КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Осмысление проблем власти в арабском мире
Своеобразное толкование политическая власть получила в арабском мире, где необычайно велика роль религии. Ислам (буквально означающий покорность) является одновременно религией и социальным порядком. Ислам соединяет власть с авторитетом Бога. Монистская культура, основанная на принципе единства (1ам>ШсГ), приводит к утверждению некоего унитарного обязательства: гражданское подчинение не отделяется от подчинения религиоз-
ного. И та и другая его разновидности подчиняются только закону. Последний приобретает авторитет только от Бога. И только Бог определяет, что является справедливым, и создает суверенную власть. Об этом прямо говорит один из видных специалистов исламской цивилизации Абдол Хосейн Зарринкуб: «Фактически ислам правил по единому закону, опирающемуся на Божественное Откровение одинаково по всему простору своего распространения. Ислам требовал беспрекословного подчинения этому единому закону»355. Западная этатическая логика основывается на политическом пространстве, претендующем на суверенитет как с точки зрения создания права, так и с точки зрения легитимности. Политический порядок в мусульманском мире не может основываться на таком построении суверенитета. Если халиф является «помощником пророка», если УаН в исламском Иране является «помощником помощника Бога», то такое делегирование может восприниматься только как инструментальное: представитель будет действовать во имя Бога, замещая пророка, или имама у шиитов, но он не может претендовать на их авторитет, на суверенную способность судить о справедливости. Если претендовать на такую компетентность, то надо признать существование человеческого источника права и Закона и тем самым поставить под вопрос монистский принцип и, значит, оказаться в сетях дуалистской концепции, которая имеет место в христианстве, в частности в воззрениях Фомы Аквинского. Для государя такой подход связан с опасностью освобождения легитимного пространства, которое было бы выше его и которое подпитывало бы тем самым исламистский протест против правления356.
Монистская и номократическая концепции политического обязательства основываются на определении типа власти, находящейся не у государя. История мусульманского мира показывает, что чисто номократическая власть неприемлема. Прежде всего потому, что закон никогда не сможет все предвидеть. Коран, дополненный Сунной357 и хадисами358 (совокупность действий и
слов пророка, и в силу этого являющихся легитимными), не может охватить всю совокупность конкретных проблем, встающих в городе. Такая открытость уже являлась значительной. Хадисы стали удобным средством легитимации решений государей, которые воспринимались как обязательные. Для того чтобы способствовать обновлению и избежать статичности всякого номократического порядка, были добавлены уИНа-ё, т.е. усилие того, кто знает закон, для оценки новых фактов, и гф'та, т.е. единство сообщества верующих (фактически знатоков закона) в издании новых легитимных правил. И если тот и другой новые источники отсылают к закону Бога, то их авторитет берет начало у Бога и наделяет их властью. История мусульманского мира показывает, что номократичес-кое обязательство в реальности идет еще дальше. Культура, определяющая действия на Земле (в отличие от индуистской культуры) и построенная на пространстве, отмеченном войной, завоеваниями, а также племенным соперничеством, потребовала наделения государя повышенной, скажем так, политической эффективностью и способностью управлять империей. И потому государь в мусульманском мире обладает аргументом необходимости {йНагипууа). Не имея возможности представать в глазах населения обладателем суверенного авторитета, государь стремится создать из обязательств политический порядок идеального города, желаемого Богом. Это усилие контролирует стратегию легитимации, используемую государем: это было прежде. Это есть и сейчас. Государь руководит тем самым процессом производства политического обязательства в мусульманском мире. Это получает разное выражение: легитимация может приобретать прямо религиозную ориентацию или стремится получить максимум из аргумента необходимости. В первом случае демонстрируется связь, объединяющая государя с волей Бога. Аргумент может быть генеалогическим по примеру связи алауитского монарха в Марокко или хашемитского короля в Иордании; в современных условиях государь требует подчинения на основе принадлежности к семье пророка. Он может быть также мессианическим: в намерении МаксИ государь возникает из обязательства во имя миссии восстановления, которую Бог ему доверил, как халифам в Магрибе XIII в., которые претендовали на осуществление мессинического дела Ибн Тумерта. Та-
ким же образом некоторые движения меньшинств, например в Иране имама Хомейни, также опираются на МакШ359. Аргумент может быть и просто функциональным: государь требует подчинения, так как он предстает как защитник сообщества верующих и гарант применения зкапа360. На этом тезисе была построена классическая теория халифата, на чем настаивают халифы аббассидов361. Последние требовали от подданных подчинения не потому, что они — наследники пророка, а потому, что они призваны исполнять доверенную им политическую власть, а также потому, что их задача заключается в защите ислама. И тогда становится возможным делегирование: марокканские ватассиды (XV—XVI вв.) требовали права обязывать, так как они представляли османского халифа; а прежде альморавиды362 (1056—1146) строили свою легитимность на том, что они представляли аббассидских халифов. Иранская теория уе1а-уа1-е/акИг является особым случаем, отражающим специфику шиизма. Вопрос лидерства в мусульманской общине после смерти пророка Мухаммеда привел к образованию партии (араб, аш-ши'а) Али. Последователи этой партии — шииты, составляющие около 13% всех современных мусульман, считали, что только наследники пророка через Али и его жену, дочь пророка Фатиму, могли быть законными руководителями (халифами, имамами) государства363. 359 Махди — мусульманский мессия, спаситель. 360 Шариат (араб, шариа, буквально - надлежащий путь) - свод му сульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенный исламом «вечным и неизменным» плодом Божественных установлений. 361 Аббас (ум. 652) — самый младший сын Абдул-Мутталиба, принял ислам. Наследники Аббаса, через его сына Абдуллаха, позже явились ос нователями второй исламской династии — Аббасидов (750-1258) (См.: Доктор Рахман. Краткая история ислама. Хронология событий 570-1000 гг. от Рождества Христова. М., 2002. С. 47.). 362 Альморавиды - принятое в литературе название династии и госу дарства в Северной Африке. К 1090 г. государство включало Марокко, За падный Алжир, мусульманскую Испанию, Балеарские острова. Государство альморавидов уничтожено Альмохадами. Альмохады — принятое в литера туре название династии и государства в Северной Африке (1121/22-1269). Государство альмохадов образовано в процессе борьбы с альморавидами. 363 Си.: Доктор Рахман. Указ. соч. С. 295-301.
