КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицина, которая «спасла» жизнь этике 1 страница
Медицина в исторической перспективе выступает тем социальным институтом, той сферой научно-практической деятельности человека, в лоне которой зародились и были выношены многие биоэтические идеи. В определенном смысле медицина «спасает» жизнь этики как определенного раздела философии. Во-первых, в связи с чрезвычайной сложностью моральных проблем, вызванных новейшими биомедицинскими технологиями, она вынуждена не только трансформировать собственные этические нормы и правила, но и привлекать к решению стоящих перед ней задач современную философию, тем самым подтверждая востребованность философии и этики в современном обществе. Во-вторых, врачебная деятельность по своей природе является нравственной деятельностью; она пронизана гуманизмом и состраданием к человеку, поэтому любые моральные проблемы, рассматриваемые сквозь призму сохранения здоровья и жизни человека, становятся частью философского дискурса. В этой связи российский философ Л. Коновалова отмечает, что проблемы, с которыми имеет дело медицинская этика, самые насущные и массовые. Это наиболее «драматические» события в жизни человека: болезни, потеря близких, страдания, смерть[288]. Каждый может столкнуться с ними в любую минуту, оказавшись неподготовленным духовно, психологически и нравственно. Именно поэтому эти проблемы становятся актуальными для философии и этики, в частности, для прикладной этики и биоэтики. Во второй половине ХХ века происходят поистине революционные изменения в области биомедицинских технологий: диагностических, репродуктивных, жизнеподдерживающих и др. Прогресс в области медицинских технологий, решая ряд традиционных моральных проблем человечества (например, предотвращение нежелательной беременности, выживание недоношенных детей, сохранение здоровья людей в пожилом возрасте, замена поврежденных органов и тканей), одновременно переводит эти проблемы в принципиально иную плоскость обсуждения и моральной рефлексии. При помощи технологий человек учится управлять природно детерминированными процессами, в том числе и собственной природой. Но у медали есть и оборотная сторона: медикализация и технологизация индивидуальной и социальной жизни ведут к десакрализации традиционных ценностей, связанных с рождением, жизнью, умиранием и смертью и утрате человеком способности самостоятельно, без помощи врачей и биомедицинских технологий, заботиться о собственном здоровье. В связи с этим растет спрос на медицинские услуги, среди которых преобладающими становятся все более дорогостоящие и инвазивные. Наблюдается увеличение числа врачебных ошибок и ятрогений [289]. Биоэтика расширяет границы и трансформирует содержание традиционной медицинской этики Гиппократа, помещая ее в современный философский и социокультурный контекст: от профессиональной этики взаимоотношений больного и врача до глобальной этики взаимоотношений пациента, клиента и системы здравоохранения, личности и общества, человечества и живой природы. Благодаря ее принципам пациент становится таким же полномочным субъектом нравственного выбора, как и в других морально значимых ситуациях своей жизни, а врач начинает исполнять роль своеобразного «медиума» — ассистента, помощника, коллеги, мнение которого — лишь одно из оснований выбора пациента. Врачебная деятельность перестает ограничиваться рамками корпоративно-профессиональных интересов и начинает рассматриваться в терминах гражданских прав человека, в широком контексте обязанностей врача и медицинской корпорации перед обществом.
Становление медицины как науки: гуманистический аспект Медицина как отрасль научного знания начинает формироваться в Европе приблизительно с середины XVIII века. Для врачей донаучного периода развития медицины «видеть» означает чувствовать, «воспринимать» пациента во всей совокупности предъявляемых им жалоб. Здесь рациональный порядок болезни еще скрыт от врача субъективными жалобами больного, а пространство, в котором происходит общение врачей и пациентов, ограничено областью вербализованных симптомов болезни[290]. Но постепенно медицина утверждает себя как особая наука о живом. В результате врачи приходят к парадоксальному выводу — для раскрытия «рациональности» жизни необходимо «удалить» из поля зрения самого индивида с его неповторимыми качествами. «Творец…, — говорит Циммерман, — определил течение большинства болезней непреложными законами, которые скорее открываются, если течение болезни не прерывается или не затемняется самим больным»[291]. Болезнь фиксируется как нозологическая единица в общей системе известных заболеваний. Знание рационализируется, возникает типологическая медицина, а вместе с ней — новый тип врача-клинициста, ставящего на первое место таксономию болезней, а не пациента с его индивидуальной симптоматикой. Обнаруживается при этом, что познание жизни отличается от познания физико-химических явлений ограниченностью живого во времени и пространстве. Подтверждением истинности медицинских знаний становится логическое завершение болезни — смерть больного. Парадоксально, нолишь вопрошая о патологических феноменах, через дискурсивное пространство трупа, познание жизни находит принцип своего развертывания. Оказывается, что невозможно конституировать медицину как науку о предотвращении болезней и сохранении здоровья, не включая в ее рассмотрение таких феноменов как болезнь, смерть, уродство, аномалия и ошибка. В рационализированной научной медицине сущность жизни и смерти, здоровья и болезни во всех своих неповторимых качествах, присущих тому или иному больному, начинает подменяться рационально сконструированными идеями. Рациональное знание трансформирует декартовскую сентенцию «Я мыслю, следовательно, существую» в убеждение, что все существующее, все живое и неживое, подпадает под юрисдикцию разума. Весь мир приобретает образ вторичного, производного от мира рацио. В результате, болезнь, в силу своей природы ускользающая от разума, начинает выступать как враждебная человеку и противостоящая жизни. В силу своей чрезмерной рационализации, стремления к упорядочиванию и контролю, медицина как социальный институт приобретает сходные с государственными органами правопорядка и безопасности характеристики (М. Фуко, У. Бек, П. Слотердайк). В человеческое тело, подобно агентам, засылаются медицинские приборы: зонды, камеры, катетеры, лампы. Рефлексы отслеживаются, секреты желез изучаются, напряженность мышц измеряется, данные об организме обсчитываются. Так же как и агенты, медики шифруют свою информацию, чтобы объект не ведал, что о нем знают[292]. Возникает установка, что между субъектом и его недугом не может быть никаких других отношений, кроме вражеских. Соответственно, «помочь» субъекту означает способствовать одержанию победы над агрессором — болезнью. То, что болезнь, как и всякая враждебность, может быть «действительным» самовыражением субъекта, проявлением его отношения к самому себе, к окружающим людям и миру в целом, при этом не берется в расчет. Логика постоянного подозрения человеческого тела «в недугах», умышленное утаивание от больного диагноза «по терапевтическим причинам», агрессивная манера практического познания врага-болезни, в конце концов, приводят к отделению медицинского знания от сознания пациента[293]. Возникает специальный социальный институт — клиника, где пространственно локализуются основные проявления человеческой экзистенции: рождение, страдание, болезнь, умирание, смерть. В то время как теоретики, биологи, физики, химики, математики, часто не имеют доступа к практическому внедрению своих открытий, врач-клиницист получает уникальную возможность соединения теории и практики, законодательной и исполнительной медицинской власти в одном месте, «тут и сейчас». Медицинские лечебные и научно-исследовательские учреждения, больницы и институты, становятся удобными инструментами практического внедрения медицинских знаний, фактически «закрытым способом», «без спроса», в обход общества и всякого внешнего морального контроля[294]. В своем практическом поле, в клинической диагностике и терапии, сообщество медиков выступает одновременно и собственным парламентом и собственным правительством. В то время как государственные органы, суд, юриспруденция, напротив, часто вынуждены обращаться к медицинским прецедентам, в которых экспертами выступают профессионалы-медики. Превращение медицины-искусства в медицину-науку и медицину-технологию приводит к утрате холистического, целостного взгляда на природу болезни и здоровья, преобладанию диагностики над терапией, сужению области профессиональной деятельности врача, нейтрализации и деперсонализации как врача, так и пациента. Хорошо известны требования к врачу, возникшие еще в древности: «Хороший врач лечит не больной орган, а больного», «Врач лечит не сломанную ногу, а больного со сломанной ногой, не болезни почек, а больного с заболеванием почек». К чистой нозологической сущности болезни больной, как источник беспорядка, добавляет свои склонности, свой возраст, образ жизни и всю серию событий, определяющих индивидуальные характеристики болезни и образующих конфигурацию случая[295]. Однако, с тех пор как медицина приобретает статус обособленного научного знания, группа изучаемых ею явлений начинает искусственно изолироваться, изыматься из целостного поля наблюдения, а сложный динамический процесс, называемый жизнью пациента, редуцируется до «моментального среза», диагноза согласно существующей научной таксономии болезней. При этом целостный подход к пациенту как субъекту своего собственного здоровья и жизни начинает становиться определенной методологической проблемой для современного врача. Узкая специализация и профессионализация врача-клинициста и врача-ученого приводят к тому, что между отдельными областями медицины возникают бреши, «ничейные земли», плодотворные для ее дальнейшего развития, но не используемые ею, а медицинская практика все в большей степени становится коллективной. Специфика науки как коллективного «действия» предполагает анонимность принимаемых решений, деперсонализацию и нейтрализацию не только пациента — объекта исследования, но и врача-исследователя, исчезающего как личность в тот момент, когда необходима предельная объективизация его суждений. Все это ведет к утрате персональной ответственности врача и медицинского работника за результаты своей деятельности, в том числе и за «врачебные ошибки», которые либо не отслеживаются, либо трактуются как некие артефакты, «издержки производства», закономерные и поэтому неизбежные технические моменты процесса лечения. Врачевание перестает быть искусством и священнодействием и превращается в технологический процесс, который согласно своей природе (никакая техника и технология не могут быть совершенными), всегда имеет люфт непредсказуемости и неопределенности. Главным вектором развития современной медицины становятся стандарты научной новизны и эффективности, вследствие чего ее задачи модифицируются: из высоко гуманных (избавление человечества от болезней и страданий) в научные и технологические (создание таких технологий, которые бы способствовали более быстрому и глубокому изучению сути патологических процессов). Научный интерес, проникающий все дальше в глубины человеческого тела и души, уже вполне открыто отделяется от терапевтической сферы и обрекает ее «на ковыляние в хвосте» у диагностики [296]. Регистрируется резкий всплеск так называемых «хронических заболеваний», легко диагностируемых благодаря наличию высокочувствительной техники, но неизлечимых из-за отсутствия эффективных терапевтических методов (часто даже не стоящих на повестке дня). Вопреки своим «успехам», медицина невольно увеличивает общее число заболеваний, в том числе неизлечимых, «взваливая на людей болезни», которые она способна выявлять, но не излечивать (СПИД, «куриный грипп», малярия, губчатоподобная энцефалопатия). Так, если в начале ХХ века примерно 40 человек из 100 умирали от острых заболеваний, то в 1980 году такие заболевания составили лишь 1% от всех случаев смерти. Остальные 99% пришлись на хронические, неизлечимые болезни[297]. Одним из свидетельств медикализации индивидуальной и социальной жизни является увеличение случаев социальной и структурной ятрогении [298]. Социальная ятрогения проявляется как неспособность социума к разумной и взвешенной оценке предлагаемых медицинских услуг, в «массовом потреблении» населением препаратов и медицинских технологий, которые могут быть бесполезными, неэффективными и даже опасными для здоровья. Например, широко рекламируемое средство «для поднятия мужской потенции» виагра является серьезным испытанием для сердечно-сосудистой системы (известны случаи смертельного исхода у пожилых людей после его приема). Другой пример — широкая реклама услуг косметической хирургии для достижения человеком внешней красоты и, значит, любви и счастья. Многие из хирургических вмешательств, цель которых — «эффект красоты и молодости», по своей сути, являются варварскими, они часто заканчиваются для пользователей не так успешно «как хотелось бы», уродуя внешность и лишая здоровья. Перечень таких необязательных и вместе с тем опасных медицинских вмешательств велик. Причина социальной ятрогении в том, что «общество потребления» ищет и находит «простые рецепты» счастья, особенно не задумываясь над тем, какие цели преследуют и какие ценности исповедуют те или иные фармацевтические фирмы, частные клиники, центры пластической хирургии, а также СМИ, рекламирующие их услуги и продукцию. Структурная ятрогения выражается в снижении уровня автономности и способности индивида принимать самостоятельные и ответственные решения, касающиеся собственного здоровья, в формировании аддитивности[299], стойкой зависимости от «медицинской помощи» и, в конечном счете, — в утрате способности самостоятельно, без помощи медицинских средств, справляться с болью, болезнью, умиранием. Медикализации индивидуальной и социальной жизни также способствует развитие частного сектора и предпринимательства в медицине и здравоохранении. Частный сектор создает благоприятные условия для подмены ценностей психофизического здоровья и личного счастья ценностями комфорта, фармакологической эффективности и бесконечного процесса потребления. Сфера оказания медицинских услуг имплицитно содержит в себе чаяния и надежды общества: его веру в прогресс биомедицинских технологий и абсолютную ценность научного знания. Возникает замкнутый круг: с одной стороны, общество, испытывающее «неутолимый голод» на медицинские препараты и услуги, заинтересовано в расширении сети медицинских услуг; с другой стороны, эти услуги сами формируют общественное мнение, генерируют медицински «одобренные» технологии, экологические и гигиенические нормативы, привычки питания, режим работы и отдыха, стиль и образ жизни современных людей. Круг замыкается: общественные ожидания, критерии оценки, этические нормы оказываются производными величинами от достижений в области медицины. Даже реализация таких экзистенциальных потребностей личности, как смена пола или достижение профессиональных успехов (в спорте, науке, искусстве) становится возможной лишь благодаря медицинским и биохимическим технологиям: ангиопластическим операциям, синтезу и производству препаратов, служащих допингом, стимулирующих физиологические процессы и мыслительные способности человека. Медикализация социальной жизни обусловлена не только социальными и индивидуальными предпочтениями, но и интересами различных профессиональных групп. В связи с чем, выделяется два типа медицины: контрактная и институциональная. Контрактная медицина признает право больного самому начинать и заканчивать лечение. Институциональная (государственная) — действует в интересах государства или определенных корпоративных групп (фармацевтических фирм, социальных служб, органов милиции, медицинских учреждений). Для этого типа медицины характерна стигматизация, наклеивание «ярлыка болезни» на тех индивидов, чье поведение не соответствует нормам и канонам того или иного сообщества. Так, широко известен факт участия медиков в контроле за дезруптивным, асоциальным поведением детей совместно с органами правопорядка, школой, высшими учебными заведениями, социальными службами[300]. Существует несколько условий, благоприятствующих усилению контролирующих функций медицины в обществе: 1) традиционные формы общественного контроля над социальным поведением отдельных его членов неэффективны; 2) девиантное, отклоняющееся от принятых в социуме норм, поведение воспринимается медиками как подпадающее под их юрисдикцию; 3) существующая проблема ассоциируется в общественном сознании с некоторыми функциональными изменениями и, таким образом, становится симулякром[301] болезни; 4) в арсенале медицинских средств и подходов имеются такие, которые могут «помочь» существующим органам контроля (например, школе, милиции, правящей политической партии) «решить проблему» (психотропные, седативные лекарственные средства, хирургическое вмешательство). Природа многих болезней и «отклонений от нормы» не до конца ясна (шизофрения, СПИД, врожденные уродства, ДЦП), что позволяет использовать данный факт в целях социального кастинга[302] и контроля. Так, например, вплоть до середины ХХ века в странах Западной Европы и США принудительная госпитализация и лечение большей части душевнобольных считалась социальной нормой. И только в 1954 году комитет экспертов ВОЗ по психическому здоровью определил принудительную госпитализацию всех психических больных как унизительную для них и их родственников и осудил те страны, в которых такая практика имела место. Начиная с этого времени, в большинстве цивилизованных стран были приняты законы, закрепляющие норму добровольного согласия пациента на оказание психиатрической помощи[303]. В СССР, как известно, психиатрическая служба, построенная на принуждении, выполняла ряд функций пенитенциарной системы. В 1960-1986 годах она использовалась властью для расправы с политическими оппонентами или просто неугодными властям людьми. Эта практика была прервана только в 1988 году, когда вошел в силу Указ «Условия и процедуры для обеспечения психиатрической помощи», поставивший точку в истории принудительной госпитализации «социально опасных психически больных» людей в СССР. Еще один пример демедикализации «не подпадающего под социальные стандарты» поведения, который имел место в США — снятие в 1973 году с гомосексуализма ярлыка «психического заболевания». Возврат к целостному взгляду на природу болезни и здоровья, демедикализация индивидуальной и социальной жизни, интенсивное развитие терапевтического сектора медицины, рост сознания и личной ответственности медицинских работников и пациентов за происходящее в процессе лечения — все это возможно только при условии глубоких качественных изменений существующей медицинской теории и практики. Трансформация медицинского знания и практики Актуализация этического измерения современной медицины связана с закономерными процессами ее модернизации и трансформации. Модернизация выражается в целенаправленном изменении технологий и функций медицины, а трансформация выступает как процесс смены парадигм теории и практики. Существенной особенностью этого процесса сегодня является смена парадигм «теоретической направленности деятельности» и «здоровья как отсутствия болезни» парадигмами «этической направленности деятельности» и «здоровья как образа жизни»[304]. Указанные парадигмы основаны на анализе как непосредственных, так и интегральных показателей, таких как качество и образ жизни, уменьшение боли и страданий, доступность экологически чистых источников воды, воздуха, пищи, повышение уровня информированности населения, улучшение социальных условий труда и проживания, уменьшение физических и психологических рисков. Трансформация медицины как системы научного знания и практики осуществляется в четырех направлениях[305]. Первое связано с процессами простого и рефлексивного онаучивания медицины. Для простого онаучивания характерна дальнейшая разработка собственно биомедицинской проблематики, представлений о ее объекте и предмете, качественно более глубокое постижение феноменов здоровья и болезни. Рефлексивное онаучивание заключается в изучении и преодолении недостатков собственного развития. Второй вектор трансформации состоит в поиске и обосновании в качестве идеалов иных, вне- и паранаучных определений и образов истины, таких, как счастье, добро, красота, справедливость. Для третьего направления трансформации характерно преодоление старых и одновременно конструирование новых табу, разметка новых демаркационных линий между отдельными отраслями медицины, исходя из принципиально новых методологических оснований. Четвертое направление связано с изменением статуса научной рациональности в медицине. Благодаря новейшим технологиям она приобретает статус «доказательной»[306], теперь она не только постулирует, но и доказывает всему миру правильность своих теорий и практики. Трансформация медицины как теории и практики во многом связана с развитием философии и этики медицины. На сегодняшний день существует два основных понимания их предмета, задач и функций[307]. Первый восходит к традициям, заложенным Т. Персивалем, В. Ослером[308], Ф. Пибоди, Л. Хамманом, считавшими, что этическое чувство и пониманиевнутренне присущи «хорошей» медицинской практике. Так называемая «ослерская философия» и этика английского джентльмена Персиваля удерживали ключевые позиции в теории и практике медицинской этики Америки вплоть до середины ХХ века[309]. Это привело к тому, что взаимодействие медицины и философии стало рассматриваться ограниченно, только в трех возможных формах: 1) философия и медицина существуют как отдельные дисциплины, но совместно решают общие для них задачи; 2) теоретическая медицина заимствует у философии ряд понятий, таких, например, как критическая рефлексия, целостность, ценность, цель; 3) медицина использует в своей практике определенные методологические подходы философского исследования. Второй подход вырастает из традиций континентальной философии, которая, начиная с ХІХ века, развивала философию медицины, включающую в себя: логику и эпистемологию медицины, концептуальный анализ существующих концепций здоровья и болезни, изучение феномена причинности и психосоматических связей, исследование эволюции идей механицизма и витализма. Философия и этика медицины создали необходимые предпосылки для пересмотра и трансформации биостатической концепции здоровья. Согласно этой концепции, норма и нормальность фиксируют соответствие индивида идеальному плану биологического вида, имеющего среднестатистические показатели тех или иных признаков[310]. Биостатическая концепция здоровья основана на допущении, что раскрытие рациональных механизмов болезни, подкрепляемое активным медицинским вмешательством, ведет к повышению эффективности медицинской науки и ее контроля за ростом заболеваемости среди населения и, в целом, к улучшению здоровья человеческой популяции (за счет увеличения количества больниц и диспансеров, прироста знаний в области физиологии и анатомии человека, массовой вакцинации населения)[311]. Однако, рассматривая норму как статистически достоверные параметры работы того или иного органа, мы приходим к выводу, что «нормальные» реакции могут наблюдаться и у заболевшего человека. И наоборот, если в организме обнаружены болезнетворные бактерии, то с точки зрения статистической нормы, вполне объяснимо, что он будет иметь также и высокую температуру, покраснение слизистых оболочек и снижение функциональных способностей, другими словами, «нормальную реакцию» на вторжение болезнетворных микроорганизмов. Однако ряд историко-демографических исследований заставил пересмотреть эту концепцию. В 1979 году Мак Кеун, изучая причины резкого снижения смертности в Англии, показал, что роль непосредственного медицинского вмешательства при этом была явно преувеличена. Пик снижения смертности от инфекционных заболеваний был зарегистрирован значительно раньше (середина ХIX века) открытия антибиотиков и начала массовой иммунизации населения (50-60-е годы ХХ века). Как оказалось этому способствовало три фактора: 1) улучшение питания населения; 2) совершенствование санитарно-гигиенических условий проживания; 3) и как следствие этого — снижение детской смертности. Позднее установленная закономерность получила подтверждение на примере других стран: США, Швеции, Франции, Ирландии, Венгрии. Таким образом, было установлено, что не столько медицинские технологии, сколько, социальные изменения и улучшение окружающей человека среды, стандартов его жизни (пищи, жилья, образования, уровня доходов, санитаризации) стали причиной повышения качества жизни и уменьшения заболеваемости[312]. Полученные данные позволили сделать важный вывод о том, что представления о здоровье как феномене, достигаемом при помощи исключительно медицинских технологий, далеки от действительности, а биостатическая модельздоровья имеет свои ограничения. Сегодня ухудшение качества жизни и здоровья в индустриально развитых странах связывается не столько с бедностью или недоступностью медицинской помощи для малоимущих слоев населения, сколько с медикализацией и консумеризацией[313] образа жизни. Поэтому не случайно, на первый план в деле приумножения здоровья в наше время выходят биоэтические принципы уважения автономии и достоинства личности, способствующие индивидуализации медицинской этики и интеграции в структуру личности пациента ценностей сохранения и развития здоровья. Еще в 1941 году американский теоретик медицины Г. Сигерист писал о том, что здоровье не означает простое отсутствие болезней; это нечто положительное, жизнерадостное и связанное с жизнеутверждающим отношением к собственной жизни и обязательствам. В 1948 году ВОЗ определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения)[314]. Этот факт стал еще одним свидетельством осознания человечеством важности связи биологических аспектов человеческого здоровья и общечеловеческих ценностей. В современной зарубежной и отечественной литературе здоровье все чаще трактуется как благо, благополучие, wellness [315], объединяющее различные сферы личности: физическую, эмоциональную, духовную, социальную, интеллектуальную и профессиональную. Сохранение здоровья все чаще понимается как принятие ответственности за свое благополучие и стремление развивать различные стороны своей личности, исходя из ее целостной природы. Одна из новейших концепций субъективного здоровья принадлежит шведскому ученому Л. Норденфельту, предложившему рассматривать здоровье как способность человека к достижению своих жизненных целей и счастья, а болезнь — как физический или психический процесс, уменьшающий эту способность[316]. Так, согласно этой концепции, два одинаковых субъекта с одним и тем же физическим статусом могут обладать различным «здоровьем», если их представления о счастье и, соответственно, жизненно важные цели не совпадают. В то же время многие пациенты с опасными заболеваниями (сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания) могут ставить и реализовывать высокие жизненные идеалы и быть счастливыми, однако было бы неправильным утверждать, что они обладают «хорошим» здоровьем. Поэтому указанная концепция не избежала критических замечаний. Во второй половине ХХ века здоровье и болезнь начинают рассматриваться как естественные феномены, как полюсы проявления жизненной силы личности, ее зрелости, степени свободы, отношения к ценностям и своей роли в обществе. Получает популярность идея о градуалистической природе здоровья и болезни, между двумя крайними полюсами которых существует ряд переходных форм: недомогание, слабость (malady), болезнь (disease), болезненность (illness), ущербность (sickness) [317], на которые можно воздействовать не только фармакологически, но и психологически, при помощи духовных практик, путем упорядочивания своей жизни и переосмысления жизненных целей и идеалов [318]. Недомогание и слабость охватывают многообразные состояния (в дополнение к болезни), нарушающие здоровье. Это могут быть незначительные повреждения и дефекты тела, ухудшение самочувствия или слабость (при отсутствии внешних выраженных причин); это также обстоятельства жизни, заставляющие человека страдать и испытывать боль: невозможность передвигаться, болевые ощущения, утрата определенных физических способностей, возможности наслаждаться жизнью. Болезнь подразумевает нарушение физических и психических функций, отклонение от статистической нормы показателей работы тех или иных органов или систем, увеличивающее вероятность преждевременной смерти. Болезненность рассматривается как субъективные ощущения человека, отсутствие полного физического и психического благополучия. Понятие ущербности связано с восприятием обществом физиологического или психического статуса индивида (стигматизация). Переходные формы манифестируют «неправильно» выбранный индивидом путь, ошибки в отношениях к собственной человеческой природе, преувеличение своих возможностей и уровня своего духовного и нравственного развития, попустительство порокам, нежелание совершенствоваться и двигаться вперед. Их наличие дает дополнительный шанс индивиду пересмотреть свой образ жизни, сделать соответствующие выводы и предпринять необходимые шаги для того, чтобы не заболеть «окончательно»[319].
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |