КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистики и информатики 7 страница
знак, скажем, хлоп в ладоши. По этому знаку у актера все должно исчезнуть, наступить белое пустое место, после которого, из вновь само собой возникающего состояния, упражнение продолжается, но уже в новом плане. Дать ему установиться, новый хлоп. И т. д. Много хлопать, думаю, не надо: 2—3 раза вполне довольно.
Не написанная глава в «психологическую часть»
«Пускание и торможение» (случай с Роутту), дегенерирование аппарата.
(Пойдет в «Виды торможения».)
— Вы пришли? После всего, что тут у нас натворили?
— Я пришел с тем, чтобы хоть как-нибудь поправить то, что я сделал. — {Выгоняет.) Вон!
— Я уйду, но все-таки еще приду. Я докажу вам, что я честен и проступок мой ничтожен.
На уроке присутствует начальство. Общий подъем. Знают свои достоинства и преимущества. Есть, что показать.
Преподаватель вызывает кого-нибудь из «надежных» - тех, кто усвоил технику пускания.
Дает этюд (только без «специфики», т. е. без любви, ревности и проч.).
Ученик выходит, и так как он насторожен, вздернут, его сразу сильно кольнуло. Надо бы дать этому ход - появилась бы реакция... Но намечавшаяся слишком смелая реакция затормозилась, все в нем на секунду остановилось, застопорилось. Этот «стоп» воспринялся им как идущее в нем сильное чувство, и он пустил себя на него.
Он весь сжался, изменился в лице, и сначала показалось: «как сильно! Какой темперамент! Какой серьез! Что же будет дальше?! Вероятно, что-нибудь потрясающее». Но, увы, дальше все то же: зажим, спазм, судорога.
«Что же он сжался? Что же он не пустил себя?» — думает преподаватель.
Но это не так. Он пустил себя. Но только — на что? Он пустил себя на тормоз, он принял его за жизнь, за силу, за творчество и дал ему развиваться. А тормоз, да еще от присутствия начальства сильно форсированный, стал развиваться, разрастаться и закрыл собою все.
При подобных сюрпризах всегда оправдывают учеников тем, что они «нервничают».
Однако возбудители такого «нервничания» сопровождают их всю жизнь: премьеры, просмотры, ответственные спектакли... Оправдывать тут нечего, если срывается тогда, когда и нужнее всего, чтобы было хорошо. Получается минимум, а нужен максимум.
Пускание на торможение
Получено впечатление, началась реакция — выявление. Незаметно для себя это выявление затормаживается, возникает состояние своеобразной реакции, некоего довольно тягостного переживания. И на это переживание актер себя пускает.
Выражается это в том, что он затормаживается, застопоривается, смотришь со стороны, как будто бы реакция по делу, а если всмотреться, — он пустил себя на торможение. Если этого не заметишь, то будешь культивировать в нем торможение. Получается странная противоречивость: следил за пусканием, а выработал торможение.
Это может быть не только главой «техники этюдов», но также и 4-й книги об отрывках (поэтому эту бумажку перенести к «отрывкам»).
Этот сорт торможения, если хорошенько вглядеться, происходит от подталкивания. Большей частью бывает так: появляется какой-нибудь страшный зритель, выступление делается ответственным, нервы напрягаются, актер настораживается, все подтолкнуто, вывихнуто, — на это актер себя и пускает. Это пускание себя на дегенерирование.
Большей частью в начале дегенерирование очень слабое, но пустил себя на него, и оно доходит до неприемлемых размеров.
Такой показательный урок может толкнуть на опрометчивый вывод: «вырабатывают истерию» или «культивируют паузы».
От излишнего подъема бывают не только скандальное торможение и провал, а и обратное: на экзамене подъем толкает человека не только на его максимум, но и на сверхмаксимум.
Его по экзамену примут, а дальше он придет к своему нормальному состоянию и оказывается пустым местом. Один только раз в жизни он сыграл как следует, а дальше все никуда не годится. На экзамене он «пустил» себя: «А! Будь что будет! Была — не была!» — от отчаянности, от безвыходности.
Хоть потом у него все было и бездарно, но если такой подъем был хотя бы раз в жизни — значит, там что-то есть, только надо добраться. Добраться можно только техникой «пускания» и освобождения.
О молниеподобном зигзаге чувства
Ученица, актриса, которую изрядно запугали и испортили в Художественном театре, начала понемногу усваивать новую технику восприятия, отдачи и импровизационнос- ти. Но, отдаваясь этому, она радуется и с радости напирает, «дает» больше, чем у нее просится.
Нажимая, она как бы выпрямляет линию, получается линия прямая, как палка. А в жизни все бы пошло по зигзагу. Образцом должна служить молния.
Направление молнии — линия наименьшего сопротивления,— смотрите, каким зигзагом мчится она по небу!
Так, резкими зигзагами, должно проноситься в жизни и чувство, если пустить его на полную свободу. Прямая линия — результат насилия.
К методике ободривания
Дети в самом раннем возрасте рисуют очень много и легко: нарисует какой-нибудь кружок или загогулину и ра-
достно сообщает, что он нарисовал маму. Но наступает момент, когда ребенок начинает понимать, что нарисованное им совершенно не похоже на то, что он хотел нарисовать.
И тут наступает разочарование и вслед за ним — неверие в свои силы. Ребенок сидит и плачет: «Я не могу нарисовать! Я хочу, чтобы у меня из окошка паровоза выглядывал машинист, а ничего не получается!» (ни поезда, ни машиниста).
Тут обыкновенно не только кончается всякое рисование, но самолюбивый ребенок так оскорблен, что ему неприятно даже браться за карандаши: опять получишь подтверждение своей слабости и беспомощности.
Надо очень умело провести — ребенка ли, взрослого ли — через этот период разочарования и осознания своего ничтожества.
1. Надо брать легкие задачи.
2. Выполнять их эскизно — наброском, на законченность не хватит пороху.
3. Говорить почаще, что это легко, что (в актерстве) тебе же, вот, хотелось повернуться сюда, и ты уже начал поворачиваться, да вдруг и помешал себе. Не надо мешать! Верь себе! Делай то, что хочется! «Имей смелость...» С другой стороны, не торопи себя, опять верь, все будет в свое время, только не тормоши себя.
В Художественном театре и в студиях в этом периоде разочарования люди, обыкновенно, и застревают. Узнают, как Адам, «что добро и что зло», перепугаются непомерной разницы между тем, что они могут, и (тем), что они должны бы мочь. Превращаются из талантов и свободных людей в сухих марионеток.
В других театрах это, впрочем, еще хуже (Таиров, Мейерхольд и т. п.). Здесь, в Художественном театре, хоть правдоподобию научатся, вкус какой-то приобретут, а там просто вывихнутся, грубо и бестолково.
Но и правдоподобие — тоже смерть.
Не подводными камнями надо их пугать, а только научить идти по природному фарватеру.
Ошибки преподавания (Тактика)
Ошибки в преподавании: в тактике преподавания, в последовательности, в чуткости к ученику, в негибкости приемов обращения с живым материалом и проч. и проч. — все это может испортить самый лучший на свете метод.
Педагогика — искусство и, как всякое искусство, безумно трудно для людей, лишенных педагогического чутья, и невероятно легко для людей, имеющих соответственный талант.
Вот они-то, педагоги без педагогических способностей, и губят такие вещи, как Ве1 сап1о. Сами-то они знают свой предмет, но передают его хуже, чем сами знают, и так по преемственности, один от одного — всё хуже и хуже.
Взять, для примера, хотя бы тот же голос. У преподавателя прекрасные методы, приемы, знания, наблюдения и проч. После нескольких уроков, когда уже сообщено достаточно всяких приемов, приходит, например, ученик, начинает петь, и преподавателю кажется, что звук у него стоит слишком глубоко, он говорит об этом ученику, тот переносит на это свое внимание и пытается поправиться. Во время поправки преподаватель видит ошибку в дыхании, которое и расстроилось-то потому, что ученик перенес внимание на верхний этаж. Преподаватель бросает теперь «близкое звучание», переходит на дыхание — стал мало открываться рот — следует лекция о необходимости широко открывать рот: это рупор и т. д., словом, то, что ученик уже много раз слыхал, начинает стараться открывать как нужно рот, а остальное оказывается в загоне. Преподаватель выражает некоторые признаки нетерпения и говорит, что надо, чтобы ученик думал обо всем сразу. Только ученик мобилизуется для этого подвига — оказывается, язык лежит не так, или шея напряжена, или что- то с нёбной занавеской, или что-нибудь еще изо всей сотни требований, какие есть у каждого педагога. Задергает, таким образом, ученика, перегрузит его во всех направлениях — ничего не выходит. Оба замолкают, недовольные друг другом...
Бывает другая ошибка: сегодняшнее увлечение педагога. Он сегодня увлечен правильным положением, хоть,
скажем, губ, и больше ничего для него не существует — губы, губы и губы. Надо бы сделать другие указания, ничего с моими губами все равно не выйдет, пока в другом, более для меня сегодня важном месте, не исправится, а он: губы да губы. Вы чувствуете, что вам мешает что-то еще, не только губы, невольно ищете это что-то, а он вас всё губами мучает. Сегодня для него весь свет клином в этих самых губах сошелся.
Третья ошибка. Начинать все с одного и того же, но с каждым разом все меньше и меньше следить за точностью выполнения учеником всех элементарных требований, надеясь на то, что теперь он уже усвоил основы и сам сделает верно. А он вот как раз и наврет. Наврет — и встал на неверный путь. Дает преподаватель что-либо более трудное, а ученик — никак. Опять канитель. А ошибка в самом, самом начале. Во-первых, одно и то же можно делать, если оно достойно того, а если достойно, так уж (во-вторых) надо, чтобы оно достойно и исполнялось, и (в-третьих) следить надо именно в самом начале, а когда сошел с рельс, тогда уже трудно что-либо сделать в короткий срок урока.
Актер и труд
К труду
О силе и значении привычки. Систематичность труда — что значит ежедневные 10—15 минут труда.
У Достоевского («Неточка Незванова», кажется). Там есть гениальный музыкант, совершенно потерявший весь свой гений из-за лени, критиканства и ложного самомнения (эти три качества надо разнить).
Кое-что привнести в эту главу из Пейо. О значении эмоций и проч.
Работа распадается на постоянную и временную.
Постоянная — над собой, упражнения, воспитание, развитие, поддерживание себя «в форме» и продвижение дальше по пути техники и художественной силы (темпе-
рамента). Сюда физическая тренировка, голос и общее образование и развитие.
Эта работа необходима как воздух — аффективному.
Временная. Над ролью. Приобретение необходимых для нее качеств. Поддержание их во весь период исполнения роли.
Эта работа необходима эмоционально-волевому. На ней у него все и строится.
Люди могут быть одинаковы по одаренности, но отличаться по силе упорства. Талантливейший человек, сталкиваясь с первым, вторым, третьим препятствием, начинает скучать, ему уже неинтересно, внимание его перекинулось на другое, и дело провалилось.
Одаренных людей много. Мало сильных, упорных, упрямых.
Дело руководителя, прежде всего: борьба с усталостью, потерей интереса, скукой.
Можно вскрыть человека до дна, до его гения, а потом его потерять. Из-за пустяка, из-за скуки — соскучится, повянет, начнет интересоваться чем-нибудь другим, самым ничтожным, например, бильярд, пустые знакомства, флирт...
Трудно держать других в состоянии интереса и стойкости. А еще труднее себя.
«Надоело», «соскучился», «там ничего не сделаешь» — оправдательные слова, а они — больше обвинение себя, чем оправдание.
(«Кузина Бета». Бальзак о роли труда. Или, как он говорит, «мужества».)
Есть в Москве замечательный гитарный мастер Климов, из плеяды знаменитого на весь мир Краснощекова. Он делает чудеса. Это своего рода Страдивариус.
Когда приходишь к нему, то, как ни странно, чаще всего застаешь его не за починкой или переделкой гитар, а за чем бы вы думали?
За точкой инструментов.
Сидя за столом, он точит методически спокойно и не торопясь, на оселочке с маслом все свои ножички, стамесочки.
— Василий Дмитриевич, вы опять точите?
— Здравствуйте, а как же? — такое наше дело. Нельзя иначе!
И точит, точит, не жалея времени. И все они у него, как бритва. Какой назидательный пример!
Актеры! Так ли вы оттачиваете, не жалея сил, времени, ваш инструмент? Или рубите, колете, режете каким попало?! А от этого портите и материал, и свою руку, которая не знает, что за инструмент сжимают ее пальцы, и каждый раз должны работать на авось, теряя свое чутье, свой талант, загрубляя его, уничтожая вконец свой гений.
А режиссеры? Не актер ли ваш инструмент? Точите ли, ухаживаете ли вы за ним, как этот 60-летний необразованный артист своего дела?
Так на две совершенно как будто самостоятельные части и разделяется его работа: то он занимается самими гитарами, то ни о каких гитарах не думает, а обрабатывает ножички да стамесочки или варит клей, какого нигде нет (особенно теперь у нас), клей, который ложится тончайшим слоем и схватывает навечно.
О необходимости тренинга в элементарном
Влезаю в трамвай и слышу отрывок разговора. Разговаривают два молодых человека, лет 25—30.
— Вы очень любите играть гаммы?
— Да, очень люблю, люблю больше всего, но совершенно не приходится.
— Я тоже очень люблю. Вот, думаю, уехать на лето, и месяца два-три ничего не играть, кроме гамм.
- Да, вы знаете, когда выдержишь себя как следует на гаммах, то те концерты, которые были трудны, выходят совершенно легко. А если играешь одни вещи, так, в конце концов, не уверен ни в одном переходе.
Это разговаривали, по-видимому, кончающие консерваторию скрипачи.
Какой назидательный разговор для нас, актеров. Как все мы ненавидим гаммы. Как признаем только роли, да
еще первые роли. Для плохих мы работать и трудиться не будем! Да, действительно, еще нет школы для актера, и школа Художественного театра — еще не школа.
Когда люди смотрели Мочалова и видели, что чудеса его не результат усидчивой работы, разметки, разделки роли, а взрыв его «вулканической» природы, когда читали у поэтов о необходимости вдохновения и озарения, и о неизбежности провальных безрадостных периодов «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви » даже у Пушкина, то недоумевали — как же быть?
Но недоумение для многих скоро исчезло. Появился «Кин, или Гений и Беспутство»63, и все стало всем «ясно». Если ты гений, то непременно должен быть распутным — пьянствуй, распутничай, веселись и, главное, бездельничай, иначе ты не гений, а жалкий ремесленник.
И вот один за другим спиваются и гибнут лучшие и талантливейшие люди, и не только актеры, а и поэты, и композиторы... И так велика зараза и так живуч порок, что эта преступная, подлая мысль докатилась до самых наших дней. Куда девался Есенин? Что стало с Блюменталь-Тамариным?.. А ведь им и никому другому надлежало быть «властителями наших дум» и нашего сердца.
П. И. Чайковский. Письмо к Н. Ф. фон Мекк от 24 июня 1878 г.:
«Иногда победа дается легко. Иногда вдохновение ускользает, не дается. Ждать нельзя. Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
В другом письме: «Это такой гость, который не всегда является на первый зов»6".
Когда Ньютона спросили, как он мог сделать такое великое открытие, он отвечал: «Чрезвычайно просто, я беспрерывно об этом думал в течение многих лет».
У актера, в зависимости от типа его восприятия и типа творчества, работа над ролью будет совсем разная. Один воспринимает поверхностно (имитатор), другой глубоко (аффективный), один воспламеняется чувством, другой — волей и мыслью, один несет на сцену копию с найденного на репетициях или в уединенных пробах дома, а другой свое творческое состояние и свое вдохновение (об этом дальше специальная глава). Но каждому необходима своя великая предварительная работа.
Во-первых, над собой, над своим актерским аппаратом, над изучением его, над исканием путей к творческому состоянию, над приобретением и укреплением необходимых привычек.
Во-вторых. Над произведением и над собой для произведения.
Гении заботились о том, чтобы у них было вдохновение, страдали о нем, мучились, стучались в запертую дверь. Само собой, так, «здорово живешь» оно не приходит, а если приходит, так толку от этого мало. Есть веселая сказка. Фортуна посетила трех братьев. Один был купцом, другой военным, а третий — шалопай, сидел да все мух руками давил. И вот всем повезло, да так повезло, что один чуть ли не полгосударства скупил, другой полмира завоевал, а третий — как махнет рукой, так полная горсть мух! Опять махнет -- опять горсть. Двумя сразу махнет — обе полны! Погостила, погостила Фортуна, к другим пошла. А с ней вместе и удача пропала. Но все-таки у одного полгосударства осталось в руках, у другого полмира, а у третьего... перестали мухи ловиться.
К труду
Писателю надо «выписаться», т. е. найти свои писательские, а не актерские, например, не читательские изобразительные средства, иначе — не писатель.
Актеру надо «выиграться», вскрыть от общения с публикой свои особые способности актерского искусства.
Некоторым, наиболее одаренным, это удается сразу. Вышел на сцену и заиграл. Сел за стол и написал. Потя-
нуло что-то на кафедру, пошел, и такую речь сказал, что диво. Оказывается — оратор.
Но величайший оратор Демосфен совершенно провалился на своих первых выступлениях.
Первый успех может быть и единственным, причина — закон тах1тит'а. (Не отнести ли сюда о «тах1пшт'е». Сразу сыграл. Все выпустил. А дальше что? Неверие, разочарование и перемена профессии?! Или ожидание у моря погоды: за пивным столиком — сошествия вдохновения?)
У дерева корни глубоко в земле, их совсем не видно. И этими корнями оно тянет и тянет из земли ее жизнь и ее соки. Ими питается, растет и превращается в гиганта.
Подрубите часть корней, оно заболеет, подрубите много — умрет.
Когда человек ленив и вся его работа — на виду, на репетициях, потому что он способный и все ему легко дается, — это дерево без корней. Первый ветер выдирает его. И спасает дело только бдительный режиссер, который то и дело с нечеловеческим терпением подтягивает, подновляет и обильно поливает самой питательной жидкостью эту выращенную им огромную махину с самым жалким и ничтожным корешком, годным разве для подорожника.
К этим спасительным мерам надо отнести и четкий точный рисунок, как забор, приставленный со всех сторон к стволу дерева, чтобы не завалилось ни при каком ветре. И стоит оно, на этих костылях, привязанное, прикрученное, сохраняя видимость стояния...
Тот, кто ленив, нет у того корней.
Только тот стоит в искусстве, кто не может не работать, ибо корни есть и не могут не сосать, не тянуть соки из матери-земли.
Существенная мысль
Я так превозношу вдохновение и озарение, что могу укрепить мысль: труд не нужен. Непременно надо устроить целый гимн труду: Достоевский, Пушкин, Чайковский и
проч. Указать, что вдохновение есть результат труда или беспрерывного самопроизвольного размышления, это раз!
Второе. Набросок гениален и вдохновенен, но за этим следует работа над ним, для которой следует вдохновиться этим же самым вдохновенно созданным отрывком.
Третье. Для актера самое важное: работа над собой, над кропотливым исканием путей к этому вдохновению и над укреплением найденного пути.
И, пожалуй, недостаточно написать об этом, хотя бы и хорошо, — один раз. Это надо вдалбливать, взять на себя функцию Смайлса, Мордела (?), Пейо.
Бездарность, лишенная верных инстинктов творчества, не чувствует этой зависимости между трудом и вдохновением, и в жалкой простоте души своей требует на себя сошествия Святого Духа.
Так, ни с того ни с сего, — на гладком месте.
К художнику и идеалу
Обычный актер тщеславен, художник —- честолюбив.
О скромности художника.
Про Ирью (Вийтанен. — Ред.) говорили, что она скромна. Это неправда. Всякий художник прекрасно знает себе цену.
Когда же художник плохо отзывается о своих работах, это только потому, что идеал его так высок, что, по сравнению с ним, художнику все сделанное им кажется маленьким и недостойным внимания.
Об Ирье — как она усваивала только одно — то, что ей сейчас давалось (прием, принцип), не стараясь соединять это со всем прочим. Или, вернее: не разбрасывалась и не пыталась проделывать все сразу.
Секрет тут в том, что каждый прием, если его верно понять, заключает в себе силу вызывать верное творческое сценическое самочувствие.
Глава
О ПОДГОТОВЛЕНИИ СЕБЯ К РЕПЕТИЦИИ И СПЕКТАКЛЮ
(см. «К творческому состоянию», см. «Разогревание», см. «Эгоистичное репетирование»)
«Играют» от переизбытка сил. Творят от полноты. Сохранить и собрать себя — это главное.
Поссарт в день спектакля лежал, молчал или говорил только шепотом. Ел одно яйцо и чашку бульона.
Ермолова не принимала к себе никого.
Сальвини за много часов приходил в театр.
Как готовятся спортсмены к состязаниям (Седов в Христиании. Петров к Олимпиаде).
Как готовят к постригу, к посвящению.
Ко всему по-своему надо готовиться.
Персидские гимнасты (уличные) все время лежат и спят, но как только нужно «работать», они вскакивают и делаются неузнаваемыми со своими полуторапудовыми палицами. А потом опять лежат и спят.
Режим Домов отдыха — сон: 10 + 2 часа.
Кумысный режим: или двигаться, или лежать — не сидеть.
А как проводить время после спектакля или репетиции? Часто удачная репетиция или спектакль так взбудораживают, что человек не может остановить инерции возбуждения и едет ужинать к знакомым, в другой театр и т. п. Бойся этого: если есть возбуждение — иди домой и ложись в постель, это самое верное. Возбуждение это - не сила, и завтра ты это почувствуешь и пожалеешь, что потратил энергию не по средствам, завтрашний день будет потерян.
Возбуждение — не сила, но то, что вызвало возбуждение, это — сила, и ее ты получил на удачном или в высшей степени неудачном спектакле, на репетиции — и это драгоценность, иди домой и береги это. Не надо в этом копаться и «ковырять пальцами», пусть зреет само собой — доверься.
О разогревании и разминании (см. «О подготовлении себя к спектаклю»)
Это целая наука. Сотни способов. Но самое главное — это знать, что разогревание необходимо.
От недооценки этого обстоятельства большинство неудач репетиционных и спектакльных актерских и режиссерских.
Когда раскалилось железо, из него можно ковать, а на холодном только сломаешь свои нервы и потеряешь веру в себя.
Когда размесишь глину, когда разомнешь воск, можешь лепить, менять, вновь лепить.
Мастер, знай это, и не сердись на воск, если он ломается в твоей руке, или железо не поддается твоим ударам.
По холодному железу не колоти — это невежественно.
Так же, режиссер, надо размять и разогреть пьесу, если она потеряла температуру первого чтения.
Так же разогрей и себя, если ты потерял температуру, а с других спрашиваешь.
О молитве
Ермолова в день спектакля 2 часа молилась.
Гайдн: «Когда меня покидало вдохновение, я уходил в молельню, читал там Богородицу, и оно вновь возвращалось ко мне, и я писал»65.
Что такое молитва — нет одного общего мнения. Разговор и общение со Всемогущим Богом или его святыми, — говорит мистик. Суеверие на почве невежества, скажет материалист. Кто прав, а кто заблуждается, не будем обсуждать.
Бросаться фактами было бы очень неосмотрительно — бросить легко — найти трудно. А факт налицо.
Другое дело, как понять этот факт. Что это было?
Конечно, если это был бы разговор и общение с какой- то совсем потусторонней силой, нам тут, психофизиологам, по правде сказать, и делать нечего. Ну, не хватает у
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |