Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промежуточная аттестация. Текущий контроль (Вопросы, задания, тесты, контрольные работы, рефераты и др.)




Текущий контроль (Вопросы, задания, тесты, контрольные работы, рефераты и др.).

Таблица 4

№ п/п Наименование раздела дисциплины Средства текущего контроля
  Психология младенческого возраста Проверка результатов самостоятельной работы – таблиц “Основные вехи физического и моторного развития в младенческом возрасте”; “Основные вехи сенсорного и перцептивного развития в младенческом возрасте”; “Основные вехи интеллектуального и речевого развития в младенческом возрасте”; “Основные вехи психосоциального и эмоционального развития в младенческом возрасте”
  Психология раннего возраста Проверка результатов самостоятельной работы – таблиц “Основные вехи моторного развития в раннем возрасте”; “Основные вехи познавательного развития в раннем возрасте”; “Основные вехи речевого развития в раннем возрасте”; “Основные вехи эмоционального и нравственного развития в раннем возрасте”, “Сравнительная характеристика отношений ребенка с окружающими людьми в период новорожденности, младенчества, раннего детства”
  Психология дошкольного возраста Защита опорных схем “Структура и стадии развития игры в дошкольном возрасте”, “Влияние игры на развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, нравственной и коммуникативной сфер психики дошкольника”. Проверка результатов самостоятельной работы – аннотированного списка литературы для родителей дошкольников по вопросу формирования у их детей психологической готовности к школе
  Психология младшего школьного возраста Проверка результатов самостоятельной работы – опорной схемы “Влияние учебной деятельности на развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, нравственной и коммуникативной сфер психики младшего школьника”. Защита плана психологического изучения младшего школьника с трудностями в обучении
  Психология подросткового возраста Проверка результатов самостоятельной работы – таблицы “Сравнительная характеристика младших и старших подростков”. Защита рекомендаций родителям и педагогам по общению с подростками с учетом имеющихся у них типичных поведенческих реакций и нарушений поведения
  Психология юношеского возраста Письменная проверочная работа по вопросам «Варианты формирования идентичности по Э.Эриксону-.Марсиа/Д.Марше», «Типы направленности личности юноши по Кулагиной И.Ю., Колюцкому В.Н.”
  Психология молодости Практикум по методикам, помогающим психологу изучить и молодому человеку осознать ключевые события жизненного пути – как прошлого, так и возможного будущего
  Психология зрелых возрастов Проверка результатов самостоятельной работы – графика неравномерность развития различных психических функций во взрослом возрасте и плана индивидуальной беседы для выяснения психологического содержания и путей преодоления кризисов во взрослом возрасте
  Психология старения и старости Практикум по изучению стереотипов отношения старости. «Мозговой штурм» по теме «Как предупредить биологическое и психологическое старение и сохранить жизнеспособность после выхода на пенсию»
Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет возрастной психологии. Краткий исторический очерк ее становления. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Связь с другими отраслями психологии и другими науками.

2. Характеристика основных разделов возрастной психологии. Ее место в системе психолого-педагогических знаний. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.

3. Система методов возрастной психологии. Обухова Л.Ф. о стратегиях исследования психического развития ребенка и истории их применения в возрастной психологии. Сравнительная характеристика метода поперечных срезов и метода “длинника” (лонгитюдного) как стратегий организации исследования.

4. Метод наблюдения возрастной психологии: значение, преимущества, недостатки, разновидности, требования к проведению. Дневниковый метод как разновидность научного наблюдения. Его преимущества для возрастной психологии.

5. Сущность экспериментально-генетического метода (Выготский Л.С.). Специфика применения эксперимента в возрастной психологии: значение, разновидности, требования.

6. Психодиагностический метод и специфика его применения в возрастной психологии. Тесты, их назначение, разновидности, требования к использованию.

7. Преимущества, назначение и специфика использования методов беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности. Сущность, основные варианты, значение близнецового метода и биографического метода для возрастной психологии.

8. Сущность и значение для возрастной психологии проблемы факторов психического развития. Характеристика основных вариантов ее решения: биологизаторский и социологизаторский подходы. Концепция конвергенции двух факторов детского развития (В.Штерн).

9. Биогенетический принцип (закон) Э.Геккеля и его реализация в детской психологии. Краткая характеристика биогенетических теорий детского развития: Гетчисон, Ст.Холл, К.Бюлер, В.Штерн.

10. Общая характеристика психоаналитических теорий детского развития. Стадии психосексуального развития по З.Фрейду.

11. Развитие классического психоанализа применительно к детскому возрасту в работах А.Фрейд и М.Клейн. Эпигенетическая концепция Э.Эриксона: основные понятия и стадии психосоциального развития личности.

12. Влияние теорий научения (поведенческих теорий) на детскую психологию. Роль воспитания, подражания, поощрения и наказания в психическом развитии с позиций теорий социального научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер, Р.Сирс, А.Бандура).

13. Сущность когнитивного подхода. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.

14. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж.Брунеру. У.Кольберг о стадиях морального развития ребенка.

15. Проблема измерения психического развития. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен).

16. Категория "развитие" в возрастной психологии. Выготский Л.С. о специфике психического развития ребенка по сравнению с развитием психики животных, об особенностях (закономерностях) детского развития.

17. Позиция Выготского Л.С. в решении проблемы условий, движущих сил, источника развития психики ребенка. Культурно-историческая концепция Выготского Л.С., Лурия А.Р., Леонтьева А.Н.: сущность и ее значение для современной психологии. Закон развития высших психических функций.

18. Проблема соотношения обучения и развития: сущность и основные варианты решения. Понятие об "уровне актуального развития", "зоне ближайшего развития", “оптимальных сроках обучения” (Л.С.Выготский).

19. Современные представления о сензитивных периодах обучения (Лейтес Н.С.). Ананьев Б.Г. о метрических и топологических свойствах возрастного развития психики. Неравномерность и гетерохронность как временные закономерности психического развития.

20. Проблема возраста в психологии и ее значение для практики обучения и воспитания. Возрастная периодизация психического развития как проблема. Проблема возрастной периодизации психического развития в свете зарубежных концепций. Анализ Выготским Л.С.имеющихся схем (вариантов) периодизации детского развития. Исторический характер возрастной периодизации.

21. Категория “психологического возраста” в понимании Выготского Л.С.: различение паспортного, биологического, психологического и культурного возраста ребенка. Основные факторы, определяющие реальный возраст ребенка. Задачи диагностики развития по Выготскому Л.С.

22. Схема периодизации детского развития Выготского Л.С. Сравнительная характеристика стабильных и критических возрастов. Психологические новообразования возраста и социальная ситуация развития как критерии возрастной периодизации детского развития. Основной закон динамики возрастов (психологический механизм смены возрастов).

23. Сущность и признаки ведущей деятельности (Леонтьев А.Н.). Зависимость развития психики от смены ведущей деятельности (принцип ведущей деятельности в периодизации). Эльконин Д.Б. о двух типах деятельности и законе их периодичности. Основные критерии и схема периодизации детского развития Эльконина Д.Б. Различение им больших и малых кризисов, эпох и стадий детского развития. Психологический механизм смены возрастов.

24. Соотношение понятий “развитие личности” и “формирование личности”. Механизмы развития личности (по Мухиной В.С.). Стадии развития личности ребенка по Божович Л.И. Возрастная периодизация развития личности по Петровскому А.В.

25. Современные подходы к решению проблемы возрастной периодизации развития личности в онтогенезе. Представления Фельдштейна Д.И. о закономерностях процесса развития личности. Стадии развития субъекта человеческих общностей по Слободчикову В.И.

26. Сущность, периоды и основные факторы пренатального развития. Основные вехи физического, моторного и психического развития ребенка до рождения. Психологическое содержание кризиса новорожденности. Врожденные формы поведения (рефлексы) младенца и их судьба в дальнейшем развитии. “Комплекс оживления” как важнейшее новообразование периода новорожденности.

27. Социальная ситуация развития на старте младенчества. Непосредственно-эмоциональное общение с матерью как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте. Проблема психической депривации и исследования детского госпитализма.

28. Основные вехи сенсорного, моторного, интеллектуального, речевого, эмоционального и психосоциального развития младенцев. Формирование чувства привязанности к близким людям. Центральные новообразования младенчества. Психологическая сущность кризиса одного года.

29. Место раннего детства в общем цикле психического развития. Социальная ситуация развития в раннем детстве. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в этом возрасте. Познавательное и речевое развитие в раннем детстве.

30. Развитие отношений ребенка с окружающими людьми в течение первых трех лет жизни. Особенности эмоционального и нравственного развития в раннем детстве. Предпосылки формирования личности в этом возрасте. Центральные новообразования в раннем детстве. Сущность, проявления и значение кризиса трех лет.

31. Место дошкольного возраста в общем цикле психического развития человека. Социальная ситуация развития дошкольника. Эльконин Д.Б. о социально-историческом происхождении, сущности, структуре и значении детской игры для психического развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте.

32. Развитие личности в дошкольном возрасте: эмоционально-волевой сферы, самосознания, мотивационно-потребностной и нравственной сфер. Иерархизация мотивационной сферы. Особенности отношений дошкольника со взрослыми и сверстниками.

33. Познавательное развитие дошкольника: особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие символического мышления и преодоление познавательного эгоцентризма. Центральные психологические новообразования в дошкольном возрасте. Своеобразие кризиса 6-7 лет.

34. Основные достижения в психическом развитии ребенка к концу дошкольного возраста: интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые предпосылки готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школьному обучению: сущность, структура, показатели, диагностика.

35. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и внутренняя позиция школьника. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: ее структура и возможности формирования. Особенности мотивов учения младших школьников.

36. Становление самосознания, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника. Особенности отношений, общения младшего школьника в школьном коллективе, с учителем, со сверстниками и в семье. Роль учителя в психическом развитии младшего школьника.

37. Основные направления развития познавательной сферы младшего школьника: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи. Характеристика центральных новообразований в младшем школьном возрасте: рефлексия, внутренний план действия, произвольность, самоконтроль, самооценка. Психологическое содержание предподросткового кризиса 10-11 лет (по Эльконину Д.Б. и Поливановой К.Н.).

38. Характеристика подростничества (отрочества) как перехода от детства к взрослости: культурно-исторические, анатомо-физиологические и психологические аспекты. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. “Чувство взрослости” как показатель центрального новообразования в раннем подростничестве и как форма самосознания. Формы проявления (виды) чувства взрослости (Драгунова Т.В.). Ведущая деятельность в подростковом возрасте: взгляды Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И.

39. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого вида деятельности и его роль в формировании самосознания. “Кодекс товарищества” подростка. Особенности развития дружеских отношений. Интимный круг общения подростка. Факторы, определяющие статус подростка в группе сверстников. Референтная группа и конформность у подростков. Характеристика неформальных подростковых групп.

40. Становление личности в подростковом возрасте: изменения в самосознании, самооценке, интересах и ценностных ориентациях, эмоционально-волевой и нравственной сферах. Подростковый эгоцентризм. Я-концепция как центральное новообразование старшего подросткового возраста.

41. Характеристика типичных поведенческих реакций подростков. Нарушения поведения у подростков (по Воронкову Б.В.). Формирование у подростка конструктивных и неконструктивных способов преодоления проблем и трудностей (по Х.Ремшмидт). Основные проблемы общения подростка со взрослыми. Система отношений взрослых к подросткам как условие кризисного характера переходного периода.

42. Основные направления познавательного развития в подростковом возрасте: мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания. Сравнительная характеристика психологических особенностей младших и старших подростков. Психологическое содержание кризиса перехода к юности (14-15 лет).

43. Общая характеристика юности как психологического возраста: хронологические границы, стадии, психологическое содержание кризиса юности, задачи развития. “Порог” самостоятельной жизни, выбор профессии, определение своего места во взрослом мире как социальная ситуация развития в юности. Ведущая деятельность в юношеском возрасте: взгляды Эльконина Д.Б., Фельдштейна Д.И., Пряжникова Н.С.

44. Профессиональное и личностное самоопределение как содержание периода юности. Понимание самоопределения как процесса формирования идентичности (Э.Эриксон). Психологическая сущность нормативного кризиса идентичности и варианты ее формирования по Э.Эриксону-Дж.Марсиа/Д.Марше. Типы взросления в юношеском возрасте (по Кону И.С.).

45. Развитие личности в юношеском возрасте: открытие Я (внутреннего мира), становление Я-концепции, выстраивание жизненной перспективы, выработка ценностных ориентаций, формирование мировоззрения, убеждений и идеалов, становление высших чувств и духовных запросов, возникновение стремления к самосовершенствованию. Юношеский максимализм. Центральные новообразования в юношеском возрасте.

46. Психологическая характеристика молодости как начального этапа взрослости. Развитие личности в молодости. Психологическое содержание кризиса 30 лет.

47. Проблема периодизации индивидуального развития человека во взрослом возрасте. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, жизненные задачи (по Р.Хавигхерст/Р.Хейвигхерст), стадии, центральные новообразования взрослости.

48. Феномен “акме”, предмет, задачи и методы акмеологии. Факторы, достижения «акме» в профессиональной деятельности. Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте (Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф.). Особенности познавательных процессов в старости.

49. Развитие личности, возрастные и жизненные кризисы в зрелом возрасте. Феноменология «кризиса середины жизни». Характеристики зрелой личности (по А.Маслоу, Г.Олпорту, К.Роджерсу, Э.Эриксону). Центральные новообразования взрослости.

50. Общая характеристика старости: ее границы, стадии, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Биологические, социальные и психологические характеристики старения. Факторы долголетия. Типы старости (Д.Бромлей). Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения отдельных периодов старости (по Пряжникову Н.С.). Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

Контрольные задания для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1) Составить самостоятельно по разделам №№ 5-13 шестнадцать тестовых/контрольных заданий для проверки знаний, которые должны:

- быть разнообразными по типам (на выбор правильного ответа; на соответствие; типа “верно/неверно”; типа “вставки пропущенного”; кроссворда и т.п.);

- содержать в конце правильные ответы, причем правильным может быть только один ответ.

2) Составить тезаурус ключевых терминов и персоналий по всем разделам изучаемой дисциплины.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Термины Персоналии
  Проблема периодизации психического развития в онтогенезе ведущая деятельность, возраст (хронологический, биологический, социальный, субъективный, психологический, стабильный, критический), возрастная периодизация психического развития, кризис (большой и малый), новообразования, педология, период детского развития, социальная ситуация развития, эпоха детского развития Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.
  Психология младенческого возраста базовое доверие к миру, безусловные рефлексы новорожденного, биологическая беспомощность новорожденного, бондинг, госпитализм, доречевое общение (гуканье, гуление, лепет), комплекс оживления, непосредственно-эмоциональное общение, опережающая инициатива взрослого, пассивная речь, потребность в общении, потребность в новых впечатлениях, пренатальное развитие, привязанность, ситуативно-личностное общение с родным взрослым, социальная улыбка, телеграфная речь, тревога отделения от близкого взрослого (боязнь незнакомых людей), Шпитц Р./ Спитц Р., Щелованов Н.М., Лисина М.И.
  Психология раннего возраста автономия, автономная речь, активная речь, мышление наглядно-действенное, сознание “Я сам”, предметно-манипулятивная (орудийно-предметная) деятельность, сенсорные эталоны, ситуативно-деловое общение со взрослым, ситуативная речь, ситуативность поведения, Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н.,
  Психология дошкольного возраста внеситуативно-личностное общение со взрослым, внеситуативно-познавательное общение со взрослым, игра (предметная, сюжетно-отобразительная, мышление наглядно-образное, сюжетно-ролевая, с правилами), мотивирующие представления, мышление понятийное, необратимость мышления, первичные этические инстанции, половая идентичность, произвольность поведения, психологическая готовность к школе, символическая функция сознания, соподчинение (иерархия) мотивов, центрация мышления, эгоцентризм познавательный (эгоцентрическое мышление), эгоцентрическая речь, Венгер Л.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Эльконин Д.Б.  
  Психология младшего школьного возраста “аффект неадекватности”, внутренний план действий, внутренняя позиция школьника, познавательный интерес, произвольность психических процессов, рефлексия (интеллектуальная и личностная), самоконтроль, самооценка, учебная деятельность младших школьников, школьная адаптация (адаптация к школе), школьная дезадаптация, Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.,  
  Психология подросткового возраста абстрактно-логическое (формально-логическое) рассуждающее мышление, значимый другой, интимно-личностное общение сверстников (по Эльконину Д.Б.), конформность, кодекс товарищества, общение в общественно-полезной деятельности (по Фельдштейну Д.И.), персональный (личный) миф, подростковый эгоцентризм, пубертат, референтная группа, стержневые интересы подростка (по Выготскому Л.С.), стремление к самоутверждению, чувство взрослости, Я-концепция, Драгунова Т.В., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.,  
  Психология юношеского возраста варианты формирования идентичности по Э.Эриксону-Дж.Марсиа/Д.Марше (предрешенность, диффузия идентичности, ролевой мораторий, достижение идентичности), жизненный план, кризис идентичности (по Э.Эриксону), мировоззрение, профессиональное самоопределение, ролевой мораторий, самоопределение личности, субкультура (молодежная), теоретическое дискурсивное мышление, учебно-профессиональная деятельность старших школьников, ценностные ориентации, эго-идентичность (по Э.Эриксону), юношеский максимализм, Кон И.С., Э.Эриксон,
  Психология молодости карьера, кризис перехода к взрослости, жизненные задачи молодости, самореализация, корректировка жизненных планов, направленность личности, субъектность,  
  Психология зрелых возрастов акме как феномен, взрослость, жизненные задачи взрослости, зрелость, индивидуальный жизненный стиль, кризис середины жизни, нормативные кризисы зрелости, самоактуализация, смысложизненные решения, трудовая деятельность, Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Рыбников Н.А., Слободчиков В.И., Фельдштейн Д.И., Цукерман Г.А., А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, Э.Эриксон,
  Психология старения и старости Активное (деятельное) старение, геронтогенез, старческая депрессия, жизненная мудрость, отчаяние, пассивное старение, пенсионный шок, целостность эго, стратегии старения, счастливая старость, танатология Д.Бромлей, Кон И.С., Пряжников Н.С., Э.Эриксон

 

3) Составить “Психологический паспорт” одного из возрастов (по выбору). В нем должно быть отражено:

- название возраста и его хронологические рамки;

- графический материал, иллюстрирующий особенности психического развития субъекта в этом возрасте;

- описание социальной ситуации развития и задач (для возрастов, начиная с подросткового) данного возраста;

- краткая характеристика ведущей деятельности;

- перечень основных достижений в познавательном развитии;

- перечень основных достижений в развитии личности;

- описание центральных возрастных новообразований;

- психологическое содержание возрастных кризисов (на границах возраста и в середине, если есть);

- указание (только назвать) на известные профессиональные психологические методики, позволяющие диагностировать особенности познавательной сферы и личности в данном возрасте




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.