КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы теоретизации биоэтики 1 страница
Как было показано в предыдущей главе, единого мнения о предмете, статусе и функциях биоэтики не существует, как не существует единой точки зрения на вопрос о ее теоретических и методологических основаниях, что наводит на размышления о ее терпимости, «толерантности» к любому подходу и любой методологии. Наличие разнообразных (по происхождению и содержанию) подходов неизбежно порождает методологический плюрализм: использование различных ценностей, теорий и методов моральной аргументации. Чем более широко представлены различные познавательные и аксиологические векторы в биоэтике, тем более актуальной становится проблема их гармонизации при помощи теории или метатеории. Процесс теоретической легитимации биоэтики предполагает ответ на ряд вопросов: 1) Какое знание выступает в роли метабиоэтики? 2) Какова теория биоэтики? 2) Какие этические принципы и правила являются базовыми? 3) Как эти принципы и правила согласуются с практикой (методы)? 4) Какие ценности лежат в основании биоэтики? По мнению некоторых философов, например Я. Гартмана, стремления к теоретизации биоэтики должны быть ограничены по причине того, что оригинальные теории классической этики от Сократа до Гегеля так и не смогли предложить достаточно убедительных агрументов для конкретных практических действий[50]. Как показал опыт, решение конкретных этических проблем крайне редко предполагает обращение к традиционным моральным теориям в их классической интерпретации. Некоторые позитивистски настроенные авторы считают, что биоэтика не имеет никакой собственной теории и выступает исключительно в роли «советчика» и медиума для людей различного вероисповедания, получивших различное образование и принадлежащих к различным традициям (Каллахан Д., Гартман Я., Энгельгардт Т.). Поэтому ни одна наука, будь-то моральная философия или социология, каковы бы ни были ее теоретические основания, не может здесь претендовать на привилегированное положение. «Конечно, отсутствие формальных теорий, определяющих пути формирования интердисциплинарных областей, вызывает неодобрение сторонников чистоты дисциплин, так называемых «дисциплинарных» пуристов, — указывает Д. Каллахан в одной из своих статей, — но биоэтику как дисциплину можно спасти, если сохранить ее наиболее характерные особенности (например, интердисциплинарность)»[51]. Как правило, продолжает эту идею Я. Гартман, в ответ на главный вопрос «Что делать?» биоэтика почти никогда не отвечает: «Однозначно запретить X или Y», в типичном случае ответ состоит лишь в том, как и при помощи каких средств можно контролировать тот или иной процесс[52]. Этики, по мнению этих исследователей, — не теоретики и не реформаторы, и они не предлагают новых решений, а лишь анализируют, структурируют и специфицируют имеющиеся в наличии этические принципы. Если принять эту точку зрения, то биоэтика превращается в средство, методологию решения той или иной этической проблемы. Необходимо отметить, что в ХХ веке меняется само понятие моральной (этической) теории. Оно начинает обозначать различные концепции свободы, перечень добродетелей или систему этических принципов. Теоретический подход начинает отождествляться с различными метаэтическими дискурсами (натурализмом, интуитивизмом, неокогнитивизмом). К примеру, Джордж Кернер во введении к «Революции в этической теории» рассматривает этическую теорию как логический анализ повседневного морального языка, другими словами, как исследование природы терминов и методов обоснования, актуально используемых в дискуссиях и задающих моральные вопросы на практике (логический позитивизм)[53]. Исходя из этого под теориями в западной литературе часто подразумевают абстрактную аргументацию или единство взаимосвязанных принципов[54]. Принимая важность логического когнитивного подхода, следует отметить, что его абсолютизация не способствует формированию ценностных ориентаций морального агента. Во избежание нравственного релятивизма необходим определенный противовес познавательным ценностям, необходимы принципы, основанные на содержательных представлениях о добре, пользе, должном. В целом, разнообразные подходы к теоретико-методологическому обоснованию биоэтики можно объединить в четыре больших группы: 1) биоэтика строится на основаниях, не являющих теориями в собственном смысле этого слова; как правило, это один или несколько конкретных этических принципов; 2) она «заимствует» теоретико-методологический инструментарий у классических моральных теорий или производных от них нормативно-этических комплексов; 3) «этика жизни» использует с целью своей теоретизации механизмы соединения теории и практики, классических и практических/профессиональных этик (теории «прикладной этики»); 4) биоэтика выступает в качестве комплексного, междисциплинарного знания, основанного на соединении, синтезе предыдущих подходов.
«Теория» принципизма История развития биоэтики — это история актуализации определенных этических принципов и правил, как правило, без обобщения в рамках той или иной моральной теории или традиции. Американская и европейская биоэтика, этика «ответственного проведения исследования» и этика науки, экологическая и глобальная этика сегодня строятся на этических принципах, часто связанных друг с другом исключительно ad hoc [55] и prima facie [56]. Это означает также, что всякий принцип может быть интерпретирован в контексте той или иной теории, и всякая теория может быть итерпретирована в контексте того или иного принципа. Принцип «делай благо» может быть рассмотрен, исходя из представлений о благе в различных моральных учениях. А понятия категорического императива и поступка в деонтологии И. Канта — с точки зрения принципов пользы, вреда, справедливости, предосторожности. Такой подход в этике получил название «принципизма». В качестве оснований биоэтики различными авторами предлагаются следующие этические принципы: 1) «делай благо», автономии личности, справедливости, верности данным обещаниям, честности, «не убий», благодарности, компенсации (Р. Витч); 2) «делай благо» и автономии личности (Т. Энгельгардт); 3) справедливости, верности обещанию, правдивости, благодеяния, «не навреди» (В.Д. Росс); 4) уважения автономии личности, «не навреди», «делай благо», справедливости (Т. Бочамп, Дж. Чилдресс); 5) уважения автономии личности, уважения достоинства личности, целостности, уязвимости (Я. Рендторф)[57]. Сторонники «принципистской методологии» обычно рассматривают какие-либо попытки теоретизирования в биоэтике как излишние. Так, Тристам Энгельгардт в своей книге «Основания биоэтики» утверждает, что «биоэтика — это, по сути, «фабрика по разрешению контроверз», функция которой заключается в поиске соглашения в процедурных вопросах. По его мнению, в ее основании лежат два ключевых принципа: «делай благо» и «уважения автономии личности», которые сами по себе бессодержательны, не будучи вставленными в контекст той или иной социокультурной реальности, выступающей необходимым условием «морального понимания», всегда открытого для пересмотра и ревизии[58]. На формирование «принципистского подхода» в этике в большой степени оказали влияние американскийфилософВильям Франкена и философ из Шотландии Вильям Росс. Первый полагал, что все существующие точки зрения на содержание морали можно свести к двум принципам: «делай благо» и «справедливости»[59]. Второй в качестве универсальных выделял этические принципы «компенсации нанесенного ущерба», «верности данным обещаниям и соглашениям», «благодарности», «делай благо», «самосовершенствования», «не навреди», «справедливости»[60]. Но все эти принципы, по их мнению, не могут быть удовлетворительным образом согласованы с целью принятия конкретного решения. Поэтому в каждом конкретном случае устанавливается «временная иерархия»: какой-либо один принцип временно, prima facie, начинает подчинять себе все остальные. Это означает, что следование этому принципу становится обязательным, но лишь до тех пор, пока не возникнут соответствующие условия для актуализации других принципов. Исходя из этого, актуальное обязательство оказывается зависимым от аналитических способностей морального агента, от правильной оценки им конкурирующих принципов и обязательств. В этой связи возрастает роль аналитических, когнитивных и интуитивных способностей субъекта. Природа метаэтики, лежащей в основании принципизма, была исследована Т. Бочампом и Дж. Чилдрессом[61]. Так, в качестве объединяющего принципа биомедицинской этики, ими была предложена теория общей морали (common morality theory) [62]. Общая мораль представляет собой явление трансцендентное локальным практикам и традициям, ее принципы универсальны, ибо основаны на некоторых фундаментальных истинах, признаваемых всеми людьми[63]. Таким образом, она выступает как универсальная мораль: 1) основанная на разуме; 2) имеющая своим основанием не один, а несколько этических принципов; 3) признаваемая и разделяемая всеми людьми. Common morality выполняет роль общего знаменателя для этических теорий и, по мнению авторов, лучше всего удовлетворяет целям выработки и принятия правильных решений, совершенствования моральной политики в области практической медицины и здравоохранения. Она может иметь два и более абсолютных принципа prima facie, тем самым выгодно отличаясь от монистических моральных теорий, например, деонтологических или утилитаристских, строящих «свою защиту», исходя из какого-либо одного нравственного абсолюта. Утилитаризм, деонтология И. Канта, этика добродетелей, либеральный индивидуализм, коммунитаризм[64], этика заботы, этика справедливости как честности, по мнению Т. Бочампа и Дж. Чилдресса, не могут выступать в качестве метаэтических оснований для биомедицинской этики с ее прагматической ориентацией. Применение их принципов и норм на практике часто приводит к взаимоисключающим выводам. Так, например, «приложение» теории дистрибутивной справедливости[65] к проблемам, возникающим в области трансплантологии, приводит к двум одинаково возможным стратегиям распределения донорских органов: 1) в соответствии с критерием предполагаемого количества лет жизни реципиента после пересадки; 2) в соответствии с критерием количества потраченного времени на ожидание донорского органа. Оба этих подхода хотя и отвечают требованиям теории справедливости, но исключают друг друга на практике. Бочамп и Чилдресс отказываются от идеи какой-либо одной моральной теории, основанной на определенных принципах, добродетелях, правах, в качестве основания для биомедицинской этики. В моральной аргументации мы часто прибегаем, считают они, к разнообразным принципам, правилам, правам, добродетелям, чувствам, аналогиям, парадигмам, иносказаниям и интерпретациям. Установление приоритета какого-либо одного из этих факторов, представляет собой сомнительный, с точки зрения успешности, проект, точно также как и попытка обходиться без моральных теорий вообще [66]. Тем не менее, знание классических и неклассических моральных теорий оказывается необходимым для рефлексии, выбора метода рассуждений и принятия решений в биомедицинской этике. Эти теории дают возможность авторам концепции: 1) прояснять и интерпретировать содержания принципов и норм общей морали; 2) устанавливать общие предпосылки для различных этических принципов (процедура когерентности); 3) осуществлять процедуру специификации и оценки «удельного веса» различных этических принципов в решении той или иной моральной проблемы. Например, принцип уважения автономии личности трактуется при помощи моральных теорий И. Канта и Дж. С. Милля; принцип «не навреди» — с позиций теории В. Франкена; принцип «делай благо» обсуждается в контексте теорий блага Ф. Хатчесона[67] и Д. Юма; принцип справедливости рассматривается с позиций утилитарных, либертарианских[68] и коммунитаристских теорий. Теория общей морали, таким образом, обретает статус метатеории, находящейся как бы в промежутке между обыденной моралью здравого смысла и систематизированным философским знанием о морали, и, одновременно, выходящей за границы обыденных представлений и философских концепций. Такая позиция позволяет Бочампу и Чилдрессу: во-первых, опираться на авторитет общепринятых в обществе моральных норм; во-вторых, использовать соответствующий теоретический инструментарий — элементы утилитаристских, деонтологических, либеральных и других моральных теорий — для детализации и обоснования биомедицинских принципов и правил; в-третьих, обосновывать универсальный и метанормативный характер теории общей морали. Достаточно интересную и заслуживающую внимания теоретическую концепцию биоэтики представили Бернард Герт, Чарльз Калвер и Даннер Клоузер в книге «Биоэтика: назад к основаниям»[69]. Подобно Бочампу и Чилдрессу, они предлагают положить в основание биоэтики теорию общей морали. Однако, в отличие от них, авторы решительно отвергают релятивизм и моральный плюрализм. Теоретические конструкции принципизма, полагают они, не могут быть основой для связывания, соединения принципов в организованную систему требований, руководящих указаний для поведения членов общества. Поэтому они призывают «вернуться назад», к фундаментализму в этике, и в ее основание положить десять правил[70]. Первые пять носят категорический характер: 1) «не убивай»; 2) «не причиняй боль»; 3) «не калечь»; 4) «не лишай свободы»; 5) «не лишай удовольствия других людей». Остальные не являются столь категоричными, их нарушение может приносить вред не во всех случаях: 1) «не вводи в заблуждение»; 2) «держи свои обещания»; 3) «не нарушай принятые в обществе правила (не мошенничай)»; 4) «придерживайся закона»; 5) «выполняй свои обязанности». Теория общей морали здесь выступает как соглашение рационально мыслящих индивидов о запрещении вредного социального поведения, влекущего за собой боль, страдания, смерть, ограничения свободы, возможностей и удовольствий. Общая мораль Б. Герта, Ч. Калвера и Д. Клоузера — это публичная, обязательная для всех система правил, основанная на рациональности и императивности, и этим она напоминает деонтологию Канта. В то же время, здесь учитываются последствия поступков, и в этом проявляется ее сходство с утилитаристскими теориями морали. Ее цель — обоснование справедливой моральной системы для людей, подверженных ошибкам. Она учитывает такие особенности человеческой природы как уязвимость, способность ошибаться, желание избегать вреда, и включает в себя идеалы и правила, направленные на его предотвращение. Еще одно попытка теоретического обоснования принципизма была предпринята Я. Рендторфом и П. Кемпом. Они в качестве теоретических оснований принципов европейской биоэтики предлагают рассматривать: 1) этику близости и доверия (proximity); 2) философию универсализма; 3) коммунитаристскую этику. Этика близости и доверия основана на идеях Э. Левинаса и П. Рикера. Универсализм ими связывается с учением И. Канта о достоинстве и ценности каждой человеческой личности, а также концепции Ю. Хабермаса об универсальном коммуникативном дискурсе. Коммунитаристская этика обосновывается необходимостью герменевтического подхода к существующим в обществе моральным стандартам и соблюдением социального контракта (либеральная философия)[71]. Тем не менее, по мнению многочисленных критиков, основанная на принципизме биоэтика оказалась в значительной степени ограниченной метаэтическими рассуждениями: анализом логики моральных утверждений, пояснением сути моральных терминов и суждений, описанием логических процедур и общих способов мышления. В действительности, принципистский подход игнорирует «размышления» и ценности самого индивида, предвосхищающие процесс вынесения какого-либо «суждения». Принциписты допускают ту же ошибку, что и британские моральные философы: они абсолютизируют «процедурный момент» морального решения, что приводит к идеализации «морального судьи», его дистанцированию от событий, происходящих в реальном времени и пространстве, освобождению от ответственности за те или иные выводы. Если настоящий судья, выносящий «осуждающий» или «оправдательный» приговор, несет личную ответственность за свои слова и поступки, то идеализированный «критический наблюдатель», моральный агент, взвешивающий все «за» и «против», хотя и «судит», но в действительности он «выведен» из системы моральной ответственности. Он может быть умным или недальновидным, находчивым или неумелым в своих рассуждениях, но его суждение не оказывает никакого влияния на тех, кого оно касается. Здесь моральный субъект — это не тот, кто изначально выступает носителем альтернативных подходов и ценностей, а тот, кто их «конструирует» по мере спецификации принципов, его размышления оказываются вторичными по отношению к моральной оценке. Когда такая методология начинает преобладать в области профессиональной ответственности, например, в медицинской практике, то тогда решение моральных проблем принимает технический характер и превращается из решения проблемы в проблему решения [72]. Стефен Тулмин считает, что в биоэтике крайне важно избегать «тирании и абсолютизма принципов»[73]. А принципистский подход хорош для регулирования взаимоотношений скорее чужих и незнакомых друг другу людей, чем друзей или близких. По его мнению, этические принципы не являются фундаментом, а выполняют скорее роль коридоров или стен, соединяющих моральное восприятие человека с другими более общими положениями — теологическими, философскими, идеологическими[74]. Пропоненты как утилитаристской, так и деонтологической этики полагают, что можно избежать тирании этических принципов, но нельзя обойтись без принципов вообще. Они необходимы для решения вопросов координации, кооперации и доверия в человеческих взаимоотношениях. Так или иначе, в современном плюралистическом мире профессионалы должны приходить к согласию с непрофессионалами, имеющими собственную точку зрения. А частные решения — подразумевать наличие некоторых общих, универсальных для всех правил. Д. Каллахан также выступает в защиту универсального характера методологии принципизма[75]. Концепция биомедицинской этики, основанная на принципизме, — считает он, — исходит из некоторых универсальных принципов, разделяемых всеми и в большинстве случаев. Представители этики коммунитаризма, добродетелей, феминизма, по мнению Д. Каллахана, подвергают критике как раз то, что составляет главное достоинство принципизма — стремление к универсализации этических принципов путем их абстрагирования от культурного, социального, гендерного, этнического и других контекстов. Вместе с тем, биоэтики не могут обходиться без ряда навыков-умений (skills), направляющих дискуссию о ключевых биоэтических проблемах в наиболее благоприятное русло. К таковым он относит рациональность, способность к воображению и инсайт. Как правило, эти умения сами по себе недостаточны, каждое из них вносит лишь определенную лепту в успех всестороннего обсуждения того или иного вопроса.
Полезные заимствования из классических и неклассических теорий морали В последнее время увеличилось количество статей, посвященных использованию классических и неклассических моральных теорий в прикладных, профессиональных областях. К классическим моральным теориям, как правило, относят деонтологию И. Канта, утилитарные и либеральные теории, аристотелевскую теорию добродетелей. К неклассическим — этику заботы, этику отвественности, этику справедливости, этику справедливости как честности, феминистическую этику. На роль теоретического основания биоэтики претендуют кантовская деонтология, утилитаристские, либеральные, эгалитаристские[76], теологические моральные теории, и даже возникшие не так давно — феминистическая этика «заботы», «казуистическая этика» (основанная на анализе отдельных случаев), нарративная, герменевтическая, персоналистская этики. Может быть, по этой причине, большинство учебников и хрестоматий по биоэтике начинаются с пересмотра, «инвентаризации» хорошо знакомых и современных моральных теорий, после чего, по мнению некоторых исследователей, наблюдается прямо противоположный эффект: уверенность в наличии какой-либо определенной, особенной теории биоэтики у читателя сама собой пропадает. Так, например, вопросу использования в медицинской практике деонтологии И. Канта посвящен целый раздел популярного европейского научного журнала «Медицина, здравоохранение и философия», издающегося Европейским обществом философии медицины и здравоохранения[77]. Немецкие исследователи Фридрих Хьюбель и Никола Биллер-Андорно, отмечая несомненный вклад моральной теории Канта в современную медицинскую этику, указывают также на то, что ограничивает ее использование в прикладных целях: - эксклюзивность, ориентация на автономного и рационального субъекта (между тем, многие пациенты не могут поступать рационально в силу своей болезни); - индивидуализм — человеческие существа рассматриваются как изолированные и независимые, а человеческим взаимоотношениям отводится второстепенная роль (в сфере медицинской практики, как ни в какой другой профессиональной области, важен межсубъектный аспект этики); - рационализм — пренебрежение чувствами (отношения медицинского персонала и пациентов строятся, прежде всего, на отношениях взаимопонимания, сопереживания, сострадания и поддержки); - ригоризм и формализм — акцент на следовании законам и императивам без учета нюансов реальной жизни (в медицине моральный выбор часто зависит от множества эмпирических факторов, типа болезни, индивидуальных особенностей организма больного, технических возможностей)[78]. Можно спорить о возможностях и глубинных смыслах кантовской «метафизики нравов», но, очевидно, что в своем учении, аналогично Т. Гоббсу и Дж. Локку, И. Кант не жертвует интересами общества ради индивида, а практический разум не приносит в жертву рациональности и абстракции. Мы считаем, что непреходящее значение кантовской этики состоит в подготовке почвы не только для артикуляции принципов уважения автономии и достоинства личности, но и утверждения представлений о «внутренней ценности» других живых существ. Что же касается непосредственного практического использования кантовской деонтологии, то, оно может быть оправданным не во всех случаях. В тех ситуациях, когда деонтология не может предложить конкретных решений, должны вступать в силу другие стратегии и моральные теории. Как отмечалось нами ранее, взгляд на философскую теорию как на то, что следует «прикладывать» к практике, коренным образом меняется. Моральным теориям «бросают вызов» многочисленные «неклассические концепции морали», такие, например, как постутилитаристская этика Дж. Роулза и этика ответственности Г. Йонаса. Многие современные моральные концепции, повлиявшие на современную этику, не считаются фундаметальными, теоретическими в традиционном смысле этого слова. Например, работы Джона Лэдда по вопросам моральной ответственности, Аннет Баер, исследовавшей феномен доверия, Ирис Янг, внесшей свой вклад в развитие понятия справедливости, хотя и носят теоретический характер, но не считаются теориями в точном смысле этого слова[79]. Кроме того, в качестве возможных оснований прикладной этики все чаще обсуждаются не «чистые» теории, о которых уже «мало кто помнит», а парадигмальные образования, включающие теоретические конструкты, ценностно-нормативные комплексы, идеологию, практический опыт использования тех или иных терминов, этических принципов и теорий. Это так называемые «измы»: утилитаризм, либерализм, прагматизм, экзистенциализм и др., ядром которых выступает уже не «голая» теория, положившая начало направлению, а тот или иной этический принцип/ценность, однажды отпущенные в собственное плавание, «на вольные хлеба», и «обросшие» за это время шлейфом трактовок, интерпретаций, смыслов, не исключая предрассудков и предубеждений. В свое время П. Сингер и Й. Флетчер предложили положить в основание современной этики гуманного отношения к животным и медицинской этики, моральную концепцию утилитаризма. Классический утилитаризм, построенный на эмпиризме Д. Юма, сводил расчет «затрата-польза» к оценке «приятного-неприятного» для отдельно взятого субъекта. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля был основан на тройном предписании: максимального увеличения удовольствия, уменьшения боли и расширения сферы личных свобод для как можно большего числа людей. Сегодняшний утилитаризм включает в сферу своих предписаний и нечеловеческих живых существ. Утилитарист П. Сингер считает, что, с одной стороны, область защиты интересов должна расширяться до сообщества животных, способных чувствовать, а с другой — сужаться за счет тех живых существ, которые не обладают такими способностями (низшие животные, умственно неполноценные люди, человеческие эмбрионы и т.д.). Исходя из этой посылки, оправдываются как добровольная, так и принудительная эвтаназия, смерть тех людей, у которых страдание преобладает над удовольствием, и осуждается все то, что увеличивает общее количество боли и уменьшает общее количество радости в мире. Парадоксальность утилитаристского подхода состоит в том, что ценность человеческих существ, не обладающих разумными способностями, может рассматриваться как более низкая по сравнению с ценностью «полноценных», «здоровых» представителей животного мира, не утративших способность страдать от боли, ограничения свободы, пищевой депривации и пр. Но все же, благодаря своей парадоксальности, именно утилитаризм послужил идейной платформой общественного движения за права животных. Что же касается либеральных теорий, то их роль в формировании этики жизни будет рассмотрена нами далее. Хотелось бы остановиться лишь на некоторых модификациях либерального подхода, когда из арсенала либеральных теорий выхватываются отдельные концепты, которые начинают выступать в качестве «центра кристаллизации». Так, Р. Витч в основание медицинской этики помещает контрактную теорию, берущую истоки в либерализме[80]. Он называет свою теорию тройным контрактом (triple contract). Первый контракт — это социальный контракт, в котором участвуют различные стороны, а благополучие каждого определяется в соответствии с фундаментальными принципами общежития, демократического общества. Внутри социального контракта существует второй контракт взаимных обязательств профессионалов и общества. И третий контракт регулирует отношения профессионалов и непрофессионалов. Исходя из этой теории, принципы уважения автономии личности, верности обещаниям, избегания убийства и справедливости имеют приоритет над принципами «делай благо» и «не навреди». Контрактная модель взаимоотношений «врач-пациент» подвергается критике Ховардом Броды[81]. Он подчеркивает, что она: 1) строится на ошибочной предпосылке о том, что взаимоотношения врача и пациента начинаются с подписания договора (контракта); 2) делает акцент на финансовой стороне дела в ущерб этической; 3) носит скорее юридический характер; 4) рассматривает принцип уважения автономии личности как более приоритетный по сравнению с другим этическим принципами. Исходя из этого, она не может претендовать на статус универсальной. Мы полагаем, что когнитивные и аксиологические потенции теории контракта заслуживают пристального внимания, изучения и практического использования. Контракт, договор, соглашение, «в хорошем смысле этого слова», заключенный сторонами во благо пациента, может стать средством разрешения зашедших в тупик ситуаций в сфере здавоохранения, например, конфликта между обязательством лечить больного и отсутствием в наличии необходимых медицинских препаратов в медицинских учреждениях государственной формы собственности. Литовская исследовательница Нийоле Васильевене предлагает рассматривать в качестве теоретического фундамента прикладных этик, в том числе и биоэтики, теоретическую парадигму огранизационной этики [82]. Она считает, что не существует специфических прикладных этик, а каждая из них выступает лишь разновидностью этики организации[83]. Следует отметить, что в свете этой парадигмы биоэтика исчезает как специфический вид этики и становится всего лишь подвидом деловой этики, наряду с этикой бизнеса и хозяйственной этикой. Организационная этика базируется на структурно-функциональных образованиях, системе связей, наборах ролей, ценностях, разделяемых членами этих организаций и социумом, а именно — добросовестности, надежности, честности, социальной отвественности. Эта этика, по мнению Васильевене, актуальна в любой трудовой профессиональной сфере жизни и в каждом виде деятельности. Она является по отношению к профессиональным этикам, как метатеория, как этика управления ценностями. Центрирующей моральной нормой здесь выступает социальная ответственность перед всеми, с кем организация ведет свои дела. «В этом смысле, — указывает Васильевене, — деловая этика охватывает все организации, профессии, самые разные виды деятельности, от которых свободные индивиды граждански зрелого общества могут потребовать ответственного проведения согласно предназначению (миссии) данной структуры и ее конкретной роли-функции»[84]. «Граждански зрелое» общество заставляет организации следовать не корпоративному, а общественному интересу, и для этого инспирирует внедрение не только правовых, но и этических регулятивов, сочетающих личный, корпоративный и общественный интерес. Стандартизируя лучшие варианты эмпирически обоснованных решений с последующей их инструментализацией, деловая этика становится инструментом усовершенствования тех социально-профессиональных сфер, в которых она применяется. Она превращается в средство операционализации стратегических целей (например, цели сохранения окружающей среды или сохранения здоровья субъектов биомедицинских исследований). Она интегрирует дескриптивный и прескриптивный дискурсы, концентрируя свое внимание на разработке механизмов, методов и процедур проведения достижимого должного в повседневное сущее. Деловая этика строится на возможности открытых коммуникаций и способности членов общества и социальных институтов приходить к консенсусу, быть верными обязательствам социального договора.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |