Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования самооценки и уровня притязаний




Практическое занятие №2

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Практическое занятие №1

Задание 1. Составьте протокол наблюдения за ребенком (цель наблюдения, критерии и показатели).

С целью проверки эффективности формирующих воздействий мы проводим наблюдения за играми,которые предусматривают необходимость гуманных проявлений, например: «Кукла Маша заболела, ее надо полечить», «Больница» и др. Предусматривались также соревновательные моменты, чтобы выявить, как ребенок выполняет предписанные ролью игровые действия, как организует свое поведение, если он знает, как ему следует вести себя.

Мы перенесли в игре акцент с выполнения роли как обычного игрового взаимодействия на ее идеальное исполнение, т. е. выдвигалось требование сыграть наилучшего смотрителя, самого внимательного и заботливого врача и т. п.

Например, в игре «Больница» между персоналом(врачами,медсёстрами) проводился конкурс, кто же из них самый внимательный, добрый, чуткий по отношению к своим пациентам. Введение судейской группы (на следующем этапе) должно было повысить значимость для детей установку на лучшее понимание роли.

Вера, исполняющая роль врача, ходит по палатам, следит за порядком. Увидев маленького пациента без присмотра, воскликнула: «Почему ты остался один без присмотра? Не плачь, маленький, успокойся, сейчас найдем твою маму». Вытирает носовым платком ему «слезы». Строгим голосом делает замечание Ульяне, исполняющей роль медсестры: «Смотри за своими пациентами лучше и не оставляй их одних!»

Для детей данной группы образец — средство выражения отношения. Несколько иначе ведут себя в игре малоактивные, застенчивые дети. Они любят играть, но из-за застенчивости, робости часто отказываются от центральных ролей, предпочитая второстепенные роли или индивидуальные игры. Их игровые действия со сверстниками ограничены, скованы. Они стесняются открыто проявлять чувства. В совместной игре применяют привычные способы обращения, образец копируют частично, нерешительно пользуются эмоционально-выразительными реакциями, показанными взрослыми. Их отличает желание спрятать от постороннего взгляда свои эмоции.

 

 

Задание 1. Методика лесенка В.Щур и С. Якобсона

Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест “Лесенка”. Он проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Использовать для диагностики его могут психологи детских дошкольных учреждений, школьные психологи, педагоги, воспитатели и родители. Существует несколько модификаций данной методики. Например “Лесенка” В. Щура и С. Якобсона насчитывает семь ступенек и к ней прилагаются фигурки мальчика и девочки, вырезанных из бумаги или картона. Этот вариант методики направлен не только на исследование уровня самооценки ребёнка, но и на выявление личных притязаний. Модификация методики авторов М. Лисина и Я. Коломенский представляет собой лист бумаги с изображённой на нём лесенкой, состоящей из шести ступенек, фигура мальчика и девочки, вырезанных из бумаги также имеется в наличии.


1).МетодикаТ.Дембо-С.Рубинштейна.

Для исследования самооценки младшего школьника существует много различных методик. Нами же была использована методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна (Рубинштейн, 1970), в педагогике он бытует под домашним названием «линеечки».

Использование «линеечек» Дембо-Рубинштейн не как инструмента клинического исследования, а как портативного инструмента массовых обследований самооценки школьников стало возможным после валидизации этого метода в работах А.В. Захаровой (1993) и Г.А. Цукерман (1993).

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения. Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «Высокой» – со средним баллом 4–5; «Низкой» – со средним баллом 0-2,5.

2).Методика Пономаренко Л.П.

Наряду с методикой изучения самооценки качеств личности нами был использован тест Л.П.Пономаренко на основе методики семантического дифференциала.

Учащимся предлагалось пройти тест, состоящий из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре ребята определяли, как это свойство проявляется у них. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7.

На I этапе работы по каждой паре они выбирали номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у них в настоящий период их жизни («Реальное Я»). Выбор обозначали крестиком («х») в соответствующем квадратике.

После того как все участники выполнят это задание, можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т. е. каким бы вы хотели быть, и обозначаете свой выбор кружочком (Приложение 2).

По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Цифра от 10 > 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Результат менее 10 баллов свидетельствует о высокой самооценке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.