КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста
Самостоятельная работа №2 (2 часа) (подготовка к семинару) Цель работы: формирование самостоятельности мышления; систематизация и закрепление знаний о сущности, задачах и значении природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольника (ПК 5.3.). Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов: - работать с методической литературой; конспектирование, выписки; составление плана и тезисов ответа (ОК 4.); - использование компьютерной техники и Интерната (ОК 5.). Задания: - выделить задачи, направленные на развитие у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития в процессе ознакомления с природой и экологического образования; - дать определение понятий: «системность», «систематизация знаний», «система знаний»; - охарактеризовать, доступные на разных возрастных этапах, системы знаний о предметах и явлениях неживой природы, растениях и животных, сезонных изменениях и труде людей в природе; - определить содержание понятий «бережное и заботливое отношение к природе», применительно к детям дошкольного возраста. Алгоритм выполнения: 1. Выписать из программы задачи направленные на развитие у дошкольников познавательных интересов, интеллектуального развития в процессе ознакомления с природой по возрастным группам. Определить критерии усложнения знаний от группы к группе. 2. Выписать из программы задачи направленные на организацию труда детей в природе в разных возрастных группах и определить, как усложняется развитие трудовой деятельности детей в зависимости от возраста. 3. Перечислить основные требования формирования предпосылок экологического сознания у детей. 4. Дать характеристику природы как богатого источника всестороннего развития личности ребенка. Форма отчетности: письменная работа. Литература: 1. Ашиков В. Путь к Экологическому Человеку. //Дошкольное воспитание -№7, 2001.– С.17-19. 2. Богданец Т. //Дошкольное воспитание. – №12, 2003. – С. 23. 3. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? //Дошкольное воспитание. - №7, 2002.- С.19-23. 4. Бабаева Т.И. Эстетическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1982. 324с. 5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1982. – 112с. 6. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: Владос, 1999.- 104с. 7. Згурская Л. //Дошкольное воспитание. - №1, 2004. – С.24-25. 8. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой //Дошкольное воспитание. - №7; 2008.- С.16-19. 9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Программа воспитания и обучения детей. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; Мозаика-Синтез, 2011. – 304с. 10. Фрейдкин И.С. Ознакомление с явлениями неживой природы. //Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. /Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М.: Педагогика, 1980. – 288с. 11. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. //Дошкольное воспитание. – №7, 2001. – С. 22-25. 12. Сенсорное воспитание в детском саду. //Труд в природе. Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Педагогика, 1981. – 356с. Тема: Программы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Составление планов-схем содержания знаний на любую парциальную программу по экологическому воспитанию и образованию детей.
Самостоятельная работа №3 (4часа) (подготовка к практическому занятию) Цель работы: систематизировать изакрепить знания содержания экологических вариативных программ воспитания экологически направленной личности в период дошкольного детства (ОК 4.). Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов: - умение работы с текстами; графическое изображение структуры текста (ПК 5.1.); - изучение нормативных документов (ОК 5.). Задания: Составить план-схему («визитку») на любую парциальную программу экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Алгоритм выполнения работы: - фамилия, имя, отчество автора; - цели и задачи экологического образования дошкольников; - структура программы; - содержание знаний, умений и навыков детей; - методическое обеспечение программы; - эстетическое оформление программы. Форма отчетности: Презентация наглядного пособия (размер бумаги А4) в графическом изображении (рисунок или компьютерная графика). Литература: 1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. - М.: Пед. о-во Рос., 1998. – 172с. 2. Васякина-Новикова Ж.Л. Паутинка. - М.: Просвещение, 1996. – 102с. 3. Вересова Н.И. Мы земляне. - М.: Владос, 1995. – 132с. 4. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб.: «Детство-пресс», 2006.- 240с. 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н. Николаева – М.: Асадема, 2009.- 236с. 6. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.Н. Тропинка в природу. - СПб., Речь, 2001.- 229с. 7. Рыжова Н.А. Наш дом-природа. - М.: «Карапуз», 1996. – 16с. Тема: Разработка содержания наблюдений с детьми в разные сезоны на прогулке дошкольного учреждения.
Самостоятельная работа №4 (4 часа) (подготовка к практическому занятию и производственной практике) Цель работы: закрепить практические умения студентов планировать и организовывать с детьми наблюдения за погодой и сезонными явлениями природы на участке детского сада (ПК 2.1.). Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов: - выбирать задачи и содержание знаний о сезонных явлениях природы из программ воспитания и обучения в детском саду, а также парциальных программ экологического образования для разного дошкольного возраста (ПК 2.1.); - применять разнообразные приемы, формы и средства организации наблюдений за сезонными явлениями природы с учетом возрастных особенностей и уровнем развития дошкольников (ПК 2.4); - составлять конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы, проводимые с детьми разного возраста на прогулке (ПК 2.9). Задания: 1. Провести анализ природоведческих наблюдений, проводимых воспитателями с детьми на прогулке. 2. Познакомиться с планированием, в календарном плане воспитателя, природоведческих наблюдений с детьми на прогулке на сезон. 3. Изучить методическую литературу по теме работы. 4. Составить конспекты наблюдений за сезонными явлениями природы с детьми на прогулке, на неделю (возрастная группа по выбору). Алгоритм выполнения задания: Провести анализ наблюдений, проводимых воспитателем на прогулке по плану: - цель и программные задачи, их соответствие программе экологического образования детей данной группы; - содержание наблюдения и его соответствие возрастным возможностям детей; - организация познавательной и практической деятельности детей (методы и приемы, используемые воспитателем); - отношение дошкольников к природе на прогулке (его проявление в содержании детских суждений, вопросов, интересе детей к наблюдаемым объектам, эмоциях, др.). Вопросы для анализа календарного плана работы: - планирование воспитателем системы наблюдений на прогулке, их связь с другими видами занятий, повседневной работой; - содержание и формы организации наблюдений на прогулке, их соответствие возрасту детей; - использование игровой деятельности и опытов с предметами природы в ходе наблюдения на прогулке. Схема составления конспектов наблюдений на прогулке на неделю: 1. тема наблюдения; 2. цель; 3. оборудование; 4. содержание наблюдений (за неживой природой, растениями, животными, сезонными изменениями, за трудом людей в природе); приемы, используемые в процессе наблюдений (вопросы, обследовательские действия, логические задачи, проблемно-поисковые ситуации, дидактические игры, стихи, загадки и т.д.). Форма отчетности: письменная работа, 5 конспектов наблюдений (на все рабочие дни недели). Литература: 1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н..Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 303с. 2. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.: «Скрипторий 2003», - 2011. – 39с. 5. Иванова А.И., Михайленко В.Я. сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -80с. 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н. Николаева – М.: Асадема, 2009.- 236с. 7. Рыжова Н.А. «Наш дом–природа». Программа экологического образования дошкольников. - М.:»Карапуз», 1996. – 16с. 8. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы. Метод пособие. - М.: Творческий Центр, Сфера. 2009 – 174с. 9. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только. - С-Пб.: Речь, 2010. – 175с. 10. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 6-7 лет. Программа для детского сада и не только. - С-Пб.: Речь, 2010. – 256с. 11. Организация деятельности детей на прогулке. //Авторы-составители: Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. - Волгоград, Изд. «Учитель», 2011. – 330с. 12. Ковалева Е. Веселые игры на свежем воздухе. М., 2006. 13 Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: «Русское слово», 2005. – 287с. 14. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1993. – 345с. 15. Наблюдение и труд в природе. /Под ред. А.Ф. Мазуриной. - СПб. Речь, 1973. – 324с. 16. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе /авт.- сост. С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 174с.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |