КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запоминание групп по 3 слова в условиях гетерогенной интерференции
Запоминание групп по 3 слова Тест направлен на запоминание двух конкурирующих групп, т.е. исследование влияния гомогенной интерференции. 1-я группа лов: круг, земля, стол 2-я группа слов: день, собака, дерево Инструкция: «Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие – вторыми». Инструкция: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет. Затем экспериментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?». Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?» При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз. После этого проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин), например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; для ребенка старше 10 лет – серийный счет «100 – 7» и т.д. По окончании интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления.
Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам). Исследуются: 1) объем запоминания; 2) прочность запоминания; 3) ретро- и проактивное торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга.
1.2.5. Проба «6 слов» Инструкция: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз. Затем проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (с. 29) или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д. Далее без предъявления экспериментатор спрашивает: «Какие слова мы запоминали?» Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в предыдущем, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.
1.2.6. Запоминание двух смысловых рядов Две фразы, например: 1. Собака лает. 2. Дом горит. Инструкция: «Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а какое 2-е?» Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложение (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хорошо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга
1.2.7. Запоминание и повторение фраз (а) Непосредственное воспроизведение. «Дети взяли корзинки и пошли в лес». Инструкция: «Повтори предложение и запомни его». Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга.
(б) Отсроченное вопроизведение, после пустой паузы. «Сегодня в школу пришел новый учитель истории». (Пауза) Инструкция: «Повтори предложение и запомни». После паузы: «Скажи, какие ты запомнил предложения?» При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью.
(в) Вспоизведение после паузы, заполненной беседой (гомогенная интерференция). «Я сначала сделала уроки, помогла маме вымыть посуду, а потом пошла в кино» Инструкция: «Повтори и запомни предложение». Затем – пауза, заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений – это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты должен был запомнить» Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины)
1.2.8. Запоминание фраз непосредственное и отсроченное 1. На ветке елки сидит красивый дятел. 2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой. Инструкция: «Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повтори. Скажи 1-е предложение. Скажи 2-е предложение». При запоминании предложений возможны: а) контаминации; б) замена одного предложения другим; в) воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущей; г) отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводящей к невозможности актуализации предыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это свидетельствует о дисфункции височных отделов мозга.
1.2.9. «Рассказ» Материал: небольшие рассказы. Инструкция: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее». При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.
1.2.10. Кривая памяти (запоминание 10 слов) 10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пирог, звон, крест, колодец. В зависимости от возраста можно брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. Записываются все слова, порядок их воспроизведения и побочные слова (ассоциации) Инструкция: «Послушай внимательно все слова. Повтори все слова, которые запомнил». Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, объем, прочность, точность воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |