Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социального работника, социального педагога, воспитателя и психолога




Вопросов

Ответы на билеты по Соц. педагогика

 

  1. Социализация личности. Особенности социализации детей подросткового возраста в современных условиях.

 

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

 

Процесс социализации детей и подростков в нашем обществе все сильнее смещается с воспитательных моментов в собственном смысле слова (т.е. с процессов формирования системы ценностей личности и ее личностных качеств) к познавательным. На индивида обрушиваются потоки знаний о мире, людях, обществе и пр. Но не каждый взрослый человек (тем более — подросток) способен выловить в этих потоках сведения о тех или иных системах ценностей и правилах морали, самостоятельно сформировать эмоциональное, ценностное отношение к ним.

Особенности взаимоотношений в семье естественным образом преломляются в воспитании ребенка. Ребенок чаще всего воспитывается в условиях малой опеки со стороны родителей, нередко приближающейся к полной безнадзорности. Его занятия, отдых, времяпрепровождение не регламентируются. Родители не занимаются формированием интересов, вкусов, наклонностей ребенка, мало интересуются его успехами в школе, участием в общественной работе, не имеют постоянного контакта с классным руководителем и другими учителями. Очень часто такие родители даже не знают, с кем дружит их сын или дочь. И не приходится удивляться тому, что еще задолго до знакомства с наркотиками дети из явно или скрыто неблагополучных семей большую часть свободного времени, а нередко и учебное, проводят на улице.

Именно там, в уличных компаниях, они находят для себя "авторитеты", которых, к сожалению, не смогли дать ни семья, ни школа. В такой компании и проходит формирование "ценностей", к которым впоследствии стремится подросток, складывается стиль его поведения в соответствии с царящими в ней нормами, "наживается" опыт, который и определяет последующий образ жизни, - бесцельное, пустое времяпрепровождение, курение, выпивки, случайные, беспорядочные сексуальные контакты.

Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у многих подростков значительно шире. В сущности, для “трудного” подростка, от которого отказалась школа или даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка.

Большинство школьников объединены в компании сверстников по месту учебы или по месту жительства - в одном большом доме (“дворовая компания”) или городском микрорайоне (“уличная компания”). Нередко компании по месту учебы и жительства совпадают. Не все дворовые и уличные компании по своему характеру являются асоциальными. Однако сегодня наиболее распространенны компании, объединяющие подростков на основе общих развлечений: дискотеки, клубы, азартные игры, совместное проведение дней рождений и других праздников.

Нынешняя криминальная ситуация, особенности детской, подростковой и молодежной преступности, ее заметный рост в конце 80-х — начале 90-х годов — все это в значительной степени является следствием ослабления и нарушения процесса социализации молодежи в обществе.

 

  1. Реализация принципов социального воспитания в процессе проф. деятельности соц. педагога.

Социальный педагог, работая с подростками, опирается на принципы педагогики.

“Принципы – это исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса”.

Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий, и принципы дифференцированного подхода.

Социальный педагог, находясь среди своих клиентов, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды, особенно семьи, соседского окружения, групп сверстников, объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью подростков на практике и включают в работу на определенных участках, производстве. Ведь знания связанные с практикой жизнью вызывают их интерес, стимулируют познавательную деятельность.

Таким образом, у подростков формируется эмоционально – ценностное отношение к миру и человеческой деятельности.

Следующий принцип – принцип последовательности и систематичности воспитательных воздействий.

Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в их работе, своевременно выявлять уровни воспитанности учеников, зону ближайшего развития.

Этот принцип обусловлен научной логикой изучаемого и закономерностями развития мышления подростка. Поэтому материал, полученный от социального педагога, считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций и не было резкого изменения плана работы. В противном случае, подростки потеряют интерес к происходящему.

Кроме выше указанных принципов, социальные педагоги в своей работе опираются на принципы дифференцированного подхода. Этот принцип возрастных и индивидуальных особенностей подростков, является одним из очень важных принципов воспитания, во многом обуславливающим действенность и результативность всех остальных. Социальный педагог подросткового клуба учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого подростка. Он выявляет подростков одного возраста, фиксирует их возможности и потребности, после чего объединяет в группы для эффективности воспитания и развития их личности. Иначе, в условиях одинакового воспитания всех подростков происходит нежелательное уравнивание их знаний, в то время как у разных подростков имеются разные познавательные возможности и разный уровень развития умственных сил. Поэтому социальному педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого подростка.

Как видно, принципы современной педагогики образуют систему, целостное единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других. Все в системе они отражают основные особенности принципа воспитания.

  1. Понятие «нормы» и «отклонение от нормы» в соц. педагогике.

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми. Таким образом, в социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность

Типы отклонений в социальном поведении. Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия. Педагогические отклонения — такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. Однако есть дети, не получившие общего образования. Следует иметь в виду также довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид про­фессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшеству-ющих этапах - дети, не получившие профессионального образовани.я. Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

  1. Сущность, структура социально-педагогической деятельности.

Соц-пед. д-ть можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Соц-пед. д-ть реализуется в виде комплекса профил-х, реабил-ных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнед-ти подопечных.

Структура соц-пед.деятельности включает в себя следующие элементы:

 

- образовательно-воспитательная деятельность - обеспечение целенаправленного пед.влияния на поведение и д-ть детей и взрослых, содействие пед.д-ти всех соц.институтов микрорайона - семьи, обр-ых учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума;

 

- диагностическая деятельность - постановка «соц.диагноза» путем изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, соц.окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем;

 

- организаторская деятельность - орг-ия общественно-ценной д-ти детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач соц-пед.помощи, поддержки, вос-я и разв-я, реализации планов, проектов и программ;

 

- прогностическая и экспертная деятельность - разработка программ, проектов, планов соц-пед. развития микрорайона, учреждения, его структур; соц-пед. проектирование личности ребенкка, групп детей; экспертиза аналогич. док-тов и материалов;

 

- организационно-коммуникативная деятельность - включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

 

- охранно-защитная деятельность - использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

 

- социально-компенсаторная деятельность - разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка, возникшей вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств;

 

- посредническая деятельность - осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

 

 

  1. Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности.

Термин "субъект" впервые появился в работах античных философов, а только в конце 20-х гг. XX ст. начал использоваться в отечественной социально-педагогической науке. В философской литературе под субъектом понимают организатора практической деятельности, которая направленная на объект. Ведущими субъектами социальной работы выступают "социальные педагоги", "социальные работники" и "специалисты по социальной работе".

Вопрос о соотношении понятий "социальный педагог" и "социальный работник" еще до конца не выяснен. Например, В.Г. Бочарова отождествляет эти термины.

По определению большинства ученых (И.Д. Зверева, Б.П. Битинас, А.Й. Капская, Л.И. Катаева, Л.Г. Кузнец, С.Р. Хлебик и др.) между социальным педагогом и социальным работником существует принципиальная разность: понятие "социальный работник" значительно более широкое в сравнении с термином "социальный педагог". К социальным педагогам относят людей, которые имеют специальное педагогическое образование и осуществляют свою деятельность преимущественно в школах и других образовательных учреждениях, то есть речь идет о специалисте, который работает с детьми и молодежью.

А социальный работник, кроме непосредственной педагогической деятельности, профессионально может заниматься работой в любой другой социальной сфере (в отделах социального обеспечения, в военных частях, на производстве, Биржах работы и т.п.) и выполнять более широкие функции (помощи, защиты, реабилитации, охраны и т.п.).

В современной социально-педагогической науке, рядом с терминами "социальный педагог" и "социальный работник" существует еще и понятие "специалист по социальной работе". К данной категории можно отнести как социальных педагогов, так и социальных работников.

Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект.

В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:

· дети-инвалиды,

· дети-сироты,

· дети-правонарушители,

· дети группы риска,

· та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.

Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.

Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.

Специализация социального педагога определяется

· по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образования…);

· по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами…);

· или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный).

  1. Большая группа как объект социально-педагогического воздействия

 

Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе.

Сиротство – это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель».

Социально-экономические и нравственные процессы в обществе, происходящие в XX веке во многих странах мира обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям. «Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем».

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

− умерли;

− лишены родительских прав;

− ограничены в родительских правах;

− признаны безвестно отсутствующими;

− недееспособны (ограниченно дееспособными);

− отбывают наказание в исправительных колониях;

− обвиняются в совершении преступлений и находятся подстражей;

− уклоняются от воспитания детей;

− отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др. Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой

депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей-сирот.

Мустаева Ф. А. выделяет следующие проблемы детей-сирот:

1. Особая проблема-феномен «мы» в условиях детского дома.

У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В

нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающего

причастность к своей семье. Это оченьважная, организующая

эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребенку

защищенность. В условиях жизни ребенка без родительского

попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатное) «мы»

– совершенно особое психологическое образование. Дети охраняют друг

друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгоды от

чужих. У них особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и

своим – детдомовцам. При этом внутри своей группы они могут жестоко

обращаться со сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция

формируется по многим причинам, но, прежде всего, вследствие

нереализованной потребности в любви и признании, эмоционально-

нестабильного положения ребенка, лишенного родительского

попечительства.

2. Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы

отдохнуть от других детей. Каждому человеку необходимо особое состояние

одиночества, обособления, когда происходит внутренняя работа, формируется

самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения

стандартизирует определенный социальный тип личности.

3. Неумение общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и

поспешны – он одновременно домогается внимания и отторгает его,

переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и

внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались

в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт

общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим

негативную позицию.

Ученые, занимающиеся проблемами сиротства, называют следующие

причины, приводящие к социальному сиротству:

1. Отказ родителей от детей, в том числе и при рождении.

2. Отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на

воспитание родственникам, а также посторонним людям

3. Эксплуатация детей в семье – экономическая, сексуальная и т.д.

4. Жестокое отношение к ребенку.

5. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция,

бродяжничество, психичес-кие расстройства.

6. Смерть родителей.

7. Природные и социальные катаклизмы, вынуждающие население

страны к хаотической миграции.

Исследователи единодушны в том, что истоки социального сиротства

берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в

которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей,

выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали

нарушения привязанности между родителями и детьми, либо

привязанность не была сформирована.

Государство пытается решить проблемы сиротства, но те

мероприятия, которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот,

тормозит, что говорит о неэффективности существующих на данный

момент мер.

  1. Малая группа как субъект социально-педагогической деятельности: определение, классификация, характеристика.

 

Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.).

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:

· социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах - интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);

· социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);

· службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

· Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).

По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:

· социальный педагог по работе с семьей;

· социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;

· социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.

В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».

По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:

· социальный педагог по работе с подростками-девиантами;

· социальный педагог по работе с инвалидами;

· социальный педагог по работе с сиротами;

· социальный педагог по работе с беженцами;

· социальный педагог – геронтолог и др.

В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.

 

Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.

 

Рассматривая деятельность социального педагога, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время происходит существенное недопонимание отличия функционала социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.

 

Социальный работник (специалист по социальной работе) – специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, (…) применяющий свои знаний и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций и социума в целом.

 

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации.

 

  1. Характеристика взаимодействия соц. педагога с различными субъектами социально-педагогической деятельности.

Очевидно, что возможности системного подхода снижаются вследствие несогласования форм, методов, стратегий и границ профилактической работы, проводимой представителями разных отделов центров социально - психологической помощи. Мы имеем в виду социального работника, социального педагога и психолога.

Каждый из этих специалистов относительно реализует определенные функции или системы функций. Некоторые функции в работе социального работника, социального педагога и психолога могут совпадать. Например, такие функции, как диагностическая, аналитическая, профилактическая и т.д. Нечеткость распределения функций зачастую снижает качество их реализации: решение задачи либо дублируется специалистами, либо вместе с ответственностью за результат делегируется коллеге.

Таким образом, проблема профилактики наркомании как социального явления возникает, прежде всего, на организационном уровне, где необходимо решить ряд следующих задач:

· определить границы компетенции и содержание работы социального работника, социального педагога, психолога;

· определить сферы и методы взаимодействия социального работника, социального педагога и психолога;

· установить формы организации деятельности социального работника, социального педагога и психолога.

Четкое определение функции позволит правильно организовать работу и предупредить конфликты (см. таблицу).

 

Функции Социальный работник Социальный педагог, воспитатель> Психолог
Диагностика Наблюдение Беседа Беседа Интервью Наблюдение Тестирование Тестирование Наблюдение Беседа Интервью
Сбор информации, анализ информации Анкетирование Наблюдение Фиксация Объективных параметров социальной ситуации клиента (жилищных условий, уровня экономического обеспечения и т.д.) Анализ документов Биографический метод Наблюдение Анкетирование Качественный анализ Беседа Структурированное интервью Статистические методы Системный метод Качественный анализ явления
Информирование Беседа, чтение лекций, ведение пропаганды Беседа, чтение лекций, проведение семинаров Беседа, проведение лекций, семинаров, в т.ч. обучающих для других специалистов по профилактике (СР, СП), ведение деловых игр, информационных тренингов, сотрудничество со СМИ
Обучение Создание социальных условий обучения, рекомендации Чтение лекций, ведение тренингов социальных навыков Социально – психологический тренинг, психокоррекционные группы
Решение социальных и психологических проблем Социальный патронаж (контактирование с органами социальной защиты, ОППН, судами, биржами труда, местными администрациями), направление нуждающихся к психологу Социальный патронаж (контактирование с органами социальной защиты, ОППН, биржами труда, местными администрациями), направление нуждающихся к психологу, первичная диагностика и консультация Коррекция самоотношения, психокоррекция, психотерапия
Контроль (текущий, поэтапный) Наблюдение на дому Наблюдение на дому Группы поддержки, периодические встречи

В своей работе социальный работник (СР), социальный педагог (СП) и психолог (П) выполняют несколько основных взаимодополняющих функций:

· диагностика;

· сбор информации, анализ информации;

· информирование;

· обучение;

· содействие в решение социальных и психологических проблем;

· контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Любая работа должна начинаться с определения ее целей и задач. Роль определителя играет диагностика. Естественно, каждый из специалистов социально - психологической структуры имеет границы своей деятельности и методы диагностики. Например, социальный работник ориентирован в основном на определение уровня социального благополучия человека, в то время как психологу необходимо диагностировать основные конфликты и их причины в структуре его личности.

В работе по профилактике наркомании среди подростков, СР должен диагностировать (т.е. определять наличие и уровень развития) следующие факторы риска: объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия и т.д.), здоровье членов семьи (алкоголизм, наркомания, инвалидность и т.д.), состав семьи, образование ребенка и т.д.

Роль СП заключается в диагностике уровня умственного развития ребенка, его социального интеллекта (уровень включенности и степень эффективности в системе общественных отношений), а также основных индивидуально - психологических характеристик, таких, как темперамент, характер, способности, направленности и т.д. Кроме того, СП, как специалист, имеющий возможность наблюдать взаимодействие членов семьи в их реальных условиях (на дому), может сделать выводы о методах и качестве воспитания ребенка.

Роль П заключается в диагностике основных глубинных противоречий внутри личности клиента, семейных и других систем отношений, которые могут выступать факторами наркотизации подростка. Более того, если П имеет дело с клиентом, имеющим опыт употребления наркотиков, его основная диагностическая задача состоит в определении уровня личностных расстройств, связанных с употреблением наркотиков.

Сбор информации, анализ информации. Одним из направлений деятельности центров социально - психологической помощи является не только анализ информации по конкретному случаю, но и прогнозирование основных тенденций развития наркомании как социально - психологического явления. Это возможно с помощью сбора и анализа информации, на основе которого строятся предположения о влиянии разного рода факторов на распространение наркомании.

Специалистам необходимо ответить на ряд вопросов: "Что происходит?", "Где происходит?", "Почему происходит?", "Что нужно делать?", "Что будет дальше, если …?"

Естественно, каждый специалист будет отвечать на эти вопросы по своему: СР уделит внимание внешним условиям, СП рассмотрит связь внешних факторов с внутренними, П проанализирует ситуацию и сделает прогноз.

Пример. В процессе подведения итогов за квартал обнаружилось, что на учете наркологического отдела состоит в 2 раза больше детей, проживающих в доме (А), чем в доме (Б). СР фиксирует этот факт и сообщает о нем в правоохранительные органы и другим специалистам. СП анализирует ситуацию, непосредственно отвечая на поставленные выше вопросы, оперируя, например, такими фактами, как количество разводов семей, проживающих в этом доме. П анализирует ситуацию, опираясь на собственные данные о семьях и клиентах. Затем работает сводная комиссия, включающая также медика и сотрудника милиции, целью которой является нахождение во всех случаях сходных черт. Такими чертами могут быть:

· число осужденных несовершеннолетних;

· число семей, доход которых составляет ниже прожиточного минимума;

· назначение дома (общежитие, гостиничный тип или отдельные квартиры);

· проживание домах известных и влиятельных людей и т.д.

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики наркомании. Суть информирования состоит в повышении информационной грамотности населения по следующим вопросам:

· факторы наркотизации подростков;

· особенности визуальной диагностики наркомании (поведения, внешнего вида и т.д.);

· места обращения за помощью;

· особенности поведения родителей с подростками и т.д;

· как не стать наркоманом.

В процессе информирования важно не запугать подростка и его родителей голой статистикой и ужасными фильмами и рассказами о наркомании, а также не пробудить у него интерес к наркотикам.

Роль СР состоит в организации информационных мероприятий, определении частоты и мест их проведения (школы, семьи, учреждения дополнительного образования), а также в непосредственном распространении информации о местах обращения по проблеме наркомании. СП обеспечивает содержание таких мероприятий, их тематику, приглашает различных специалистов (инспектора ОППН, медицинские работники, юристы, психологи). П обеспечивает коррекционный эффект информационных мероприятий, т.е. может организовать условия диалога (групповые дискуссии, обсуждения, мозговой штурм и т.д.), в процессе которого выясняются многие аспекты проблемы наркомании.

Обучение. Профилактические задачи могут решаться с помощью обучения. Как известно, обучение - это процесс организации формирования знаний, умений, навыков. Очевидно, что в контексте профилактики наркомании обучение сводится к развитию социального интеллекта, т.е. обучению подростков социальным знаниям, умениям, навыкам.

СР обеспечивает формальную сторону процесса обучения. В зависимости от особенностей клиента, СР организует условия, адекватные для обучения и развития ребенка (по необходимости рекомендует поместить ребенка в спецшколы, интернаты, стационары и т.д.). СП может проводить различного рода обучающие игры, тренинги, целью которых является развитие одного или нескольких социальных навыков. П выступает организатором обучающего процесса, т.е. определяет его задачи, средства и особенности обучения для конкретного ребенка. Кроме того, он проводит тренинги, группы личностного роста, другие мероприятия, в результате которых происходит развитие рефлексии у подростков, повышение уровня социальной адаптации.

Решение социальных и психологических проблем. Работа с социальными проблемами - это компетенция социального отдела, т.е. СР и СП. Однако роль психолога в этом случае нельзя не учитывать, т.к. многие социальные проблемы являются следствием внутренних, психологических проблем. Например, безработица связана с неуверенностью, неадекватной самооценкой, а также недостаточным развитием способности к самоменеджменту. Известно также, что многие социальные проблемы становятся причиной психологических проблем, например, депрессии, внутриличностных конфликтов и т.д.

Однако существует ряд проблем, как социальных, так и психологических, решение которых находится в компетенции только одного специалиста.

Роли СР и СП в решении социальных проблем примерно одинаковы: их деятельность ограничивается социальным патронажем, включающим в себя непосредственную помощь в решении каких - либо проблем (контактирование с органами социальной защиты, ОППН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решения.

П в данном случае выполняет роль консультанта, помогая подростку пережить напряжение путем коррекции самоотношения. Таким образом, социальный отдел здесь играет главную роль.

В решении психологических проблем, наоборот, главная роль отдана психологу, а социальный отдел может создавать социальный фон для решения психологических проблем, направлять своих подопечных к психологу.

Контроль. Реализация указанных функций невозможна без контроля, который, в свою очередь, является отдельной функцией. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным.

Контроль как функция СР и СП сводится к фиксации изменений, происходящих с клиентом и его социальной сферой. Примером таких изменений может быть поступление ребенка в школу, на работу, изменение жилищных условий семьи или ребенка, жизнь ребенка в новых условиях (интернате, детском доме и т.д.). Со стороны П контроль осуществляется с помощью плановых консультаций (например, 1 раз в месяц), групп поддержки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.