КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские концепты как основания принципов биоэтики 1 страница
Нам представляется, что на роль философских оснований биоэтики могут претендовать не отдельные школы или учения, а определенные концепты[186], подготовившие во второй половине ХХ века необходимые условия для артикуляции биоэтических принципов, объединивших традиционные человеческие ценности с многочисленными свидетельствами и фактами жизни человека и природы. Мы полагаем, что различные версии, модели, парадигмы биоэтики этимологически и семантически объединяет нечто общее. Это единый теоретический фундамент или каркас, обозначенный ее основными, смыслозадающими этическими принципами, среди которых следует выделить: уважение автономии и достоинства личности, целостности, справедливости, уязвимости, «не навреди», «делай благо». Эти принципы далее генерируют, образуют своеобразные «гомологические ряды» производных и специфицирующих их других принципов и правил. Так, например, принцип уважения автономии личности становится изначальным для правила информированного согласия, правдивости, конфиденциальности, невмешательства в частную жизнь; принцип целостности — для принципов честности, открытости, бескомпромиссности, неподкупности, невмешательства в частную жизнь; принцип «не навреди» — для принципов предосторожности, предотвращения, возмещения урона; принцип уязвимости — для принципов толерантности и не-дискриминации. Можно заметить, что такие ряды могут «ветвиться», образовывая связи друг с другом в виде общих теоретических предпосылок и принципов, напоминая не столько древо, сколько «сеть жизни». Такая характеристика связей между принципами служит еще одним доказательством того, что в современной теории объяснения сложных систем происходит переход от сложности как системной линейности к сложности как «plectics» [187]. Центральное ядро биоэтики, образованное этими принципами-ценностями, сформировалось вследствие утверждения ряда ключевых концептов, среди которых следует рассмотреть три, на наш взгляд, наиболее важных: 1) жизнь как неметафизическая сущность; 2) естественное право на жизнь; 3) «внутренняя» ценность представителей жизни. Жизнь как неметафизическая сущность Неметафизический способ постижения феномена жизни предполагает семантическое сближение понятий идеального, интеллигибельного и природного, жизненно необходимого (витального). Возникает перспектива преодоления оппозиции субъект-объект, человек-природа, культура-окружающая среда при помощи понятия жизни как целостности, как третьего, не эксплицируемого к этим двум и получающего моральное содержание — смысл только «в их просвете». Таким образом, жизнь начинает пониматься как некая синкретическая целостность, единство человека и природы, идеальных структур сознания и объективных законов природы, имеющая, между тем, свои собственные механизмы поддержания, сохранения, воспроизводства и развития. Жизнь, понимаемая неметафизически, предстает как внутренний порядок вещей, имеющий сетевую организацию, и, одновременно, как то, что существует, «лишь проходя сквозь призму взгляда, внимания, языка»[188]. Основополагающие коды культуры с ее ценностями и иерархиями практик составляют единое целое с эмпирическими порядками, идеальное — с действительным, а культурное — с природным. В этом единстве раскрывается порядок бытия как порядок жизни, так как жизнь, постигаемая неметафизически, не означает нечто неопределенное, но всегда является чем-то реальным и одновременно конкретным. Понимание жизни как неметафизической сущности не означает аннигиляцию ее метафизического измерения, прекращение всяческих попыток найти общие, универсальные принципы, лежащие в основании коэволюции культуры и природы. Вводя это понятие, мы, прежде всего, подчеркиваем возможность и необходимость новой метафизики, не как учения об умопостигаемом бытии или бытии сознания, учения о незримой структуре мира или человеческого общества, а как науки или мудрости, которая позволит «нравственности стать действительностью» (Ж.-Ф. Лиотар). Некоторые авторы для того, чтобы подчеркнуть особенности дискурса, в центре которого — специфика онтологического отношения субъекта к своему собственному бытию и бытию других неантропных форм жизни, вводят такое понятие как постметафизический дискурс[189]. В своих воспоминаниях австрийский психотерапевт Виктор Франкл приводит пример постижения жизни как неметафизической (постметафизической) сущности узниками концентрационного лагеря в экзистенциальных, пограничных между жизнью и смертью, ситуациях. «Что действительно было необходимо нам в этих обстоятельствах, — вспоминает он, — так это изменение нашей установки к жизни. Мы должны были научиться сами и научить наших отчаявшихся товарищей, что реально значимым является не то, что мы ожидаем от жизни, но скорее то, чего жизнь ожидает от нас. Мы должны были перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого начать думать о самих себе, как о тех, кому жизнь задает вопросы ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен был состоять не в разговорах и размышлениях, но в правильных действиях, и жизнь означает, в конечном счете, принятие ответственности и нахождение правильного ответа на ее проблемы и решение задач, которые она постоянно ставит перед каждым индивидом»[190]. Глобальная экологическая катастрофа, международные военные конфликты ставят под вопрос сами основы жизни на земле, а существование эмпирическогомира становится онтологической проблемой. Неметафизический способ раскрытия и существования живого основан на представлениях о конечности человека, об ограниченности земных — природных и человеческих — ресурсов, несовершенстве рационального знания и технологических возможностей человека. Теория коэволюции природы и общества предлагает новый тип метафизики и онтологии, требующих беспрецедентного смешения науки и морали, биологии и этики. В новом отношении к миру снимается с повестки дня проблема натуралистического заблуждения в пользу уже имеющегося, наличного бытия, задающего свои моральные императивы. Предпосылкой возникновения человеческих ценностей — того, что должно «быть», становится эмпирия бытия, эволюционная и экологическая история, в которой человек уже «есть» в мире, однако это «есть» не подкреплено никакими гарантиями. Концепт жизни как неметафизической сущностибазируется на ряде утверждений: 1) Жизнь как таковая, а не понятие жизни, в своих многообразных конкретных проявлениях (жизнь человека, животных, живых организмов, живой и неживой природы) является высшей ценностью; 2) Жизнь — это единство духовного и материального, метафизического и эмпирического, идеально-ценностного и фактического; 3) Жизнь — это тотальность; 4) Этические принципы служат важнейшим инструментом автопоэзиса [191], воспроизводства и развития жизни. Данный концепт основан на том, что наши представления о мире фундированы не только умозрительными процессами, но и фактами телесного присутствия в мире, фактами существования, ограниченности и конечности наличного бытия человека, изначально данными ему как априорные формы. Любое проявление бытия в той или иной ситуации, в том или ином контексте или аспекте, всегда имеет отношение к таковым фактам. В этой связи декартовское «Я мыслю, следовательно, существую» сегодня трансформируется в «Я живу, мыслю и существую фактически как живое, телесное и уязвимое существо». Это означает не только то, что человек по своей природе принадлежит к млекопитающим, но также и то, что природе наших представлений предшествует нетематизируемая целостность жизни, жизнь как тотальность, по отношению к которой мы всегда ощущаем себя единичными, незавершенными, конечными и подверженными распаду. В конечном счете, именно «природа целостности», а не природа как таковая «становится в нас людьми», получает моральные и этические предикаты[192]. Таким образом, целостность жизни мыслится как иное качество, как нечто большее, чем просто сумма частей — человечества и природы. Она выступает живым порядком, особой тотальной структурой мира. Целостное, системное понимание жизни означает раскрытие внутренних, присущих ей процессов самоорганизации и саморазвертывания,автопоэзиса, важной составной частью которого выступают процессы ассимиляции и диссимиляции, обмен между жизнью и смертью (Ж. Бодрияр). Концепции жизни как неметафизической сущности лежит в основании этики благоговения перед жизнью великого гуманиста ХХ векаАльберта Швейцара, которая способствует: 1) преодолению метафизического абсолютизма в этике; 2) утверждению принципа благоговейного, бережного отношения к жизни; 3) индивидуализации морали; 4) утверждению биоцентрического мировоззрения. В философии морали А. Швейцера жизнь как таковая, а не понятие жизни, представляет высшую ценность для человека, а добром является лишь то, что служит ее сохранению и развитию. «Поистине нравственен человек только тогда, — считает Швейцер, — когда он повинуется внутреннему убеждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий; он не спрашивает также, может ли она в какой-либо степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь как таковая»[193]. Швейцер предлагает рассматривать факты жизни как первоэлементы бытия: «Элементарный, постоянно присутствующий в сознании факт нашего бытия можно выразить так: я — жизнь, которая хочет жить среди жизней, которые также хотят жить»[194]. Отсюда безграничная ответственность человека за все то, что живет. На этом фундаменте он возводит собственное здание этики нравственной личности, основанной на единстве мышления и сферы чувств, которая и обеспечивает внутреннюю, органическую связь человека с бытием, с миром. Знания о мире должны проходить через чувства человека и становиться его переживанием. Только такое познание-переживание наполняет его благоговением перед проявляющейся во всем таинственной волей к жизни. Согласно Швейцеру, величайшим заблуждением прежнего этического мышления было желание свести воедино этику самосовершенствования нравственной личности и утилитаристскую этику самоотречения ради блага общества[195]. На самом деле, эти этические системы принципиально несовместимы. Этика самосовершенствования берет истоки в учении Платона и далее находит свое воплощение в немецкой философии ХVII-ХVIII веков (А. Шопенгауэр, И.-Г. Фихте, И. Кант). Ей, так же как и многим восточным религиям, свойственно абсолютизировать принцип созерцания и индивидуальной духовной работы. Этика самоотречения, уходящая своими корнями в античную философию и философию Нового времени, напротив, призывает каждого индивида жертвовать своими интересами ради других людей и общества в целом. Однако этика утилитаризма не может удовлетворительно обосновать, что же должно лежать в основании поступка самоотречения личности ради общества — инстинкт, эгоизм, удовольствие или что-то иное. На первый взгляд кажется, что из «правильной» этики самосовершенствования должна возникать и социально совершенная этика, и что вторая — есть продолжение первой. В действительности же этика нравственной личности индивидуальна, не регламентирована и абсолютна, а этика, созданная для общественного процветания, надиндивидуальна, регламентирована и релятивна. Между ними существует исторический антагонизм из-за того, что личность является мерой всех вещей и никогда не должна приноситься в жертву социальным целям. Именно поэтому она не может «безропотно» подчиняться этике общества без того, чтобы постоянно не вносить в нее свои «коррективы». Швейцер считает, что необходимо сохранять примат этики самосовершенствования личности над утилитарной социально ориентированной этикой. Однако первая не должна быть пассивным созерцанием жизни, как это принято на Востоке (в Китае и Индии) или на Западе (немецкая философия). Привлекательность созерцательного отношения к жизни состоит в том, что оно легко достижимо и под силу каждому — стоит лишь погрузиться в мир абстракций и символов. В результате создается иллюзорное впечатление, что мы приобщаемся к духовному содержанию жизни как тотальности. Между тем, самоотречение ради метафизически понимаемого бытия, ради абсолюта, порождает мертвую духовность. Такое самоотречение — исключительно интеллектуальный, а не духовный акт. Бытие имеет свою собственную структуру, часто не совпадающую с метафизическими конструкциями, возведенными человеческим разумом. Оно имеет свой язык и обнаруживает себя в жизни отдельных живых существ. Нет абстрактного бытия, есть действительное, наличное бытие в его бесконечных проявлениях. Поэтому этика благоговения перед жизнью должна быть активной и деятельной. Человек конечен, он смертен, поэтому познание им истины не может быть совершенным, оно всегда фрагментарно, не завершено и никогда не будет завершенным. Но в своей конечности мы также можем приобщаться к бесконечному путем совершения конечных поступков, нравственных актов, которые «никто не оценивает», но которые изменяют мир, встраиваясь в его структуру. Таким образом, сущностные связи мира проявляются и фиксируются в конкретных человеческих поступках. Современные представления о феномене жизни во многом сформировались под влиянием философии жизни ХХ века, представленной биологическим и интуитивистским направлениями. Большой вклад в понимание жизни как неметафизической сущности внесли также феноменология и экзистенциализм. Основоположник философии жизни Ф. Ницше одним из первых поставил «жизнь», а не «понятие жизни» в центр мира и мировоззрения «и придал более чем кто-либо другой слову «жизнь» присущий ему блеск, столь многих к нему сейчас привлекающий»[196]. Увлеченный идеями дарвинизма и эволюционизма, он заменяет дарвиновскую борьбу за существование ее «культурным аналогом» — волей к власти. Нравственный идеал Ницше — Заратустра, Сверхчеловек, идеалом которого является все самое жизненное. Его превосходство над другими связано с тем, что он принимает и утверждает жизнь во всей ее полноте и естественности, в ее вечном возрождении, со всеми ее страхами и ужасами. Он не останавливается на какой-либо одной форме жизни, а стремится все к большему разнообразию и совершенству самовыражения и самопроявления. С точки зрения Ницше, христианская этика сострадания аморальна, так как она защищает то, что нежизнеспособно, что не может существовать самостоятельно. Подлинные ценности должны измеряться масштабом усиливающейся воли к жизни. Даже истинность науки должна определяться, исходя из ее влияния на развитие жизни. Вместе с тем, у Ницше отношение к человеку противоречиво: с одной стороны, человеческое существо — это стыд и позор, лишь «материал» для создания Сверхчеловека, а с другой — то, что наделено способностью к творчеству, к созданию новых ценностей, нового мира. Обращаясь к человеку (и в его лице к человечеству) он спрашивает: «Можешь ли ты сам себе дать свое добро и зло и повесить над собой свою волю как закон? Можешь ли ты быть судьей самого себя и мстителем своего закона?»[197]. Человек может творить новые ценности, но мораль, как и истина, не даются a priori, а создаются в процессе борьбы за жизнь, в ходе которой переосмысливаются традиционные ценности и идеалы. Ницше выступает за индивидуализацию идеалов, за превращение индивида в строгого законодателя для самого себя. Мораль может быть возможной единственно как самоограничение, как «законодательство-только-для-себя», ограничивающее собственное пространство, но, одновременно, усиливающее стремление к диалогу с «другими истинами». По мнению У. Бека, такая «индивидуализация идеалов» расширяет область морали, поскольку моральные законы других становятся возможными, могут переживаться и делаются желанными как обогащение частной жизни[198]. Существование собственного законодательства неизменно полагает принятие «других-для-себя-законодательств». Индивидуализация морали выводит индивида на уровень собственной критики и тогда то, что достоверно для других, может быть оправданным на основании личного опыта, критика которого создает шанс для глобальной морали толерантности. В контексте анализа философских предпосылок биоэтики наиболее важными являются четыре идеи Ф. Ницше: 1) в центре мира и мировоззрения находится жизнь; 2) критерием научной истины и морали является степень их соразмерности явлениям жизни; 3) мораль возможна только на основе ее индивидуализации; 4) человеческая жизнь — это бесконечный процесс творчества по переосмыслению традиционных ценностей и созданию новых. У другого представителя философии жизни, французского философа Анри Бергсона, жизнь обнаруживает качественно иные черты, нежели у Ницше. Склонность к органическому и отвержение механического приводит его к решительному повороту к интуитивизму. Основой всех жизненных процессов он считает длительность и непрерывность, направленность и незавершенность[199]. Длительность и время как атрибуты жизни вводятся им в основу мира — вся вселенная длится, продолжается во времени и в пространстве. По мнению Бергсона, сущность жизни невозможно понять при помощи естественных наук и субъект-объектных отношений. Мир естествознания представлен односторонними вычислениями рассудка; научные понятия умерщвляют жизнь, «однообразят» вечно разнообразные вещи, в то время как мир «несется вперед к своей новизне». Жизнь — это «огромная волна», которая, получив «первоначальный толчок», начинает распространяться из единого центра, а затем постепенно «затухает», останавливается, встречая на своем пути сопротивление в виде материи. В мире животных и растений часть изначального, жизненного порыва оказывается утерянной. Но жизнь на этом не прекращается — она ищет другие пути своего расширения и находит их в человеческом сознании. Эволюция, таким образом, продолжается в сознании человека, а точнее — в его интуитивных способностях. Длительность, в отличие от абстрактного застывшего времени науки, предполагает постоянное творчество новых форм, становление, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, то есть, свободу. Поэтому постижение жизни в ее непосредственности и длительности возможно только благодаря интуиции. Интуитивное знание — это непосредственное знание-переживание, преодоление дистанции между субъектом и объектом, незаинтересованное погружение в предмет. Смысл и содержание истинного бытия, истинной жизни раскрываются только при помощи активной интуиции, а не рассудка. Жизнь (жизненный порыв) понимается Бергсоном в широком значении как совокупность всех переживаний, в которой умершее присутствует наравне с живым. Здесь появляется качественно иное, в отличие от Ницше, понимание жизни как интуитивного знания-переживания, как духовного измерения: «…интуиция есть сам дух и, в известном смысле, сама жизнь»[200]. Тем самым совершается переход от онтологии ценности к теории ценности. Этика Бергсона — это этика жизни и этика духа. Чтобы наша жизнь имела духовный характер, мы должны освободиться от рассудочных суждений и обратиться к интуиции. Только путем интуитивной отдачи себя течению жизни мы можем достичь состояния нравственной свободы. Бергсон предложил несколько важных идей для формирования биоэтического мировоззрения: 1) жизнь и жизненное характеризуется длительностью и непрерывностью и раскрывается в становлении; 2) истинный смысл жизни можно постигнуть только при помощи интуиции-переживания; 3) жизнь сама по себе является духовным процессом. Идейной преемницей философии жизни становится феноменология. Феноменологический подход позволяет рассматривать каждый акт мысли как событие, отличное от своего же собственного содержания. Представление о том, что в мышлении существуют образования, ниоткуда не выводимые и по своей сути неразложимые, фактически нам данные, позволяет оценить процесс любого познания, в том числе и научного, как естественный. Тем самым, с одной стороны, когнитивные акты становятся реальными событиями действительности и уже не могут быть эксплицированы к своему содержанию. С другой — сама процедура мысли начинает выступать как продолжение природной сущности человека, тем, что участвует в образовании и развитии так называемых «человеческих сущностных сил». Сущность феноменологического подхода к аксиологии состоит в том, что ценности не могут быть формами объективного знания. Человек лишь устанавливает «островки порядка в хаосе Вселенной», но этот порядок изначально неантропоморфен. Ему, как содержанию знания, не может быть придана конечная размерность (М. Мамардашвили). Такая ориентация на неантропоморфное, «нечеловеческое», «безмерное», становится предпосылкой возникновения идеи жизни как неметафизической сущности. Любое знание и сознание, с феноменологической точки зрения, приобретают ценность только в той мере, в какой их содержанию не может быть присвоена никакая ценностная размерность. Смысл всякого познания (и в этом ключ к решению проблемы противопоставления естествознания и гуманизма) содержится в постоянном расширении способа восприятия человеком мира и себя в нем. Это позволяет говорить «всерьез» о смыслах за пределами субъективности, о природных объектах и отличных от человека живых существах как целях «самих по себе». «Феноменология, — писал в этой связи Э. Гуссерль, — есть не менее, чем целостное самовоспитание человека, совершаемое во имя универсального разума. Открывая основания жизни (выделено нами — Пустовит С.В.), она действительно освобождает поток нового сознания, направленного на безграничную идею целостного человечества, человечества действительного и истинного»[201]. С феноменологической точки зрения, жизнь и бытие могут быть глубоко поняты, будучи непосредственно «схваченными» в интуитивном акте, в переживании, которое позволяет войти в поток сознания. Здесь у Гуссерля обнаруживается такое важное для наших рассуждений раздвоение представлений о жизни сознания: как метафизической, принципиально нементальной, умозрительно постигаемой сущности, и как неметафизической сущности — интуитивного, непосредственно данного конкретному сознанию, «вот-тут» бытия. В этой феноменологической перспективе задача этики кардинально меняется: не выяснять, что считается благом и злом в том или ином обществе, а понять путем непосредственного переживания, что есть добро, а что есть зло. Дескриптивная и эйдетическая редукции позволяют раскрыть важнейшую характеристику моральной жизни человека и идеальной жизни сознания — их коррелятивность интенциональным актам, актам переживания некоторых целей и ценностей. Парадоксальность феноменологического подхода заключается в том, что постижение «чистой жизни Я» возможно только как многообразие естественной, ментальной жизни сознания, протекающего в виде «я воспринимаю», «я вспоминаю», «я опытно постигаю», «я живу в свободном фантазировании», «я присутствую при этом» и т.д. Постоянно воспроизводимой проблемой становится сущностная дихотомия: с одной стороны — сознание, а с другой — факт осознанного как такового. Многообразные факты сознания выступают в качестве неопровержимых свидетельств присутствия человека в мире и наличия его многообразных связей с этим миром, «снятая копия» которого, в виде определенных интенциональных установок, уже имеется в наличии, дана в виде определенного априорного опыта. Наличие разнообразного внешнего мира, внешней природы поддерживается разнообразием ценностей и предпочтений внутреннего мира, мира интенционально конструируемого. Опыт, в котором жизненный мир нами осознан, согласно Э. Гуссерлю, теснейшим образом связан с живой телесностью испытывающего субъекта, с рефлексией собственного тела, соопределяющей чувственный опыт[202]. Этот опыт возникает как продолжение феноменологической редукции до трансцендентального уровня бытия мира для того, чтобы «подвергнуть сомнению» уже не отдельные феномены, а целое. Такая редукция позволяет оценить человека не только как результат существования природно-социальных отношений, но как особую психотелесную, чувственно-телесную реальность. Так, в культуре вырисовываются новые типы ментальности и телесности, понятые феноменологически. Не только мы обладаем телом и психе, но и они обладают нами. Мы не столько обладаем своим телом и психическими состояниями, сколько являемся телами, любящими, страдающими, больными, эксцентричными, безумными или аскетическими. Мы являемся психотелесными существами, не с точки зрения некоторого субъективного нормативного опыта или высшего разума, а с точки зрения онтологии конечных и страдающих существ. Наделенные от рождения своим телом и психикой мы не можем их отвергнуть или вторично присвоить. Мы обязаны научиться нравственно относиться к своему телу, заботиться о нем так же, как и о своем интеллектуальном или моральном развитии. Тело выступает символом целостности, единства в субъекте собственно человеческой и природной сущности, а также свидетельством конечности человеческой жизни. Опыт живой телесности как особой реальности является важнейшей составляющей биоэтического мировоззрения. Представления о телесности и чувственности человека, которые ценны сами по себе как особые измерения его духовно-телесного мира, позволили по-новому взглянуть на этические проблемы в медицине и экологии. Акцент на интенциональную структуру человеческого опыта и духовности способствовал формированию нового взгляда на природу человека как идентичность, формирующуюся в многообразных связях как с миром человеческой культуры, так и с миром природы и живого. Например, был пересмотрен взгляд на проблему эвтаназии. Долгое время медицина трактовала страдания и боль своих пациентов, в лучшем случае, как некий психический артефакт, в худшем, — как проявление психического отклонения от нормы, психофизической неадекватности, вызванный изменениями психосоматической сферы больного. Так, в книге по медицинской этике, вышедшей в СССР в 1983 году, читаем: «Позиция эвтаназии порождена абстрактным ужасом (выделено нами — Пустовит С.В.) перед страданием как таковым»[203]. Экзистенциальный ужас смертельно больного человека, с точки зрения медицины, всего лишь «еще один случай» из нозологической серии. Но так ли важна для пациента природа ужаса: конкретная или абстрактная? Для него важнее сохранение смысла жизни даже на ее заключительном этапе. Все, что с ним происходит и не может быть объяснено с точки зрения его присутствия в жизни, вызывает у него страдания. Поэтому ценность феноменологической установки, по-видимому, и состоит в том, чтобы удерживать единство в двойственности восприятия феномена жизни: как телесно-материального, психического, девиантного, с одной стороны, и экзистенциального, трансцендентально-идеального, абсолютного —с другой. Именно тогда страдания и переживания человека и отношение к нему других людей начинают выступать в качестве вполне определенного среза бытия, его структуры, внутри которой только и можно говорить о моральности, ценностях, благе жизни или их отсутствии. Итак, результат феноменологического опыта — это не только обнаружение и признание еще одного элемента, фрагмента бытия, но и переживание, «проживание» еще одного момента во времени и пространстве (и, в то же время, вне времени и пространства), получение уникального духовного опыта как фактора структурирования, формирования и роста личности[204]. Последовательное развитие идей философии жизни и феноменологии позволило сделать важное, с точки зрения аксиологии, заключение: человеческие ценности имеют иную природу, нежели объективное знание. Открытие интенциональной структуры человеческих чувств, которые всегда имеют определенное предметное содержание и на что-то направлены (ненависть или любовь к кому-то, удовольствие от чего-то, неудача в чем-то), позволило Максу Шелеру противопоставить логике разума логику сердца и обосновать общезначимую материальную этику на эмотивной основе[205]. Основой миропорядка и человека как существа духовного выступает порядок сердца (ordo amoris), объективный порядок движений любви и ненависти. Ordo amoris — это духовная схема, первоисток, тайно «питающий все, исходящее от человека», благодаря которому он познает ценности и устанавливает их иерархию[206]. Личность, доказывает М. Шелер, — это не субъект разума и воления, а скорее «любящее бытие». Определение личности, в основу которого положен разум, по его мнению, равносильно ее обезличиванию, ибо акты разумной деятельности идентичны и надиндивидуальны. Всем движет любовь, она есть лоно самого духа и разума, «переживание контакта с миром», возбуждающее познание и направляющее волю. Чувственное и интеллектуальное познание обусловлено направленностью любви или ненависти на познаваемые предметы. Познание высшей ценности происходит в акте любви, акте сопричастности человека бытию. В нем провозглашается действительная симпатия, соучастие в жизни другого человека, не нарушающие его подлинной экзистенции. В свою очередь, духовность трактуется не только как рефлексивный акт, но как интенциональные, внутренние переживания любви, веры, надежды, доверия, прощения, примирения. Акты любви, ненависти, боли, страдания приобретают в шелеровской этике объективно ценностное содержание, а человек — неограниченную способность чувствовать ценности, причем полнота мира его наличных ценностей рассматривается как функция от этой способности. Бытие, явленное миром живой природы, разнообразием растений и животных, точно также как и многообразием человеческих типов и культур, исчезает для нас как ценность в тот момент, когда мы перестаем замечать их, «переживать их значимость для нас».
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |