КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Промежуточная аттестация. Текущий контроль (Вопросы, задания, тесты, контрольные работы, рефераты и др.)
Текущий контроль (Вопросы, задания, тесты, контрольные работы, рефераты и др.). Таблица 4
1. Предмет возрастной психологии. Краткий исторический очерк ее становления. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими отраслями психологии и другими науками. 2. Характеристика основных разделов возрастной психологии. Ее место в системе психолого-педагогических знаний. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. 3. Система методов возрастной психологии. Обухова Л.Ф. о стратегиях исследования психического развития ребенка и истории их применения в возрастной психологии. Сравнительная характеристика метода поперечных срезов и метода “длинника” (лонгитюдного) как стратегий организации исследования. 4. Метод наблюдения возрастной психологии: значение, преимущества, недостатки, разновидности, требования к проведению. Дневниковый метод как разновидность научного наблюдения. Его преимущества для возрастной психологии. 5. Сущность экспериментально-генетического метода (Выготский Л.С.). Специфика применения эксперимента в возрастной психологии: значение, разновидности, требования. 6. Психодиагностический метод и специфика его применения в возрастной психологии. Тесты, их назначение, разновидности, требования к использованию. 7. Преимущества, назначение и специфика использования методов беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности. Сущность, основные варианты, значение близнецового метода и биографического метода для возрастной психологии. 8. Сущность и значение для возрастной психологии проблемы факторов психического развития. Характеристика основных вариантов ее решения: биологизаторский и социологизаторский подходы. Концепция конвергенции двух факторов детского развития (В.Штерн). 9. Биогенетический принцип (закон) Э.Геккеля и его реализация в детской психологии. Краткая характеристика биогенетических теорий детского развития: Гетчисон, Ст.Холл, К.Бюлер, В.Штерн. 10. Общая характеристика психоаналитических теорий детского развития. Стадии психосексуального развития по З.Фрейду. 11. Развитие классического психоанализа применительно к детскому возрасту в работах А.Фрейд и М.Клейн. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона: основные понятия и стадии психосоциального развития личности. 12. Влияние теорий научения (поведенческих теорий) на детскую психологию. Роль воспитания, подражания, поощрения и наказания в психическом развитии с позиций теорий социального научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер, Р.Сирс, А.Бандура). 13. Сущность когнитивного подхода. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже. 14. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж.Брунеру. У.Кольберг о стадиях морального развития ребенка. 15. Проблема измерения психического развития. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен). 16. Категория "развитие" в возрастной психологии. Выготский Л.С. о специфике психического развития ребенка по сравнению с развитием психики животных, об особенностях (закономерностях) детского развития. 17. Позиция Выготского Л.С. в решении проблемы условий, движущих сил, источника развития психики ребенка. Культурно-историческая концепция Выготского Л.С., Лурия А.Р., Леонтьева А.Н.: сущность и ее значение для современной психологии. Закон развития высших психических функций. 18. Проблема соотношения обучения и развития: сущность и основные варианты решения. Понятие об "уровне актуального развития", "зоне ближайшего развития", “оптимальных сроках обучения” (Л.С.Выготский). 19. Современные представления о сензитивных периодах обучения (Лейтес Н.С.). Ананьев Б.Г. о метрических и топологических свойствах возрастного развития психики. Неравномерность и гетерохронность как временные закономерности психического развития. 20. Проблема возраста в психологии и ее значение для практики обучения и воспитания. Возрастная периодизация психического развития как проблема. Проблема возрастной периодизации психического развития в свете зарубежных концепций. Анализ Выготским Л.С.имеющихся схем (вариантов) периодизации детского развития. Исторический характер возрастной периодизации. 21. Категория “психологического возраста” в понимании Выготского Л.С.: различение паспортного, биологического, психологического и культурного возраста ребенка. Основные факторы, определяющие реальный возраст ребенка. Задачи диагностики развития по Выготскому Л.С. 22. Схема периодизации детского развития Выготского Л.С. Сравнительная характеристика стабильных и критических возрастов. Психологические новообразования возраста и социальная ситуация развития как критерии возрастной периодизации детского развития. Основной закон динамики возрастов (психологический механизм смены возрастов). 23. Сущность и признаки ведущей деятельности (Леонтьев А.Н.). Зависимость развития психики от смены ведущей деятельности (принцип ведущей деятельности в периодизации). Эльконин Д.Б. о двух типах деятельности и законе их периодичности. Основные критерии и схема периодизации детского развития Эльконина Д.Б. Различение им больших и малых кризисов, эпох и стадий детского развития. Психологический механизм смены возрастов. 24. Соотношение понятий “развитие личности” и “формирование личности”. Механизмы развития личности (по Мухиной В.С.). Стадии развития личности ребенка по Божович Л.И. Возрастная периодизация развития личности по Петровскому А.В. 25. Современные подходы к решению проблемы возрастной периодизации развития личности в онтогенезе. Представления Фельдштейна Д.И. о закономерностях процесса развития личности. Стадии развития субъекта человеческих общностей по Слободчикову В.И. 26. Сущность, периоды и основные факторы пренатального развития. Основные вехи физического, моторного и психического развития ребенка до рождения. Психологическое содержание кризиса новорожденности. Врожденные формы поведения (рефлексы) младенца и их судьба в дальнейшем развитии. “Комплекс оживления” как важнейшее новообразование периода новорожденности. 27. Социальная ситуация развития на старте младенчества. Непосредственно-эмоциональное общение с матерью как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте. Проблема психической депривации и исследования детского госпитализма. 28. Основные вехи сенсорного, моторного, интеллектуального, речевого, эмоционального и психосоциального развития младенцев. Формирование чувства привязанности к близким людям. Центральные новообразования младенчества. Психологическая сущность кризиса одного года. 29. Место раннего детства в общем цикле психического развития. Социальная ситуация развития в раннем детстве. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в этом возрасте. Познавательное и речевое развитие в раннем детстве. 30. Развитие отношений ребенка с окружающими людьми в течение первых трех лет жизни. Особенности эмоционального и нравственного развития в раннем детстве. Предпосылки формирования личности в этом возрасте. Центральные новообразования в раннем детстве. Сущность, проявления и значение кризиса трех лет. 31. Место дошкольного возраста в общем цикле психического развития человека. Социальная ситуация развития дошкольника. Эльконин Д.Б. о социально-историческом происхождении, сущности, структуре и значении детской игры для психического развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. 32. Развитие личности в дошкольном возрасте: эмоционально-волевой сферы, самосознания, мотивационно-потребностной и нравственной сфер. Иерархизация мотивационной сферы. Особенности отношений дошкольника со взрослыми и сверстниками. 33. Познавательное развитие дошкольника: особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие символического мышления и преодоление познавательного эгоцентризма. Центральные психологические новообразования в дошкольном возрасте. Своеобразие кризиса 6-7 лет. 34. Основные достижения в психическом развитии ребенка к концу дошкольного возраста: интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые предпосылки готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению: сущность, структура, показатели, диагностика. 35. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и внутренняя позиция школьника. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: ее структура и возможности формирования. Особенности мотивов учения младших школьников. 36. Становление самосознания, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника. Особенности отношений, общения младшего школьника в школьном коллективе, с учителем, со сверстниками и в семье. Роль учителя в психическом развитии младшего школьника. 37. Основные направления развития познавательной сферы младшего школьника: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи. Характеристика центральных новообразований в младшем школьном возрасте: рефлексия, внутренний план действия, произвольность, самоконтроль, самооценка. Психологическое содержание предподросткового кризиса 10-11 лет (по Эльконину Д.Б. и Поливановой К.Н.). 38. Характеристика подростничества (отрочества) как перехода от детства к взрослости: культурно-исторические, анатомо-физиологические и психологические аспекты. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. “Чувство взрослости” как показатель центрального новообразования в раннем подростничестве и как форма самосознания. Формы проявления (виды) чувства взрослости (Драгунова Т.В.). Ведущая деятельность в подростковом возрасте: взгляды Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И. 39. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого вида деятельности и его роль в формировании самосознания. “Кодекс товарищества” подростка. Особенности развития дружеских отношений. Интимный круг общения подростка. Факторы, определяющие статус подростка в группе сверстников. Референтная группа и конформность у подростков. Характеристика неформальных подростковых групп. 40. Становление личности в подростковом возрасте: изменения в самосознании, самооценке, интересах и ценностных ориентациях, эмоционально-волевой и нравственной сферах. Подростковый эгоцентризм. Я-концепция как центральное новообразование старшего подросткового возраста. 41. Характеристика типичных поведенческих реакций подростков. Нарушения поведения у подростков (по Воронкову Б.В.). Формирование у подростка конструктивных и неконструктивных способов преодоления проблем и трудностей (по Х.Ремшмидт). Основные проблемы общения подростка со взрослыми. Система отношений взрослых к подросткам как условие кризисного характера переходного периода. 42. Основные направления познавательного развития в подростковом возрасте: мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания. Сравнительная характеристика психологических особенностей младших и старших подростков. Психологическое содержание кризиса перехода к юности (14-15 лет). 43. Общая характеристика юности как психологического возраста: хронологические границы, стадии, психологическое содержание кризиса юности, задачи развития. “Порог” самостоятельной жизни, выбор профессии, определение своего места во взрослом мире как социальная ситуация развития в юности. Ведущая деятельность в юношеском возрасте: взгляды Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И., Пряжникова Н.С. 44. Профессиональное и личностное самоопределение как содержание периода юности. Понимание самоопределения как процесса формирования идентичности (Э.Эриксон). Психологическая сущность нормативного кризиса идентичности и варианты ее формирования по Э.Эриксону-Дж.Марсиа/Д.Марше. Типы взросления в юношеском возрасте (по Кону И.С.). 45. Развитие личности в юношеском возрасте: открытие Я (внутреннего мира), становление Я-концепции, выстраивание жизненной перспективы, выработка ценностных ориентаций, формирование мировоззрения, убеждений и идеалов, становление высших чувств и духовных запросов, возникновение стремления к самосовершенствованию. Юношеский максимализм. Центральные новообразования в юношеском возрасте. 46. Психологическая характеристика молодости как начального этапа взрослости. Развитие личности в молодости. Психологическое содержание кризиса 30 лет. 47. Проблема периодизации индивидуального развития человека во взрослом возрасте. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, жизненные задачи (по Р.Хавигхерст/Р.Хейвигхерст), стадии, центральные новообразования взрослости. 48. Феномен “акме”, предмет, задачи и методы акмеологии. Факторы, достижения «акме» в профессиональной деятельности. Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте (Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф.). Особенности познавательных процессов в старости. 49. Развитие личности, возрастные и жизненные кризисы в зрелом возрасте. Феноменология «кризиса середины жизни». Характеристики зрелой личности (по А.Маслоу, Г.Олпорту, К.Роджерсу, Э.Эриксону). Центральные новообразования взрослости. 50. Общая характеристика старости: ее границы, стадии, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Биологические, социальные и психологические характеристики старения. Факторы долголетия. Типы старости (Д.Бромлей). Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости (по Пряжникову Н.С.). Кризис индивидуальной жизни в стадии старости. Контрольные задания для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 1) Составить самостоятельно по разделам №№ 5-13 шестнадцать тестовых/контрольных заданий для проверки знаний, которые должны: - быть разнообразными по типам (на выбор правильного ответа; на соответствие; типа “верно/неверно”; типа “вставки пропущенного”; кроссворда и т.п.); - содержать в конце правильные ответы, причем правильным может быть только один ответ. 2) Составить тезаурус ключевых терминов и персоналий по всем разделам изучаемой дисциплины.
3) Составить “Психологический паспорт” одного из возрастов (по выбору). В нем должно быть отражено: - название возраста и его хронологические рамки; - графический материал, иллюстрирующий особенности психического развития субъекта в этом возрасте; - описание социальной ситуации развития и задач (для возрастов, начиная с подросткового) данного возраста; - краткая характеристика ведущей деятельности; - перечень основных достижений в познавательном развитии; - перечень основных достижений в развитии личности; - описание центральных возрастных новообразований; - психологическое содержание возрастных кризисов (на границах возраста и в середине, если есть); - указание (только назвать) на известные профессиональные психологические методики, позволяющие диагностировать особенности познавательной сферы и личности в данном возрасте
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |