КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запоминание символических фигур
Запоминание предметных картинок Исследование зрительной памяти Для запоминания предъявляются 2 предметные картинки (с последующим увеличением до 5). Затем их смешивают с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки. (а) Непосредственное запоминание. Инструкция: «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы картинок». (б) Отсроченное воспроизведение (после 5-10 мин.). Инструкция: «Найди снова картинки, которые ты запомнил». Для запоминания предъявляются изображения геометрических фигур. Повторить опыт с геометрическими фигурами так же, как с предметными картинками. Исследуется запоминание малочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоминание. 1.3.3. «6 фигур» (а) Перед ребенком на 10-15 с выкладывается набор из 6 фигур (т.е. используется только один ряд, остальные используются для динамического наблюдения – ретеста). Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее». Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 мин. (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз». Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка). (б) Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. После этого через 20-25 мин. исследуется прочность их запоминания, как и в варианте (а). Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.
1.3.4. «6 букв» Инструкция и условия проведения те же, что в пробе 1.3.2. (а), (б). Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже вариантов): 1) ЕИРКГУ; 2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ.
1.3.5. Опосредствованное запоминание От 2-х до 4-х предметных картинок и разного цвета кружочки (или треугольники). На каждую картинку накладывается кружок определенного цвета. Инструкция: «Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружки лежат на них». Картинки убираются. Ребенку показывают кружки. «Какая картинка была под каким кружком?» У старших детей такой же опыт можно провести со словами. Исследуется высокий уровень развития памяти, ее связи с другими ВПФ, организация запоминания
1.3.6. Сюжетная картинка «Лето» Перед ребенком на 20 с кладется картинка «Лето». Инструкция: «Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее». После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.) Что находится в пруду и рядом с ним? Какие еще животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.) Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента».
1.3.7. Запоминание и выбор заданных картинок из других, которые составляют фон, а заданные – предмет действия Для запоминания даются 2-3 картинки, которые являются предметом действия. Они смешиваются с 8 другими картинками. Нужно найти заданные 2(3) картинки. Затем даются 2-3 другие картинки, их надо запомнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-стимулы откладываются в сторону после работы с ними и не смешиваются с картинками, из которых каждый раз выбираются заданные картинки. Инструкция: «Запомни эти картинки и найди их в другой группе картинок». Анализ симптомов (ошибок): 1) дети младшего дошкольного возраста путают фоновые и основные картинки; 2) дети младшего школьного возраста также делают эти ошибки, но нередко исправляют их; 3) третий тип ошибок – инертность: дети выбирают предыдущие картинки (персеверации); 4) четвертый тип ошибок – контаминации из всех групп, предлагаемых для запоминания. Все ошибки говорят о несформированности процессов памяти, о нарушении прочности следов, процессов выбора, подвижности, что может негативно влиять на формирование речи, мышления и в целом интеллектуальной деятельности. Ошибки могут быть связаны с нарушением (дисфункцией) лобных и затылочных отделов мозга. Ошибки в том и другом случае будут разными: в 1-м случае – персеверации, контаминации и др., во 2-м случае – смешение фоновых и стимульных картинок 1.3.8. Конфликтная проба: замещение одних картинок другими Во 2-й части опыта наоборот - стимульные картинки становятся фоном, а фоновые – стимульными; из них даются 2-3 картинки для запоминания Инструкция: «Запомни эти картинки и найди их среди других». Исследуется дифференцированное восприятие и образ-представление, точность и дифференцированность запоминания и воспроизведения и роль сформированности зрительно-предметного восприятия для формирования памяти. Ошибки могут говорить о заинтересованности в патологии височно-затылочных отделов левого полушария.
Литература
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |