Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цифры в скобках, стоящие после цитаты, означают: первая — порядковый номер цитируемой работы в библиографии, вторая — страницу, римская цифра указывает том. 9 страница




В основе обучения технике сценической речи лежит метод, позволяющий в единой системе тренировать все «составляющие»: дыхание, голос, дикцию, органично связывая воспитание верных речеголосовых навыков с работой по орфоэпии, логике, интонации.
Верное рече- и голосообразование обеспечивается четырьмя факторами: прочная опора, открытая глотка, свободная и близкая резонация, точная артикуляция. В условиях постоянного четкого взаимодействия и коррекции этих элементов проходит вся работа над постановкой голоса и речи.
Очевидно, первая задача в методике косвенного воздействия состоит в отборе упражнений, которые создают оптимальные условия работы всех элементов системы.
Методика Школы-студии МХАТ включает в начальный этап тренинга подготовительные упражнения, предложенные Э. М. Чарели, широко используемые на кафедре сценической речи ГИТИСа имени А. В. Луначарского. Эти упражнения являются той необходимой базой, которая во многом определяет успех всей дальнейшей работы.
Однако нам представляется, что этих упражнений далеко недостаточно. Система упражнений по воспитанию техники речи и голоса должна состоять из нескольких комплексов, сменяющих друг друга по принципу нарастания трудностей, и усложняться в плане использования широкого круга разнообразных, внутренне оправданных динамических движений, отвечающих условиям сценического общения.
Как только учащиеся осваивают подготовительные простейшие упражнения для верного дыхания и звукообразования, необходимо перейти к освоению более сложных комплексов. Это комплекс упражнений по речи и голосу, включенных в условия конкретной работы с реальными предметами: мячом, прыгалками, стульями, палками и т. д.
Следующий комплекс упражнений по речи и голосу — усложненные сценические движения, взятые из арсенала смежных дисциплин: кувырок, кульбит, колесо, прыжок через препятствие, упражнения на шведской стенке и т. д.
И еще один необходимый комплекс упражнений — распределение звука в мизансцене, в общении с партнерами в конкретных сценических условиях.
Однако главное требование при овладении сложными комплексами остается неизменным: контроль за опорой, открытостью глотки и свободным резонированием, верной артикуляцией, подкрепленный возвращениями к первым простейшим упражнениям.
На этой основе и сами игровые упражнения, включая эмоциональную сферу жизнедеятельности и живое творческое поведение, активно воздействуют на укрепление и автоматизацию необходимых речеголосовых навыков. Мы много останавливались на том, какую огромную роль играет в речи актера верное физическое самочувствие. Не менее важно оно и для всей работы по постановке голоса. Организовать верное поведение в конкретных условиях работы с партнерами — непременное и обязательное условие тренинга.

 

В Школе-студии МХАТ на первом этапе работы по сценической речи основное внимание обращается на принцип отбора движений. Движение должно быть целенаправленным, сравнительно легким, привычным, не требующим большого напряжения сил и внимания, легко сводимым к автоматизму. Поэтому в упражнениях отобраны простейшие движения, оптимально организующие условия для правильной работы мышечных систем при дыхании, фонации и артикуляции.
Эти движения можно классифицировать, как:
дыхательные (движения корпуса, рук и ног);
глоточные (тренинг небной занавески, маленького язычка, зева, затылка);
артикуляционные (языка, челюсти, губ).
На первом этапе работы по дыханию и голосу используются простейшие спортивные движения: полунаклон, наклон, поворот, приседание, прыжок на месте, шаг. В этих движениях легко осуществляется контроль за работой мышц и мышечных групп, обеспечивающих верные условия звукообразования, в них сравнительно легко добиться точности, координации и, наконец, автоматизма.
Основным движением в первичных упражнениях является полунаклон корпуса. Верхняя часть тела свободна, шея и плечи не напряжены, спина прямая, ноги выпрямлены, руки на бедрах или широко отведены в стороны ладонями вверх, тело сгибается только в тазобедренных суставах. Полунаклон исключает возможность перебора дыхания во время вдоха, организует опору, укрепляя межреберные мышцы и мышцы спины, помогает снять излишние мышечные напряжения с плечевого пояса.
Перебор дыхания при вдохе — одна из самых главных ошибок в работе над голосом. Поэтому, в отличие от гимнастических упражнений, в работе над дыханием вдох делается в момент наклона корпуса. Избежать перебора помогает и «сброс» дыхания в начале упражнения при помощи фиксированного выхода через почти сомкнутые губы как при надувании мяча.
При выдохе постепенно увеличивается напряжение в области передних и боковых стенок живота и нижнего отдела грудной клетки. Внешне это фиксируется подтягиванием мышц живота. После выдоха наступает мгновение отдыха, когда дыхательные мышцы расслаблены. В момент расслабления мышц брюшного пресса, которые были напряжены во время фонации, появляется непроизвольное желание вздохнуть, и воздух в нужном для данного человека объеме сам «затекает» в легкие. Зрительно это фиксируется как бы «наполнением» полости живота. Мера вдоха, таким образом, определяется интуитивно и непроизвольно.
В полунаклоне мера вдоха регулируется самим движением. После того как вдох носом на полунаклоне, а выдох при распрямлении корпуса становится привычным, можно перейти к противоположному приему: выход на полунаклоне, непроизвольный по объему вдох при распрямлении. Это прием взаимозамещения вдоха и выдоха на одном движении распространяется в дальнейшем и на речеголосовые упражнения. Так произнесение слов на наклоне чередуется с произнесением в момент распрямления корпуса.
Выдох делается через почти сомкнутые губы, как при произнесении звукосочетания «пфф». Длина выдоха меняется от кратких «пф», «пф», совпадающих с быстрым наклоном до максимально удлиненного выдоха «пффф...», связанного с медленным движением.
Дыхательные упражнения с движением — фундамент всей работы над речью и голосом. Весь последующий тренинг строится на их основе.
Все комплексы упражнений внутренне связаны между собой, и дыхательные упражнения становятся в то же время артикуляционными, как только включается работа над слогом; артикуляционные строятся на использовании дыхательных и глоточных; резонационные подключаются к артикуляционным.
Основные глоточные упражнения, главное внимание в которых уделяется активной работе мягкого нёба, преследуют задачу связать, верное фонационное дыхание с правильной организацией глоточных движений. Во всех упражнениях обязательно должно найтись место для тренировки языка. Как продолжение глоточной тренировки рассматриваются артикуляционные упражнения, соединяющие в единое целое верную дикцию, свободную глотку и опёртое дыхание.
Резонационные упражнения начинаются с массажа и включают в себя всю группу артикуляционных упражнений для согласных и гласных звуков при условии верного дыхания и го-лосообразоваиия. Работа над дикцией ведется целиком и полностью на основе дыхательно-голосового тренинга.
Взаимосвязаниость упражнений заложена в самом их отборе и принципе, поэтому коррекция достаточно проста. Так, само движение полунаклон обеспечивает верное дыхание и снимает ненужное напряжение с плечевого пояса, перенося активность на тазобедренный пояс и ноги, а внимание можно сосредоточить, прежде всего, на артикуляционном укладе; фиксированный выдох заставляет подтягиваться мышцы живота и тем самым улучшает опору; глоточные упражнения, освобождая глотку, создают условия для верной резонации.

 

Выдох через почти сомкнутые губы «пффф», стоя прямо, положив руки на бедра;
то же, делая во время выдоха полунаклон;
то же, делая во время выдоха наклон до земли;
то же, распрямляя во время выдоха корпус;
то же, сидя выпрямившись на стуле;
то же, полулежа, опершись лопатками о спинку стула, следя за тем, чтобы не напрягалась шея;
то же, сидя, наклонив корпус вперед и взявшись руками за щиколотки;
то же, прыгая на одном месте;
то же, шагая по комнате;
Выдох делается коротким —«пф», «пф», «пф», а затем произвольно длинным «пффф»...
подуть на пламя свечи, не погасив его;
достать фиксированным выдохом до своей ладони;
согреть выдохом воздух в комнате;
раздуть фиксированным выдохом пламя костра;
подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху;
сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика.
Упражнения для верного резонирования
В работе над голосом внимание должно быть уделено массажу, который помогает снимать мышечные зажимы, способствует верному формированию и резонированию звука.
Упражнения взяты из методики Э. М. Чарели.

Кончиками пальцев поглаживать лоб от середины к ушам;
кончиками пальцев поглаживать лицо под глазами от носа к ушам;
кончиками пальцев поглаживать лицо от середины верхней губы к ушам;
затем то же движение делать от середины подбородка к ушам;
обеими ладонями поглаживать затылок. Движение идет от затылка к подмышечным впадинам;
поочередно каждой рукой поглаживать шею спереди от подбородка к груди;
легко и быстро постукивать кончиками пальцев лобные пазухи, двигаясь от середины лба к ушам, произнося слитно сочетание «ми-ми-ми-ми»;
Звукосочетания произносятся слитно, нараспев, на одной высоте, на удобном для занимающегося объеме выдоха.
так же постукивать полость под глазами, произнося слитно сочетание «ну-ну-ну-ну...», «ни-ни-ни-ни...», «но-но-но-но...», «на-на-на-на...»;
так же постукивать под носом, произнося слитно сочетание «ви-ви-ви-ви...», «во-во-во-во...», «ву-ву-ву-ву...», «ва-ва-ва-ва...»;
так же постукивать под нижней губой, произнося «зу-зу-зу...», «зи-зи-зи-зи...», «зо-зо-зо-зо...», «за-за-за-за...»;
так же легко постукивать ладонями грудную клетку, произнося сочетания «ж-ж-ж...», «м-м-м...».
Те же упражнения делаются лежа, расслабив тело, не напрягая челюсти, языка, лицевых мышц, длительно, на ощущении непрерывного звучания слогосочетаний и внимательно контролируя правильность дыхания. Затем, продолжая произносить звукосочетания, ладонями нужно проверить ощущение вибрации на голове, лице, груди; не меняя характера и ощущения звука, постепенно группируясь, медленно подниматься с пола — сначала чуть приподнимаясь, становясь на колени, затем привстав и т. д. И снова — полное расслабление, бросок на пол, при ощущении свободного резонирования на слогах, слогосочетаниях, словах, словосочетаниях, фразах. Это упражнение можно развивать и видоизменять, постепенно увеличивая силу звука и делая движения все более динамичными, стремительными, переходя от «мычания», полураспева к следующим, более сложным комплексам упражнений.

Рот открыт, вдох носом. Выдох открытым ртом делается так, чтобы чувствовать рукой горячую струю воздуха.
Основание ладони прижато к груди, пальцы к подбородку, рот открыт. Вдох через нос, теплый выдох — через открытый рот. Также на выдохе произносятся все согласные со звуком «а»—«ба, ва, га, да» и т. д.
Сидя за столом, поставить локти на стол. Нижняя челюсть неподвижно опирается на пальцы, сцепленные под подбородком, рот открывается движением головы вверх. Выдох открытым ртом. То же самое движение связывается с произнесением слогов «йа-йа-йа», «ба-ба-ба», «да-да-да» и далее со всеми согласными алфавита.
Рот закрыт. Мысленно хочу сказать «п».
Рот открыт. Мысленно хочу сказать «а».
Рот открыт. Перед зеркалом долго держу поднятым маленький язычок, тренируя состояние зевка.
То же — с закрытым ртом.
Крепко сжать зубы, затем быстро расслабить челюсть.

 

Рот открыт, вдох носом, выдох ртом.
Кончик языка крепко упирается в нижние зубы, затем еле касается нижних зубов.
То же, с опорой в верхние зубы.
То же, с опорой кончика языка в альвеолы.
Язык расслаблен и свободно лежит на нижней губе. На выдохе произносится беззвучно гласная «а».
Язык сделать «чашечкой» и подержать за верхними зубами, затем выдвинуть чашечку вперед и обратно.
Язык сделать «жалом», затем выдвинуть жало вперед, вправо, влево, опять за зубы.
Язык сделать «лопаточкой», выдвинуть лопаточку на края нижней губы, затем верхней губы.
Сделать под языком «квартирки», как при детской игре в лошадки, и, расслабив, опустить язык.
Перед зеркалом, также вдыхая через нос и выдыхая через рот, следить за тем, как опускается на выдохе корень языка.
Упражнения для организации верного звучания
Рот открыт, вдох носом, выдох ртом.
Стать прямо. Приподнять грудную клетку, сбросить излишек дыхания через «пф». Рот открыт на «у», медленно выдыхать воздух, следя за тем, как подбираются мышцы живота, не опуская при этом грудь. Артикуляционный уклад не меняется.
То же произнося тихо длинное, озвученное «у-у-у...».
То же с гласными «о», «а», «э», поочередно, также следя за единством артикуляционного движения.
То же, соединяя гласные со всеми согласными алфавита «булу», «вулу», «гулу», «дулу», «жулу»... «щулу». Следить за слитностью произнесения всей цепочки. При необходимости делать короткий добор воздуха после десятого и двадцатого сочетания, затем только после пятнадцатого, затем на одном дыхании. Строго следить за единством артикуляционного движения, соответствующего произносимой гласной.
То же, произнося слитное сочетание «боло», «воло», «голо», затем «балагалавала»... «бэлэвэлэгэлэ»... Артикуляция соответствует ударной гласной.
То же, произнося слитное сочетание «бу-пти-пта-пта», «ву-пти-пта-пта», «гу...» и т. д. Артикуляция соответствует ударной гласной.
То же, произнося слитное сочетание «буточки-вуточки-гуточки-дуточки»... и т. д. Артикуляция соответствует артикуляции ударной гласной.
На первых занятиях, пока не поставлены дефектные согласные звуки, они в голосовых упражнениях пропускаются. Упражнения взяты из методики О. Лобановой.
Для нахождения свободного положения глотки и верного звучания полезно следующее упражнение: лечь всем корпусом на стол, лицом вниз. Ноги опираются легко о пол. Руки, локтями в стороны, положить на стол перед собой. Произносить нараспев слоги «ги-га, йя-йя, ни-на, ми-ма», поднимая голову вверх и опуская вниз, приближаясь к столу то лбом, то носом, то подбородком. Очень быстро каждый ощущает и фиксирует наиболее удобное положение головы, при котором голос звучит наиболее свободно. То же упражнение делается, подняв корпус над столом до груди и опираясь на руки и локти (в позе льва). Затем то же упражнение, вставая и вновь ложась на стол, чтобы не потерять верного ощущения.
Каждый этап овладения элементарным упражнением должен сочетаться с проверкой и укреплением его в живом поведении. Простейшие механические движения — наклон, движение языка, челюсти, губ, фиксированный выдох — постоянно связываются и подкрепляются в тренинге целенаправленными и осмысленными действиями.
Такие элементарные задачи, как «хочу надуть мяч», «хочу достать с пола спички», «хочу согреть руки», «хочу сделать языком «чашечку» или «иголочку» и т. д., организуют мышечное движение, нужное для создания верной опоры, выдоха, артикуляционного уклада.
Выше уже говорилось о соотношении формализованных и неформальных структур в тренинге. В первичных упражнениях по речи и голосу широко используется тренинг формализованных единиц речи во всех случаях, когда берутся словосочетания в рамках изолированного предложения. В сущности, рамками предложения ограничивается тренинг логико-грамматической интонационной модели, куда включается слог, слогосочетание, слово, словосочетание, законченное предложение типа пословицы или законченная стихотворная строка.
Вот пример: сначала на движении тренируется фиксированный выдох, короткий «пф», «пф», затем длинный «пффф», затем для упражнения берется предложение «Дама сдавала багаж».
На полунаклоне в среднем регистре на одной высоте произносятся слоги «ба», «ба», затем слитное слогосочетание «ба-ба-ба-ба-ба-ба-ба» по числу слогов в предложении, затем, когда педагогом зафиксирована верность звучания и произношения, сочетание гласной с другими согласными предложения «ба-да», «да-ма», после этого по слогам произносятся слова «да-ма-сда-ва-ла-ба-гаж», полунаклон делается на каждый слог. Далее слово произносится слитно—«дама-сдавала-багаж», полунаклон делается уже на каждое слово и, как слитная синтагма, с одним ударением произносится все предложение на одном полунаклоне «дамасдавалабагаж».
Проходя все группы голосовых упражнений, нужно обращать внимание на принцип отбора звукосочетаний по месту образования согласных, закрепляя в работе по голосу верные дикционные навыки. Так, в специальной речеголосовой тренировке нуждаются заднеязычные «г, к, х» и йотированные звуки. Работа над ними включена в раздел глоточной тренировки, но и в голосовых упражнениях к ним необходимо особое внимание.
Так, например, в трех регистрах на движении произносятся сочетания «ко-ко-ко», «о-ко-ко», «о-ко-ло», «о-ко-ло-ко-ло-ка-ла», «около-кола-колокола», «околоколаколокола».
Важно следить за единообразием артикуляционной установки: челюсть свободна, язык точно фиксирует местообразование звуков «к» и «л», рот приоткрыт, губы округлены, все время на гласных сохраняется артикуляционная установка, близкая к звуку «о», хотя произносится гласный звук так, как он должен звучать в предударном и заударном положении.
Такую же работу нужно проделывать с другими сочетаниями согласных «т-к-ч-н», «ткет ткач ткани», «ф-п-л-к-ч», «Филипп к печке прилип» и так далее. Упражнение выполняется в трех регистрах на трех привычных движениях: полунаклон — средний регистр, наклон — верхний, подъем — нижний.
Для закрепления верного звучания в каждом упражнении подбираются предложения с одинаковыми гласными: «Дама сдавала багаж», «Полили мы лилию, видели мы Лидию». Артикуляционной опорой становится повторяющаяся из слова в слово ударная гласная: «Колки иголки у елки».
После усвоения группы упражнений на полунаклоне в среднем регистре они последовательно тренируются на полном наклоне в верхнем регистре и на распрямлении — движении корпуса вверх и чуть назад в нижнем регистре.
По мере овладения верным звучанием предложение включается в упражнения с партнером. Текст «перебрасывается» партнеру, превращается в осмысленный рассказ с выполнением простейших задач: всем сообщить о событии, предупредить, остановить и т. д. В зависимости от задачи и мизансцены меняются все показатели: длительность, характер произнесения гласных, высота и сила звучания, то есть предложение превращается в фразу, звучащую в контексте конкретного поведения.
В первичных упражнениях по постановке голоса важны не только дикция и звук, но и логико-интонационная структура текста.
При переходе от слога к предложению обязательно обращается внимание на слитность речевого такта и характер постановки ударения, которое, как известно, выражается разными средствами:
изменением громкости (сильнее—слабее),
изменением высоты (выше — ниже),
изменением длительности (длиннее — короче).
Эти навыки полезно тренировать в занятиях по голосу и речи, строя определенным образом предложение и изменяя его рисунок. «Белеет парус одинокий, белеет парус одинокий, белеет парус одинокий». Вначале тренинг строится в связи с интонированием знаков препинания, затем, по мере овладения навыком звучания и в связи с ним, используются простейшие действенные задачи. Например, позвать партнера, потом остановить удаляющегося человека: «Весна, весна на улице!», затем той же фразой заставить вернуться и т. д. Уходя, прощаться с партнером, постепенно распределяя звук все дальше и дальше.
«Достать» звуком до объекта, размещенного на разной высоте (например, при броске мяча) и находящегося то на большем, то на меньшем расстоянии.
Перебрасываться с партнером фразой, бросая ему мяч и меняя траекторию броска, приближаясь или удаляясь, и меняя конкретные задачи.
Таким образом, как и в каждом комплексе упражнений, по мере освоения простейших единиц речи необходимо переходить к тренировке фразы, обращенной к партнеру.
Ясность и слышимость речи обеспечивается не только хорошим качеством голоса и дикции, но и, это прежде всего, мастерством владения внутренней актерской техникой.
А. А. Попов слышимость речи актера в зрительном зале ставит в зависимость «от остроты и точности мысли», Е. А. Евстигнеев —«от умения действовать и точной связи с партнером», А. Н. Грибов — от «точно понятых обстоятельств и правды отношений между партнерами», А. В. Эфрос — от «рельефности актерской задачи».
Владение искусством сценического взаимодействия является основой речеголосовой техники. Неточное поведение — плохая речь — это диалектически взаимосвязанные явления. Поэтому неозвученность, вялость речи, недоговаривание фраз, съедания слов, излишняя крикливость или затишенность речи являются результатом и свидетельством отсутствия подлинных связей между партнерами, приблизительности общения.
В этой связи становится очевидным, что речеголосовой тренинг необходимо проводить в конкретных сценических ситуациях, в условиях общения с партнерами. Однако эти упражнения не должны создавать дополнительных психологических трудностей.
Техника речевого воздействия требует специального внимания к распределению звука и слова в пространстве. Звук голоса совсем не нейтрален. В живом процессе он конкретен, объективно точен, тесно слит с психофизическим поведением человека.
Слуховое восприятие не только помогает зрительному, но может и заменять его. Гибкость слуха, чрезвычайно чувствительного к изменению высоты и силы, позволяет ощущать направление звука, воспринимать звук из ряда источников одновременно и выборочно следить за одним из них.
И если различия по высоте дают информацию о положении и движении вверх и вниз, то различия в интенсивности могут представлять информацию о движении вправо-влево.
В практике обучения актера слуховое восприятие можно развивать через зрительное и, наоборот, зрительное через слуховое, используя в тренинге систему замещения координат. Очень часто у поступивших студентов развито более активно какое-то одно свойство. Есть хорошая зрительная память и плохой музыкальный слух, хорошая мышечная память — и плохое внимание, хорошая логическая память — и плохая координация движений.
Упражнения по речи должны бы, казалось, основываться на верном музыкальном слухе. Но человек с плохим или неразвитым слухом не только с трудом ориентируется в диапазоне, но и предельно напрягается, чтобы услышать высоту или ее повторить. На помощь приходят зрительные координаты.
Как только внимание переключается на распределение звука по объектам или направляется на партнера, студенты освобождаются от напряжения, снимаются мышечные зажимы, свободно идет голос, вся энергия сосредоточена на выполнении конкретной задачи. Во всех упражнениях предметы — не иллюстрация и не объект общения, а лишь средство выполнения задачи общения с партнером.
В предлагаемых далее упражнениях речь идет не только о звуке, но и о правильном звучании обращенного к партнеру сообщения. Упражнения проводятся на сцене или в большой комнате. В качестве текста используется вначале уже оттренированные частоговорки, строчки и строфы из стихотворений, индивидуально полезные для дикционной работы каждого из студентов. Схема тренировки стабильна: слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, фраза.
Комплекс упражнений для верного распределения звука и слова в сценическом пространстве
Упражнения 1 — 8 делаются с мячом.
Упражнение 1. Распределение звука по горизонтали сцены.
Произносить слог, слогосочетание, слово, словосочетание, предложение, фразу, одновременно бросая мяч партнеру, постепенно уходящему к дальнему краю сцены.
Упражнение 2. Распределение звука по вертикали сцены.
Стоя напротив друг друга, перебрасывать мяч широким взмахом руки, сначала вместе со слогом, слогосочетанием, словом, а затем с активно посылаемым партнеру обращением типа: «Эй, синеблузые, рейте за океаны!» Партнер ловит мяч и бросает его обратно с той же фразой.
Фраза по мере изменения траектории броска, вплоть до броска над головой, тоже меняется, звуча все выше или все ниже по диапазону, в зависимости от задачи и посыла.
Внимание студента сосредоточено на реплике и на размещении мяча по высоте. Педагогу необходимо следить за свободным движением руки и верхней части тела, мгновенной группировкой перед броском, точностью донесения фразы партнеру.
Упражнение 3. Распределение звука в произвольной мизансцене.
Студенты играют мячом в салочки, перебрасывая его друг другу через голову водящего вместе,с произнесением пословицы, дикционно отработанной в первичных упражнениях.
Каждый участник внимательно следит за мячом и брошенной вместе с мячом фразой. Педагог контролирует точность движения, верную организацию звука.
Упражнение 4. Распределение звука по вытянутой мизансцене.
Стоя по разным концам длинной цепи стульев, перекатывать мяч под стульями партнеру вместе с фразой. Задача может меняться — бросить мяч, а с ним и фразу быстрее или медленнее,— в зависимости от этого изменится характер звучания.
Упражнение 5. Распределение звука до партнера через препятствие.
Поперек сцены стоит ширма. Партнеры находятся по разным ее сторонам. Один из них зовет другого, не видя его, фразой типа «от топота копыт пыль по полю летит». Ориентируясь на звук голоса, партнер бросает в ответ мяч с фразой «от тополя пух по полю».
Упражнение 6. Распределение звука в меняющейся мизансцене.
Партнеры, стоя рядом, перебрасывают мяч, спрашивая и отвечая, постепенно отходя друг от друга. Можно использовать фразу: «Видели ли Лидию? Видели мы Лидию». Продолжая упражнение, можно приближаться, поворачиваться в разные стороны, бросать мяч партнеру с разных позиций и положений.
Упражнение 7. Распределение звука в сложной мизансцене.
Группа занимающихся свободно распределяется по сцене на разном расстоянии друг от друга лицом, спиной, боком, сидя, стоя, лежа, взобравшись на стол и т. д. Мяч вместе с фразой перебрасывается, перекатывается, передается из рук в руки. Фраза вместе с посланным мячом долетает точно до партнера с конкретной задачей позвать, ответить, возразить.
Упражнение 8. Распределение звука до партнеров, находящихся на разных плоскостях сцены.
Вместе с мячом перебрасывается фраза партнерами, стоящими на площадке, уходящими в кулису, преодолевая препятствия: стол, стулья, ширмы, лестницу и т. д.
Упражнение 9. Распределение звука до партнера через множественные объекты внимания.
Собирая стулья, ставя ширмы, укладывая книги — выполняя конкретные задачи, — одновременно обращаться к партнеру с фразой, небольшим стихотворным текстом.
Упражнение 10. Восприятие звука от партнера, перемещающегося по сцене.
Один из партнеров стоит спиной. Другой, меняя все время место — с пола, сидя, стоя, вспрыгнув на стол,— меняя скорость, темп и высоту звучания, бросает реплику партнеру, который, мгновенно повернувшись, жестом показывает место, откуда звучала реплика.

 

Упражнение 1. Тренировка кувырка с организованным фиксированным выдохом.
На выходе из кувырка, в момент подъема, делается длинный, удобный выдох па «пфф...». Затем такой же выдох делается до кувырка, в момент группировки перед кувырком происходит непроизвольный добор воздуха, на выходе из кувырка — длинный фиксированный выдох. По мере освоения упражнения фиксированный выдох после кувырка заменяется произнесением слогов типа «би-ба», «ди-да», «ри-ра», затем, как обычно, произносятся слогосочетания, слова, предложения. Очень осторожно, только после освоения звучания, можно переходить к фразе, подчиненной конкретной действенной задаче.
Упражнение 2. После кувырка прыжок с разбега на стол, в момент прыжка фиксированный выдох, слог, слово и т. д. То же самое в момент соскока со стола. (Очень важно не потерять опоры в момент соскока и произнесения слов.)
Упражнение 3. Тренируется звучание в прыжке на шведскую стенку — так же, как обычно, от слога к предложению и фразе.
Фиксированный выдох или звук необходимо скоординировать с моментом, когда мышцы ног еще напряжены, движение не закончено, тело мобилизовано, а не расслаблено,—в момент прикосновения к рейкам шведской стенки.
Упражнение 4. Студенты, которые умеют делать «колесо», могут соединить его с дыхательными и звуковыми упражнениями, сочетаемыми с моментом рывка ногами вверх.

 

Очень медленно и осторожно количество прыжков увеличивается от пяти до сорока.
Упражнение 1. Прыжки на прыгалках, сопровождаемые коротким фиксированным выдохом: «пф, пф, пф...»
Упражнение 2. Прыжки сопровождаются непроизвольными длинными выдохами «пфф, пффф».
Упражнение 3. Каждый прыжок совпадает с произнесением уже тренированного ранее слога, затем цепи односложных, двусложных и трехсложных слов со всеми согласными звуками алфавита. Когда дыхание и слово свободно и легко координируются с движением, можно переходить к тренингу предложений и маленьких, шутливых стихотворений, меняя скорость, высоту и силу звука, в зависимости от простых задач, поставленных в рассказе текста. Все ранее освоенные элементы — хорошая опора, свободная глотка, близкое резонирование — контролируются в этом упражнении.
В упражнениях нельзя допускать дыхательной и физической перегрузки. После 5—10—15 прыжков нужен отдых: двигаясь по комнате, длительно выдыхать воздух «пффффф», делая удобные для каждого паузы после выдоха.

 

Эти упражнения требуют особой дыхательной и артикуляционной точности, переходить к ним можно, лишь прочно освоив навыки голосообразования.
Они строятся на поэтапном подключении элементов, участвующих в звукообразовании:
а) движение, организующее опору,
б) верное глоточное движение,
в) организация посыла звука.
Пожалуй, наиважнейший момент — глоточная тренировка. Помимо безусловной необходимости первоначальных глоточных упражнений важно вновь обратить внимание на фиксацию свободного положения затылка, шеи, подбородка. Большой палец прижат к подбородку, ребро ладони — к груди. Произнося звук «йа» сначала беззвучно, потом вслух, но негромко, коротко, а затем удлиняя звук «йа-а-а-а» и усиливая его, следить, чтобы подбородок не двигался, был прочно зафиксирован, а рот открывался за счет движения головы вверх и назад. Мышцы шеи не напряжены, затылок совершенно свободен. Образно говоря, надо найти ощущение свободного покачивания головы на шейных позвонках, как цветка на прочном стебельке. При этом важно учесть, что у разных людей нужное для звучания положение подбородка различно — выше или, наоборот, ниже, ближе к груди. Верное положение определяется просто — как самое удобное, еще в первоначальной глоточной тренировке со звуками.
В этом положении не нужно фиксировать «посыл» звука, резонацию его, а только правильно ощущать гласную в артикуляционном движении, все время на одинаково открытой глотке так, как это получается при «горячем» выдохе, вдохе через нос, выдохе через рот при открытом рте. Полезно даже при произнесении гласной фиксировать движения межреберных мышц, как при фиксированном выдохе. Ощущение это необходимо для выработки навыков сильного звучания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.