Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расстройства мышления




Мышление – обобщенное отражение человеком предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. При этом в процессе познания происходит переход от явления к сущности.

 

А) Мыслительные операции включают анализ, синтез, сравнения и обобщения, абстракцию и конкретизацию, систематизацию (классификацию), с последующим переходом к образованию понятий.

Анализ – разделение целого на части, на отдельные детали и выделение отдельных признаков, фактов, элементов. (Пример: диагноз состоит из синдромов, которые состоят из симптомов.)

Синтез – объединение отдельных элементов, частей в единое целое, что способствует формированию наиболее полной картины происходящего.

Обобщение – выделение из множества фактов или явлений существенных признаков, по которым их можно было бы объединять в группы. Умение выделять в предметах суть ведёт к образованию понятий и определяет уровень мышления.

Сравнение – сопоставление признаков предметов и выделение объединяющих и разделяющих черт. (Пример: дифференциальный диагноз).

Абстрагирование – выделение наиболее существенных черт без рассматривания вторичных признаков.

Конкретизация – оценка конкретного факта или явления с точки зрения общих закономерностей, выявление связей с этими закономерностями.

Дедукция – выделение частного вывода из общих посылок.

Индукция – выделение общего вывода из частных посылок.

 

Б) Содержательные компоненты мышления - понятия, суждения, ассоциации, умозаключения.

Понятия – это мысль о значимых общих или отличительных свойствах предметов и явлений. Могут быть конкретными (о конкретных предметах или явлениях – «окно», «человек») или абстрактными (обозначают различные качества и свойства, которые недоступны непосредственному или чувственному познанию – отвлечённые, «время», «запах»).

Ассоциации – связи понятий друг с другом. Могут быть механическими и логически-смысловыми (отражающими сложные причинно-следственные взаимосвязи «боль – ощущение»).

Суждение – сравнение понятий между собой с последующими выводами (могут быть утвердительными, отрицательными, категорические, необходимые). Правильность суждений проверяется через рассуждения.

Умозаключения – формирование выводов, производство из суждений путём рассуждений формируется новое суждение.

 

В) Уровни мышления

Предметно-действенное мышление – возникает в процессе непосредственной деятельности человека. Является ведущим до 3-х лет жизни. Характерно случайное объединение явлений и предметов и низкая критичность.

Наглядно-образное мышление – в основе лежит восприятие, представление, отражение связей с помощью образов, сохранившихся в памяти и составляющих основу практической деятельности.

Абстрактно-логическое мышление (понятийное, отвлечённое) – оперирование общими и абстрактными понятиями, которое даёт возможность устанавливать наиболее общие закономерности. Этот вид мышления отличают следующие качества: критичность, проверка своих выводов, обратимость мышления, целеустремлённость и целенаправленность.

У взрослого человека должны присутствовать все три вида мышления.

 

1. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПО ФОРМЕ (НАРУШЕНИЯ АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.