КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицина, которая «спасла» жизнь этике 3 страница
Следует отметить в этой связи, что характерной особенностью украинского и российского «пациента» является стремление к самолечению, использованию нетрадиционных методов, вера в так называемую «народную медицину», начиная от применения лекарственных трав, и заканчивая заговорами и практиками экстрасенсорного воздействия. Причинами данного явления выступают: 1) недостаточность государственного обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими услугами; 2) массовый безрецептурный отпуск лекарств; 3) низкий уровень качества консультирования при первом контакте с врачом (в условиях сверхзагруженности врачей пациентами); 4) менталитет пациента, в соответствии с которым в качестве серьезной угрозы здоровью рассматриваются только острые инфекционные и травматические заболевания[361]. Воплощение биоэтических принципов в этих условиях возможно лишь при участии самых широких слоев общественности, начиная от рядового пациента-клиента услуг и заканчивая разнообразными немедицинскими социальными группами, учреждениями и институтами, имеющими непосредственное отношение к пропаганде и поддержанию здорового образа жизни отдельных людей и социальных групп. Это могут быть социальные работники, представители профсоюзов, экспертных комиссий, фармацевты (в наше время, часто «подменяющие» участкового терапевта), журналисты, средства массовой информации, несущие немалую долю ответственности за результаты рекламы лекарственных препаратов, устройств и услуг. Третий, завершающий этап формирования биоэтической парадигмы (начало ХХI века) связан с тем, что медицина становится все более холистической и комплементарной, социально направленной и организационной. Большую роль в ней начинают играть аспекты медицинского менеджмента, основанного на уважении прав клиента, удовлетворении его разнообразных потребностей. Пересматривается смысл и содержание социальной роли пациента, который начинает рассматриваться как часть экспертной системы наряду с другими ее элементами: медицинскими работниками, членами этических комитетов, спонсорами и центрами медицинских исследований, юристами-представителями медицинского права. На наш взгляд, целью третьего этапа должна стать всесторонняя трансформация содержания профессиональной медицинской этики на основании принципов солидарности клиента и системы здравоохранения, взаимной ответственности личности и общества, гармонического сосуществования человечества и живой природы. Ее целью должно стать объединение в единую концепцию новейших моделей и принципов взаимоотношений индивида с учреждениями здравоохранения, социальными службами, своей внутренней и окружающей природой. Одна из ключевых идей глобальной биоэтики — реформирование медицинской сферы с целью создания надежной системы охраны общественного здоровья в глобальном масштабе. В этом подходе находят свое воплощение поттеровская идея объединения медицинской и экологической этики, медицинских и биологических фактов с общечеловеческими ценностями. В фарватере данного подхода возникает такое понятие как экологическое общественное здоровье — наука и искусство предупреждения болезней, продления жизни, поддержания физического и духовного здоровья индивида при помощи проведения санитарно-эпидемиологических и других эффективных мер по сохранению окружающей среды, развитию социальных реформ и механизмов, которые бы гарантировали каждому члену общества необходимый уровень жизни для поддержания собственного здоровья[362]. Еще в 80-х годах ХХ века была показана взаимосвязь между моральными ценностями, уровнем этической культуры медперсонала и качеством предоставляемых им медицинских услуг. Эти исследования послужили толчком для общественных инициатив по предоставлению медицинских услуг, учитывающих ценности того или иного контингента больных, соответствующего подбора персоналиа и организации работы учреждений [363]. В результате были созданы зеленые (основанные на экологических ценностях) клиники, дружественные к молодежи центры, христианские центры медицинской помощи и поликлиники для феминистически ориентированных женщин. В некоторых городах Украины уже имеются такие клиники. Такой «подбор партнеров», конечно же, не решает всех проблем, возникающих на стыке ценностей пациента и медицинского персонала, но, вместе с тем, он помогает структурировать их взаимоотношения, позволяет создавать комфортную для пациента ситуацию, в которой последний может чувствовать себя более компетентным и знающим, более свободным и активным в общении с медперсоналом. Все это свидетельствует о жизненности идеалов глобальной биоэтики и понимании обществом важности этической и ценностной сферы в формировании медико-социальной инфраструктуры и сохранении и развитии индивидуального и общественного здоровья. Реальным воплощением идеалов глобальной биоэтики и биоэтической парадигмы является так называемая устойчивая медицина. Д. Каллахан считает, что концепция «устойчивой[364] окружающей среды (sustainable environment) и «устойчивого развития», предложенные инвайронментализмом, могут быть полезными в разработке современной концепции медицины[365]. Устойчивая медицина (steady-state medicine), по его мнению, удовлетворяет, по крайней мере, трем условиям: 1) предоставляет каждому индивиду возможность (шанс) функционирования на достаточно хорошем физическом и ментальном уровне для осуществления своего жизненного цикла; 2) равномерно распределяет медицинские ресурсы между всеми членами общества без чрезмерного злоупотребления в пользу какой-либо одной группы; 3) стремится к объединению краткосрочных и долгосрочных целей достижения индивидуального и коллективного здоровья. И, вместе с тем, устойчивая медицина — это медицина, не возлагающая несбыточных надежд на научный прогресс и технологические инновации[366]. Экономически устойчивая медицина признает необходимость поддержания определенного равновесия и ограничений в предоставлении медицинских ресурсов. Она предполагает адекватные, но не оптимальные качество медицинских услуг и уровень здоровья. Эта модель ориентирована на замкнутый жизненный цикл человека, а не на бесконечное удлинение жизни без учета ее качества. Цель такой медицины — не борьба с рисками, болезнями и смертностью, а адаптация и принятие этих неизбежных фактов и факторов человеческой жизни в процессе здорового долголетия. Сфера оказания медицинских услуг уже достигла достаточно высокого уровня, который может быть взят в качестве стандарта для ее устойчивого развития в будущем. Расходы на здравоохранение не могут неопределенно и бесконечно возрастать, они должны быть сбалансированными и составлять примерно одинаковое в процентном отношении отчисление от доходов того или иного государства. Украина, как и другие страны постсоветского лагеря, активно вовлекается в процессы трансформации здравоохранения, что выражается в институализации биоэтической парадигмы, в частности, в развитии этической экспертизы медицинской практики и медицинского эксперимента, непрерывном совершенствовании кодексовой культуры медицинской специальности, разработке соответствующих законодательно-правовых актов, введении биоэтики как учебной дисциплины в медицинских вузах. В 2002 году в Украине был создан Проект «Этического кодекса украинского врача»[367]. В постсоветском пространстве это одна из первых попыток пересмотра оснований и принципов советской медицинской деонтологии с позиций биоэтики. В настоящее время существует несколько вариантов этического кодекса врача. Но ни один из них не является общепризнанным, что сдерживает процессы этизации украинской медицины и здравоохранения. *** Сегодня система здравоохранения, медицинская теория и практика подвергаются глубокой модернизации и трансформации, что обусловлено сменой их фундаментальных парадигм. На смену редукционистской биостатической модели здоровья приходит биоэтическая модель, основанная на холистическом представлении о здоровье и болезни как полюсах человеческой экзистенции, на этических механизмах и подходах к достижению здоровья, на соединении медицинской и экологической этики, индивидуального и социального измерения здоровья. Биоэтические принципы в медицине позволяют ослабить определяющую власть медицинской практики и медицинской субполитики в жизни социума и индивида, усилить его ответственность и собственное участие в решении жизненно важных вопросов, касающихся его здоровья и благополучия. Медицина имеет не только социальный контекст, но и экологический. Биомедицинские исследования, терапевтическая практика, профилактическая, валеологическая и другие ее виды не могут абстрагироваться от инвайронментального и экосферного контекста. Все это требует продуктивного взаимодействия профессионалов от медицины с инвайронменталистами, экологами, биоэтиками, философами. Глобальная биоэтика, в отличие от биомедицинской этики, имеет дело не только с профессиональными нормами, но также — с общезначимыми глобальными проблемами человечества. В гармоническом объединений медицинских, экологических и этических знаний и идей нами видится дальнейшая перспектива развития представлений о природе человека, о целях, ценностях и смыслах его жизнедеятельности.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |