит от знания сотрудниками следственных органов специфики деятельности железнодорожного транспорта и транспортно-подвижного хозяйства ОАО «РЖД» России.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.