Согласно представлениям шиитов, пророк передал свой авторитет своим наследникам; Али — своему зятю, первому имаму до Махди, двенадцатому имаму, исчезнувшему в возрасте четырех лет. Его отсутствие является только временным: в ожидании его возвращения осуществление авторитета может быть либо отложено, либо осуществляться тем или теми, кто знает закон и кто обладает компетентностью по руководству городом как помощники последнего имама. Первый тезис приводит к удалению шиитского клира от политической жизни и квиетиетской364 позиции, тогда как вторая широко используется в Исламской республике Иран с 1979 г. Некоторые из государей арабского мира стремятся построить свой авторитет на политической аргументации. Правда, речь не идет о легитимации светской природы на основе аргументации Корана в необходимости власти; государь стремится оценить эффективность своей деятельности как условие, призванное обеспечить подчинение своих подданных. Аргумент может быть идентифицирующей природы: государь, по примеру Саудовской династии, побуждает оценивать свою племенную и семейную идентичность на основе авторитета, находящегося на службе Бога. Он может быть также функциональной природы: государь объявляет подчинение во имя эффективности его политического действия как своеобразное доказательство, что оно отвечает необходимости сильной политической власти, спасающей от хаоса, который в исламской традиции является высшим злом. Функциональная аргументация может согласовываться с экономическими и социальными изменениями, с военной необходимостью (отметим в этой связи значительную роль, сыгранную сражениями деколонизации, израильско-арабскими войнами, конфликтом в Сахаре) или построением современного государства (апеллируют к конституции, территории и бюрократии). Эти процессы легитимации и необходимости имеют тройное ограничение. Прежде всего, они наделяют государя авторитетом 364 Квиетизм (от лат, цшепд$ — спокойный, безмятежный) — религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в XVII в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.
опосредованным, неустойчивым, временным, что подвергает риску любую попытку его опротестования в ситуациях кризиса со стороны более высокой легитимности. Такие попытки имели место в истории в тех случаях, когда осуществлялась смена режимов, основанных на военных завоеваниях и не обладающих религиозной идентичностью. Пример монголов, исламизированных не так давно, показателен. Режим здесь был установлен на основе необходимости утверждения сильной власти. А потому политическое обязательство подданного было искусственным и подвержено опасности устранения, так как основывалось на регламентных актах вне-религиозного характера, т.е. не связанных с исламом. В наши дни нечто подобное существует в Сирии и Ираке (до американской оккупации его и тем более после нее). Здесь этатическая логика находится под постоянным подозрением в проведении иностранного влияния, а значит, противоречит основам легитимности, опирающейся на ислам. Есть все основания утверждать, что чисто политическое усилие по легитимации власти в арабских странах возможно только тогда, когда оно не противоречит религиозной природе этих стран. Президент Ассад был вынужден отступить после того, как было выяснено, что его проект конституции 1973 г. не содержит религиозного обоснования, а центральным принципом нового институционного порядка объявлялся «новый араб». Двенадцатью годами ранее подобное произошло с Бургибой, когда он объявил построение современного Туниса. Наконец, любая формула легитимации должна завершаться символикой религиозной природы. Отказ от нее прямо связан с дефицитом или кризисом легитимности, что неизбежно может сопровождаться революционными событиями, как это имело место в Иране, когда исламский календарь был заменен имперским. Однако в прошлом, ушедшем уже в историю столетии появились и иные представления, связанные с тем, что власть должна основываться на светских принципах. Так, египетский теолог Али Абдель Разек в своем эссе «Ислам и основания власти», появившемся в 1925 г., писал: «Никакой религиозный принцип не запрещает мусульманам конкурировать с другими нациями во всех социальных и политических науках. Ничто им не запрещает разрушить устаревшую систему, которая их унижает и усыпляет. Ничто
не мешает им создать свое государство и свою систему правления на основе последних достижений человеческого разума, на основе систем, прочность которых доказана, а также на основе опыта наций, определяемых как наилучшие»365. Необходимое и достаточное условие для этого состоит в том, чтобы при любой форме правления «творилось добро» для подданных и исполнялись все религиозные обязанности. Книга Али Абдель Разека была объявлена еретической, а автор был исключен из состава коллегии улемов366 и лишен права занимать должность мусульманского судьи. Как видим, Али Абдель Разек рассматривает ислам как чисто религиозное послание. И потому религия оказывается как бы вне поля политической рациональности. И это отличает воззрения данного автора от взглядов тех арабских мыслителей, которые видят в исламе единственный источник авторитета. 365 АЪАеггащ А. V Ыат е! 1ез Гопйетепй с!и роиуот Р., 1994. Р. 156. 366 Улемы (араб.) - мусульманские богословы и правоведы в странах распространения Ислама.
Глава 5. Развитие взглядов на власть в России
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |