Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местного самоуправления. Формы участия населения в осуществлении




Формы участия населения в осуществлении

3.1. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. В Законе 2003 г. № 131-ФЗ голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования названо в качестве одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Оно проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в целях получения согласия населения на данные действия в следующих случаях:

1. изменение границ муниципальных районов влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов;

2. изменение границ поселений, влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений;

3. разделение поселения, влечет образование двух и более поселений;

4. изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных в Законе 2003 г. № 131-ФЗ. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины участников голосования.

Итоги голосования по вопросам изменения границ (преобразования) муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Как указано выше, положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются к данному голосованию, а потому его итоги не являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования, и носят рекомендательный характер для органов власти.

3.2. Собрание и конференция граждан. В соответствии со ст. 29 Закона 2003 г. № 131-ФЗ для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Как следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Закон 1995 г. № 154-ФЗ не проводил различий между собранием и сходом, однако Закон 2003 г. № 131-ФЗ разграничил эти две формы народовластия. В отличие от сходов собрания граждан не могут непосредственно решать вопросы местного значения.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание может принимать обращения к органам местного самоуправления и его должностным лицам, подлежащее обязательному рассмотрению с направлением письменного ответа, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание во взаимоотношениях с этими органами и должностными лицами.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решение по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Законом 2003 г. № 131-ФЗ, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, а его итоги подлежат официальному опубликованию.

На практике проведение собрания граждан – достаточно трудная задача. Невозможно даже представить, в каком помещении могут собраться все обладающие избирательными правами жители микрорайона или жилищного комплекса. Поэтому Законом 2003 г. № 131-ФЗ допускается осуществление полномочий собрания конференцией граждан (собранием делегатов) – в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Таким образом, Закон 2003 г. № 131-ФЗ предусматривает возможность проведения собрания и конференции граждан, во-первых для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, во-вторых, для осуществления территориального общественного самоуправления. Отличие двух видов собраний и конференций состоит в следующем:

1. в собрании в рамках территориального общественного самоуправления могут участвовать граждане, достигшие 16-ти летнего возраста, а в собрании, проводимом для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления – с 18-ти лет;

2. собрание граждан, проводимое для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования, а порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления;

3. собрание граждан, проводимое для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления правомочно принимать решение, если в нем приняло участие количество граждан, установленное уставом муниципального образования, а собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории (конференция при участии не менее 2/3 делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей).

 

3.3. Территориальное общественное самоуправление. В соответствии со ст. 27 Закона 2003 г. № 131-ФЗ, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС), устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. В Законе 2003 г. № 131-ФЗ уставлено, что ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. В уставе устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

ТОС осуществляется либо непосредственно населением путем проведения собраний и конференций, либо через органы ТОС.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

В круг исключительных полномочий собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, входит:

1. установление структуры органов ТОС;

2. принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;

3. избрание органов ТОС;

4. определение основных направлений деятельности;

5. утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о его исполнении;

6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

В Законе 2003 г. № 131-ФЗ впервые определены функции органов ТОС, в том числе: представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Например, в Положении о территориальном общественном самоуправлении, утвержденном постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода № 41 от 24 мая 2006 г. установлено, что Городская Дума города Нижнего Новгорода после рассмотрения предложения инициативной группы граждан принимает правовой акт об установлении границ территориального общественного самоуправления (п. 4.2), а глава администрации города Нижнего Новгорода издает правовой акт о регистрации устава территориального общественного самоуправления (п. 15.6).

Следовательно, создание ТОС возможно в том случае, когда не только население инициирует данный вопрос, но свое согласие выразит представительный орган поселения и глава местной администрации, что значительно ограничивает возможность граждан реализовать данную форму участия в осуществлении местного самоуправления.

 

3.4. Правотворческая инициатива граждан. В Законе 2003 г. № 131-ФЗ правотворческая инициатива граждан закреплена в качестве одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, местное население получило возможность вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.

Правотворческая инициатива – обращение в управомоченный орган местного самоуправления с предложением принять муниципальный нормативный правовой акт, а зачастую и внесение проекта такого акта.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 18 Устава г. Н.Новгорода минимальная численность инициативной группы граждан, которые могут выступить с правотворческой инициативой составляет 1% от числа жителей города, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Если принятие проекта муниципального правового акта, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, то он должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Стоит сказать, что данная форма участия населения в жизни муниципального образования практически не реализуется на местном уровне.

 

3.5. Обращения граждан в органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В ст. 32 Закона 2003 г. № 131-ФЗ продублировано право граждан имеют на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Устное обращение возможно в процессе личного приема граждан. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина.

Сроки рассмотрения обращений не должны превышать одного месяца. При необходимости проведения дополнительных проверок, выяснения вновь возникших обстоятельств руководитель органа местного самоуправления вправе продлить сроки рассмотрения сообщения, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом автору обращения.

Признав изложенные в обращении факты обоснованными, должностное лицо органа местного самоуправления принимает меры по разрешению поставленных вопросов и устранению выявленных нарушений. Гражданам отказывается в удовлетворении просьбы, если факты не нашли подтверждения или просьба признана необоснованной. Неправомерный отказ в рассмотрении обращений граждан, нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений, принятие незаконного или необоснованного решения иные нарушения в ходе работы с обращениями могут повлечь за собой наступление юридической ответственности должностных лиц местного самоуправления.

 

3.6. Публичные слушания. В соответствии со ст. 28 Закона 2003 г. № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Однако ряд вопросов в обязательном порядке выносятся на публичные слушания. К ним относятся:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Состав субъектов, которые могут инициировать вопрос о проведении публичных слушаний по сравнению с предложенным может быть расширен. Например, в Нижнем Новгороде в соответствии с Положением «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде» такими субъектами могут быть также: группа депутатов Городской Думы в количестве не менее трех человек; Председатель Городской Думы; Комиссии Городской Думы.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Результаты публичных слушаний имеют рекомендательный характер и должны учитываться при принятии правовых актов.

 

3.7. Опрос граждан. В соответствии со ст. 31 Закона 2003 г. № 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:

1. представительного органа или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;

2. органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения населения при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа о назначении опроса граждан устанавливаются:

1. дата и сроки проведения опроса;

2. формулировка одного или нескольких вопросов, предлагаемых при проведении опроса;

3. методика проведения опроса;

4. форма опросного листа;

5. минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование данного мероприятия осуществляется из средств соответствующих бюджетов инициаторов опроса. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

 

3.8. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Наряду с предусмотренными Законом 2003 г. № 131-ФЗ формами общественного участия в управлении делами муниципального образования граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих законодательству РФ.

Данные формы должны основываться на принципах законности и добровольности, а государственные и муниципальные органы и их должностные лица обязаны содействовать населению в их реализации.

На практике применяются следующие формы общественного участия в осуществлении местного самоуправления.

Наказы избирателей. В качестве наказов избирателей депутатам представительных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления рассматриваются поручения избирателей, реализация которых относится к ведению органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. В некоторых субъектах РФ приняты Законы о наказах избирателям.

Логично было бы, если депутат или выборное должностное лицо местного самоуправления могли быть отозваны населением в случае, если они не оправдали его доверия, в том числе и в связи с невыполнением наказов избирателей. Однако, Закон 2003 г. № 131-ФЗ установил, что отзыв лица возможен лишь в случае принятия противоправных решений и осуществления противоправных действий, подтвержденных в судебном порядке (ст. 24). Невыполнение же наказов избирателей может быть не связано с противоправными действиями и решениями.

Митинги, шествия, пикетирования и демонстрации. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Правовое регулирование этих форм массового участия осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Закон содержит следующие определения терминов:

Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Данные формы непосредственной демократии могут использоваться в системе местного самоуправления в целях привлечения внимания органов и должностных лиц местного самоуправления к проблемам социально-экономического и культурного развития, вопросам охраны окружающей природной среды, требующим срочного внимания.

Общественные обсуждения. В Нижнем Новгороде в соответствии с Постановлением администрации города Нижнего Новгорода «Об утверждении Административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по оказанию муниципальной услуги «Организация общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» от 2 мая 2012 г. №1785 органы местного самоуправления используют процедуру проведения общественных обсуждений, например, таких, как прошли 14.06.2012 г. по вопросу поднятия уровня Чебоксарского водохранилища с 63 до 68 метров.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.