Целью освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» является формирование системы представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; основных периодизациях психического развития человека в онтогенезе; возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития; формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.
Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» представляет собой дисциплину базовой (общепрофессиональной) части цикла (Б.3). Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данной дисциплины, формируются в процессе изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (Б.1), таких, как «Философия» и «Педагогика», дисциплин математического и естественно-научного цикла (Б.2), таких, как «Анатомия ЦНС», «Антропология/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Современные концепции естествознания», и в процессе изучения дисциплин базовой (общепрофессиональной) части (Б.3): «Общая психология», «История психологии».
Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» предшествует изучению дисциплин «Педагогическая психология», «Психодиагностика», «Психология личности», «Дифференциальная психология», «Социальная психология».
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент должен знать: базовые законы психического развития в онтогенезе и основные периодизации психического развития в онтогенезе; основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.
Студент должен уметь: адекватно учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей, подростков, в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.
Студент должен владеть: методами научного анализа теорий психического развития,методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.
4. Структура и содержание дисциплины «Психология развития и возрастная психология».
Общая трудоемкость дисциплины составляет: __ зачетных единиц (__ часов);
Структура дисциплины для заочного отделения
Таблица 1
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Семестр
Виды учебной работы
(в академических часах)
Коды компетенций
Лекции
Семинар
Практич
Лаборат.
Самост. раб.
Психология младенческого возраста
Психология раннего возраста
Психология дошкольного возраста
Психология младшего школьного возраста
Психология подросткового возраста
Психология юношеского возраста
Психология молодости
Психология зрелых возрастов
Психология старения и старости
ИТОГО:
Содержание разделов дисциплины
Таблица 2
№
п/п
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела
(дидактические единицы)
Психология младенческого возраста
Пренатальный период: периоды и основные факторы развития. Ключевые вехи физического, моторного и сенсорного развития ребенка до рождения. Влияние особенностей родительской позиции в пренатальный период на психическое развитие ребенка в постнатальный период. Психологическая характеристика акта рождения (О. Ранк, С. Гроф). Назначение и структура шкалы Апгар.
Психологическое содержание новорожденности как кризисного периода в развитии. Коренное изменение образа жизни и типа отражения. Характер ранних реакций. Роль крика. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные) и их судьба в дальнейшем развитии. Ранние условные рефлексы (натуральные и лабораторные) и факторы их становления. Сенсорная деятельность новорожденного. “Комплекс оживления” как важнейшее новообразование периода новорожденности.
Социальная ситуация развития на старте младенчества. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в общении. «Комплекс оживления»: сущность, условия возникновения, структура, генезис и значение для психического развития ребенка (М.И. Лисина, М.Ю. Кистяковская). Непосредственно-эмоциональное общение с матерью/близким взрослым как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте. Развитие форм общения и механизм «опережающей инициативы» взрослого (М. И. Лисина).
Психическая депривация и ее последствия для психического развития ребенка, исследования детского госпитализма (Р.Шпитц/Р.Спитц, Дж.Боулби, Э.Пиклер). Формирование чувства привязанности к близким людям. Условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка (М. Эйнсворт).
Ключевые вехи сенсорного, моторного, интеллектуального, речевого, психосоциального и эмоционального развития младенцев. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности сооотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Опережающее развитие ориентировочной деятельности. Развитие зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым. Возникновение и развитие акта хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых и локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым (ситуативно-личностного) и общения по поводу предмета (ситуативно-делового) для развития речи ребенка. Особенности понимания речи и развитие активной речи. Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Развитие образа «Я».
Основные достижения в психическом развитии ребенка к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологическая сущность. Факторы, определяющие индивидуальные различия в ходе развития младенца. Возможные проблемы в психическом развитии младенцев. Диагностика психического развития ребенка в младенческом возрасте: задачи и методики. Использование наблюдения в психологическом обследовании младенцев (А.Гезелл, Дж.Лешли, В.С. Мухина).
Психология раннего возраста
Место раннего детства в общем цикле психического развития. Социальная ситуация развития в раннем детстве. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная (предметно-манипулятивная) деятельность как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Развитие предметных действий у ребенка 1-3 лет и роль взрослого в этом. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).
Развитие микро- и макромоторики в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л. С. Выготский).
Основные закономерности развития речи ребенка (Ж. Пиаже, Н. Хомский, Д. Брунер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Особенности развития понимания речи. Периоды развития речи - переходный и основной. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Развитие форм и функций речи в раннем возрасте.
Развитие памяти и внимания в раннем детстве. Особенности эмоционального и нравственного развития в раннем детстве. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф. И. Фрадкина).
Развитие отношений ребенка с окружающими людьми. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Модели привязанности (М. Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д. Боулби).
Начальные формы развития личности: начало самопознания и формирования образа Я, возникновение самостоятельности и становление системы Я, переход от «полевого» к волевому поведению (К. Левин).
Центральные новообразования в раннем детстве. Сущность, причины, проявления, психологическое значение и пути разрешения кризиса трех лет.
Основные проблемы психического развития ребенка в раннем возрасте и их диагностика: задачи и методики. Развивающая работа психолога с ребенком 1-3 лет: содержание и программы.
Психология дошкольного возраста
Место дошкольного возраста в общем цикле психического развития человека. Общая характеристика социальной ситуации развития дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
Эльконин Д.Б. о социально-историческом происхождении, сущности, структуре и значении детской игры для психического развития ребенка. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Основные закономерности развития игровой деятельности у дошкольника. Уровни развития сюжетно-ролевой игры (Д. Б. Эльконин). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.
Характеристика других видов деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка. Конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка. Восприятие литературно-художественных произведений. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Элементы труда и учения в деятельности дошкольника.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Л. А. Венгер). Развитие памяти. «Параллелограмм» развития памяти (Выготский Л.С.). Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Начальные формы произвольного запоминания и припоминания. Развитие внимания и его особенности.
Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Взаимодействие видов мышления. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер). Возможности формирования логических форм мышления.
Особенности обобщений и суждений дошкольника. Развитие логического интеллекта. Овладение понятием «сохранения» как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж. Пиаже. Д. Брунер, П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова). Развитие символического мышления и преодоление познавательного эгоцентризма.
Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи «для себя». Развитие контекстной речи. Особенности позиции дошкольника по отношению к речевой действительности.
Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Возникновение воли и развитие произвольности управления поведением. Основные закономерности нравственного развития ребенка-дошкольника и условия усвоения ребенком нравственных норм. Возникновение первичных этических инстанций. Роль семьи и влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Особенности развития форм общения дошкольника со взрослым (М. И. Лисина) и со сверстниками. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка.
Достижения в психическом развитии ребенка к концу дошкольного возраста: интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые предпосылки готовности к школьному обучению. Центральные психологические новообразования. Своеобразие кризиса 6-7 лет: сущность, причины, особенности протекания. Психологическая готовность к школьному обучению: сущность, структура, основные показатели, диагностика. Основные проблемы психического развития дошкольника. Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте: задачи и методики. Развивающая работа психолога с дошкольниками: содержание и программы.
Психология младшего школьного возраста
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и внутренняя позиция школьника. Адаптация к школе как проблема. Основные стадии адаптации ребенка к школе. Факторы и причины психогенной школьной дезадаптации.
Учебная деятельность как ведущая деятельность, ее значение для психического развития ребенка, ее структура и общие закономерности формирования в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника (Г.А.Цукерман). Мотивы учения и их динамика в младшем школьном возрасте.
Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда).
Содержание обучения как основной источник умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П. Я. Гальперин). Интеллектуализация психических процессов, их осознание и произвольность. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте.
Особенности развития восприятия и внимания. Формирование наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения.
Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции. Возникновение внутренней жизни, направленности на самого себя, самооценки. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Новый уровень произвольности поведения. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.
Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Дружба в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности, стадии развития (Р.Селман). Социальный статус и отношения со сверстниками. Кооперация, соревнование и конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива. Индивидуальные и половые различия в общении и взаимоотношениях между сверстниками. Роль учителя в развитии личности младшего школьника и формировании классного коллектива.
Характеристика центральных новообразований в младшем школьном возрасте: рефлексия, внутренний план действия (планирование), произвольность, самоконтроль, самооценка. Индивидуальные психологические различия в младшем школьном возрасте. Мотивационный вакуум и рефлексивный “оборот на себя” (Поливанова К.Н.) как психологическое содержание предподросткового кризиса 10-11 лет (по Эльконину Д.Б.).
Психологические трудности в учебе как объективный факт и как субъективные переживания. Диагностика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте: задачи и методики. Развивающая работа психолога с младшими школьниками: содержание и программы. Учителя и родители как союзники в оказании необходимой психологической помощи младшему школьнику. Виды психологической помощи.
Психология подросткового возраста
Характеристика подростничества (отрочества) как перехода от детства к взрослости, как возраста “соизмеримости” со взрослым: культурно-исторические, анатомо-физиологические и психологические аспекты. Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анализ различных подходов в понимании причин “кризиса подросткового возраста”: С.Холл, Ш.Бюлер, Э. Шпрангер, З.Фрейд, Ж.Пиаже¸ К.Левин, Э.Эриксон, Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И., Божович Л.И., Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. и др. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль полового созревания. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л. С. Выготский). Социально-историческая природа подросткового возраста.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте: взгляды Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого вида деятельности и его роль в формировании самосознания. “Чувство взрослости” как показатель центрального новообразования в раннем подростничестве и как форма самосознания. Формы проявления (виды) чувства взрослости (Драгунова Т.В.). Виды взрослости, пути и условия ее формирования.
“Кодекс товарищества” подростка. Особенности развития дружеских отношений. Интимный круг общения подростка. Факторы, определяющие статус подростка в группе сверстников. Референтная группа и конформность у подростков. Характеристика неформальных подростковых групп. Дружба у подростков и ее гендерные особенности. Психосексуальное развитие и полоролевое поведение в период полового созревания: особенности половой идентификации подростков-мальчиков и подростков-девочек.
Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Система отношений взрослых к подросткам как условие кризисного характера переходного периода. Взаимодействие со взрослыми как моделирование отношений взрослых членов общества.
Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л. С. Выготского. Выготский Л.С. о “доминантах” (наиболее ярких интересах) подростков (эгоцентрическая, дали, усилия, романтики).
Становление личности в подростковом возрасте: ключевые изменения в самосознании, самооценке, интересах и ценностных ориентациях, эмоционально-волевой сфере, нравственной сфере. Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм: феномен “воображаемой аудитории” и вера в личный (персональный) миф. Задача реконструкции телесного образа Я. Синдром дисморфофобии. Поло-ролевая идентификация. Основные закономерности развития самосознания. Особенности самооценки и уровня притязаний подростка. Причины нарушения формирования самооценки. Сущность “аффекта неадекватности”. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний.
Развитие аффективно-потребностной сферы. Усиление потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие воли. Формирование направленности личности. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Формирование характера. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Характеристика типичных поведенческих реакций подростка и критериев их патологичности (по Личко А.Е.). Нарушения поведения у подростков. Формирование у подростка конструктивных и неконструктивных способов преодоления проблем и трудностей (по Х.Ремшмидт). Роль культурных институтов в процессе социализации подростков.
Учебная деятельность подростков: причины спада и повышения успеваемости. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Основные направления познавательного развития в подростковом возрасте: мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие формально-операционального интеллекта.
Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психического и социального развития подростков. Факторы, определяющие индивидуальные варианты развития. Сравнительная характеристика психологических особенностей младших и старших подростков.
Я-концепция как центральное новообразование старшего подросткового возраста. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту. Становление человека как субъекта собственного развития (Поливанова К.Н.) - психологическое содержание кризиса перехода к юности (14-15 лет).
Ключевые проблемы в становлении личности у подростка. Основные проблемы общения подростка со взрослыми. Диагностика интеллектуального и личностного развития подростка: задачи и методики. Основные направления психологической помощи подросткам: содержание и программы.
Психология юношеского возраста
Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, А. Фрейд, К. Левин, Э. Эриксон, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Переходный характер юношеского возраста. Общая характеристика юности как психологического возраста: хронологические границы, стадии, психологическое содержание кризиса юности, жизненные задачи развития (Р.Хавигхерст).
“Порог” самостоятельной жизни, выбор профессии, определение своего места во взрослом мире как социальная ситуация развития в юности. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста: взгляды Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И., Пряжникова Н.С.
Профессиональное и личностное самоопределение как содержание периода юности. Психологические особенности выбора профессии. Стадии выбора профессии. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Основные варианты жизненного пути в юности: обучение в вузе, поиски работы, бегство от общества. Основные линии онтогенеза юноши в связи с определенным типом направленности личности (Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.).
Достижение автономии от родителей и формирование идентичности как главные задачи юности. Понимание самоопределения как процесса формирования идентичности (Э.Эриксон). Психологическая сущность нормативного кризиса идентичности. Понятие эго-идентичности у Э.Эриксона. Источники идентичности. Статусы идентичности (варианты ее формирования) по Э.Эриксону-Дж.Марсиа: предрешенность, диффузия идентичности, ролевой мораторий, достижение идентичности. Достижение личностной идентичности и развитие самосознания.
Основные закономерности развития самосознания. Открытие Я (внутреннего мира) как переживания своей целостности и неповторимости, становление Я-концепции, выстраивание жизненной перспективы, развитие мотивов самовыражения, самореализации и самосовершенствования на основе самопознания личности, выработка ценностных ориентаций, формирование мировоззрения, научных, нравственных и политических убеждений и социальных и эстетических норм, становление высших чувств и духовных запросов, развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности. Особенности эмоционально-волевой сферы личности. Развитие воли и способности к самоуправлению. Юношеский максимализм. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. Типы взросления в юношеском возрасте (по Кону И.С.).
Юность как субкультура. Ключевые тенденции развития общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Особенности юношеской дружбы и любви. Специфика становления половой идентификации юношей (мальчик-юноша-мужчина) и девушек (девочка-девушка-женщина). Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Построение нового типа взаимоотношений с родителями.
Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Особенности развития познавательных функций в юношеский период. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуального стиля мышления.
Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.
Ключевые психологические проблемы в юношеском возрасте. Диагностика личности и профессиональных склонностей юноши: задачи и методики. Основные направления психологической помощи юношам: содержание и программы.
Психология молодости
Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные возрастные новообразования. Задачи развития молодых людей: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения.
Молодость как «время путешествий» — поиски себя и переход к стабильному образу жизни. «Авторство» жизненного пути в молодости (Слободчиков В.И.). Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни.
Развитие личности в молодости. Создание семьи и завершение профессионального самоопределения.
Переход от молодости к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Пути разрешения кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни.
Психология зрелых возрастов
Общая характеристика взрослости как психологического возраста: проблема периодизации индивидуального развития человека во взрослом возрасте и хронологические границы взрослости, социальная ситуация развития, стадии и критерии достижения «зрелой взрослости», психологическое содержание зрелости - анализ различных взглядов (Э.Эриксон, А.Маслоу, Г.Олпорт, Ананьев Б.Г., Фельдштейн Д.И., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А.). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р. Хевигхерст, Д. Левинсон).
Средняя зрелость (середина жизни) как вершина жизненного пути. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры. Жизненные задачи в период средней зрелости (Р.Хавигхерст). Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Особенности социальной активности в зрелом возрасте.
Зрелость как качество, свойство личности, соотношение взрослости и зрелости. Феномен “акме”, предмет, задачи и методы акмеологии (Рыбников Н.А., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А.). Стадии профессиональной жизни. Факторы, содействующие и препятствующие достижению «акме» в профессиональной деятельности. Возможности обучения в зрелых возрастах. Непрерывное образование как условие саморазвития личности в зрелом возрасте. Формирование субъекта деятельности в период «акме».
Характеристики зрелой личности (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, Э.Эриксон). Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период зрелости. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э. Эриксон, Д. Левинсон). Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Направления самоактуализации взрослого. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия. Жизненный путь человека как история субъекта и личности. Типология жизненного пути.
Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Проблема развития познавательных процессов. Гетерохронность в развитии сенсорно-перцептивных и познавательных функций (Б.Г. Ананьев). Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте (Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф.). Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К. Шайо. Постформальные операции в период зрелости. Факторы, влияющие на развитие и сохранность сенсорно-перцептивных и познавательных функций в период взрослости.
Возрастные и жизненные кризисы в зрелом возрасте. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Основные феноменологические признаки кризиса середины жизни. Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости (Д.Левинсон). Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности впродуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости.
Ключевые психологические проблемы во взрослом возрасте. Диагностика личности взрослых: задачи и методики. Основные направления психологической помощи взрослым людям.
Психология старения и старости
Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма). Выход на пенсию. Задачи развития в старости: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости.
Период старения и старости: границы, стадии, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Теории старения и старости: биологические, социально-психологические, психоаналитические подходы. Биологические, социальные и психологические характеристики старения. Факторы долголетия. Модели развития в старости. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной старости. Роль психологического и личностного факторов в динамике процесса старения. Качество жизни пожилых людей. Конвергентный и дивергентный типы старения (Б.Г. Ананьев). Типы адаптации, приспособления к старению (И.С. Кон, Д.Б. Бромлей).
Ведущие потребности пожилого человека. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Особенности самосознания в период взрослости. Смысложизненные ориентации и Я-концепция в позднем возрасте. Направления самоактуализации в позднем возрасте. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости (Пряжников Н.С.). Жизненная мудрость как личностное новообразование. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Особенности общения и межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Особенности эмоциональной сферы в период старения.
Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы сохранности психического здоровья в период геронтогенеза. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации.
Кризис индивидуальной жизни в стадии старости. Ключевые психологические проблемы старых и пожилых людей. Диагностика личности и старых людей: задачи и методики. Психологическая поддержка пожилых людей. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Виды психологической помощи безнадежно больным людям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление