КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы теоретизации биоэтики 3 страница
Этическое консультирование часто выступает пропедевтическим элементом этической экспертизы или носит характер частного консультирования. Такая технология может иметь частично анонимный характер (потребитель услуги может быть анонимом) и, таким образом, иметь преимущества перед остальными технологиями своей интимностью, открытостью для потребителя и диалогичностью. В отличие от В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова, мы полагаем, что этическое знание, как практическое знание, не совсем правильно отождествлять с «умением» как «умением давать оценку той или иной профессиональной деятельности». Особенностью этических технологий в наши дни, их принципиальным отличием от традиционных профессиональных этик, является как раз обратное — вовлечение в этическое регулирование тех, кто не имеет навыков оценки профессиональной активности, непрофессионалов, «людей с улицы», «аутсайдеров», «профанов». Так, например, в этических комитетах по регулированию биомедицинских исследований философы выступают «профанами» в прикладных практических вопросах, а ученые, медики, биологи — «профанами» в вопросах философии морали. Знание, возникающее на границе различных профессиональных миров, никак нельзя назвать «умением», это знание рождающееся, как правило, ad hoc. Это, скорее, коллективное знание, знание-прозрение, знание-ответственность, основанное не столько на рациональном представлении о том, что и в каком порядке надо делать, сколько на предосторожности, страхе преступить некие нормы человеческого. По этому поводу Г. Йонас отмечает, что отличительной особенностью этики будущего как вероятностного знания является ощущение угрозы человеческому образу[102]. Пока опасность неизвестна, мы ничего не знаем, что и зачем нужно защищать. Знание об этом возникает вопреки всякой логике и методологии, на основе вопроса «от чего надо защищать?».
Один из ведущих американских теоретиков биоэтики Бернард Герт считает, что современная моральная система должна трансформироваться в направлении от know how (знаю как) к know that (знаю что), от внутренней уверенности в «знании и умении» к пониманию того, что необходимо делать. Аналогией может служить знание правил грамматики и их использование на практике теми, кто стремится выучить тот или иной язык[103]. Так или иначе, вопрос о специфических методологических принципах и подходах биоэтики остается открытым и дискуссионным. Возможно, мы находимся лишь на полпути к новой синтетической методологии, которая не может и далее мыслиться только как «инструмент» для получения конечных результатов. Мы полагаем, что и сам инструмент и решаемая ситуация должны находиться в отношении сходства, сизигийности (соответствия). Поиск соответствующей методологии, на наш взгляд, целесообразно проводить в контексте теоретико-методологических разработок синергетики[104] и тоталлогической теории и методологии[105].
*** Формирование биоэтики путем трансформации фундаментального знания, объединения моральных принципов с практикой, является достаточно сложным процессом, в ходе которого переосмысливаются привычные моральные представления, нормы, оценочные суждения; возникают новые акценты в способах когеренции норм, моральных ценностей и правил между собой и с другими требованиями; изменяется место ценностей в иерархии; формируются новые установки, разрешения, табу, используемые исключительно в определенных сферах деятельности. Для большинства западных моделей биоэтики характерен прагматический подход — это всегда содержательный набор определенных принципов, которые можно перечислить, а в некоторых моделях — модель биоэтики Б. Герта, Ч. Калвера и Д. Клоузера — это даже двухуровневая система принципов (метаэтический и нормативный уровни). В моделях российских философов прикладная этика выступает скорее как абстрактный механизм и инструмент преобразования общественной морали без четкого указания на то, на какие нормы, принципы и ценности при этом необходимо ориентироваться.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |