Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местного самоуправления. Понятие и виды органов и должностных лиц




Понятие и виды органов и должностных лиц

Организационные основы местного самоуправления

Лекция 6

 

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды органов и должностных лиц местного самоуправления

2. Представительный орган муниципального образования

3. Правовое положение главы муниципального образования

4. Правовое положение местной администрации

 

Организационные основы местного самоуправления – это институт муниципального права, принципы и нормы которого регулируют порядок создания, функционирования и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 2 Закона 2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наряду с органами местного самоуправления полномочия по решению вопросов местного значения в муниципальном образовании осуществляются должностными лицами местного самоуправления. Под должностным лицом местного самоуправления понимается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Согласно статье 34 Закона 2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Специфическим является статус избирательной комиссии муниципального образования. Закон 2003 г. № 131-ФЗ определяет её как муниципальный орган. Однако соотношения понятий «орган местного самоуправления» и «муниципальный орган» в нём не даётся. Легального определения понятия «муниципальный орган» также нет. Есть позиция ряда учёных (И. В. Захарова, А. Н. Кокотова) о том, что избирательная комиссия муниципального образования не является органом местного самоуправления, так как её полномочия не направлены на решение вопросов местного значения. Вместе с тем, следует учитывать значение избирательной комиссии муниципального образования. Она занимается организацией и проведением местного референдума, муниципальных выборов – то есть обеспечивает непосредственное осуществление населением местного самоуправления. В отличие от избирательной комиссии субъекта РФ муниципальная избирательная комиссия может не являться юридическим лицом.

На наш взгляд, понятие муниципальный орган шире понятия орган местного самоуправления. Полагаем, что муниципальным органом является формируемый на территории муниципального образования и реализующий от его лица властные полномочия орган, обладающий собственной компетенцией в сфере организации осуществления или осуществления местного самоуправления.

Органы и должностные лица местного самоуправления могут быть разделены на виды по ряду оснований.

1. В зависимости от способа формирования органы местного самоуправления делятся на выборные и создаваемые в другом (невыборном) порядке. К выборным органам местного самоуправления относятся представительный орган муниципального образования (формируемый на прямых выборах либо на двустепенных выборах), глава муниципального образования. Выборными могут быть контрольные органы местного самоуправления. Местная администрация формируется в распорядительном порядке, а должность главы местной администрации может замещаться в порядке заключения контракта.

2. По степени необходимости органа местного самоуправления в структуре органов местного самоуправления они делятся на: обязательные и факультативные. Согласно части 2 статьи 34 Закона 2003 г. № 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом. К таким случаям, относится норма статьи 35, согласно которой представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. Факультативными органами, следовательно, можно считать контрольно-счётный орган и иные органы местного самоуправления.

3. По функциональной специализации в системе местного самоуправления все органы могут быть классифицированы на представительные (правотворческие) органы, исполнительно-распорядительные органы и контрольные органы. Особо следует отметить значение главы муниципального образования, который в пределах своих полномочий может осуществлять и представительные, и правотворческие, и исполнительно-распорядительные, и контрольные функции. Конечно, данная классификация носит весьма условный характер, так как контрольные функции, например, может осуществлять представительный орган муниципального образования.

4. По характеру компетенции органы местного самоуправления делятся на органы общей и органы специальной компетенции. Органами общей компетенции являются такие органы местного самоуправления, которые в рамках определённого им направления деятельности и полномочий, предоставленных законодательством, решают широкий круг вопросов местного значения. Органы специальной компетенции – это органы местного самоуправления, имеющие специально определённое для них законодательством узкое направление деятельности.

Органами общей компетенции являются:

1) представительный орган муниципального образования, так как по такому направлению, как правотворчество, он может принимать нормативные правовые акты по широкому кругу вопросов местного значения: организации власти в муниципальном образовании, территориальной организации, вопросам бюджета, налогов, культуры, образования, здравоохранения и т.д.;

2) глава муниципального образования в сфере представления интересов населения муниципального образования;

3) исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), занимающаяся исполнением решений, принятых представительным органом по широкому кругу вопросов.

Органом специальной компетенции является контрольный орган муниципального образования, для которого определён узкий участок работы – контроль за расходованием средств из бюджета.

5. В зависимости от порядка принятия решений в данном органе, органы местного самоуправления делятся на органы, действующие на принципе единоначалия и органы, действующие на принципе коллегиальности. На принципе единоначалия действует местная администрация, а на принципе коллегиальности – представительный орган. В советское время к числу коллегиальных органов относились исполнительные комитеты местных советов.

6. В зависимости от вида муниципального образования органы местного самоуправления классифицируются на: органы поселений, органы муниципальных районов, органы городских округов, органы внутригородских территорий городов федерального значения. По этому критерию может определяться численность органа (например, представительного органа), сфера его компетенции и т.д.

Ключевыми конституционными положениями, характеризующими статус органов местного самоуправления, являются:

а) через органы местного самоуправления народ осуществляет власть в Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ);

б) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);

в) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ);

г) граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ);

д) органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и закона (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.