Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превратиться я могу и в слона, и в кенгуру




Тема: Разработка экологической дидактической игры для детей дошкольного возраста

 

Самостоятельная работа №6 (4 часа)

(подготовка к практическому занятию и производственной практике)

Цель работы: закрепление знаний о роли и технологии использования разного вида экологических дидактических игр, формирование умения овладевать основами методики проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста (ПК 2.2.).

Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов:

- осуществлять поиск, отбор и анализ методической литературы для определения роли и места игр природоведческого содержания в системе эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста (ПК 5.3.);

- составлять конспекты дидактических игр, рекомендации по подбору и применению их в экологическом образовании дошкольников (ПК 5.4.);

- создавать благоприятные условия для эффективного использования природоведческих игр в эколого-педагогическом процессе в ДОУ (ПК 5.2).

Задания:

Подготовить для одной из возрастных групп ДОУ конспект новой или видоизмененный вариант известной экологической дидактической игры.

Алгоритм выполнения игры:

- название игры

- цель

- материалы и оборудование

-дидактические задачи

- игровые правила

- содержание игры

- методика ее проведения.

Форма отчетности: наглядный материал представляется на отдельных листах.

Литература:

1. Газина О.Играя, изучаем природу //Дошкольное воспитание. -1995. - № 7. – С. 25.

2. Грехова Л. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М .; Ст., 2002. – 89с.

3. Дрязгунова В.Л.Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М.: Просвещение, 1981. – 80с.

4. Зябина И.Методика обучению игре //Дошкольное воспитание.- 2005.- № 10. – С. 21-26.

5. Кирикэ Г.В.Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. -1993. - № 7. С. 43.

6. Мир природы и ребенок /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Акцидент, 1998. –.319с.

7. Михайленко Н.Л., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Просвещение, 1990. - 234с.

8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2003. – 128с.

9. Николаева С.Н.Игра и экологическое воспитание //Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12. –С.23-27.

10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н. Николаева – М.: Асадема, 2009.- 236с.

11. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

12. Разина О.Играя, изучаем природу //Дошкольное воспитание. -2006. - № 7.- С.34.

 

Приложение Примеры экологических дидактических игр

(экологические игры Рыжовой Н.А.).

«В поисках пищи»

Воспитатель раздает группе детей карточки с изображением животных и их пищи. В процессе игры каждый ребенок должен найти себе пару: тот, у кого есть карточка с рисунком животного, объединяется с тем, у кого есть карточка с изображением его пищи. Например, белка - шишки, медведь - малина, дождевой червь - сухие листья, гусеница - зеленый листок, синица - насекомое, волк - заяц, лягушка - комар, цапля - лягушка и т.п.

 

«В поисках дома»

Игра проводится по аналогии с предыдущей, только на карточках изображены животные и их «дома», например: лягушка - озеро, медведь - лес, кузнечик - луг, акула - море, собака - будка, крот - подземный лабиринт, лиса - нора, сова - дупло, грач - гнездо и т.п.

«Цепочки питания»

Дети получают набор карточек, на которых изображены растения и животные. Задание: составить из карточек цепочку питания (цепочку жизни). Это можно сделать двумя способами. Первый - разложить карточки на столе в нужном порядке. Второй - взять по одной карточке в руки и встать рядом друг с другом так, чтобы образовалась цепочка питания. Свой вариант цепочки нужно объяснить. Примеры пищевых цепочек: трава - заяц - волк; желуди - лесная мышь - сова; желуди - кабан - волк; трава - мышь - лиса. Для усложнения задания можно добавлять «лишние» карточки животных и растений, то есть тех, которые не включены в цепочку питания. Например, к карточкам «трава - заяц - волк» добавить карточку с изображением белого медведя.

 

«Сплетем паутинку жизни»

Эта игра по содержанию как бы продолжает предыдущую, позволяя осознать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом так же тесно, как ниточки в паутине. Порвешь одну, остальные ослабнут, и в конце концов паутина жизни исчезнет. Сделайте как можно больше карточек (15-20) с изображениями растений и животных, которые относятся к разным группам: хищники, травоядные, «санитары» (то есть те, кто уничтожает мертвые остатки растений и животных, - это грибы, некоторые жуки, бактерии, дождевые черви). Общее число карточек зависит от количества участников игры. Карточек хищников должно быть меньше, чем травоядных, а карточек травоядных меньше, чем карточек с изображением растений. Для удобства карточки прикрепляются к одежде, как значки - бейджики, или закрепляются на шнурках и вешаются на шею (во время игры руки участников должны быть свободны). Потребуется также длинный, достаточно толстый шнур (его длина также зависит от количества участников: чем их больше, тем длиннее веревка). Участники игры становятся в круг, в центре - ведущий. Он предлагает создать сеть жизни и напоминает, что все на Земле начинается с Солнца, которое дает свою энергию растениям. После этого ведущий просит взять в руки и крепко держать конец веревки участника, на карточке которого изображено растение. Кто может съесть это растение? Отзывается, например, игрок-«заяц». Ведущий тянет к нему веревку от предыдущего участника игры и предлагает взяться за шнур. При этом шнур должен быть хорошо натянут. Далее в игру вступает ребенок с карточкой волка, к которому ведущий также подходит с натянутой веревкой. Но и волк не вечен, он может умереть, и тогда его останки «съедят» бактерии, жуки-мертвоеды. Значит, следующим в игру вступает ребенок с изображением бактерий или жука. Благодаря действиям природных «санитаров» в почве появляется больше пищи для растений. Значит, у нас опять вырастает растение, - за веревку берется новый игрок-«растение». Его снова съедает травоядное животное, которым, в свою очередь, лакомится хищник, и т.п. Постепенно все участники игры оказываются вовлеченными в сеть-паутину. Игра заканчивается, когда вся веревка оказывается в руках участников игры в виде натянутой сетки. Ведущий предлагает проверить сеть на прочность: положить на нее какой-либо широкий и достаточно тяжелый предмет, например, книгу. Вот так и паутина жизни на нашей планете выдерживает очень многое. Но наступает момент, когда и у нее кончаются запасы сил. Ведущий сообщает, что человек уничтожил волка. (На месте волка может быть и другое животное.) «Волк» отпускает шнур. Кто почувствовал, что шнур в его руках ослаб (например, игрок-«заяц»), тоже отпускает веревку и т.д. В результате из-за исчезновения одного хищника распадается вся паутина жизни. В заключение ведущий подчеркивает, насколько в природе все тесно связано между собой, и как важно сохранить на Земле «сферу жизни».

 

«У кого сколько ног»

Перед началом игры педагог просит вспомнить, сколько ног у животных той или иной систематической группы. Например, у насекомых - 6 ног, у зверей - 4, у пауков - 8, у птиц - 2 и т.д. У человека тоже две ноги, а вот у многоножки - действительно много ножек. В процессе игры, услышав название животного, участники игры должны разбиться на группы так, чтобы количество их ног соответствовало количеству ног названного ведущим животного. Если ведущий говорит «волк», дети разбиваются на команды по 2 человека (получается 4 ноги), если произносит слово «паук» - по 4 человека (8 ног). При слове «стрекоза» все делятся на группы по 3 человека (6 ног) и т.п. Кто не успеет примкнуть к группам, становится лишним и выбывает из игры.

В ходе игры дети учатся собирать разрезные картинки с изображением фрагментов рыб и продолжать предложение «У рыбки есть... (голова, глаза, рот, чешуя, плавники, хвост, жабры и т.д.)», находить картинки с изображением различных водоемов (пруд, река, море), с помощью вопросов составлять коротенькие рассказы о рыбках. В игровой набор входят разрезные картинки с изображением разных рыбок и вырезанные по контуру изображения рыбок-образцов, контурные не раскрашенные рыбки, карточки с загадками, карточки с изображением пейзажей (горы, лес, пустыня, пруд, река, море).

«Собери рыбку»

Вариант для детей 2-3 лет

Педагог показывает детям контурную рыбку-образец, предлагает собрать из двух-трех частей картинку с такой же рыбкой и продолжить предложение «У рыбки есть...». Каждый играющий называет один признак

Вариант для детей от 3,5 лет

Педагог выкладывает перед детьми части двух разных картинок, показывает рыбку-образец и предлагает собрать картинку, выбрав нужные части, и продолжить предложение «У рыбки есть...». Каждый играющий называет один признак.

 

Вариант для детей от 5 лет

Педагог выкладывает перед детьми части трех (и более) разных картинок и предлагает без опоры на образец собрать из них картинки.

Затем можно спросить детей, знают ли они названия этих рыб.

Каждый, правильно назвавший рыбку, получает рыбку-образец.

Старшим дошкольникам, как и малышам, можно предложить продолжить предложение «У рыбки есть...». Но в отличие от малышей каждый следующий игрок должен сначала воспроизвести признаки, названные перед ним, а затем дополнить словесную цепочку: «У рыбки есть голова, глаза - и плавники»; «У рыбки есть голова, глаза, плавники - и чешуя» и т.д.

Этот вариант игры может служить введением к другим играм с рыбками.

«Где живет рыбка?»

Вариант для детей 3 -4 лет

Ведущий раскладывает перед детьми небольшие картинки с изображением леса, луга, реки, пруда, горы и предлагает выбрать те изображения, которые могут служить «домом» для рыбки. Играющим предлагается продолжить предложение: «Рыбка живет в... (реке, пруду, море)». Каждый раз педагог подчеркивает: рыбке для жизни нужна вода. Вода есть в реке, в пруду, в море.

Вариант для детей от 4 лет

Педагог показывает детям рыбку, предлагает сказать, как она называется, и выбрать картинку, на которой может находиться рыбкин «дом». Это должен быть водоем.

Когда дети освоят этот уровень игры, можно давать короткую справку: окунь - морская рыба. Он живет в море. Акула - тоже морская рыба. Где она живет? Морские рыбы не боятся соленой морской воды.

Но есть рыбы, которые любят воду без соли, или пресную воду. Такие рыбы называются пресноводными. Они живут в реках, озерах, прудах.

Щука - пресноводная рыба. Где она может жить? Может она жить в море?

Для «опознания» рыб и запоминания их названий можно использовать загадки.

Вариант для детей от 5 лет

На предшествующих этапах дети должны познакомиться с названиями рыб и их внеш ним видом.

Перед детьми раскладываются карты с изображением водных бассейнов: на одной нарисовано море, на другой - река (озеро). Каждый играющий получает по три-четыре рыбки. (Рыбок можно брать самостоятельно, но, к примеру, с закрытыми глазами.)

 

Играют парами или мини-командами. По жребию определяют игрока (команду), делающего первый ход. Он говорит: «Это такая-то рыбка. Она любит соленую морскую воду и живет в море». Или: «Это такая-то рыбка. Она не любит соленую воду. Она любит пресную воду и живет в реке или в озере». Если утверждение верно, ведущий (взрослый или ребенок-«знаток») разрешает поселить рыбку в подходящий водный бассейн и дает за это игроку бумажную фишку.

Затем ход делает другой игрок.

В конце игры подсчитывают количество полученных очков. Если ошибок в ходе игры не было, игрокам (командам) можно предложить дополнительное соревнование отгадать загадки. Можно предложить играющим загадать загадки о водных обитателях. (Если дети не первый раз играют в игру, они рано или поздно эти загадки запомнят.)

Эту игру (при наличии больших карт и крупных контурных изображений) можно использовать во время экологических праздников и досугов по природоведению. В сложных или спорных случаях можно просить «помощь зала»: загадки могут загадывать присутствующие в зале взрослые, отдавая свои голоса той или иной команде.

В качестве решающего тура игры можно предложить командам составить короткий рассказ по своей «заселенной» картинке.

Для выявления победителей можно задать командам дополнительные вопросы.

1.Какие еще животные живут в морях?

2.Какие еще животные живут в реках и озерах?

3.Что значит выражение «рыба-хищник»?

4.Что значит выражение «нехищная рыба»? Можно ли сказать, что такая рыба травоядная? Разве в море или в озере есть трава?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.