Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карьера и профессиональный выбор




Профориентация и профконсультация,

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность профессионального образования?

2. Назовите основные стратегии профессионального образова­
ния.

3. В чем суть «политехнизма» в профессиональном образова­
нии?

4. Что понимал К. Маркс под «профессиональным кретиниз­
мом» (или «профессиональной идиотией»)?

5. Как соотносятся понятия «непрерывное образование» и «опе-
Режающее образование»?

6- В чем особенность вузовского образования («университетского курса» - По С. И. Гессену)?

?• Назовите основные проблемы элитарного образования в ус-овиях современной России. Как вы считаете, правомерно ли во-

Ще говорить об элитарном профессиональном образовании? По-

чему?

-„ Да
, он пытается рассматривать со студентами нравственные про-их будущей профессиональной деятельности?

о- Какие основные проблемы возникают перед преподавателем,



ГЛАВА X. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

профессиональное и личностное самоопределение,

В профориентации традиционно выделяются следующие наг ления: профинформация, профагитация, профпросвещение, пр диагностика (профотбор, профподбор) и профконсульта! Профориентация — очень объемное понятие, например, мод сказать, что современное западное общество по сути своей пр ориентационно, так как с самого рождения ориентирует реС на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориенп предполагает широкий, выходящий за рамки только педагог и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе фессии, куда входит и профконсультация как индивидуально I ентированная помощь в профессиональном самоопределение

И профориентация и профконсультация — это «ориентир ние» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самооп ление больше соотносится с «самоориентированием» учащег выступающего в роли субъекта самоопределения [10, с. 15—21}

Профессиональное и личностное самоопределение имеют < много общего, а в высших своих проявлениях они почти слш ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить два 1 ципиальных отличия между профессиональным и личностным^ моопределением:

Прежде всего профессиональное самоопределение — более 1 кретное, его проще оформить официально (получить диплх! т.п.); личностное же самоопределение — это более сложное| нятие (диплом «на личность», по крайней мере психически ровым людям, пока еще не выдают).

Кроме того, профессиональное самоопределение больше висит от внешних (благоприятных) условий, а личностное " определение — от самого человека, и часто именно плохие вия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (геро? являются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные хи, полные «соблазнов» и так называемого «счастья» с застьй ми улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми)» ч


таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении ких-то особых, непонятных для обывателя проблем, и для кото-IX самое неприемлемое — это радость «чавкающей от счастья» ^ассы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку и они сами создают для себя дополнительные слож­ности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития.

При этом у таких людей (истинных героев) появляется воз­можность ставить сложные проблемы при относительно обеспе­ченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элемен­тарном пропитании и т. п. Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (напри­мер, в США профориентация часто называется «психологией ка­рьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» — это успех в какой-либо деятельности, но с некото­рым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) — это «определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)». Такое понима­ние близко к жизненному самоопределению в русской традиции [20, с. 80-81].

Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше

связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей

книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера — это не

Частливая случайность. Постарайтесь не попадаться "на зуб" су-

евшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и поли-

сики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам

№ому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убий-

! пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить,

1^ Эт° вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши

То КуРенты, ваши завистники — коллеги... ведь они-то поступают

Ст, ° Так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства

уу * И; С. 8].

 

^0<^ессион^льный выбор, в отличие от профессионального са-РеДеления (по Е. И. Головахе), — «это решение, затрагиваю-


щее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», торый может быть осуществлен «как с учетом, так и без у отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем чае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный т_ не будет опосредован отдаленными жизненными целями» [1 Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек -' нужден совершать множество выборов (сама карьера рассмат вается как «чередующиеся выборы»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.