Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицина, которая «спасла» жизнь этике 3 страница




Следует отметить в этой связи, что характерной особенностью украинского и российского «пациента» является стремление к само­лечению, использованию нетрадиционных методов, вера в так назы­ваемую «народную медицину», начиная от применения лекарст­венных трав, и заканчивая заговорами и практиками экстрасенсорного воздействия. Причинами данного явления высту­пают: 1) недоста­точность государственного обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими услугами; 2) массовый безрецептурный отпуск лекарств; 3) низкий уровень качества консультирования при первом контакте с врачом (в условиях сверхзагруженности врачей пациентами); 4) менталитет пациента, в соответствии с которым в качестве серьезной угрозы здоровью рассматриваются только острые инфекционные и травматические заболевания[361].

Воплощение биоэтических принципов в этих условиях возможно лишь при участии самых широких слоев общественности, начиная от рядового пациента-клиента услуг и заканчивая разнообразными немедицинскими социальными группами, учреждениями и инсти­тутами, имеющими непосредственное отношение к пропаганде и под­держанию здорового образа жизни отдельных людей и социальных групп. Это могут быть социальные работники, представители проф­союзов, экспертных комиссий, фармацевты (в наше время, часто «под­ме­няющие» участкового терапевта), журналисты, средства массовой информации, несущие немалую долю ответственности за результаты рекламы лекарственных препаратов, устройств и услуг.

Третий, завершающий этап формирования биоэтической пара­дигмы (начало ХХI века) связан с тем, что медицина становится все более холистической и комплементарной, социально направленной и организационной. Боль­шую роль в ней начинают играть аспекты медицинского менедж­мента, основанного на уважении прав клиента, удовлетворении его разно­образных потреб­ностей. Пересматривается смысл и содержание социальной роли пациента, который начинает рассматриваться как часть экспертной системы наряду с другими ее элементами: меди­цинскими работни­ками, членами этических комитетов, спонсорами и центрами медицинских исследований, юристами-представителями медицинского права.

На наш взгляд, целью третьего этапа должна стать всесторонняя трансформация содержания профессиональной медицинской этики на основании принципов солидарности клиента и системы здраво­охра­нения, взаимной ответственности личности и общества, гармо­ни­ческого сосуществования человечества и живой природы. Ее целью должно стать объединение в единую концепцию новейших моделей и принципов взаимоотношений индивида с учреждениями здраво­охранения, социальными службами, своей внутренней и окружающей природой.

Одна из ключевых идей глобальной биоэтики — реформирование медицинской сферы с целью создания надежной системы охраны общественного здоровья в глобальном масштабе. В этом подходе находят свое воплощение поттеровская идея объединения меди­цинской и экологической этики, медицинских и биологических фактов с общечеловеческими ценностями. В фарватере данного подхода возникает такое понятие как экологическое общественное здоровье — наука и искусство предупреждения болезней, продления жизни, поддержания физического и духовного здоровья индивида при помощи проведения санитарно-эпидемиологических и других эффек­тивных мер по сохранению окружающей среды, развитию социальных реформ и механизмов, которые бы гарантировали каждому члену общества необходимый уровень жизни для поддержания собственного здоровья[362].

Еще в 80-х годах ХХ века была показана взаимосвязь между моральными ценностями, уровнем этической культуры медперсонала и качеством предоставляемых им медицинских услуг. Эти иссле­дования послужили толчком для общественных инициатив по предо­ставлению медицинских услуг, учитывающих ценности того или иного контингента больных, соответствующего подбора персоналиа и органи­зации работы учреждений [363]. В резуль­тате были созданы зеле­ные (основанные на экологических ценностях) клиники, дружест­венные к молодежи центры, христианские центры меди­цинской помо­щи и поликлиники для феминистически ориен­тиро­ванных женщин. В некоторых городах Украины уже имеются такие клиники.

Такой «подбор партнеров», конечно же, не решает всех проблем, возникающих на стыке ценностей пациента и медицинского персо­нала, но, вместе с тем, он помогает структурировать их взаимо­отношения, позволяет создавать комфортную для пациента ситуацию, в которой последний может чувствовать себя более компетентным и знающим, более свободным и активным в общении с медперсоналом. Все это свидетельствует о жизненности идеалов глобальной биоэтики и понимании обществом важности этической и ценностной сферы в формировании медико-социальной инфраструк­туры и сохранении и развитии индивидуального и общественного здоровья. Реальным воплощением идеалов глобальной биоэтики и биоэтической парадиг­мы является так называемая устойчивая медицина.

Д. Каллахан считает, что концепция «устойчивой[364] окружающей среды (sustainable environment) и «устойчивого развития», пред­ложенные инвайронментализмом, могут быть полезными в разработке современной концепции медицины[365].

Устойчивая медицина (steady-state medicine), по его мнению, удовлетворяет, по крайней мере, трем условиям: 1) предоставляет каж­дому индивиду возможность (шанс) функциони­рова­ния на достаточно хорошем физическом и ментальном уровне для осу­ществления своего жизненного цикла; 2) равномерно распределяет медицинские ресурсы между всеми членами общества без чрезмерного злоупотребления в пользу какой-либо одной группы; 3) стремится к объединению кратко­срочных и долгосрочных целей достижения индивидуального и коллективного здоровья. И, вместе с тем, устойчивая медицина — это медицина, не возлагающая несбыточных надежд на научный прогресс и техно­логические инновации[366].

Экономически устойчивая медицина признает необходимость поддержания определенного равновесия и ограничений в предо­ставлении медицинских ресурсов. Она предполагает адекватные, но не оптимальные качество медицинских услуг и уровень здоровья. Эта модель ориентирована на замкнутый жизненный цикл человека, а не на бесконечное удлинение жизни без учета ее качества. Цель такой медицины — не борьба с рисками, болезнями и смертностью, а адап­тация и принятие этих неизбежных фактов и факторов чело­веческой жизни в процессе здорового долголетия.

Сфера оказания медицинских услуг уже достигла достаточно высокого уровня, который может быть взят в качестве стандарта для ее устойчивого развития в будущем. Расходы на здравоохранение не могут неопределенно и бесконечно возрастать, они должны быть сбалансированными и составлять примерно одинаковое в процентном отношении отчисление от доходов того или иного государства.

Украина, как и другие страны постсоветского лагеря, активно вовлекается в процессы трансформации здравоохранения, что выра­жается в институализации биоэтической парадигмы, в частности, в развитии этической экспертизы медицинской практики и медицин­ского эксперимента, непрерывном совершен­ствовании кодексовой культуры медицинской специальности, разработке соответствующих законодательно-правовых актов, введе­нии биоэтики как учебной дис­циплины в медицинских вузах.

В 2002 году в Украине был создан Проект «Этического кодекса украинского врача»[367]. В постсоветском пространстве это одна из первых попыток пересмотра оснований и принципов советской меди­цинской деонтологии с позиций биоэтики. В настоящее время существует несколько вариантов этического кодекса врача. Но ни один из них не является общепризнанным, что сдерживает процессы этиза­ции украинской медицины и здравоохранения.

***

Сегодня система здравоохранения, медицинская теория и практика подвергаются глубокой модернизации и трансформации, что обуслов­лено сменой их фундаментальных парадигм. На смену редук­цио­нистской биостатической модели здоровья приходит био­этическая модель, основанная на холистическом представлении о здоровье и болезни как полюсах человеческой экзистенции, на этических меха­низмах и подходах к достижению здоровья, на соединении меди­цинской и экологической этики, индивидуального и социального измерения здоровья. Биоэтические принципы в медицине позволяют ослабить определяющую власть медицинской практики и медицинской субполитики в жизни социума и индивида, усилить его ответ­ственность и собственное участие в решении жизненно важных вопро­сов, касающихся его здоровья и благополучия.

Медицина имеет не только социальный контекст, но и эко­логический. Биомедицинские исследования, терапевтическая практика, профилактическая, валеологическая и другие ее виды не могут абстрагироваться от инвайронментального и экосферного контекста. Все это требует продуктивного взаимодействия профессионалов от медицины с инвайронменталистами, экологами, биоэтиками, филосо­фами. Глобальная биоэтика, в отличие от биомедицинской этики, имеет дело не только с профессиональными нормами, но также — с общезначимыми глобальными проблемами человечества. В гармо­ническом объединений медицинских, экологических и этических знаний и идей нами видится дальнейшая перспектива развития представлений о природе человека, о целях, ценностях и смыслах его жизнедеятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.