Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание символических фигур




Запоминание предметных картинок

Исследование зрительной памяти

Для запоминания предъявляются 2 предметные картинки (с последующим увеличением до 5). Затем их смешивают с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки.

(а) Непосредствен­ное запомина­ние. Инструкция: «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы карти­нок».

(б) Отсроченное воспроизведе­ние (после 5-10 мин.). Инструкция: «Найди снова картинки, которые ты за­помнил».

Для запоминания предъявляются изображения геометрических фигур. Повторить опыт с геометриче­скими фигурами так же, как с предметными картинками. Исследуется запоминание малочастот­ных и трудно вербализуе­мых объектов и влияние речи на запоми­нание.

1.3.3. «6 фигур»

(а) Перед ребенком на 10-15 с выкладывается набор из 6 фигур (т.е. используется только один ряд, остальные используются для динамического наблюдения – ретеста).

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее».

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 мин. (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона.

Инструкция: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз».

Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

(б) Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. После этого через 20-25 мин. исследуется прочность их запоминания, как и в варианте (а). Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

 

 

1.3.4. «6 букв»

Инструкция и условия проведения те же, что в пробе 1.3.2. (а), (б). Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже вариантов): 1) ЕИРКГУ; 2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ.

 

1.3.5. Опосред­ствованное запоминание

От 2-х до 4-х предметных картинок и разного цвета кру­жочки (или тре­угольники). На каждую картин­ку накладыва­ется кружок оп­ределенного цвета.

Инструкция: «Запомни эти картинки и по­смотри, какого цвета кружки лежат на них». Картинки уби­раются. Ребен­ку показывают кружки. «Какая картинка была под каким круж­ком?» У стар­ших детей такой же опыт можно провести со словами.

Исследуется высокий уро­вень развития памяти, ее свя­зи с другими ВПФ, организа­ция запомина­ния

 

1.3.6. Сюжетная картинка «Лето»

Перед ребенком на 20 с кладется картинка «Лето».

Инструкция: «Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее».

После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы:

Какое время года на картинке? Сколько там человек?

Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.)

Что находится в пруду и рядом с ним?

Какие еще животные и растения есть на картинке?

Кто чем занимается?

Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.)

Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента».

 

 

1.3.7. Запо­минание и выбор заданных картинок из дру­гих, которые составляют фон, а заданные – пред­мет дей­ствия

Для запоминания даются 2-3 картинки, которые являются предметом действия. Они смешиваются с 8 другими картинками. Нужно найти заданные 2(3) картинки. Затем даются 2-3 другие картинки, их надо за­помнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-стимулы откладыва­ются в сторону после работы с ними и не смешиваются с кар­тинками, из которых каждый раз выбира­ются заданные кар­тинки.

Инструкция: «Запомни эти картин­ки и найди их в другой группе кар­тинок».

Анализ симптомов (ошибок):

1) дети младшего дошкольного воз­раста путают фоно­вые и основные кар­тинки;

2) дети младшего школьного возраста также делают эти ошибки, но нередко исправляют их;

3) третий тип ошибок – инертность: дети выбирают предыду­щие картинки (персеверации);

4) четвертый тип ошибок – контами­нации из всех групп, предлагаемых для запоминания.

Все ошибки говорят о несформированности процессов па­мяти, о нарушении прочности следов, процессов выбора, подвижности, что может негативно влиять на формирование речи, мышле­ния и в целом ин­теллектуальной деятельности.

Ошибки могут быть связаны с наруше­нием (дисфункцией) лобных и затылочных отделов мозга. Ошибки в том и дру­гом случае будут разными: в 1-м случае – персеверации, контаминации и др., во 2-м случае – смешение фоновых и стимульных карти­нок

1.3.8. Кон­фликтная проба: замещение од­них картинок другими

Во 2-й части опыта наоборот - стимульные картинки стано­вятся фоном, а фоно­вые – стимульными; из них даются 2-3 картинки для запоми­нания

Инструк­ция: «Запомни эти картин­ки и найди их среди других».

Исследуется дифференцированное восприятие и образ-представление, точность и дифференцированность запоминания и вос­произведения и роль сформированности зрительно-предмет­ного восприятия для формирования памяти. Ошибки могут гово­рить о заинтересо­ванности в патологии височно-затылочных отделов ле­вого полушария.

 

 

Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.