КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Игорю Ивановичу Чурилову
Игорю Ивановичу Чурилову Моему учителю философии Посвящается П893 Пустовит С.В. Глобальная биоэтика: становление теории и практики (философский анализ). – К.: Арктур – А, 2009. – 324 с. Киев - 2009 И практики Становление теории С.В. Пустовит
глобальнАЯ биоэтикА: (философский анализ)
УДК 17.011:17.022.1:167.7 ББК 87.75 П893 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Н.Н. Киселев Доктор философских наук, профессор Н.П. Лукашевич Доктор философских наук, профессор Н.В. Хамитов
Рекомендовано к печати Ученым советом Института высшего образования АПН Украины. Протокол № 4/13 от 27 апреля 2009 г.
Публикация осуществлена Всеукраинской общественной организацией «Украинская ассоциация по биоэтике»
В книге представлены результаты философско-методологического анализа становления теории и практики глобальной биоэтики. Рассмотрены философские, религиозные и социокультурные предпосылки, основные подходы к определению предмета, функций и статуса, теоретическому и методологическому обоснованию биоэтики. Особое внимание уделено вопросам медицинской и экологической этики как составляющих глобальной биоэтики. Прослежена эволюция концептуальных моделей: от глобальной биоэтики В.Р. Поттера к европейской биоэтике и биоправу. Для научных работников, преподавателей, студентов, лидеров общественных организаций. УДК 17.011:17.022.1:167.7 ББК 87.75
ã С.В. Пустовит, 2009 ã Украинская ассоциация по биоэтике, 2009
ISBN 978-966-7572-23-5
Содержание
Если обратиться к этимологии слова биоэтика, то в переводе с греческого оно означает этику жизни [1]. Как особая форма междисциплинарного знания и практики биоэтика формируется в 60-70–х годах ХХ века в США. Начало ее популяризации в странах Западной и Восточной Европы, Азии и Африки приходится на 80-90-е годы ХХ века. Возникновение биоэтики обусловлено, в первую очередь, глобальными проблемами, с которыми столкнулось человечество при разработке и использовании новейших биомедицинских, промышленных, сельскохозяйственных, информационных, военных и других технологий. Наука и технологии из уникальной персональной деятельности, порождавшей знание, превращаются в фабрику по производству знания и материального мира. Они становятся могущественной силой, меняющей не только сферу обитания человека, но и его мысли, привычки, образ жизни, идеалы и ценности. Такое радикальное изменение социального статуса науки и технологий вызывает озабоченность самых широких слоев общественности, активизирует всестороннее обсуждение и изучение данного феномена с целью выработки соответствующих механизмов регуляции и контроля.
Философская проблема взаимоотношения науки, технологий и общества берет свои истоки в конфликте науки и технологий с общечеловеческими ценностями, в извечном разрыве между цивилизацией и природой. Главная же опасность таится в «стирании границ между внешнею и внутреннею природой человека», изменении его отношения к самому себе[2]. Наука и технологии подрывают образ, созданный человеком о самом себе как о культурном виде, и, соответственно, его этическое самосознание. При этом возникает новое моральное понимание природного и искусственного: выбор человека начинает осуществляться уже не между собственно природой и тем, что ей чуждо, неприродно, искусственно, а между различными модифицирующими природу технологиями. Американский исследователь Д. Фокс полагает, что существует как минимум шесть объяснений возникновения биоэтики. Она возникает как: 1) «оборотная сторона» золотого века медицины, ее побочный продукт; 2) ответ на развитие технологий; 3) реакция на господство рыночных отношений, особое выражение политической экономии; 4) результат великих событий и деяний великих людей; 5) попытка утверждения великих культурных традиций во времена упадка и углубления морального кризиса; 6) то, во что мы тайно верим[3]. Биоэтика представляет собой грандиозный проект возвращения к синкретическим основаниям человеческого знания, к разуму как мудрости, в котором рациональное и когнитивное неразрывно связано с практической философией. Сегодня можно констатировать, что этот проект имеет определенные успехи, проявляющиеся в том, что все большее количество людей во всем мире начинает исповедовать идеалы биоэтики и воплощать их в практику. За сорокалетний период своего существования биоэтика превратилась из «утопической» идеи в особое направление философской мысли, академическую дисциплину, социальный институт, нашла свое воплощение в международном праве.
Следует выделить три американских центра, деятельность которых положила начало новому междисциплинарному направлению, — это Висконсинский университет, в котором работал В.Р. Поттер, Институт этики Кеннеди при Джорджтаунском университете и Хастингс Центр[4]. Американский биохимик, ученый-гуманист Ван Ранселер Поттер справедливо считается «отцом биоэтики». Именно он вводит термин «биоэтика» для обозначения нового междисциплинарного направления теории и практики, обозначает круг его проблем, намечает тактические задачи и стратегические цели, предлагает соответствующие способы их достижения. Развивая свою концепцию, В.Р. Поттер приходит к необходимости трансформации биоэтики в глобальную биоэтику. Другой американский ученый-врач Андре Хеллегерс, одновременно с В.Р. Поттером, предлагает свою версию биоэтики — науки, обретающей смысл в процессе диалога и сопоставления с медициной, философией и этикой. Он становится автором методологии новой «врачебной морали»[5]. По его инициативе создается специальный центр, а затем на его базе Институт этики Кеннеди для исследования репродукции и развития человека[6]. В 1969 году Виллард Гайлин и Даниел Каллахан создают Хастингс Центр[7], с которым начинают сотрудничать известные американские ученые: Генри Бичер, Роберт Колес, Феодосий Добжанский, Рене Фокс, Арт Каплан, Поль Рамсей, Роберт Витч, Роберт Невилл. В центре изучаются этические вопросы умирания и смерти, генетической инженерии и консультирования, популяционного контроля, общественной политики. В 1971 году выходит первый номер научно-популярного журнала «Отчет Хастингс центра»[8], посвященный полученным результатам. К началу 80-х годов тематическое поле биоэтики начинает осваиваться европейскими философами, этиками и учеными. Во многих европейских странах создаются биоэтические центры и этические комитеты и комиссии различного уровня[9], инициирующие научно-практические семинары и конференции на соответствующую тематику. Их целью становится анализ феномена биоэтики, ее механизмов и принципов, способов их обоснования и реализации на практике, обучение основам биоэтики преподавателей и ученых-исследователей. Биоэтика получает статус академической дисциплины, а этические и правовые проблемы биомедицины начинают включаться в программу деятельности влиятельных международных организаций с представительством в европейских странах (ООН, ВОЗ, Совет Европы, ЮНЕСКО и др.).
Вместе с тем, становится очевидным, что философское осмысление и обоснование феномена биоэтики «не поспевают» за ее стремительным признанием и внедрением в практику. Многие ученые и философы приходят к единому мнению: биоэтика, в том виде, в котором она широко популяризируется, принципиально «нетеоретична» и «нефилософична». Она оказывается в большой степени ограниченной логическими рассуждениями: анализом и пояснением сути моральных терминов и суждений, описанием общих способов мышления. Эти «открытия» находят свое подтверждение и в педагогической практике. Выясняется, что в процессе обучения биоэтические принципы воспринимаются студентами как некоторый алгоритм, не требующий какого-либо, пусть элементарного, но философско-методологического оправдания[10]. Все это свидетельствует о том, что биоэтика, будучи комплексным междисциплинарным знанием, возникающим на границе естественных и гуманитарных наук, представляет собой достаточно сложный для осмысления и философской рефлексии феномен. Она являет собой единство качественно разнородных элементов: теории и практики; отдельных научных фактов, медицинских прецедентов, экологических, биологических и гуманитарных знаний; данных культурологических и социологических исследований. Таким образом, она может быть отнесена к так называемому кентавровому знанию [11]. Кентавровый характер биоэтики объясняет множественность ее направлений, моделей, парадигм. Так в биоэтике можно выделить следующие направления: биомедицинская этика, этика ученого, экологическая этика, этика гуманного отношения к животным и т.д. (Рис. 1). Ее принципы и ценности также носят множественный характер, они могут по-разному комбинироваться и иметь различное обоснование (варианты секулярной и религиозной биоэтики), что свидетельствует, с одной стороны, о том, что биоэтика как наука находится на стадии своего формирования, с другой ― о глобальном характере тех проблем, на решение которых она нацелена. Биомедицинская этика включает круг моральных проблем, возникающих в процессе социальных взаимоотношений представителей медицинской профессии, пациентов, клиентов услуг здравоохранения и обществом в целом. Цель этих отношений ― сохранение и воспроизводство индивидуального и коллективного здоровья при помощи биоэтических принципов и подходов. Традиционно медицинская проблематика дополняется здесь этическими аспектами использования биомедицинских технологий, таких как трансплантация органов и тканей, клонирование, генная инженерия и т.д. Внедрение в практику новейших биомедицинских технологий выявляет несостоятельность традиционной медицинской этики Гиппократа в решении возникающих при этом моральных проблем и, одновременно, способствует зарождению новых, биоэтических приоритетов медицинской деятельности, нормативно ориентированных на долгосрочные цели, связанные с качеством жизни человека и всего человечества. Рис. 1. Основные направления биоэтики и перспектива их интеграции в рамках глобальной биоэтики.
Этика здравоохранения уделяет основное внимание ценностям, этическим принципам и механизмам управления сферой здравоохранения, вопросам справедливого распределения медицинских ресурсов, превентивным подходам к сохранению и развитию здоровья населения, разработке национальных программ по оказанию медицинской помощи уязвимым социальным группам (беременным женщинам, СПИД- и онкобольным, больным сахарным диабетом, новорожденным с генетическими отклонениями и др.). Этика биомедицинских исследований направлена на изучение и регулирование этико-правовыхаспектов научных исследований. Ее задача ― защищать права субъектов научных исследований, которые могут иметь как терапевтический, так и нетерапевтический характер, быть инвазивными или малоинвазивными, краткосрочными или длительными, характеризоваться высоким или минимальным риском, проводиться на людях или животных, культурах клеток или тканях и т.д. Инвайронментальная/экологическая [12] этика обосновывает внутреннюю ценность и права живых существ, биологических видов, их отдельных представителей и природы в целом, рассматривая человека как равноправного члена биоты[13]. Экологические идеалы и принципы, подобно правам пациента на автономию и достоинство личности в биомедицинской этике, в наше время становятся точкой отсчета для становления нового европейского сознания и морали. Из инвайронментальной и экологической этики выделяется отдельное направление: этика гуманного отношения к животным, наделяющая правами представителей животного мира. В последние годы активно развивается феминистическая биоэтика. Ее сторонники считают, что глобальные проблемы общества во многом связаны с патриархальной формой социального устройства. Феминистическая биоэтика предлагает «феминные» версии и модели решения экологических и биомедицинских проблем. Женщине в большей степени, чем мужчине, присущи гуманизм, способность к эмпатии, сопереживанию, состраданию. Она лучше чувствует взаимосвязь всего живого, именно поэтому она может стать проводником этических принципов защиты жизни, их воплощения в практику. Следует подчеркнуть, что приведенная схема не является законченной теоретической конструкцией, а всего лишь отражает реальное положение вещей — эмпирически сложившиеся локусы биоэтического знания и практики. Вместе с тем, мы полагаем, что разнообразные направления, версии и модели биоэтики можно рассматривать как дополняющие друг друга, и в этом смысле они могут быть интегрированы в рамках глобальной биоэтики [14]. Исходя из этого, цель нашей работы — не только подвергнуть анализу существующие концептуальные модели и принципы биоэтики, исследовать теоретико-методологические стратегии их обоснования, выявляя сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки последних, но и наметить перспективы их объединения в рамках целостной концепции глобальной биоэтики. Мы считаем, что объектом глобальной биоэтики, как всеобъемлющей этики, должна выступать жизнь, а предметом ― регулятивно-ценностные механизмы ее сохранения и развития. Глобальная биоэтика рассматривается нами не только как метаэтика, объединяющая различные сферы профессиональной и прикладной деятельности человека, но и как выполняющая мировоззренческие функции. Если прежние этические системы были построены на противопоставлении человека и природы, антропо- и экоцентризма, то глобальная биоэтика исходит из биоцентризма ― единства и неразрывности жизни, представленной человеческими индивидами и другими живыми существами, природными объектами, миром живой и даже «неживой» природы. Она предлагает разнообразные этические принципы ― механизмы сохранения и воспроизводства жизни как единства природного и культурного. В отличие от инвайронментальной и экологической этики, отстаивающих приоритет ценности либо отдельных биологических видов, либо эко- и биосообществ, глобальная биоэтика не противопоставляет природный мир человеческому, а предлагает объединить ценности выживания человечества и окружающей природной среды. В центре ее внимания ― взаимосвязь, то общее, что является условием выживания и достойной жизни как человечества, так и остальных живых существ и природного мира. Она не только признает и утверждает приоритет прав личности на свободу, жизнь и достоинство, но и объясняет, почему эти права не могут быть гарантированы без предоставления прав другим живым существам и природным объектам. Придавая больше значение взаимосвязи всего живого, представители глобальной биоэтики считают, что только человек, как космический, планетарный субъект, может и должен нести моральную ответственность за сохранение и воспроизводство природы (внутренней и внешней), за сохранение биологических видов и биоразнообразие. В нашей работе будут затронуты три темы, освещающие различные стороны изучаемого предмета. Первая ― связана с непростыми процессами философской и теоретической легитимации биоэтики: определением ее предметного поля, статуса, функций, теоретических и методологических особенностей; артикуляцией принципов, правил и аргументов в пользу ее институализации; критикой существующих парадигм «принципизма»[15] и «прикладной этики» как превалирующих в биоэтическом дискурсе. Вторая тема касается теоретико-философских и социокультурных условий, сыгравших определяющую роль в становлении и развитии биоэтики. На наш взгляд, среди таковых следует особо выделить философию жизни, феноменологию и экзистенциализм, которые оказали существенное влияние на формирование ее принципов и ценностей, расширение контекста интерпретации биоэтических проблем, становление биоэтического мировоззрения. В качестве социокультурных предпосылок и оснований биоэтики необходимо отметить теории и практики, возникающие в ходе исторического развития христианства, а также в биомедицинской сфере и экологическом движении. Многие ключевые идеи, с помощью которых строится современная биоэтическая парадигма, впервые были сформулированы медиками и экологами, представителями общественных экологических организаций, защитниками прав пациентов и потребителей медицинских услуг. И, наконец, третий раздел посвящен обзору основных концепций современной биоэтики: глобальной биоэтике В.Р. Поттера, биомедицинской этике Т. Бочампа и Дж. Чилдресса, европейской биоэтике Я. Рендторфа и П. Кемпа. Философский анализ данных концептуальных моделей особенно важен для понимания природы, содержания и современных тенденций развития биоэтики. Поттеровская биоэтика выживания человечества порождает прагматически ориентированную биомедицинскую этику. В свою очередь, биомедицинская этика, достигая своих теоретически и методологически возможных пределов, дает начало европейской биоэтике и биоправу, завершающим собой определенный цикл развития биоэтики. Новый цикл, на наш взгляд, должен ознаменоваться возведением теоретико-методологического фундамента и аксиологической базы для глобальной биоэтики, преследующей двуединую цель ― выживание человечества и сохранение имеющегося в наличии природного мира как оснований и условий жизни на земле. Сегодня наука находится только на полпути к этой цели. Надеемся, что наше исследование будет способствовать дальнейшей аргументации в пользу того, что глобальная биоэтика не только возможна, но и жизненно необходима. Автор приносит свою искреннюю благодарность друзьям и коллегам, многолетнее сотрудничество с которыми позволило сформулировать многие важнейшие идеи данной книги: Э. Вильямс и Дж. Лойеру (США), Н.И. Михальченко, Н.Н. Киселеву, Н.В. Попову, А.Н. Ярмоленко, Н.В. Хамитову, В.Ф. Чешко, В.Е. Борейко (Украина), Д.П. Тищенко (Российская Федерация), Т.В. Мишаткиной (Республика Беларусь), Т.Н. Цырде (Республика Молдова), Н. Васильевене (Литовская Республика). Эта книга была бы невозможна без помощи и поддержки моего постоянного соавтора и учителя Валентина Леонидовича Кулиниченко.
Раздел 1. Теоретико-Методологические проблемы формирования и развития современной биоэтики ____________________________________________ Специфика, предмет, статус и функции «этики жизни» еще не до конца ясны даже специалистам в этой области, несмотря на то, что для их исследования был привлечен практически весь арсенал традиционной моральной философии с ее «тяжелой и легкой» артиллерией, а также идеи новейшей философии и науки ХХ века. Биоэтика представляет собой «мост», соединяюший естественные и гуманитарные науки, биологические факты и человеческие ценности, теорию и практику. Исходя из этого, существующие затруднения теоретического и методологического плана коренятся, на наш взгляд, в проблеме соотнесения этих разнообразных областей, в способах их интеграции в рамках единой этической концепции. В постнеклассической науке[16] особое значение приобретает соотнесенность знаний об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая выявление внутринаучных ценностей, а затем их координацию, гармонизацию с социальными целями и нормами общей морали. Предметом постнеклассической науки становятся человекоразмерные системы, например, те, что возникают в медицинской практике, генной инженерии, биомедицинских исследованиях, экологии. Постнеклассическая наука формирует новый идеал факта[17]. Долгое время онтологическое измерение фактов недооценивалось учеными и философами, рассматривавшими фактичность как своего рода формальную процедуру, маскирующую реальность. Мир фактический считался несопоставимым с миром человеческих идеалов и ценностей. В постнеклассической науке гарантом достоверности фактического знания становится его сопричастность бытию. Факт, кроме отображения события как элемента научной картины мира, начинает содержать в себе также и смысл данного события, его оценку. Он начинает рассматриваться как способный к развитию и изменению, будучи вставленным в разные контексты. Факты легализации абортов и эвтаназии, наделения пациентов и испытуемых статусом субъекта права, предоставление прав животным и растениям, придание миру природы статуса объективной ценности свидетельствуют о том, что понятия факта и ценности постепенно трансформируются, приобретают новые смыслы. Этот процесс отражает новую расстановку сил, новые связи и сцепления, новые грани осмысления тотальности жизни, схватывание которой возможно лишь при помощи придания смысла, значения, ценностного акцента тем или иным фактам. Переход к науке нового типа происходит на фоне радикальных изменений экзистенциальной ситуции человека в мире и сопровождается э кологическим и биоэтическим поворотом [18]теории и практики,переосмыслением традиционных проблем естественных и гуманитарных наук в свете существующих угроз существованию человечества и природного мира. В этих условиях возрастает роль практической философии, основные вопросы которой можно сформулировать следующим образом: Почему есть что-то, что можно назвать жизнью? Что такое жизнь? И что необходимо делать для ее сохранения? Употребляя слово «мудрость», древнегреческие философы соединяли его со словом «удивление», считая, что любовь к мудрости, или философия, рождается из удивления. Сегодня все большее наше удивление вызывает сам факт существования человека как природного существа, эмпирический факт наличия разнообразных природных объектов. И не меньшее удивление вызывает природа этики, лежащей в основе биоэтического мировоззрения и соотвествующей человеческой деятельности. Очевидно, что ответ философов на вызовы современности, с одной стороны, должен быть основан на некоторых универсальных утверждениях, с другой — стать предпосылкой соединения универсальных идей и ценностей с практическими устремлениями человеческого рода. Особенностью современной практической философии и вырастающей из нее этики, таким образом, является стремление удержать в сфере своего внимания (наряду с уже классической проблематикой) то, что принципиально не может быть предметом ее изучения, «неопредмечиваемое в предмете»[19], нетеоретизируемое и «недостаточное» для того, чтобы выступать источником универсальных норм. Исходя из вышесказанного, можно констатировать наличие двух видов теоретико-методологических проблем биоэтики: внешних и внутренних[20]. Внешние — обусловлены несоизмеримостью ее практических, правовых и политических притязаний с доступными для нее средствами реализации этических принципов и технологий. Внутренние проблемы состоят в том, что биоэтика, будучи молодой междисциплинарной наукой, пока не имеет чёткой идентификации и структуры, что приводит к серьезным противоречиям в понимании и трактовке ее ключевых понятий, и, соответственно, в их согласовании, когеренции в виде какой-либо определенной концепции, признаваемой всеми. Теоретико-методологические подходы к обоснованию биоэтики достаточно разнообразны, но ни один из них не является общепризнанным, парадигмальным. Они известны лишь ограниченному числу специалистов, как правило, этикам и философам. Такое положение дел нельзя, например, представить, в отношении других, уже сформировавшихся общественных и естественных наук. В данном разделе нами будут рассмотрены наиболее популярные и заслуживающие внимания точки зрения на природу и содержание биоэтики.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |